Картинки дмитриевская родительская суббота 3 ноября

Дмитриевская суббота 2019: традиции дня памяти усопших

Дмитриевскую родительскую суббота в 2018-м отмечают 3 ноября – это день всеобщего поминовения усопших, когда в православных храмах проводят поминальные литургии и панихиды

У Дмитриевской родительской субботы в церковном календаре нет постоянной даты – Русская православная церковь отмечает ее в субботу, перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).

Дмитриевская – последняя родительская суббота в году, когда в церквях особым образом поминают умерших православных христиан.

В Дмитриевскую родительскую субботу совершают панихиды не только по всем воинам, павшим за веру и отечество на поле брани, но и тем, кто умер скоропостижной смертью и не был напутствовал молитвами святой церкви в жизнь вечную.

Почему Дмитриевская

Этот день, как рассказывает предание, установил Дмитрий Донской более шести столетий назад для почитания памяти воинов, погибших в ходе знаменитой Куликовской битвы. На Куликовом поле в сентябре 1380 года полегло много русских воинов.

Князь Дмитрий, одержав победу столь дорогой ценой, распустил оставшихся в живых воинов по домам, а сам отправился в Троице-Сергиев монастырь, чтобы почтить память погибших в сражении героев.

Преподобный Сергий Радонежский, благословивший князя на битву с неверными и пославший с Донским двух иноков, отслужил панихиду по павшим воинам. Погибших иноков — Андрея Ослябю и Александра Пересвета похоронили в Старом Симонове монастыре у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы.

В Куликовском сражении в целом за Отечество погибли более 100 тысяч воинов — вместе с радостью победы их семьи постигла и горечь утрат. С тех незабвенных пор этот частный родительский день стал по сути на Руси вселенским днем поминовения.

Традиция ежегодно совершать такое поминовение перед днем Святого Димитрия Солунского сложилась со временем. На Руси имя этого Святого всегда связывали с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Князь Донской почитал Святого великомученика Димитрия — накануне Куликовской битвы он торжественно перенес в Москву икону Солунского из Владимира, написанную на доске гроба Святого — главную святыню Владимирского Дмитриевского собора.

Святого Димитрия изображали на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские воины верили, что они всегда находятся под его особым покровительством.

Солунский

Димитрий родился в семье тайных христиан в городе Солуни (Салоники) в Греции. Обряд крещения он прошел еще в детстве, а после смерти отца властителем Фессалоникийской области и защищал город от внешних врагов.

Когда император приказал Димитрию вылавливать и истреблять христиан, он стал искоренять языческие обычаи, и язычники принимали христианство. Деяния Солунского разгневали императора, и он велел темничной страже убить его копиями. Это произошло в 306 году.

Тело мученика бросили на съедение диким зверям, но жители похоронили его останки тайно. При гробе Святого всегда совершались чудеса, в том числе и исцеления.

Святой на Руси особо почитался издревле – с первых веков христианства по всей стране построено множество храмов, а одного из сыновей русские князья, обычно старшего, называли Дмитрием.

Традиции родительской субботы

В Дмитриевскую субботу, по традиции, в храмах проводят панихиды и заупокойные литургии — возносят особые молитвы за усопших.

Поминать усопших родителей в этот день следует в церкви – по традиции, паства подает священнику записочки с именами умерших родственников, а также молится за упокоение их души в загробном мире.

В Дмитриевскую субботу, по традиции, в храм приносят угощение для неимущих. Угощение освящают во время богослужения, а позже раздают его всем желающим.

В день памяти усопших, по традиции, подают милостыню неимущим с просьбой помолиться за умерших.

Православные, в день памяти усопших, по традиции, посещают кладбище, убирают могилки и читают молитвы за упокой души умерших родственников. Те, кто не смог посетить храм или кладбище, может дома помолиться за усопших родных.

По церковным канонам великая панихида проводится накануне Дмитриевской субботы, поэтому в храм, для молитвы за упокой души, нужно прийти в пятницу вечером. А в субботу утром проводится заупокойная литургия, после которой служат общую панихиду.

Дмитриевская родительская суббота с давних пор считалась днем перехода от осени к зиме. Поэтому, люди старались закончить все дела, оставшиеся после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечают 14 октября, и встретить суровые морозы во всеоружии.

Хозяюшки, по обычаю делали генеральную уборку, наводили чистоту как в доме, так и во дворе и в хлеву. Вся семья, по традиции, мылась перед Дмитриевской родительской субботой. После этого веник и воду оставляли для усопших родственников.

Ужин в Дмитриевскую родительскую субботу, по обычаю, был особенным и отличался от других поминальных дней. Усопших начинали поминать с пятницы, а стол обязательно покрывали новой белой скатертью.

Хозяйки, по традиции, старалась приготовить много блюд из мяса — жаркое, студень и так далее, но основным оставалась фаршированная свиная голова. На стол, по обычаю, подавались также специальные поминальные еда — кутья, пироги, блины и другие блюда, которые любили усопшие.

В Дмитриевскую родительскую субботу поминальные пироги занимали особое место. На стол, по традиции, подавалось огромное количество выпечки, продолговатой формы, с разнообразной начинкой – с капустой, творогом, мясом и так далее.

На стол, по обычаю, ставили свечи как в пятницу, так и в субботу – таким образом люди подавали знак умершим, что о них вспоминают. По традиции, вся семья на Дмитриевскую субботу собиралась вместе, так как в стародавние времена люди верили, что умершие в эти дни посещают родные дома.

За поминальным столом старшие рассказывали молодежи историю семьи и об усопших, об их добрых качествах и поступках.

После ужина, накануне Дмитриевской родительской субботы, хозяйки, по обычаю, убирали оставшуюся еду и затем заново накрывали стол, предварительно застелив его чистой скатертью. И завершив все приготовления, приглашали к столу всех усопших родственников.

По традиции, за поминальной трапезой в родительскую субботу каждый член семьи по одной ложке откладывал от каждой еды в отдельную тарелку, которые оставляли для усопших на ночь.

Такой обычай, по мнению людей, позволял душам усопших придя домой, насладиться едой вместе со своей семьей. А чтобы они смогли умыться после трапезы, на столе оставляли также миску с водой и полотенце.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Димитриевская родительская суббота. Православный календарь на 3 ноября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

3 ноября (21 октября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Димитриевская родительская суббота. 23-я седмица по Пятидесятнице (двадцать третья неделя после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается поминовение убиенных на брани воинов и всех усопших православных христиан, а также память 31 известного нам поименно святого. Далее коротко расскажем о них.

Димитриевская родительская суббота. Димитриевская родительская суббота была установлена после битвы на Куликовом поле великим князем Дмитрием Донским. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

В этот день христиане традиционно посещают могилы почивших родных и устраивают поминальные трапезы. Во всех церквях в канун Димитриевской субботы служат заупокойные Всенощные – парастасы, а в сам этот день – панихиды и литии. Подробнее об этом дне – в нашем материале «Смерти нет», опубликованном на страницах Царьграда.

Читать еще:  Католический пост перед пасхой 2019

Преподобный Иларион Великий. Святой IV столетия, уроженец Палестины, в юности посетивший Александрию, где познакомился с египетскими христианами и принял от них Святое Крещение. Там же он узнал о величайшем подвижнике тех мест – преподобном Антонии Великом, к которому направился и от которого также получил духовные наставления.

Вернувшись на родину, святой Иларион раздал все свое имущество и начал отшельничать в пустыне. Многие скорби, страсти и даже ужасные видения посещали будущего старца, но силой строгого поста и усердной молитвы он победил все эти бесовские искушения. Впоследствии за столь великие духовные труды Господь наградил святого Илариона силой изгонять бесов и даром чудесных исцелений.

Благодаря старцу Илариону по всей Палестине было основано множество монастырей, но сам он искал молитвенного уединения и за семь лет до своей блаженной кончины отправился на Кипр, где и отошел ко Господу около 371-372 годов от Рождества Христова.

Преподобный Иларион Великий. Фото: www.pravoslavie.ru

Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского. Честные мощи этого святого из города Меглина в болгарский Тырнов (Тырново) были перенесены в 1206 году от Рождества Христова. Сам этот святитель совершал духовные подвиги в середине XII столетия. Особенно прославился владыка Иларион своей борьбой с ересью богомильства. Скончался святитель в 1164 году от Рождества Христова.

Мученики Дасий, Гаий и Зотик. Святые страдальцы начала IV столетия, принявшие мученические венцы за разрушение идольского капища в 303 году от Рождества Христова в период царствования в Римской империи лютого гонителя христиан императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана).

Мученики Дасий, Гаий и Зотик. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Иларион, схимник Печерский. Один из первых русских монахов, друг и сомолитвенник преподобного Феодосия Печерского, с которым отец Иларион жил в одной келье незадолго до этого основанной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Старец Иларион отошел ко Господу в 1066 году от Рождества Христова и был погребен в лаврских Дальних пещерах.

Преподобные Феофил и Иаков Омучские. Русские святые второй половины XIV – начала XV столетий, в молодые годы совершавшие монашеские духовные подвиги на острове Коневце вместе с тогда еще совсем юным преподобным Арсением, Коневским чудотворцем. Позднее, в 1396 году от Рождества Христова, отцы Феофил и Иаков основали на реке Омуче близ города Порхова монашескую пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Оба старца мирно почили около 1412 года от Рождества Христова.

Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский. Русский святой XV столетия, ученик преподобного Евфросина Псковского, основавший в 1460 году от Рождества Христова на берегу реки Желчи близ города Гдова Озерский Покровский монастырь. Иноки этой обители постоянно претерпевали набеги Ливонского ордена, но Господь сохранил их монастырь. Почил святой старец Иларион в 1476 году от Рождества Христова.

Священномученики Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский, Аркадий (Ершов), епископ Екатеринбургский, и с ними Анатолий Левицкий и Никандр Чернелевский, пресвитеры и мученик Киприан Анников (1937), священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (1937), священномученики Константин Чекалов, Сергий Смирнов, Василий Никольский, Феодор Беляев, Владимир Введенский, Николай Раевский, Иоанн Козырев, Василий Козырев, Александр Богоявленский, Димитрий Троицкий и Алексий Москвин, пресвитеры, Сергий Казанский и Иоанн Мельницкий, диаконы, преподобномученики Софроний (Несмеянов), иеромонах, и Неофит (Осипов), архимандрит (1937), преподобномученица Пелагия (Тестова) (1944). Многочисленные православные священнослужители, в том числе в архиерейском сане, а также инокиня, постриженица знаменитой Серафимо-Дивеевской обители, пострадавшие за верность Церкви Христовой в разные годы советских богоборческих гонений (большинство в кровавом 1937 году, в период так называемого «Большого террора»). Позднее все они были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Подробнее об одном из них, священномученике Павлине (Крошечкине), архиепископе Могилевском, долгое время подвизавшемся в московской Новоспасской обители, вы можете узнать из нашего материала «Узкий путь ко Христу», опубликованного на страницах Царьграда.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

3 ноября. Димитриевская родительская суббота

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 3 ноября, Димитриевская родительская суббота, Православная Церковь совершает поминовение усопших.

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года по старому стилю, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более двухсот пятидесяти тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб и пострадал за православную веру.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

свт. Илариона, еп. Меглинского (перенесение мощей);

прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах;

прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского;

сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мч. Киприана Анникова, сщмч. Дамиана, архиеп. Курского, сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, прмчч. Софрония Несмеянова и Неофита Осипова, прмц. Пелагии Тестовой.

Читать еще:  Вредны ли яйца для здоровья

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Отходя в мир вечной жизни

К нескончаемой Отчизне,

К месту радости и света,

Где не меркнет благость лета,

Где покой и благодать,

Неужели станешь ждать?

Жизнь потешную оставить,

Душу грешную исправить,

Что посеешь, то пожнешь:

Зло, добро ли – сам поймешь,

Когда встанешь пред Царем,

Пред Господним алтарем,

Молвить слово станешь тихо,

Знать, пожил ты очень лихо.

Если скромен был зело,

В мудрости держал чело,

В добродетели богат –

Значит, ты минуешь ад.

В благоденствии наследишь

Жизнь нетленную свою,

Души праведников встретишь,

Пребывающих в раю,

Духа, Сына и Отца.

Трисвятым немолчным гласом

Неустанно, час за часом.

Ты подумай наконец,

Что Господь таит для верных

В жизни бесконечных благ,

Царство Света не для скверных,

Не проникнет внутрь враг,

Здешних мест не видел глаз,

Цвет явил прозябший клас.

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

3 ноября — Дмитриевская родительская суббота

3 ноября — последний в нынешнем году день поминовения усопших. Прихожане молятся об упокоении душ усопших родственников и близких, посещают на кладбищах их могилы.

Поминальные субботы – это очень важные дни, так как человек, чей земной путь уже завершился, не может вымолить прощение своих грехов и исправить совершенные при жизни ошибки. Однако живым это вполне под силу. Родительские субботы и существуют для того, чтобы мы не забывали об умерших, чтили их память и, что самое главное, просили у Господа милости для ушедших в мир иной родственников и близких людей, облегчая тем самым их загробную участь.

Многие христиане каждый день молятся об упокоении усопших, но особенно важные дни памяти, по традициям православной Церкви, наступают пять раз в году. Все родительские субботы для православных христиан являются особенно важными днями, когда необходимо помянуть усопших и помолиться о даровании Царствия Небесного всем умершим родственникам и близким. Прежде всего, речь идет о родителях, что и отражено в названии.

Дмитриевская родительская суббота является переходящим праздником. Она привязана не к определенной дате, а к субботе перед днем памяти Дмитрия Солунского – великомученика, жизнь, чудеса и подвиги которого вспоминаются 8 ноября (26 октября по старому стилю). На выходных в преддверии праздника служится заупокойная Божественная Литургия и читаются панихиды.

Традиции Дмитриевской родительской субботы 3 ноября 2018 года

3 ноября (канун дня Святого Дмитрия Солунского) – очередной день поминовения умерших родственников. В храмах проводятся специальные панихиды. Люди молятся об упокоении душ усопших, просят Бога простить им грешные деяния и даровать Царствие Небесное.

Многие историки связывают возникновение этой субботы с Куликовской битвой. Дмитрий Донской после победы предложил православным сановникам установить в честь павших в битве воинов день поминовения их душ. Священнослужители согласились, назвав субботу в честь князя Дмитрия.

Те, кто не может посетить храм, чтобы вознести молитву за усопших, могут сделать это дома. В этот день принято подавать милостыню, поэтому, отправляясь в храм, не забудьте взять с собой угощения, которые после службы необходимо раздать бедным.

После поминальной службы православные верующие могут отправиться на кладбище и навести порядок на могилах родственников. В этом случае с собой необходимо взять угощения, которые оставляют на могиле.

Дмитриевская родительская суббота в 2018 году, что делать

В народных традициях 3 ноября прощаются с осенью и встречают зиму. В день поминовения усопших убирались в домах, приводили в порядок участки, чтобы весной приступить к посевным работам как можно раньше. После посещения службы в прежние времена и сейчас верующие устраивают поминальные обеды, где по традиции накрывают стол и на ушедших родственников, полагая, что их души спускаются с Небес, чтобы присмотреть за живыми. Раньше перед Дмитриевской субботой обязательно посещали бани, а после помывки оставляли веники, полагая, что души усопших тоже захотят помыться.

В Дмитриевскую субботу многие отправляются на кладбища, чтобы прибраться на могилах, оставить помин и зажечь свечи, взятые в храмах или церквях. На погостах читают молитвы по усопшим и просят их о помощи и поддержке.

Молиться за усопших можно не только во время родительских суббот, но и в обычные дни. Священнослужители отмечают, что регулярные молитвы, возносимые к Высшим силам, оказывают огромную поддержку душам мертвых и помогают им попасть на Небеса. Искренние молитвы, идущие от самого сердца, обязательно будут услышаны.

Правила трапезы на Дмитриевскую родительскую субботу

Устраивая поминальную трапезу, необходимо придерживаться важных правил. В первую очередь постарайтесь подать на стол блюда, которые при жизни нравились покойному. В древности бытовала традиция ставить на стол дополнительные столовые приборы и наполнять тарелку угощениями.

Считалось, что таким образом можно показать усопшему, что его по-прежнему любят и хранят о нем память. Во время поминального ужина запрещено злоупотреблять алкоголем, иначе вы можете разгневать души усопших. На стол лучше подавать безалкогольные напитки или кагор.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, а затем отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т. д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Димитриевская родительская суббота

Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та – один из ос­нов­ных по­ми­наль­ных дней рус­ско­го Пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря.

Во­об­ще же каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан. К суб­бо­те, по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днем по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли (под­чёр­ки­ваю – по­след­ний!) несколь­ко из­ме­нен­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат). Но в этот же день уснув­ший пло­тью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го «об­вет­шав­ше­го» – вет­хо­за­вет­но­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни. Помни­те тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею (ду­шой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на пре­сто­ле был еси, Христе, со Отцем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».

Читать еще:  Как поминать на 9 день

По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не по­ки­нув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния. Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые об­ще­цер­ков­ные еже­год­ные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей.

Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та по­лу­чи­ла своё на­зва­ние от име­ни свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, ко­мен­дан­та гре­че­ско­го го­ро­да Со­лу­ни (или Фес­са­ло­ник), каз­нён­но­го за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства в 306 го­ду (его па­мять 26 ок­тяб­ря / 8 но­яб­ря). Он был че­ло­ве­ком во­ен­ным – и по­то­му счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем во­и­нов, а на ико­нах изо­бра­жа­ет­ся в до­спе­хах и с ко­пьем. Уста­но­вил же этот день, со­глас­но пре­да­нию, дру­гой Ди­мит­рий – наш слав­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской – по­сле зна­ме­ни­той Ку­ли­ков­ской бит­вы, слу­чив­шей­ся 8 сен­тяб­ря 1380 го­да, то есть в празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы [1] (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю).

«И оста­вал­ся ве­ли­кий князь за До­ном на том ме­сте во­семь дней, – от­ме­ча­ет ле­то­пи­сец, – до тех пор, по­ка не смог­ли от­де­лить хри­сти­ан от нече­сти­вых та­тар: ко­го смог­ли, схо­ро­ни­ли, а о про­чих зна­ет Бог, ведь со­вер­ши­лось это Бо­жьим су­дом. И ве­лел ве­ли­кий князь свя­щен­ни­кам петь над­гроб­ные пес­но­пе­ния над уби­ты­ми, и вос­пе­ли свя­щен­ни­ки веч­ную па­мять всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, уби­тым та­та­ра­ми на по­ле Ку­ли­ко­вом, меж­ду До­ном и Ме­чей. И сам ве­ли­кий князь со сво­им бра­том и остав­ши­ми­ся во­и­на­ми воз­гла­си­ли гром­ким го­ло­сом с пла­чем и сле­за­ми мно­ги­ми веч­ную па­мять» (Ска­за­ния и по­ве­сти о Ку­ли­ков­ской бит­ве. Л., 1982, с. 194).

С тех пор каж­дый год суб­бо­та, пред­ше­ству­ю­щая дню па­мя­ти Ди­мит­рия Со­лун­ско­го, по­свя­ща­ет­ся хри­сти­ан­ско­му по­ми­но­ве­нию усоп­ших, в первую оче­редь – по­ми­но­ве­нию во­и­нов, «на по­ле бра­ни за Оте­че­ство жизнь свою по­ло­жив­ших» [2] [3] .

Юрий Ру­бан
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

За­упо­кой­ное Апо­столь­ское чте­ние

1Фес.4:13-17. – За­ча­ло 270

[О вос­кре­се­нии мерт­вых]

Бра­тья, мы не хо­тим, чтобы вы не зна­ли об усоп­ших (или: об усы­па­ю­щих), чтобы вы не пе­ча­ли­лись, как и про­чие, не име­ю­щие на­деж­ды. Ведь ес­ли мы ве­рим, что Иисус умер и вос­крес, то та­ким же об­ра­зом и усоп­ших – через Иису­са – Бог при­ве­дёт [вме­сте] с Ним.

Это ведь мы го­во­рим вам сло­вом Гос­под­ним [*] , что мы, жи­ву­щие, оста­ю­щи­е­ся до при­ше­ствия Гос­под­ня, от­нюдь не опе­ре­дим усоп­ших; по­то­му что Сам Гос­подь при при­зыв­ном кли­че (букв. в при­ка­за­нии), при гла­се ар­хан­ге­ла и тру­бе Бо­жи­ей, сой­дет с неба, и сна­ча­ла вос­крес­нут мёрт­вые во Хри­сте; за­тем мы, оста­ю­щи­е­ся жи­вые, вме­сте с ни­ми бу­дем под­ня­ты (букв. бу­дем схва­че­ны) в об­ла­ках на встре­чу Гос­по­да в воз­дух; и так все­гда с Гос­по­дом бу­дем.

За­упо­кой­ное Еван­гель­ское чте­ние

[Ска­зал Гос­подь ко при­шед­шим к Нему иуде­ям]: «Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам: Слу­ша­ю­щий Моё сло­во и ве­ря­щий По­слав­ше­му Ме­ня име­ет жизнь веч­ную, и в суд не при­хо­дит, но он пе­ре­шел от смер­ти в жизнь.

Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам, что при­хо­дит час, и те­перь уже на­стал, ко­гда мёрт­вые бу­дут слы­шать го­лос Сы­на Бо­жия – и услы­шав­шие бу­дут жить. Ведь как Отец име­ет жизнь в Са­мом Се­бе, так дал Он и Сы­ну иметь жизнь в Са­мом Се­бе. И дал Ему власть тво­рить суд, по­то­му что Он – Сын Че­ло­ве­че­ский.

Не удив­ляй­тесь это­му, по­то­му что при­хо­дит час, в ко­то­рый все, на­хо­дя­щи­е­ся в гроб­ни­цах, бу­дут слы­шать Его го­лос, и вый­дут: де­лав­шие доб­рое – в вос­кре­се­ние жиз­ни, а де­лав­шие дур­ное – в вос­кре­се­ние су­да (греч. эн анаста­син крисеос [**] ).

Я ни­че­го не мо­гу де­лать Сам от Се­бя: как слы­шу – так и сужу, и суд Мой спра­вед­лив; по­то­му что не ищу Мо­ей во­ли, но во­ли по­слав­ше­го Ме­ня [От­ца]».

При­ме­ча­ния

[1] Хо­чу на­пом­нить, что в XIV ве­ке 8-е сен­тяб­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю со­от­вет­ство­ва­ло 16-му сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му (хо­тя сам этот ка­лен­дарь был вве­дён позд­нее). Это и есть ис­то­ри­че­ски без­услов­ная да­та Ку­ли­ков­ской бит­вы. По­это­му по­пыт­ки от­ме­чать это со­бы­тие в на­сто­я­щее вре­мя 21 сен­тяб­ря, сов­ме­щая с празд­ни­ком Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, ос­но­ва­ны на эле­мен­тар­ной хро­но­ло­ги­че­ской без­гра­мот­но­сти. (Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы при­хо­дит­ся на 21 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю толь­ко в XX—XXI сто­ле­ти­ях; в XXII ве­ке сме­стит­ся на 22 сен­тяб­ря и т. д.)

[2] Ра­ди ис­то­ри­че­ской спра­вед­ли­во­сти сле­ду­ет сде­лать уточ­не­ние. Эта суб­бо­та – наш на­цио­наль­ный по­ми­наль­ный день, ос­но­ван­ный на пре­да­нии. По­это­му Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты нет ни гре­че­ском, ни да­же в Рус­ском офи­ци­аль­ном Цер­ков­ном уста­ве (Ти­пи­коне). Непо­сред­ствен­ное уча­стие в его уста­нов­ле­нии Ди­мит­рия Дон­ско­го то­же под­вер­га­ет­ся обос­но­ван­но­му со­мне­нию. Как пи­шет из­вест­ный ав­тор мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вав­ше­го­ся ру­ко­вод­ства по бо­го­слу­жеб­но­му уста­ву, «Ди­мит­рий Дон­ской, по­сле по­гре­бе­ния уби­тых на по­бо­и­ще, при­ка­зал там со­вер­шить па­ни­хи­ду по ним. За­тем, воз­вра­тясь в Моск­ву 21 сен­тяб­ря (29 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю. – Ю. Р.), по­ве­лел по всем церк­вам её от­пра­вить па­ни­хи­ду об уби­ен­ных. На­ко­нец, по при­бы­тии в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву лав­ру, при­ка­зал и там со­вер­шить па­ни­хи­ду (Рус­ская ле­то­пись по Ни­ко­нов­ско­му спис­ку, изд. Имп. Ака­де­мии на­ук, т. IV, с. 124). В ле­то­пи­сях не ска­за­но, чтобы Ди­мит­рий Дон­ской ука­зал для по­ми­но­ве­ния во­и­нов суб­бо­ту пред Дмит­ри­е­вым днем », то есть пред днём сво­е­го те­зо­име­нит­ства. «Есте­ствен­но ду­мать, что по­сле кон­чи­ны его на­зна­че­на суб­бо­та пред Ди­мит­ри­е­вым днём для по­ми­но­ве­ния усоп­ших» (Ни­коль­ский К., про­то­и­е­рей. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 1995, с. 506, прим. 1)

[3] При опре­де­ле­нии да­ты Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты в кон­крет­ном го­ду на­до учи­ты­вать сле­ду­ю­щие ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ные по­прав­ки (во из­бе­жа­ние пу­та­ни­цы, да­лее все да­ты – по но­во­му сти­лю). Ес­ли па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го (8 но­яб­ря) при­хо­дит­ся на вос­кре­се­нье, то мы по­лу­ча­ем са­мую позд­нюю Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту – 7 но­яб­ря. Ес­ли же па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го при­хо­дит­ся на суб­бо­ту, то эта суб­бо­та не мо­жет быть ро­ди­тель­ской – и па­ни­хи­да пе­ре­но­сит­ся на пред­ше­ству­ю­щую суб­бо­ту (1 но­яб­ря). Но ес­ли с суб­бо­той пе­ред па­мя­тью св. Ди­мит­рия сов­па­да­ет празд­ник Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (4 но­яб­ря), то Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та со­вер­ша­ет­ся ещё од­ной неде­лей ра­нее. Ис­хо­дя из этих пра­вил, мож­но лег­ко опре­де­лить, что са­мая ран­няя Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та мо­жет быть 28 ок­тяб­ря.

[*] «Сло­вом Гос­под­ним» в Древ­ней Церк­ви на­зы­ва­ли из­ре­че­ния цер­ков­ных про­ро­ков. Наи­бо­лее важ­ные за­по­ми­на­лись и в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния Пре­да­ния ста­но­ви­лись мис­си­о­нер­ски­ми или ли­тур­ги­че­ски­ми фор­му­ла­ми. (Бла­го­да­рю за это уточ­не­ние ар­хи­манд­ри­та Иан­ну­а­рия.Ю. Р.)

[**] Хо­ро­шо зна­ко­мое нам гре­че­ское сло­во крисис пе­ре­во­дит­ся как «раз­де­ле­ние», «суж­де­ние», «суд», «при­го­вор», «спор», «вы­бор», «окон­ча­ние», «пе­ре­лом­ный мо­мент», «кри­зис». Во­пре­ки од­но­знач­но от­ри­ца­тель­но­му ме­щан­ско­му зна­че­нию («ох, ко­гда же за­кон­чит­ся этот оче­ред­ной про­кля­тый кри­зис и на­сту­пит же­лан­ная ста­биль­ность»!), ра­зум­ный хри­сти­а­нин все­гда пре­бы­ва­ет в со­сто­я­нии кри­си­са – то естьв со­сто­я­нии ду­хов­но­го трез­ве­ния и су­да над сво­и­ми мыс­ля­ми, же­ла­ни­я­ми и по­ступ­ка­ми. Так он го­то­вит­ся к то­му, чтобы по­след­ний и окон­ча­тель­ный Страш­ный Суд (= Страш­ный Кри­зис!) Бо­жий не стал для него неожи­дан­ным и «страш­ным» в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector