Князь жевахов воспоминания

Воспоминания. Том 1

Скачать книгу в формате:

Аннотация

Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917

В жизни каждого человека, как в зеркале, отражаются промыслительные пути Божии, и в этом может убедиться каждый, кто рассмотрит свою жизнь с этой точки зрения. Все случайное и непонятное, все то, что является часто результатом непродуманных действий и поспешных решений, все так называемые удачи и неудачи в жизни, радости и печали, все это, рассматриваемое в связи с конечными итогами жизни, являет удивительную и стройную цепь причин и следствий, свидетельствующую о Том, Кто управляет судьбами мира и человека, подчиняя их Своим непреложным законам.

Рассматриваемая с этой точки зрения, жизнь каждого человека явилась бы поучительным свидетельством тех откровений Божьих, какие никогда не прекращались, тех неустанных забот, предупреждений, предостережений и безмерных милостей, какие постоянно изливались Господом на грешных людей и какие бы обогатили человечество новыми запасами потустороннего знания, если бы люди.

Отзывы

Популярные книги

  • 43717
  • 12
  • 11

Жизнь адепта факультета боевой магии сложна и многогранна. Учёба экстерном и напряжённые тренировк.

Песнь златовласой сирены. Книга 3

  • 36547
  • 6
  • 1

Новый роман от автора мирового бестселлера «Девушка в поезде»! Не так давно Нел оставила своей .

В тихом омуте

  • 51733
  • 4
  • 1

Павел САНАЕВ ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и ж.

Похороните меня за плинтусом

  • 59573
  • 6

ДЭНИЕЛ КИЗ МНОЖЕСТВЕННЫЕ УМЫ Билли Миллигана ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга является достоверным описание.

Множественные умы Билли Миллигана

  • 64917
  • 15
  • 15

Переработанный в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательног.

Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

  • 75558
  • 1
  • 5

В книге автор представляет независимый и разносторонний взгляд на жизнь и достижения самого ярког.

Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее

Дорогой читатель. Книгу «Воспоминания. Том 1» Жевахов Николай Давидович вероятно стоит иметь в своей домашней библиотеке. Грамотно и реалистично изображенная окружающая среда, своей живописностью и многообразностью, погружает, увлекает и будоражит воображение. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. Одну из важнейших ролей в описании окружающего мира играет цвет, он ощутимо изменяется во время смены сюжетов. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой. С первых строк понимаешь, что ответ на загадку кроется в деталях, но лишь на последних страницах завеса поднимается и все становится на свои места. Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. «Воспоминания. Том 1» Жевахов Николай Давидович читать бесплатно онлайн будет интересно не всем, но истинные фаны этого стиля останутся вполне довольны.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Новинки

  • 1

Очерки посвящены истории и технике создания теплоходов от первых попыток корабельного строительств.

По морям, по волнам

Очерки посвящены истории и технике создания теплоходов от первых попыток корабельного строительств.

Князь жевахов воспоминания

Войти

Достаточно прочитать вложенную автором в уста митрополита Питирима (Окнова) апологию, защищающую митрополита от обвинений в гомосексуализме. Любой читатель, не подозревавший ранее об этом обстоятельстве, тут же воскликнет: «Вот п. с!».
Отличная парная книга к этим воспоминаниям — мемуары протопресвитера армии о. Георгия Шавельского (линк). Шавельский, как-то особенно ненавидевший Жевахова, не пожалел для него места в своей книге. В результате ряд событий рассказывается Жеваховым и Шавельским параллельно, но только с противоположными оценками.

Пересказ интересных мест.
Эпизод с иконой в Ставке. 1915 год. На собрание православного Братства св.Иоасафа врывается странный человек. Это военный врач полковник О. Он спешит сообщить удивительную весть — во сне ему явился св. Иоасаф и поведал сокровенную тайну: надо взять Песчанский образ Божией Матери и пронести его по линии фронта, и Бог тут же дарует русской армии победу над немцами. Полковник подвергся большим неприятностям, пытаясь донести до мира свое послание — его держали в сумасшедшем доме. Жевахов встревожен — как же донести до Императора столь важные сведения. Люди в наше время совсем потеряли веру, и если он попробует передать информацию по официальной линии, то подвергнется, как доктор О., осмеянию и позору, а до Императора ничего не донесут. Жевахов решает передать сведения через Императрицу. Он ищет связи, и пересказывает свою историю нескольким придворным лицам, и наконец через придворных чинов ему передают Высочайшее повеление Императрицы ехать с иконой в Ставку. Очень странно — Жевахову при этом не выдают никакого официального письменного поручения. Жевахов с помпой грузит икону в поезд и отправляется в Ставку. Вот поезд прибывает в ставку и о ужас! никто его не встречает. Где крестный ход, где звон колоколов? Наконец присылают простой грузовик, и икону отвозят в храм. Но для чудотворной иконы не приготовлено никакого места, и ее ставят на пол в углу! В храм приходит царь, проходит мимо иконы, ее не замечая. Жевахов догадывается, что никто не доложил царю о грядущем великом чуде и спасении России. Жевахов, негодуя, идет к протопресвитеру Шавельскому. «Да разве мыслимо носить эту икону по фронту?»- говорит Шавельский — «В ней два пуда весу. Все это Ваша мистика; это Петербург ничего не делает,ему и снятся сны, а нам . некогда заниматься пустяками». «Так неужели Вы дерзаете вовсе не исполнить повеления святителя? — спросил я изумленно — Некогда! С утра до ночи люди за работою! — отрезал Шавельский.» Великое чудо не может совершиться из-за маловерия и холодности Шавельского! Жевахов мечется, ищет пути, но все демонстрируют ему неодобрение. И даже получает аудиенцию у государя. Но и Государь выслушивает его индифферентно. Икону на фронт не увозят, чуда спасения России не происходит, Россия в скором времени погибает.
Окончание истории от Шавельского, Жевахов уезжает из Ставки и забирает икону: «После этого Жевахов ударил по левой и правой створке (иконы), как бы невидимого врага в правую и левую щеку, закрыл таким образом футляр, схватил его подмышку и, злобно бормоча что-то, пошел к выходу. Сопровождая его, я вышел на паперть храма, где стоял ожидавший Жевахова открытый автомобиль. Подойдя к автомобилю, он бросил ее (икону) на сиденье, а затем вошел в него, запахнулся в свою Николаевскую шинель и уселся на икону. Когда Семейкин подбежал к нему и крикнул: «На икону сели, ваше сиятельство», то «сиятельство», не обращая внимания на это предупреждение, крикнуло шоферу: «На вокзал», и так уехало. Семейкин, повернувшись ко мне, сказал: «Какой же он сукин сын!» На это я ему ответил: «Вероятно, не получил награды»».
Речь В.Н.Львова в Думе. Циркулируют слухи о том, что Жевахов, по требованию Императрицы, будет назначен товарищем обер-прокурора Синода. Жевахов не верит слухам и не стремится к служебному продвижению. Он заходит к обер-прокурору Синода Волжину (не по делу, просто так). Вдруг Волжин начинает нервничать. «Куда бы Вас пристроить?». Он достает штатное расписание и начинает извиняющимся тоном объяснять Жевахову, что вакансии заняты, а никого просто так не уволить. Наконец, предлагается должность члена училищного совета. Благородный Жевахов отказывается. Вскоре депутат В.Н.Львов произносит в Думе речь. Он сообщает что к Волжину нагло явился некто кн. Жевахов и требует от него найти должность с окладом не менее 10.000 руб. Вакансий нет, Жевахов напирает. Волжин вынужден придумать для него должность члена училищного совета и выделить деньги на жалованье из сумм от свечей. Теперь каждый, кто ставит свечку, должен знать, что доход пойдет на содержание проходимца. Жевахов негодует и пишет опровержение. Премьер А.Ф.Трепов категорически запрещает публиковать опровержение.

Читать еще:  Как поминать усопших на 9 дней

Выводы и наблюдения.
1. Никто, кроме Вырубовой, не сознается открыто в связях с Распутиным. Все лица, единогласно признаваемые обществом за «распутинцев», отпираются от этой репутации как могут.
2. Распутинская партия в церкви находится в полнейшей изоляции. Там, где императрица давит прямо, ее креатуры продвигают. Как только императрица отворачивается, все начинают пакостить распутинцам как могут.
3. В Синоде (1916) морально тяжелая обстановка, он дезорганизован дрязгами. Сталкиваются прямой напор со стороны партии Распутина-Императрицы (меньшинство) и саботаж со стороны большинства. Митрополит Питирим так затравлен, что боится открывать в Синоде рот. Церковь практически неуправляема, раздражение против Императрицы огромное. Не удивительно, что впоследствии церковь в пять минут забыла про царя и стала молиться за Временное правительство.
4. Во время Гражданской войны (на территории белых) распутинцев избегают как чумы. Митрополит Питирим стал изгоем, он затравлен, живет в антисанитарии и нищете без малейшей поддержки коллег.
5. Искать служебного продвижения и наград, подбираясь к Императрице под предлогом православного благочестия — позор в глазах общества. Поразительно, что при этом подлизательство к Императору и старшей Императрице под любыми предлогами — совершенно нормальное занятие. Видно, что проблема не в подлизательстве или православности, а в совершенно одиозной репутации Императрицы.
6. Разного рода свары заслоняют собой приближающуюся революцию. Люди увлечены карьерными мелочами, и продолжают мечтать о всяческой фигне (орден), не подозревая, что через полгода все полетит к чертовой матери.

Князь жевахов воспоминания

Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода князя Николая Давидовича Жевахова (1874-1947?) — уникальный документ эпохи, в котором автор стремился максимально правдиво изобразить внутреннее состояние Российской Империи во время Первой Мировой войны, в годы страшного клятвопреступного бунта и кровавой революционной смуты начала XX века.

Духовный настрой автора, умение и желание видеть действие Промысла Божия не только в личной жизни, но и в судьбе родного Отечества, — вот что отличает воспоминания Н.Д. Жевахова от мемуаров других участников и свидетелей этих трагических событий русской истории.

Свои воспоминания Николай Давидович Жевахов написал, проживая заграницей с 1920 года, и разделил их на четыре тома. Оба первых тома, охватывающие период с сентября 1915 года по январь 1920 года, были подготовлены к публикации уже в 1923 году. В этом же году вышел первый том в Мюнхене, а второй удалось издать лишь через пять лет в сербском городе Новый Сад, причем тиражом всего 400 экземпляров. Третий и четвертый тома воспоминаний, в которых автор описывал свои злоключения в эмиграции, так и не были изданы из-за отсутствия средств и до сих пор их местонахождение неизвестно.

Настоящее издание содержит в полном объеме оба первых тома воспоминаний князя Н.Д. Жевахова и подготовлено с текстов оригиналов, выпущенных в свет в Мюнхене (1923 г.) и в г. Новый Сад (1928 г.).

Книга хорошо издана, имеет большой формат и объем, что делает ее прекрасным подарком.

Содержание книги: Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода князя Н.Д. Жевахова

Том первый

ГЛАВА 1. Общее Собрание братства Св. Иоасафа 4 сентября 1915 года. Доклад полковника О.
ГЛАВА 2. Гофмейстерина Е. А. Нарышкина
ГЛАВА 3. Граф Я. Н. Ростовцов
ГЛАВА 4. Свидание с Обер-Прокурором Св. Синода А. Н. Волжиным. Прощальная беседа с протоиереем А. И. Маляревским. Отъезд из Петрограда
ГЛАВА 5. Белгород и Харьков. Встреча и проводы Песчанской иконы Божией Матери
ГЛАВА 6. По пути в Ставку. Беседа со священником Александром Яковлевым
ГЛАВА 7. Прибытие в Могилев
ГЛАВА 8. В Офицерском Собрании
ГЛАВА 9. Протопресвитер Г. И. Шавельский
ГЛАВА 10. Тезоименитство Наследника Цесаревича
ГЛАВА 11. Архиепископ Константин
ГЛАВА 12. Высочайший завтрак
ГЛАВА 13. Беседа с Государем Императором
ГЛАВА 14. Возвращение в Петроград
ГЛАВА 15. Доклад графу Я. Н. Ростовцову
ГЛАВА 16. В Государственной Канцелярии
ГЛАВА 17. Думы
ГЛАВА 18. Аудиенция у Ее Величества
ГЛАВА 19. Правда
ГЛАВА 20. У сестры
ГЛАВА 21. Свидание с А. Н. Волжиным
ГЛАВА 22. Отъезд в Ставку
ГЛАВА 23. Накануне
ГЛАВА 24. Высокопреосвященный Питирим, митрополит С.-Петербургский и Ладожский
ГЛАВА 25. Назначение Н. Ч. Заиончковского
ГЛАВА 26. Старые песни на новый лад
ГЛАВА 27. Высочайшая аудиенция
ГЛАВА 28. Свечной Съезд. Визит А. Н. Волжина. Государственный Секретарь С. Е. Крыжановский
ГЛАВА 29. Разрыв с А. Н. Волжиным
ГЛАВА 30. Оптина Пустынь. Старец Анатолий
ГЛАВА 31. Беседа со Старцем Анатолием
ГЛАВА 32. Отставка А. Н. Волжина. Новый Обер-Прокурор Св. Синода Н. П. Раев. Высочайший указ о моем назначении товарищем Обер-Прокурора
ГЛАВА 33. Выводы
ГЛАВА 34. Высочайшая аудиенция. Отъезд в Белгород. Курский архиепископ Тихон. Губернатор А. П. Багговут. Посещение церковно-приходской школы
ГЛАВА 35. Белгород. У раки Святителя Иоасафа. Преосвященный Никодим, епископ Белгородский
ГЛАВА 36. Приезд в Харьков. Архиепископ Антонийи его викарий, епископ Старобельский Феодор. Начальница Харьковского женского епархиального училища Ε. Η. Гейцыг
ГЛАВА 37. Печать о моем назначении
ГЛАВА 38. Вступление в должность и первые впечатления
ГЛАВА 39. Игумения Маргарита (Мария Михайловна Гунаропуло)
ГЛАВА 40. Политическое настроение России.Церковно-государственная деятельность митрополита Питирима
ГЛАВА 41. Речь в покоях С.-Петербургского митрополита при вручении высокопреосвященным Питиримом Феодоровской иконы Божией Матери
ГЛАВА 42. Посещение синодального лазарета имени Наследника Цесаревича и речь к раненым воинам 5 октября 1916 года, в день Тезоименитства Его Императорского Высочества
ГЛАВА 43. Междуведомственная комиссия по выработке устава о пенсиях духовенству
ГЛАВА 44. Комиссия по расследованию злоупотреблений при покупке воска за границей
ГЛАВА 45. Лояльность синодальных чиновников
ГЛАВА 46. Думы о прошлом. Роковая эпоха. Депутация бывших сослуживцев по Государственной Канцелярии
ГЛАВА 47. Речь члена Государственной Думы П. Н. Милюкова 1-го ноября 1916 г.
ГЛАВА 48. Член Государственной Думы В. П. Шеин
ГЛАВА 49. Речь члена Государственной Думы В. Н. Львова 29 ноября 1916 г. Свидание с А. Н. Волжиным
ГЛАВА 50. Беседа с Председателем Совета Министров. А. Ф. Треповым
ГЛАВА 51. Аудиенция у Ее Величества
ГЛАВА 52. Министр внутренних дел А. Д. Протопопов
ГЛАВА 53. Речь к бывшим сослуживцам по Государственной Канцелярии
ГЛАВА 54. Распутин и Добровольский
ГЛАВА 55. День Св. Иоасафа, 10 декабря 1916 г. Вызов в Царское Село к Ее Императорскому Величеству
ГЛАВА 56. Русское богоискательство
ГЛАВА 57. Религиозная атмосфера Петербурга. Предшественники Распутина — архимандрит Михаил, священник Григорий Петров и косноязычный Митя
ГЛАВА 58. Природа русской души. Русские проблемы духа
ГЛАВА 59. Юродство во Христе. Его содержание и психология
ГЛАВА 60. Появление Распутина. Старчество и его природа
ГЛАВА 61. Первые шаги Распутина
ГЛАВА 62. У барона Рауш фон Траубенберга
ГЛАВА 63. Аудиенция Государя Императора, данная Распутину, и впечатление, произведенное им на Царя
ГЛАВА 64. Родители Государыни Императрицы Александры Феодоровны
Приложение. Перевод немецкого текста главы 64: «Родители Государыни Императрицы Александры Феодоровны»
ГЛАВА 65. Прибытие Государыни Императрицы Александры Феодоровны в Россию и ее первые впечатления
ГЛАВА 66. Духовный облик Императрицы Александры Феодоровны. А. А. Вырубова. Знакомство Ее Величества с Распутиным
ГЛАВА 67. Дурная слава Распутина и ее последствия
ГЛАВА 68. «Разоблачения» и отношение к ним Государя и Императрицы
ГЛАВА 69. Борьба с «Царизмом» и ее приемы
ГЛАВА 70. Убийство Распутина
ГЛАВА 71. Аудиенция у Ее Величества. Поездка в Новгород
ГЛАВА 72. Т917 год. Доклад Ее Величеству о поездке в Новгород. Высочайший рескрипт на имя начальницы Харьковского женского епархиального училища Ε. Η. Гейцыг
ГЛАВА 73. Отъезд на Кавказ. Туапсинская Иверско-Алексеевская женская община
ГЛАВА 74. Евгения Николаевна Гейцыг
ГЛАВА 75. Прибытие в Ростов. Депутация галичан. Проф. П. Верховский. «Самый плохой ученик»
ГЛАВА 76. Прибытие в Туапсе. Главноначальствующий Сорокин. Монахиня Мариам. Священник Краснов. Старец Софроний
ГЛАВА 77. Иверско-Алексеевская община. Дознание
ГЛАВА 78. Новороссийск, Екатеринодар и Ставрополь
ГЛАВА 79. Таганрог. Легенда о старце Феодоре Кузмиче
ГЛАВА 80. Возвращение в Петербург и первые впечатления
ГЛАВА 81. Первые шаги революции
ГЛАВА 82. Памятное заседание Св. Синода 26 февраля 1917 года
ГЛАВА 83. Облавы
ГЛАВА 84. Торжество хама
ГЛАВА 85. Мой арест
ГЛАВА 86. Первый день заключения
ГЛАВА 87. Наблюдения и заметки
ГЛАВА 88. Отречение Государя
ГЛАВА 89. Страшная ночь
ГЛАВА 90. Беседа с солдатом
ГЛАВА 91. Воскрешение мальчика
ГЛАВА 92. Освобождение
ГЛАВА 93. Сестра
ГЛАВА 94. Солдат и его племянник

Читать еще:  Как поминать некрещеных младенцев

I. Безверие
II. Результаты
III. Суд Божий

Том второй

ГЛАВА 1. Испытания
ГЛАВА 2. После ареста
ГЛАВА 3. Пребывание у сестры. Отъезд в Киев
ГЛАВА 4. Пребывание в деревне. Возвращение к сестре
ГЛАВА 5. Тревоги и предчувствия. Отъезд в Киев
ГЛАВА 6. Кончина матери († 30 октября 1917 г.)
ГЛАВА 7. Киев

ГЛАВА 8. Надежды и ожидания
ГЛАВА 9. Осада Киева
ГЛАВА 10. Убийство Митрополита Киевского Владимира († 25 января 1918 г.)
ГЛАВА 11. Приход немцев
ГЛАВА 12. Украинский вопрос, его природа и история
ГЛАВА 13. Гетман Павло Скоропадский

ГЛАВА 14. Под властью сатанистов
ГЛАВА 15. Покровский монастырь
ГЛАВА 16. Последние дни пребывания в Киеве. Татьяна N.
ГЛАВА 17. Скит Пречистыя
ГЛАВА 18. Профессор П. Я. Армашевский († май 1919 г.)
ГЛАВА 19. Князь Д. В. Жевахов († в июле 1919 г.)
ГЛАВА 20. Г. А. Шечков († 22 июня 1922 г.)
ГЛАВА 21. Возвращение в Киев
ГЛАВА 22. По пути в Харьков. Ростов-на-Дону
ГЛАВА 23. Пятигорск. Подворье Второ-Афонского монастыря. Митрополит Питирим

ГЛАВА 24. Екатеринодар. Кончина митрополита Питирима
ГЛАВА 25. Отъезд из Екатеринодара. Новороссийск

ГЛАВА 26. Развал России
ГЛАВА 27. Задачи Русской революции
ГЛАВА 28. Первые шаги
ГЛАВА 29. Методы и способы истребления русского народа
ГЛАВА 30. I. «Чека» а) Задачи «чека» за границей
ГЛАВА 31. б) Работа «чека» в России
ГЛАВА 32. в) Статьи г. Дивеева «Жертвы долга» и д-ра В. Марка «Садизм в Советской России»
ГЛАВА 33. г) ГПУ
ГЛАВА 34. II. Голод и его причины
ГЛАВА 35. III. Нравственные пытки
ГЛАВА 36. Положение детей в Советской России
ГЛАВА 37. «Свобода» печати в Советской России
ГЛАВА 38. Земля Обетованная

ГЛАВА 39. Церковь после революции
ГЛАВА 40. Всероссийский Церковный Собор. Восстановление патриаршества. Избрание Патриарха Тихона
ГЛАВА 41. Гонения на Церковь
ГЛАВА 42. Официальные сведения Архиерейского Синода Русской Церкви Заграницей
ГЛАВА 43. Беседа с Патриархом Тихоном
ГЛАВА 44. Послание Патриаршего Синода
ГЛАВА 45. Отповедь митрополита Антония на послание Московского Синода
ГЛАВА 46. Причины
ГЛАВА 47. Церковь и государство
ГЛАВА 48. Природа Русского Самодержавия
ГЛАВА 49. Происхождение власти
ГЛАВА 50. Православная Церковь в России до революции
ГЛАВА 51. Отношение Русских Царей к Церкви
ГЛАВА 52. Церковно-государственное значение синодальной обер-прокуратуры
ГЛАВА 53. Государственные задачи Церкви
ГЛАВА 54. Трагедия детской души
ГЛАВА 55. Душевная драма обывателей
ГЛАВА 56. Пастыри и паства
ГЛАВА 57. Епископы и монахи
ГЛАВА 58. Православие и Католицизм
ГЛАВА 59. Дурман
ГЛАВА 60. Уроки революции
ГЛАВА 61. Свыше указанный путь ко спасению России

Анатолий Степанов. «Между миром и монастырем»

Параметры книги: Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода князя Н.Д. Жевахова

Размер книги: 24,2 см x 17,5 см x 4,5 см

Количеcтво страниц: 936

Вес книги: 1300 гр.

Год издания: 2014 год

Издательство: Царское Дело

Предлагаем купить книгу «Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода князя Н.Д. Жевахова» в православном интернет-магазине Псалом.ру

Похожие товары:


Дивный свет. Дневниковые записи, жизнеописание имп. Александры Федоровны Романовой
Цена: 580.00 руб


Материнский плач святой Руси. Наталия Урусова
Цена: 280.00 руб


Лебединая песнь. Побежденные. Ирина Головкина (Римская-Корсакова)
Цена: 850.00 руб


Погружение во тьму. Из пережитого. Олег Волков.
Цена: 330.00 руб

КНЯЗЬ НИКОЛАЙ ДАВИДОВИЧ ЖЕВАХОВ (краткий биографический очерк)

КНЯЗЬ НИКОЛАЙ ДАВИДОВИЧ ЖЕВАХОВ (краткий биографический очерк)

Перед современным русским читателем встает вопрос: что за личность князь Н.Д. Жевахов, что им создано и где издано?

Историческое время неустойчиво в мнениях и оценках, слишком бурлив наш век, чтобы составлять окончательные характеристики. И все же попробуем немного рассказать об этом замечательном духовном писателе.

Князь Николай Давидович Жевахов известен в православной среде, главным образом, как составитель замечательных жизнеописаний святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского. Собранные Жеваховым материалы были выпущены в трех томах в Киеве в 1907-1909 годах, послужив основанием для канонизации этого великого подвижника; причислен к лику святых 4 декабря 1911 года. Нетленные мощи угодника Божия Иоасафа прославлены чудесным образом вновь в 1991 году. Кстати, Николай Давидович был отдаленным потомком рода Горленко, являлся дальним родственником святителя, чья патриотическая деятельность на благо Российской Державы выделяла его на фоне церковных смут первой половины XVIII века. Имея родословные связи с украинскими гетманами предшествующих времен, святитель Иоасаф всеми усилиями поддерживал Императорскую корону, заповедуя Малороссии свободно развиваться и благоденствовать под Русским скипетром. И на этих путях единение двух народов-братьев счастливо держалось, снискав у потомков чувства признательности и благодарности.

Фамилия Горленко владела поместьями в Черниговской губернии, в частности, в Прилуках, в тихом, благопристойном монастырском городке. Было имение и в сельце Линовица, принадлежало Жеваховым вплоть до революционных переворотов 1917 года. К моменту переезда сюда Сергея Нилуса в апреле того же года в сельце этом сохранялся барский особняк и флигель в глубине парка, где на втором этаже и поселился знаменитый издатель «Сионских протоколов», впрочем, ныне куда более известный читающей России как высокого склада духовный писатель и церковный публицист.

В Линовицу Сергей Александрович приехал по настоянию Владимира Давидовича Жевахова (1874-1938), родного брата автора этих «Воспоминаний». В пору Февральской катастрофы Нилус с женой находился в городе Валдае, где они прожили до того без малого пять лет, наслаждались молитвенным покоем вблизи Иверского монастыря. Но грянул гром, взвилась ураганом зачумленная чернь, и февральские события не оставляли надежд на жизнь. Князь Владимир Жевахов уговорил чету Нилусов покинуть Валдай, приютив Сергея Александровича и его жену Елену Александровну в Линовице, своем родовом поместье. Нилусы перебрались на Черниговщину, где еще на время оставались кое-какие законные начала, и с того момента оказываются вне опасности кровавых злодеяний большевиков. А злодеяния эти на Валдае влекли за собой все более ужасные последствия. Сразу после прихода красных банд в городе Валдае вспыхнул повальный террор, унесший жизни почетных людей – священнослужителей, купцов, владельцев мелких промышленных предприятий (крупных здесь не было), педагогов, хозяйственников. Изуверами расстрелян на глазах у его малолетних детей публицист-патриот М.О. Меньшиков. Останься в Валдае Нилус, от злодеев не уберегся бы.

Но он уже был вне опасности, под покровом Божией благодати, в сельце Линовица, где враг покуда не властвовал, пока лишь чувствовалось его дьявольское приближение. Этот период Нилуса отмечен созданием домашней церкви, завершением второй части замечательной книги «На берегу Божьей реки», проявлением здесь чудес и знамений. Одно из таких чудес – явленное по молитвам преподобного Серафима Саровского спасение настоятеля Густынского монастыря схиархимандрита Иоасафа, а вместе с ним и четы Нилусов.

Скажем вкратце и о деятельности князя Николая Давидовича Жевахова, в прошлом служившего товарищем обер-прокурора Святейшего Синода, а в советские годы безстрашно и ревностно собиравшего факты о зверствах в зачумленной большевизмом России. Свои скитания по революционным столицам и Крыму он затем живо отобразил во втором томе своих «Воспоминаний». Ныне его книги становятся настольными для каждого патриота, вставшего на путь духовного возрождения Отечества.

Князь Жевахов успел создать еще и третий том «Воспоминаний», но по недостатку средств напечатать его не удалось. Русские беженцы за границей, бедствуя и перебиваясь грошовыми заработками, не всегда могли пособить автору покрыть издательские расходы, а радикально настроенные толстосумы, присвоившие царские средства, патриотам не сочувствовали, подчиняя подкупленные издания распространителям ложных идей. Разомкнутость культур – православно-народной, укорененной в культе, и бездуховной, изымавшей из сердец Христа, которую вернее назвать антикультурой, существовала и в Зарубежье, где главенствовали все те же беды, что и в России.

В наброске к очерку о Нилусе (Новый Сад. 1936) князь Жевахов раскрывает приблизительный состав своего неопубликованного труда. Это, прежде всего, полемические главы, посвященные происхождению и оценке «Сионских протоколов», затем обширная часть с разбором закулисных инсценировок Бернского процесса, весьма показательного по составу и устремленности. Книжка о Сергее Нилусе задумывалась князем как первая часть большой книги, – единственное, что было опубликовано. Возможно, очерк вошел бы в третий том «Воспоминаний».

Николай Давидович долгие годы жил в Италии в городе Бари, где он заведывал Церковно-археологическим кабинетом Святителя Николая Мир-Ликийских Чудотворца. Естественно, живя вдали от Родины, он был в отрыве от событий, совершавшихся там. Не мог знать многого и о жизни Сергея Нилуса в Совдепии, о его мытарствах и мучениях. А те скудные сведения, что получал из вторых рук, нуждались в уточнениях. Зато эпизоды личных встреч с этим великим духовным писателем и другими лицами изображены прекрасно, и мысли, которые овладевали автором очерка, представляют исключительный интерес. Эти мысли помогут современным людям по-новому оценить прошедшее и более проницательно осознать происходящее теперь. Проще сказать, такая книжица не затеряется в безликом море литературы.

Но вернемся к «Протоколам». Почему русские люди не только не довели их до сведения мировой общественности, но и сами вовремя не сумели в них разобраться? Князь Жевахов, хорошо знавший мирской и духовный уклад русской жизни, на это отвечает так:

«Появление «Протоколов» на русском книжном рынке явилось событием чрезвычайным, однако ни правительство, ни широкая публика не сумели оценить его.

Книга успеха не имела и той цели, какую преследовал благородный С.А. Нилус, желая «предупредить правительство о надвигающейся опасности и открыть глаза широкой публике на истинные причины нараставшего в России революционного движения», – не достигла, встретив пренебрежение, равнодушие и непонимание не только со стороны правительства, но и в кругах общественных и даже церковных. Строго говоря, отрицательное отношение к книге части церковных кругов предопределило отношение к ней и со стороны всех прочих. И только еврейская печать, или, точнее, вся русская печать, руководимая евреями, хорошо поняла значение книги и старательно замалчивала ее, из опасения, что она обратит на себя внимание и раскроет карты евреев. Обращаю на этот факт особое внимание для того, чтобы вновь опровергнуть клевету евреев, утверждающих, будто «Протоколы» были изданы русским правительством с целью устройства и оправдания погромов. Если бы это было так, то, наверное, правительство сумело бы и распространить «Протоколы» среди населения в количестве достаточном для ознакомления русского человека с задачами еврейства, его планами и программами.

Однако действительность свидетельствовала об обратном. Русские люди отнеслись к «Протоколам» с полным безучастием и даже не поняли их. Книга вызвала недоумение и недоверие, и отталкивала избытком откровений, казавшихся фантастическими. И нигде вековая работа евреев по засорению христианских мозгов не сказалась так ярко, как именно на отношении к «Сионским протоколам», о которых стали говорить лишь после гибели России, после победы евреев, когда русский человек на собственном примере убедился в их достоверности».

О причинах гибели России сам Николай Давидович впоследствии написал весьма убедительную статью. В 1928 году, проживая все на том же подворье Святителя Николая Мир-Ликийских Чудотворца в итальянском городе Бари, где он когда-то строил православный храм на средства Императорского Палестинского общества, князь Жевахов высказал мысли, не утратившие своей значимости и поныне. Он сказал, что Россия погибла из-за вялости государственного аппарата и чиновничества, безпрестанно нарушавших присягу Государю, что аппарат должен быть безпощадным к беззаконникам, не перекладывая своих функций на Монарха. Богопомазанный Государь по своей сути Удерживающий, удерживает свой народ от повреждения. Он – милующий, его милость и любовь простираются на всех, а правопорядок блюдет карающая десница закона, чьи установления проводят в жизнь государственники и приставленные к делу чиновники.

Князь Жевахов, сам юрист, и ему ли не знать было, как важно не попустительствовать кромешникам вершить их злодеяния. А они вершили, можно сказать, безпрепятственно, что только могли. Открыто разжигали ненависть к Церкви и самодержавным устоям, с подачи жидо-масонских центров нагнетали истерию террора, развращали и дурачили толпу и неустойчивую часть интеллигенции. Уже будучи товарищем обер-прокурора Св. Синода, Жевахов много ездил по России, и везде печальные картины нравов были сходны: неверие и человекобесие насаждались чужеродами злонамеренно. Для этого они почти целиком завладели печатью, судами, педагогикой.

Проживая с 1920 года заграницей, Николай Давидович Жевахов в весьма сжатые сроки пишет свои замечательные «Воспоминания». В них дается широкая панорама русской жизни накануне Мировой войны и в пору русского погрома – революции. Оба первых тома уже были готовы к выпуску в свет в 1923 году. И первый том тогда же и вышел в Мюнхене, а второй удалось издать лишь через пять лет в сербском городе Новый Сад, причем тиражом всего 400 экземпляров. Непонимание Православной монархии, бытовавшее в России, перенеслось и в круги русского рассеяния. Жевахов убедительно вскрывает истоки такого рода непонимания. С первых же страниц второго тома он принимается за главное: «Революция, – пишет князь, – всегда была заданием определенной группы людей, выполнявшей директивы центра, программа деятельности которого непосредственно вытекала из Талмуда».

Николай Давидович даже считал, что чаяния жидовства отражают и книги Ветхого Завета, кроме, пожалуй, книг Иова и пророка Даниила. Остальные книги будто бы испорчены иудеями в угоду своим целям. Такая точка зрения Жевахова, конечно же, неприемлема для нас. Как небезспорны его суждения и по поводу Патриаршества в России. Автор «Воспоминаний» утверждает, что созыв Поместного Собора в 1917 году противоречил канону: нельзя выбирать Патриарха без Православного Царя, Государь и Патриарх неразрывны, они в одном лике отображают земной образ Спасителя. Был Жевахов и против представителей из мирян на Соборе.

Как несгибаемый синодал, князь Жевахов усиленно отстаивал Обер-прокуратуру, считая, что это духовное ведомство многое сделало для укрепления роли Церкви в русском обществе. Другое дело, нужны были реформы. Вместе с Обер-прокурором Св. Синода Николаем Павловичем Раевым князь Жевахов накануне революции разрабатывал такие реформы. Они заключались «в децентрализации церковного аппарата, в разграничении церковной и государственной сферы управления, в сближении архипастыря с паствой, в создании условий, имевших обезпечить архипастырю возможность выполнять его непосредственные задачи, что в совокупности возродило бы и оживило церковную жизнь на местах».

Надо сказать, что Н.П. Раев был личностью незаурядной. Благочестивый, образованный, любящий Престол и Отечество, он был назначен в Св. Синод по настоянию Императрицы Александры Феодоровны. Раевы давно известны при Дворе: отец Николая Павловича – первенствующий член Святейшего Синода, митрополит Петербургский и Ладожский Палладий (Павел Иванович Раев, 1827-1898) был духовником Августейшей Семьи; оставил по себе добрую память. Обер-прокурор Св. Синода Н.П. Раев вместе с князем Жеваховым стремился оживить приходскую жизнь, наполнить ее христианским деланием. К сожалению, эта деятельность быстро прервалась. Масону Керенскому нужны были не государственники, а шуты, и в обер-прокуроре Львове он нашел себе такого шута, который не только заменил весь Синод, но и сместил со столичных кафедр двух самых духоносных владык – Питирима и Макария. Россию прибрали к рукам преступники.

Скудны сведения о жизни Н.Д. Жевахова за рубежом. Известно только, что этот пламенный монархист зорко следил за всеми событиями, имевшими быть в его Отечестве. Незадолго до кончины князь посетил Закарпатье, еще не занятое большевиками.

Умер Николай Давидович в 1938 году, оставив после себя замечательные книги, им написанные за три десятилетия. В том же году скончался на Соловках его брат, Владимир Давидович, во иночестве Иоасаф, митрополит Могилевский, и тоже духовный писатель. Вспомним их в молитвах своих, православный читатель!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector