Когда и как поминать умерших родственников

Как правильно поминать усопших: народные традиции и мнение священников

С давних пор поминальные традиции передавались из поколения в поколение. Люди следуют им и в наши дни, поминая близких, которых уже нет на этом свете.

Поминовение усопших: народные обычаи

Еще до принятия христианства славяне очень много времени уделяли поминовению своих усопших родственников. Сегодня языческие и церковные традиции во многом переплелись. Часто с ними совпадает и принятая православная традиция Родительских суббот. Но изначально, конечно же, были отличия. По сей день считается, что умершие не покидают нас окончательно. Есть даже способ защитить себя от дурного влияния, пробудив защиту рода. Это, возможно, и стало причиной такого тщательного поминовения усопших.

Традиционно славяне поминали мертвых на Семик и русальную неделю, на Радоницу и Пасху Мертвых, а также на Троицкой неделе. У украинцев и белорусов также был праздник Деды. В каждый из этих дней вспоминали своих умерших родственников и близких. Особенно насыщенными были дни русальной недели, поскольку считалось, что дети и девушки, умершие не своей смертью, в это время ходят по земле. Чтобы задобрить их, исполняли некоторые обряды, поддерживая давние народные традиции.

Помимо того, что ходили на кладбище, готовили традиционные блюда. Традиционно к поминальной еде относятся блины и кутья. Также варили кисель. Еду относили на кладбище и оставляли там, часть также раздавали нищим. Считается, что до принятия христианства славяне устраивали поминальные трапезы на могилах своих соплеменников. В некоторых местах на Радоницу в народе был обычай специально топить баню. Сами люди там не мылись. Покойным оставляли чистую одежду, а утром на рассыпанной заблаговременно золе искали следы умерших.

Дни поминовения усопших

Мертвых испокон веков поминали на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также через год. Впоследствии поминки на сороковой день были связаны с православием: душа умершего за это время переживает мытарства перед тем, как может быть принята а рай или ад, как верят христиане. Также в народе говорится, что на третий день изменяется образ, на девятый истлевает тело, а на сороковой — сердце. В христианской же традиции это обычай связан с верой в Триединого Бога. Таким образом живые просят Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа святого простить прегрешения усопшего.

По церковной традиции усопших поминают в день их рождения и в день Ангела. Помимо прочего, церковь устанавливает особенные даты поминовения усопших — Родительские субботы. Они часто привязаны к определенным событиям и праздникам. В году есть две Вселенских Родительских субботы. Они важны тем, что на литургии поминаются не только умершие естественной смертью, но и самоубийцы, которых церковь по правилам не отпевает. Помимо них поминают всех умерших не своей смертью или не погребенных. Первая из Вселенских Родительских суббот — суббота мясопустная, перед масленичной (сырной) неделей. Вторая — суббота перед праздником Троица. Также для поминовения усопших отводятся субботы 2,3 и 4 недели Великого Поста и некоторые другие дни. Подробнее о Родительских субботах и всех других христианских праздниках вы можете узнать из православного календаря на будущий год.

Мнение церкви о поминовении усопших

Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь. Обычно носят черную или темно-синюю одежду, часто не новую. Остальные обычные атрибуты траура исконно считаются языческими и с точки зрения церкви неправильными.

По сей день часто ставят пустой столовый прибор для покойного и даже оставляют место, на котором он обычно сидел. Еще более распространена практика наливать усопшему стопку водки и класть на нее кусок хлеба. Церковь считает подобные языческие традиции неверными, но они распространены и привычны для народа, поэтому каждый выбирает по своей вере.

Правильно и неправильно — понятие относительное. Единственный совет, который может быть в таком вопросе — это уважительное отношение к усопшему. Даже если вы считаете себя верующим христианином, не надо отпевать атеиста, если он этого не захотел перед смертью. То же самое касается и представителей другой веры: усопший хотел бы, чтобы его погребение проходило именно по тем правилам, которые устанавливает для него его вера. Поэтому провожайте в последний путь с учетом особенностей этого человека. Но вот молиться о близких не запрещено. Чем чаще вы ходите в церковь и читаете молитвы о семье, тем заметнее окажется и благополучие в вашем доме.

В таком щепетильном вопросе, как поминовение усопших, древние славяне проявляли почтение и любовь к семье и предкам. Желаем вам тесных и взаимных теплых отношений в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

Поминовение усопших дома и на кладбище

Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного.

Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины.

Церковь также заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, родственниках и знакомых. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, в которую записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Как поминать на домашней молитве неправославных. На домашней молитве может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном Богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках и это приносило им отраду. Святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на Литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Как молиться о самоубийцах. Преподобные Оптинские старцы разрешали на келейной (домашней) молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, преподобный Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней — по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог, без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?».

Кроме молитвы за усопших, еще один вид поминовения их составляет милостыня, совершаемая нами в память их, или от имени их, т.е. подаяние каких-нибудь земных благ имеющим в этом нужду – нищим нашим собратьям. Милостыня может быть разнообразной – и деньгами, и едой, и в том, что мы раздаем нуждающимся одежду усопшего. Все это ведет к отраде для умерших грешников.

Благотворения, совершаемые живыми в память усопших, имеют такое же значение, как если бы сам умерший совершал эти добрые дела. Благотворение в память умерших также умножает число молящихся о спасении усопших; ибо естественно, что получившие помощь молятся за своих благодетелей.

Настоящее значение милостыни было известно и в Ветхом Завете; обычай раздавать милостыню бедным при погребении умершего ведет начало из глубокой древности; это обыкновение было у евреев. «Милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму… Раздавай хлебы твои при гробе праведных» (Тов. 4: 10, 17). «Милость деяния да будет всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (Сир. 7: 36). Пророк Иеремия говорит, что от лица Божьего будут отвержены те из умерших, о спасении которых не подается милостыня.

Читать еще:  Месяц пасхи у иудеев

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела. Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками.

НА КЛАДБИЩЕ

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего всеобщего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного безсмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, помолиться. Желательно совершить литию (это слово в буквальном смысле означает «усиленное моление»). Для совершения чина литии можно пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, есть в полных молитвословах. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно помянуть умерших близких

День 7 ноября считался на Руси важной датой, когда было принято вспоминать усопших родственников. В народе его назвали Дедовские плачи.

Почему так важен ритуал поминовения?

Обряды поминовения умерших предков имеются у многих народов мира, но у славян это делают с особенным почитанием. Души наших родных, которые покинули землю и находятся в ином мире, даже оттуда оберегают нас и оказывают поддержку.

Мы, оставшиеся пока на земле, должны всегда вспоминать усопших с любовью и благодарностью, а также соблюдать сложенные веками традиции по поминовению предков.

Не забывайте народную поговорку: «Когда родители живые – их почитай, а если умерли, то поминай».

Что означает Дедовский плач?

Славяне верили, что в этот осенний день сама природа дождем или снегом оплакивает тех, кто ушел с земли в мир духов. А вместе с ней ритуальный плач, получивший народное название Дедовский, устраивают и люди.

Плакали все, в этот день не считались постыдными даже мужские слезы. Верили, если по кому-то из мертвых слезинки не пролить, то он рассердится и перестанет оберегать.

Первыми начинали плакать молодые девчата, вспоминая добрым словом усопших родственников, которых знали лично. Потом продолжали женщины, мальчики и завершали Дедовские плачи мужчины.

Так люди выплакивали всю накопившуюся боль от расставания с ушедшими в мир иной родными.

Посещение кладбища

Обязательным 7 ноября считается посещение могилок на кладбище.

Не соблюсти этот обычай люди боялись, потому что верили: «Если сегодня на могилки к предкам не сходить, они сами в дом придут».

А такие «гости» не слишком приветствовались, потому что с душой в жилище могла проникнуть и энергия смерти. Известны случаи, когда в день Дедовских плачей семьи не посещали на кладбище могилки родных, и в тот же вечер у них кто-то умирал.

То есть души усопших сами пришли в гости из потустороннего мира, а уходя, с помощью энергии смерти прихватили кого-то с собой.

С пустыми руками на кладбище сегодня не ходят, а берут с собою инструмент, чтобы навести порядок на могилках (ножовки, грабли, веники, тяпки). Как только придете на могилку, зажгите свечу или лампадку, пусть она горит до окончания уборочных работ.

Если в одной оградке захоронено несколько человек, то нужно именно столько и зажечь свечей. С помощью огня мы показываем усопшим, что хоть они и отсутствуют на земле, память о них жива.

Поминальный стол

Раньше на Руси никогда не кушали еду и уж тем более не употребляли алкоголь на могилках, такое новшество появилось недавно. И продукты не принято было там оставлять, их раздавали нуждающимся и просящим в церкви или на кладбище.

А усопших поминали дома за щедро накрытым столом. По традиции к поминальной трапезе готовили те блюда, которые больше всего любили умершие при жизни.

Обязательное кушанье, с которого всегда начинается поминальный обед – кутья, символизирующая бессмертие и вечную жизнь. Варят кутью из цельнозерновой пшеницы, риса или гречки, потом разводят ее в медовой водичке, посыпают маком и получают канун.

С него и начинается трапеза. Первую ложку кануна откладывают в Дедовскую тарелку (это чистая посуда, установленная на поминальном столе для умерших). После этого каждый присутствующий за столом съедает по три ложки кануна и принимается за обед.

В этот день за столом не принято вести посторонних бесед. Нужно говорить об усопших родственниках, вспоминать их наставления и характер, мудрые советы и хорошие поступки, случаи из жизни и добрые дела.

Важно знать! Хлебные крошки и ломтики, оставшиеся после поминальной трапезы, не стряхивайте на пол, а соберите и отдайте птичкам.

Кого сегодня поминают?

У наших предков считалось, что в день Дедовских плачей не стоит зря беспокоить чужой род, то есть соседей и знакомых не поминают, только родственников. Изредка допускалось отступление от этого правила, если дружеская связь между людьми была крепче родственной.

Категорически в православии запрещается поминать самоубийц, братоубийц и убийц детей; тех, кто проклинал свой род, и заложных покойников (общавшиеся с нечистью, пропавшие без вести, замерзшие, пьяницы, утопленники, сгоревшие). Нельзя даже убирать на их могилках.

Поминовение умерших

Третий, девятый и сороковой день; годовщина памяти.

Как и почему наши молитвы могут быть благотворны для умерших?

Поминовение на Божественной литургии

Третий день памяти по умершему. Святая Церковь молится постоянно о всех «прежде почивших отцех и братиях наших», но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше благочестивое желание и нужда. Такое поминовение называется частным, к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина.

О поминовении усопших в третий день после смерти повествует предание апостольское. В нем говорится, что Господь воскрес на третий день, поэтому и нам надо в этот день усиленно Ему молиться, памятуя, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души.

Читать еще:  В какой день пасха в 2019 году

Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил ему: «Когда в третий день бывает в Церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса, для поклонения Богу всяческих».

Девятый день. В этот день Святая Церковь совершает молитвы и бескровную Жертву об усопшем также по преданию апостольскому. Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих. Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»

По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.

Сороковой день. Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. По установлению Святой Церкви положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст), и особенно – в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное.

Преподобный Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души после смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей разнообразные муки нечестивых (грешных) людей, находящихся там в разных отделениях и местах мучений ада, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу. Теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».

Что мы можем сделать для умерших после их смерти? Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться о сорокоусте, то есть ежедневном в течение сорока дней поминовении во время Божественной литургии. По возможности, хорошо заказать сорок обеден, и даже в нескольких храмах.

Если смерть человека случится во время Великого поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресения обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого поста не заказывается, так как в этот период Божественной литургии каждый день не бывает.

Во время Пасхальной недели (первая неделя по Пасхе) панихид не бывает, ибо Пасха – это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей недели не заказывают обедни об усопших, не заказывают панихид. Со вторника Фоминой недели (вторая неделя по Пасхе) уже принимаются, сорокоусты и заказные обедни об упокоении. Этот день называется Радоницей, потому что именно в этот день и мертвым возвещается радость о Воскресении Христовом.

В третий, девятый и сороковой день закажите в церкви обедни об упокоении усопшего (называют его полное имя). Дома, в память о нем, в эти дни собираются за трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души его во Царствии Небесном. Хорошо также послать пожертвование монастырям, чтобы там молились вечно об упокоении души усопшего.

Годовая. День смерти христианина есть день рождения его для новой лучшей жизни. Вот почему мы празднуем память наших братий по истечении года со дня их кончины, умоляя благоутробие Божие, да милостив будет Господь душам их, да подаст им вожделенное отечество в вечное наследие и сотворит их жителями рая.

Но не только в годовщину смерти следует поминать усопших, но и в дни их земного рождения, в дни их именин (день памяти святого, имя которого они носили).

В дни их памяти закажите в церкви обедню об их упокоении, помолитесь за них дома, помяните их за своей трапезой.

Как и почему наши молитвы могут быть благотворны для умерших? Некоторые души, спустя сорок дней, оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда (второго пришествия Господа, когда Он будет судить всех живых и мертвых). Но до этого все же возможны, изменения в загробной участи души, особенно благодаря принесению за нее молитв Церкви и творению добрых дел в память об умершем.

Польза молитвы как общественной, так и частной (домашней), о душах, находящихся даже в аду, описана в житиях святых и подвижников, в святоотеческих наставлениях.

Наши молитвы могут действовать на души усопших непосредственно, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, пребывая в общении с Церковью и с Господом Иисусом. В этом случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать Церкви: одному и тому же Телу Христову ( Еф. 1: 23 ; Кол. 1: 18 ).

Скончавшиеся в правой вере и истинном раскаянии перенесли в иной мир начаток добра, или семя новой жизни, которое только не успели сами раскрыть здесь и которое, под влиянием наших молитв, при благословении Божием, может мало-помалу развиться и принести плод подобно доброму семени в земле под живительным влиянием солнца, при благорастворении воздуха.

Скончавшимся в нечестии и нераскаянности и совершенно погасившим в себе Дух Христов ( 1Фес. 5: 19 ), то есть отвергшим веру в Бога, не помогут никакие молитвы еще живущих братий.

Итак, не новые заслуги приобретаются для умерших, когда за них молятся, а только извлекается добро из прежде положенных ими начал.

Святитель Епифаний поучает нас: «Живые и оставшиеся (на земле) веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего».

В альманахе «Странник» (за 1864 год) рассказан такой случай. В одном селе скоропостижно умер дьяк. У него был сын – чиновник. Нечаянная (неожиданная) смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну в течение года. Зная, что в литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения: «Тебе поем. Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся. Боже наш», – печальный сын, находясь в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник (следующего дня после праздника дня Святого Духа) он видит своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал: «Благодарю тебя, сын мой».

Поминовение на Божественной литургии. Панихида и домашняя молитва за усопшего, добрые дела, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвования на Церковь), – все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Во время этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии.

Было много явлений усопших и других событий, подтверждающих, как полезно такое поминовение преставившимся. Умершие в покаянии, хотя и не сумели явить его при жизни, освобождаются от мучений и получают упокоение.

В Церкви постоянно возносятся молитвы об усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение «о иже в аде держимых» (о тех, кто в аде содержится).

Читать еще:  Вышивка крестом схемы к пасхе

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, часто совершал Божественную литургию об усопших и рассказывал: «Один узник, за которого родители, почитавшие его умершим, трижды в год совершали Божественную литургию (в дни Богоявления, Святой Пасхи и Пятидесятницы), по освобождении из плена неожиданно явился домой к своим родителям и рассказал, что в эти самые дни приходил к нему в темницу некий славный муж: оковы спадали с ног узника, он делался свободным. В прочие же дни он опять содержался в оковах».

Итак, позаботимся же об ушедших от нас в иной мир, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф. 5: 7 ).

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Годовщина смерти как поминать, что заказывать в церкви

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый человек, который рождается на свет, имеет свою миссию и предназначение, развивается и вносит свой вклад в развитие общества, но жизненный путь не может длиться вечно. Как не тяжело об этом говорить, но всему свое время, Бог дает жизнь человеку, он ее и забирает.

В православии много уделяется внимания обряду погребения и поминовения усопших. Люди, таким образом, отдают дань ушедшим в Царствие Небесное родственникам, друзьям и знакомым. В молитвах к Богу просят об успокоении их душ, прощении грехов и вечном покое и вымаливают милости Божьей, чтобы все отправились в рай. Многие люди задают себе вопрос: что делать на годовщину смерти, как все организовать и ничего не забыть.

Годовщина смерти как поминать

На богослужениях в церкви священнослужители вспоминают об усопших, о них молятся их родные дома. Бог не делит людей на живых и мертвых, мы все для него его дети, и мы все для него живы: одни на Земле, а другие начинают новую жизнь в Царствии Небесном.

Таковы законы человеческого существования. Смерть близких порождает массу чувств и мыслей, мы хотим сделать все, чтобы усопший покоился с миром и обрел вечный покой.

Чтобы отдать дань покойному нужно:

  1. Пригласить всех кто близко знал усопшего.
  2. Определиться с организацией поминок: в домашних условиях или в кафе.
  3. В первой половине дня, в день годовщины смерти покойного поехать на кладбище, прочитать молитву, возложить живые цветы.
  4. Собраться за поминальным обедом.
  5. Пойти в церковь и помочь социально незащищенным слоям населения.

Поминовение усопших не возможно без молитвы, ведь некоторые души пребывают в страшных муках и только с помощью искренней молитвы к Богу, мы можем помочь им обрести покой.

Многие люди считают, что лучше заказать литию, выстоять службу и вместе со священнослужителем обратиться к Богу с просьбой об отпущении всех земных грехов умершего родственника. Это обращение быстрее донесется к Богу, чем просто прочтенная дома молитва.

Молитва на годовщину смерти

Вот какую молитву стоит читать на первый год от даты смерти близкого человека:

«Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего N (рабы Твоей N) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.

Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего N (рабы Твоей N), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.»

Что заказывают в церкви на годовщину смерти

  • Если вы желаете заказать поминовение во время Божественной литургии об усопшем, то нужно прийти в церковь рано утром, пока не началась служба, чтобы заказать обедню об упокоении (указывая в записке полное имя умершего).
  • После службы нужно взять просфору и дома съесть на голодный желудок в память об усопшем. Многие люди на первую годовщину смерти заказывают сорокоуст об усопшем и обязательно ставят свечку за упокой души раба(ы) божьего(ей) Твоего(ей), и просят прощения всех грехов вольных и невольных, и дарование им Царствия Небесного.
  • Если годовщина смерти попадает на первую неделю после Пасхи, то в Церкви поется Пасхальный канон, а на вторую неделю после Пасхи можно заказывать обедню, проскомидию и панихиду и читать дома молитву.

Как поминать усопших в годовщину смерти

Много людей задается вопросом, как правильно поминать усопших в годовщину смерти. Одни ходят на кладбище и поминают там, другие организовывают поминальные обеды приглашая родственников и друзей.

А третьи раздают вещи усопшего знакомым, жертвуют деньги церкви, приносят печенье, конфеты коллегам на работе, соседям, всем кто хорошо знали умершего, просто нуждающимся прося помянуть, вспомнить хорошим словом и помолиться за Царствие Небесное и упокоение души раба(ы) божьего(ей).

В православных обрядах принято на год смерти усопшего идти на кладбище, помянуть умершего, убрать могилку, положить живые цветы и зажечь свечку. Также желательно посадить возле могилки дерево (березу, тую, калину или хвою) и многолетние цветы.
На могилу можно пригласить священника для проведения церковного ритуала. Обычно к годовщине смерти родственники ставят постоянный памятник, оградку, посыпают песком и выкладывают плиткой. После этого семья собирается за поминальным столом, вспоминают все прекрасные моменты, которые были связаны с усопшим.

Поминальный обед на годовщину смерти, меню

Сталкиваясь с такими событиями в жизни, каждому человеку важно знать, как правильно поступить, чтобы не нарушить основные церковные каноны:

  1. Какие блюда должны быть на столе, их количество.
  2. Какими приборами пользоваться.
  3. Какой порядок подачи блюд.
  4. Что нужно говорить и в какой последовательности.
  5. Как вести себя за поминальным столом.

Родственники умершего стараются накрыть богатый стол, приготовив как можно больше разнообразных блюд, стараясь угодить всем присутствующим. Если годовщина смерти усопшего совпала с Великим церковным праздником, например, Пасхой, нужно соблюдать все правила и накрывать на стол блюда, не содержащие продукты животного происхождения.

  • Не разрешается поминать умершего крепкими напитками, так как это поминальный день и нужно почтить память усопшего и вспомнить все только хорошее, что связанно с ним.
  • Строго запрещается кричать и скандалить, выяснять отношения и говорить о покойнике плохо.
  • Чтобы облегчить душевные страдания, можно посмотреть фотоальбом, и вместе с близкими вспомнить счастливые моменты, эмоции и чувства, которые были связанны с покойным. Пересмотреть видео, вспомнить совместные поездки и воплощенные в жизнь идеи и курьезные ситуации.

Перед тем как приступить к поминальной трапезе, старейшина рода читает молитву и говорит слова благодарности усопшему. Все начинают с кутьи, которая готовится в каждой семье по-разному, зависимо от семейных традиций. По древнему преданию если хозяйка готовит поминальную кутью с зерна, то это символизирует воскресение души, а добавление сладостей – истинное наслаждение, которое получают праведники в Царствии Небесном.

Все остальные блюда подаются на вкус хозяев. Обычно это борщ с наваром, или суп с лапшой, пирожки с картошкой и капустой, мясная запеканка, рулеты, мясная нарезка и блюда с рыбы, твердый сыр, голубцы (если не строгий пост). Если строгий – мясные блюда можно заменить грибами, чечевицей и воплотить множество кулинарных идей. На десерт можно подать шарлотку с фруктами или оладьи с джемом.

Главное в этот день – благодарить умершего за все хорошее, что он оставил после себя, гордится всеми его достижениями и хранить в памяти только лучшие моменты и благодарить судьбу, что послала вам такого человека, чтобы научиться у него чему-то новому и полезному. Ведь каждый человек, которого мы встречаем на своем жизненном пути, послан нам Свыше, мы должны благодарить Бога за то, что он нас обучает.

Родственники в память об умершем на годовщину смерти ставят стул и тарелку, наливают в рюмку напиток (безалкогольный) и кладут кусочек хлеба сверху. Считается, что душа прощается с Земной жизнью навсегда и переходит в Царствие Небесное.

Можно ли отмечать годовщину смерти раньше?

Для этого нужно посоветоваться с местным священнослужителем, объяснить причину переноса. Но лучше поминать непосредственно в день смерти, так как днем раньше этот человек был жив и счастлив, и поминать его нельзя.

Если большой религиозный праздник попадает как раз в годовщину смерти, то разрешается переносить на ближайшие выходные, но сходить в церковь, помолиться, поставить свечку за упокой души, пожертвовать на развитие храма нужно как раз в день смерти.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector