Колокольный звон на пасху

Значение колокольного звона на Пасху

С давних времен звон колокола считается священным и очень почитается верующими людьми. По церковным канонам колокольный звон считается «голосом Божьим». Звуки звонящих колоколов с давних времен были слышны на всю округу и воспринимались нашими предками как торжество жизни, земная радость. Если при выполнении какого-либо дела слышался звон церковного колокола, оно считалось благословленным высшими силами. По этой причине любые начинания старались приурочить к колокольному звону.

Начиная со Страстного четверга и до самой Страстной субботы все церковные колокола молчат. Считается, что это время, когда смерть и тьма торжествуют на земле. Затем начинается Пасха. В колокольне зажигается свет и везде звучит пасхальный звон колоколов, который оповещает о торжестве добра и света. Он сопутствует всем пасхальным действам. В пасхальную неделю существует давний обычай: всем желающим прихожанам разрешается подняться к колоколам и попробовать себя в роли звонаря.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Различные звучания пасхального колокола и их значение

Пасхальный колокольный звон торжественно и радостно возвещает о воскресении Иисуса Христа. Многие верующие не знают, что существуют разные звучания колоколов для определенных действий, совершаемых в церкви. Большинство не могут различить пасхальный перезвон и пасхальный благовест.

Пасхальный колокольный звон имеет два основных вида звучания: благовест и обычный звон. Оба вида также имеют свои разновидности. Богослужение в честь праздника Пасхи начинается со службы, которая называется Полунощница. Начинается она ближе к полуночи и знаменует о грядущем пришествии Иисуса Христа и Страшном суде. Перед началом Полунощницы в храме звучит непродолжительный (не более 5 минут) пасхальный благовест. Как правило, будут слышны редкие и мерные удары. Если колокол слишком большой, то звонарь ударяет только об один край, пропуская второй удар. Это и есть пасхальный благовест, возвещающий о благой, доброй вести и созывающий всех верующих в Божий храм.

О начале крестного хода свидетельствует пасхальный трезвон. По-другому его называют «трезвон во вся», так как звон совершается во все колокола трижды через небольшие перерывы. Этот пасхальный колокольный звон выражает торжественную радость православных христиан. Как только крестный ход обходит вокруг церкви и останавливается возле дверей, выходящих на запад, трезвон прекращают и все готовятся к Пасхальному началу. При входе в церковь торжественный трезвон возобновляется и длится около 5 минут до начала канона Пасхи.

Во время чтения Евангелия на Пасхальной литургии совершается частый пасхальный перезвон — раздается семь ударов по каждому колоколу. Число семь означает безраздельность божьей славы. После прочтения Евангелия пасхальный перезвон заканчивается и вновь возобновляется трезвон во все колокола.

Всю следующую пасхальную неделю принят ежедневный трезвон с конца литургического пения до самой вечерни, включая воскресные дни. Также трезвонят во время совершения крестных ходов.

Правила посещения колокольни в Пасху

Колокольный звон на Пасху — это символ в звуке и призывающий всех услышавших к возрождению духовному и покаянию. Церковь запрещает праздно звонить с колокольни, и даже звонари не имеют разрешения репетировать. Звоны колокольные совершаются лишь по канонам церкви, строго по правилам и в определенные часы. Но существует одна неделя в церковном календаре, когда звонить можно вдоволь и на радость всей округе. Речь идет о Светлой Седмице, или неделе, которая следует за Пасхой.

И сейчас в некоторых храмах в пасхальную неделю всем желающим разрешается заходить в колокольни и пробовать себя в роли звонаря. Этот обычай является очень давним. Во многих церквях звонари оставляли колокольни открытыми и шли отдыхать. Каждый стремился подняться и дернуть за колокол, так как по народной примете это привлекало счастье, богатство и большой урожай

Однако в наши дни, когда общество сильно разделено в религиозном, культурном и социальном плане, вряд ли в звонницу можно пустить любого пришедшего с улицы. Если уж захотелось позвонить, то необходимо вежливо попросить на это разрешение у звонаря, дав обещание бережно относиться к имуществу церкви. Также существуют определенные правила посещения колокольни в пасхальные праздники:

Пояснения

Правила поведения
новичку следует выслушать инструкцию от опытного звонаря, прежде чем звонить в пасхальный колокол церковный колокол предназначен не для концертов
недопустимо применение силы и неаккуратное обращение с колоколами удары изо всех сил рождают небрежный и болезненный звук, поэтому
колокол очень легко разбить треснутый колокол уже не подлежит восстановлению, его отправят переливать заново
колокольня относится к объектам повышенной опасности ответственность за пришедших людей несет тот, кто их сопровождает
необходимо исключить баловство и неуместное поведение следует помнить, что неумелый и беспорядочный звон может не понравиться окружающим
самое верное для новичка — это совершать звон в такт звонарю внимательно наблюдая при этом, как он обращается с колоколами
строго запрещается посещение колокольни в нетрезвом виде там нельзя курить и сквернословить

Бывают случаи, когда после посещения гостей приходится проводить восстановительные работы в колокольне: заниматься перевязыванием оснастки, починкой педалей и другого инвентаря. Чтобы служителям церкви не пришлось этого делать, следует помнить, что колокол — это церковная святыня, которую надо чтить и оберегать.

Колокольный звон на Светлой Седмице

Вот и Пасха пришла!

А вместе с ней — один из вопросов, традиционно интересующих озерчан:

«Скажите, кто знает, правда ли, что вообще любой желающий может звонить в колокола на Пасхальной седмице? И меня пустят?»

На форуме миссионерского портала протодиакона Андрея Кураева (см. http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=360053.0) уже обсуждался вопрос — откуда появилась традиция на Светлой Седмице звонить в колокола всем желающим и к чему это, порой, приводит.

Исчерпывающий ответ дал звонарь Алексей Целиков:

— По Богослужебному уставу, на светлой седмице полагается «целодневный» звон, от окончания литургии, до начала вечерни. И на Рождество кстати тоже, только там всего один день.
Наши предки очень ревностно относились к буквальному исполнению устава, а звонарей во все времена было на самом деле не так уж много, (в отличие от храмов).

К тому же колокольный звон, поверьте звонарю со стажем, это очень сильнодействующее акустическое средство, которое производит, конечно же, сильное впечатление, но выдержать даже 2-3-часовой звон не каждый сможет.
Стремясь буквально исполнить предписание устава, настоятели просто напросто открывали двери колоколен для всех желающих, добиваясь таким образом «целодневности», что со временем превратилось в традицию.
Конечно, в этом были и положительные моменты, т.к. это происходило, как правило, под присмотром звонарей, которые могли выявлять скрытые таланты людей, (в основном детей), которых затем можно было обучать колокольным звонам. К тому же люди раньше были благочестивые и более благоговейные, относились к колоколам как к Святыне, а к звону как к Богослужению.
Но в целом эта традиция неправильная. Колокольными звонами на Пасху, (как впрочем и во все другие дни), мы должны славить Господа, а не хулить Его.
Мы же не пускаем на клирос всех подряд и не поём, что попало и как попало.

Читать еще:  Вспоминайте жену лота

Мне приходилось быть свидетелем настоящих беснований на колокольне в Светлую Седмицу, когда пьяные мужики, с каким-то демоническим задором, со страшной силой долбили 9-ти тонный колокол 1820 года которому цены нет. Дёргали за все веревки без разбору, обрывали языки и крепления, их дети прыгали на педалях. Причем остановить это было практически невозможно, объяснять бесполезно т.к. ничего не слышно, оттаскиваешь одного — подходит другой. Только, когда вызвали охрану смогли это прекратить. Можете себе представить какие невообразимые стояли грохот и какофония. У нас до сих пор в подсобке на колокольне стоят несколько треснутых колоколов, (слава Богу маленьких, зазвонных).
Это что, такое прославление Бога? Мне кажется, что это богохульство и кощунство. Причём развязнее всего ведут себя обычно православные, видимо считают: «Ну мы-то свои… нам всё можно».
Как только меня назначили старшим звонарём, я сразу же пресёк эту порочную практику, поговорил с настоятелем, и он со мною согласился. Несколько лет я вообще никого кроме звонарей на Пасху на колокольню не пускал. В прошлом году, в первый день Пасхи двери не закрывал, но звонить давал только звонарям более-менее умеющим звонить, неравнодушным к колокольному звону. Остальным, которые пришли от нечего делать, разрешали только посмотреть, послушать, пофотографировать.
Так что, сходить, конечно, можно, если где-то пускают и дают позвонить, но не надо думать, что вы своим звоном кого-то осчастливите. Скорее всего люди внизу будут затыкать уши и думать: «Когда же это закончится»…
Если на колокольне будет присутствовать звонарь, (а он должен там быть), то попросите его показать вам какие-то движения, как правильно звонить, хотя, конечно, всё равно в первый раз ничего не получится…

В нашем храме желающие попробовать себя в качестве звонарей, смогут это сделать (конечно же, под руководством звонарей Свято-Покровского храма) на малой звоннице, что находится во дворе храма в часы дежурства звонарей.

Расписание дежурств звонарей на малой звоннице

пн 13.00-17.00
вт 13.00-15.00 16.00-18.00
ср 13.00-15.00 17.30-18.00
чт 15.00-17.00
пт 15.00-17.00

Колокольный звон на пасху

На Светлой седмице (в первую неделю после Пасхи) на колокольни многих храмов пускают всех желающих позвонить в колокола. Считается, что традиция открывать колокольни настежь к XIX веку уже существовала. Это единственное время в году, когда звон может быть в неурочное, не богослужебное время. Но есть уставные ограничения: такой «свободный» трезвон не должен попадать на литургию или вечернюю службу, чтобы не мешать молящимся в храме. Теоретически, можно звонить хоть круглосуточно. Однако не все церкви пускают на пасхальной неделе звонарей-любителей. Журналист Александр Полотнюк, который уже много лет ходит звонить в колокола московских храмов, рассказал нам, где можно это сделать.

Пробираюсь вверх по узкой винтовой лестнице в стене колокольни Петровского монастыря. Триста лет назад, когда здание возвели по указу Петра, какой-нибудь церковный служка поднимался точно так же, разве что со свечным огарком в руках вместо телефона. Говорят, винтовые лестницы закручены по часовой стрелке, чтобы было удобнее отражать атаку, защищаясь саблей. Интересно, зодчие всерьёз об этом думали в 1690 году, или это уже была просто архитектурная традиция? Пока поднимаешься наверх, есть время подумать о таких вещах. За все три века по этим стёртым ступеням кто только не ходил — кроме туристических групп. От этого возникает чувство первооткрывателя.

Так я первый раз оказался на колокольне в пасхальную неделю. Подумал тогда, что работа звонаря — чистая романтика. Стоишь над Москвой со всеми пробками, очередями и людским гомоном, и оглушаешь колокольным звоном окрестности. Вокруг — небо, ветер и редкие пролетающие птицы. В Петровском монастыре в то время звонарём служил рок-н-ролльного духа дядька: он с юмором поговорил за жизнь, а потом научил основам мастерства. В правую руку нужно взять связку верёвочек от самых маленьких колоколов — зазвонных. Среднего размера — подзвонные, управляются левой рукой, а благовестник — самый большой — ножной педалью, от которой идёт толстый канат к языку. Зазвонные колокольчики создают постоянный радостный перезвон, а крупные добавляют акцентов на каждый четвёртый счёт — это самая простая схема колокольного звона.

С тех пор стараюсь ни пропустить ни года без тренировок. Каждую пасхальную неделю в православных храмах пускают на колокольни всех желающих — эта традиция уходит корнями в прошлые века. Конечно, далеко не везде удаётся попасть на звонницу, отчего попытки превращаются в увлекательный квест. Выходишь погожим весенним днём на улицу — и гуляешь от храма к храму, ориентируясь на шпили колоколен, как на маяки. Иногда услышишь звон где-то совсем рядом и спешишь на звук, а там как раз кто-то только что взобрался наверх! В такие моменты становится понятнее московское “сорок сороков” — было время, когда координатами для горожан служили не станции метро, а бесчисленные церкви.

Даже сейчас заметно, насколько от храма к храму разнится жизнь приходов. В Елоховском соборе на Спартаковской площади хоть и пускают на колокольню, но строго по часам и обязательно в составе группы. Наверх нужно подниматься на лифте, который нелепо торчит с бокового фасада храма. Во всём чувствуется серьёзность и строгость — всё-таки кафедральный собор Московской епархии. А во Введенской церкви в Барашах как будто бы переняли что-то от духа соседней творческой Покровки. Путь на звонницу проходит через иконописную художественную мастерскую, от пола до потолка заставленную набросками, книгами по искусству и кистями, а пускают наверх, кажется, в любое время, когда звонарь на месте и у него есть свободная минута. Бывает, что где-то вообще охранник откроет дверь и разрешит подниматься самостоятельно, только попросит быть осторожным на лестнице. Тогда можно подзадержаться наверху, любуясь видами Москвы — так недавно вышло в одном храме в Замоскворечье.

Читать еще:  Песни для пасхи

Пока поднимаешься на колокольню, всегда проходишь через разные подсобные помещения, и каждый раз удивительно встречать эту скрытую от глаз церковную жизнь. За окном может быть вроде бы знакомая улица с современными кафе и офисами, а тут будто замерло время и сохранился уклад прошлых столетий. Где-то между этажами обязательно будут лежать недописанные иконы, а в некоторых колокольнях на средних ярусах есть целые комнаты, отданные под разные церковные нужды — в том же Елоховском соборе на верхних этажах храма даже своя столовая. В Храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке прячется настоящее сокровище: поднимаясь на колокольню, там можно увидеть обгоревшие деревянные балки. Говорят, это остатки старой церкви, пострадавшей от пожара 1812 года, которую позже заменили на ротонду по проекту Бове.

Трудно представить, сколько ещё таких секретов прячут московские храмы. Так что каждая прогулка оборачивается сюрпризом. На каком-нибудь кирпиче найдётся заводское клеймо с ятями, а на колоколах, кстати, часто попадаются надписи с именами настоятелей, благодетелей или даже мастеров-литейщиков. Иногда просто попадётся такой вид, от которого дух захватывает — и нигде больше такого не увидеть. А бывает, что такие прогулки знакомят с удивительными людьми, с которыми вряд ли бы получилось познакомиться в другой ситуации. Однажды, в студенческое время, нам с однокурсницей не удалось попасть на колокольню Ивановского монастыря, зато весь вечер мы просидели с монахиней во дворике и играли на гитаре — наверное, это самое тёплое воспоминание обо всех пасхальных путешествиях.

Гуляя по храмам, невольно начинаешь привыкать и осознавать все старинные названия — Вишняки, Бараши, Кузнецы, Кулишки, Подкопаи. Как будто попал в машину времени, и видишь Москву, как у Ивана Шмелёва — древнюю, разгульную и немного провинциальную: «Обедают на воле, под штабелями леса. На свежих досках обедают, под трезвон. Розовые, красные, синие, желтые, зеленые скорлупки — всюду, и в луже светятся. Пасха красная! Красен и день, и звон». Пасха — пожалуй, самый «московский» праздник. Это всегда весна, обновление и торжество жизни — всё то, без чего немыслим наш город. Такое чувство рождается каждый раз, когда апрельским днём по какому-нибудь кривому переулку разливается колокольный звон.

Звонить в колокола разрешают всю пасхальную неделю с воскресенья по субботу. В каждом храме на этот счёт разные правила, поэтому лучше всё узнавать прямо на месте: где-то на звонницу может просто пусть охранник, где-то нужно просить благословения настоятеля. Чаще всего разрешают подняться в сопровождении звонаря, а найти его проще всего за какое-то время до службы или сразу после неё (во время богослужения звонить, конечно, нельзя). В целом, можно приходить днём в любое время между утренней и вечерней службой. В остальном никаких ограничений: Пасха — праздник и радость для всех, и в колокола в эти дни может позвонить каждый.

Мы составили небольшой список храмов, в которых в последние годы точно удавалось позвонить в колокола. На него можно ориентироваться, но не стоит всецело полагаться, потому что раз от раза ситуация может поменяться — то звонаря нет на месте, то настоятель сменился и поменялся внутренний устав, то ещё что-то. Лучше всего попробовать в любом храме спросить самим — так даже увлекательнее!

Богоявленский собор в Елохове (Спартаковская улица, 15)
Зачатьевский монастырь (2-й Зачатьевский переулок, 2)
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский пер., 2)
Церковь Святого Мартина Исповедника, Папы Римского (улица Александра Солженицына, 15, стр. 1)
Храм Троицы Живоначальной в Вишняках (Пятницкая, 51 корпус 1)
Церковь Флора и Лавра на Зацепе (Дубининская ул., 9, cтр. 1)
Храм Троицы Живоначальной в Листах (Сретенка, 27/29)
Храм Воскресения Христова в Кадашах (2-й Кадашевский пер., 7)
Храм Святителя Николая в Звонарях (Рождественка, 15/8)
Высоко-Петровский монастырь (Петровка, 28)
Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Большая Ордынка, 20)
Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах (Барашёвский пер., 8/2с4)
Храм Святителя Николая в Подкопаях (Подкопаевский пер., 15/9)
Храм Живонача́льной Тро́ицы в Хохлах (Хохловский пер., 12)
Храм Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (Петропавловский пер., 4/6,стр.8)
Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия (Большая Ордынка, 34)
Храм Григория Неокесарийского (Большая Полянка, 29)
Храм Тихона Задонского на Ширяевом поле в Сокольниках (Майский просек, 5)

Текст и фото — Александр Полотнюк.

Колокольный звон на пасху

На Светлой седмице (в первую неделю после Пасхи) на колокольни многих храмов пускают всех желающих позвонить в колокола. Считается, что традиция открывать колокольни настежь к XIX веку уже существовала. Это единственное время в году, когда звон может быть в неурочное, не богослужебное время. Но есть уставные ограничения: такой «свободный» трезвон не должен попадать на литургию или вечернюю службу, чтобы не мешать молящимся в храме. Теоретически, можно звонить хоть круглосуточно. Однако не все церкви пускают на пасхальной неделе звонарей-любителей. Журналист Александр Полотнюк, который уже много лет ходит звонить в колокола московских храмов, рассказал нам, где можно это сделать.

Пробираюсь вверх по узкой винтовой лестнице в стене колокольни Петровского монастыря. Триста лет назад, когда здание возвели по указу Петра, какой-нибудь церковный служка поднимался точно так же, разве что со свечным огарком в руках вместо телефона. Говорят, винтовые лестницы закручены по часовой стрелке, чтобы было удобнее отражать атаку, защищаясь саблей. Интересно, зодчие всерьёз об этом думали в 1690 году, или это уже была просто архитектурная традиция? Пока поднимаешься наверх, есть время подумать о таких вещах. За все три века по этим стёртым ступеням кто только не ходил — кроме туристических групп. От этого возникает чувство первооткрывателя.

Так я первый раз оказался на колокольне в пасхальную неделю. Подумал тогда, что работа звонаря — чистая романтика. Стоишь над Москвой со всеми пробками, очередями и людским гомоном, и оглушаешь колокольным звоном окрестности. Вокруг — небо, ветер и редкие пролетающие птицы. В Петровском монастыре в то время звонарём служил рок-н-ролльного духа дядька: он с юмором поговорил за жизнь, а потом научил основам мастерства. В правую руку нужно взять связку верёвочек от самых маленьких колоколов — зазвонных. Среднего размера — подзвонные, управляются левой рукой, а благовестник — самый большой — ножной педалью, от которой идёт толстый канат к языку. Зазвонные колокольчики создают постоянный радостный перезвон, а крупные добавляют акцентов на каждый четвёртый счёт — это самая простая схема колокольного звона.

Читать еще:  Пасха в 1996 году

С тех пор стараюсь ни пропустить ни года без тренировок. Каждую пасхальную неделю в православных храмах пускают на колокольни всех желающих — эта традиция уходит корнями в прошлые века. Конечно, далеко не везде удаётся попасть на звонницу, отчего попытки превращаются в увлекательный квест. Выходишь погожим весенним днём на улицу — и гуляешь от храма к храму, ориентируясь на шпили колоколен, как на маяки. Иногда услышишь звон где-то совсем рядом и спешишь на звук, а там как раз кто-то только что взобрался наверх! В такие моменты становится понятнее московское “сорок сороков” — было время, когда координатами для горожан служили не станции метро, а бесчисленные церкви.

Даже сейчас заметно, насколько от храма к храму разнится жизнь приходов. В Елоховском соборе на Спартаковской площади хоть и пускают на колокольню, но строго по часам и обязательно в составе группы. Наверх нужно подниматься на лифте, который нелепо торчит с бокового фасада храма. Во всём чувствуется серьёзность и строгость — всё-таки кафедральный собор Московской епархии. А во Введенской церкви в Барашах как будто бы переняли что-то от духа соседней творческой Покровки. Путь на звонницу проходит через иконописную художественную мастерскую, от пола до потолка заставленную набросками, книгами по искусству и кистями, а пускают наверх, кажется, в любое время, когда звонарь на месте и у него есть свободная минута. Бывает, что где-то вообще охранник откроет дверь и разрешит подниматься самостоятельно, только попросит быть осторожным на лестнице. Тогда можно подзадержаться наверху, любуясь видами Москвы — так недавно вышло в одном храме в Замоскворечье.

Пока поднимаешься на колокольню, всегда проходишь через разные подсобные помещения, и каждый раз удивительно встречать эту скрытую от глаз церковную жизнь. За окном может быть вроде бы знакомая улица с современными кафе и офисами, а тут будто замерло время и сохранился уклад прошлых столетий. Где-то между этажами обязательно будут лежать недописанные иконы, а в некоторых колокольнях на средних ярусах есть целые комнаты, отданные под разные церковные нужды — в том же Елоховском соборе на верхних этажах храма даже своя столовая. В Храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке прячется настоящее сокровище: поднимаясь на колокольню, там можно увидеть обгоревшие деревянные балки. Говорят, это остатки старой церкви, пострадавшей от пожара 1812 года, которую позже заменили на ротонду по проекту Бове.

Трудно представить, сколько ещё таких секретов прячут московские храмы. Так что каждая прогулка оборачивается сюрпризом. На каком-нибудь кирпиче найдётся заводское клеймо с ятями, а на колоколах, кстати, часто попадаются надписи с именами настоятелей, благодетелей или даже мастеров-литейщиков. Иногда просто попадётся такой вид, от которого дух захватывает — и нигде больше такого не увидеть. А бывает, что такие прогулки знакомят с удивительными людьми, с которыми вряд ли бы получилось познакомиться в другой ситуации. Однажды, в студенческое время, нам с однокурсницей не удалось попасть на колокольню Ивановского монастыря, зато весь вечер мы просидели с монахиней во дворике и играли на гитаре — наверное, это самое тёплое воспоминание обо всех пасхальных путешествиях.

Гуляя по храмам, невольно начинаешь привыкать и осознавать все старинные названия — Вишняки, Бараши, Кузнецы, Кулишки, Подкопаи. Как будто попал в машину времени, и видишь Москву, как у Ивана Шмелёва — древнюю, разгульную и немного провинциальную: «Обедают на воле, под штабелями леса. На свежих досках обедают, под трезвон. Розовые, красные, синие, желтые, зеленые скорлупки — всюду, и в луже светятся. Пасха красная! Красен и день, и звон». Пасха — пожалуй, самый «московский» праздник. Это всегда весна, обновление и торжество жизни — всё то, без чего немыслим наш город. Такое чувство рождается каждый раз, когда апрельским днём по какому-нибудь кривому переулку разливается колокольный звон.

Звонить в колокола разрешают всю пасхальную неделю с воскресенья по субботу. В каждом храме на этот счёт разные правила, поэтому лучше всё узнавать прямо на месте: где-то на звонницу может просто пусть охранник, где-то нужно просить благословения настоятеля. Чаще всего разрешают подняться в сопровождении звонаря, а найти его проще всего за какое-то время до службы или сразу после неё (во время богослужения звонить, конечно, нельзя). В целом, можно приходить днём в любое время между утренней и вечерней службой. В остальном никаких ограничений: Пасха — праздник и радость для всех, и в колокола в эти дни может позвонить каждый.

Мы составили небольшой список храмов, в которых в последние годы точно удавалось позвонить в колокола. На него можно ориентироваться, но не стоит всецело полагаться, потому что раз от раза ситуация может поменяться — то звонаря нет на месте, то настоятель сменился и поменялся внутренний устав, то ещё что-то. Лучше всего попробовать в любом храме спросить самим — так даже увлекательнее!

Богоявленский собор в Елохове (Спартаковская улица, 15)
Зачатьевский монастырь (2-й Зачатьевский переулок, 2)
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский пер., 2)
Церковь Святого Мартина Исповедника, Папы Римского (улица Александра Солженицына, 15, стр. 1)
Храм Троицы Живоначальной в Вишняках (Пятницкая, 51 корпус 1)
Церковь Флора и Лавра на Зацепе (Дубининская ул., 9, cтр. 1)
Храм Троицы Живоначальной в Листах (Сретенка, 27/29)
Храм Воскресения Христова в Кадашах (2-й Кадашевский пер., 7)
Храм Святителя Николая в Звонарях (Рождественка, 15/8)
Высоко-Петровский монастырь (Петровка, 28)
Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Большая Ордынка, 20)
Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах (Барашёвский пер., 8/2с4)
Храм Святителя Николая в Подкопаях (Подкопаевский пер., 15/9)
Храм Живонача́льной Тро́ицы в Хохлах (Хохловский пер., 12)
Храм Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (Петропавловский пер., 4/6,стр.8)
Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия (Большая Ордынка, 34)
Храм Григория Неокесарийского (Большая Полянка, 29)
Храм Тихона Задонского на Ширяевом поле в Сокольниках (Майский просек, 5)

Текст и фото — Александр Полотнюк.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector