Как у мусульман поминают умерших

Поминки в исламе

Согласно мусульманским традициям, похороны умершего должны проводится как можно быстрее. Пророк Мухаммад говорил, что не следует задерживать процедуру предания тела земле. Если покойный был хорошим человеком, то чем скорее он будет похоронен, тем раньше сможет вкусить блага райской жизни. Если же умерший при жизни творил много плохих дел, то быстрое погребение позволит сбросить зло с плеч родных и близких.

Похоронный обряд в исламе носит название джаназа. Порядок его проведения описан в Сунне Мухаммада. За выполнение обряда отвечают родные и близкие покойного, для которых похороны являются религиозным обязательством (фардом). Если у умершего нет родственников, то хоронить его должны мусульмане, которым стало известно о смерти этого человека.

Похороны у мусульман состоят из нескольких основных стадий:

  • Подготовка. Перед смертью человек читает шахаду. Если он не в состоянии это сделать, то ее шепчут ему на ухо.
  • Омовение. Тело умершего мусульманина омывают от 1 до 3 раз. Совершают процедуру минимум 44 человека.
  • Облачение в саван. Традиции ислама запрещают хоронить покойников в одежде. Умерший окутывается специальным саваном из белой материи.
  • Похоронная молитва. Она читается имамом мечети или человеком, который его заменяет. Намаз совершается стоя, без земных и поясных поклонов.
  • Захоронение. Хоронить умершего принято в день смерти или на следующий день. Мусульманские обычаи не предусматривают использование гроба. Покойного кладут в просторную могилу на правый бок таким образом, чтобы тело было направлено в сторону Каабы. Нишу с умершим закрывают досками, после чего засыпают землей.
  • Обозначение могилы. Религиозные авторитеты выступают против размещения каких-либо отметок возле места захоронения. Но большинство мусульман придерживаются традиции установки надмогильных камней с указанием имени, а также дат рождения и смерти.

Как правильно помянуть мусульманина?

В христианских культурах после похорон обычно устраивают поминки. В исконном исламе подобной традиции нет. Но аналог поминального обеда у мусульман в странах СНГ и в некоторых других уголках мира все-таки присутствует. Многие верующие в Аллаха устраивают поминальные трапезы на 3, 9 и 40 день после смерти. Исламские религиозные авторитеты, как правило, не одобряют подобную практику, называя ее заимствованием у христиан. Также большинство имамов категорически против роскошных застолий по время поминок. Приготовление еды вообще считается не обязательным. Согласно исламскому учению, первые три дня после смерти человека питаться в его доме запрещается. Считается, что мусульмане должны и материально, и духовно помогать родным и близким покойного, а не объедать их.

Общие принципы мусульманских поминок следующие:

  • поминальная трапеза должна быть скромной. Пышные застолья в исламе устраиваются только в честь радостных событий. Кроме того, поминки не должны быть тяжелым финансовым бременем для семьи усопшего. Многие духовные отцы советуют друзьям и знакомым покойного брать на себя расходы по организации поминальной трапезы;
  • терпение — одна из главных добродетелей мусульманина. Поэтому по время поминальной трапезы не нужно громко и публично оплакивать покойного, причитать. Ритуал проходит в тишине и спокойствии. Праздные разговоры не приветствуются;
  • на поминки следует пригласить муллу. Наставления духового отца помогут правильно принять смерть близкого человека. Произносить застольные речи об умершем не принято. Присутствующие должны сосредоточится на молитвах за душу покойного, которые читает мулла;
  • до недавнего времени женщины на поминальный обед не допускались. Сейчас эту традицию обычно не соблюдают. В то же время, мужчины и женщины рассаживаются отдельно друг от друга — например за разными столами или даже в разных комнатах. Детям на поминках присутствовать запрещено;
  • за поминальным столом принято раздавать подаяние (хаер). В качестве пожертвований могут выступать деньги, чай, платки, мыло;
  • алкоголь на поминках категорически запрещен. А вот подача сладостей — хурмы, печенья, изюма и других — приветствуется. Считается, что такие блюда символизируют сладость загробной жизни для покойного;
  • присутствующие на обеде должны быть одеты в белые одежды. Ношение нарядов в темных тонах не допускается.

Для тех, кто желает поминать по Корану, следует помнить слова пророка Мухаммада:

  • «Не ругайте и не оскорбляйте умерших, они уже получили то, что заслужили».
  • «Ругая и оскорбляя покойных, наносят боль его живым родственникам и друзьям».
  • «Не вспоминайте о ваших покойных, кроме как благом».
  • «Упоминайте только положительные качества умерших и воздержитесь от упоминания их пороков».

На какой день проводятся поминки?

Первый поминальный обед проводят в день похорон. Согласно священным текстам ислама, душа покойного в этот момент все еще пребывает на земле. Она испытывает сильные страдания, облегчить которые можно почтением и молитвами со стороны родственников, друзей и близких. Особых требований по приготовлению поминальных блюд в мусульманской традиции нет. Руководствоваться нужно личными предпочтениями и местными кулинарными обычаями. Например, у татар принято подавать плов, суп из баранины с лапшой. Казахи обычно готовят национальные блюда — талкан, тары, баурсаки.

Помимо дня похорон поминки принято устраивать также на 7 и 40 день. В некоторых мусульманских обществах также проводят поминальные обряды на 3, 36 и 51 сутки с момента смерти. Смысл ритуальных обедов может меняться в зависимости от национальных обычаев мусульманской общины. Некоторые считают, что поминки помогают душе заслужить прощение у Аллаха и получить место в раю. В других обществах поминальные обеды призваны расположить дух умершего к живым. Эти представления уходят корнями в язычество. Согласно этим верованиям, если задобрить душу покойного, она будет помогать родным и близким в различных делах.

Практически во всех мусульманских обществах принято поминать умершего через год после смерти. Считается, что именно в это время душа окончательно покидает земной мир. Существует большое количество традиций и ритуалов, которые принято совершать на годовщину смерти. Обычно в этот день приглашают всех родственников, знакомых и соседей. Поминальную трапезу рекомендуется проводить очень скромно, но нередко мусульмане устраивают пышные застолья. Они символизируют окончание периода траура, в течение которого в доме покойного запрещалось проводить свадьбы и другие торжества.

Какие молитвы читают на поминках?

Молитвы об умершем призваны обеспечить его душе лучшую участь в загробном мире. На это случай существуют специальные дуа (мольбы). Непосредственно после погребения следует обратиться к Всевышнему с такими словами «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!». В дальнейшем при поминовении следует читать следующую дуа: «О, Аллах, прости живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, старым и малым, мужчинам и женщинам! Сделай так, чтобы те, кому Ты даруешь жизнь, жили по законам ислама, а тех, кого Ты упокоишь, упокой в вере! Не лишай награды за него и не сбивай с пути после него».

Мусульманские поминки

Похоронные традиции разных народов и религий сильно разнятся. Различия касаются не только самих похорон, но и поминовения умерших. Так, у православных принято устраивать поминальную трапезу на третий, девятый и сороковой день после кончины человека. Поминки у мусульман – сложная и спорная тема. Хотя мусульманские поминки прямо не запрещены Шариатом, отношение к ним в традиционном исламе иное, нежели у православных.

Мнения духовных лиц конфессии здесь расходятся. Отношение к поминкам в Исламе и практика поминовения умершего человека по-разному решаются у разных мусульманских народов. Это вопрос не столько религии, сколько местных традиций, обычаев и укладов.

Общие принципы поминовения в Исламе

  • Застолья в Исламе должны устраиваться по поводу радостных событий, но не горестных. Поэтому поминальная трапеза должна быть скромной.
  • Поминальный обед мусульман не должен отвлекать от скорби в первые дни после кончины и напоминать о ней спустя сорок дней.
  • Мусульманские поминки не должны финансово обременять семью усопшего и вынуждать их к излишним тратам.

Дни поминок у мусульман

Исламские традиции не устанавливают конкретные дни поминок у мусульман. У многих мусульманских народов есть традиция проводить поминки на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Некоторые религиозные авторитеты критикуют подобный обычай, указывая, что он заимствован у соседей-христиан. Несмотря на критику, эти даты поминовения у мусульман распространены. Также есть практика проводить поминальную трапезу в день смерти и спустя год. Однако однозначного ответа на вопрос, на какой день проходят поминки у мусульман, не существует.

Читать еще:  Греческий пасхальный хлеб

Поминки у мусульман: традиции

У мусульманских поминок есть ряд важных особенностей. Терпение – это одна из важнейших добродетелей ислама, а потому традиции запрещают причитать по умершему, громко и публично его оплакивать. Поминки у мусульман проходят в тишине и спокойствии, без лишних разговоров.

Среди мусульманских общин принято собираться для чтения Корана, и поминки не исключение. Поэтому на них принято приглашать муллу для чтения молитв. Ислам утверждает, что для любого верующего необходимо помнить о смерти, а наставления духовного лица помогут правильно воспринять уход близкого человека.

По сей день в традиционных семьях есть обычай проводить раздельные мусульманские поминки для мужчин и женщин. В не столь консервативных общинах ограничиваются отдельными столами или размещением на разных концах стола.

Многие духовные лица отмечают, что подготовка к трапезе может быть финансово затратной и отвлечь семью умершего от скорби. Поэтому многие духовные лица наставляют друзей скорбящей семьи брать заботы по организации мусульманских поминок на себя.

Поминки у мусульман часто сопряжены с раздачей милости (хаир). Нередко мусульманам советуют не тратиться на пышные поминки, а совершить благое дело, накормив и одев нуждающихся. Дары могут быть разными, обычно для хаира используются чай, платки, деньги (фиксированной суммы нет).

Где проводить поминки у мусульман?

Согласно традиции, мусульманские поминки принято проводить в доме семьи покойного. Хотя соблюдение этой традиции желательно, ситуации бывают разные – например, когда дома не хватает места для всех приглашенных. В таком случае возможно провести мусульманскую поминальную трапезу в кафе или ресторане.

Угощения на мусульманских поминках

На поминки у мусульман принято готовить повседневные традиционные блюда. У татар-мусульман принято готовить суп из баранины или говядины с лапшой, часто также подают плов. У казахских мусульман принято подавать национальные блюда: тары, талкан, жети нан, баурсаки. Разумеется, на мусульманских поминках недопустим алкоголь (употребление спиртного считается в исламе грехом). Часто подают сладости: хурму, сахар, изюм, печенье. Сладкие блюда в поминальной трапезе символизирует сладость загробной жизни для усопшего.

Возможно, вам будет интересно:

Рустам хазрат Хайруллин: «Усопшего надо хоронить в тот же день»

Часто родственники откладывают предание умершего земле из-за того, что не все желающие участвовать на похоронах успевают на них приехать. То же зачастую происходит и в случае смерти известных людей – тело не хоронят в день смерти, как это положено по религии, а ждут, пока с усопшим попрощаются люди. По словам Рустама хазрата Хайруллина, так поступать неправильно – ислам предписывает хоронить покойника как можно раньше, в день смерти.

Рустам хазрат, у татар-мусульман принято проводить поминальные трапезы («мэет ашы»). На таких собраниях совершают молитвы и читают Коран, угощают собравшихся, раздают садака. Такие мероприятия одобряются в исламе?

В предании говорится, как однажды к нашему Пророку Мухаммаду на улице встретился один из его сподвижников, который шел весь в слезах. Пророк остановил его и спросил: «Что случилось?» Тот сказал: «Посланник Аллаха, ты нам говорил, что наши родители – это двери в Рай, вот одна из этих дверей закрылась, скончалась моя мать. Я выполнял все ее поручения, никогда не огорчал ее, смог ли я исполнить свой долг перед ней?»

Пророк сказал: «Даже если бы ты всю жизнь носил ее на руках, это не стоило бы тех мучений, которые она испытала при родах». Поэтому мы не должны забывать тех, кто нас покинул, наших предков, родителей. Вспоминать наших родителей молитвами – это сунна нашего Пророка.

Совершение дуа, тем самым вспоминая умерших – об этом также упоминает Всевышний Аллах в своем Коране. Поэтому я желаю всем нам быть почитателями своих предков, родителей, вспоминающими их молитвой.

Почему такие поминальные трапезы проводятся на третий, седьмой, сороковой и пятьдесят первый день после смерти? Что эти дни означают?

Конечно, в нашем народе есть обычаи. Действительно, третий, седьмой, сороковой и пятьдесят первый день после смерти – это очень тяжелые дни для покойного. Но, опираясь на приведенный выше хадис, души умерших, особенно родителей, мы должны вспоминать ежедневно. Даже если каждый день будем проводить такие собрания, читать Коран для них – этого будет мало.

Конечно же, так часто проводить какие-то большие мероприятия мы не можем. Но в эти обозначенные дни желательно, чтобы в дом пришел Коран, чтобы хозяева сделали доброе дело, накормив людей, выделяли из своего достатка помощь неимущим и сиротам.

Рустам хазрат, а как считать эти дни – со дня смерти или же со дня похорон?

Как сказал наш Пророк в своем хадисе, умерший должен быть похоронен в тот же день, день смерти. Нельзя заставлять покойника ждать из-за того, что не приехали родные, еще не до конца определились с местом для могилы, и так далее. Усопшего надо предать земле, следуя нашей религии, в тот же день, когда у него душа отделилась от тела. Поэтому день смерти и день похорон должны совпадать, и надо считать с этого дня.

Сейчас многие проводят поминальные трапезы не в положенный день, а переносят на выходные или праздники. Это правильно?

В будние дни обычно все работают, поэтому домашние религиозные мероприятия, чтение Корана лучше проводить в такой день, когда их могут посетить больше родственников, а значит, и молитв будет больше. Но если, например, седьмой день покойного приходится на середину недели, в этот день надо зайти в мечеть и отдать садака. А в выходные можно позвать муллу и провести чтение Корана с близкими и родными.

Где лучше собираться? В доме, где человек умер, или можно в любом другом месте?

У Шигабутдина Марджани есть изречение: «Три вещи сохраняют религию: первое – язык, второе – национальная одежда, третье – традиции и обычаи». В разных регионах и селах существуют разные традиции.

Допустим, в одной семье принято поминать человека в доме, где он умер. Не надо отказываться от этого. Аллах в своем Коране говорит: «Я не возлагаю на вас сверх ваших возможностей».

Если собирать гостей в доме, где человек умер, невозможно по каким-то причинам, это вызывает затруднения, то не будет грехом провести это в другом месте. Но лучше проводить так, как это принято в вашей семье.

Сейчас многие проводят «мэет ашы» в кафе, это правильно?

Нет какого-то ограничения относительно места проведения таких мероприятий, главное условие – это должно быть чистое и халяльное место. Это значит, что в здании не должно быть изображений людей, животных, на столе должны быть халяльные блюда.

Можно ли объединить поминальные трапезы на третий и седьмой день?

Самое лучшее, как я уже сказал ранее, ежедневно поминать близких молитвой. Аллах не требует от человека непосильного. Если нет возможности, садака можно отдать читающей бабушке или дедушке или отнести в мечеть. Допустим, умер глава семьи, а на жене остались трое детей, кредит, ипотека, долги. Такой семье, напротив, мы сами должны помогать. А при возможности, конечно, упомянутые выше дни надо отдельно отмечать молитвами и чтением Корана.

На 51-й день многие просто отдают садака мулле или абыстай, дома не собирают. Не будет ли это неправильным?

Читать еще:  Как поминают годовщину смерти

Нет. Все делается по возможности. Если желаете этого, проводите дома. Если нет возможности – можете просто отдать садака. Но совершить дуа за покойного – обязательно.

Существуют ли правила по разделению гостей на мужчин и женщин в зависимости от того, мужчина умер или женщина? Кому поручается чтение Корана в каждом из этих случаев?

Мне с детства запомнились слова: «Лучше пусть читает один мужчина, чем тысяча женщин». Поэтому предпочтительнее поручить чтение Корана образованному, дипломированному хазрату.

А кого звать в гости – тут определенного правила нет. Кто-то на третий день зовет мужчин, а на седьмой – женщин, на сороковой – и тех и других. Это тоже определяется существующими традициями.

По правилам, на мероприятии мужчины и женщины должны сидеть за разными столами. Но если нет возможности разделить, то в начале стола сажают мужчин, за ними, на стороне ближе к выходу, садятся женщины.

В некоторых регионах мероприятие через год после смерти проводят за месяц до даты смерти, а где-то назначают на тот же день. Как будет правильно?

Во-первых, мы – мусульмане, живем по мусульманскому летоисчислению Хиджра. Год по Хиджре на 11 – 12 дней короче, чем год по Милади. Поэтому такое поминальное мероприятие лучше провести заранее.

Рустам хазрат, почему проведение поминальных собраний желательно? Какое воздаяние ожидает человека, кто таким образом почитает умершего?

Благо от этого очень большое. Во-первых, мы человека поминаем молитвой, произносим тахлиль, читаем Коран, от имени умершего отдаем пожертвование – садака, кормим людей. Все это очень богоугодное дело, тому, кто все это проводит у себя, воздастся за его добрый поступок. В поминальных трапезах есть еще одна особенность – даже очень занятые и целиком погруженные в мирские заботы люди – родные, близкие, обычно находят возможность прийти на такое мероприятие, родные собираются вместе. Мы не только совершаем благое, произнося молитвы для души умершего, но и собираем родных, укрепляем родственные связи, а это является предписанием мусульманам.

А что будет, если не проводить ни одной поминальной трапезы для умершего, а просто каждый раз отдавать садака абыстаю или хазрату?

Все делается в зависимости от возможностей. Если у человека затруднительное положение, нет денег на проведение «аш», то пусть не делает – так даже лучше, чем ради этого влезать в долги и наносить себе вред в материальном плане. Можно просто позвать бабушку, которая почитает Коран, совершит дуа, и накормить-напоить ее. Но каждый мусульманин хотя бы раз в год должен провести у себя дома чтение Корана. Будет он вспоминать кого-то или это ифтар во время поста, Маулид – в честь дня рождения Пророка – один раз в год Коран в доме должен звучать.

Есть обычай приносить садака в дом, где умер человек. Откуда появилась такая традиция?

Посланник Аллаха в своем хадисе говорит: «Если в каком-то доме умер человек, в этом доме три дня не будет готовиться пища, о членах семьи заботятся соседи, родственники». Садака – это протягивание руки помощи. Кто приносит садака, помогает тем, кто потерял близкого, поступает очень правильно.

Надо ли приносить садака на поминальную трапезу, раздавать пожертвования во время мероприятия?

Милостью Всевышнего мы, опираясь на традиции, даем садака. Кто-то считает для себя унизительным брать эти пожертвования, якобы он не настолько беден и жалок. Это уже проявление невоспитанности и высокомерия. Да, пожертвования, помощь положено отдавать нуждающимся, сиротам. Но нам на наших семейных религиозных мероприятиях лучше раздавать садака и принимать ее от тех, кто искренне их нам дает. Если ты живешь в достатке – можешь отдать садака тому, кто в этом пожертвовании нуждается. Отказываться от садака – это греховный поступок.

Я обычно на таких трапезах говорил, что желающие могут передать садака в пользу мечети. Тогда мне один хазрат сказал: «Вот за этим столом может оказаться человек, который пришел, надеясь получить хоть какую-то помощь. Когда ты призываешь отдать садака мечети, все следуют твоему примеру и сдают в фонд мечети. И тому человеку приходится отдать, хотя он ведь сам нуждается».

Действительно, мы можем и не знать, что за столом есть те, кому такая помощь необходима.

А можно ли уносить гостинец со стола после такой поминальной трапезы?

Сейчас на таких мероприятиях люди обычно накрывают очень богатые столы. Гости, конечно, все не могут съесть, многое остается. Хозяева обижаются, что гости ничего не съели. Поэтому желательно, чтобы при подготовке не переусердствовать, не надо стараться превзойти других в богатстве угощения. Не стоит превращать поминальные трапезы в свадебные столы. А если уж была возможность, приготовили много и осталось, то нет ничего плохого в том, чтобы раздать эту еду в качестве гостинца. Это даже предпочтительнее, чем еда останется и испортится. Ведь это будет исраф. Поэтому не стоит отказываться, если предлагают гостинец с собой.

Как правильно раздавать садака? Обязаны ли это делать все присутствующие? Можно раздавать что угодно или только деньги?

Если человек решил поделиться своим достатком, то никакого осуждения за это быть не может. Сейчас раздают не только деньги – это могут быть книги, мыло, чай. Такое тоже возможно. Желательно полученный садака отдать сиротам и нуждающимся.

Рустам хазрат, есть еще традиция проводить годовщины смерти человека – два года, пять лет, например. Это правильно или просто дань моде?

Как я уже говорил, поминания умершего никогда не бывает много, это можно делать хоть каждый день. Поэтому ничего плохого в этом нет. Желательно, чтобы мы хотя бы раз в месяц совершали наши молитвы для душ умерших.

Еще есть такое поверье: если проведешь годовщину умершего, то в этом же доме будет еще один покойник. Это правда?

Не надо верить в эти нашептывания шайтана. Потому что судьба человека, его удел только от Аллаха. Кто-то говорит: «Если в доме умрут два человека, умрет еще и третий». Хочу сказать людям – лишь Всевышний Аллах знает и решает, когда завершится путь человека на этой земле.

Мусульманские поминки

Мусульмане строго придерживаются религиозных канонов как в повседневной жизни, так и при совершении посмертных обрядов. Однако есть вопрос, на который духовные лица не могут ответить однозначно: необходимо ли совершать поминки по умершему. Одни утверждают, что такая традиция сродни христианской или языческой. Другие не усматривают в проведении времени за воспоминаниями об ушедшем в мир иной близком и молитвах о нём ничего противного Аллаху. Поскольку прямого запрета на поминовение в Коране нет, принятие окончательного решения оставляют на усмотрение родственников покойного.

Общие принципы поминовения в Исламе

Поминальную трапезу организуют учитывая следующие моменты:

  • Поминальных блюд не должно быть много, и они не должны отличаться изысканностью. Поминки – это не торжество, а сакральная встреча друзей и родственников умершего.
  • Сама еда не должна становиться центральным фактором. Важна сама цель собрания, а не сопутствующие ему элементы.
  • Не приветствуются излишние траты. При скромном бюджете у семьи достаточно при поминовении обычного чаепития со сладким.

Дни поминок у мусульман

Поминать скончавшегося принято на 3-й, 9-й и 40-й дни по смерти, а также в годовщину. Многие усматривают в этом сходство с христианскими поминками. На самом деле такие даты выбраны согласно происходимым в теле умершего процессам.

  • на 3-й день искажаются черты лица,
  • на 9-й день истлевает плоть,
  • на 40-й день разложение касается сердца.

Соблюдение всех дней не является обязательным. Чаще всего последователи Аллаха вспоминают деяния умершего в день захоронения и через год по смерти.

Читать еще:  Какие субботы поминальные в 2018

Поминки у мусульман: традиции

Основная суть мусульманских поминок – обращение с молитвами к Аллаху. Однако цель в данном случае не умилостивить Всевышнего для склонения чаши весов в пользу прощения неправедных деяний умершего, а успокоить живущих, тяжко переживающих утрату. Достаточно часто на подобные собрания приглашают имама. Его размеренная речь, чтение Корана и рассуждения на религиозные темы настраивают близких покойному на принятие случившегося, осознание скоротечности человеческой жизни и получение ответов на терзающие душу вопросы.

Эмоциональное выражение чувств как и голошения не приветствуются. Спокойствие, мирная беседа и общие рассуждения – вот приемлемая обстановка на поминках. Домочадцам покинувшего этот мир следует принять волю Аллаха, пережить посланное испытание и главное – набраться терпения.

По давним традициям мужчины и женщины принимают гостей по разные половины дома. В современном мире и с учётом стеснённых жилых условий подобное не всегда возможно. Потому поминают все вместе, но рассаживаются по разные стороны общего стола или за двумя разными в одном помещении.

В мусульманских семьях приветствуется многочисленное потомство. Потому приглашение всех родственников на поминальный обед часто выходит затратным для домочадцев упокоенного. В этом случае духовные лица нередко просят более зажиточную родню оказать содействие в организации поминального обеда. Вполне приемлемо, если часть блюд будет приготовлено и принесено близкими. По давним традициям ужин для приехавших издалека на похороны готовили соседи умершего.

Ещё один вариант поминовения – раздача милостыни (хаир). Помощь нуждающимся всегда считалась среди правоверных богоугодным делом. В качестве подношения могут использоваться:

  • деньги (сумма устанавливается роднёй погребённого),
  • одежда (например, передача в детский дом или в другую семью),
  • небольшие сувениры (платки, канцелярские принадлежности, салфетки, прочие, в быту нужные, вещи),
  • продукты (печенье, чай, сахар, фрукты).

Где проводятся поминки у мусульман?

Обычай велит собираться в доме покойного, где сами стены ещё помнят дух ушедшего безвременно. В такой обстановке разговоры редко уходят за пределы цели собрания. Сильно переживающие утрату родственники могут болезненно отреагировать на подобную встречу. Дабы пощадить их чувства поминки можно устроить в кафе неподалёку. Каждый из пришедших может внести посильную финансовую лепту в общее дело.

Угощения на мусульманских поминках

Поминальный обед не должен состоять из деликатесов или особых яств. Рекомендуются традиционные национальные блюда, те которые были приняты в семье умершего или предпочитаемые лично им. На татарских поминках стол украшает тукмас (лапша отваренная в курином бульоне), бешбармак (та же лапша, но с обжаренными кусочками мяса), шурпа (суп на баранине). Казахи больше предпочитают мучное и каши – талкан (изготовлен из пророщенной пшеницы), баурсаки (пончики из пресного теста), тары тую (обжаренное и запаренное просо).

Сладости – фрукты, сухофрукты, выпечка и конфеты – являются обязательной частью накрытого стола. Как сладки поминки – такой пусть будет для упокоенного и жизнь в загробном мире.

Важно! Алкогольные напитки на мусульманских поминках не употребляют.

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Мусульманские поминки

Законы Ислама обязательны для мусульман, где бы они не проживали. Следуя религиозным канонам (по Шариату), для траура по усопшему отводится три дня с момента его смерти. При этом вместо поминального обеда можно проводить обряд «садака». По мусульманской религии, это не только раздача милостыни нуждающимся, но и любое иное действие, которое приносит пользу, служит во благо людям.

Что же касается проведения поминок в такие даты как 7 дней, 40 дней, годовщина со дня смерти, то по Исламу ритуальный обед не является «сунна» (рекомендованное Кораном деяние). Также нельзя считать их «фарзом» (обязательным требованием). Тем не менее, у многих мусульман принято отмечать поминки не только в день смерти, но и на 7-ой, 40-ой день, а также, когда со дня смерти прошел 1 год.

Ритуальный обед у мусульман, так же, как и поминальная трапеза у христиан, организовывается для поминовения человека, недавно покинувшего этот мир. Но сам подход к проведению этого мероприятия существенно отличается.

Поминки характеризуются скромным набором блюд на столе. Как правило, готовят ту пищу, которая принята для данной народности или является традиционной для семьи покойного. Особых каких-либо поминальных блюд у мусульман, в отличие от христиан, не существует. Скорбящие родственники, близкие, друзья, соседи за столом ведут себя скромно. Принято приглашать муллу на поминки, чтобы он читал молитвы.

м. «Тропарёво», ул. Академика Анохина, д. 60

Рядом с Хованским и Востряковским кладбищами

м. «Красносельская», ул. Верхняя Красносельская, 8 к3

  1. Расположение. Кладбища в шаговой доступности, близко расположены метро и парковка для личного транспорта.
  2. Меню. Можно выбрать блюда, которые будут соответствовать обычаям, вероисповеданию, традициям заказчика.
  3. Не запрещается приносить с собой алкоголь.

При этом сами поминки обойдутся недорого — экономный вариант поминального меню стоит 1000 рублей за человека.

Традиции

Как и в повседневной жизни, так и на поминках, Ислам требует соблюдение правила, по которому мужчины и женщины должны находиться отдельно. Если не получается усадить гостей в разных помещениях, то обязательно приглашают за отдельные столы. Дети присутствовать на этом скорбном мероприятии не должны.

Обычаи Ислама также требовательны к одежде присутствующих за поминальным столом. Она должна быть спокойных, светлых тонов. Женщины должны быть одеты в закрытые платья (либо длинная юбка и кофта), голова покрыта платком.

Традиционно мусульманский поминальный обед проходит практически в полном молчании. Не приветствуется плач по усопшему, разговоры и воспоминания о нем. Согласно изречениям Пророка если родные плачут, то слезы приносят душе покойного мучения.

У мусульман на поминках принято раздавать подаяние (хаер). Делает это каждый присутствующий другим. Хаером могут быть деньги, чай, платки, что-то иное. После того как по кругу раздали хаер, мулла читает молитву.

При заказе поминальной трапезы через форму на сайте действует скидка на всё меню

Особенности меню

На многих поминках, проводимых мусульманами, на столе можно наблюдать традиционные, повседневные блюда – суп с лапшой, приготовленное без изысков мясо, вареную картошку, свежую зелень. Практически всегда на столе есть сладости — символ сладкой райской жизни. Любой алкоголь строжайше запрещен (харам).

Помины на день похорон. Крайне важный ритуальный обед. Считается, что если родные и близкие не проявят покойному должного уважения, то душа его будет очень страдать. Выражением скорби по Шариату молчание, поэтому за столом практически не разговаривают. Речи касательно усопшего не приветствуются. Все присутствующие на поминках слушают молитвы за покойного, которые читает приглашенный на поминки мулла.

7-ой и 40-ой дни. В эти поминальные дни за столом только самые близкие родственники. Обязательно присутствие муллы для чтения молитв. В большинстве случаев на стол подается чай и сладости. В память об усопшем раздается подаяние (хаер).

Годовщина. Поминальная трапеза на годовщину смерти проводится всеми мусульманами. Следует сказать, что в зависимости от страны, где проживают мусульмане и народности, к которым они относятся, разительно меняется смысл организовываемой поминальной трапезы.

Если у одних народов поминки проводят, чтобы грехи усопшего были прощены, а душа его попала в рай, то другая группа верующих уверена, что посредством устраиваемого обеда душа покойного задабривается, и она будет им помогать в дальнейшем по жизни, выступая в качестве ангела-хранителя. Поэтому стол может быть, как очень скромным, так и роскошным, с обилием разнообразных блюд.

В большинстве случаев меню мусульманского поминального стола состоит из следующих блюд:

  1. Суп с домашней лапшой. Мясной бульон из говядины, баранины или курицы.
  2. Плов мясной. Ингредиенты – мясо (говядина или баранина), рис.
  3. Плов фруктовый. Ингредиенты – рис, морковь, курага, сушеные яблоки, изюм, чернослив. Добавляется сок (виноградный или яблочный).
  4. Чай.
  5. Халва с миндалем, иные сладости.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector