Католический пост перед пасхой 2019

Отказ от еды – не главное: отличия Поста у католиков и православных

Чем отличаются разные традиции поста перед Пасхой – в материале

Великий пост 2019 в Украине начнется 11 марта и продлится до 27 апреля, завершаясь праздником Пасхи. Во время Великого поста украинцы часто задаются вопросом о том, чем традиции этого периода отличаются у православных и у греко-католиков. Ведь пост есть и у тех, и у других, и в Украине широко распространены обе традиции.

На самом деле Великий пост как у православных, так и у греко-католиков имеет те же «цели», а традиции его проведения отличаются лишь немногим. Так, могут быть отличия в отказе от конкретных продуктов. Одни могут отказаться только от алкоголя или кофе, а другие придерживаются намного более строгих правил.

Но эти различия уже сугубо индивидуальные, а не глобальные. Также среди многих верующих популярен отказ не только от еды, но и от привычных им развлечений. Например, во время поста они могут отказаться слушать музыку или даже смотреть любимые фильмы, хотя такие правила нигде не прописаны.

В чем же главные отличия?

Какое же одно из главных отличий в традициях поста у греко-католиков и у православных? Прежде всего это ограничение количества пищи и количества ее приемов.

В основном греко-католикам разрешается во время поста есть по большому счету все, но только раз в день. В другие, более суровые дни поста, верующие отказываются от употребления привычных им продуктов. Например, мяса.

Фото: И у католиков, и у православных, во время поста основу стола составляют овощные продукты, каши, супы (pixabay.com)

В православной традиции правила есть только раз в день, а не больше, нет. Зато есть ограничения по самим продуктам. К примеру, нельзя есть продукты с растительным маслом, за исключением субботы и воскресенья. Только два раз в пост православная традиция позволяет верующим есть продукты с содержанием рыбы. Во время Великого поста также нельзя есть яйца, молоко и мясо. И у католиков, и у православных, во время поста основу стола составляют овощные продукты, каши, супы и так далее.

«Я бы не сказал, что период поста как в греко-католической традиции, так и в православной, кардинально отличается. Думаю, чисто внешние проявления поста разнятся, особенно в традициях богослужений. Есть ведь разнообразные обряды, но суть одна и та же. Это время приготовления к великому празднику Пасхи», — говорит отец Петр Жук, ректор-протоиерей трехсвятительской духовной семинарии УГКЦ.

Читать еще:  Можно расписываться в пост перед пасхой

Пост из двух частей

В православной церкви Великий пост состоит из двух частей. Первая – это 40 дней до поста. Вторая – это страстная неделя. Таким образом всего получается семь недель поста, которыми православная церковь готовится к Пасхе.

«В целом в византийской традиции всего есть четыре поста, которые называют Четыредесятницами. Из них пост, который продолжается перед Пасхой — самый длинный и в общем самый сложный по своей структуре», — говорит Василий Рудейко, доктор богословия, заместитель председателя Патриаршей литургической комиссии УГКЦ.

Фото: Воздержание от еды – это не центральный аспект поста, говорит доктор богословия (pixabay.com)

Кроме Великого поста, есть еще пост перед Рождеством, пост перед успением Пресвятой Богородицы. Кроме того, есть также пост перед праздником Верховных апостолов Петра и Павла.

Отказ от еды – не главное

«Каждый из постов значительным образом определяет основные циклы главных праздников в литургическом году. Данные традиции появились довольно давно, с установления празднований самой Пасхи. Празднику раньше предшествовал однодневный пост. Тогда это был «Пост Великой Субботы», а уже сегодня именно его считают центральным и очень важным постным днем современного Великого поста», — рассказывает доктор богословия.

«Интересно, что воздержание от еды – это не центральный аспект поста. Воздержание от пищи – только один из многих элементов поста. Главное – связь с богом, а отказ от еды – укрепление такой связи», — говорит он.

Стало известно, можно ли употреблять мясо во время поста. В ПЦУ дали неожиданный ответ на этот вопрос.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ в 2020 году

2 марта – 18 апреля

Подготовительный период к Великому посту

(с 9 февраля ; завершается Прощёным воскресеньем, 1 марта ).

Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) ( 10 февраля – 15 февраля ).

• Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля .

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 23 февраля .

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

1. Святая Четыредесятница

• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 2 марта – 5 марта ) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

Читать еще:  Икона отец сын и святой дух фото

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 15 марта .

• Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, пол­но­стью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 2 апреля , четверг (реально совершается накануне – 1 апреля , в среду вечером!).

• Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 4 апреля . Это един­ствен­ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 3 апреля ).

Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 5 апреля .

• Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 6 апреля – 11 апреля .

• В пятницу седмицы вáий, 10 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Че­ты­ре­де­ся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цве­тоносная», Ве́рбное воскресе́нье (Ин.12:1-18), Вход Госпо́день в Иерусали́м – 12 апреля .

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

Великий Понедельник ( 13 апреля ). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник ( 14 апреля ). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).

Великая Среда ( 15 апреля ). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).
Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

Великий Четверг ( 16 апреля ). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).
Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.

Великая Пятница ( 17 апреля ) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.
День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Читать еще:  Дмитриевская родительская суббота молитва об усопших

Великая Суббота ( 18 апреля ) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 19 апреля

Недели после Пасхи

Антипасха (букв. «Вместо Пасхи»), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Ин.20:19-31) – 26 апреля .

Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 28 апреля , вторник.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя жен­щин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Мк.15:43–16:8) – 3 мая .

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Ин.5:1-15) – 10 мая .

Преполовение Пятидесятницы (Ин.7:14-30) – 13 мая , среда.

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Ин.4:5-42) – 17 мая .

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Ин.9:1-38) – 24 мая .

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора – 31 мая .

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 6 июня .

Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная ( 8 июня – 13 июня ).

День Святого Духа («Духов День») – 8 июня , понедельник.

Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых» – 14 июня . Этим праздником завершается собственно Триодный (подвижный) цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector