Какого патриарха поминают на афоне

Раскол на Афоне как самое мягкое, что может быть

Прихожане РПЦ не смогут молиться и причащаться в храмах на горе Афон в Греции из-за разрыва общения между Московским и Константинопольским патриархатами. Об этом сообщил пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков. «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями», — сказал Волков.

Звучит весьма безапелляционно. Внутри РПЦ усилилась оппозиция экуменистическому сближению с Римской католической церковью. Позиции отвечающего за это направление митрополита Волоколамского Илариона ослабли. Решение Константинополя по Украине укрепило позиции критиков близких отношений между властью и РПЦ, включая роль Светланы Медведевой, которая была инициатором и лоббистом сближения с католиками. «Встреча патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване состоялась при содействии Кремля», — пишут эти критики.

Что это может значить для Афона, куда в паломнических целях ездят тысячи россиян? Где на их деньги восстановлены и живут многих храмы и скиты? Афонское братство давно стал ареной экуменистических войн внутри православия. Американцы эти войны поддёргивают через оппозиционный к афонскому правительству в Кариесе монастырь Эсфигмен, который встал в оппозицию ко всем сразу, пишет ТГ-канал «Пяр во время чумы».

Афон всегда находился в сложных отношениях с Варфоломеем, ситуация обострилась в последние годы.
В 2017 году более 100 иноков отказались поминать патриарха Варфоломея в ответ на решения Критского собора Константинопольского патриархата, который прошёл в 2016 году.

Соборное послание провозгласило лидирующую роль патриарха Варфоломея. Варфоломей в открытом письме настоятелей ряда афонских монастырей был обвинён в том же, что побуждает его вмешиваться в дела РПЦ на Украине: в экуменизме, в частности в диалоге с Римской католической церковью, а также в диктате и единоначалии. Были признаны церквами Римская католическая церковь, ряд протестантских, были разрешены к освящению браки между православными и католиками.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

  • 17.10.18 Не все золото, что блестит: «Элитарный» след в церковном расколе
  • 17.10.18 Три причины поражения Русской церкви на Украине
  • 16.10.18 Разрыв с Константинополем: Главные выводы из заявления РПЦ
  • 16.10.18 Вашингтон усилит давление на Русскую православную церковь

Многие поместные церкви (Черногорская, Антиохийская, другие) не приняли решения Собора. Более того, внутри РПЦ многие начали возмущаться политикой экуменизма и сближения с Римом внутри РПЦ. Возвысились голоса о том, что вопросы мирового православия должны решаться в Москве, а не Стамбуле.

По окончании Собора на Крите более 50 монахов-келиотов (в том числе авторитетный старец Гавриил Карейский) в открытом письме Священному Киноту (административному органу управления Афоном) и игуменам афонских монастырей назвали «Святой и Великий Собор» «разбойничьим» и «антиправославным», призвав прекратить поминовение Вселенского патриарха Варфоломея.

Они заявили, что Собор узаконивает официально и на высшем уровне ересь экуменизма. В письме также говорилось о том, что Собор игнорировал роль монашества и особенно отношение Святой Горы Афон к папству и экуменизму. Открытое письмо подписали насельники Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиландар, Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также монахи и старцы из населенных пунктов Карея, Капсала и различных скитов.

Обратим внимание на то, что в большинстве указанных монастырей находятся священные для православных артефакты, периодически ввозимых в Россию на средства высокопоставленных жертвователей. В ответ на позицию подписантов письма Варфоломей потребовал их выселить с Афона.

Что будет сейчас, предположить трудно. Например светское греческое правительство проводит планомерную политику по подчинению Афона правилам экономической жизни государства и однозначно выступит на стороне Варфоломея.

На Афон ходу нет. Все, что нужно знать о разрыве РПЦ с Константинополем

Что произошло?

На заседании Священного Синода Русская православная церковь (РПЦ) приняла решение прервать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Решение было принято из-за «антиканонических действий Константинопольского патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию РПЦ». 11 октября синод Константинопольского патриархата отменил решение 1686 года, которым Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве.

Что это означает на практике?

Прекращение евхаристического общения означает, что последователи двух православных церквей больше не могут беспрепятственно участвовать в таинствах другой церкви. Епископы и священники Московского и Константинопольского патриархата больше не могут служить вместе, а прихожане не смогут вместе причащаться.

РПЦ уже составила список храмов, где нельзя молиться. Это храмы в Стамбуле, Анталии, на Крите и на Родосе. По словам секретаря Отдела внешних церковных связей московского патриархата Игоря Якимчука, за отказ следовать запрету для духовенства предусмотрены наказания (прещения), а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании Церкви. В юрисдикцию Константинопольского патриархата входит и полуостров Афон, одна из главных православных святынь, куда стремятся попасть многие паломники, в том числе из России. Он также теперь закрыт для прихожан РПЦ.

Это означает, что на Афоне больше нельзя посещать православные храмы?

По словам доктора богословия Прешовского университета, заведующего Кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского университета Александра Дворкина, теперь на Афоне прихожане РПЦ не смогут причащаться ни в одном монастыре.

«Туда можно будет приезжать, можно будет посещать храмы. Но причащаться там до конца этого конфликта нельзя, что в значительной степени делает поездки на Афон бессмысленными. Все-таки паломники стремятся туда с духовными целями», — сказал Дворкин.

Случалось ли что-то подобное ранее?

Да, в 1996 году РПЦ уже разрывала отношения с Константинопольским патриархатом.

Александр Дворкин:

— Тогда ситуация касалась маленькой Эстонии и вопросов относительно ее церковной принадлежности. Страна находилась в юрисдикции РПЦ. По ряду причин, Константинополь тоже начал претендовать на эту территорию. Как и сейчас, евхаристическое общение между двумя патриархатами было разорвано, но по счастью тогда через несколько месяцев удалось достигнуть компромисса и восстановить связи.

Патриархии договорились, что в Эстонии будут существовать юрисдикции обеих церквей. Этот компромисс был абсолютно антиканоничным, поскольку по церковным канонам на одной территории может быть только один епископ. Устройство православных церквей территориальное. Ситуации, когда в одном городе есть эстонский епископ и русский епископ, неправильна — у нас церковь на национальности не делится. Духовное предстоятельство может быть только одно. Но худой мир лучше доброй ссоры, поэтому стороны пошли на компромисс. К сожалению, это решение показало Константинопольскому патриарху, что он может и дальше вмешиваться в дела РПЦ.

Получится ли примириться как в прошлый раз?

Александр Дворкин:

— Украина — не Эстония. Ситуация гораздо более вопиющая. Константинопольский патриарх вмешался в наше судебное решение, не имея на то никаких полномочий. Он отменил анафему Филарета и принял в общение раскольников, которых он сам признавал раскольниками. Сделал он это без какого-либо разбирательства. Кроме того, он отменил решение своих предшественников о том, что киевская митрополия передается под управление РПЦ, упирая на то, что раз Константинополь принял это решение, то он же может его и отменить. С точки зрения канонов есть тридцатилетний срок давности, чтобы высказывать претензии по изменению границ епархии. Если жалоб в течение этого срока нет, то утверждается статус-кво. Тут прошло 300 лет, вопрос не поднимался, и вдруг через 300 лет отменяется решение. Это вопиющий случай.

Читать еще:  Картинки к празднику пасхи

Представьте, что вам дарят квартиру, оформляют дарственную. Вы в нее заселяетесь, владеете, ремонтируете нее, а через какое-то время человек, который вам ее подарил, и который в течение долгого времени не выказывал никаких претензий, дружил с вами, хочет забрать ее обратно. Какой-нибудь суд вернет эту квартиру? Очевидно, что нет. Здесь получается такая же ситуация.

Поэтому, решение Константинопольского патриархата нелогично и незаконно. Очевидно, что ответственность за разрыв лежит на нем.

Что будет дальше?

Эксперты пока остерегаются делать какие-либо «долгоиграющие прогнозы».

Александр Дворкин:

— Уже сейчас Филарет и президент Петр Порошенко совершенно искажают решения константинопольского синода. Они заявили, что синод признает киевского патриарха, хотя в постановлении синода говорилось лишь, что Филарету возвращают тот статус, который у него был на момент анафематствования — «бывшего митрополита Киевского».

Далее, в постановлении синода говорится о созыве собора, на котором будет объявлено о создании Украинской православной церкви под властью Константинополя. И только потом УПЦ сможет просить у Константинополя автокефалию. Филарет говорит, что раскольничью церковь уже признали как законную.

Самое интересное, что патриарх Варфоломей, который не мог всего этого не слышать, промолчал. Это может означать, что он не до конца самостоятелен в своих решениях, или что позиции Филарета гораздо прочнее.

Как ситуация с расколом отразится на верующих на Украине?

Ряд экспертов и СМИ уже выразили опасение, что предоставление автокефалии для УПЦ Киевского патриархата может привезти к противостоянию православных христиан. В частности, это дает повод начать оттеснять верующих УПЦ МП «на второй план» по отношению к открыто поддерживаемой властями УПЦ КП. Высказываются также предположения, что этот статус УПЦ КП дает властям Киева желаемый ими повод выпустить закон, который позволял бы отбирать храмы, монастыри и церковное имущество у «неправильных верующих пятой колонны» и отдавать их «правильной» церкви.

Александр Дворкин:

— Я не уверен, что автокефалия для УПЦ Киевского патриарха неизбежна, но, если это все же произойдет, верующие УПЦ Московского патриархата станут гражданами второго сорта. Потому что на них посыплются обвинения, что они «пятая колонна», «предатели», «рука Москвы» и так далее. Мы уже видим тревожные симптомы по всей Украине. Недавние разговоры о путях захвата Киево-Печерскую лавру — лишь самый вопиющий и громкий случай. Между прочим, один весьма влиятельный украинский религиовед уже опубликовал «рецепт» юридического отъема Лавры.

ОдигитриЯ

Почему афонские монахи не хотят поминать имени патриарха Варфоломея 1 min read

Интервью иеросхимонаха Димитрия Зографского

Ваше Всепреподобие, каковы аргументы афонских монахов, занимающих такую позицию по отношению к собору, проведенному на Крите?

— Прежде всего они считают, что дух собора на Крите — не дух святых отцов семи Вселенских Соборов, где все ереси были точно изложены и, соответственно, затем изобличались. И вообще они хотят, чтобы дух экуменизма не был так ярко выражен, как это случилось на Критском соборе, где он был практически легализирован. Так как это не первый случай, когда патриарх Варфоломей открыто выступает за экуменическое движение, то именно это и является причиной, по которой они настаивают на прекращении его поминания.

Другой вопрос, по меньшей мере по-моему, что Священный Кинот вряд ли примет это решение. Просто братий, которые подписались, на практике довольно мало.

Отец Димитрий, кому нужно это насильственное собирание различных деноминаций на принципах христианского минимализма? Ведь для секулярного, светского человеческого сознания это, конечно, звучит заманчиво, как альтернатива: «Давайте будем все вместе, без ненависти, давайте объединимся».

— Просто у нас на глазах исполняется пророчество, о котором говорит Библия, что в конце все отрекутся от истины, и Бог, когда придет, найдет лжеоб ъ единение, которое будет поклоняться антихристу. То есть то, что предсказано в Библии, начинает мало-помалу происходить. Конечно, кто-то сейчас посмеивается и говорит: «Ну что, видели? Собор состоялся, но ни католики не объединились с православными, ни антихрист не пришел». Однако это малые шаги. Один за другим эти шаги, мы видим, становятся фактом у нас на глазах.

А, конечно, было бы очень хорошо, чтобы мы объединились, но объединение должно совершаться в истине и во Христе. К сожалению, именно такого объединения и не происходит. Начинаются компромиссы, затуманивание формулировок. Это никогда не было действием Святого Духа в Церкви, Святой Дух всегда действовал ясно и категорично. А сейчас мы видим одну лишь туманную человеческую дипломатию.

Что должно произойти, чтобы действительно осуществилось такое объединение?

— То объединение, которое нам сегодня предлагается, строится на базе неких договорных отношений, в которых говорится, что идет диалог. Но диалог предполагает равнопоставленность лиц, ведущих его, тогда как у апостолов мы видим миссионерствование и проповедь. То есть они выступали как носители истины, а человеку остается только согласиться с этой истиной или отвергнуть ее — таков выбор человека. Тогда как при этом диалоге происходит бесплодное выдумывание, поиски какой-то словесной эквилибристики, и истина в конце концов остается отодвинутой в сторону.

Может ли православный христианин принять право папы на непогрешимость, папы как живого Христа на земле, так называемая ex catedra? Не является ли это не чем иным, как буквально изменением догмата Святой Троицы с добавлением еще одной ипостаси к Отцу, Сыну и Святому Духу — а сейчас еще и папа с его Божественным иммунитетом?

— В папском учении это нормально, чтобы имелись извращения истины, потому что когда от Церкви отнимается Святой Дух, это уже не Церковь, а одно, так сказать, сборище. Именно это и явствует в таких проявлениях, как инквизиция, как появление новых догматов в католической общности. И вообще мы видим, что это не один только догмат о непогрешимости папы ex catedra, видно, что имеется еще много других новых, выдуманных ими самими догматов, которых древняя Церковь не знала, и, разумеется, она их отвергает.

Отец Димитрий , мы являемся свидетелями всё новых хулений в СМИ в адрес православных христиан: архиереев, священников, монахов, мирян, оказывающих сопротивление так называемому Критскому собору. Их называют еретиками, зилотами и даже, с усмешкой, «ультраправославными». Страшно для меня то, что это происходит внутри православной общности: православные называют других православных такими словами. Имеется ли какая-нибудь политическая линия в этом? Так звучат политические обвинения. По меньшей мере дети, воспроизводящие этот ужасающий язык, называют себя прозападными. И они сами намного чаще присутствуют в политическом пространстве. В сущности, место ли политике в храме и кто пытается ее туда ввести?

— Политика, в принципе, не должна иметь места в храме, потому что храм — место для Божественной благодати, чтобы она действовала. Мы, верующие люди, должны эту Божественную благодать приглашать, чтобы она вошла в наши сердца. Это молитвы, которые мы возносим к Богу, чтобы Он был с нами, чтобы Он окрылял нас, чтобы Он пребывал в наших сердцах. И это не в первый раз случается в наши дни, когда мы видим, что политика сильно старается влиять на такие вопросы, как вопросы о истине и лжи, о добре и зле. Это делают люди и институции, силящиеся ввести геополитическую атмосферу в чисто церковные вопросы, не располагая необходимыми официальными документами, а на основании лишь каких-то собственных подозрений.

Читать еще:  Как сделать яйцо из картона

Самым ярким примером этого стало то, когда Болгарскую Церковь обвинили в том, будто она следует Русской Церкви, тогда как в сущности было в точности наоборот: Русская Церковь заявляет, что у этого собора все документы в порядке, нет никаких проблем, а в это же самое время Болгарская Церковь всей своей позицией говорит в точности обратное.

И обвиняется также Антиохийская патриархия в том, что она следует русской политике, и что Грузинская патриархия также следует ей. Однако это одни лишь, я бы сказал, нелогичные обвинения. Потому что если это дойдет, например, до Антиохийской патриархии, то могут даже последовать обвинения в клевете. Поскольку Антиохийская патриархия, это давно известно, ориентирована прогречески: нынешний патриарх Иоанн получал диплом в Салониках в 1983 году. А сказать о Грузинской патриархии, что она находится под русским влиянием, после того как два последних грузинских президента объявили Россию самой большой опасностью для Грузии, — это действительно смешно. Жаль, что говорящие такое имеют большую известность, владеют достаточными ресурсами СМИ, и их клеветнические измышления становятся публично известными, это хуже всего. И они отравляют атмосферу.

Вопросы иеросхимонаху Димитрию Зографскому

задавал Васил Жечев

Перевела с болгарского Зинаида Пейкова

Отныне поездка на Афон — грех. И другие новые запреты для православных

Российским чиновникам уже запретили паломничество в Грецию

Вечером, 15 октября, РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Это вызвано его решением предоставить автокефалию (независимость) Украинской православной церкви. Евхаристическое общение давало возможность прихожанам одной церкви беспрепятственно участвовать в таинствах другой и символизировало каноническое единство православия. Представители российской элиты регулярно ездили причащаться на греческий Афон, а российские верующие выстраивались в очередь к мощам греческих святых. Смогут ли теперь российские прихожане ходить в греческие храмы, сохранит ли свое значение Киево-Печерская лавра, покинут ли Афон российские элиты — отвечает «URA.RU».

Смогут ли теперь верующие россияне посещать храмы Константинопольского патриархата?

РПЦ уже составила список храмов, где нельзя молиться. В частности, речь идет о православных храмах в Стамбуле, Анталии, на Крите и на Родосе. Ослушавшиеся миряне должны будут покаяться на исповеди в непослушании Церкви. Впрочем, этот запрет имеет значение только для самых воцерковленных, замечает заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-петербургского госуниверситета Марианна Шахнович. «Все зависит от самих верующих. Кому-то это запрет не помешал ходить в греческие храмы и раньше. Наши люди свечки ставят даже в католическом соборе Парижской Богоматери», — замечает она в беседе с «URA.RU».

При этом Константинопольский патриархат не запрещает россиянам молиться в своих храмах, говорит церковный ученый Андрей Кураев. «Греки нам ничего не запрещали, нас от храмов не отлучают, поэтому тот, кто хочет, может спокойно молиться. Если у кого-то зачешется каноническая совесть, то он может потом сходить к своему духовнику и покаяться», — рассказал он «URA.RU».

Изменится ли отношение РПЦ к иконам и мощам святых из Греции и Украины?

На отношении к общим святым и символам православия разрыв Москвы и Константинополя никак не скажется, заявил руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе.

Многие российские верующие на Пасху ездили в Иерусалим за Благодатным огнем, на Крещенское купание — на Иордан. Изменится ли что-то теперь?

Святая земля — это пастырская территория Иерусалимского патриархата, говорит Кипшидзе. «Его возглавляет блаженнейший патриарх иерусалимский Феофил. Взаимоотношения РПЦ с Константинополем никак не влияют на отношения с Иерусалимским патриархом», — рассказал он «URA.RU». Поэтому здесь для российских верующих ничего не изменится.

Киево-Печерская лавра находится в ведении РПЦ. Сохранит ли она свое значения для русского православия, если отойдет к украинской церкви?

Киево-Печерская лавра является общей святыней русского и мирового православия. Сегодня она находится в каноническом ведении Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), однако после раскола православной церкви высока вероятность, что храм перейдет в ведение Киевского патриархата. «Если монахов выселят, то они получат статус общины в изгнании. Соответственно, монахи будут и дальше восприниматься в качестве общины Киево-Печорской лавры.

В храме же, захваченном раскольниками, верующие РПЦ не смогут получить истинного причастия», — сказал экс-зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин.

Будет ли российская элита продолжать ездить на Афон?

Афон пользуется популярностью у верующей части российской элиты. Монастырский комплекс неоднократно посещал экс-губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, генпрокурор Юрий Чайка, бывший глава МИД Евгений Примаков и многие другие российские государственные деятели. Вокруг посетителей греческого монастыря даже сформировалось своеобразное «Афонское братство». Дважды здесь был президент России Владимир Путин -в 2005 и 2016 годах.

Отныне поездка на Афон будет считаться грехом, замечает официальный представитель РПЦ Вахтанг Кипшидзе.

«Те, кто считает себя верными чадами русской православной церкви, не должны участвовать в евхаристическом общении в храмах и монастырях Константинопольского патриархата», — рассказал он «URA.RU»

Разрыв церквей стал потрясением для российский элиты, говорит политолог Андрей Колядин (с 2009-го по 2012-й год работал в администрации президента). «Можно, конечно, заменить Афон чем-то, но это будет уже не совсем каноническое православие», — говорит он.

Впрочем, как рассказал «URA.RU» источник, приближенный к федеральной власти, Кремль взял курс на отказ от посещения Афона. Российская власть решила поддержать РПЦ в ее противостоянии с Константинополем. А верующим представителям элиты предложат вложиться в создание православно-монархической партии в России.

Окажется ли РПЦ в изоляции?

Разрыв отношений между Московским и Константинопольским патриархатом окажет негативные последствия на российское общество, считает Андрей Кураев. «Внедряется установка, что „кругом враги“, это приводит к этической и интеллектуальной деградации внутри страны и церкви, к замыканию нашего православного общества», — сказал Кураев. По словам протодиакона, церковные власти будут проводить одностороннюю войну против Константинопольской патриархии и сделают серьезный шаг в сторону изоляции РПЦ от других православных церквей.

Новый Афон отошел к Константинополю

Возможно, Константинопольский Патриарх (слева) дал архимандриту Дорофею (справа) и его мятежным монахам из Абхазии гарантии своего покровительства.
Фото предоставлено Священной митрополией Абхазии

Группа абхазских монахов, год назад провозгласивших создание «Священной митрополии Абхазии», демонстративно разорвала отношения с Русской и Грузинской Православными Церквами. «Сегодня, 22 июня, по поручению о. Виссариона Аплиаа, ко мне в Новоафонский монастырь приезжали о. Сергий Джопуа, о. Матфей Тужба и о. Далмат Гопия», – сообщил в своем аккаунте в Facebook оппозиционной группы клирик Дорофей (Дбар). В РПЦ он имеет сан иеромонаха, но обучается в докторантуре греческого Аристотелевского университета и Элладской Церковью возведен в сан архимандрита.

Читать еще:  Когда и как поминать умерших родственников

«Они вручили мне «указы» епископа Майкопского и Адыгейского Тихона о наложении на меня и о. Андрея (Ампар) запрещения в священнослужении сроком на три года. Я даже не стал читать эти указы, просто порвал их и отдал обратно. Они уехали», – рассказывает Дбар. Пикантность ситуации заключается в том, что упомянутые клирики сами представляют неканоничную структуру – самопровозглашенную в 2009 году Абхазскую Православную Церковь. Но некоторые из них – священнослужители РПЦ, как и Дорофей (Дбар). Год назад подобное посредничество привело к тому, что настоятель Новоафонского монастыря иеромонах Андрей (Ампар) отказался подчиняться приказу РПЦ о своем низложении, и это событие дало начало «расколу в расколе».

«Мы не имеем никакого отношения к Майкопской и Адыгейской епархии Русской Православной Церкви (к Грузинской Церкви мы и так не имели никакого отношения). Поэтому все прежние и новые указы силы не имеют», – говорит теперь Дбар. Также он уведомляет всех, что «с сегодняшнего дня и до окончательного разрешения статуса Православной Церкви в Абхазии, то есть до появления на территории Абхазии канонического епископа», его единомышленники будут поминать за богослужением имя Константинопольского Патриарха Варфоломея I «как Первоиерарха всей Вселенской Православной Церкви».

Запрещение в служении Дбара и Ампара было наложено на срок в один год указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона (Лобковского) в мае 2011 года, после их активного участия в провозглашении новой митрополии. По окончании этого срока и из-за нежелания запрещенных священников вернуться из раскола последовал новый указ, на этот раз о запрещении в служении уже на три года начиная с 11 июня. Впрочем, новоафонцы на эти указы не реагируют, апеллируя к авторитету Вселенского Патриархата, который принимал их делегацию в январе с.г. в своей резиденции на Фанаре.

Как сообщили «НГР» источники на Кавказе, вскоре после нынешних событий аккаунты отца Дорофея и его единомышленников в Facebook, где размещалась информация о конфликте, были взломаны неизвестными хакерами.

Структура священника Виссариона Аплиаа 28 июня опубликовала заявление, в котором сказано, что «Церковный Совет и клирики Абхазской Православной Церкви единогласно пришли к пониманию, что поступки Дорофея (Дбара) и Андрея (Ампара) являются кощунственным предательским актом по отношению к истории абхазского православия и всего православного предания». «Мы обращаемся к Московскому Патриарху, чьими клириками являются Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар), для разъяснений – на основании каких канонических полномочий запрещенные иеромонахи служат в принадлежащем АПЦ Новоафонском монастыре и поминают в своих молитвах его святейшество Варфоломея Константинопольского, – говорится в опубликованном на сайте aiaaira.com документе. – Мы не против Вселенского Патриарха Варфоломея, но нам более близок духовный союз с Московским и всея Руси Патриархом Кириллом». Как известно, представители Московского Патриархата не раз заявляли, что считают Абхазию «частью канонической территории Грузинской Православной Церкви», но, поскольку «де-факто Грузинская Православная Церковь там сейчас присутствовать не может», готовы опекать местных православных верующих.

«Подобное поведение является основанием для предания этих иеромонахов церковному суду, который, принимая во внимание тяжесть содеянного, вполне может закончиться решением о лишении их священного сана, – прокомментировал онлайн-версии журнала «Фома» демарш новоафонских клириков секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук. – Однако по крайней икономии и снисхождению этого сделано не было, принимая во внимание сложность церковного положения в Абхазии после тяжелых межнациональных конфликтов, неустроенность церковной жизни, дефицит кадров, нужду абхазского народа в духовном просвещении. Владыка Тихон по-прежнему призывает данных священников к исправлению, и двери покаяния для них еще не закрыты».

«НГР» попросили самого архимандрита Дорофея (Дбара) объяснить свои последние действия:

– Поминание на литургии Вселенского Патриарха как-то связано с конкретными обещаниями Константинополя взять Абхазию под свой омофор?

– Поминание за богослужением имени Вселенского Патриарха связано с тем, что только он как Первоиерарх всей Православной Церкви может решить абхазский церковный вопрос. Если бы Папа Римский был православным, мы должны были бы обратиться к нему за решением нашей церковной проблемы и поминать его имя. Многие наши недруги злоумышленно пытаются представить наши действия как попытку якобы отдать Абхазию грекам. Вселенская Патриархия заинтересована только в одном: чтобы на территории Абхазии была Православная Церковь во главе с абхазским епископом, чтобы туда не проникли представители греческих раскольнических Церквей, как это уже произошло на территории Южной Осетии.

– Вы одновременно клирик РПЦ и Элладской Церкви, почему тогда поминаете не Архиепископа Афинского?

– Потому что он Архиепископ Афинский и всей Греции. Тогда как архиепископ Константинопольский является Вселенским Патриархом. Афинский Архиепископ не решал же вопрос автокефалии Русской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Румынской и многих других Церквей. Все эти Церкви были созданы при прямом участии Вселенской Патриархии. Стало быть, и становление Православной Церкви в Абхазии возможно исключительно при участии Вселенского Патриарха, то есть Первоиерарха Единой Соборной Апостольской Церкви. Многие православные люди, в том числе и клирики, имеют искаженное представление о независимости Поместных Православных Церквей. Нет Греческой, Грузинской, Русской, Сербской или какой-либо другой Церкви, принадлежащей какому-либо христианскому народу или стране. Есть Православная Церковь (или Церковь Христова) в Греции, Грузии, России и т.д. Отсюда следует: решение судьбы Православной Церкви в Абхазии – это дело всей полноты Православной Церкви, а не исключительно Православной Церкви в Грузии.

– Какова реакция властей Абхазии на ваш разрыв с РПЦ?

– Абхазские власти в отличие от властей во многих постсоветских государствах не вмешиваются грубо в церковную жизнь. И потом абхазские власти, впрочем, как и большинство граждан Республики Абхазия, никак не могут понять, зачем представители РПЦ все время действуют по отношению к абхазскому духовенству исключительно методом прещений и наказаний. Ведь поводом для прекращения поминовения имени Патриарха Кирилла послужил очередной запрет в священнослужении сроком на три года, наложенный на меня и иеромонаха Андрея (Ампара) в июне этого года одним из иерархов РПЦ. Скажите, разве не абсурдны действия РПЦ, когда они запрещают в священнослужении христианских священников, которых и без того по пальцем пересчитать, в столь сложном в религиозном отношении регионе, как Кавказ?

Год назад, провозглашая Священную митрополию Абхазии, молодые монахи были полны оптимизма и надеялись договориться со всеми Православными Церквами, призывали к созданию специальной межцерковной комиссии. Их голос услышали только на Фанаре. Создавшаяся ситуация может быть опасна, во-первых, тем, что Московский Патриархат потеряет влияние на умы молодого поколения абхазских верующих и священников, а во-вторых, возникнет новая точка напряженности с Константинополем, подобная той, что появилась после провозглашения параллельной юрисдикции в Эстонии в начале 1990-х годов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector