Как в старину праздновали пасху

Как праздновали Пасху на Руси и какие обычаи существуют в других странах

В Австралии пасхальные яйца делают в форме кролика или редкостного исконного животного австралийского континента – билби.

По русскому народному обычаю, в течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы.

Кулич

Еще одним традиционным пасхальным блюдом, несомненно, является кулич. Сложно представить праздник Воскресения Христова без этой сладкой сдобной выпечки, творожной пасхи и крашеных яичек. В Великую Субботу в церкви после службы производилось освещение всей той снеди, которую хозяйки приготовили к празднику.

Традиционно куличи готовились в русской печке в огромных формах цилиндрической формы, которые по размерам могли сравниться с ведром. В современных духовках, конечно, сложно приготовить кулич такого размера, но традиционная форма сохранилась благодаря многообразию различных формочек, которыми изобилуют прилавки магазинов. В качестве украшения куличей и пасх использовали разноцветное пшено, а теперь его заменяют специальными цветными сахарными обсыпками. В древней Руси принято было сохранять остатки пасхального кулича до праздника Светлого Вознесения, который отмечается через 40 дней после Пасхи.

Пасха

Разновидностей Пасхи великое множество. Делают ее и из сливок, и из топленого молока (тогда она приобретает красноватый оттенок), и на основе желтков, и с малиновым вареньем, и с мукой. Пасха бывает даже сырной и делается из творога, но не из обычного, привычного нам молочного продукта. На Руси творогом считалось прокисшее молоко, хозяйки собирали его в течение всего Великого поста и оставляли до Пасхи. Кислое молоко настаивалось, постепенно становясь более плотным. Именно поэтому пасха в старину получалась очень легкой, мягкой и обладала удивительным запахом.

Празднование Пасхи

Традиционно празднование Пасхи открывается с торжественного богослужения во всех православных храмах. Торжественная служба начинается ночью (перед воскресением) с пения и молитв. Во время службы священники с прихожанами совершают крестный ход вокруг церкви. Ровно в полночь, зажигают все свечи и огни, звучит звон колоколов, именуемый в народе, благовестом. На традиционное поздравление: «Христос воскресе!», отвечают: «Воистину, воскресе!». Пасхальное приветствие сопровождается троекратным целованием и обменом «крашенок». После богослужения, многие верующие стараются принести лампаду с благодатным огнем в дом. Начинаются гуляния. На праздничном столе непременно должны быть освященные куличи, пасхи из творога, крашеные яйца. Приготовленные блюда имеют христианскую символику. Вообще, для разговения, в старину накрывали столы, где присутствовало не менее 40 блюд (по числу дней поста). Пред началом застолья зажигают свечи и произносят молитву господу. Трапеза начинается с вкушения крашеных яиц. Сохранилась шуточная традиция: «яичные бои». Символ возрождения – пасхальное яйцо. Считается, что оно не портится в течение года. В старину, такое сохраняли для разных случаев. Считается, что пасхальное яичко помогает при лечении некоторых недугов, помогает найти затерявшуюся скотину. В православных традициях, Пасха – самый продолжительный праздник, длится 39 дней, до Вознесения.

Во время празднования Пасхи, принято угощать бедных и стариков, делать добрые дела, подавать милостыню, заниматься благотворительностью. Пасхальная неделя на Руси, традиционно, празднуется весело и с размахом.

Народные поверия и приметы

На Руси считалось, что если в первый день Пасхи пройти с первым снесенным яйцом, катая его по углам двора, то можно прогнать всю нечистую силу.

Также можно изгнать дурные мысли, злые наговоры, грехи, окропив комнаты в доме водой, набранной в пасхальную ночь из колодца (или хотя бы из крана).

Тот, кто родился в пасхальную неделю, будет иметь отличное здоровье, удачу и достигнет высоких чинов.

Чтобы девушке быстрее выйти замуж, во время церковного служения на Пасху нужно сказать: “Восресение Христово! Пошли мне жениха холостого!”

На Пасху сбываются все любовные приметы. Ушибешь локоть – вспомнит милый. Губа зачешется – к поцелую, а бровь – кланяться с милым.

Последнее (и, может быть, самое актуальное и по сей день) — в дни Пасхи нельзя шуметь и напиваться до потери сознания.

Праздник Пасхи любят не только в России, но во всем мире этот добрый праздник собирает за обильным пасхальным столом родственников и друзей. Правда, обычаи несколько разнятся.

США

В пасхальное воскресенье американские семейства обязательно посещают церковь, где проходит служба во славу Иисуса Христа, восставшего в этот день из мертвых. Служба сопровождается коллективным пением в честь этого события. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами. Дети получают корзинки от «пасхального кролика«, который еще ранним утром наполнил их цветными пасхальными яйцами и массой шоколада и конфет. В Америке очень популярна пасхальная игра: катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются, кто дальше и без остановки сможет прокатить свое яйцо. Самое большое соревнование бывает в пасхальное воскресенье на газоне близ Белого Дома в Вашингтоне. Сотни детей приходят со своими пасхальными корзинками, наполненными ярко раскрашенными яйцами, и катают их вниз по лужайке около президентского дворца

Австралия

Здесь очень популярны пасхальные яйца из шоколада или сахара — очень крупные и поменьше. Еще здесь пасхальные яйца любят делать в форме кролика или редкостного исконного животного австралийского континента — билби. Оказывается, зверек вскоре может стать пасхальным символом Австралии. Ученые таким образом надеются предотвратить исчезновение этого вида, привлекая внимание населения к серьезной экологической проблеме. По традиции пасхальное меню австралийцев состоит из жареной баранины, говядины или цыпленка с жареными овощами, подобными картофелю, моркови, тыкве, фасоли, гороху или брокколи. На десерт подают традиционное сладкое австралийское пасхальное блюдо — «Pavlova», это торт из безе, украшенный фруктами, киви, земляникой, ананасами и мандаринами. Очень популярны сладкие горячие булочки, которые австралийцы едят на завтрак в пасхальное утро перед обязательным посещением церкви.

Польша

В Польше в пасхальное воскресенье на столе появляются холодные мясные закуски и колбасные изделия, среди них — знаменитая белая колбаса из свинины, приправленной солью, перцем, мускатным орехом, чесноком и майораном. К ней обычно подают хрен со свеклой. Это блюдо называется «цьвикла». Праздничное застолье, конечно, не обходится без домашней выпечки и сладостей. В Германии тесто для пирога замешивают на молоке и яйцах, добавляют изюм, заплетают косичкой и выпекают в продолговатых формах. В Страстную Субботу устраивались похороны постного супа – «жура», а селедку, которая тоже была основной составной частью постной еды, вешали на дереве. Священнослужители в костелах кропили святой водой пироги, яйца, хрен, колбасу, ветчину, соль, перец, огонь и воду, которые потом использовались для различных магических действий.

Болгария

По болгарской традиции на Пасху много крашеных яиц выкладывают вокруг большого пасхального хлеба. Как и в России, болгары «чокаются» пасхальными яйцами до тех пор, пока на одном из них не появляется трещина, и желают при этом друг другу удачи. Самым удачливым считается тот, у кого дольше других пасхальное яичко останется целым.

Швеция

В Швеции Пасха не такой большой праздник, как Рождество, но в школах его начинают отмечать еще за неделю до наступления. Дети и учителя вспоминают и говорят о том, что Иисус умирал, а потом воскресал из мертвых. Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома пасхальными цветниками желтого, зеленого и белого цвета. В своих домах жители Швеции повсюду устанавливают желтых цыплят в обрамлении цветных нарядных перьев. Шведы едят на Пасху почти ту же пищу, которую они предпочитают на Рождество, но на этот раз гораздо больше уделяют внимания конфетам и другим сладостям. Пасхальные яйца они делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большой красивой конфете.

Читать еще:  Кулич пасхальный с фото пошагово

Италия

Темпераментные итальянцы необычайно трепетно относятся к чистоте собственного жилища и Пасха для них — это повод для грандиозной уборки. В Пасхальное воскресенье главной площади Рима собираются тысячи человек, чтобы услышать поздравления Папы. Испокон веков в Италии на Пасху было принято есть баранину с жареными артишоками, салатом из сладкого перца оливок и помидоров и соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательные атрибуты Пасхи — это коломба, что-то вроде русской пасхи, но с более ярким лимонным ароматом. Часто она покрывается миндалем и миндальной глазурью. На следующий день после Пасхи у итальянцев принято ходить на пикники с соседями и друзьями семьи.

Исландия

В Исландии Пасха празднуется очень весело. Основным пасхальным подарком, конечно же, является яйцо, их расписывают вручную специальными кисточками и красками или красят в луковой шелухе и устраивают на голове игрушечного цыпленка, что служит символом новой, светлой жизни. Всем знакомым дарятся карточки или открытки с пожеланиями и мудрыми изречениями, которые призваны помочь в дальнейшем данному человеку. Основным блюдом на Пасху считается ягненок, запеченный с овощами и рисом. На десерт подается двухцветное печенье.

Германия

Пасхе предшествует Страстная пятница. Многие немцы обязательно едят рыбу в этот день. Никто в Германии не должен работать ни в пятницу, ни в субботу, предшествующие пасхальному дню. А в субботний вечер в разных населенных пунктах Германии устраивают большой Пасхальный костер. Это очень популярное мероприятие, и очень многие люди приходят посмотреть на этот костер — символ конца зимы и сгорания всех плохих чувств. Утром в Пасхальное воскресенье каждое семейство в Германии проводит вместе время за завтраком. Родители накануне прячут корзины со сладостями, пасхальными яйцами и небольшими подарками. После завтрака они говорят детям: «Пасхальный зайчик спрятал от вас корзины, вы должны их найти». Дети ищут их по всему дому, и это очень веселый момент праздничного дня. Во второй половине пасхального воскресенья семьи наносят визиты своим друзьям и родственникам и пьют вместе чай.

Франция

Во французской Швейцарии к пасхальным обычаям относится «украшение родников». В более чем двухстах церковных общинах родники в деревнях украшают гирляндами из пестрых пасхальных яиц, бумаги, веток и лент. Рекорд принадлежит Бибербаху: на «самом большом в мире пасхальном роднике» висит гирлянда из более чем 8 000 яиц. Имеет смысл отправиться на прогулку по Оберлаузицу между Бауценом, Каменцем и Хойерсвердой, когда в пасхальное воскресенье через деревни проходят сорбские пасхальные рыцари. В шествии принимают участие до 400 великолепно разодетых мужчин. Они несут церковные знамена, крест, а иногда и статую Иисуса. Во Франции, согласно легенде, в Страстную пятницу все церковные колокола покидают страну, чтобы «пойти» в Рим. Снова они зазвучат только по возвращении в пасхальное воскресенье. На обратном пути они приносят детям шоколад в форме маленьких колоколов и раковин.

Как праздновали Пасху на Руси

Пасха – великий христианский праздник, посвященный чудесному воскрешению Иисуса Христа. Смысл и значение Пасхи для церкви настолько глубоки, что ее празднование считается самым важным событием церковного года.

«Праздников Праздник и Торжество Торжеств» – так величают Светлое Христово Воскресение на Руси.[cut]

Название праздника идет от древнего еврейского праздника Песах, посвященного исходу евреев из Египта, когда высшими силами были погублены все египетские первенцы, кроме еврейских. Это предание стало в глазах христиан прообразом искупления человечества от греха через смерть и воскресение Иисуса Христа, поэтому и Праздник Воскресения Христова получил название Пасхи.
Правила празднования Пасхи и ритуалы явились на Русь вместе с Христианством. Особенностью праздника можно назвать значимость каждого дня предшествующей недели, которую называют Страстной неделей.
Например, Великий Четверг называли Чистым. Смысл названия значился не только в духовном очищении и принятии таинства, но и в очищении телесном – особенно популярными были купания в бане, проруби, озерах и прочих водоемах. Обязательно – до рассвета.

Кроме того, в Чистый Четверг наводили повсеместную чистоту, кстати, не только в людских жилищах, но и пристанищах для домашнего скота и птицы. Между прочим, снесенные в этот день яйца, а после – на Пасху съеденные, представляли собой особенную ценность. Такие яйца защищали от всяческих хворей и прочей напасти.

Чистый Четверг знаменовал собою начало активной подготовки к предстоящему празднику. Первостепенное внимание уделялось предстоящему праздничному столу и крашению яиц. В большинстве своем народ расписывал пасхальные яйца (бисер и прочие украшения появились гораздо позже), считая подобное занятие чрезвычайно увлекательным.

Согласно древним традициям пасхальные яйца выкладывали на только что сорванную зелень (овса, например) или на небольшие листки кресс-салата (салат, кстати, растили иногда специально для Великого дня).

В Чистый Четверг же хозяйки начинали печь всевозможные пасхальные изделия. Это были различные пасхи, бабы, блины, медовые пряники и куличи, украшенные крестиками, изображениями всяких животных. Каждое изделие по праву считалось творческим произведением.

Кроме того, в этот же день готовили овсяной кисель. Его назначение состояло в том, чтобы ублажить мороз и как следует проводить. Тогда значимость киселя была слишком высокой – его нужно было отведать раньше пасхального кулича.
Великая пятница — самый скорбный день церковного календаря, когда принято вспоминать крестные страдания и смерть Спасителя.
Не случайно именно в этот день Страстной седмицы пост становится особенно строгим: по церковным канонам, не положено вкушать ничего, кроме воды и хлеба.
В соответствии с древнерусской традицией в Великую пятницу в церквах совершается поклонение плащанице, которую выносят на середину храма, оставляют там в окружении белых цветов, читают над ней Евангелие и исполняют погребальные песнопения
В день Пасхи на рассвете во всех церквях проходят праздничные службы, а накануне ночью повсеместно совершаются крестные ходы. Уже с полуночи можно поздравлять друг друга с Воскресением Христовым, при встрече говоря: «Христос Воскресе!» На что обычно отвечают: «Воистину Воскресе!» Далее трижды обмениваются поцелуями в щеку. Это праздничное приветствие в народе называют христосованием.

В субботу перед Светлым днем в храмах освещается обрядовая еда: пасха, кулич и крашеные яйца.

Освященное яйцо первым едят за пасхальным столом праздничным воскресным утром.

Важная пасхальная традиция – обмен крашеными яйцами. Их дарят родным, друзьям, соседям, раздают нищим и оставляют в церкви. Пасхальные яйца, в народе называемые «крашенками» или «писанками», являются символом новой жизни и возрождения.

Дети же на Пасху катают яйца с самодельных горок или стучат крашенками по очереди по разным концам. Существует даже ряд правил этих, казалось бы, нехитрых забав.

По обычаю накануне Пасхи выпекают высокий круглый сдобный хлеб – кулич, который освящают в церкви. Кулич является символом артоса – хлеба, благословленного Иисусом Христом во время Тайной Вечери.

Еще одним пасхальным блюдом является пасха – творог со сливками или сметаной, спрессованный в виде усеченной пирамидки, на боковых сторонах которой изображен крест и надпись «ХВ» («Христос Воскресе»). Пасха символизирует Гроб Господень.
Пасхальные рецепты были многообразными. Помимо мучных изделий и яиц к пасхальному столу подавали и иную снедь: печеного барашка, сочную телятину или умопомрачительный окорок. Все было только самое лучшее и свежее. Кстати, рыбу и горячее в эти дни не готовили.

Пасхальный стол должен был быть безупречным и ломиться от яств. Например, особо зажиточные индивиды иногда подавали аж 48 блюд. Их число равнялось количеству дней прошедшего поста.

Пасхальные блюда были тесно взаимосвязаны с урожайной символикой и ритуалами. Например, если в Церкви — после торжества — оставались освещенные яйца, куличи или прочие блюда, то их непременно закапывали в чистом поле. А одно пасхальное расписное яйцо оставляли себе и хранили вплоть до наступления сева. Те, кто не забывал взять с собою в поле (на первый посев) пасхальное яичко, получал уверенность в том, что предстоящий урожай обязательно будет богатым.

Еще одной особенностью Пасхального празднества считалось искреннее совершение добрых дел. Чем больше человеческих поступков совершалось, тем от большего количества душевных грехов можно было избавиться.

Читать еще:  Когда пасха в 2018

Праздник Пасхи продолжался в течение всей Светлой Недели. Накрытый стол всегда был к услугам гостей, а также тех, кто был не в состоянии отпраздновать Пасху, как положено – больных и нищих.

Приятным и чрезвычайно душевным ритуалом считалась игра на скрипке, чествовавшая Воскресение Господне. Скрипачи ходили от деревни к деревне и играли у окон каждого дома во имя Иисуса, за что после щедро одаривались хозяевами дома. Скрипачам непременно подносили чарку, пасхальные яйца, время от времени – деньги.

…В настоящее время Пасха (календарь каждого христианина призывно алеет долгожданными днями) по-прежнему остается одним из самых почитаемых и любимых праздников для всех и каждого. Не мудрено, ведь душевность, чистота и благостность этого поистине божественного праздника – в особенной цене, как, впрочем, и его смысл – возрождение и непременная победа жизненной силы.

Как отмечали Пасху на Руси?

Праздником праздников, Великим днем называет христианская церковь Пасху. Слово это происходит от древнееврейского «песах», что означает «переходить», так как возникновение праздника связано с освобождением еврейского народа от египетского плена и прохождением им пустыни.

Празднование христианской Пасхи связано с евангельскими событиями. В Евангелии от Матфея рассказывается, как ранним воскресным утром, после Великой субботы, две благочестивые женщины пошли к гробу Иисуса Христа, который находился в пещере, чтобы помазать его тело благовонным миром, поскольку этот обряд не был совершен над телом Спасителя во время его погребения.

В этот самый миг случилось «великое землятрясение». Ангелом был отвален камень, закрывающий вход в пещеру. Женщины увидели его сидящим на нем. «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес» — промолвил ангел, обращаясь к пришедшим. Женщины-мироносицы увидели гроб открытым. Там были лишь погребальные одежды Иисуса Христа. Воскресший Господь явился на обратном пути женщинам, а также в течение сорока дней являлся своим ученикам, продолжая учить их тайнам Божьего Царства (Мтф.28, 1−20).

В память о величайшем христианском событии воскресеньем назвали седьмой день недели и апостолы установили в этот день еженедельный христианский праздник. До этого в качестве праздничного дня отмечалась суббота в честь окончания творения Богом мира.

Праздновать христианскую Пасху заповедовали апостолы, ученики Христа. Если еврейская Пасха — праздник одного народа, то христианская — это праздник всех народов, исповедующих христианское вероучение без различия расовой и национальной принадлежности, социального положения. Пасха — праздник победы над силами зла и торжества бессмертия.

В воскресенье, как только зазвонят к заутрене, со всех сторон стекается народ к храму. Обычно места в самой церкви хватает не всем, и тому, кто пришел позже, приходится довольствоваться слушанием службы в церковном дворе.

По окончании службы священник освящает все продукты: яйца, куличи, сыр, масло, колбасу

Поздравлять с праздником и христосоваться начинали сразу же после окончания службы, обмениваясь при этом яйцами. Причем первое яйцо, полученное при христосовании, по поверью, имело целебную, можно сказать, магическую силу.

Удивительный обычай существовал на Руси: в день Пасхи всем желающим без исключения разрешалось взбираться на колокольню и звонить столько, сколько душа захочет, чтобы выразить ликование и радость. Фото: Pixabay.com

По распространенному поверью, солнце в этот день играет по-особому, словно радуется празднику. Праздничная обрядовость Пасхи не просуществовала бы столетия, если бы корнями своими не уходила в более древние языческие традиции.

Так появление в пасхальной обрядовости священных куличей, пасок, связано с особым почитанием нашими далекими предками хлебного каравая, символизировавшего плодородие земли.

На Пасху существовал обычай: вернувшись домой из церкви, хозяин дотрагивался освященной паской до всех коров, чтобы они были тучными. От кулича отрезалось несколько кусочков, которые хранили на протяжении года и использовали в случае необходимости как лекарство от болезней.

Освященному яйцу также приписывались магические свойства. Так бытовало мнение, что оно может потушить пожар. Для этого следует с освященным яйцом в руке обойти три раза вокруг дома, приговаривая: «Христос воскресе».

Верили также, что яйцо помогает в поиске кладов. Ведь, как известно, клады охраняет нечистая сила, которая, увидев пасхальное яйцо, непременно убежит, оставив клад без присмотра. С освященным яйцом в Ярославской губернии искали заблудившийся в лесу скот.

Украинцы и белорусы умывались водой, в которую опускали освященное яйцо и монеты, чтобы оставаться красивыми и здоровыми.

Чествование красного яйца, как доказали ученые, древнее христианства. Язычники видели в нем символ солнца, которое было одним из главных объектов поклонения. В сказаниях многих народов яйцо являлось источником жизни и вселенной.

Старинные традиции: как в Этнографическом музее праздновали Пасху

В рижском Этнографическом музее прошло празднование лютеранской Пасхи

РИГА, 2 апр — Sputnik, Владимир Дорофеев. Пасха — праздник не только религиозный, но и знаменующий приход весны и пробуждение природы. Прочувствовать, как праздновали это древнейшее событие в старину, смогли те, кто пришел в пасхальное воскресенье в Этнографический музей.

Рижский Этнографический музей — место уникальное. Все его экспонаты — различные крестьянские домики, избы и хоромы — настоящие. Они перенесены по бревнышку в музей со всех уголков Латвии и здесь собраны заново. В каждой избе масса крестьянского убранства, дающего представление о быте прежних эпох. Среди этнографических музеев Балтии рижский — старейший.

Пасху здесь праздновали, соблюдая все древние традиции. Сначала состоялось богослужение в старинной церкви с расписным потолком и резным деревянным алтарем, а потом устроили ярмарку с народными забавами, кушаньями по старинным и современным рецептам и продажей изделий народного промысла.

Что можно выудить в кипящем котле

Самый большой интерес у посетителей вызывал котел, в котором красили яйца. И дети, и взрослые с удовольствием присоединялись к процессу — заворачивали в марлю яйца с красителями, привязывали импровизированный мешочек к палке и опускали на этой «удочке» в кипящий котел, а через некоторое время с интересом разглядывали, что же получилось. Получались красивые и оригинально выкрашенные яйца. На одних отпечатались овес и льняное семя, на других прижатые к яйцу травки и полевые цветы сделали хитрые узоры, а на скорлупках, обмотанных нитками, оставались круги и спирали.

«В старину красить яйца настоящими красками большинство народа не имело возможности, не по карману было, — рассказывает Дайга Клявиня, преподаватель школы Спридитиса, из латвийского общества культуры. — Но голь на выдумки хитра, и яйца даже у самых бедных были очень красивые и затейливые. Природные красители не так дороги, а труд помогает из простого яйца сделать произведение искусства».

Самые красивые узоры получаются на белых яйцах. Если в марлевый мешочек вместе с яйцом положить очистки свеклы — яйцо покраснеет, если луковую шелуху — покоричневеет. Сейчас латвийцы в отличие от своих предков, не имевших морозилок, могут себе позволить для цвета положить в мешочек, например, мороженую вишню — для розового, или мороженую чернику — для синего. На коричневых яйцах очень интересно смотрится белая россыпь присохшего овса и семечек.

Азартные игры на интерес

Малышей на празднике больше всего привлекало катание яиц. По желобу нужно запустить большое деревянное яйцо. Чье яйцо укатилось дальше — тот и победил.

В старину эта забава привлекала и тех, кто постарше. Целые состояния проматывались на этих нехитрых состязаниях. Крестьяне соревновались друг с другом, заключая пари на деньги, чье яйцо укатиться дальше под горку. Причем катали сырые яйца, и чей «болид» разбивался по дороге, тот автоматически проигрывал.

Настоящее пасхальное яство

От игр на свежем воздухе разыгрывается аппетит. Выбор кушаний был огромен, во многих местах предлагали продегустировать деликатесы.

Среди различных блюд на ярмарке преобладают национальные рецепты, вот только далеко не каждый из них может похвастаться древней историей, некоторые хоть и народные, а все же весьма современные.

Выбрать блюдо, чтоб соблюсти пасхальные традиции не так-то и просто. Все дело в сильно отличающихся укладах жизни тогда и теперь. Сейчас желающие могут заказать шашлык или, например, пожаренную в беконе сардельку. Вот только прежде такие блюда были совсем не характерны для весеннего праздника.

«Раньше пост был обусловлен не только церковными правилами, но и самим укладом крестьянской жизни», — рассказывает колоритная хозяйка Илзе Бреде, которая приехала из хозяйства Donas, район Смилтенес. Илзе предлагает старинный суп raibu и пирожки со шпеком из серого хлеба — по старинным крестьянским рецептам. Возле ее прилавка — очередь.

Читать еще:  Какие самые полезные яйца

«Название супа raibu, можно перевести как «пестрый», но по-русски так про суп не говорят, — смеется Илзе. — Это весенний крестьянский суп, в него идет все, что осталось в погребе с зимы. Капуста, морковка, помидоры, разные обрезки колбасы и сосисок. Знаете, как говорят, у хозяйки из седьмой кастрюли в девятое блюдо еда перешла. Раньше-то дорого было еду выбрасывать, потому в ход шло все. Это сегодня фрукты-овощи со всего мира в каждом магазине и недорого. Раньше и господа не всегда могли за бешеные деньги что-то достать. А уж крестьяне питались только тем, что своя земля родила».

Как рассказала Илзе Бреде, старинные пирожки karšu maizes имеют русское название «Караш», только помнят его разве что в латгальских деревнях. Готовят их из ячменной муки с добавками разных семечек и злаков, а самая вкусная начинка для карашей — это шпек.

На разных площадках музея выступали народные ансамбли, этнографы устраивали хороводы и народные игры.

Атмосфера на празднике была радостная и, несмотря на снег, казалось, что природа вот-вот очнется ото сна.

Как праздновали Пасху в дореволюционной Москве

Пасхальный благовест москвичи встречали по всем церквям и соборам, украшенным цветами и огнями. Кое-где в воздух запускали ракеты – это были предшественники современных фейерверков. От Хамовников до Сокольников, по воспоминаниям современников, к вечеру субботы замолкал весь городской шум. Праздничные приготовления к этому моменту должны быть окончены.

С наступлением темноты люди тянулись к церквям. Остаться дома могли лишь совсем маленькие дети и старики. На улицах не слышно было даже криков извозчиков, гасли окна домов.

И только после полуночи людские толпы высыпали из храмов на улицы и тянулись в сторону Кремля – слушать колокольный звон.

Писатель и государственный деятель Петр Валуев так писал о московской Пасхе:

«Кто не видал пасхальной заутрени в Москве, тот не может составить себе понятия о торжественном зрелище, какое оно представляет, и об умиляющем впечатлении, которое оно производит. Можно говорить о зрелище, говорить, видеть, а не слышать, потому именно, что частью к чувству зрения прямо относятся те отличительные черты, которые принадлежат торжественной ночи на Пасху в Москве».

После торжественной встречи Христова воскресенья и богослужения в храме, москвичи отправлялись на народные гуляния. С окончанием Великого поста запрет на все увеселения был снят. Теперь можно было и потанцевать. Хороводы и уличные танцы сопровождались музыкой и пением. На московских бульварах стояли большие карусели и качели. В парках были разбиты уличные ярмарки, где продавались самодельные сувениры и цветы.

Москвичи с удовольствием посещали трактиры и кафе, чтобы побаловать себя заморскими деликатесами после столь долгого воздержания.

Веселее всего было детям. Одной из самых популярных игр были так называемые «каталочки»: для них требовалась небольшая дощечка и пасхальные яйца. Задачей было запустить крашеное яйцо сверху по доске и сбить остальные яйца, находившиеся внизу. Неудачно скатившееся яйцо, разумеется, игроку не возвращалось. В первые три дня Пасхи для московских мальчишек самым желанным развлечением было забраться на колокольню собора на Пресне и позвонить в колокол.

«Трудно и взрослому раскачать его массивный язык; мальчишкам это приходится делать артелью. Восемь, десять, двенадцать упорных усилий и, наконец, – баммм. Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев, что больно становится в ушах и дрожит каждая частичка тела. Это ли не удовольствие?».

С высоты собора открывался вид на всю Москву: можно было разглядеть Кремль, Симонов монастырь, Ваганьково и всю Москва-реку. Золотые и серебряные купола отливали невероятным светом с высоты птичьего полета.

Помимо уличных ярмарок, москвичи отправлялись на Петровку за пасхальными покупками. После 1905 года все необходимые элементы праздничного стола можно было купить в «Елисеевском» на Тверской. Туда шли за шафранным куличом, марципаном, душистым чаем, орехами, сладким портвейном и яйцами, которые красили луковой шелухой.

Знаменитая «Булочная у Филиппова» тоже предлагала большой выбор праздничной выпечки. Кстати, цены перед праздником поднимали серьезно: торжество помогало заработать огромному количеству предпринимателей.

Цены на яйца могли увеличиваться перед праздником чуть ли не в несколько раз.

Традиции праздника подразумевали, что стол должен быть праздничным и обильным. В каждой московской семье вне зависимости от достатка изготавливали корзиночки для яиц и форму для пасхи. Все стремились удивить гостей фирменными блюдами на традиционный русский лад. В ход шли любые деликатесы: печень, потроха, вареные раки, говяжьи почки, утка с медом и жареный гусь.

На столе присутствовали вина и домашние настойки, а также домашние компоты, кисели и сбитни. В богатых домах количество блюд могло достигать 50 – по числу дней Великого поста.

Главным украшением стола становились куличи. Хозяйки конца XIX века советуют: пока тесто не взошло, нельзя громко разговаривать, проветривать комнату и даже хлопать дверьми – так и тесто осядет. Готовую выпечку нужно разрезать поперек, а не вдоль. Верхушку не съедали сразу, а накрывали ей кулич, чтобы не зачерствел.

Праздничный стол оставался накрытым всю неделю, становясь местом для застольных игр. Одной из традиционных забав была игра в палиндромы – фразы, одинаково звучащие при прочтении слева направо и обратно. Кстати, это развлечение дошло и до советских времен. По легенде, самая блестящая пасхальная фраза принадлежала пианисту Владимиру Софроницкому: «Сенсация! Поп яйца снес!».

Дома украшали пасхальными цветами — розами. Они были повсюду: от входа в дом до образов икон. Помимо этого использовали ленточки для украшения окон и стелили парадные ковры.

Буквы Х и В, изготовленные из дерева, помещали на двери. По всему дому расставляли пасхальные свечи и лампадки.

Большую часть церковных свечей изготавливали в Кремле. В громадных котлах варились огарки свечей и топленое сало, которое потом заливали во всевозможные формы. Свечи приносили после освящения в церкви и дарили близким. Желанным подарком также были сахарные десерты, небольшие сувениры в виде яиц и деревянные фигурки на ниточках.

Чаще всего в подарок приносили пасхальные яйца, и не только съедобные. Состоятельные горожане могли заказывать у мастеров яйца из бисера, камней и полированного дерева, украшенного ручной росписью. В высшем свете было принято дарить яйца из драгоценных металлов с инкрустацией. Для этого дела некоторые московские фабрики организовали массовое производство фарфоровых и стеклянных яиц. В моде были яйца с бантами, которые подвешивали к иконам, а также экземпляры, украшенные памятными надписями.

Богатые москвичи дарили друг другу модные брелоки из золота и драгоценных камней, а также ювелирные украшения. Модными вещицами считалось все, что имеет форму яйца: драгоценные сувениры дамы собирали в ожерелья, а джентльмены подвешивали на карманные часы.

Самым известным ювелирным подарком стало драгоценное яйцо, которое Александр III подарил своей жене Марии Федоровне в 1885 году. Его изготовил Карл Фаберже.

После этого мода на роскошные подарки захлестнула высший свет, и впоследствии император призвал не дарить дорогие подарки ему и супруге.

Дойдя до здания почтамта на Мясницкой улице, можно было отправить пасхальные открытки – «поздравишки» родственникам и друзьям из других городов. Выпуск таких открыток с 1894 разрешили частным лицам, что породило огромное количество различных вариаций карточек. Среди оформителей даже были такие известные художники, как Лев Бакст и Александр Бенуа.

Даже члены императорского двора помещали на открытки массового производства свои рисунки. Великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II, рисовала «поздравишки», которые потом разлетались по всей стране. У некоторых открыток было и благотворительное назначение: уже в то время это входило в моду у прогрессивных горожан. Купив одну из карточек, можно было помочь сиротам или пациентам госпиталей – это было написано на обороте, что нередко могло растрогать пожилых дам высшего света.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector