Когда бьют в колокола в церкви

О звоне к богослужению и во время богослужения

Православные христиане созываются к богослужению в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и неприсутствующим в храме о важнейших моментах Православного богослужения. Наконец, колокола радуются и спразднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении.

В настоящее время число колоколов на церковных звонницах бывает различным, но в основном, там имеется никак не меньше 4–х, а чаще всего 6–8 колоколов. Мы уже упоминали о чине звона (благовеста и трезвона) к малой вечерни и всенощному бдению. Там мы говорили как устраивается звон при 7–ми колокольной звоннице. Теперь же мы скажем о звоне при 4–х колокольной развеске. На такой звоннице имеется 4 колокола. Это, 1–й – большой, воскресный колокол, 2–й – полиелейный, 3–й – вседневный и 4–й – зазвонный.

В воскресные и праздничные дни, когда совершается бдение, благовестить к бдению и к поздней литургии надо в первый, большой колокол, трезвонить же во все колокола.

В воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а в дни полиелейных святых и в предпразднества и отдания Господских и Богородичных праздников – ко всем службам благовестить в полиелейный, второй колокол, трезвонить же во 2–й, 3–й и 4–й колокола.

В остальные дни благовестить ко всем службам в повседневный, третий колокол, трезвонить же в 3–й и 4–й колокола.

Порядок звона при служении всенощного бдения

Благовест к бдению производится 15–25 минут, затем следует троекратный – «в три стиха» звон во все колокола (трезвон) (см. стр. 13).

Во время пения тропаря по «Ныне отпущаеши» производится двукратный – «в два стиха» второй звон во все колокола (см. стр. 44).

Во время пения прокимна перед чтением Евангелия производится однократный – «в один стих» третий звон во все колокола (см. стр. 55).

На 9–ю песнь канона производится благовест в 25 ударов в большой колокол (см. стр. 62).

Когда за бдением в церкви присутствует архиерей, после бдения должен производиться «проводной» звон, начинающийся с пением «Под Твою милость» или кондака по 1–м часе.

Порядок звона при вседневном богослужении

К обычному вечернему богослужению благовестить надо 15 минут, перед 9–м часом. По прочтении 9–го часа – должен быть троекратный звон во главе с тем колоколом, в который производился благовест.

К утрени благовестить в конце полунощницы, 5 минут. По прочтении же полунощницы творить троекратный звон, как в начале вечерни.

Если утреня полиелейная, то производится однократный звон во время прокимна перед Евангелием; на 9–ю песнь производится благовест в 25 ударов.

Порядок звона при служении Божественной литургии

При служении и ранней, и поздней литургии наблюдается единый порядок колокольного звона: благовест производится 15 минут (см. стр. 71), перед началом чтения часов, а по прочтении часов бывает троекратный звон (см. стр. 74).

Читать еще:  Пасха 2014 какого числа

На «Достойно» 262 , во время «Верую», производится благовест в 50 ударов (см. стр. 126).

Единственное различие звона при ранней и поздней литургиях, это то, что благовест перед началом ранней литургии совершается редким ударением, а благовест перед поздней литургией – частым.

Когда служит архиерей, благовест к началу литургии, во время шествия, заменяется звоном во все колокола, а по окончании шествия снова производится благовест в один колокол и продолжается (все время облачения архиерея) до начала часов.

После литургии бывает проводной звон.

Порядок звона при других службах

При совершении водосвятия, от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоколов от большого до малого по 25 ударов в каждый колокол, а при троекратном погружении креста – троекратный, с малыми остановками, звон во все колокола.

При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» – однократный звон во все колокола, при ударах в большой «через край».

При совершении молебнов, на многолетии производится троекратный звон или однократный, в зависимости от того, сколько раз поется «Многая лета».

Некоторые указания звонарю

Колокольный звон является равноценным храмовым священнодействием, поэтому:

всякий колокольный звон должен производиться только с благословения настоятеля или служащего священника;

всякий колокольный звон должен сопровождаться молитвою: если Церковный Устав указывает, что именно надо читать в данном случае, то указанною в Церковном Уставе, если же не указывает, то молитвою «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грепшаго», со слежением по лестовке (четкам) за количеством ударений в колокола.

Звонарь должен наблюдать (а помогает ему в этом церковный староста или один из его помощников), чтобы звоны перед богослужением, а в особенности во время его, не запаздывали, но производились в точно указанное Уставом время (не, как это часто случается, во время чтения шестопсалмия или Евангелия, но перед чтением).

Здесь имеется в виду песнопение «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну н Святому Духу. ».

Источник: По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. САТИСЪ. Санкт–Петербург. 2011

Вам может быть интересно:

2. Закон Божий – протоиерей Серафим Слободской 1612,8K

5. Мои дневники. Выпуск 6 – архимандрит Никон (Рождественский) 1,5K

6. Мои дневники. Выпуск 5 – архимандрит Никон (Рождественский) 1,8K

10. Светочи христианства – протоиерей Михаил Хитров 634

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Бей колокол

Раньше в России колокольный звон был привычным и понятным звуком для городских и сельских жителей. Колокола ежедневно призывали к началу богослужения, а также извещали о главных моментах службы. Церковный календарь был тесно связан с жизнью обычных горожан, по колокольному звону они определяли время. Люди хорошо понимали язык колоколов и могли отличить постный, будничный, праздничный звоны, набат (тревожный звон с частыми ударами в большой или средний колокол), путевой звон (в метель и бурю). Искусство звона передавалось из уст в уста, звонарских школ не было. Звонарями на Руси становились церковные сторожа, алтарники, отставные солдаты – те, кому настоятель давал это послушание. Профессиональные звонари были скорее исключением.

Читать еще:  Как сделать яйцо из бумаги своими руками

В советское время колокольный звон пережил самые настоящие гонения. Во многих крупных городах Европейской части России был запрещён колокольный звон. Огромное количество древних богатых колоколов в это время было уничтожено. И, как следствие, профессия звонаря стала редкой, уходящей. Сейчас люди снова начинают интересоваться колокольным звоном, его всё чаще можно услышать не только в центре, но и на окраинах Петербурга. Во многом это происходит благодаря звонарским школам, которые стараются изучать традиции колокольного звона, обмениваться между собой опытом, делиться знаниями и мастерством с приходящими на звонницу учениками.

Как говорят преподаватели звонарских школ, сейчас многие идут в звонари, людей привлекает кажущаяся лёгкость этого дела, но остаются и становятся звонарями единицы. Случайные люди на колокольне не задерживаются. Хотя случается всякое. Музыкального образования не требуется, здесь важно чувство ритма. Но нужно «заболеть» колокольным звоном, потому что звонарь поднимается на колокольню в любую погоду, чтобы возвещать о начале службы. Опаздывать или не пойти нельзя, потому что на твой звон ориентируются остальные.

В некоторых храмах в последнее время стали ставить электронный блок, который управляет приводами, подключёнными к колоколам. Но многие против, потому что теряется «душа» звона.

В квалификационном справочнике работ и профессий такой профессии, как звонарь, нет. В последние десять лет в звонари идёт всё больше женщин, среди которых есть врачи и учителя, реставраторы и домохозяйки, студенты и преподаватели, иконописцы и спортсмены. Труд звонаря оплачивается, но не все храмы имеют такую возможность. Звонарь – это скорее призвание. Есть люди, которые в силу обстоятельств не могут совмещать основную работу и ежедневный звон в храме: не совпадают графики, например. Но и для них находится дело. Они принимают участие в ансамблевых звонах на колокольных фестивалях, дают мастер-классы и читают лекции о традициях, истории, видах колокольных перезвонов.

Татьяна – звонарь в соборе Владимирской иконы Божией Матери. Три года назад по совету знакомого священника пришла в школу звонарей. «Мне нравится чистота и звучание колоколов внутри: как колокола поют и гудят, как передают настроение и отражают происходящее внутри храма, будь то ежедневная вечерняя служба или праздничная, торжественная»

Колокола Церковного звона (нижней звонницы) Петропавловского собора

Звонарь Лидия: «Я музыкант, поэтому я искала инструмент, который услышат люди, звук, которым можно поделиться со всеми, в отличие от концертного зала, куда люди покупают билеты, приходят, но могут разочароваться, потому что эта музыка говорит не на их языке, может не произойти контакта. А здесь – мгновенный удар, когда ты идёшь, и нежданно-негаданно звон. Иногда люди останавливаются и смотрят на колокольню, кто-то идёт дальше по своим делам, кто-то слушает звон до конца. Интересно наблюдать сверху за реакцией людей»

Читать еще:  Как правильно поминать в годовщину

Владимир Степанович Кайчук (руководитель школы звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери) и его ученики на репетиции колокольного звона перед Пасхальным фестивалем на колокольне Петропавловского собора

Ксения – звонарь храмового комплекса на Пискарёвском проспекте. По профессии врач-терапевт. В 2000 году пришла в школу звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери. «Для меня колокольный звон – это часть православного богослужения, которое я очень люблю. Мне нравится быть причастной к его красоте», – говорит Ксения. «Когда звонишь в колокола, как будто погружаешься в стихию ритма. Наверное, если бы я была мужчиной, была бы барабанщиком»

Фёдор Фёдорович проверяет колокола на переносной звоннице для ансамблевого исполнения колокольных звонов на концерте древнерусской духовной музыки «Мироносицкие встречи в Санкт-Петербурге»

Яна, ученица школы звонарей при духовно-просветительском центре «Причастие», несколько лет назад узнала, что на Пасхальной неделе на колокольню может подняться любой желающий. Позже, когда была на Валааме, пробовала звонить в колокола на звоннице, которая находилась на игуменском кладбище. Так к ней пришло желание научиться колокольному звону. «Я воспринимаю обучение звону как мой духовный путь»

Колокола Церковного звона Петропавловского собора

Елизавета – звонарь в храме Святой мученицы Татианы на Коломяжском проспекте. По профессии Елизавета тренер по плаванию. Звонари этого храма колокольным звоном не только встречают прихожан, но и извещают о главных событиях службы. На звоннице нет различия в управлении колоколами для праворуких и леворуких людей: правой рукой звонят в малые, зазвонные колокола; левой рукой управляют подзвонными колоколами (средними по размеру), а самым большим – благовестником – управляют правой ногой

Красный цвет – цвет Пасхи, поэтому в честь праздника к языку колокола или к веревкам привязывают красные ленты. Звонница при храме Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина

Мария во время звона перед вечерним богослужением на Страстной неделе на колокольне Владимирского собора. В Великий Пост появляются разновидности звонов, присущие только этому периоду. Например, в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду совершают часовой звон (единичные удары к началам богослужений в постный колокол) и звон в двои (в два колокола – часовой и меньший, следующий за ним по размеру). Во многих храмах звоны на период Великого Поста отменяются.

Главные новости конца недели

Новости середины недели от дежурного редактора

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector