Когда поминают самоубиенных в какой день 2018
Можно ли на Радоницу поминать самоубиенных и как правильно это сделать
Близится особый день — вторник, – Радоница или Радуница. Наши предки славяне называли этот день Родоница. Встречаются и другие, похожие на эти, названия этого дня. Радоница – день особого поминовения усопших, особый поминальный день. Этот день выделяется у многих народов с глубокой древности, и признается Радоница, в том числе, и христианством.
Можно ли на Радоницу поминать самоубиенных?
Радоница — это единственный день во всем году, когда по православным традициям возможно в храме поставить свечку за умершего некрещеным, самоубийцу и других умерших родственников или близких, поминовение которых церковью в другие дни не разрешается. Такие люди православной церковью не признаются «своими», и найти помощь у священников, при желании родственников чем-то помочь такому умершему, часто оказывается практически невозможным.
Такие люди православной церковью не признаются «своими», и найти помощь у священников при желании родственникам чем-то помочь такому умершему часто оказывается практически невозможным. Речь идет не только о самоубийцах, но и о людях, к примеру, утонувших при невыясненных обстоятельствах. О людях, пропавших без вести и при неизвестных обстоятельствах, о людях, чье тело не найдено. О людях, не похороненных по христианским обычаям. О неупокоенных мертвых.
Радоница или как помочь самоубийце
Если же продолжать эту тему серьезно, то это дело каждого лично решать, что делать с таким умершим, от которого церковь отказалась. Часто советуют просто забыть о них. Раньше таких умерших хоронили за пределами кладбища селения, в особо удаленных местах. Если кладбище располагали поближе, то хоронили таких людей, наоборот, подальше.
Там, куда попадают души самоубийц после смерти, скажем мягко, им не совсем хорошо. Также сильно мается и энергооболочка самоубийцы, остающаяся при теле возле могилы.
Энергооболочка находится возле могилы самоубийцы, а душа его может посетить могилу, места жизни и смерти лишь в этот единственный день в году – на Радоницу. Если же этой душе не дозволено выходить вообще из мест ее посмертного пребывания (за особые проступки), то она может лишь на Радоницу услышать обращенные к ней слова, вопросы, молитвы о ней и иметь возможность ответитьспрашивающему. Лишь один день в году, на Радоницу! Это объясняется особой энергетикой этого дня и тем, что грань между «нижними» частями Нави и Яви на Радоницу особенно истончена.
На Радоницу сходите в церковь, помолитесь об этой душе, поставьте свечу за упокой этой души. Можете взять просфору и попробовать причастить такую душу, оставив ей просфору на могиле. Так называемые злые души не поминают у себя дома, тем более на Радоницу! К примеру, если самоубийство умерший свершил дома (в вашем доме или квартире, где вы живете), то не следует оставлять в этом же доме еду для него (хлеб, мед и прочее). Не следует «прикармливать» его в доме; это особое место для такой души – место его смерти.
Заключение
Вот и подошла в концу наша статья, которая рассказала о том, можно ли поминать самоубийц. Конечно, это страшная трагедия, когда человек по каким-либо причинам не может вынести груз своих забот и найти выход из сложившегося положения. Таким образом, самоубийца отказывается от заступничества Господа, не проходит свой жизненный путь до конца, каким бы сложным он ни был. Конечно, бывает трудно, порой кажется, что выхода нет, но это не так. Обращение к Богу, чистая и искренная молитва помогут найти покой и успокоить душу. Прежде чем сделать опрометчивый шаг и уйти из жизни добровольно, вспомните о Всемогущем, о том, как он любит вас. Не забывайте, что назад дороги не будет, а вашим родственникам предстоит пройти через страдания, на которые вы обречете их своими собственными руками. Берегите себя и своих близких! Будьте сильными!
Домашняя молитва за самоубийц, некрещеных и неправославных.
Молитва за умерших имеет двоякую цель: испросить у Бога милости усопшему и принести утешение живым. Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника или самоубийцу взять благословение у священника.
В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: ‘Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:
‘Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя’.
Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.
Как поминать усопших в родительскую субботу 22 февраля 2020 года
FTIMES — Подпишитесь на самое интересное в
Сегодня проводится первая родительская суббота в наступившем 2020 году. По церковному календарю она называется — Вселенская мясопустная суббота.
22 февраля православные россияне поминают своих усопших родителей. Как правильно поминать усопших и чего нельзя делать в этот день — читайте далее.
Первая поминальная суббота 2020
На протяжении многих веков христиане поминают предков накануне больших праздников: перед Масленичной неделей, Троицей, Покровом и Дмитровым днем. Самая первая родительская суббота по церковному календарю наступает за два дня до Масленицы и за две недели до Великого Поста.
В 2020 году Вселенская мясопустная суббота проходит 22 февраля.
Вселенская родительская (мясопустная) суббота – один из дней всецерковного поминания всех покойных, когда церковь возносит молитвы. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение— вселенскими родительскими субботами.
Особое внимание сегодня уделяется молитвам за тех, кто умер скоропостижно или от неестественной смерти – в результате катастроф, несчастных случаев, аварий, пожаров, землетрясений и прочего. Не стоит сегодня плакать, скорбь должна быть светлой.
Как поминать
Сегодня Церковь в совместной молитве вспоминает тех, кто покинул нас, и просит для усопших у Всевышнего прощения и упокоения.
Поминальный день перед Масленицей богат на традиции и запреты. Как правило, в Мясопустную субботу пекут блины. Первый оставляют перед иконой, второй — на подоконнике. Несколько блинов можно отнести в церковь или раздать малоимущим.
Сегодня в храмы несут продукты на помин души и поминальные записки. Как правило, отнести это все можно еще накануне в пятницу. На помин подаются лишь имена крещеных родственников. Пишут их имена в родительном падеже и желательно использовать церковную форму имени: СергИя – а не СергЕя, например.
ПОМНИТЕ! В храм никогда не несут алкоголь (исключение кагор) и мясо. Кстати такой запрет действует и на все церковные праздники.
На помин можно принести крупы, муку (для просфор), растительное масло, соль, сахар и пр. Можно пожертвовать храму деньги – вместе или вместо продуктов (если, например, нет времени сходить за покупками). Самой маленькой жертвой является покупка свечи в церковной лавке.
Чего нельзя делать сегодня
Поминальный день принято встречать в чистом доме, но заниматься уборкой в этот день не стоит. Лучше навести порядок накануне, а вселенскую посвятить молитве об усопших.
В этот день запрещено отказывать в помощи нуждающимся. Нищих и обездоленных, которые принимают от вас деньги или продукты, нужно попросить помолиться за усопших.
В родительскую субботу запрещено злоупотреблять спиртным. Особенно распитием крепких напитков запрещено заниматься на кладбище. Помянуть на могилке давняя традиции наших предков, но она не только не поможет усопших, но и навредит им. Так утверждают священники.
Нельзя носить и оставлять на кладбище алкоголь и сигареты. Лучше принести лампадку и зажечь свечу в память об усопшем.
Не стоит в этот день сажать растения. Считается, что они будут плохо расти и не дадут плодов.
Запрещено в Мясопустную субботу ругаться, сквернословить и рукоприкладствовать. День нужно провести в мире и согласии.
Из народных запретов стоит упомянуть про запрет говорить До свидания на кладбище – лишь Прощай, а то, по поверью, скоро человек и сам отправится на «свидание» с покойным на тот свет.
Молитва на поминальный день
Если вы по какой-то причине не смогли посетить церковное богослужение, то молитву по усопшим можно прочитать и дома. Текст такой:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (перечислить имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Аминь.
Молится можно и своими словами. Искренний призыв Господь всегда услышит.
Как правильно молиться
Не существует каких-то определенных правил чтения таких молитв. Главные условия — вера и искренность. Лучше всего молиться перед святыми иконами.
Читают молитву про себя или шепотом, как в стенах храма во время его посещения, так и дома.
В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу – Господь сам знает, кого и как определять в загробной жизни.
Когда поминают и как хоронят самоубиенных
Цель нашей статьи — помочь всем желающим разобраться во всем, что имеет отношение к самоубиенным. Где их разрешается хоронить, как происходит поминовение самоубийц, и какая помощь может быть оказана им, оказавшимся в загробном мире, живущими родственниками. А также мы расскажем о том, что ждет души тех, кто предпочел жизни суицид.
Отношение православия к самоубийцам
Самоубийство православием считается страшным грехом. Его даже ставят на один уровень по тяжести с нарушением одной из 9-и заповедей. Ведь совершается убийство и не имеет значения, что при этом умерщвляется собственная плоть. Решившись на такой шаг, человек демонстрирует свое неверие в Господа, способного ему помочь, если к нему обратиться.
Его дерзость простирается так далеко, что он берет на себя полномочия Бога, вынося решение по своей судьбе. При этом он не допускает мысли о том, что испытания были ему ниспосланы для закалки духа, при прохождении очередного испытания. Душе самоубиенных суждено вечно находиться в скитаниях и подвергаться мытарствам.
Этот грех не может отпустить даже церковь. Ведь при этом подразумевается покаяние совершившего неподобающее деяние. Мало того, что не отпускается грех, церкви претит совершение молитвы за душу добровольно покинувшего сей мир. Для него нет общепринятого церковного поминовения, и соответствующие записки с его именем подаваться не могут.
Душе, мающейся в загробной жизни очень сложно оказать помощь. Родственникам, обращающимся за разъяснением в церковь, всегда отвечают, что поминать усопшего таким образом категорически запрещено. Правда, бывают ситуации, когда в порядке исключения проводится отпевание, но на это придется получать специальное разрешение.
Христианские писания о том, когда поминают самоубиенных
Христианские каноны содержат особое упоминание о тех, кто заканчивает жизнь путем суицида. Впервые это произошло в 385 году. Тогда Александрийский патриарх Тимофей написал четырнадцатый канон. Он имел вид вопросов и ответов. В нем говорилось о возможности поминовения самоубиенного, но сделать это можно только тогда, когда доподлинно установлено, что в этот момент человек был вне себя.
Очередной церковный собор в 452 году установил, что причины самоубийства кроются в дьявольской злобе, и потому оно считается преступлением. Еще на одном соборе, но состоявшемся в 563 году был наложен запрет на отпевание людей, наложивших на себя руки. Их не могли хоронить по обычаям церкви, за телом до могилы нельзя было идти, а со временем для таких покойников даже копать могилу на освященной земле запретили.
Как хоронить самоубийцу
Так как же может быть погребен самоубийца? Еще относительно недавно место для их могилы выбиралось на неосвященной земле. Чаще всего это была обочина дороги. Сегодня захоронения разрешены только на общем кладбище, но при этом усопшего нельзя отпевать, и запрещено проводить по нему панихиды.
Кроме этого, церковью установлены и некоторые другие ограничения:
- На могилу суицидного нельзя устанавливать крест, так как он является символом веры. А тот, кто сам прервал свой жизненный путь, как считает церковь, отказался от нее.
- В гроб нельзя класть венчик, символизирующий испытания, посланные Богом, которые грешник отказался проходить.
- Тело покойного нельзя укрывать церковным покрывалом, являющимся символом покровительства, в коем усопшему отказано по причине совершенного им действа.
Все вышеизложенное свидетельствует о категоричности подхода церкви к вопросу о захоронении самоубиенных. У нее имеется целый свод правил, от которых она практически никогда не отступает.
Как поминать самоубийцу в православии
Так каким же образом происходит поминовение самоубиенных в православии, если традиционная форма для этого недоступна. Для отдавших предпочтение смерти перед жизнью не существует церковной молитвы и панихиды. Надо при этом помнить, что молитва, обращенная к святому мученику Уару, может возноситься исключительно за тех, кто преставился, не приняв крещения. То есть на самоубийц она не распространяется.
Однако надо сказать об особых днях — Вселенских родительских субботах, в которые поминаются все без исключения умершие. Даже несмотря на тот факт, что по ходу богослужения поминовение имеет общий характер, душам самоубийц может принести некоторое облегчение.
Ведь возносимая молитва является общей и распространяется даже на души, находящиеся в аду. В этом главное отличие Родительской субботы. А потому тем, у кого кто-нибудь из родственников ушел из жизни добровольно, молитвы должны возноситься в этот день с двойным усердием.
Родственники самоубиенных должны помнить, что не получится сокрыть этот факт при заказе молебнов. Известны случаи, когда молитва за упокой души не была эффективной. Господь отказывался принимать молитву за такого покойника. Таким образом, подавался знак, что преставившийся наложил на себя руки.
Об особых случаях в поминовении
Церковь признает наличие особых исключений, благодаря которым самоубиенные могут быть помянуты. При этом священникам разрешается отпевать только некоторых из них. Так, грех может быть прощен человеку при наличии уверенности в том, что на момент его совершения у человека не было возможности контролировать свои действия.
Это может быть спровоцировано психическим нездоровьем или сильным умопомешательством, вызванным какими-то событиями. Подтверждение наличия такой возможности должно быть получено родственниками усопшего в медицинском учреждении.
Перед проведением обряда отпевания в таком случае необходимо получение благословления архиерея, правящего в это время. Оно должно быть оформлено в виде письменного разрешения. Только после этого действо может быть совершено.
За принятие самостоятельного решения, свидетельствующего об отступлении священнослужителя от существующих правил, он будет подвергнут наказанию. Причем его могут не только отстранить от исполнения своих обязанностей на протяжении определенного отрезка времени, но и лишить сана.
Что могут сделать родственники для облегчения участи душ самоубиенных
Если семью постигло такое несчастье, как суицид одного из ее членов, то родственникам надлежит ознакомиться с правилами поминовения самоубиенных. Само собой разумеется, о поминовении в церкви речи быть не может, так как на это наложен запрет.
Однако родственникам разрешается участвовать в утешительных молитвах, которые проводятся в дни памяти. Молебен читается священнослужителем в храме, но только для скорбящих родственников. Он ни в коем случае не может быть назван панихидой. Его совершение исключено возле панихидного стола с гробом. Это действо было решено утвердить в 2011 году с целью утешения родственников.
Кроме чина, о котором ранее шла речь, имеются и еще некоторые правила поминовения самоубийц. Так практикуется использование особого келейного чтения молитвы пресвятого старца Льва Оптинского. Само собой разумеется, чтобы приступить к ее выполнению следует заручиться благословением священника.
Самый действенный метод, позволяющий оказать посильную помощь душе умершего по своей воле в загробной жизни — подача милостыни нуждающимся и благочестивый образ жизни всех родственников.
И также рекомендуется совершение самостоятельных молитв. Они могут быть исполнены как в храме, так и в домашних условиях. Кроме того, зажигание свечей в храме за упокой души с просьбой к Господу о милости также является действенным способом.
Когда поминают самоубиенных в какой день 2018
16 — 22 февраля (в 2020 году)
Мы, подобно блудному сыну, всё берем у Отца, у Бога, и отвернувшись от Него, повернувшись к Нему спиной, идем творить свою волю и строить уродливый мир и уродливое общество, и в Церкви, и вне ее . дальше
17 фераля — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ПЕТРОПАВЛОВСКИХ
Смирения Христова и ревности о славе Дому Божия исполнен сый, /
никоейже от овец заблуждших возгнушался еси, архипастырю Мефодие, /
никогоже от волков, Церковь терзающих, устрашился еси. / Мира ради
церковнаго душу свою положил еси. // Не престай и ныне град
Петропавловск и страну нашу истинным миром ограждати.
Главной причиной появления специального поминального дня в мясопустную седмицу стало отнюдь не содержание православного меню. Просто в воскресенье этой седмицы Церковь вспоминает Страшный суд Христов, и день накануне логично посвятить молитвам за усопших, ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших , во благочестии поживших, всех родов . дальше
24 — 29 февраля в 2020 году
Эта картина убеждает нас, что Бог не только любящий Отец, но и Праведный Судия: что Он не только бесконечно человеколюбив и милосерд, но и столь же бесконечно правосуден и не оставит без наказания всех нераскаянных, ожесточенных и упорствующих во грехах своих грешников . дальше
ПОСТ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ НЕ СОБЛЮДАЕТСЯ
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
О поминовении самоубийц в Троицкую родительскую субботу и в Радоницу
Поминовение усопших накануне дня Святой Троицы ведет свое начало со времен апостольских и установлено ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа УтЕшителя, Которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о «иже во аде держимых».
Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие , невзирая на то, как они покинули этот мир.
Но это является заблуждением! Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу. Нет такого правила. Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не в праве поминать самоубийц, как самостоятельно прервавших один из величайших Божиих даров – саму жизнь.
Такое неправильное поверие возникло из неправильного понимания текстов канона, который читается в церкви в Троицкую родительскую субботу. В нем речь идет о тех, кто утоп, о тех, кто был удавлен. Но не о тех, кто сам себя удавил или кто сам себе жернов на шею повесил и утопился. Речь идет о тех, кого утопили, и о тех, кого повесили. Но совсем не о самоубийцах. Потому что самоубийца — в этом-то и горе, и печаль — это такой человек, который дар, данный ему Богом, возвращает Ему назад. То есть человек отрицает и милосердие Божие, отрицает надежду и так далее. Самоубийцы не могут обрести достойное упокоение после смерти, и об этом свидетельствуют многие богословы Русской Церкви.
Более того, церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (14 правило патриарха Тимофея Александрийского), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения. Искушения эти были весьма опасными, вплоть до умственного помешательства и того, что молящийся сам начинал испытывать непреодолимую тягу к совершению суицида.
Нужно молиться домашней молитвой ( но и на нее надо взять благословение священника ), совершать дела милосердия, добродетели, жить благочестиво. И благочестивая жизнь даст свои плоды, если мы понимаем, что побуждает нас к этому благочестию память о родственнике, ушедшем из жизни таким греховным образом. Совершая добрые дела в жизни ради своего родственника, мы верим, что Господь облегчит участь усопшего. Но и для нас это будет ограждение – Господь хранит благочестивых от всякого зла, от всех нападений вражьих.
Исключение делается только для психически больных людей — их могут поминать. Потому что психически больной человек не отвечает за свои поступки, и поэтому ему оказывается снисхождение.
Конечно же, священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших утешительные молитвы.
Название чина говорит само за себя – “молитвенного утешения сродников”, а не “служба об упокоении”, это именно для родственников, для их утешения и укрепления в скорби будет служиться служба. Об отпевании и поминовении людей, покончивших жизнь самоубийством, речи как не шло, так и не идет!
Итак, НЕЛЬЗЯ подавать записки о самоубийцах. Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
— при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
— и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.
Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.
НО:
Возможно поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».
НЕЛЬЗЯ заказывать панихиды и отпевание на человека, который сам своевольно отказался от этого заранее и наказал своим родственникам не совершать отпевания над ним.
Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
Трогательный обычай Троицкого семика
Было прежде такое понятие — семик. Так называли четверг седьмой недели после Пасхи, как раз перед Троицкой родительской. В этот день совершали обряд погребения всех умерших несчастной смертью. А для этой цели за городом отводились особые места, где ставили так называемые убогие дома или сараи, в которых устраивалась одна большая общая могила. Сюда в течение нескольких месяцев свозились тела казненных, утонувших, сгоревших, странников, вообще всех, кто не принадлежал ни к какому приходу и о ком ничего не было известно. Патриарх Филарет приказал хоронить в таких могилах и тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или какое иное дурно сами над собой учинят». То есть тех, кого нельзя было хоронить на церковных кладбищах. Два раза в год: в Троицкий семик и перед праздником Покрова Богородицы, торжественно, крестным ходом отправлялись к убогим домам духовенство и благочестивый народ. Там совершалась общая панихида, за которой поминались души рабов от неизвестной смерти умерших, «их же имена Сам, Господи, веси (знаешь)». Позже и патриархом Адрианом было указано: «сами убитых на разбое и воровстве не класти кладбищах и убогих домах, но зарывать в лесу или в поле без поминовения в семик».
Благочестивый обычай подавать милостыню на помин сохраняется и в наше время, когда это единственная форма помощи (кроме домашней молитвы) тем, кто ушел из этой жизни, не присоединившись к Христовой Церкви или своеволием.
Домашняя молитва за самоубийц, некрещеных и неправославных.
Молитва за умерших имеет двоякую цель: испросить у Бога милости усопшему и принести утешение живым. Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника или самоубийцу взять благословение у священника.
В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: ‘Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:
‘Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя’.
Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.
Утешение для родственников самоубийцы.
Дорогие друзья. Нынешним летом (27 июля) произошло достаточно важное церковное событие: На заседании Священного Синода был утвержден Чин молитвенного утешения родственников самоубийцы.
Постоянно в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь издавна шла навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров или находился на момент совершения самоубийства в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, совершала заочное отпевание. Но тут встают вопросы:
Во-первых: с древности святые отцы запрещали молиться за того, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни.
Во-вторых: если мы согласимся с заочным отпеванием и последующим молитвенным поминовением человека, который действительно был «не в себе» (психические расстройства, опьянение), то что делать с теми, о ком мы не знаем: в себе они были или не в себе? Спрашивает священник: «А брат-то ваш состоял на учете у психиатра?» «Да, нет, вроде здоровый был». Вроде здоровый… Но в душу ведь чужую не залезешь…
В каких-то епархиях самоубийц отпевали. В каких-то, доводя людей до отчаяния, до слез, прогоняли: «С вашим самоубивцем и не суйтесь».
Исходя из всего этого Святейший Патриарх пошел на замечательный шаг. Он предложил привести этот вопрос к единообразию. Был составлен текст, который назван: «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Таким образом, это не отпевание, каковое, как я уже сказал, вступает в противоречие с древнейшей традицией самоубийц не отпевать и не поминать. Это другой чин. В то же время он очень молитвенен и назидательно глубок.
И этот чин можно совершить над всяким человеком, наложившим на себя руки. В уме он был или без ума… Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его сродникам протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Теперь, если, не дай Бог, у кого-то возникнет нужда помянуть своего близкого, самовольно ушедшего из жизни, этому человеку не откажут. Не имеют права. Священный Синод принял к обязательному употреблению в Русской Православной Церкви этот чин.
Чин этот есть в храмах, у священников, а я хочу вас познакомить с интересным очерком на эту тему:
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий
Новое чинопоследование: утешение для родственников самоубийц
Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала грех самоубийства как грех в собственном смысле слова к смерти (1 Ин. 5:16), так как совершивший подобный грех не имеет уже возможности принести покаяния в нем.
Трудно сказать, насколько распространен он был в первые века христианства. Во всяком случае уже в IV веке святитель Тимофей Александрийский, отвечая на вопрос о возможности поминовения тех, кто сознательно лишил себя жизни, однозначно воспрещает церковную молитву о них. Позднее его ответ вошел в канонический корпус правил Вселенской Церкви как 14-е правило святителя Тимофея Александрийского. Руководствуясь им, Церковь на протяжении столетий вплоть до наших дней отказывала и отказывает самоубийцам в отпевании и поминовении, делая исключение только для лишивших себя жизни «во исступлении ума».
В то же время нельзя не признать, что по мере расцерковления общества проблема самоубийств становилась все более трагически значимой для Церкви.
Еще в начале XX века владыка Никон (Рождественский) писал в своем дневнике: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и — человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние — смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Особенно вопрос об отношении к самоубийцам обострился и усложнился в наши дни, когда большая часть покончивших с собой — люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил Синодальную богослужебную комиссию составить молитвенный чин, который священник мог бы совершать для утешения тех, родственники или близкие которых самовольно ушли из жизни.
Руководствуясь резолюцией Святейшего Патриарха, комиссия составила чинопоследование, в основу которого положена евангельская мысль о том, что умножение беззаконий является следствием общего оскудения любви (ср. Мф. 24:12). А стало быть, в отчаянии, приводящем человека к добровольному уходу из жизни, повинны не только внешние обстоятельства жизни или его собственное маловерие, но и все мы, не оказавшие ему как страждущему члену Церкви должной христианской любви.
Поскольку приведенное выше правило святителя Тимофея Александрийского запрещает молиться о самоубийцах в храме, обычная ектения в чинопоследовании заменена антифоном, состоящим из псаломских стихов, припевом к которым служит принадлежащий преподобному Роману Сладкопевцу кондак Великого четвертка, выражающий упование на непостижимое человеческому разуму милосердие Божие.
Завершает чинопоследование молитва, в которой сводятся воедино обозначенные выше темы и испрашивается для сродников самоубийцы «в скорби их утешение».