Когда можно поминать усопших

Поминовение умерших

Третий, девятый и сороковой день; годовщина памяти.

Как и почему наши молитвы могут быть благотворны для умерших?

Поминовение на Божественной литургии

Третий день памяти по умершему. Святая Церковь молится постоянно о всех «прежде почивших отцех и братиях наших», но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше благочестивое желание и нужда. Такое поминовение называется частным, к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина.

О поминовении усопших в третий день после смерти повествует предание апостольское. В нем говорится, что Господь воскрес на третий день, поэтому и нам надо в этот день усиленно Ему молиться, памятуя, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души.

Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил ему: «Когда в третий день бывает в Церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса, для поклонения Богу всяческих».

Девятый день. В этот день Святая Церковь совершает молитвы и бескровную Жертву об усопшем также по преданию апостольскому. Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих. Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»

По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.

Сороковой день. Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. По установлению Святой Церкви положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст), и особенно – в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное.

Преподобный Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души после смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей разнообразные муки нечестивых (грешных) людей, находящихся там в разных отделениях и местах мучений ада, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу. Теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».

Что мы можем сделать для умерших после их смерти? Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться о сорокоусте, то есть ежедневном в течение сорока дней поминовении во время Божественной литургии. По возможности, хорошо заказать сорок обеден, и даже в нескольких храмах.

Если смерть человека случится во время Великого поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресения обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого поста не заказывается, так как в этот период Божественной литургии каждый день не бывает.

Во время Пасхальной недели (первая неделя по Пасхе) панихид не бывает, ибо Пасха – это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей недели не заказывают обедни об усопших, не заказывают панихид. Со вторника Фоминой недели (вторая неделя по Пасхе) уже принимаются, сорокоусты и заказные обедни об упокоении. Этот день называется Радоницей, потому что именно в этот день и мертвым возвещается радость о Воскресении Христовом.

В третий, девятый и сороковой день закажите в церкви обедни об упокоении усопшего (называют его полное имя). Дома, в память о нем, в эти дни собираются за трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души его во Царствии Небесном. Хорошо также послать пожертвование монастырям, чтобы там молились вечно об упокоении души усопшего.

Годовая. День смерти христианина есть день рождения его для новой лучшей жизни. Вот почему мы празднуем память наших братий по истечении года со дня их кончины, умоляя благоутробие Божие, да милостив будет Господь душам их, да подаст им вожделенное отечество в вечное наследие и сотворит их жителями рая.

Но не только в годовщину смерти следует поминать усопших, но и в дни их земного рождения, в дни их именин (день памяти святого, имя которого они носили).

В дни их памяти закажите в церкви обедню об их упокоении, помолитесь за них дома, помяните их за своей трапезой.

Как и почему наши молитвы могут быть благотворны для умерших? Некоторые души, спустя сорок дней, оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда (второго пришествия Господа, когда Он будет судить всех живых и мертвых). Но до этого все же возможны, изменения в загробной участи души, особенно благодаря принесению за нее молитв Церкви и творению добрых дел в память об умершем.

Польза молитвы как общественной, так и частной (домашней), о душах, находящихся даже в аду, описана в житиях святых и подвижников, в святоотеческих наставлениях.

Наши молитвы могут действовать на души усопших непосредственно, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, пребывая в общении с Церковью и с Господом Иисусом. В этом случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать Церкви: одному и тому же Телу Христову ( Еф. 1: 23 ; Кол. 1: 18 ).

Скончавшиеся в правой вере и истинном раскаянии перенесли в иной мир начаток добра, или семя новой жизни, которое только не успели сами раскрыть здесь и которое, под влиянием наших молитв, при благословении Божием, может мало-помалу развиться и принести плод подобно доброму семени в земле под живительным влиянием солнца, при благорастворении воздуха.

Скончавшимся в нечестии и нераскаянности и совершенно погасившим в себе Дух Христов ( 1Фес. 5: 19 ), то есть отвергшим веру в Бога, не помогут никакие молитвы еще живущих братий.

Итак, не новые заслуги приобретаются для умерших, когда за них молятся, а только извлекается добро из прежде положенных ими начал.

Святитель Епифаний поучает нас: «Живые и оставшиеся (на земле) веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего».

В альманахе «Странник» (за 1864 год) рассказан такой случай. В одном селе скоропостижно умер дьяк. У него был сын – чиновник. Нечаянная (неожиданная) смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну в течение года. Зная, что в литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения: «Тебе поем. Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся. Боже наш», – печальный сын, находясь в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник (следующего дня после праздника дня Святого Духа) он видит своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал: «Благодарю тебя, сын мой».

Поминовение на Божественной литургии. Панихида и домашняя молитва за усопшего, добрые дела, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвования на Церковь), – все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Во время этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии.

Было много явлений усопших и других событий, подтверждающих, как полезно такое поминовение преставившимся. Умершие в покаянии, хотя и не сумели явить его при жизни, освобождаются от мучений и получают упокоение.

В Церкви постоянно возносятся молитвы об усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение «о иже в аде держимых» (о тех, кто в аде содержится).

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, часто совершал Божественную литургию об усопших и рассказывал: «Один узник, за которого родители, почитавшие его умершим, трижды в год совершали Божественную литургию (в дни Богоявления, Святой Пасхи и Пятидесятницы), по освобождении из плена неожиданно явился домой к своим родителям и рассказал, что в эти самые дни приходил к нему в темницу некий славный муж: оковы спадали с ног узника, он делался свободным. В прочие же дни он опять содержался в оковах».

Читать еще:  Как поминать на девятый день

Итак, позаботимся же об ушедших от нас в иной мир, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф. 5: 7 ).

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Как правильно поминать усопших: народные традиции и мнение священников

С давних пор поминальные традиции передавались из поколения в поколение. Люди следуют им и в наши дни, поминая близких, которых уже нет на этом свете.

Поминовение усопших: народные обычаи

Еще до принятия христианства славяне очень много времени уделяли поминовению своих усопших родственников. Сегодня языческие и церковные традиции во многом переплелись. Часто с ними совпадает и принятая православная традиция Родительских суббот. Но изначально, конечно же, были отличия. По сей день считается, что умершие не покидают нас окончательно. Есть даже способ защитить себя от дурного влияния, пробудив защиту рода. Это, возможно, и стало причиной такого тщательного поминовения усопших.

Традиционно славяне поминали мертвых на Семик и русальную неделю, на Радоницу и Пасху Мертвых, а также на Троицкой неделе. У украинцев и белорусов также был праздник Деды. В каждый из этих дней вспоминали своих умерших родственников и близких. Особенно насыщенными были дни русальной недели, поскольку считалось, что дети и девушки, умершие не своей смертью, в это время ходят по земле. Чтобы задобрить их, исполняли некоторые обряды, поддерживая давние народные традиции.

Помимо того, что ходили на кладбище, готовили традиционные блюда. Традиционно к поминальной еде относятся блины и кутья. Также варили кисель. Еду относили на кладбище и оставляли там, часть также раздавали нищим. Считается, что до принятия христианства славяне устраивали поминальные трапезы на могилах своих соплеменников. В некоторых местах на Радоницу в народе был обычай специально топить баню. Сами люди там не мылись. Покойным оставляли чистую одежду, а утром на рассыпанной заблаговременно золе искали следы умерших.

Дни поминовения усопших

Мертвых испокон веков поминали на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также через год. Впоследствии поминки на сороковой день были связаны с православием: душа умершего за это время переживает мытарства перед тем, как может быть принята а рай или ад, как верят христиане. Также в народе говорится, что на третий день изменяется образ, на девятый истлевает тело, а на сороковой — сердце. В христианской же традиции это обычай связан с верой в Триединого Бога. Таким образом живые просят Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа святого простить прегрешения усопшего.

По церковной традиции усопших поминают в день их рождения и в день Ангела. Помимо прочего, церковь устанавливает особенные даты поминовения усопших — Родительские субботы. Они часто привязаны к определенным событиям и праздникам. В году есть две Вселенских Родительских субботы. Они важны тем, что на литургии поминаются не только умершие естественной смертью, но и самоубийцы, которых церковь по правилам не отпевает. Помимо них поминают всех умерших не своей смертью или не погребенных. Первая из Вселенских Родительских суббот — суббота мясопустная, перед масленичной (сырной) неделей. Вторая — суббота перед праздником Троица. Также для поминовения усопших отводятся субботы 2,3 и 4 недели Великого Поста и некоторые другие дни. Подробнее о Родительских субботах и всех других христианских праздниках вы можете узнать из православного календаря на будущий год.

Мнение церкви о поминовении усопших

Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь. Обычно носят черную или темно-синюю одежду, часто не новую. Остальные обычные атрибуты траура исконно считаются языческими и с точки зрения церкви неправильными.

По сей день часто ставят пустой столовый прибор для покойного и даже оставляют место, на котором он обычно сидел. Еще более распространена практика наливать усопшему стопку водки и класть на нее кусок хлеба. Церковь считает подобные языческие традиции неверными, но они распространены и привычны для народа, поэтому каждый выбирает по своей вере.

Правильно и неправильно — понятие относительное. Единственный совет, который может быть в таком вопросе — это уважительное отношение к усопшему. Даже если вы считаете себя верующим христианином, не надо отпевать атеиста, если он этого не захотел перед смертью. То же самое касается и представителей другой веры: усопший хотел бы, чтобы его погребение проходило именно по тем правилам, которые устанавливает для него его вера. Поэтому провожайте в последний путь с учетом особенностей этого человека. Но вот молиться о близких не запрещено. Чем чаще вы ходите в церковь и читаете молитвы о семье, тем заметнее окажется и благополучие в вашем доме.

В таком щепетильном вопросе, как поминовение усопших, древние славяне проявляли почтение и любовь к семье и предкам. Желаем вам тесных и взаимных теплых отношений в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

Сроки проведения поминок

После смерти тело человека предается земле. Там оно покоится до того момента, когда наступит всеобщее Воскресение. В христианстве смерть не является концом существования. Она лишь завершает земной путь человека. С ее наступлением начинается этап, к которому каждый верующий стремится на протяжении всей жизни. Познать истинный смысл бытия и умереть в вере — значит победить смерть.

Когда можно поминать усопших?

У Христианской Церкви нет таких понятий как «живой» и «мертвый» человек. Перед Богом все равны. С этим связана традиция поминовения усопших. Она проводится три раза после смерти. Помимо этих дат, есть еще даты, когда поминают всех погибших.

Как проводить поминовение умершего?

С дня кончины отсчитываются 3-ий, 9-ый и 40-ой дни. Церковные служители в эти дни читают молитву о покойном и приносят бескровную жертву об упокоении души покойного. Выбор именно этих дат обусловлен церковным учением том, куда направляется душа после окончания земной жизни.

Сроки проведения поминок

Очень важен третий поминальный день. Церковный канон гласит, что душа человека отправляется на небеса именно тогда. Первые двое суток она остается среди нас, сопровождаемая Ангелом. С ним они путешествуют по местам, которые оставили важный след в земном пути человека. Это могут быть счастливые моменты, или же наоборот, испытываемая горечь и боль. Церковь утверждает, что если душа была добродетельна, значит она отправится туда, где она совершала праведные деяния.

После этого душа следует на небо для поклонения Богу, это объясняет важность поминок в этот день. Родные молятся за нее, посещают церковь. Принято собирать поминальный стол. Во время обеда посетители выражают свое горе и говорят хорошее о покойном.

Когда поминать усопших?

Девять дней

Спустя три дня после смерти, Ангел сопровождает душу покойного в Царство Небесное. Там душа может насладиться всеми блаженствами райской жизни. Там она находится на протяжении шести дней.

Если при жизни человек чтил Господа и не нарушал заповедей, в этом месте душа обретает блаженство и покой. Но, в ином случае, грехи, совершенные на земле, не дадут почувствовать наслаждение. Душа испытает скорбь и раскаяние в своем поведении.

С наступлением девятого дня, Ангелы должны привести душу человека к Богу на поклонение. В это время церковная служба молится за покойного, прося милосердия Господа. Это, как правило, проходит в узком кругу самых близких людей. Можно посетить кладбище, принести цветы на могилу и вспомнить о добрых делах покойного. Не стоит забывать о молитве, ее сила очень велика.

Сороковой день

Согласно православным верованиям поминание на 40-ой день имеет особое значение. Приведем краткое описание эпизода, подчеркивающего значимость этой цифры. На Синайской горе состоялась беседа Бога и пророка Моисея. Последний выдержал пост, длившийся сорок дней. Только после этого он получил от Бога скрижали закона.

Еще одно упоминание гласит, что израильтянам удалось достигнуть земли обетованной только после странствий по пустыне, которые продолжались 40 дней. С этим связаны и поминки на 40-ой день.

Душа покойного поднимается на святую гору Небесного Синая, там она видит Бога и достигает блаженства, к которому она стремилась. Затем она поселяется в небесные селения с праведниками.

После свершения поклонения Богу, душа отправляется в ад. Там она видит, как мучаются нераскаявшиеся в своих грехах. После того, как душа побывала в раю и аду, происходит третье возношение на поклонение Господу. Решается, где будет пребывать душа до совершения Страшного Суда.

Эта дата очень важна для вознесения молитв и поминовения в мире земных людей. В них должны принять участие все знакомые погибшего, которые хотели бы помянуть и помолиться за упокой его души. Сила молитвы заглаживает грехи умершего и просит Господа о том, чтобы он попал в рай. Не стоит недооценивать важность этого дня поминок.

Год после смерти

По истечении одного года после смерти проводят поминовение усопшего. Эта дата объясняется тем, что годовой круг — самый большой литургический цикл. По истечении года вновь повторяются все христианские праздники.

В этот день не обязательно приглашать всех родных. Достаточно присутствие самых главных людей в мирской жизни покойного. Для религиозного человека этот день символизирует начало новой жизни, которая будет длиться вечно.

Мы рассмотрели вопрос о том, как и когда, поминают умерших. Однако были названы не все даты, когда устраиваются поминки. Кроме поминальных дней, значимых для конкретного человека, церковью назначены дни, когда христиане молятся за всех погибших людей. Эти даты получили название — Вселенская панихида. Само название свидетельствует о масштабности этих событий. День, в который проводится поминовение, называется Вселенской родительской субботой.

Традиционное проведение поминального дня

В день поминовение важно не только молиться и устраивать поминальную трапезу. Помянуть усопшего поможет милостыня. Это не только подаяние нищим, но и совершение добрых поступков, оказание помощи людям, которые в ней нуждаются. Можно отнести еду и одежду в детский дом; пожертвовать на строительство и украшение храма; приютить человека, оставшегося без жилья; помочь пенсионерам и больным людям. Все эти действия являются милостыней.

Читать еще:  Записки полкового священника митрофан серебрянский

Не забудьте угостить поминальной едой соседей, коллег по работе.

Человек, получивший помощь, благодарит за подаяние, и Господь воздает ему за это. Благодеяние и милостыня от имени усопшего имеют такое же значение, как если бы их совершил он сам.

Иоанн Златоуст считал, что роскошный погребальный обряд не свидетельствует о любви к покойному. Это лишь признак людского тщеславия. Не обязательно тратить много денег на похороны. На небесах это не повлияет на решение Господа. Пользу приносит милостыня, совершенная искренне.

Как должны проводиться поминки?

  1. Сообщите родным и друзьям о приближении поминального дня заранее. Пригласите самых близких людей покойного, которые любили и уважали его.
  2. Определитесь с местом поминок, это может быть общественное заведение или же собственный дом. Проследите за тем, чтобы все было хорошо организовано.
  3. В день поминок посетите могилу покойного, принесите цветы.
  4. За поминальным столом вспоминайте о благих поступках покойного.
  5. Помолитесь за благополучие его души, попросите милости Господа.
  6. Раздайте милостыню, сделайте это искренне, от чистого сердца.

К сожалению, человек не может предсказать дату своей смерти. Она настигает его неожиданно и может прийти в любой день. Родные должны соблюдать традиции Церкви при проведении поминок. Есть случаи, когда они не могут быть организованы, и следует перенести дату поминального дня.

Поминовение во время страстной недели

Вопрос можно ли делать поминки в страстную неделю часто волнует людей. Прохождение Литургии совершается с первого до третьего дня. В это время при прохождении церковной службы не происходит чтение Анафоры и молитвы за упокой. Следовательно, и поминовение не делают. После окончания службы допускается совершение небольшой молитвы об усопшем.

Если смерть пришлась на Страстную Седмицу, отпевание проводить разрешается, за исключением лишь дня, посвященного воспоминаниям о распятии, крестных страданий и погребении Иисуса, когда отпевания не проводятся.

Позвоните мне

Пожалуйста, оставьте свое имя и номер телефона

Вселенская родительская суббота: как правильно поминать усопших?

22 февраля православные верующие отметят Вселенскую родительскую субботу. Это суббота традиционно отмечается в последнюю субботу перед началом Великого поста. Накануне этого дня «МИР 24» выяснил, почему суббота называется Вселенской и как правильно ее отмечать.

Почему суббота называется Вселенской

Всего родительских суббот в церковном году пять, но только две из них именуются «вселенскими». С одной начинается время Великого поста – это суббота перед началом Масленицы, она называется мясопустной. Вторая – в конце большого церковного цикла, включающего в себя пост, Пасху и 50 дней после Пасхи. Венчает весь этот период праздник Святой Троицы, а перед ней отмечается троицкая Вселенская родительская суббота.

Вселенские они потому, что только в эти две субботы священники в церкви читают особые молитвы. О них рассказал корреспонденту «МИР 24» первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Дмитрий Гасак. «В эти дни принято поминать всех верных Христу православных христиан, от века почивших, – говорит он. – Конечно, поминальные события есть в каждой религиозный культурной традиции. Но для христиан важно, что эта память об усопших переходит с родового порядка, с памяти о своих предках и родителях, на порядок поминовения всех детей единого Бога. Всех, кто когда бы то ни было веровал во Христа. Потому что духовное родство выше родового. Христианство это утверждает и исповедует. В этот день Церковь вспоминает всех почивших христиан, потому что у Бога, как известно, все живы. Поэтому Троицкая родительская суббота называется «Вселенской»: она всеобщая, всеохватная».

Что нужно сделать в этот день

Помолиться. Самое важное, что мы можем и должны сделать – это помолиться об упокоении умерших близких людей, как родных, так и просто знакомых, с кем нас сталкивала жизнь, или кто является для нас значимым человеком, даже если ушел из мира живых раньше, чем мы сами появились на свет.

Почему так важно молиться о почивших? В православной традиции принято считать, что вечно живая душа каждого усопшего испытывает великую потребность в нашей молитве о ней, потому что сам человек уже не может творить добрых дел и как-то испросить прощение у Господа. Вот почему молитва за усопших близких – это долг всякого православного христианина. В такой молитве и после нее мы можем получить какое-то размышление и о себе, о своей жизни, о том, что нам тоже когда-то придется уйти, и важно, чтобы было кому о нас самих помолиться».

Написать поминальные записки. Можно пойти в церковь на утреннюю службу и написать поминальные записки, указав имена всех усопших, которых мы вспоминаем (многие даже специально обращаются к старшим родственникам, чтобы выяснить как можно больше имен предков).

По словам Дмитрия Гасака, если в этот день приехать в особо чтимые места, такие, как Троице-Сергиева Лавра или храм Христа Спасителя, то там у священников скапливается так много поминальных записок, поданных прихожанами, что они даже специально приглашают кого-то из братии в алтарь, чтобы разделить эту молитвенную работу: помочь прочитать эти толстые стопки записок, чтобы произнести имена все поминаемых.

«В этот день Церковь поминает всех христиан, кто только жил на белом свете: и здесь, в России, и в Европе, и на Востоке, и в Сирии, и в Африке – всех, кто был верен Христу, – говорит Дмитрий Гасак. – В отношении Литургии есть такое правило: писать имена только верующих крещенных людей. А в сердце своем, в домашней молитве можно вспоминать любого человека, даже некрещеного. Когда кто-то молится об усопшем, он тем самым являет ему свою любовь. Так что если есть какие-то теплые чувства к тому, кто ушел из жизни, то я думаю, что вспомнить их в личной молитве можно за всех. Ведь поминовение – это дело живой памяти. И для нас в России это особенно важно, особенно учитывая историю XX века, когда память о многих людях была стерта. А надо помнить всех, хоть это и не всегда легко».

Что делать можно, но не обязательно

Заказать сорокоуст об упокоении кого-то самого близкого. Тогда об умершем человеке целых сорок дней подряд будут молиться священники, поминая его имя в алтаре. Также можно заказать панихиду об умершем.

Принести пожертвование на канун. Еще один способ помянуть – купить и принести в церковь продукты (любые, кроме мясных). Их кладут на канун – обычно это стол рядом с тем местом, где ставят свечи об упокоении. Можно также купить в церковной лавке и пожертвовать на канун кагор, который потом пойдет для причащения верующих, или лампадное масло. Все это делается с той же целью, с какой ставится свеча – это пожертвование, как способ поминовения близких.

Раздать милостыню. Что еще мы можем сделать, чтобы наши молитвы были услышаны? Конечно, делать добрые дела. А также раздавать милостыню и пожертвования. В любой форме: можно перевести деньги на благотворительность, пожертвовать в храм, раздать нуждающимся, просто сделать перевод кому-то из знакомых, про кого вы знаете, что человеку нужна помощь. Важно сделать это по-возможности негласно, не обсуждать это ни с кем, не хвалиться своим поступком.

Собрать близких за поминальной трапезой. В родительскую субботу хорошо собирать родных людей дома, чтобы помолиться и вспомнить жизнь усопших близких, вспомнить, что они смогли сделать в своей жизни ради Бога, ради других людей, и поблагодарить Бога за них. Только поминальная трапеза не должна сопровождаться обильным возлиянием или превращаться в пышный пир.

Доделать то, что не успел сделать усопший. Очень хорошая традиция, скорее не церковная, а светская – постараться закончить те дела, которые не успел доделать на этой земле близкий человек. Мы знаем, что друзья и родственники часто издают собрания сочинений писателя или поэта, даже если он не получил широкого признания при жизни. А ученики продолжают научные изыскания своего учителя. Но любой человек достоин того, чтобы в память о нем подхватить и доделать важное для него дело. А иногда бывает нужно даже попросить от его имени прощения у кого-то, если он не сделал этого при жизни. Самое время для этого – родительская суббота.

Выяснить историю своей семьи. Сейчас многие люди изучают свои родословные, находят информацию о своих предках: где они жили, кем были. Иногда находят среди своих предков людей очень достойных или даже святых. «Эта тенденция дает большую надежду, что от бытового почитания усопших наш народ будет постепенно переходить к более духовному отношению к предкам. И к родителям, и к тем, кто для нас лично и для нашего народа является примером и вдохновителем», – сказал корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель СФИ Максим Зельников.

Посетить родные могилы. В родительскую субботу можно также посещать могилы близких. Но это не обязательно, а по велению души. Если хочется, то можно. Однако священники предупреждают, что без молитв это бессмысленно и даже вредно, поскольку приводит к унынию.

Чего лучше избегать

В нашем народе сильна традиция памяти об усопших. Но по происхождению она не только христианская. Если вы православный человек или хотя бы на уровне традиции ассоциируете себя с православием, то не нужно делать всего того, что пришло к нам из язычества или противоречит христианству.

  • Не нужно превращать поминки в пышные торжества.
  • Нельзя употреблять алкоголь на кладбище.
  • Нельзя оставлять на могиле рюмку с водкой, хлеб и любое угощение. Это – не христианская, а языческая традиция.
  • Нельзя креститься на фото, монументы и памятники.
  • В Родительский день не нужно ссориться и конфликтовать, тем более – сквернословить.
  • Не стоит вспоминать о грехах и недостатках усопших.
Читать еще:  Большое родительское праздник

В конце концов, любая родительская суббота – это день сосредоточенных молитв, светлой грусти и воспоминаний о близких людях, которых мы утратили. А также о том, что и наш черед когда-нибудь наступит, и хорошо бы к этому подготовиться с помощью исповеди и причащения.

Родительские субботы и дни особого поминовения усопших

Когда в Церкви молятся об усопших?

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:

1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);

2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;

3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;

4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.

В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.

Что такое родительские субботы?

Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Вселенские родительские субботы

Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.

Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.

Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.

Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.

Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий. », а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.

Субботы Великого поста

Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.

Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.

Частные родительские дни

Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).

Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.

Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.

Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.

Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).

Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.

Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.

Суеверия, связанные со смертью и поминками

Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.

Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.

Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.

Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.

Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.

Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.

В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.

Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2019 году

Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову — 10 февраля.

Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 2 марта.

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 23 марта.

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 30 марта.

День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая.

Радоница — 7 мая.

Троицкая родительская суббота — 15 июня.

Димитриевская родительская суббота — 2 ноября.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector