Католические обычаи и традиции
Семь Таинств католической церкви кратко
Римско-католическая церковь имеет семь святых таинств, которые рассматриваются как мистические каналы божественной благодати, установленные Христом.
Каждый проводится обрядом, который отражает невидимую, духовную сущность причастия. В то время как некоторые таинства принимаются только один раз, другие требуют активного и постоянного участия в воспитании «живой веры».
Крещение
Крещение рассматривается как таинство допуска к вере, приносящее освящающую благодать крещеному. В католицизме крещение младенцев является наиболее распространенной формой, но некрещеные дети или взрослые, желающие присоединиться к вере, также должны получить причастие.
Человек должен быть крещен только один раз в своей жизни, и католическая церковь признает крещения, совершенные большинством других христианских конфессий, как действительные.
В обряде крещения святая вода обычно окропляется или льется на голову священником, который одновременно призывает Троицу словами: «Я крещу вас во имя Отца, Сына и Святого Духа». Говорят, что старое Я умирает в водах, и появляется новое Я, отражающее смерть и воскресение Христа. Учитывая, что причастие понимается как условие спасения, любой, даже не крещеный человек, может крестить кого-либо, как того требует ситуация.
Евхаристия
Евхаристия, или Святое Причастие, является еще одним таинством посвящения и может приниматься ежедневно при желании. Это центральный ритуал католического богослужения.
Первое причастие крещеного ребенка обычно отмечается в возрасте семи или восьми лет, и ему предшествует первое исповедание (таинство примирения). Во время мессы священник освящает хлеб и вино, элементы Евхаристии, которые заключены в теле и крови Христа.
В качестве памятника жертвы Христа на кресте и в отражении Его Тайной вечери со своими учениками, собрание затем разделяет священную трапезу. Специальные миряне (то есть не священники) обучены приносить освященные элементы больным домой, чтобы в причастии могли участвовать все католики.
Конфирмация
Конфирмация является третьим таинством посвящения и служит для «подтверждения» крещеного человека в его вере.
Обряд конфирмации может иметь место уже в возрасте 7 лет для детей, которые были крещены в младенчестве, но обычно принимается около 13 лет. Оно совершается сразу после крещения новообращенных.
Епископ или священник совершает обряд, который включает возложение рук в молитве и благословении и помазание лба с помощью святого масла со словами: «Будь опечатан дарами Святого Духа». «Запечатывание» человека как члена церкви, обряд конфирмации означает внутреннее присутствие Святого Духа, который, как полагают, дает силу жить жизнью веры. При подтверждении католик может символически взять имя святого в качестве своего покровителя.
Примирение
Таинство Примирения, также известное как «Исповедь» или «Покаяние», рассматривается как возможность для обновления и может совершаться так часто, как это необходимо.
Некоторые католики участвуют еженедельно до получения Евхаристии, в то время как другие могут искать причастие только во время периодов Великого поста.
Примирение — это способ получить от Бога прощение за грехи, в которых грешник искренне раскаялся и возвращает грешника к общению с Богом и Церковью. Причастие требует, чтобы человек взял на себя полную ответственность за свои грехи, как мысли, так и действия. Во время обряда, грехи сообщаются в частном порядке священнику, которого считают целителем, помогающим процессу.
Священник обычно назначает акты покаяния, такие как конкретные молитвы или акты реституции, для совершения в следующие дни. В конце исповеди возносится молитва о раскаянии, и недавно освобожденному католику настоятельно рекомендуется воздерживаться от повторения этих грехов.
Помазание больного
Помазание больного, ранее известное как чрезвычайное помазание — это таинство, которое совершается для того, чтобы дать силу и утешение больным и мистически соединить их страдания со страданиями Христа.
Это причастие может быть дано тем, кто страдает от серьезного заболевания или травмы, тем, кто ожидает операции, ослабленным пожилым людям или больным детям, которые достаточно взрослые, чтобы понять его значение.
Человек может принимать причастие столько раз, сколько необходимо в течение своей жизни и человек с хроническим заболеванием может быть снова помазан, если болезнь ухудшится. Обряд может быть выполнен в доме или в больнице священником, который молится за человека и помазывает его голову и руки святым маслом.
Священник может также совершать причастие Евхаристии, если человек не может получить его и может услышать исповедание, если это необходимо. Если человек находится на грани смерти, священник также назначает особое апостольское благословение, что известно как последние обряды.
В католицизме брак — это таинство, которое крещеный мужчина и крещеная женщина совершают друг с другом через свои брачные обеты и пожизненное партнерство.
Учитывая, что в католическом сакраментальном браке отражается союз Христа с церковью как его мистическим телом, брак понимается как неразрывный союз. Обряд обычно происходит во время мессы, а священник служит свидетелем взаимного согласия пары.
Брачный союз используется для освящения как мужа, так и жены, привлекая их к более глубокому пониманию Божьей любви, и призван быть плодотворным, чтобы их дети воспитывались в учениях церкви.
Рукоположение
Посвящение, или Рукоположение, является таинством, которое доступно только мужчинам. Как и в случае с крещением и конфирмацией, причастие передает особый неизгладимый «характер» душе получателя.
Во время обряда, который обычно происходит во время особой воскресной мессы, совершается молитва и благословение, когда епископ возлагает руки на голову человека. В случае рукоположения священников и епископов этот акт наделяет сакраментальную власть рукоположением (для епископов), крещением, конфирмацией, свидетельством браков, освобождением от грехов и освящением Евхаристии.
Диаконы могут крестить, свидетельствовать о браках, проповедовать и помогать во время мессы, но они не могут освящать Евхаристию или слышать исповеди. За исключением женатых дьяконов, порядок, восстановленный Вторым Ватиканским Собором, все рукоположенные мужчины должны быть безбрачными.
Православие и католицизм
Основные вероучительные различия между православием и католицизмом
Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына».
Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».
Православие | Католицизм |
---|---|
Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом. | Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать. |
Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным. | Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения. |
Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц. | Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми. |
Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа. | Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя. |
Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г. | Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г. |
Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа. | Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле. |
Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность. | Утвердила догмат о чистилище. В загробной жизни существует чистилище — состояние между адом и раем. Здесь в течение срока, который зависит от важности и количества грехов, души усопших терпят разнообразные муки. |
Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения. | При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся. |
Действительность таинства зависит от внешней правильности его совершения, также необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. При этом действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства, а необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства. | Для действительности таинства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять таинство. При этом, если указанные условия соблюдены, таинство действует само через себя, а не через веру приступающего. Для действительности почти всех таинств вера считается необязательной, для этого достаточно намерения, даже если это намерение продиктовано худыми целями. |
Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). | Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). |
Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора). | Месса совершается на пресном хлебе (Гостия). |
Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются. | Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются. |
Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик. | Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа. |
Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу. | Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок». |
Учение об индульгенциях. | |
Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии. | Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. |
Основные обрядовые различия между православием и католицизмом
Православие | Католицизм |
---|---|
Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. | Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти. |
Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование. | Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»). |
Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя. | Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни). |
Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. | В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда. |
Алтарь, как правило, ориентирован на восток. | Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах. |
В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день. | Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле. |
Детей начинают причащать с младенчества. | К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет. |
Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево. | Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо. |
Целибат обязателен только для монахов. | Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов). |
Большая продолжительность постов и разные постовые традиции. Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых). |
Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою). |
Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов. | Минимальный евхаристический пост составляет один час. |
В православном богослужении музыкальные инструменты не используются. | В католическом богослужении чаще всего используется орган. |
Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны. | Брак принципиально нерасторжим. |
Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. | Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др. |
Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник. | Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего». |
Принят термин «освящение воды». | Принят термин «благословение воды». |
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. | Католическое духовенство, как правило, безбородо. |
Отсутствие беатификации при причислении к лику святых. | Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация. |
Монастыри различаются лишь уставом. | Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации. |
В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме). | В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути. |
Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари. | Используется григорианский календарь. |
Наиболее значимые сходства православия и католицизма
Православие | Католицизм |
---|---|