Вербное воскресенье-2019: значение и традиции праздника
Вербное воскресенье — великий православный праздник, который отмечают за неделю до Светлого Воскресения Христова
Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим — один из двенадцати главных праздников православной церкви.
В богослужебных книгах Русской православной церкви праздник также именуется Неделей Цветоносной, Пальмовым воскресеньем, Седмицей Вайи.
Какого числа Вербное воскресенье в 2019 году
Дата празднования Вербного воскресенья меняется из года в год. Праздник привязан ко дню Светлой Пасхи.
Чтобы самостоятельно вычислить дату празднования Вербного воскресенья, нужно знать, что оно отмечается в последнее, шестое воскресенье Великого поста — ровно за неделю до Пасхи.
В 2019 году Вербное воскресенье выпадает на 21 апреля.
Церковь стала праздновать Вход Господень в Иерусалим в IV веке. На Руси праздник появился чуть позже, в X веке, и стал называться Вербным Воскресеньем.
Поскольку теплолюбивые пальмы на севере не растут, христиане заменили пальмовые ветви на ветки вербы, которая расцветает как раз в начале весны. Вы, наверняка, замечали, когда бы ни выпало празднование Пасхи, а вербы все равно поспевают, ведь у природы нет плохой погоды.
Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как по библейскому преданию в этот день Иисус Христос воскресил Лазаря.
Что празднуется в Вербное воскресенье
В Вербное воскресенье верующие празднуют вход Господень в Иерусалим — важное событие, имеющее непосредственное значение в евангельской истории.
Весной 30-го года нашей эры, накануне еврейской Пасхи Иисус Христос с учениками отправился в Иерусалим на праздник. Он двинулся в путь сразу же после того, как воскресил умершего Лазаря. Многие люди, ставшие свидетелями этого чуда, уверовали, что Иисус — тот Мессия, которого так долго ждал народ Израиля.
Важно отметить, что Иисус избрал не путь воина на коне и с мечом, а путь царя небесного — на мирном ослике. Этим он показал, что Царство, которое он желает установить, «не от мира сего».
Его встречают в Иерусалиме улыбками и ликованием. Горожане устилают ему путь пальмовыми ветвями, оказывая Христу царские почести. Люди надеются, что этот человек освободит их от рабства Римской Империи, не понимая, что Иисус принесет им совсем иное спасение — не земное, а небесное.
В отличие от простого народа, иудейские первосвященники Иисусу были не рады. И Христос знал, что этот путь приведет его к Голгофе и кресту.
Пройдет несколько дней, и та же толпа, приветствующая его словами «Спасай нас, Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев», разочарованная тем, что Христос не свергнул Римское господство, будет требовать его распятия.
Прибыв в Иерусалим, Иисус выгнал из храма продавцов со словами: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».
На следующий день в жизни Спасителя начался тяжелый период, называемый Страстной неделей.
Смысл и значение Вербного воскресенья 2019
Вербное воскресенье символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией, а с другой — прообразом входа Сына Человеческого в Рай.
Праздник является свидетельством победы Богочеловека над теми, кто считал Его лжемессией и не хотел Его прихода в Святой град как Владыки и Царя народа.
Если посмотреть на икону «Вход Господень в Иерусалим», можно заметить несколько важных моментов:
В центре иконы — Сам Христос. Он сидит оком на ослике и правой рукой благословляет приветствующих его людей.
Слева изображены смущенные апостолы. Ученики не понимают, зачем Иисус так торжественно въезжает в Иерусалим.
Справа — жители Иерусалима и гости. Они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов.
В нижней части иконы изображены дети, постилающие одежду под ноги ослика — так евреи встречали помазанников на царство.
Сзади видна Елеонская гора. Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста, а позднее — вознесется на Небо. Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Гора также указывает на божественное схождение Иисуса на землю ради принесения искупительной жертвы.
Ослик, на котором восседает Иисус, указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. Также образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.
Пальмовая ветвь для еврейского народа символизировала веселье и торжество. «В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» (Лев 23:40).
Как празднуется Вербное воскресенье 2019
Перед Вербным воскресеньем, в субботу, в православных храмах проводится всенощное бдение. В этот день священнослужители облачены в зеленые одежды — цвет животворения и вечной жизни.
В храм верующие приходят с молодым веточками вербы и стоят с зажженными свечами до конца службы. После чтения Евангелия священники совершают каждение (благоуханная жертва Богу, сопровождаемая молитвами) верб и окропляют ветви Святой водой.
Веточки вербы символизируют победу жизни над смертью, то есть Воскресение Господне. Это отсылка к тем пальмовым ветвям, которыми встречали Спасителя.
Освещенные веточки хранят целый год дома, украшают ими иконостас, как символ единения с жертвой Иисуса Христа. По истечению года веточки вербы сжигают, так как выбрасывать их на помойку нельзя.
В Вербное воскресенье необходимо думать о Боге, читать молитвы и подготовиться к празднованию Светлой Пасхи.
Народные традиции и обычаи на Вербное воскресенье
В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освященные вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освященными ветвями.
Общераспространенным в народе был обычай слегка ударять, хлестать друг друга вербой. После заутрени возвратившиеся из церкви домой родители будили детей легкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба».
Взрослых же встречали словами «Не верба бьет, а старый грех».
С древних времен вербе приписывалась особая сила, которая способствовала плодородию, предохраняла от заболеваний и очищала от нечистой силы. Люди проглатывали почки освященной вербы, чтобы никакая хворь и болезнь к ним не прицепилась. Для успешных новых начинаниях в делах люди тоже на удачу съедали несколько почек вербы.
Амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По традиции молодоженов осыпали почками вербы и клали веточку вербы под перину, чтобы потомство было здоровым.
Освященную вербу использовали при первом выгоне скота. Чтобы скотина сохранилась в целости и вовремя возвращалась домой, вербную веточку пускали на воду или втыкали под крышу дома.
Что можно делать в Вербное воскресенье 2019
Вербное воскресенье приходится на Великий пост. В этот праздник предусматривается послабление поста. Верующим разрешается употреблять в пищу рыбу. А за день до этого, в Лазареву субботу можно полакомиться икрой.
Традиционными угощениями праздничного стола на Вербное воскресенье считаются рыбные блюда, овощные салаты, рагу с добавлением гороха, фасоли, кукурузы, бобов, чечевицы, каши из смеси круп.
Отличным блюдом на праздник станут блюда из грибов — жаркое, запеканки, пироги, зразы, супы, голубцы.
На десерт можно подать фруктовое ассорти, постный зефир, варенье, мармелад, халву, джемы. Традиционно хозяйки пекут к Вербному воскресенью орехи из теста.
На Вербное воскресенье разрешается употреблять в малом количестве красный кагор.
От Вербного воскресенья до Пасхи: как подготовиться к главному православному празднику
ТАСС рассказывает, что можно и нельзя делать в эти дни и как подготовиться к Пасхе.
Почему воскресенье перед Страстной неделей называется Вербным?
Согласно Евангелию, перед мученической кончиной Иисус Христос прибыл в Иерусалим. Накануне он воскресил умершего Лазаря, и люди вышли навстречу Спасителю, встречая его как царя — с пальмовыми ветвями. Поэтому в западной церкви этот день именуется Пальмовым воскресеньем.
Однако православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим как Вербное воскресенье. В нашей стране именно это дерево является символом пробуждения к новой жизни, потому что первое оживает после зимы. В некоторых других странах также нашли замену пальме: в Италии праздник встречают с веточками оливковых деревьев, во Франции используют самшит, розмарин и лавр.
По традиции распустившиеся веточки вербы освящают на вечерней службе накануне праздника. Некоторые хранят их потом весь год, полагая, что они излечивают от болезней, охраняют дом и отгоняют нечистую силу.
Поскольку праздник приходится на пост, нельзя есть мясо, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечку. В этот день к постному меню можно добавить рыбу и вино. Накануне праздника, в Лазареву субботу, вместо рыбы можно есть икру.
Что можно и нельзя делать на Страстной неделе?
Вербное воскресенье является предвестником грядущих страданий и смерти Иисуса, поэтому следующая за ним неделя называется Страстной. В это время соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи.
На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения.
Особенное значение имеют последние три дня перед Пасхой. В Страстной четверг церковь вспоминает Тайную вечерю. В этот день принято наводить порядок в доме, поэтому его называют также Чистый четверг. Это время, когда можно начинать печь пасхальные куличи и красить яйца.
В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса. Литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом полотнища с изображением Христа — плащаницы. Это единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола.
В Страстную субботу, в преддверии Воскресения Христова, в церковных службах впервые за семь недель Великого поста появляются светлые, праздничные мотивы. После вечерней службы и литургии в храмах освящаются яйца и куличи, священнослужители меняют темные облачения на белые, пасхальные.
Как проходят пасхальные торжества?
Торжества начинаются в ночь на воскресенье. До начала пасхальной службы прихожане ждут Благодатного огня, который священнослужители доставляют из храма Гроба Господня в Иерусалиме. От него зажигают церковные свечи, многие верующие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года.
Богослужение обычно начинается около 23:00 и длится несколько часов. О начале Пасхи возвещает колокольный звон, именуемый благовестом.
Ровно в полночь начинается торжественная ранняя служба (заутреня). Под колокольный звон священнослужители и прихожане трижды совершают шествие вокруг храма. Крестный ход движется против часовой стрелки, что символизирует следование навстречу воскресшему Христу.
Затем служат божественную литургию, освящают особый бездрожжевой хлеб — артос или просфору, который потом раздают верующим.
Все сорок дней — с Пасхи до Вознесения — двери в алтарь, называемые Царскими вратами, остаются открытыми на протяжении всего дня и повсюду звонят колокола. Считается, что добрые дела, совершаемые в эти дни, помогают очиститься верующим от грехов.
Почему на Пасху красят яйца?
Эта традиция во многом связана с весенними языческими культами, где яйца символизируют новую жизнь. В христианстве ее часто связывают с притчей о Марии Магдалине, которая подарила римскому императору Тиберию яйцо как символ воскрешения Иисуса Христа. Правитель ответил, что поверит в чудо, если белое яйцо станет красным, и оно изменило цвет. Поэтому основной цвет для окрашивания яиц на Пасху — красный.
Если яйцо окрашено в один цвет — это крашенка, если покрыто узорами — писанка. Отправляясь в гости, принято брать яйца с собой и обмениваться ими с родными и близкими.
Что нужно есть и чего нельзя делать на Пасху?
С наступлением Пасхи заканчивается Великий пост, поэтому в праздничное меню возвращаются мясные и молочные блюда. Пасхальный стол на Руси был обильным. В богатых домах готовили 40 различных блюд по числу дней истекшего поста.
Особое место в меню занимают кулич и пасха — символы праздника наравне с крашеными яйцами.
На Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. Посещение кладбищ в Светлое воскресенье, оставление на могилах еды и яиц — языческая традиция, возродившаяся и широко распространившаяся в России в советские времена: храмы были закрыты, люди шли на кладбище. Согласно церковной традиции могилы принято посещать во вторник после пасхальной недели. Этот день носит название Радоница.
Материал подготовлен при участии ТАСС-Досье
Вербное воскресенье в 2020 году – 12 апреля
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2020 году – 12 апреля
Воскрешение Лазаря празднуется Русской Православной Церковью в шестую субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, когда Христос въехал в Иерусалим. Это последнее великое чудо, сотворенное Иисусом перед началом Страстей, и рассказывает о нем один только евангелист Иоанн. Многие поверили тогда в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря и, увидев воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. А спустя пару дней с такой же фанатичной верой в Его вину перед ними лично понаблюдать за распятием.
Весть о чуде мгновенно разнеслась по Иудее, так что именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса, обнародовав повеление взять Его, как только Он будет замечен. Причем это событие так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного. Лазарь был вынужден бежать и поселился на острове Кипр, где впоследствии поставлен был апостолами первым епископом Китона, а Богоматерь подарила ему собственноручно вытканный омофор. Благодаря Иисусу Лазарь прожил еще 30 лет.
Воскрешение Лазаря. Фреска Джотто в капелле Скровеньи
Когда были обретены мощи епископа, они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В 898 году византийский император Лев Мудрый (886–911) приказал перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря, откуда их впоследствии похитили франкские крестоносцы и вывезли в Марсель. Но в 1970 году под церковью Святого Лазаря в Ларнаке (где и был первоначально похоронен святой) обнаружили саркофаг, а в нем человеческий череп. Киприоты позолотили его и выставили в одной из установленных в храме рак, твердо веря, что это – череп святого Лазаря. Правы ли они, никто сейчас сказать не может.
Воскрешение Лазаря Иисусом стало прообразом всеобщего воскрешения человечества, поэтому Лазарева суббота – единственный день в году, когда воскресное богослужение совершается в субботу.
Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через смерть на кресте, в этот день предстает ее победителем. А вечером следующего дня Христос спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима. Под Ним белый осел – символ мира. Христос едет как Царь, несущий примирение, а галилейские паломники подтверждают это криками: «Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!» Они машут пальмовыми ветвями – так принято приветствовать победителя. Они надеются, что Пророк-Мессия даст им освобождение от власти язычников-римлян.
С болью в сердце обращается Иисус к Иерусалиму: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих…» Он впервые не отклоняет восторгов толпы. Он ждет, испытывая сердца человеческие, поскольку знает, что поверить в Него не поздно до последнего мгновения. Но Он несет Благую Весть, а люди мечтают о сигнале к революции. Даже Его ученики заражены общей истерией – они спорят между собой, деля будущие места у трона. Между ними и Христом образуется пропасть.
Вербное воскресенье — трагический праздник?
Праздники бывают разные. По словам митрополита Антония (Блюма), праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) – это «один из самых трагических праздников церковного года». Он состоится накануне «страстных дней Господних, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где перемешалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении».
Вход Господень в Иерусалим. Пьетро Лоренцетти
Казалось бы, вот оно, торжество христианства – Христу покоряется Святой Город, где Его встречают ликующие толпы народа. Только спустя несколько мгновений становится понятно, что Тот, Кого они ждали, им не нужен, потому что Он – не тот. Народ ждет прихода политического вождя, готового повести к победе над врагом. Земным врагом. Оккупантом их земли. Римлянином. О победе над гораздо более страшным врагом – дьяволом – они, возможно, и подумают. Но позже, а совсем не в тот момент, когда Христос предлагает задуматься о неизбежности духовной смерти. Поэтому торжество и ликование толп вызывают ощущение потери, горечи недоразумения. Потому что нам, к сожалению, уже известно, что та толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!» – через несколько дней повернется к Нему ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия, а Его ученики предадут Его не единожды, пройдут мимо Него, не узнав, не последовав за Ним.
«Во что я верю? За кем готов последовать?»
По словам митрополита Антония, «сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви». Это день страшнейшего недоразумения, день торжества массовой истерии, торжества неверия и нелюбви. Символическая концентрация тех качеств, которые превалируют в момент, когда толпе предлагается халява – «хлеб и зрелища».
Это тот момент, откуда каждый начинает выбирать свое место в толпе, через несколько дней кричащей «Распни, распни Его» с тем же восторгом, что сегодня «Слава, Осанна!»
И так было, увы, не только во времена Христа. «Под Вербное воскресенье шли по дороге с гармониями и ругали Бога и Богородицу и веру – все! Я спросил: «Кто эти люди? – Свои же люди, самые православные, сейчас они ругают Бога, а родится дитя, идут к попу и кланяются: окрести!» – писал с горечью в своем дневнике писатель Михаил Михайлович Пришвин.
Между тем, Вербное воскресенье, или праздник «входа Господня в Иерусалим» – это отнюдь не еще один день Великого поста, когда можно есть рыбу и пить вино, как принято думать. Это тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы: «Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что для меня является моментом истины?»
Богослужение на Вербное воскресенье
Песнопения на Вербное воскресенье
Вы прочитали статью Вербное воскресенье в 2019 году — 21 апреля .
Читайте также о Вербном воскресенье на «Правмире»:
Фильм о Вербном воскресенье:
Лазарева суббота и Вербное воскресенье 2019: когда отмечаются, история и традиции
Приближается самое важное для всех христиан время. 21 апреля западные конфессии (католики, протестанты, а также некоторые православные церкви) отметят Светлую Пасху Христову. Для православных России и других церквей, придерживающихся юлианского календаря, впереди самая ответственная неделя в подготовке к Пасхе — Страстная седмица. Страстную неделю предваряют два очень важных праздника — Лазарева суббота и Вербное воскресенье.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье: когда отмечаются в 2019 году
В России Лазареву субботу отметят 20 апреля 2019 года. На следующий день — в воскресенье, 21 апреля — наступит еще один праздник: Вход Господень в Иерусалим. В западной традиции этот праздник называют Пальмовое воскресенье, в восточноевропейской — Вербное воскресенье.
История праздника Лазарева суббота
Праздник, отмечаемый всеми христианами, посвящен важнейшему чуду, совершенному Иисусом Христом по дороге в Иерусалим, где он должен был принять мученическую смерть, чтобы потом воскреснуть.
«Репетицией» этого воскресения, прообразом Пасхи, а также знаком того, что для истинной веры смерти нет, стало воскрешение праведного Лазаря, совершенное Христом.
Согласно евангельской трактовке этих событий, Лазарь жил в селении Вифания рядом с Иерусалимом. По пути в Иерусалим Иисус, который был дружен с Лазарем, узнал, что тот тяжело болен. Иисус поспешил в Вифанию, но не застал друга в живых — Лазарь умер четыре дня назад, а его тело по иудейскому обычаю находилось в пещере, напоминающей склеп.
Тогда Иисус, глубоко опечаленный смертью друга, потребовал отвалить камень, закрывающий вход в пещеру, и возгласил:
Эти слова Иисуса воскресили Лазаря, что произвело на всех огромное впечатление, и весть о чуде, совершенном Христом, мгновенно долетела до Иерусалима.
Вербное воскресенье: история праздника
На следующий день Иисус верхом на ослике в сопровождении учеников въехал в Иерусалим. Отсюда церковное название праздника: Вход Господень в Иерусалим.
А поскольку жители Иерусалима уже знали о чуде, совершенном Христом накануне, они, согласно евангельским рассказам, встречали Спасителя чрезвычайно радушно и торжественно. Готовящиеся к Песаху иудеи приветствовали Иисуса как царя — они радостно махали ему пальмовыми ветвями и устилали ветками путь его ослика. Поэтому в западной христианской традиции праздник получил название Пальмовое воскресенье.
В восточной традиции роль пальмы выполняла верба — это народное славянское название некоторых деревьев из семейства ивовых. В северных широтах верба зацветает первой (ее пушистые почки предшествуют появлению листвы). В восточном христианстве утвердилось народное называние этого праздника — Вербное воскресенье.
Русские традиции Вербного воскресенья
На Руси в преддверии Вербного воскресенья веточки вербы срезали или ломали и связывали в букетики. Обычно это делали в Лазареву субботу. Утром в Вербное воскресенье ветки было принято освящать в храмах, а затем приносить домой и ставить у икон. Освященную вербу старались хранить до следующего года, а ее почки считались целебными. Из них делали отвары и даже добавляли в молотом виде в еду.
Ветками освященной вербы было принято хлестать детей и вообще всех, кто подвернется под руку, считалось, что это к здоровью и достатку. При этом приговаривали:
«Не я бью, верба сама хлещет!», «Верба хлесть, бей до слез!», и т. д.
Великий пост: что можно есть в Лазареву субботу и Вербное воскресенье
В Лазареву субботу и Вербное воскресенье в строгостях Великого поста допускаются некоторые послабления. В эти дни можно есть горячую пищу с растительным маслом, а также рыбу и морепродукты. В Лазареву субботу традиционно едят рыбную икру. Также в эти дни — последние перед Страстной неделей — разрешается красное вино.
Все остальные запреты Великого поста остаются — под полным запретим мясное и молочное, также не поощряются различные увеселения и плотские утехи. Эти дни даны верующим для духовных радостей и для того, чтобы поддержать силы перед Страстной неделей, которая предваряет главный христианский праздник — Светлую Пасху Христову.
22 апреля, понедельник: сухоядение — сырая пища без масла. 23 апреля, вторник: горячая пища без масла. 24 апреля, среда: сухоядение — сырая пища без масла. 25 апреля, четверг: горячая пища без масла. 26 апреля, пятница: рекомендовано полное воздержание от пищи. 27 апреля, суббота: горячая пища без масла. 28 апреля, воскресенье: Светлая Пасха Христова. Окончание Великого поста. Разрешается любая пища.
От Вербного воскресенья до Пасхи: как подготовиться к главному православному празднику
21 апреля отмечается праздник Входа Господня в Иерусалим, известный как Вербное воскресенье. За ним следует Страстная седмица, последняя и самая строгая неделя поста, когда вспоминаются страдания и смерть Иисуса Христа. Великий пост завершается с наступлением Пасхи – главного православного праздника, установленного в память о воскрешении Иисуса Христа. В этом году Пасха у православных приходится на 28 апреля.
ТАСС рассказывает, что можно и нельзя делать в эти дни и как подготовиться к Пасхе.
Почему воскресенье перед Страстной неделей называется Вербным?
Согласно Евангелию, перед мученической кончиной Иисус Христос прибыл в Иерусалим. Накануне он воскресил умершего Лазаря, и люди вышли навстречу Спасителю, встречая его как царя – с пальмовыми ветвями. Поэтому в западной Церкви этот день именуется Пальмовым воскресеньем.
Однако Православная Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим как Вербное воскресенье. В нашей стране именно это дерево является символом пробуждения к новой жизни, потому что первое оживает после зимы. В некоторых других странах также нашли замену пальме: в Италии праздник встречают с веточками оливковых деревьев, во Франции используют самшит, розмарин и лавр.
По традиции распустившиеся веточки вербы освящают на вечерней службе накануне праздника. Некоторые хранят их потом весь год, полагая, что они излечивают от болезней, охраняют дом и отгоняют нечистую силу.
Поскольку праздник приходится на пост, нельзя есть мясо, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечку. В этот день к постному меню можно добавить рыбу и вино. Накануне праздника, в Лазареву субботу, вместо рыбы можно есть икру.
Что можно и нельзя делать на Страстной неделе?
Вербное воскресенье является предвестником грядущих страданий и смерти Иисуса, поэтому следующая за ним неделя называется Страстной. В это время соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причём в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи.
На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения.
Особенное значение имеют последние три дня перед Пасхой. В Страстной четверг церковь вспоминает Тайную вечерю. В этот день принято наводить порядок в доме, поэтому его называют также Чистый четверг. Это время, когда можно начинать печь пасхальные куличи и красить яйца.
В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса. Литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом полотнища с изображением Христа – плащаницы. Это единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола.
В Страстную субботу, в преддверии Воскресения Христова, в церковных службах впервые за семь недель Великого поста появляются светлые, праздничные мотивы. После вечерней службы и литургии в храмах освящаются яйца и куличи, священнослужители меняют тёмные облачения на белые, пасхальные.
Как проходят пасхальные торжества?
Торжества начинаются в ночь на воскресенье. До начала пасхальной службы прихожане ждут Благодатного огня, который священнослужители доставляют из Храма Гроба Господня в Иерусалиме. От него зажигают церковные свечи, многие верующие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.
Богослужение обычно начинается около 23:00 и длится несколько часов. О начале Пасхи возвещает колокольный звон, именуемый благовестом.
Ровно в полночь начинается торжественная ранняя служба (заутреня). Под колокольный звон священнослужители и прихожане трижды совершают шествие вокруг храма. Крестный ход движется против часовой стрелки, что символизирует следование навстречу воскресшему Христу.
Затем служат Божественную литургию, освящают особый бездрожжевой хлеб – артос или просфору, который потом раздают верующим.
Все сорок дней – с Пасхи до Вознесения – двери в алтарь, называемые Царскими вратами, остаются открытыми на протяжении всего дня и повсюду звонят колокола. Считается, что добрые дела, совершаемые в эти дни, помогают очиститься верующим от грехов.
Почему на Пасху красят яйца?
Эта традиция во многом связана с весенними языческими культами, где яйца символизируют новую жизнь. В христианстве её часто связывают с притчей о Марии Магдалине, которая подарила римскому императору Тиберию яйцо как символ воскрешения Иисуса Христа. Правитель ответил, что поверит в чудо, если белое яйцо станет красным, и оно изменило цвет. Поэтому основной цвет для окрашивания яиц на Пасху – красный.
Если яйцо окрашено в один цвет – это крашенка, если покрыто узорами – писанка. Отправляясь в гости, принято брать яйца с собой и обмениваться ими с родными и близкими.
Что нужно есть и чего нельзя делать на Пасху?
С наступлением Пасхи заканчивается Великий пост, поэтому в праздничное меню возвращаются мясные и молочные блюда. Пасхальный стол на Руси был обильным. В богатых домах готовили 40 различных блюд по числу дней истекшего поста.
Особое место в меню занимают кулич и пасха – символы праздника наравне с крашеными яйцами.
На Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. Посещение кладбищ в Светлое воскресенье, оставление на могилах еды и яиц – языческая традиция, возродившаяся и широко распространившаяся в России в советские времена: храмы были закрыты, люди шли на кладбище. Согласно церковной традиции могилы принято посещать во вторник после пасхальной недели. Этот день носит название Радоница.