Красная неделя после пасхи

Антипасха в 2020 году — 5 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2020 году — 26 апреля

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2021 году — 9 мая

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2022 году — 1 мая

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, — отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).

«Светлая седмица»: первая неделя после Пасхи, что можно а чего нельзя делать, традиции и поверья

Рассказываем о традициях и поверьях, связанных с каждым днем Светлой недели

Светлой седмицей в христианстве называют неделю, следующую за Пасхой. О том, как христиане отмечают Светлую седмицу, что нельзя делать в течение недели после Пасхи, а также о народных приметах и традициях, связанных с пасхальной неделей – в материале Правда-ТВ.

Что такое Светлая седмица?

Светлой седмицей называют неделю после Пасхи, которая включает само пасхальное воскресенье, а также шесть дней до Антипасхи (следующего воскресенья). Светлую седмицу иначе именуют Пасхальной, Святой или Светлой неделей.

В течение нескольких дней верующие празднуют воскресение Христа. Двери храмов в эти дни открыты настежь, символизируя открытую для всех дорогу на небо. В Светлую неделю ежедневно проводятся крестные ходы под колокольный звон, православные вместо утренних и вечерних молитв читают так называемые Пасхальные часы – преисполненную радости часть богослужения, в которую не включены псалмы и покаянные молитвы.

«Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет», – сказано в Откровении Иоанна Богослова.

Что можно делать на Светлой седмице?

В Светлую седмицу принято радоваться воскрешению Христа, усиленно молиться, посещать службу и звонить в церковные колокола. Молитвы, произнесенные на неделе после Пасхи, считаются самыми сильными.

Нужно думать о хорошем, а также помогать нуждающимся, отдыхать и наслаждаться жизнью. Всю неделю верующие должны приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе». Также в Светлую седмицу можно проводить смотрины невесты.

Что нельзя делать всю неделю после Пасхи?

Так как вся Светлая седмица посвящена радости, на неделе после Пасхи запрещено усердно трудиться, придерживаться поста (даже во время подготовки к причащению), посещать кладбище и устраивать поминки умерших. Для этого существует Радоница – день поминовения усопших. Родительский день всегда бывает во вторник через неделю после Пасхи, в 2019 году Христово Воскресение было 28 апреля, поэтому Радоница приходится на 7 мая.

В числе других запретов Светлой седмицы – венчания.

Запрещается употреблять спиртные напитки, ругаться, скандалить, унывать. Нельзя скупиться и жадничать. Нужно гнать от себя завистливые мысли. Считается плохой приметой тосковать в этот день.

Также считается, что не стоит в Светлую неделю держать в руках нитку с иголкой, шить, вязать или вышивать. Лучше воздержаться и от ручной стирки.

Можно ли в Светлую субботу ходить на кладбище?

Нет. Первые недели после Пасхи должны быть посвящены радости воскрешения Христа. Грустить и горевать не позволяется, а потому и на кладбище в эти дни ходить нельзя. Есть только один день, когда разрешено съездить на кладбище, это Радоница, которая в 2019 году выпадает на 7 мая.

Читать еще:  В тексте упоминается имя архитектора построившего храм

Можно ли в Светлую субботу убираться в доме?

Вообще-то считается, что генеральная уборка была проведена в Чистый четверг, а потому сейчас делать тяжелую работу нельзя. В то же время разрешены разные мелкие работы по хозяйству. Например, можно готовить пищу, можно и ухаживать за растениями. С другой стороны, как и во всякий церковный праздник, священники говорят, что если есть в том большая нужда, то можно заниматься и тяжелой работой, предварительно помолившись.

Почему Светлую субботу называли Хороводницей?

Первая Пасхальная неделя считалась началом возрождения, обновления жизни. И в это время проводили много обрядовых действий, связанных с заключением браков. В Светлую седмицу молодые парни и девушки «высматривали» друг друга.

Пасхальная неделя была временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. А потому девушки должны были показать себя во всей красе: водили хороводы, устраивали танцы и игры, пели песни.

Основное время таких хороводов выпадало на субботу, так за ней и закрепилось такое название.

А в первое воскресенье после Пасхи – на Красную горку – играли первые весенние свадьбы.

Какие традиции и приметы есть на Светлую седмицу?

На Руси существовали народные традиции и приметы, связанные со Светлой седмицей. Например, было принято качаться на качелях. Славяне верили, что это поможет им избавиться от грехов, «сдует их ветром». Одно качание – минус один грех, считали они.

Считалось, что ребенок, родившийся во время празднования Пасхи, будет иметь богатырское здоровье и проживет долгие годы.

Многие приметы Светлой седмицы связаны с погодой. Так, считалось, что если все дни пасхальной недели ясные и теплые, лето будет жарким, а урожай – обильным. Если пасмурно – летом будет холодно и дождливо. Сильные дожди сулили богатый урожай, а гроза – сухую осень.

Для молодых девушек, по поверьям, Светлая неделя могла предсказать ближайшее будущее. Если услышат кукушку – скоро родится ребенок, если зудят губы – будет поцелуй, если ударилась локтем – вспоминает кавалер. Если в суп упала муха – жди свидания. Также считалось, что для сохранения красоты и миловидности нужно было умываться из серебряной чашки.

Как называли дни Светлой седмицы?

Понедельник называли Поливальным. Было принято ходить в гости и обливаться водой из ведра, чтобы смыть все болезни.

Вторник именовали Купальницей. Того, кто проспал заутреню, обливали водой. Также проводились игры и гуляния.

В Градовую среду нельзя было работать, иначе урожай мог погибнуть от града. Также среду Светлой седмицы называли хороводницей.

Навский четверг иначе называли Пасхой мертвых. В этот день вспоминали умерших, но не горевали по ним, а радовались воскрешению Христа.

Пятницу звали Прощеным днем, в честь примирения тестя и тещи с зятем.

В субботу Светлой седмицы – Святой артос – священнослужители раздавали прихожанам хлеб и разрешали им позвонить в колокола. Родители навещали молодых, чтобы оценить их семейный уклад.

Воскресенье, которое в православии зовется Антипасхой или Фоминым воскресеньем, в народе называли Красной горкой. На Красную горку играли свадьбы, сватались, а также водили хороводы, устраивали игры и пляски. Источник

Светлая седмица. Что не забыть

Светлая седмица в 2019 году – с 29 апреля по 5 мая. Так называются первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой.

Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!».

Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Священники напоминают о том, что в этот период нет необходимости поститься (достаточно соблюсти евхаристический пост с полуночи до причастия), а в качестве молитвенной подготовки ко Святому Причащению читаются Пасхальный канон и Часы Пасхи.

В Светлый вторник, 30 апреля, совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. В XVII веке слух о чудотворном образе через паломников распространился по России, по просьбе будущего патриарха Никона копия с иконы прибыла в Москву.

В Светлый четверг, 2 мая, Церковь вспоминает преставление блаженной Матроны Московской. Святая Матрона Московская – русская святая ХХ века. Родившись слепой и увечной, она с детства проводила много времени в молитве к Богу, и Господь даровал ей милость – утешать людей и помогать людям.

Молитвы святой Матроне – в подборке «Правмира».

В Светлую пятницу, 3 мая, совершается празднование иконе Божией Матери «Живоносный источник». После Литургии по обычаю бывает малое освящение воды.

В Светлую субботу, 4 мая, на Литургии читается молитва на раздробление артоса, после богослужения его раздают верующим.

Первое воскресенье после Пасхи, 5 мая, называется Антипасхой и напоминает о том, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Свое явление. В этот день вспоминается также уверение апостола Фомы, почему его называют Фоминой неделей или Фоминым воскресеньем.

Все богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, поется пасхальный канон, повторяя празднование Пасхи.

Этот праздник открывает собой период, когда вновь начинает совершаться таинство Брака. Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • психология (674)
  • рукоделие (377)
  • ЖЗЛ (292)
  • цветы,сад и огород (182)
  • кулинария : блюда из курицы (170)
  • вышивка (169)
  • десерты (129)
  • мода (68)
  • кулинария рыба (31)
  • котоматрица (26)
  • игры (2)
  • блюда из мяса (65)
  • Выпечка (941)
  • вяжем (7892)
  • живопись (372)
  • здоровье (1694)
  • интересно (2653)
  • интересные события,факты (956)
  • кулинария (1931)
  • кулинария салаты (121)
  • мудры (1182)
  • музыка (700)
  • нужные нужности (2043)
  • полезные советы (3005)
  • поэзия (333)
  • путешествия (255)
  • разное (1222)
  • рецепты красоты (471)
  • советы по дому (196)
  • цитаты (73)
  • шитье (888)
  • юмор (766)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Фомина неделя (первая неделя после пасхи).

Вторник, 14 Апреля 2015 г. 14:02 + в цитатник

Фомина неделя

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасха или Фомино воскресенье. В народе этот день называют Красной горкой.
Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе»- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Также этот день называют Фоминым воскресеньем, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу.

Читать еще:  Когда была пасха 1 мая

В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гулянья, сватовства.

В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыщики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

Во вторник на Фоминой неделе, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу — первый после Великого поста и праздника Пасхи день особого поминовения усопших.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского древнего весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Также можно сказать, что смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название, так и обычаи, все они связаны с поминовением…

Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.

Вторник — это основной день Фоминой недели, который и называют Радоницей, Радуницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество.
В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись. Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т. д. ). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры.
В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.

Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.

В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.

Рубрики: мудры

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Неделя после Пасхи: что можно и что нельзя делать

Ура! Наконец-то можно будет всю неделю гулять и веселиться.

Даже не знаю, что сказать. Лично у меня завал по учебе и особо повеселиться не получится.

Я не об этом. Помнишь, когда мы были у бабушки, она рассказывала, что после Пасхи начинается особая неделя, когда нужно как можно больше отдыхать.

Вот только о веселье он и помнит.

А еще она говорила, что в следующее воскресенье после Пасхи нужно ходить и убирать кладбище. Так что готовься – будешь нести инвентарь и помогать нам с мамой.

После Пасхи у православных наступила Светлая неделя (Светлая Седмица), радостное время, когда верующие продолжают друг друга поздравлять и радоваться тому, что Иисус Христос воскрес.

Неделя после Пасхи традиционно знаменательна ежедневными богослужениями (служится пасхальная литургия с крестным ходом), возложением плащаницы на престоле, колокольным звоном в церквях и храмах.

Православные продолжают праздновать: молодежь отправляется на гулянья, устраивает игры на свежем воздухе, все радуются жизни, развлекаются и балуют себя вкусными угощениями.

В первую неделю после Пасхи церковнослужители рекомендуют заниматься благодеяниями, помогать ближним и нуждающимся.

Пасхальная неделя также называется Светлой, Славной, Великой, Радостной, Красной, Великоденской и длится до Красной горки, в течение этой недели было принято, чтобы священнослужители, а также прихожане ходили по домам с крестом и иконами, традиционно служили пасхальные молебны.

Что можно и что нельзя делать в Светлую неделю – неделю после Пасхи

  • Несмотря на то, что неделя после Пасхи — очень радостное время, все же представители церкви не рекомендуют венчаться всю неделю, хотя можно креститься.
  • Несмотря на то, что никто не запрещает трудиться эту неделю, все же лучше побольше отдыхать, предаваться веселью, а не работать, так что постарайтесь не сильно усердствовать, отложите на потом те дела, которые не являются срочными.
  • Помните о том, что Светлая неделя должна быть полна приятных эмоций, радостных событий, счастливых моментов, постарайтесь максимально отдыхать и наслаждаться жизнью.
  • Ни в коем случае нельзя проводить панихиды и скорбеть об умерших, что делается лишь в Красную горку (следующее воскресенье после Пасхи; в 2018 году – 15 апреля), когда как раз происходит поминание предков — в этот день вспоминают умерших, идут убирать на кладбища, ставят цветы возле могил. Этот день знаменует начало Радоницкой недели (до мая начинается свадебный период).
Читать еще:  Вечное поминовение что это такое

В целом традиции и обычаи на Светлой неделе выглядят следующим образом: хождение по гостям и параллельно смотры невест, разжигание костров, танцы, веселья, освящение пасхальных яиц и куличей, катание на качелях, весенне-летние гулянья парней и девушек.

Светлая Неделя

Начиная с понедельника можно ходить в гости. Первым к родственникам в дом заходит мужчина. На праздничный стол гость приносит куличи, крашанки и символические подарки. Если у мужчины есть семья, его жена и, если есть дочь, остаются в этот день дома.

А вот во вторник, который называют Светлый вторник, уже женщины начинают ходить в гости, а их мужчины в этот день не посещают родных. Но эти традиции сейчас отходят и их практически не соблюдают. Все чаще в гости приходят семьями. Раньше в некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась «хороводница». Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.

По средам «Великодних святок» многие селяне устраивали танцы и веселье. И взрослые, и дети собирались «на музыку», чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем гостеваний, молодёжных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста (хохлатка), а найдя — топтали их приговаривая: «Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать».

Четвертый день.

В первый четверг после Пасхи девушки зазывали весну, исполняя на пригорках трогательные песни. Начиная с четверга можно было устраивать смотрины, и молодые люди присматривали себе невесту.

Празднование к четвергу уже заканчивается, но на столах еще могут стоять куличи, крашанки и звучать: «Христос воскрес-Воистину воскрес!» Так позволялось отмечать в течение 40 дней — до самого Вознесения.

В пятницу был Прощеный день, который особо пышно и торжественно отмечался молодоженами, к которым приходили близкие родственники. В этот день по традиции девушки умывались ледяной водой, которая, считается, помогает весь год оставаться здоровой.

Хороводница отмечалась в субботу. Днем начинался разгар молодежных игр и гуляний. К примеру, было популярно играть в катание яиц. Все желающие складывают полукругом свои крашеные яйца около невысокой горки, после чего один из них скатывает свое яйцо сверху, стараясь сбить как можно больше чужих. Все сбитые яйца игрок забирает себе, но если ничего не вышло, то своего он лишается.

Седьмой день.

Молодые люди или девушки, одетые в яркие наряды, собирались в группы и окликали своих товарищей, женившихся в прошлом году. Они обходили свою деревню и ближайшие соседние. Для молодоженов этот день имел большое значение, поскольку до него муж не мог оставлять жену одну, но уже после мог надолго уехать работать, переложив на плечи супруги весь груз хозяйственных забот. В этот день провожали Пасху, проводили обряды встречи весны, массовые гуляния.

Светлая Седмица: первая неделя после Пасхи

Первая неделя после Пасхи называется в православии Святая ли Светлая Седмица. На протяжении всего этого времени до Вознесения православные поздравляют друг друга со свершившимся чудом и обязательно произносят приветствие «Христос Воскресе!», чтобы получить в ответ «Воистину воскресе!» Все, что нужно знать о первой недели после Пасхи, особые традиции и приметы собраны в этом материале.

Что обозначают дни Светлой Седмицы

Как и у Страстной недели, каждый день Светлой Седмицы имеет свое значение и традиции. Сегодня многие забыли предания предков и их обряды, поэтому предлагаем вспомнить особенности каждого дня этого благодатного периода.

Первый день

Начиная с первого дня Светлой Седмицы после Пасхи, каждый верующий имел право зайти в гости к ближнему своему без приглашения. В этот период все двери были открыты. Первым в дом всегда входил мужчина, глава семьи.

Следом за ним шли гости, которые несли в руках угощения – куличи, «крашенки» и небольшие сувениры, сделанные своими руками. Женатые мужчины в этот день ходили одни или в сопровождении сыновей, тогда как слабая половина семьи оставалась на хозяйстве.

Второй день

Светлый вторник – день, когда уже женщины могли посетить всех родственников, чтобы поздравить их с наступлением Пасхи. Мужчины же оставались на хозяйстве и дожидались своих благоверных дома. Сейчас эти традиции на Светлую Седмицу, которые веками чтили наши предки, никто не соблюдает, все чаще родных посещают целыми семьями.

Второе название второго дня после Пасхи звучит, как «хороводница». Молодые девушки со вторника собирались водить хороводы, таким образом восхваляя зарождение новой жизни, радуясь воскрешению Христа. Гулянья проводились по вечерам до самой Троицы.

Третий день

В этот день всегда собирались народные гулянья, вот и все, что нужно знать о первой неделе после Пасхи, а точнее о среде. Жители сел и деревень устраивали танцы и веселье, взрослые и дети приходили на главную площадь, чтобы послушать музыку и поиграть в различные игры.

Четвертый день

Четверг был днем, когда девушки звали весну, исполняя на пригорках тематические песни, чтобы природа обратила внимание на их мольбы и скорее начала свое возрождение после затяжных холодов.

Тогда же начинали проводить первые смотрины, когда молодые люди подыскивали для себя хорошую невесту. Празднования на четвертый день уже подходили к концу, но на столах все равно можно было встретить куличи и крашеные яйца.

Пятый день

В пятницу особо пышно и торжественно проводили время молодожены. В гости наведывались близкие родственники, которые прощались с ними, ведь теперь дети начинали отдельную жизнь.

Этот обычай дал название пятому дня после Пасхи – «Прощеный день». Была на пятницу еще одна традиция, по которой молодые девушки умывались ледяной водой из ручья, чтобы на весь следующий год сохранить свою природную красоту и здоровье.

Шестой день

В субботу также широко отмечалась «хороводница». Парни и девушки устраивали шумные игры и гулянья. Особой популярностью пользовалась забава с крашеными яйцами, которые катались с невысокой горки. Все желающие могли принести расписные угощения и попробовать свои силы в этой игре.

Седьмой день

Заключительный день Светлой Седмицы называли «Вьюшник». Молодежь, одетая в яркие наряды, навещали своих товарищей, женившихся в прошлом году. Они обходили всю деревню, чтобы каждой новой семье уделить внимание. Это традиция была очень важна для молодоженов и несла за собой бытовой смысл.

После «Вьюшника» супруг мог оставить дома молодую жену и отправиться на работу, переложив весь груз хозяйственных забор на нее. Помимо этого, в воскресенье заканчивалось празднование Пасхи широкими гуляньями.

Вот и все, что нужно знать о первой недели после Пасхи. Главное, не забывать традиции предков и следовать им даже в режиме сегодняшней жизни. Даже если нет возможности держать строгий пост, предшествующие Светлому Воскресению, нужно найти в себе силы на очищение мыслей от негатива и дурных помыслов, ожидая свершения великого чуда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector