Какого числа празднуется пасха
Когда в этом году будет Пасха? Как определяют дату Пасхи?
Когда в этом году будет Пасха? А когда масленица? Когда начинается Великий пост? Такие вопросы люди задают друг другу из года в год. Многие удивляются: почему одни церковные праздники из года в год отмечаются в один и тот же день, а другие всякий раз выпадают на разные даты? Как определяются эти даты? Давайте разберемся.
Пасха в Ветхом Завете
Празднование Пасхи у евреев было установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (см. Песах). «Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Нисан (Авиве) вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1). В память о исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным, бездрожжевым хлебом) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28; Чис.9:1-14). После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки — мацу.
Пасха у первых христиан
В христианской церкви Пасха праздновалась уже с первых веков, но в силу местных традиций, особенностей календаря и вычислений в общинах разных городов дни празднования Пасхи не совпадали. Поэтому на Первом Вселенском соборе в 325 году было решено принять единый для всего христианского мира способ определения даты Пасхи. Тогда же было решено, что христианам не следует придерживаться обычая иудеев в определении дня этого святейшего празднования. На Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями».
Когда в этом году будет Пасха?
В 2019 году православные христиане будут праздновать Пасху 28 апреля. Дату празднования Пасхи определяют по особому исчислению, называемому Православной Пасхалией.
Пасхалия – система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года.
Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».
Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.
Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля, или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. После вычисления даты Пасхи составляется календарь остальных переходящих церковных праздников.
Церковные праздники
Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон Пресвятой Богородицы.
Самый главный день церковного года — праздник Светлого Христова Воскресения, или Пасхи. Следующие по значимости — 12 великих двунадесятых праздников (само название — двунадесятые — указывает на их число). Затем по значению Церковь выделяет 5 великих праздников. Есть и другие праздничные дни, отмечаемые совершением торжественных богослужений. Особо выделяются воскресные дни, которые также посвящаются воспоминанию Воскресения Господа и именуются «Малой Пасхой».
Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Даты непереходящих праздников год от года не изменяются; переходящие праздники каждый год выпадают на разные даты и зависят от того, на какой день в текущем году приходится празднование Пасхи. От даты Пасхи зависят также начало Великого поста, всенародно любимая масленица, Вербное воскресенье, а также Вознесение и день Святой Троицы.
Двунадесятые праздники делятся Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) либо Богородичными (посвященными Божией Матери). Некоторые из событий, ставших основанием для праздников, описаны в Евангелии, а некоторые установлены на основании сведений церковного предания.
Двунадесятые переходящие праздники:
- Светлое Христово Воскресение. Пасха
- Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи)
- Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
- День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)
Двунадесятые непереходящие праздники:
- 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы.
- 27 сентября — Воздвижение Креста Господня.
- 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы.
- 7 января — Рождество Христово.
- 19 января — Крещение Господне. Богоявление.
- 15 февраля — Сретение Господне.
- 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.
- 19 августа — Преображение Господне.
- 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.
Великий пост
Пасхе предшествует Великий пост – самый строгий и продолжительный из всех православных постов. Когда начинается Великий пост? Это зависит от даты, на которую приходится в текущем году праздник Пасхи. Пост всегда длится 48 дней: 40 дней собственно Великого поста, называемые Четыредесятницей, и 8 дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой Субботы и до Великой Субботы накануне Пасхи. Поэтому начало поста легко определить, отсчитав 7 недель от даты Пасхи.
Значение Великого поста состоит не только в суровых правилах воздержания от пищи (предписывается вкушение только растительных продуктов, рыба разрешается лишь дважды — на Благовещение и на Вербное Воскресенье), и уклонении от различных развлечений и увеселений, но и в очень глубоком по своему содержанию богослужебном строе. Службы Великого поста совершенно особые, ни на что не похожие. Каждое воскресенье посвящается своей особой теме, а все вместе они настраивают верующих на глубокое смирение перед Богом и покаяние в своих грехах. Подробнее о посте читайте здесь »»
Как вычисляется дата Пасхи?
В эпоху создания Пасхалии (системы расчета дат Пасхи) люди представляли течение времени иначе, чем сейчас. Они считали, что все события происходят по кругу («всё возвращается на круги своя»). А всё разнообразие событий определяется тем, что таких «кругов» («циклов») много и они разных размеров. По кругу сменяется день ночью, лето – зимой, новолуние – полнолунием.
Современному же человеку это трудно представить, так как в своем сознании он выстраивает «прямую линию» исторических событий из прошлого в будущее.
Самый простой и самый известный (и до сих пор используемый) круг – это круг смены дней недели. За Воскресением следует понедельник, за понедельником – вторник и так далее до следующего Воскресенья, за которым обязательно снова наступит понедельник.
В основе расчета даты Пасхи лежат два цикла: солнечный (продолжительностью 28 лет) и лунный (продолжительностью 19 лет). Каждый год имеет свой номер в каждом из этих циклов (эти номера и называются «круг Солнцу» и «круг Луне»), и их сочетание повторяется только раз в 532 года (этот промежуток называется «Великим Индиктионом»).
«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый – високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7?4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в «новом» «григорианском» календаре всё сложнее…). То есть календарь 1983-го года имел точно такой же вид, как и календарь 2011-го (1983+28=2011). Например, 1-е (14-е по «новому стилю») января 2011-го года – пятница; и 1-го января 1983 года тоже была пятница.
То есть «круг Солнцу» помогает узнать, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года.
«Круг Луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния и т.д.) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет почти точно равно 235-и лунным месяцам.
Равноденствие – это момент, когда Солнце в своем видимом движении пересекает «небесный экватор». В это время продолжительность дня равна продолжительности ночи, а Солнце восходит точно на Востоке, а заходит точно на Западе.
Солнечный год (иначе называемый «тропическим») – это промежуток между двумя последовательными весенними равноденствиями. Его продолжительность равна 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд (365,2422 суток). В Юлианском календаре для удобства и простоты принимается продолжительность года, равная 365 суткам 6 часам (365,25 суток). Примерно за 128 лет набирается сдвиг весеннего равноденствия на одни сутки (в 15-м веке «новой эры» равноденствие было 12-го-13-го марта, а в 20-м – 7-го-8-го марта).
Лунный месяц (иначе называемый «синодическим») – это промежуток между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность равна 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам (29,53059 суток).
Потому-то и получается, что 19 солнечных лет (19365,2422=6939,6018 суток) – это приблизительно 235 лунных месяцев (23529,53059=6939,6887 суток).
Через 19 лет лунные фазы (полнолуния, например) лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается, – накапливается ошибка в одни сутки за приблизительно 310 лет). Речь идет, разумеется, о средних значениях. Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений. Например, реальное полнолуние в Москве в апреле 1990-го года было 10-го числа («нового стиля») в 06 ч. 19 м., а в 2009-м году (через 19 лет после 1990-го) – 9 апреля («нового стиля») в 17 ч. 55 м.
На основании полученных таблиц можно определить дату Пасхи на любой год.
Иеромонах Иов (Гумеров) приводит не столь понятный, но более математически простой способ расчета даты православной Пасхи: «Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 – 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е – 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 – 9 = 1 апреля (Юлианского календаря – старого стиля – прим. редакции)».
Когда бывает Пасха у католиков?
В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам, католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц.
Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Западная Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.
Католическую пасху можно рассчитать по следующему алгоритму:
1. G = (Y mod 19) + 1 (G — так называемое «золотое число в метоновом» цикле — 19-летнем цикле полнолуний)
2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С — номер века)
3. X = 3*C/4 – 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосный)
4. Z = (8*C + 5)/25 – 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)
5. D = 5*Y/4 – X – 10 (в марте день ?D mod 7 будет воскресенье)
6. E = (10*G + 20 + Z — X) mod 30 (эпакта — указывает на день наступления полнолуния)
7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1
8. N = 44 — E (N-е марта — день календарного полнолуния)
9. ЕСЛИ N 31 ТО дата Пасхи (N ? 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта
Православная Пасха в 2020 году
Пасха — важнейший христианский праздник, который празднуют все верующие. Пасха имеет такие названия, как Воскресение Христово и Светлое Христово Воскресение. Как уже понятно из названия, данный праздник установлен в честь одного из важнейших событий в истории христианства — Воскресения Иисуса Христа.
Какого числа Православная Пасха в 2020 году
Пасха не закреплена за определённым числом, а является праздником переходящим. Дата зависит от лунного цикла. Расчёт ведётся так: первое воскресенье после весеннего полнолуния (весеннее полнолуние — первое полнолуние, которое насупило не ранее весеннего равноденствия). Если полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.
Даты на этот и следующие годы
- 2020 — 19 апреля
- 2021 — 2 мая
- 2022 — 24 апреля
- 2023 — 16 апреля
- 2024 — 5 мая
- 2025 — 20 апреля
- 2026 — 12 апреля
- 2027 — 2 мая
- 2028 — 16 апреля
- 2029 — 8 апреля
- 2030 — 28 апреля
Православная Пасха в России описание
Православная Пасха — христианский праздник, который почитается всеми верующими. Многие наверняка знают, что традиционными в этот день являются крашеные яйца, которые красят по разным рецептам, например, при помощи луковой шелухи. Традиция красить яйца появилась после того, как Мария Магдалина принесла дары римскому императору Тиберию. Императору она сообщила «Христос Воскрес!», на что тот ответил, что этого не могло произойти, как не может яйцо из белого стать красным, после чего яйцо в момент покраснело.
Принято считать, что красные яйца на Пасху олицетворяют кровь Христа, которую он пролил во спасение людей. Яйцо на Пасху символизирует и Гроб Господень — мёртвое снаружи, но содержащее в себе жизнь.
Ещё одно традиционное блюдо — Пасхальный кулич. Пасхальный кулич символизирует Тело Христа, а также переломленный на Тайной вечере хлеб.
В этот Светлый Праздник принято поздравлять словами «Христос Воскрес!», на что поздравляемый должен ответить: «Воистину Воскрес!».
В этот день верующие почитают Воскресение Христово — символом вечной жизни, победы жизни над смертью.
Пасхе предшествует Великий пост, который длится 40 дней, но в зависимости от правил исчисления может иметь другую продолжительность. Главный Пост установлен в честь Христа, который постился в пустыне на протяжении 40 дней. На протяжении этого времени верующие постятся, приготавливаясь к празднованию самой Пасхи. Великий Пост имеет запреты на употребление мяса, яиц, рыбы, молока, выпечку, алкоголь.
Самой Пасхе предшествуют три важных дня:
- Чистый Четверг, когда необходимо убраться в доме, омыться, очистить свою душу и помыслы. В Чистый Четверг нужно быть чистым телом и душой, нельзя сквернословить, обижать других, иметь нечистые помыслы;
- Страстная Пятница — самый строгий день во время Великого Поста. Нельзя веселиться, работать по дому. Верующим рекомендуется полностью отказаться от пищи, лишь вечером можно съесть немного хлеба и выпить воды. В этот день многие начинают выпекать куличи, однако есть их до Пасхи нельзя;
- Великая Суббота — время молитв, посещения пасхальных служб или пасхального богослужения в церкви. Начинают готовить традиционные пасхальные блюда, но есть их нельзя, так как продолжается Великий Пост.
Непосредственно перед Пасхой совершается Пасхальный Крестный ход.
Сама Пасха отмечается в Светлое Воскресенье, а также на протяжении 40 дней после воскресенья.
Ещё одна примечательная традиция — схождение Благодатного огня. Так называемый Благодатный огонь сходит в Храме Гроба Господня (Иерусалимский храм Вознесения Христова).
Что такое Пасха и когда она празднуется?
Пасха является важнейшим праздником христиан и посвящена одному из главных событий в библейской истории – Воскресению Иисуса Христа.
Ее отмечают как в православных, так и в католических и еврейских храмах, однако в каждой религии празднование приходится на разные числа и месяцы. Мало того, различаются и ежегодные даты торжества, что делает его переходящим праздником. Единственное, что остается неизменным из года в год, – это празднование в весенний период и только по воскресеньям.
Слово «пасха» произошло от греческого πάσχα, что в переводе означает «избавление». В православной и католической церквях считается, что своей искупительной жертвой Иисус Христос избавил людей от власти греха и сумел показать, что каждому человеку возможно воскреснуть в жизни вечной. Совсем иной смысл имеет Пасха в иудаизме.
В этой религии ее празднование связано с библейским преданием о порабощении израильтян в Египте и последующим их исходом из страны под предводительством пророка Моисея. Таким образом различные израильские колена сумели избавиться от египетского ига и сплотиться в единый народ.
Согласно Евангелию, Иисус Христос был казнен и воскрес во время празднования еврейской Пасхи, поэтому многие христианские общины поначалу отмечали свое событие в одно время с иудейским. Некоторые христианские церкви имели свою практику, отличную от общепринятой.
Только в 325 году на Первом Вселенском соборе в Никее, созванном императором Константином Великим, было принято решение отказаться от ориентирования на еврейскую дату и начать праздновать Пасху всем общинам в одно время. Днем торжества было выбрано первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего не раньше весеннего равноденствия.
Для точного расчета была создана специальная методика (пасхалия), позволяющая определить день ветхозаветной Пасхи в солнечном календаре (юлианском, александрийском или григорианском).
По решению Всеправославного совещания, прошедшего в Москве в 1948 году, дата Пасхи в России рассчитывается по юлианскому календарю и приходится на первое воскресенье после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта).
При этом, если равноденствие выпадает на воскресенье, то Пасху отмечают на следующий выходной день. В 2015 году православные россияне будут отмечать это событие 12 апреля, в 2016 году Пасха придется на 1 мая.
Как и в России, большинство жителей в Украине исповедует православную религию, поэтому украинская Пасха выпадает на тот же день, что и российская. Торжества начинаются уже в ночь с субботы на воскресенье.
Верующие берут пасхальные корзинки с продуктами и направляются в храмы, где священники окропляют всё принесенное святой водой и проводят праздничные богослужения.
В расчетах даты празднования Пасхи в католических церквях используется григорианская пасхалия, составленная еще в XVI столетии германским математиком Кристофером Клавием и астрономом Алоизием Лилием из Италии.
Как и в православии, за точку отсчета у католиков берется первое воскресенье, следующее за весенним равноденствием, однако 21 марта в этом случае определяется не по юлианскому, а по григорианскому календарю. В 2015 году Пасха будет отмечаться 5 апреля, а в 2016-м – 27 марта.
В иудаизме праздник Пасхи называется Песах. Синагоги в своих расчетах ориентируются на еврейский лунно-солнечный календарь, по которому все даты приходятся на одну и туже лунную фазу. Песах начинается на 14 день нисана (первого месяца библейского года) и празднуется на протяжении 7 дней в Израиле и 8 дней за его пределами.
В 2015 году евреи во всем мире будут отмечать событие с вечера 3 апреля до вечера 10 апреля. В этот период Тора запрещает своим приверженцам употреблять хлеб и другие продукты с содержанием зерновых, которые при приготовлении подвергались закваске.
Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни
Пасха – древний и наиболее важный религиозный праздник в христианстве, на котором оно, собственно говоря, и основано. Отмечается в честь удивительного воскрешения из мёртвых Иисуса Христа на третьи сутки после Его распятия на кресте.
Воскресенье Христово относится к переходящим праздникам, ежегодно дата торжества меняется, припадая на разные дни. Многие не могут понять, почему так происходит, желают найти ответ на вопрос: «Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни?». Предлагаю получить его в этой статье.
Когда празднуется Пасха?
Христианскую Пасху отмечают в день первого воскресенья, следующего за первым полнолунием, наступающим после дня весеннего равноденствия (то есть даты, когда длительность ночи и дня одинаковая). Если же первое полнолуние совпало с седьмым днём недели, то торжество переносится на неделю вперёд.
Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни?
Вам может показаться странным, но в действительности Светлое Христово Воскресенье ежегодно выпадает на одну и ту же дату. Только для её расчёта используется не привычный нам солнечный календарь, а лунный. И тут необходимо отметить, что в мире люди пользуются разными системами исчисления времени: еврейским календарём, Юлианским, Григорианским (по которому живут в частности россияне и украинцы) и другими.
Для отсчёта года ориентируются на вращение Земли вокруг Солнца. Так за 1 год она совершает ровно 1 оборот вокруг дневного светила. Намного более сложная ситуация наблюдается с расчётами месяцев. Цикл Луны, варьирующийся от фазы новолуния к фазе полнолуния, равняется в среднем 27-29 суткам. Однако, такой идеальный месяц в календаре – это разве что февраль.
В результате мы имеем постоянные несоответствия солнечного и лунного календарей, с которыми ничего невозможно сделать. Ведь небесные светила двигаются в соответствии с физическими законами, а не календарными расчётами.
В итоге получаем следующие данные:
- Длительность солнечного года – равняется 365 суткам и практически 6 часам. В нём двенадцать месяцев, длительность которых немного превышает продолжительность лунных (составляет от 28 до 31 суток).
- Длительность лунного года – равняется 12 месяцем по 27-29 суток. На протяжении года Луна обновляется двенадцать раз, что соответствует количеству 354 суток.
Выходит, что по продолжительности лунный год всегда меньше, чем солнечный. И здесь мы вплотную подходим к объяснению того, почему ежегодно день праздника Пасхи варьируется.
Пасха, как мы уже знаем, празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего за весенним равноденствием – то есть 20 марта. Дата равноденствия является стабильной каждый год. Отчего же тогда Воскресение Иисуса Христа смещается на различные даты?
Происходит это потому, что первое полнолуние может наступить, как на следующие сутки после дня равноденствия, так и через пару недель после него. Именно из-за этого и происходит постоянное изменение даты Пасхи. Они не могут быть одинаковыми даже для 2 лет подряд.
Также не следует забывать и о традиции празднования Пасхи только по воскресным дням недели. А ведь каждый год числа в неделе сдвигаются на один, а в високосные годы даже на два дня. Поэтому и неудивительно, что праздник относится к переходящим – по умолчанию он не может иметь устойчивой даты.
Интересно! Можно рассчитывать дату Воскресенья Христа самостоятельно, а можно обратиться за помощью к специальной Пасхалии, где числа праздника прописаны на много лет вперёд.
Почему Пасха связана с первым полнолунием?
И если с вычислением даты Воскресения Христова вроде бы всё ясно, то остаётся непонятным, почему для его расчётов берётся первое весеннее полнолуние. Для получения ответа на поставленный вопрос необходимо обратиться к истории, отмотав время практически на 2000 лет тому назад – тогда, когда и жил легендарный Иисус Христос. Вернее, когда иудеи предали его смерти на кресте.
Как мы знаем из Библии, случилось данное событие в пятницу, а чудесное воскрешение Спасителя из мёртвых совпало с древним еврейским праздником Песах. Ничего не напоминает вам его название? Да, почти как наша Пасха и такое совпадение совершенно не случайное – современное христианское торжество отталкивается от той самой древней даты Песаха.
Что вообще означал Песах для иудеев? Он считался священной датой, ведь тогда народ израильский был выведен пророком Моисеем из плена египтян. Дальше следуют длительные скитания евреев, которые успешно завершаются нахождением ими земли обетованной – современного Израиля. Дата празднования Песаха приходится на 14 нисана – то есть еврейского аналога русского марта с апрелем. И выпадает древний праздник как раз таки на первое полнолуние по весне.
Интересно! Есть предположения, что празднование Песаха проводилось ещё в более древние времена, до жизни библейского Моисея.
Поэтому получается, что первое полнолуние – выступает своего рода точкой отсчёта, с которой весна полностью вступает в свои права. А что означала весна для древних людей? Она символизировала начало жизни в природе: света становилось больше, чем тьмы, теплело, можно было сеять и сажать растения для будущего урожая, постепенно появлялись первые ягодки и другие плоды.
Может быть, здесь кроется та причина, почему к христианскому празднику Пасха неравнодушны даже те, кто не причисляет себя к верующим.
Интересно! Несмотря на ежегодные различия в днях Светлова Воскресенья Христова кое что остаётся неизменным всегда – праздник празднуется только в воскресенье.
Почему православные и католики празднуют Пасху в разные числа?
Для ответа на вопрос нужно ещё раз обратиться к истории, а именно – к 1054 году, когда случается раскол христианской церкви на Восточную (православие) и Западную (католицизм). Изначально обе конфессии не имели различий в датах празднования религиозных торжеств, ведь в обоих использовался Юлианский календарь, утверждённый Гаем Юлием Цезарем – римским императором.
Юлианское летоисчисление, однако, не было точным – в нём существовала небольшая ошибка (всего лишь 12 минут), но за годы и столетия сумма неучтённых дней накапливалась довольно внушительная, что приводило к календарным неточностям.
Требовалось решение ситуации и оно было найдено Папой Римским Григорием XIII. Во второй половине 16 столетия он предлагает утвердить новую систему исчисления времени. Нововведенный календарь получает название Григорианского – в честь своего создателя и приводит к смещению времени на 10 суток. То есть ещё вчера на календаре было, допустим, 1 апреля, а сегодня уже наступило 11.
В дальнейшем православная церковь так и не меняет систему летоисчисления на Григорианскую, поэтому все церковные праздники продолжают праздноваться по Юлианскому календарю. Разница же между двумя календарями на сегодняшний день равняется 13 суткам. Что касается России, Украины и многих других стран, то здесь с 1918 года используется Григорианский календарь.
Нередко можно услыхать от верующих вопрос касательно того, насколько подобное положение вещей считается правильным. И не лучше ли ввести новую систему летоисчисления, которая была бы одинаковой для православных и католиков? Вполне разумное предложение, но дело в том, что проведение такой реформы – было бы очень серьёзным событием, на которое пока церковь не решается.
Поэтому пока католики продолжают отмечать Пасху в другую дату, которая преимущественно настаёт раньше христианской. Но бывают и совпадения праздников, когда христианская Пасха отмечается совместно с католической в одно и то же число.
В завершение
- Пасха – самый великий переходящий праздник у христиан. Каждый год его празднование припадает на разные дни. Происходит это из-за того, что Светлое Воскресенье Христово вычисляют по лунному календарю, а мы в быту используем солнечный календарь.
- Между лунным и солнечным календарями есть различие в количестве суток, в связи с чем, первое полнолуние наступает на протяжении определённого количества суток после дня весеннего равноденствия, что влияет на дату наступления Пасхи.
- Католики и православные пользуются различными стилями – Старым (Юлианским) и Новым (Григорианским), поэтому Светлое Воскресенье у обеих конфессий отмечают по разным числам.
А напоследок рекомендую просмотреть тематический видеоматериал:
Пасха 2018: какого числа и как отмечают
День святой Пасхи — праздник Воскресения Иисуса Христа по православному календарю — в 2018 году отмечается 8 апреля
Главный праздник православных христиан — Светлое Христово Воскресение, Пасха —празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).
В 2018 году православная Пасха празднуется 8 апреля.
В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.
Пасха — венец Великого поста
Пасху отмечают сразу после Великого поста, последняя неделя (седмица) которого является самой строгой, Страстной.
Пасха празднуется семь дней, всю неделю. Каждый день недели называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.
Весь период до праздника Вознесения, который отмечается на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».
Крашеные яйца, кулич и творожная пасха
Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.
Объяснение обычая красить яйца на Пасху в красный цвет можно найти в раннехристианской литературе, не вошедшее в библейский канон. Эти источники рассказывают об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.
Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.
Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.
Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса, «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец».
Богослужение и Крестный ход
Еще с апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гробе тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.
Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.
Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: «Христос воскресе из мертвых!».
Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».
В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.
Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.
После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.
История празднования Пасхи
Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».
В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.
Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.
Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он «воскрес, яко Бог». Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.
Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.
В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.