Какой едой поминают усопших

Поминки: нужна ли покойнику еда?

Накануне Радоницы – дня поминовения усопших, который приходится на второй вторник после Пасхи – очень важно сказать о наиболее часто встречающихся заблуждениях, касающихся вопроса поминовения покойников. Ведь и в советское, и в нынешнее просвещенное время забота о том, чтобы нашим родным хорошо жилось на том свете, стоит не на последнем месте. Важным элементом заботы о покойниках в большинстве религий являются поминки — обеды или съедобные подаяния в честь преставившегося человека.

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь. Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня ( еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.

Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике, и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку. Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Смерть близкого человека — большое горе для его родственников и друзей. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души усопшего. Немаловажную роль ритуал прощания играет и в облегчении состояния людей из его окружения. Правильное поведение в дни скорби, соблюдение обычаев и церковных канонов — залог постепенного прихода к близким покойного душевного спокойствия и внутреннего равновесия.

Поминки в день похорон по христианской традиции

Каноны православия запрещают проводить погребение и устраивать поминовение в дни Рождества Христова и Святой Пасхи. Перед принятием пищи каждый православный человек читает молитву «Отче наш». Это относится и к прощальному обеду. Если провести поминки пригласили священнослужителя, то он сначала совершает заупокойную литию, пропивает «Отче наш» и благословляет принятие еды. В отсутствие иерея чтение молитв и освещение трапезы доверяют старшему из мирян.

На поминках покойному отводится за столом отдельное место с рюмкой, покрытой хлебом, тарелкой и столовыми приборами. Пустой стул никто не занимает. Первым блюдом, которое подается согласно обычаю, является кутья. Кушанье освящают во время службы в церкви, панихиды по умершему, или окропляют святой водой перед началом обеда. Зерна пшена или риса в каше выступают символом жизни, а мед — сладостью от попадания праведников в Царство Божие. Также присутствующих угощают другой едой. Во время Великого и других постов блюда на столе у православных мирян должны быть постными.

Православные поминки имеют глубокий смысл — присутствующие молятся и просят Господа простить грехи, уменьшить страдания души усопшего в загробной жизни. За столом ведутся неспешные беседы об умершем, которого вспоминают добрыми словами — всепрощение и примирение являются целью траурной церемонии. Согласно православным канонам родственники должны усердно молиться за новопреставленного, что и делают в течение 40 дней после его смерти. Таким образом родные люди улучшают загробную участь умершего и облегчают его пребывание в ином мире.

К православным молитвословиям за упокой души, которые церковь рекомендует читать на первых поминках, относятся

  • 17 Кафизму из Псалтыря — псалом 90 и 118;
  • поминальную молитву — «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба…».

Перед приемом последнего сладкого блюда все присутствующие встают и поют стихиру на глас 6. Трапеза заканчивается питием заупокойной чаши, принятием последнего блюда и обычным благодарением.

Как правильно проводить поминки

Этикетом и негласными правилами регулируется организация прощального обеда. Провести трапезу доверяют близкому другу усопшего или членов его семьи. В начале обеда покойника чествуют минутой молчания. Далее распорядитель поочередно дает слово родственникам умершего человека в зависимости от степени родства. После них помянуть добрым словом предлагается друзьям. Правильно все тосты произносить стоя, допустимо заканчивать их риторическими выражениями «Пусть земля ему будет пухом! Вечная память!» и другими. Если выступление прерывается слезами, ведущий вставляет несколько фраз для того, чтобы разрядить обстановку и снять напряжение.

Речь при поминании согласно заведенному порядку не должна быть длинной. Ее желательно заранее отрепетировать. Значение выступления состоит в том, чтобы напомнить присутствующим о том, каким хорошим человеком был покойный. Во время похорон все добрые слова являются поддержкой для семьи усопшего, это притупляет горе и умиротворяет душу покойного. Слова скорби на поминках должны быть лаконично изложенными, это касается речи на кладбище или в крематории у гроба.

В конце поминок каждый присутствующий встает из-за стола и кланяется портрету усопшего и его символическому месту за столом. Уходя принято выразить сочувствие родственникам, прощаться словами «До свидания» или «До встречи» неправильно.

Поминальное угощение и оставшуюся еду по традиции раздают не только присутствующим на торжественном обеде, но и другим людям, в т.ч. нуждающимся в виде милостыни. Это делается для того, чтобы как можно больше человек почтили память покойного.

Последний завтрак

Родственники приходят к усопшему на кладбище на следующее утро после погребения. Поминки на кладбище в день похорон не включают в себя поедание еды и распитие спиртных напитков. Последний же завтрак покойного, который ему приносят близкие на утро, помогает душе усопшего почувствовать заботу родственников. Этот акт является концом похорон и началом проведения поминов. Еда должна содержать продукты растительного и животного происхождения. Близкие также завтракают у могилы, по правилам приглашая разделить трапезу нищих и нуждающихся. Еду для покойного оставляют на погосте, посуду и другую утварь с него не забирают и домой не приносят.

Проведение подобных процедур, особенно с распитием на кладбище алкогольных напитков, православная церковь не одобряет, относя их к языческим традициям. Однако обычай имеет глубокие корни. Тризна у восточных славян состояла из множества ритуалов — омовения покойного, сожжения, танцев, боев и спортивных состязаний. Частью обряда было и поминальное пиршество, на котором вкушали яства и пили хмельной медовый напиток. Тризну служили рядом с местом похорон, там же и поедали ритуальную пищу, страву. Еда, которая ставилась в кутном углу дома, стакан с водой и хлеб, была скромной. Это делалось для того, чтобы покойный поскорее уходил в мир мертвых, понимая, что теперь ему «не едать вволю хлеба живых».

Проведение поминок и оккультная безопасность

Смысл древнеславянской традиции прощания с умершим, тризны, состоят в противостоянии силам Нави — миру мертвых. Злые духи не должны были повлиять на живущих людей, поэтому их изгоняли с помощью природных стихий — огня в поминальном костре. Процедура обязательного омовения тела, очищения водой, имеет глубокий сакральный смысл и появилась задолго до прихода христианства. И сегодня по возвращению с кладбища после обряда погребения принято ополоснуть лицо и вымыть руки по локоть перед началом трапезы.

На поминках правилами поведения, которых следует придерживаться, являются следующие.

  1. Родные усопшего или те, кто занимается организацией похорон, не подают поминальный обед со столовыми приборами с углами — ножами и вилками. Впервые на Руси вилка с двумя зубцами появилась с подачи Петра I. Прибор долго не приживался в обиходе славян, т.к. рогатина издревле ассоциировалась с дьяволом. Тем более традиционные кушанья поминальной трапезы — суп, кутья и блины — не требуют использования столовых приборов с острыми углами.
  2. По правилам поминок в день похорон умершему ставят угощение — наливают стопку водки и накрывают ее хлебом. Есть кому-то из присутствующих эту еду нельзя. Её принято оставлять до 40 дня, спрятав в укромном месте в доме. После этого рюмку снова наполняют и относят с хлебом на могилу усопшего, когда поминают его на кладбище.
  3. На столе обязательно должна быть кутья — сладка рисовая каша и блины, чья круглая форма символизирует цикличность жизни и смерти. До XII в. славяне поминали умерших колевом — разваренной пшеницей с маком и фундуком, т.к. рис исконно не является национальным продуктом.
  4. За поминальным столом близкие и родственники не ведут бесед о дележе имущества усопшего человека не только потому, что это неприлично. Существует убеждение о том, что до 40 дня все принадлежит покойному, который с эзотерической точки зрения еще не совсем умер — душа разобществляется с мертвым телом постепенно.
  5. Сладости и выпечка — то, что раздают на поминках присутствующим перед их уходом домой. Личные вещи умершего, столовые приборы и другую посуду из соображений оккультной безопасности брать не стоит.

Эзотерики объясняют запрет на использование острых столовых приборов тем, что с их концов «стекает» негативная энергия, которая может привести к поражению тонких тел человека. Поминки и другие похоронные ритуалы, связанные со смертью, не несут положительного заряда для любого биологического объекта. Физикам также известен эффект стекания поверхностного заряда в сторону острия предмета. Запрет на применение по ходу проведения поминок определенных столовых приборов, как и сиденье на углу стола, на поверку оказываются не дремучими суевериями, а простым соблюдением правил безопасности.

Как и когда делают поминки на 9 день после смерти

По христианским правилам вспоминать человека принято в дни рождения или именин и по торжественным церковным датам — на Вселенскую мясопустную субботу, Радоницу, в родительские дни, на Троицкую и Дмитриевскую субботу. Временем для особого поминовения считаются 3, 9 и 40 день. Это объясняется периодами, которые связаны с постепенным покидаем души земной обители. Отчет времени ведется со дня смерти.

По традиции на 9 день родственники умершего собираются на обед, отдавая дань его памяти. Верующие читают молитву «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавол упразднившей…», заказывают Сорокоуст о поминовении или в монастыре — Неусыпаемую Псалтирь. Это помогает усопшему представь перед Судом Божьим, согласно христианским догмам пришло время, когда ангелы приводят душу к Всевышнему для разговора. После поминальной службы близкие приходят на кладбище, где зажигают свечу и читают «Отче наш». Церковь не одобряет поминальных трапез у могилы, рекомендуя провести их дома, а угощения — пирожки, сладости, булочки, конфеты — раздать малоимущим, которые проходят мимо погоста или стоят у входа на кладбище. Допустимы денежные подношения.

Молитвы и воспоминания об умершем на 9 день после похорон дают успокоение и оказывают помощь его душе. За столом ведется неспешная скорбная беседа. Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, раздают нищим или нуждающимся. Девятину, которая выпала на дни поста, переносят на ближайшие выходные.

Как проходят поминки на 40 день после похорон

Первое время после смерти проходит в скорби и молитвах за душу усопшего. Древние славяне прощались с покойными в разные периоды, совершая в т.ч. «полусороковины» на 20 день со дня смерти. Сегодня поминание усопших проводится на 40 день — в это время душа последний раз спускается на землю для посещения любимых мест.

Родственники проводят утро на службе в храме, читают молитву «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставльшагося…», заказывают панихиду и Сорокоуст. Правильным будет провести весь день в траурных одеждах. Верующие христиане приносят в церковь на поминальный столик продукты, а на могилы — свечи, живые или мертвые цветы. Поминают усопшего раздачей угощений — выпечки и конфет. Дома устраивают торжественный обед. Во время трапезы вспоминают добрыми словами ушедшего в иной мир. После сорокового дня допустимо раздать личные вещи покойного родственникам или нуждающимся, отнеся в храм.

После того, как человек умирает, хоронят его физическое тело, для прощания с душой необходимо провести определенные ритуалы. Существующие обычаи связаны со старославянскими и христианскими традициями. Поминки и правила их проведения помогают душе покойного покинуть мир живых, а родственникам правильно попрощаться с усопшим без излишней суеты, истерик и чрезмерной скорби.

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Поминальный обед – обязательный ритуал похоронного процесса, который символизирует вечную память об ушедшем в иной мир человеке. В нем принимают участие родственники усопшего, близкие друзья, коллеги. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души умершего. Однако не менее важен этот ритуал и для близких усопшего. Он помогает им облегчить боль утраты и постепенно прийти к успокоению. В этой статье мы расскажем об основных правилах проведения поминок после похорон.

Как поминают усопшего?

Согласно православным традициям, ритуальный обед проводится:

  • В день погребения (на 3 день после смерти);
  • На 9 день после похорон;
  • На 40 день после погребения;
  • Через год после смерти человека.

Также можно организовывать поминальную трапезу через полгода после смерти, на день рождения усопшего и в День Ангела.

Если вы не уверены, можно ли организовывать поминовение в конкретный день, или у вас есть другие вопросы относительно этого ритуала, вы можете прийти в храм и задать их священнику.

Поминальная трапеза в день похорон.

Ритуальный обед традиционно начинается с молитвы «Отче наш». Если на поминках присутствует священник, он освещает трапезу и благословляет на принятие пищи.

Усопшему принято отводить отдельное место за столом. На него ставится рюмка, накрытая хлебом, и тарелка со столовыми приборами. Пустой стул остается свободным.

Первое блюдо, подаваемое присутствующим, — кутья (отварное пшено или рис со сладким сиропом и сухофруктами). Все присутствующие должны съесть несколько ложек. Это символизирует счастливую жизнь души усопшего в ином мире. Также на столе присутствуют и другие блюда: отварной картофель, мясо, рыба, блины, овощи, пироги и т.д. При этом следует учитывать, что во время постов пища должна быть постной.

Все присутствующие за столом вспоминают усопшего добрыми словами, рассказывают о его жизни. Согласно традициям русской православной церкви, на поминках читают следующие молитвы:

  • 17 Кафизму из Псалтыря — псалом 90 и 118;
  • поминальную молитву — «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба…».

Поминки на 9 день после погребения.

В этот день близкие усопшего снова организуют ритуальную трапезу, отдавая дань его памяти. Перед поминальным обедом присутствующие читают молитву «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавол упразднившей…», после чего вспоминают усопшего, помогая его душе найти умиротворение. Угощение, которое остается после трапезы, рекомендуется раздать нищим.

Поминки на 40 день после похорон.

Верующие считают, что в это время душа умершего в последний раз спускается на землю для прощания. Утром родственники усопшего посещают церковь, читают молитвы и заказывают панихиду. Поминки начинаются с раздачи присутствующим выпечки и конфет и заканчиваются ритуальным обедом. После 40 дней можно отдать личные вещи умершего его близким или нуждающимся.

Поминки на годовщину.

Поминальный обед через год после смерти человека проводится по тем же правилам, что и через 9 и 40 дней. Утром родные и близкие могут прийти на кладбище, чтобы постоять возле могилы. А затем все желающие садятся за поминальный стол, чтобы еще раз вспомнить усопшего.

Правила проведения поминок после похорон у православных

При организации ритуальной трапезы рекомендуется придерживаться основных правил.

  • Поминальный обед начинается минутой молчания. Затем право произнесения небольшой траурной речи поочередно предоставляется близким, друзьям и коллегам умершего.
  • Согласно правилам поминального этикета, на траурном обеде недопустимо громко разговаривать, чокаться и смеяться.
  • Также не принято громко причитать и рыдать. Если справиться с эмоциями становится сложно, рекомендуется покинуть поминальный стол и найти уединенное место.
  • После завершения трапезы каждый приглашенный встает и кланяется портрету усопшего и оставленному для него месту за столом. В этот момент уместно произнести слова сочувствия близким умершего.
  • Угощение, которое остается после трапезы, можно раздать присутствующим или нуждающимся, чтобы еще раз почтить память усопшего.

По церковным понятиям поминки после похорон организовывают на 3, 9 и 40 сутки после смерти. Это сложный ритуал, целью которого является почтение памяти ушедшего на тот свет человека и общая молитва о его душе. Правильное поведение родных и близких после похорон позволит легче пережить утрату и не усугубить и без того печальную картину моральными и социальными конфликтами.

Читать еще:  Когда была пасха в 1994 году
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector