Как в церкви поминать усопших
О церковном поминовении усопших
Дорогие Братья и Сестры! Накануне Троицкой родительской субботы предлагаем вашему вниманию статью, из которой вы узнаете о том, как правильно подавать записки о упокоении в храме , как правильно поминать усопших, как вести себя на кладбище и как относиться к могиле православного христианина. Также, в назидание нашим читателям, в данной статье рассмотрены наиболее частые искажения церковных правил и нецерковные обряды связанные с погребением и поминанием усопших.
Как правильно подавать записки о упокоении
При церковном поминовении произносятся имена усопших. Церковь поминает своих чад поименно, потому что Бог есть наш Отец и для Него каждый человек, как родное дитя, незаменим, неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем.
В заупокойных записках имена пишутся полностью в родительном падеже, т. е. не Люды, а Людмилы; не Миши, а Михаила и т. д. Если со дня кончины христианина не прошло еще сорока дней, то его имя поминается с добавлением слова «новопреставленный» или «новопреставленная». Почившие дети до семи лет (до шести включительно) именуются младенцами, от семи до шестнадцати — отроками или отроковицами. Имена пишутся православные, т.е. данные при Святом Крещении.
Поскольку церковь существует на пожертвования прихожан, записки, подаваемые в храме на литургию, имеют определенную стоимость. За усопших, имена которых написаны в записках, священником из просфоры вынимается частица и, с молитвой о прощении грехов, омывается в Крови Христовой. Можно подать записку отдельно на панихиду. Если вы узнали, что ваш усопший родственник не был отпет по православному обряду, то независимо от того, когда он умер, нужно обязательно заказать отпевание, если, конечно, для этого нет церковных препятствий. Можно также заказать церковное поминовение на полгода или год. Монастыри же могут принять просьбу поминовения на более долгие сроки. Здесь вы можете скачать бланки записок о упокоении
КАК СЕБЯ ВЕСТИ НА КЛАДБИЩЕ
Как относиться к могиле православного христианина
Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.
Как вести себя на кладбище
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление). Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин может совершить и мирянин.
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших (см. №№ 3-4 «Реквиема» за 1995 год).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
Как правильно поминать усопших
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставившихся отцев и братии по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
1. Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста, накануне недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Родоница (Радуница) — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов — 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин.
Очень полезно в памятные дни жертвовать на Церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Наиболее частые искажения церковных правил и нецерковные обряды
Что касается предсмертного напутствия, то самая большая беда в том, что о нем чаще всего просто забывают или не знают вообще. На сотни людей, желающих заказать в церкви отпевание, едва ли хотя бы двое или трое знают о том, что главное для почившего они уже не успели сделать и не поправят этого своего греха (или ошибки) уже никогда. Казалось бы, чего проще до той же церкви дойти на два-три дня раньше, — и все могло бы быть совсем по-другому. Но увы, мы больше заботимся о том, как тело погребсти и обряды соблюсти, а душа и ее собственные потребности к рассмотрению просто не берутся. В чинопоследовании о долгостраждущем умрети есть между прочими такие слова: «Кая бо мне польза душе моей в страшныя муки ввержене быти, телу же пету быти от вас…» (песнь 6). Просто удивительно, как при таком распространенном знании о существовании чина церковного отпевания, может быть такое глубокое неведение о предсмертных напутствиях.
Один из самых сложных вопросов: над кем вообще можно совершать отпевание? Строго говоря, конечно, не над любыми крещеными. Трудность вопроса в том, что он всегда ставится о конкретном человеке, ставится, вдобавок, людьми в таком состоянии, что рассуждения на эту тему, подобные приведенным выше, становятся совершенно неуместными и могут быть порой восприняты просто как оскорбление. Если всю жизнь человек считал, что всякий крещеный не просто может, а именно должен быть «отпет», если это постоянно подтверждается нынешней церковной практикой, то пускаться в объяснения возле привезенного в храм гроба почти всегда бесполезно.
В те времена, когда люди серьезно и внимательно вникали в дела веры, вопрос стоял проще. Человек мог быть или христианином, т.е. в большей или меньшей мере церковным, или же нехристианином, т.е. некрещеным или отступником от веры. Таких как ныне крещеных в детстве и потом вовсе не видавших храма в течение многих лет — просто не было. Вопрос можно поставить даже конкретнее: считать ли христианином того, кто без всяких уважительных причин причащался последний раз больше года назад, а перед этим еще лет за пять? Относятся ли к такому слова из чина отпевания: «оправдав верою и благодатию», «сердцем сокрушенным покаяся» и др.? Будет ли всем родственникам таких отпеваемых крещеных неверов какая-либо польза душевная от отпевания, если на самом отпевании они и не вспоминают о Боге и вечности, а после него укрепляются в своем окамененном нечувствии: как ни живи на земле, отпоют всех одинаково?
Предположим далее, что чин отпевания можно и должно совершать без всяких сомнений. Широкое распространение получило так называемое «заочное» отпевание, т.е. совершаемое в храме не над телом почившего. Такое отпевание можно было бы допустить лишь в исключительных случаях, но у нас оно, напротив, стало правилом и распространено даже шире отпевания нормального, «очного». Объясняется такое положение тем же самым неверием. Затягивать похороны на два часа, чтобы ехать в храм, никому не хочется, да теперь и накладно. Проще послать в храм какую-нибудь старушку, которая знает туда дорогу, пусть закажет уж всё сразу: и отпев, и сорокоуст, и еще там подскажут. Пусть при этом не забудет захватить земельку да «подорожную» (разрешительную молитву). Так и помолится батюшка с бабушкой вдвоем, да и сам чин заочного отпевания сокращен, как правило, еще больше обычного. Можно ли вообще считать это отпеванием?
Нередко родственники умершего стремятся пригласить священника на дом в день похорон или накануне. Это, конечно, несколько лучше, чем заочное отпевание, но тоже действие неправильное, терпимое лишь в исключительных случаях. Конечно, легче священнику дойти до дома покойного, чем гроб везти в церковь, но опять же такое стремление родственников к упрощенству свидетельствует об их малой вере и нежелании молиться. Никак не хотят понять, в какой страшной беде оказывается душа, покинувшая тело, душа человека близкого нам, как много требуется от нас напряжения и труда, прежде всего молитвенного, чтобы помочь ему. Увы, в большинстве случаев речь идет лишь о соблюдении обряда, а не о помощи душе почившего. Как положены при погребении венки и цветы, так же, — думают, — положены и «земелька с подорожной». Некоторые выражаются прямо: «Нам надо отпеть земельку» или даже так: «Надо отпеть деньги, собранные на похоронах». Эти неуклюжие фразы очень точно выражают торжество практического материализма, среди которого мы живем.
Самое тягостное и ужасное для покойника совершается уже после погребения. Это величайшее зло чисто языческого происхождения — поминки, с непременным употреблением самых крепких напитков практически в неограниченном количестве. Здесь даже верующие, те, от кого можно было бы ожидать покойному помощи, даже они поворачиваются к нему спиной. Вместо того, чтобы молиться о покойном до погребения, ходят по магазинам, вместо того, чтобы раздать от его имени милостыню, запасаются отвратительным зельем, а вместо молитвы после погребения едят и пьют все приготовленное подобно древним идолопоклонникам.
В чем причина, только ли в нашем чревоугодии? Пожалуй, более важное значение имеет упорное нежелание думать о смерти. Поскорее и подальше от нее, только бы не вспоминать о ней, заглушить всякую мысль о посмертном состоянии души водкою и праздными разговорами, или в лучшем случае — добрыми воспоминаниями о совместно прожитых годах и о добродетелях усопшего. О покойнике говорим хорошо, или ничего, а Церковь между тем молится о прощении грехов. Это не случайно. Благодушными воспоминаниями мы также стремимся убежать подальше в область нереального, вместо того, чтобы оказать реальную помощь человеку в реальной его беде. О ужасное неразумие! Как горько было бы нам, если бы и наши родные отнеслись бы к нам так же, как и мы к ним…
И будем помнить, что ежедневно за каждым богослужением мы просим у Бога для себя и своих близких «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшном Судище Христове».
Правила поминок на годовщину смерти
Годовщина смерти – это важная дата поминовения усопшего. В этот день встречаются родственники и друзья умершего, идут на кладбище, готовят поминальную еду и вспоминают его теплыми словами. Но молиться об усопшем нужно постоянно, а не вспоминать о нем внезапно через год после похорон, чтобы завтра опять забыть. Любая памятная дата, связанная с поминовением и смертью, больше нужна живым, чтобы в суете дней (работа, учеба, поездки и т.д.) хоть иногда вспоминать добрым словом о тех, кто когда-то был дорог (мама, бабушка, первая учительница и т.д.).
Как правильно поминать на годовщину смерти
В первый год после смерти поминать усопшего надо день в день, раньше нельзя, ведь человек был еще жив. Однако по благословению священника мероприятие можно перенести на ближайшие выходные. Через 1 год после похорон близкого необходимо:
- Написать записку в церкви для поминовения на Литургии. Литургия – это утреннее богослужение, во время которого из церковного освященного хлеба вынимают частички за умерших. В записке нельзя указывать степень родства (мама, папа), а также фамилию и отчество покойного, нужно написать только имя в соответствие со святцами. Некоторые приносят бумаги, подготовленные из дома, со всеми именами.
- Заказать сорокоуст – поминание усопшего на 40 церковных службах.
- Заказать панихиду – особую поминальную службу, которая обычно проводится по субботам, но можно договориться со священником на другой день. Панихида – это наиболее известная служба среди невоцерковленных прихожан, которую заказывают в церкви на годовщину смерти, что делает ее самой распространенной среди христиан.
- Прочесть литию на могиле. Лития (в переводе с греческого означает усиленная молитва) – это короткая заупокойная молитва, которая читается на кладбище. Ее может прочесть и родственник умершего в любое время после смерти, но лучше для этого привезти священника на кладбище.
- Прочесть на кладбище акафист и 17 кафизму. Это лучше сделать близким самостоятельно.
- Приготовить поминальный обед и угостить им всех друзей и родственников, которые придут на поминки.
Заказать сорокоуст и панихиду можно в любой церкви. Если нет возможности приехать в город, в котором похоронен близкий человек, можно зайти в любой православный храм. Но некоторые предпочитают подавать записки в храме при кладбище, т.к. можно сразу же после службы пешком дойти до могилы и пригласить священника для чтения литии.
Во время посещения церкви нужно помянуть покойного в молитве и поставить свечу за упокой. После богослужения следует взять просфору. Ее нужно съесть дома (желательно на следующее утро натощак). С собой домой можно брать даже те просфоры, которые были сделаны в храме на кладбище в этот день (спустя год после смерти близкого человека). Некоторые считают, что с кладбища нельзя ничего приносить домой, но эти приметы являются языческими и не имеют ничего общего с христианством. Если человек все-таки опасается, он может съесть просфору прямо на могиле.
Если нет возможности посетить кладбище, об усопших следует помолиться дома. В домашней молитве можно поминать самоубийц, неверующих и иноверцев, а также тех, кто умер некрещеным. Причем к самоубийцам приравниваются и те, кто умер от передозировки наркотиками. Дома о них можно молиться Святому Уару. Для этого существует особая молитва, но также каждый христианин может самостоятельно приготовить молитву этому святому. Женщины, сделавшие аборт и раскаявшиеся в своем поступке, могут дома читать акафист за нерожденных детей, но перед молебном этой несостоявшейся матери нужно обязательно поговорить со священником.
Также за неделю до годовщины смерти родным уместно заказать чтение Псалтыря. Псалтырь – это собрание древних псалмов, написанных иудейским царем Давидом. Эти молитвы обладают большой мощью. Псалтырь обычно заказывают в монастырях. В зависимости от пожертвования чтение Псалтыря за усопшего будет продолжаться от одного дня до года. Псалтырь разрешено читать дома самостоятельно в любой день после смерти близкого.
В церкви перед молебном рекомендуется положить на алтарь различные продукты. Желательно, чтобы в их числе были всевозможные крупы, сахар, фрукты, конфеты, кагор и т.д. Также можно передать в церковную лавку масло для лампад и муку для просфор для поминания.
Годовщина смерти: как поминать усопшего на кладбище
По традиции на кладбище нужно идти до обеда сразу после посещения церкви. Если нет возможности пригласить на могилу священника, родственники сами читают литию. После или перед чтением литии на могильном участке следует прибраться. Характер работ зависит от времени года: вычищается снег, выметываются опавшие листья или собирается сухая трава.
На могилу можно принести свежие цветы (четное количество), но это необязательно. Если нет возможности взять растения из собственного сада и покупать их в цветочном магазине, то лучше вообще отказаться от этой затеи, а деньги отдать на милостыню. Искусственные цветы приносить на кладбище не нужно, этот обычай отдает язычеством. Даже церковь в дни особых праздников украшается живыми цветами. На искусственные цветы прямого церковного запрета нет, но класть их на могилу не принято.
Лучше захватить с собой на кладбище лампаду или свечку в стеклянной колбе. Их можно надолго оставить на могиле: ветер не задует огонь.
У русских принято есть и пить на могиле во время церковных праздников и памятных дат. Многие оставляют на кладбищенском холмике еду (вареные яйца, хлеб, кусок колбасы и т.д.), но делать этого не стоит. Эта еда не нужна усопшему: он же не станет ею ужинать или обедать, когда родственники уйдут с кладбища! Пища на могиле способна привлечь лишь диких животных и бездомных собак. Человеку, который умер, необходимы лишь молитвы его близких, но никак не еда в материальном исполнении. Продукты лучше раздать нищим и попросить их помянуть усопшего в своих молитвах.
Где устраивать поминальную трапезу после смерти человека
Любые поминки состоят из трех главных действий:
- посещение храма;
- поминание усопшего на кладбища;
- организация поминального обеда.
Поминальная трапеза может проходить дома, на даче, в кафе или в любом другом месте по согласованию ее участников. Но устраивать поминки в шумном месте, где люди веселятся и отмечают дни рождения, не стоит. Если для проведения поминок резервируется кафе целиком, нужно попросить сотрудников выключить телевизор и громкую музыку. Даже грустные песни (в т.ч. живой звук) в этот день неуместны. Лучше не устраивать из поминок маскарад, а провести этот день в тишине и спокойствии.
Поминальные обеды на годовщину
Количество сделанных блюд зависит от того, сколько человек придет на поминки. Важно никого не обделить и не обидеть в этот день, поэтому на столе должно быть много разнообразной еды, чтобы угодить каждому присутствующему. Приготовление может занять слишком много времени, поэтому многие покупают готовую еду для поминок. Но лучше ее не заказывать, а приготовить самому, просто используя меньше ингредиентов. В меню обязательно должны присутствовать: кутья, блины и кисель. Кутью готовят из пшенной или рисовой муки с изюмом и медом, но в нее стоит добавить различные сухофрукты. Она должна быть сладкой и вкусной. Ее нужно предварительно освятить в церкви.
Помимо кутьи на столе должно быть много и других сладостей. Они символизируют радость, которая ожидает православных на небесах. Сладости после окончания трапезы по христианским обычаям необходимо отдать нуждающимся, раздать детям на улице или положить на алтарь в церкви.
Также рекомендуется накрыть стол с учетом пристрастий покойного. Если он любил рыбу или морепродукты, то они должны присутствовать в меню на годовщину смерти. Если мероприятие приходится на пост, то на столе должны стоять преимущественно постные блюда вне зависимости от того, держат ли родственники умершего пост или нет. Стол можно украсить небольшими хвойными веточками.
Во время поминальной трапезы нужно соблюдать следующие правила:
- перед началом трапезы надо помолиться (и саму еду обычно готовят с молитвой или более сильным молебном);
- не стоит употреблять алкогольные напитки;
- нельзя ссориться и не выяснять отношения;
- не надо вспоминать ничего плохого о человеке (это правило распространяется на все время, а не только на день его смерти).
Если на умершего человека осталась какая-либо обида, об этом стоит поговорить со священником или с муллой, но никак не с родственниками или друзьями за поминальным столом. Во время трапезы лучше попросить у усопшего прощения за всё и простить его самому, а также подготовить торжественную речь («На годовщину смерти мы вспоминаем этого чудесного человека, которого забрал к себе Господь, с радостью в сердце и со слезами на глазах…»). Шутить и веселиться тоже не нужно. Тем более нельзя говорить скабрезности. Поминки – это грустное мероприятие, а не веселый праздник, который отмечают в приподнятом настроении.
Ставить пустую тарелку или стакан с кусочком черного хлеба не нужно. Это языческий обряд, который не имеет ничего общего ни с мусульманством, ни с христианством. В комнате, где проходит трапеза, можно повесить или поставить портрет усопшего с траурной лентой. Это станет дополнительным напоминанием о погибшем. Также не будет лишним зажечь дома лампаду и свечи. Во время смены блюд из меню членам семьи стоит произносить молитву за упокой души.
После поминок не нужно громко благодарить хозяев за еду или пытаться помочь им помыть посуду или убрать со стола. Также не стоит злоупотреблять хозяев дома. Не следует оставаться в их доме слишком долго.
Как правильно одеваться на поминки
Каких-то особых требований, связанных с одеждой на поминках, нет. Действуют лишь определенные правила приличия и общие рекомендации, характерные для посещения храмов:
- одежда всех присутствующих должна быть темной и неяркой;
- женщинам по традиции рекомендуется приходить в длинной юбке или платье и с платком на голове (желательно воздержаться от яркого макияжа и духов с сильным ароматом);
- мужчина в церкви во время службы должен снять головной убор вне зависимости от времени года (на могиле во время литии и поминок можно стоять в шапке).
Что делать, если годовщина совпала с церковным праздником
Поминки можно перенести на несколько дней вперед, если их дата совпадает с каким-либо крупным православным праздником. Если годовщина приходится на праздник Пасхи и Святой Седмицы, то поминовение усопших рекомендуется перенести на Радоницу – общецерковный день поминовения. Пасхальные дни – время для радости, а не скорби. По традиции поминальные службы в этот период не проводятся. Если хочется как-то отметить годовщину на Пасху, лучше всего подать за усопшего милостыню.
Также не рекомендуется отмечать поминки на Страстной неделе, т.к. в это время (по настоянию священников) все мысли и чувства верующих христиан должны быть заняты страстями Христа. Если годовщина со дня смерти приходится на Рождество или на его сочельник, панихиду можно заказать накануне праздника.
Памятник и благоустройство могилы на годовщину после смерти
Сразу же после похорон не принято устанавливать памятники. Люди предпочитают подождать, пока земля на могиле уляжется, чтобы заниматься благоустройством участка. Но лучше поставить памятник немного раньше самой памятной даты, чтобы на годовщину могила была полностью ухожена с цветами и оградой. На могильном холме стоит разбить цветник и посадить в него красивые растения. На кладбище родные усопшего и так проводят мало времени, не нужно превращать памятную дату в сплошную стройку.
Как правильно помянуть усопшего в годовщину смерти, если он занимался творчеством при жизни
Если усопший был актером, певцом или художником, то вне зависимости от уровня его признания нужно устроить небольшой концерт или вернисаж. Пусть эти поминки будут только для своих, но забывать о его творчестве не стоит. Память о чудесном творческом человеке нужно сохранить. Можно посидеть в тесном кругу друзей, попеть его песни под гитару или еще раз посмотреть на картины. Плоды творчества не умирают вместе с человеком, и поминки на годовщину смерти – лучшее время, чтобы об этом напомнить.
Заключение
Поминки на годовщину – традиционный православный обычай. Если человек не знает, что нужно заказать в церкви на годовщину смерти, и что разрешено в этот день делать на кладбище, он всегда может спросить об этом у священника. Но игнорировать поминки нельзя, даже находясь в другой стране, ведь их можно организовать из любой точки мира.
Поминовение усопших
Во всех делах твоих помни о конце твоём ( Сир. 7:39 ).
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ).
Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.
Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.
По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» ( Ин. 11:26 ). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.
Любовь не умирает
Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.
— Поминовение на Божественной литургии
«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).
— Милостыня
Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».
— Молитва
Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».
Для молитв за умерших назначен и особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).
Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:
– Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;
– Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;
– Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;
– Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского); Радоница (во вторник второй недели после Пасхи),
– 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.
Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.
Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.
Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.
Слышат ли усопшие наши молитвы о них?
Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» ( 1Кор.13:8 ).
Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви, не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.
О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.
Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через мытарства, ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.
Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия, и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.
Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.
Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет — усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.
Как в церкви поминать усопших
23 марта во всех храмах Воскресенского благочиния будет совершаться поминовение усопших или наступит так называемая родительская суббота. Всего их во время Великого поста будет три: 23, 30 марта и 6 апреля. Также специальный день для поминовения усопших — Радоница, она будет 7 мая. Всегда в церквях в эти дни много верующих. Они кладут на канун продукты, но не все понимают смысл этого приношения.
В дореволюционное время у каждой семьи был список имен всех усопших членов данного рода — «Помянник». Молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи. Сейчас традиция утрачена большинством семей, да и при совершении поминовения многие верующие не знают, как правильно помянуть усопших близких. Священник Андрей Безручко, настоятель Никольской церкви г. Воскресенска ответил на вопросы, касающиеся поминовения усопших.
Для чего Православной церковью вводятся особые дни поминовения родительские субботы?
Литургии совершаются в храмах приходских не каждый день, не бывает такой, говоря современным языком, технической возможности. Для того, чтобы совершать литургию нужно, чтобы кроме священника были певчие, пономари и молящиеся. Поэтому, среди недели не в каждом храме совершается служба именно литургия. Но в воскресенье в каждой действующей церкви совершаются литургии. Для поминовения усопших этого мало — этот день бывает, лишь, раз в неделю. Поэтому, для особого поминовения выделяются родительские субботы и дни поминовения усопших, в которые проходит особая молитва об усопших.
В Великом посту полная литургия совершаться не может среди недели. Поэтому не может быть в эти дни поминовения усопших. С понедельника по пятницу (в седмичные дни) Великого поста не совершается полная литургия ни в одном храме – не положено. Совершается по средам и пятницам или по большим праздникам Литургия Преждеосвященных Даров. На этой литургии не совершается ни поминовение о здравии, ни об упокоении, потому что дни поста — дни покаяния, дни особой молитвы, когда человек углубляется внутрь себя и церковный сам строй службы не оставляет времени для долгих поминовений об усопших, кроме краткой заупокойной литии, которая положена после 1-го часа.
Поэтому в Великом посту определяется 2-я, 3-я, 4-я субботы, которые называются днями поминовения усопших — в эти дни как раз уделяется особое время для молитвы об усопших. Накануне читается 17 Кафизма (это когда молятся об усопших). В ней говорится о воздаянии праведникам и грешникам от Бога, об их ответе перед Богом за свои дела. Эта Кафизма в Псалтыри является наиболее подходящей — церковный Устав ее определяет читать накануне субботы. В субботний день поминовения усопших совершается литургия и панихида, как заупокойное моление, где и поминаются усопшие.
Когда в календаре бывают родительские субботы, и какие установлены особые дни для поминовения усопших?
Родительскими субботами называются несколько дней в церковном календаре:
Остальные дни в Церковном календаре – дни поминовения усопших. Хотя, во все эти дни поминают родителей усопших, близких и знакомых православных христиан, православных убиенных воинов, но отличаются названия по строю самой службы, то есть оно в названии дней поминовения усопших определяет сам строй проходящей этой заупокойной молитвы. Например, если родительская суббота, Троицкая , Мясопустная и Дмитриевская, то в эти дни богослужение более наполнено, чем в другие дни поминовения усопших, пространными молитвами, в том числе тропарями, стихирами, канонами.
Кроме привычных нам дней поминовения усопших: трех родительских суббот, 2-й, 3-й, 4-й суббот в Великом посту, есть другие дни поминовения усопших – Радоница (вторник второй недели после Пасхи), так как на самой Пасхальной седмицы нет заупокойных молитв больших, есть только тайная молитва, которая происходит в алтаре, а общей заупокойной молитвы нет. Они переносятся на Радоницу, хотя, строй службы, совершаемый в это день, не так обильно наполнен заупокойными молитвами.
- Дни поминовения усопших – 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи также совершается поминовение усопших. Дата пришла исторически — принято поминать православных воинов в этот день, погибших в Отечественной войне 1812 года.
- Также в наши дни 9 мая поминают усопших воинов в Великой Отечественной — поминаются воины, хотя, можно поминать и других усопших сродников.
- Еще одним днем поминовения усопших является день поминовения усопших, погибших в годы гонений за веру Христову, репрессированных людей в 30-е годы, в безбожное время. Среди миллионов расстрелянных было много православных христиан, все они поминаются в особой молитве в день Новомучеников и Исповедников Российских — это последнее воскресенье января (после 25 января). В этот день после молитвенного поминовения святых мы обращаемся об упокоении душ усопших.
Есть и другие дни поминовения усопших, в церковном календаре их нет, но по благословению Святейшего Патриарха они совершаются. Например: о погибших в ДТП, о погибших ликвидаторах Чернобыльской АЭС и др.
Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?
Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Верующие могут дома горячо и сердечно молиться об усопших сродниках — в келейной домашней молитве. В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших». Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм. Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча — как символ горения человеческой души во время молитвы.
Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной. Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегаем их загробную участь.
В «Молитве об усопших» есть слова «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей . », какие слова нужно произносить, если родители молящего живы?
Можно сказать прародителей, к ним относятся деды, прадеды, все умершие члены рода, поэтому и родительской называется суббота, потому что мы молимся об усопших нашего рода.
Как правильно писать в записках имена, если поминаемых зовут Юрий, Светлана и Эдуард?
Все имена в записках должны быть даны в церковном написании, например, Георгий, а не Юрий, Фотиния, а не Светлана. Некоторые люди, произнося имя на греческом языке, могут его спокойно произносить и на русском языке, для некоторых имен преграды между языками нет. Но нужно руководствоваться местным уставом: если в храме принимают с таким именем подавайте, если нет, то ничего страшного, если исправите имя.
Но есть редкие имена, которым нет интерпретации в церковных святцах, например, Элеонора, Эдуард, Рубин. Поэтому, следует писать имя, нареченное при Крещении, а если оно неизвестно — решить этот вопрос со священником.
Нужно ли в родительскую субботу или в день поминовения усопших человеку задуматься о загробной жизни?
Человеку о загробной жизни нужно думать не только в этот день, но и в каждый день своей жизни. В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь. » — это путь к безгрешной жизни человека. Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.
В дни поминовения усопших нужно задуматься о своей загробной жизни, о загробной жизни умерших сродников. Конечно, все эти мысли нормального человека, который понимает свой путь духовный, идет по нему, стремится подняться по иерархической лестнице добродетели.
Какой смысл поминальной трапезы?
Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников, для которых и готовятся блюда. Это важный момент, потому что есть такая поговорка «Сытый голодного не уразумеет». Мы когда сыты, не думаем, что есть люди голодные, которых нужно накормить. Зачастую, когда собираются поминки, многие люди приходят туда для того, чтобы покушать — нет дома возможности поесть. Поэтому, присутствуя на этой трапезе, они молитвой помянут нашего усопшего сродника. Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников — те расходы, пошедшие на нее, это и есть жертва.
Вопрос о присутствующих. Это не должен быть круг людей, которые интересуют нас в выгодных целях, для того чтобы получить от них пользу. Мы должны приглашать на поминки малоимущих людей, которых нужно бы покормить.
Главное в поминовение молитва, но поминальная трапеза является продолжением этой молитвы. Трапеза в церковном уставе продолжение богослужения, его неотъемлемая часть. Присутствуя на поминальной трапезе, человек присутствует на богослужении.
Позволительны ли поминки с употреблением спиртных напитков?
Церковный устав не запрещает на поминальной трапезе употребление спиртных напитков. Но иногда поминки превращаются в пьянство, из поминовения – в грех. Все должно быть в меру. Употребление спиртных напитков можно, но их советую тем, кто воздерживается — не пить, а тем, кто хочет выпить — не поминать спиртным, а поминать трапезой, а спиртным запивать, чтобы не поднимали бокалы, поминая усопшего знакомого.
Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты или даже рюмки со спиртным?
Некоторые думают: если при жизни умерший курил, и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты. Следуя этой логике, если человек любил водить машину, выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать – потанцуем на могиле. Таким образом, мы возвращаемся в язычество, тогда была тризна(обряд), что там только не творилось.
Православные христиане должны понимать: если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, в вечной жизни этого нет. Неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Можно оставлять конфеты или печенье, но не на могиле, а на столике или скамейке, для того, чтобы человек пришел и помянул этого человека. И ругать, к примеру, детей в том, что они собирают сладости не стоит – они для того и кладутся, чтобы поминать.
Могилу нужно содержать в чистоте, на могилу класть из продуктов ничего не нужно. В отсутствии человека птицы садятся туда и гадят — получается — могила ухожена, ограда покрашена, а птицы или собаки нарушают порядок — разбрасывают фантики. Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.
Как правильно говорить «Царство ему небесное» или «Пусть земля ему будет пухом»?
Православный христианин всегда скажет:«Царство ему небесное», атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом», потому что не верит в Царство небесное, но желая хорошего сроднику. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное»
Каких людей в храме нельзя поминать?
В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу – Господь сам знает, кого, как определять в загробной жизни.
Есть такие случаи, когда самоубийц благословляется заочно отпевать. В Епархиальном управлении после поминовения усопших говорят так, что поминовение в храме об этом человеке на усмотрение настоятеля этого храма.
В церковном Уставе для решения спорных вопросов есть выражение «Аще изволит настоятель», слова понимаются так: если разрешит настоятель, можно подавать записки, если нет – значит, батюшка руководствуется уставными принципами.
Можно ли их поминать домашней молитвой?
В молитве никто не ограничивает. Нужно понимать: судить будет сам Господь на Страшном Суде. Дома мы можем молиться обо всем, не только о людях, но и об устроении в семье и делах.
Если умирает во время Великого поста человек, как можно ли его поминать на седмице?
В Великом посту есть некоторые отклонения от правил обычного поминовения. Церковный устав говорит: если человек умирает во время Великого поста, на седмице, ни на 9-й, ни на 40-й день не поминаются. Устраиваются помины, либо в надлежащую субботу, следующую за этим днем или на предшествующее воскресение. Например, если во вторник нужно отметить 9 дней, то лучше собрать поминки в предшествующее воскресение.
Как правильно поминать усопших: народные традиции и мнение священников
С давних пор поминальные традиции передавались из поколения в поколение. Люди следуют им и в наши дни, поминая близких, которых уже нет на этом свете.
Поминовение усопших: народные обычаи
Еще до принятия христианства славяне очень много времени уделяли поминовению своих усопших родственников. Сегодня языческие и церковные традиции во многом переплелись. Часто с ними совпадает и принятая православная традиция Родительских суббот. Но изначально, конечно же, были отличия. По сей день считается, что умершие не покидают нас окончательно. Есть даже способ защитить себя от дурного влияния, пробудив защиту рода. Это, возможно, и стало причиной такого тщательного поминовения усопших.
Традиционно славяне поминали мертвых на Семик и русальную неделю, на Радоницу и Пасху Мертвых, а также на Троицкой неделе. У украинцев и белорусов также был праздник Деды. В каждый из этих дней вспоминали своих умерших родственников и близких. Особенно насыщенными были дни русальной недели, поскольку считалось, что дети и девушки, умершие не своей смертью, в это время ходят по земле. Чтобы задобрить их, исполняли некоторые обряды, поддерживая давние народные традиции.
Помимо того, что ходили на кладбище, готовили традиционные блюда. Традиционно к поминальной еде относятся блины и кутья. Также варили кисель. Еду относили на кладбище и оставляли там, часть также раздавали нищим. Считается, что до принятия христианства славяне устраивали поминальные трапезы на могилах своих соплеменников. В некоторых местах на Радоницу в народе был обычай специально топить баню. Сами люди там не мылись. Покойным оставляли чистую одежду, а утром на рассыпанной заблаговременно золе искали следы умерших.
Дни поминовения усопших
Мертвых испокон веков поминали на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также через год. Впоследствии поминки на сороковой день были связаны с православием: душа умершего за это время переживает мытарства перед тем, как может быть принята а рай или ад, как верят христиане. Также в народе говорится, что на третий день изменяется образ, на девятый истлевает тело, а на сороковой — сердце. В христианской же традиции это обычай связан с верой в Триединого Бога. Таким образом живые просят Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа святого простить прегрешения усопшего.
По церковной традиции усопших поминают в день их рождения и в день Ангела. Помимо прочего, церковь устанавливает особенные даты поминовения усопших — Родительские субботы. Они часто привязаны к определенным событиям и праздникам. В году есть две Вселенских Родительских субботы. Они важны тем, что на литургии поминаются не только умершие естественной смертью, но и самоубийцы, которых церковь по правилам не отпевает. Помимо них поминают всех умерших не своей смертью или не погребенных. Первая из Вселенских Родительских суббот — суббота мясопустная, перед масленичной (сырной) неделей. Вторая — суббота перед праздником Троица. Также для поминовения усопших отводятся субботы 2,3 и 4 недели Великого Поста и некоторые другие дни. Подробнее о Родительских субботах и всех других христианских праздниках вы можете узнать из православного календаря на будущий год.
Мнение церкви о поминовении усопших
Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь. Обычно носят черную или темно-синюю одежду, часто не новую. Остальные обычные атрибуты траура исконно считаются языческими и с точки зрения церкви неправильными.
По сей день часто ставят пустой столовый прибор для покойного и даже оставляют место, на котором он обычно сидел. Еще более распространена практика наливать усопшему стопку водки и класть на нее кусок хлеба. Церковь считает подобные языческие традиции неверными, но они распространены и привычны для народа, поэтому каждый выбирает по своей вере.
Правильно и неправильно — понятие относительное. Единственный совет, который может быть в таком вопросе — это уважительное отношение к усопшему. Даже если вы считаете себя верующим христианином, не надо отпевать атеиста, если он этого не захотел перед смертью. То же самое касается и представителей другой веры: усопший хотел бы, чтобы его погребение проходило именно по тем правилам, которые устанавливает для него его вера. Поэтому провожайте в последний путь с учетом особенностей этого человека. Но вот молиться о близких не запрещено. Чем чаще вы ходите в церковь и читаете молитвы о семье, тем заметнее окажется и благополучие в вашем доме.
В таком щепетильном вопросе, как поминовение усопших, древние славяне проявляли почтение и любовь к семье и предкам. Желаем вам тесных и взаимных теплых отношений в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и