Какие животные упоминаются в библии

Животные и человек: библейский взгляд

В последнее время приходится наблюдать, как границы добра и зла, правды и лжи в нашем сознании становятся размыты, даже в отношении к животным. Одни выгуливают собак в детскую песочницу; другие развлекаются, расстреливая голубей, не считая, что поступают дурно; а третьи защищают своих животных даже тогда, когда по их вине гибнут или тяжело страдают другие люди. Обычно добрый человек любит и животных, но иногда любовь к четвероногим доходит до фанатизма. Так каким же должно быть наше отношение к животным? За ответом обратимся к Библии, где попробуем найти если не конкретные предписания, то, по крайней мере, основные принципы.

Первое знакомство человека с животным миром состоялось в Эдеме. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их…» (Бытие 2:19). Чтобы возделывать и хранить Эдемский сад, необходимо хорошо знать его обитателей. Обязанность «старшего брата» осталась на нас и после грехопадения. Накануне потопа Ной строит ковчег для спасения всех живых существ — и «чистых» и «нечистых», «чтобы сохранить племя для всей земли» (Бытие 7:3). А сразу после потопа животные, как и человек, вступают в завет с Богом. «Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными» (Бытие 9:9-10), — сказал Господь.

В библейские времена идолопоклонство некоторых наших современников, готовых «взять хлеб у детей и бросить псам» (Матфея 15:26), встречалось редко. Отношение к животным было воспринимались как к полезной вещи, потенциальной пищи или источнику опасности. В то же время, Библия подчёркивает: как человек, так и животные имеют одного Подателя жизни, а значит, достойны того, чтобы жить независимо от наших симпатий.

Так не будем эгоистами, Закон Божий защищает права не только людей. Например, субботний покой, распространялся и на скот: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осёл твой» (Исход 23:12). Каждый седьмой год земля должна была оставаться под паром, «чтобы … питались звери полевые» (Исход 23:11). Создателю дорого всё живое, и грех против природы недопустим, как и всякий грех.

И, наконец, искупительная жертва Христа снимает проклятие не только с нас, но и со всего творения. «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Коринфянам 5:19), и «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, … в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению…» (Римлянам 8:19-21).

Итак, с животными мы в одном ковчеге. А значит, не стоит поступать как пророк Валаам, избивавший ослицу, спасающую ему жизнь (Числа 22:21-33). Тот, кто мучает животных потому, что они находятся в его власти, — тиран и трус. Склонность причинять боль своим близким или животным содержит в себе нечто сатанинское. Не будем уподобляться и Самсону, который привязывал факелы к лисьим хвостам (Судей 15:4-5), а почувствовав в себе великую силу, «растерзал льва как козлёнка» (Судей 14:6). От вражды людей не должны страдать животные — «Если найдёшь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23:4-5). Валаама и Самсона понять (но не оправдать!) можно. Первым двигала досада, вторым — желание отомстить врагам (в случае с лисицами) и предотвратить опасность (в случае со львом). Но совсем не извинительна «организованная» жестокость ради развлечения (коррида, петушиные и собачьи бои, спортивная охота и рыбалка и т. п.).

Но не только Самсон и Валаам имели дело с животными. Пророк Даниил за поклонение Иегове был брошен в львиный ров, но при этом «Бог … заградил пасть львам» (Даниила 6:16-24). Ранее другой пророк — Илия, гонимый людьми, был принят природой: «И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру» (3 Царств 17:6). Более того, Сам Спаситель удивительно ладил с животными. Накануне распятия Он въезжал в Иерусалим на молодом (необъезженном) осле (Матфея 21:1-7, Марка 11:1-7), на которого «никто из людей никогда не садился» (Лука 19:30). Близость с Творцом видна и в отношениях с тварью.

Однако любители животных не обязательно любят всех. Животных любили и некоторые диктаторы. Жестокость к животным говорит о бездуховности и часто переходит на людей: многие садисты и убийцы начинали с убийства насекомых и лягушек. Иными словами, любить животных необходимо, но не достаточно. Уточним — любить животных, но не поклоняться им! Не стоит доходить до абсурда. По закону древнего Израиля, бодливого быка забивали, а хозяин нёс за него ответственность «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; Но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещён о сём, не стерёг его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями и хозяина его предать смерти» (Исход 21:28-32).

Как Божья милость к человеку не исключает наказания (Евреям 12:6-11), так и забота о домашних питомцах подразумевает не слепое потакание их инстинктам, а воспитание в них умения жить рядом с человеком.

Итак, мы неразрывно связаны с миром диких и домашних животных. Дикая природа ценна тем, что отражает славу Творца. Уже это делает охрану диких животных делом чрезвычайно важным. Что же касается домашних питомцев, то владелец четвероногого друга, как бы оказавшись на месте Бога, решает некоторые из тех проблем, какие Творец решает в отношении нас. Получается, Создатель воспитывает человека, используя домашних животных. «Праведный печётся и о жизни скота своего» (Притчи 12:10).

Классификация животных в Библии

Классификация животных в Библии

В Библии упоминается по меньшей мере 160 различных животных, и их описания, которые можно идентифицировать, вполне соответствуют тому, что мы знаем об этих животных сегодня.

Конечно, идентификация многих животных представляет определенные трудности, о них мы тоже коротко поговорим в этом разделе.

Однако прежде нелишним будет еще раз вспомнить, что библейская классификация отличается от современной линнеевской. Основной категорией Библия считает «род»; ранее говорилось, что библейскому «роду» может соответствовать, по Линнею, любая категория от вида до семейства. Вполне вероятно, что будущие генетические исследования креационистов смогут очертить эти границы более четко. [222]

Что касается крупных делений, то Библия проводит различие между растениями и животными, но другие ее категории мало напоминают условную систему современной таксономии. Среди растений Библия выделяет три обширные группы: 1) травы, 2) зелень и 3) плодовые деревья (Быт. 1:11-12). Все виды растении довольно легко можно отнести к той или иной из этих групп.

Отделы в царстве животных более сложны, но они также основываются на естественном, визуальном распределении по группам, облегчающем человеку возможность их опознавания и изучения. «Птицы небесные» были созданы на пятый день творения одновременно со всеми морскими животными (Быт. 1:20-21). Среди последних особо упоминаются «рыбы большие» (евр. tannim — «драконы» или, возможно, морские динозавры). На шестой день были созданы «скот», «звери земные» и «гады» (Быт. 1:22-25), а также человек. Далее обо всех животных говорится как о «рыбах морских», «птицах небесных», «скоте» и «гадах пресмыкающихся» (Быт. 1:26). Отдельно упоминаются «зверя земные» (Быт. 1:25), и, возможно, еще одной категорией являются «животные полевые» (Быт. 2:19). Однако последние две группы могут быть и тождественны друг другу.

И снова напомню, что это естественное разделение, основанное на внешних различиях, а также на различиях по экологическим признакам и по среде обитания. Разделение на «птиц небесных» и «рыб морских» настолько естественно, что вошло в современную линнеевскую систему как класс Aves и класс Pisces соответствен но. Возможно, в группу «зверей земных» входят все дикие животные, живущие на суше, а в группу «скота» — все домашние, и обе группы вместе более или менее эквивалентны наземным млекопитающим. Кроме того, сюда могут быть включены некоторые из наиболее крупных земных рептилий и амфибий, особенно те, которые вымерли к настоящему времени.

«Гады пресмыкающиеся», по-видимому, включают в себя многие категории современной системы. Есть «крылатые пресмыкающиеся» (Лев. 11:21, Вт. 14:19); пресмыкающимися называют некоторых мелких млекопитающих (Лев. 11:29) и большинство мелких рептилий. Очевидно, к этой группе относится всё «пресмыкающееся по земле» (Лев. 11:41) или «ползающее на чреве» (Лев. 11:42). Существуют также пресмыкающиеся моря (Пс. 103:25) — «животные большие с малыми». В действительности выражению «животные пресмыкающиеся», которым названы все сотворенные на пятый день морские животные (Быт. 1:20-21), соответствует еврейское слово sherets, которое переводится еще и как «пресмыкающиеся» во многих местах, где говорится уже о наземных животных (Быт. 7:21; Лев. 11:29 и т.д.). По-видимому, группа «пресмыкающихся» включают в себя всех тех животных, которые ползают или ходят, лишь ненамного возвышаясь над землей, независимо от того, где они обитают — в воде, на земле или в небе. Вероятно, эта группа будет охватывать почти всех морских беспозвоночных, а также всех насекомых и почти всех амфибий и рептилий (исключая при этом tannim, или динозавров). Пресмыкающимися считаются даже мелкие земные млекопитающие (крысы, кроты и т.д.).

Читать еще:  Как часто бывшие жены вспоминают своих мужей

Выше были перечислены большие библейские категории животных; деление на эти группы естественно, и его легко понять. Более узкую категорию, «род», мы уже обсуждали, она также, вероятно, является естественной группой, хотя мы и не знаем точно, каково ее конкретное место в линнеевской таксономии.

Левит 11 и Второзаконие 14 приводят многочисленные примеры того, что, по всей вероятности, Библия назвала бы «видами». Однако идентификация конкретных животных вызывает затруднения, поскольку древнееврейские слова во многих случаях неясны и противоречивы. Из тех, кто определен достаточно ясно, можно назвать ворона, ястреба, орла, цаплю, саранчу, кузнечика, мышь, быка, овцу, козла, верблюда и свинью. Эти примеры дают по крайней мере некое общее представление о сущности категории, называемой в Библии «род». В линнеевской терминологии наиболее близким к библейскому «роду», по-видимому, является «семейство», по крайней мере с точки зрения современной генетики.

В Библии есть еще одна очень широкая классификационная схема для животных — разделение их на «чистых» и «нечистых». Нет ясного определения этих слов, но они, вероятно, служат прежде всего для разъяснения, каких животные можно использовать с двумя конкретными целями. Чистых животных израильтяне могли употреблять в пищу и приносить в жертву; нечистых животных нельзя было использовать подобным образом.

Впервые такое разделение привлекает к себе внимание при отборе животных для Ноева ковчега. Было взято по семи особей от каждого чистого рода и по две от каждого нечистого (Быт. 7:2). Три пары от всякого чистого животного нужны были, вероятно, для того, чтобы обеспечить впоследствии большее его распространение, а также большее разнообразие, поскольку, в отличие от нечистых, их удобно было разводить для использования в пищу и для других целей. Седьмое животное, очевидно, предназначалось для принесения в жертву сразу после потопа (Быт. 8:20).

Таблица 7. Неопределенность названий животных в Ветхом Завете.

Из таблицы следует, что древнееврейские названия животных в начальных книгах Библии часто нельзя прямо перевести на современный язык, то есть по крайней мере некоторые из этих животных к настоящему времени, возможно, вымерли и известны лишь по окаменелостям, а потому отождествляются предположительно.

ПРИМЕЧАНИЕ, Перевод на русский язык названий из King James и New King James дается по возможности на основе современной русской лексики, и потому в таблице для сравнения приведены эти же названия из Русского Синодального перевода Библии.

Божественное решение о том, каких животных считать «чистыми» и, следовательно, пригодными для использования человеком в пищу, безусловно, основывалось на соображениях физиологии и здоровья. Под запретом были плотоядные животные и животные, питающиеся падалью, а также хищные птицы и почти все «пресмыкающиеся». Из травоядных чистыми считались толь ко те, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку (Лев. 11:3; Вт. 14:7). Согласно этому правилу, к чистым животным относились быки, овцы, козы, олень, антилопа и газель, и не относились свинья, кролик и другие животные, которых обычно употребляли в пищу многие не израильтяне.

Хотя в Библии не упоминаются конкретные названия рыб, рыбу использовали в пищу практически повсеместно. Рыбы с чешуей и плавниками (костистые рыбы) считались чистыми (Лев. 11:9-12). Другие морские существа, например, хрящевые рыбы (акулы, угри, сомы и т.п.), животные, имеющие раковину или панцирь, а также остальные беспозвоночные — нет.

Некоторые насекомые считались пригодными в пищу, в частности, саранча, сверчки и кузнечики. Они, несомненно, содержат в себе много протеина и до сих пор употребляются в пищу во многих частях света. Однако почти все остальные «пресмыкающиеся» считались нечистыми.

Современная медицина и диетология в общем признают физиологическую обоснованность подобных ограничений по разным причинам: употребление нечистых продуктов несет в себе опасность заражения, занесения паразитов и т.п. Мясо нечистых животных скорее окажется опасным для людей, чем мясо чистых животных.

Только чистых животных можно было приносить в жертву на алтаре, тогда как древние язычники нередко приносили в жертву свиней, собак и других нечистых животных. Когда дело касается поклонения Богу Яхве, кровь, пролитая на алтаре, должна быть «чистой» кровью, как и мясо, которым питается Его народ, должно быть чистым, ибо «душа тела в крови» (Лев. 17:11).

В новозаветном миропорядке различие между чистым и нечистым было упразднено во всем, что касалось диетических запретов (Деян. 10:9-16; 1 Тим. 4:3-5), а жертвоприношения с кровопролитием были упразднены вовсе. Тем не менее, хотя теологических ограничений на пищу больше не существует, связанные с ними вопросы здоровья вполне заслуживают внимания и по сей день считаются весьма разумными.

Сколько видов животных и растений упоминается в Библии?

Попробую ответить на Ваш вопрос, всего лишь попытавшись сделать примерный подсчёт. На абсолютную полноту и точность не претендую.

А. Животные.

Млекопитающие.

1) бык, корова, телёнок. В Библии очень часто упоминаются быки, коровы, телята. Их обычно объединяют термином «скот».

2) козёл, коза, козлёнок. Упоминаются как домашние, так и дикие козы. Наверное, многие люди слышали выражение «не вари козлёнка в молоке его матери».

3) баран, овца, ягнёнок. Говорят, что это наиболее часто упоминаемое библейское животное. Ягнят в Библии называют агнцами, на старославянский манер.

4) свинья. Евреям строго-настрого запрещалось есть мясо свиней (Лев. 11:7). Свиньи упоминаются также и в Новом завете.

5) лошадь/конь. Например, Быт. 47:17.

6) осёл. Вспомните, например, Валаамову ослицу (Чис. 22:21–33).

7) мул. Например, 2 Цар. 18:9.

8) верблюд. Например, Быт. 12:16; Суд. 6:5.

9) единорог. Чис. 23:22, Иов 39:9 и др. Под единорогом подразумевался тур — бык, ныне вымерший.

10) заяц или кролик. Например, Лев. 11:6.

11) тушканчик. Лев. 11:5. Возможно, имелся в виду не современный тушканчик, а даман.

12) собака. Например, Исх. 11:7; Иов 30:1 и мн. др. Собака упоминается в Библии около 40 раз. Увы, в большинстве случаев собака/пёс в Библии рассматривается как крайне подлое и мерзкое животное. Самых негодных и презираемых людей евреи называли псами.

13) волк. Быт. 49:27; Ис. 11:6; Мф. 7:15.

14) лиса. Суд. 15:4. Но есть версия о том, что, вероятно, слово «лиса» в Библии означало не лису, а шакала.

15) лев. Например: Суд. 14:5–6; 1 Цар. 17:34–36; 3 Цар. 13:24.

16) леопард/барс. СловА «леопард» и «барс» являются синонимами; в Библии употребляется слово «барс». Например, Ис. 11:6; Иер. 13:23; Откр. 13:2.

17) медведь. 1 Цар. 17:34–36; 4 Цар. 2:24.

18) олень. Лев. 14:5; Втор. 12:22.

19) серна. Лев. 14:5; Втор. 12:22.

20) буйвол. Лев. 14:5.

21) лань. Лев. 14:5.

22) зубр. Лев. 14:5.

23) орикс (разновидность антилопы). Лев. 14:5.

24) камелопард (= жираф). Лев. 14:5.

25) бегемот. Например, Иов 40:10. Возможно, имелся в виду гиппопотам, хотя есть версия, что это было некое чудовище.

26) обезьяна. 3 Цар. 10:22.

27) ёж. Ис. 14:23; Ис. 34:11; Соф. 2:14.

28) крот. Лев. 11:29.

29) мышь. Лев. 11:29.

30) кит. Иона 2:1.

Птицы.

В библейском перечне упоминаются следующие виды птиц: орёл, гриф, морской орёл, коршун, сокол, страус, сова, чайка, ястреб, филин, птица-рыболов, ибис, лебедь, пеликан, сип, цапля, зуёк, удод (см. Лев. 11:13–19). Библия отнесла к птицам и нетопыря, хотя это ошибка: нетопырь (= летучая мышь) является вовсе не птицей, а млекопитающим.

Второй крупный библейский перечень видов птиц: Лев. 14:12–18. Он сходен с первым, но в нём, помимо названных ранее, упоминаются два новых вида птиц: кречет и ворон. Вороны упоминаются и в иных местах: Быт. 8:7; 3 Цар. 17:6.

Помимо птиц, перечисленных в двух указанных списках в книге Левит, в Библии упоминаются ещё такие виды птиц:

Читать еще:  Открытки с пасхой mail ru

горлица. Например, Лев. 12:8; Лев. 14:22 и др.

голубь. Например, Быт. 8:8–12; Лев. 12:8; Мф. 3:16.

павлин. 3 Цар. 10:22.

перепел (перепёлка). Например, Исх. 16:13; Чис. 11:31.

петух. Мф. 26:34; Мк. 14:30; Ин. 13:38.

Пресмыкающиеся.

левиафан. Пс. 73:14; Иов 40:20. Возможно, под термином «левиафан» имелся в виду нильский крокодил. Но это могло быть и вымышленное чудовище, громадный плавающий монстр.

гадюка. Пс. 57:5.

аспид (то есть кобра). Пс. 90:13.

змеи. Увы, представляется невозможным точно определить виды библейских змей, не считая разве что гадюку и кобру.

ящерица, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет. Лев. 11:29–30. Приведённые еврейские слова означают шесть различных видов ящериц.

василиск. Втор. 8:15; Пс. 90:13. Вероятно, ещё один вид ящериц.

Кроме реальных видов пресмыкающихся, названы также вымышленные: змей и дракон: Быт. 3:1–5; Пс. 90:13.

Земноводные. Из земноводных упоминаются жабы: Исх. 8:2–14; Откр. 16:13. Но, возможно, под названием «жабы» подразумевались лягушки.

Прочие животные.

различные виды рыб. Увы, установить вид той или иной упоминаемой рыбы крайне затруднительно.

пчёлы. Например, Втор. 1:44.

мухи (точнее, двукрылые). Исх. 8:20–24. Под термином «мухи» в Библии понимаются не только мухи, но также оводы, слепни, мошки, а также, возможно, даже комары и москиты.

прямокрылые. В Библии упоминается четыре вида прямокрылых насекомых: саранча, солам, харгол и хагаб (Лев. 11:22). Солам, харгол и хагаб представляют собой разновидности кузнечиков.

паук. Иов 8:14.

скорпион. Например, Втор. 8:15.

Говорят, что всего Библия упоминает около 120 различных видов животных. Правда, это лишь одна из версий.

Б. Растения.

1) алоэ, алойное дерево. Пс. 44:9; Прит. 7:17, Пес. Песн. 4:14.

2) анис. Мф. 23:23.

3) бальзам. Иез. 27:17.

4) виноград. Быт. 9:20; Суд. 8:12–13; Суд. 15:5; 3 Цар. 21:2 и др.

5) горькие травы. Исх. 12:8; Чис. 9:11. Включают в себя такие растения: эндивий, цикорий, салат-латук, щавель, водяной кресс и одуванчик.

6) гранатовое дерево. П. Песн. 6:11, Иоил. 1:4 и др.

7) дуб. Быт. 35:8; 2 Цар 18:9; Зах. 11:2.

8) жёлчь. Пс. 68:22; Мт. 27:34. По одной версии, жёлчь — это растение колоцинт (Citrullus colocynthis), по другой версии — это мак (Papaver somniferum).

9) иссоп. Исх. 12:22; 3 Цар 4:33; Пс. 50:9 и др. Опять же несколько версий: 1-я) иссоп — это майоран сирийский (Origanum maru); 2-я) иссоп — это каперс (Capparis sicula).

10) кедр. Суд. 9:15; 3 Цар. 4:33; 3 Цар. 5:10 и др.

11) кипарис. 3 Цар. 5:10.

12) лён. Исх. 9:31; Прит. 31:13.

13) ливан или ладан. Лев. 2:1; Мф. 2:11 и др.

14) лилия. Мф. 6:28–30; Лк. 12:27.

15) мандрагора. Быт. 30:14–16; Пес. Песн. 7:14.

16) маслина (= олива = оливковое дерево). Быт. 8:11; Суд. 9:8–9 и мн. др.

17) миндаль. Быт. 43:11; Исх. 25:34–35 и др.

18) мирро (= мира = смирна). Исх. 30:23; Есф. 2:12; Мф. 2:11 и др.

19) нард. Пес. Песн. 1:11; Пес. Песн. 4:13–14; Мк. 14:3. Нард (иногда нерд) — это благовонный нард (Nardostachys jatamansi).

20) плевелы. Мф. 13:25.

21) полба. Исх. 9:32; Ис. 28:25. Разновидность пшеницы.

22) сикомор. 3 Цар. 10:27; Ам. 7:14 и др.

23) ситтим. Ис. 41:19. Ситтим — это дерево Acacia seyal. Непосредственно ситтим в Библии упоминается один раз, а вот древесина ситтима — целых 26 раз (Исх. 25:5; Исх. 26:15–16 и др.).

24) смоковница (= инжир = фиговое дерево). Быт. 3:6; Суд. 9:10–11; 1 Цар. 25:18 и мн. др.

25) теревинф. Ос. 4:13.

26) терновник. Суд. 8:14–15.

26) тмин. Ис. 28:25; Ис. 28:27; Мф. 23:23.

27) тростник. Исх. 2:3; Исх. 2:5. Под названием «тростник» подразумевался папирус (Cyperus papyrus).

28) финиковая пальма. Исх. 15:27; Лев. 23:40; Ин. 12:13 и мн. др.

29) хлеб. Имеется в виду пшеница. Быт. 41:49; Лев. 2:14 и мн. др.

30) яблоня. Иис. Н. 17:8; Прит. 25:11; Пес. Песн. 2:3; Пес. Песн. 2:5; Иоил. 1:12. Увы, исследователи ставят под сомнение, была ли это действительно яблоня. Некоторые считают, что это был абрикос (Prunus armeniaca).

31) ячмень. Исх. 9:31; Втор. 8:8; Суд. 7:13; Руфь 2:17; Ос. 3:2 и др.

Проектная работа по теме «Животные в Библии

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Цель и задачи исследования: глубже узнать православное мировоззрение, узнать о традициях и обычаях связанных с растениями и животнымиупомянутыми в библейских сюжетах, о значении растений и животных в библейских сюжетах.

Растения часто упоминаются в Библии. Сообщается, что они (трава и деревья) были сотворены Господом на третий день, однако некоторые растения появились позже как проклятие за грех прародителей (тернии).

Растения выступают и как символы тех или иных качеств отдельных людей и целых народов. Они служили человеку пищей, материалом для строительства, лекарством, а также были знаками, отмечающими то или иное священное событие.

В Библейских сюжетах неоднократно упоминается об употребляемых в пищу растениях. Это ячмень, из которого делали хлеб. Ячменные поля простирались в окрестностях Вифлиема. Выращивали также и пшеницу.Возделывали в древней Палестине и чечевицу.

Чечевица в Библии упоминается как символ сиюминутной выгоды.Исав променял на похлебку из чечевицы свое первородство (оно давало право на двойную часть из имущества отца, на наследование власти и на право первосвященства) . Продал его Исааку, чтобы скорее насытиться. Отказываясь от первородства, Исав косвенно показал своё безразличие к Богу.

Финиковая пальма – ещё одно библейское дерево. Именно пальмовыми ветвями приветствовали люди Иисуса, входящего в Иерусалим. Это были ветви финиковой пальмы. Издревле употребляли в пищу плоды финика.

Кроме хлебных нив, на Иерусалимских горах расцветали многочисленные сады масличных и фруктовых деревьев, а также, конечно, и многочисленные виноградники. Потомки этих Библейских деревьев растут и по сей день. Есть и такие деревья, возраст которых позволил бы им быть живыми свидетелями Библейских событий. К числу таких растений относится, прежде всего маслина, называемая иногда оливой. Оливковое дерево служит символом истинного благочестия в Библии. Олива упоминается в Ветхом и Новом Заветах, пожалуй, гораздо чаще, чем все другие растения.
Оливковый лист приносит голубь Ною, чтобы возвестить об окончании потопа, оливковую ветвь держит архангел Гавриил, явившийся Деве Марии с благой вестью. На Масличной горе располагается дом святого Лазаря и Гефсиманскийсад.
Во время блуждания по пустыне израильтяне вспоминали такие растения Египта как огурец, лук, чеснок и дыню. Ели также фисташки, миндаль.

Растения упоминаются в Библии и как материал. Уже в Эдемском саду упомянута смоковница, из которой Адам и Ева сделали одежды. Из льна изготавливались одежды священников.В качестве строительного материала упомянуты кедр, кипарис.

Частым персонажем Библейского повествованияявляютсяптицы. Они были сотворены Господом на пятый день. Птицы так же упоминаются в связи с пищевыми запретами. Также они использовались в качестве жертвы.

Иногда они обретают значение символа: например, когда Ной выпускает птиц из ковчега, та ворон несет дурное предзнаменование, а голубь доброе. Хотя именно воронам Бог повелел кормить Илью пророка в пустыне. Дух Святой сходит на Иисуса после Крещения в виде голубя: «Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Также в Библии упомянута ласточка, аист , павлин.

Птицы, как и животные, разделялись Моисеем на чистых и нечистых. Чистых можно было есть, а нечистые воспрещались для употребления в пищу.Чистыми из птиц считались те, которые питаются зернами, семенами, а нечистымите, которые пожирали мясо, рыбу, падаль. Запретные птицы (те которых нельзя употреблять в пищу): ворон, гриф, ибис, кречет, коршун, лебедь, орел, пеликан рыболов, сова, страус, удод, филин, цапля, чайка, ястреб. Чистые птицы были приносимы в жертву во многих случаях. В жертве очищения, кто не имел козленка или ягненка, вместо них мог приносить двух горлиц или двух голубей. В Новом Завете Иосиф с Марией приходят в храм, чтобы возблагодарить Всевышнего за новорожденного Иисуса: «и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных».

Пророки часто говорят о перелетных птицах, ласточках, журавлях, которые улетают в далекие страны и обратно возвращаются к местам своего жилища. Бог говорит, что Он возвратит Свой пленный народ подобно тому, как возвращаются птицы из отдаленных стран. Моисей, чтобы развить чувство сострадания в сердцах Евреев, заповедует им, что если попадется кому-то из них по дороге птичье гнездо с птенцами и матерью, тот должен только взять птенцов себе, а мать оставлять. И быстрое летание птиц представляет перед нашими глазами мимолетность счастья нашей жизни.«Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется», говорит он.

Читать еще:  Можно поминать усопших на кладбище

Господь учит нас смотреть на них, как на образ спокойной беззаботности при отеческом помышлении Божием о нас. «Взгляните на птиц небесных, они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их», говорит Господь. Нежному попечению птиц о своих птенцах уподобляется попечение Божие о своем народе.

Библии упоминаются практически все существующие виды животных. Они разделяются на четыре класса: на животных, живущих на суше, четвероногих больших и малых, на рыб морских, птицнебесных, пресмыкающихся.

Каждый вид подразделялся на чистых и нечистых животных. Чистых животных Закон Моисея разрешает употреблять в пищу, а нечистых – запрещает.

Такое разделение животных на чистых и нечистых существовало еще до потопа. Мы читаем, что Бог повелел Ною ввести в ковчег по семи пар из всякого скота чистого и по две из скота нечистого. Из животных живущих на суше (домашних и полевых) считались чистыми имеющие раздвоенные копыта и жующие жвачку, например: быки, коровы, овцы, козы, волы и другие. Нечистыми же считались все остальные животные не имеющие всех этих признаков, или какого-то из них, например: ослы, верблюды и другие.Из полевых животных употреблялись в пищу и считались чистыми: олени, серны, лань и т.д. Нечистыми же считались: заяц, тушканчик, еж, свинья, и все хищные животные. Из животных в водах живущих считались чистыми и годными для употребления в пищу все имеющие плавательные перья и чешую, впрочем в Священном Писании нет названий для определенных видов рыб. Из животных пресмыкающихся дозволены были в пищу только те, у которых голени выше ног, например саранча. Нечистыми же признавались крокодил, ящерица, хамелеон и другие.

Результаты исследования: я глубже узнала христианское мировоззрение, узнала о некоторых растениях, животных и птицах упомянутых в Библии, о традициях и обычаях связанных с растениями и животными,упомянутыми в библейских сюжетах.

Выводы: Растения и животные в Библии имеют большое символическое значение, а также используются как знаки отмечающие священные события. Животные и птицы также упоминаются в библейских сюжетах в связи с пищевыми запретами и разделяются на чистых и нечистых.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В НОМИНАЦИИ « КРАЕВЕДЕНИЕ »

ТЕМА : РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ В

В Библии нет ни одного упоминания кошек, однако .

В Библии нет ни одного упоминания кошек, однако им разрешено входить в православные храмы и ловить там мышей. Собак и других домашних питомцев туда не пускают.

Дубликаты не найдены

Легенда в тему.
Кошки — единственные животные, которые допускаются в православные храмы. Люди неверующие объясняют это ловлей мышей, люди верующие приводят одну из двух (или обе) притч, священники улыбаются в бороду.

Давным-давно жил при храме о. Досифей. В лютые времена, когда вера была самым тяжким преступлением против советской власти, отбывал он в местах, не столь отдаленных от Аляски. Когда срок подошел к концу (дело было зимой), его выпустили в лес, в тайгу, чтобы шел с миром себе. Он и пошел. Зима, холод, идти не перейти, ночь наступила, тут он и заплутал в лесу.
Почувствовал, что начинает замерзать. Со смирением определился о. Досифей в ямку под корнями деревьев, да взмолился к Богородице, чтобы не дала ему пропасть. Не успел он закончить молитву, как отовсюду к нему ринулись кошки всех мастей, хромые, косые, одноухие. Обложили его собой, укрыли живым шерстяным одеялом. Так и переночевали, а поутру кошки повели о. Досифея через лес, да и вывели к деревне.

Не только, в Синагоги и Мечети им тоже можно входить.

вроде как он отрезал рукав халата, на котором спала кошка, лишь бы не будить её.

Ну всё правильно, как связаны Библия и православие?

ну, немного таки связаны.

Герметично запаковывали экспонаты и следили за влажностью в помещении?

Это не так гармонично согласуется с патетическим «Спасли Эрмитаж».

Это где у католиков такое? То, что кошки упоминаются в связи с ведьмами, совсем не говорит о том, что животное как таковое запрещено.

Кстати, монахи пускали кошек на воротники. Хоть и жаль кошачьих, но уж с нечистым животным монахи бы не связывались. Мех был дешевым и не носким. Вот еще: король Англии Эдуард III (1312-1377) запрещал торговцам носить одежду, отороченную мехами, кроме самых дешевых: кроличьих, лисьих и домашних кошек.

В католицизме кошки постепенно потеряли статус добродетельных существ и превратились в настоящие исчадья ада – нечистых животных, обладающих сверхъестественными способностями, олицетворения злых сил и воплощения самого дьявола.

В Раннем Средневековье в таком качестве кошка практически не упоминается. Репутацию ей испортила книга X века «Житие Св. Григория», принадлежащая перу талантливого венецианского историка Иоанна Диакона, где красочно описывалось, как демон в обличии кота во сне мучил некоего монаха. Еще больше усугубила ситуацию, казалось бы, случайная вещь – сходство наименования христианской секты катаров и названий кошек во многих европейских языках. Так, греческий термин kafaros («чистый, неоскверненный») по чьему-то злому наущению исказился и трансформировался в латинский cattar и французский cattier («котопоклонник»). Еретические, якобы с участием кошек, ритуалы катаров, в течение продолжительного времени бывших, кстати, на ножах с римско-католической церковью и Папой, стали очень удобным предлогом для жестокого уничтожения этого христианского течения. А для европейских кошек предопределилась их дальнейшая весьма печальная судьба.

В 12 веке появился целый класс книг, называемых сводами естественных творений. В них изобиловали такие абсурдности, связанные с кошками, что это окончательно перевело их в разряд демонических тварей – якобы кошки ядовиты, якобы способны возбуждать в человеке похоти, что глаза их видят демонов, и что кошки могут беременеть сами по себе, без котов и прочее. Все эти свойства кошек якобы активно использовались ведьмами для приготовления разнообразных вредоносных снадобий и ядов. Ведьмы и сами могли принимать обличье кошек (особенно, черных), либо получали этих животных в презент от дьявола в качестве помощниц для совершения всяких пакостей. Например, если требуется украсть «по-тихому» какой-либо предмет, то кошкам в этом просто нет равных. Поэтому кошек частенько прозывали воровками. Так как черный цвет считался атрибутом всякой нечисти, соответственно, встреча с черной кошкой добродетельному христианину не сулила ничего хорошего.

Во время средневековой Охоты на Ведьм Инквизиция жестоко преследовала, соответственно, и их спутников – котов и кошек, причем не только черных, а вообще любой масти, но черных в особенности нещадно истребляли. Крестовый поход против кошек в Европе принял массовый характер.

Во Франции в день Иоанна Крестителя кошек пытали, сжигали и вешали, даже на праздничном майском шесте. В Германии женщин, изменяющих своим мужьям, наказывали таким образом: сажали в мешок вместе с кошкой и били палками. Обезумевшее животное кусало и царапало неверных, одержимых наведенной похотью, жен. После экзекуции кошку (вместе с перешедшим на нее грехом прелюбодеяния) сжигали. Во Фландрии и карликовых германских княжествах кошек, в качестве воплощения предателя-Иуды, сбрасывали с колоколен и башен замков. Там же, во Фландрии, с помощью кошек избавлялись от привидений, населявших старые замки – собирали бездомных животных и шпарили кипятком до смерти. Призраки, увидев это, должны были в ужасе покинуть свои пристанища. Белые кошки, в древней скандинавской традиции символы влюбленных, в Средневековой Норвегии и Северной Германии получили статус пособников разврата и преступных любовных похождений. За что нещадно истреблялись. Позже этот варварский обычай переняли английские (в последствие, американские) пуритане, которые к тому же телесно наказывали тех женщин, которые посмели приютить или покормить белых кошек.

Впрочем, была одна европейская страна, в которой даже в Средние Века хорошо относились к кошкам – это Англия. Здравомыслящие англичане крайне негативно относились и подвергали осуждению изуверские обычаи, что имели место быть на территории континентальной Европы, и даже приняли закон об охране кошек. Не удивительно, что именно в Англии родился замечательный сказочный сюжет о коте, что приносил своему хозяину-сиротке разнообразные богатства («Кот в сапогах»).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector