Красное яйцо мария магдалина
Почему яйца на Пасху красные: библейская легенда
Почему яйца на Пасху красные? Ответ на этот вопрос кроется в самой пасхальной традиции, в рамках которой яйцо выступает как один из главных символов Светлого Христова Воскресения. Согласно преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина во время своей проповеди в Риме преподнесла императору Тиберию куриное яйцо, при этом воскликнув: «Христос Воскрес!»
В ответ на это римский император возразил, что скорее это куриное яйцо из белого станет красным, нежели он поверит в то, что кому-либо из живущих на этой Земле доступна способность воскресения. Правитель Рима потребовал чуда и чудо произошло. На глазах у множества людей куриное яйцо, преподнесенное Магдалиной, стало красным.
Так красные яйца на Пасху по Библии, а еще точнее, уже по Новому Завету, прочно вошли в традицию празднования и стали наравне с пасхальным куличом главным атрибутом праздника. Христиане по всему миру стали окрашивать яйца в первую очередь в красный и другие цвета. Здесь прослеживается аналогия: куриное яйцо символизирует рождение новой жизни. Христос Спасатель своей смертью на кресте искупил грехи всего человечества и подарил новую жизнь. Скорлупа куриного яйца символизирует гроб, а красный цвет — пролитая Иисусом Христом кровь. Существует еще одна причина, почему на Пасху красят яйца в красный цвет.
Второе важное значение красного яйца на Светлое Христово Воскресение — царское достоинство Иисуса Христа. На востоке красный цвет ассоциировался с царской властью.
До настоящего времени сложно себе представить Светлую Пасху без окрашенных в различные цвета яиц. Освященные в храме ранним утром на Пасху вместе с куличом и другими продуктами яйца — первый продукт, которым разговляются после длительного и без преувеличения сложного Великого поста, предшествующего Светлому Христову Воскресению.
Впрочем, есть еще одна легенда о красном яйце на Пасху, которая отсылает нас в Древний Рим к императору Марку Аврелию. Описан случай, который произошел в 121 году нашей эры. В хозяйстве семьи будущего императора (который в то время был маленьким ребенком) содержался огромный курятник. Однажды работники нашли в соломе снесенное курицей яйцо, сплошь покрытое ярко-красными точками.
Это событие было воспринято как исключительно хорошее предзнаменование, предрекающее великое и светлое будущее новому правителю Рима. С тех пор на территории империи зародилась традиция дарить друг другу окрашенные яйца. С рождением Иисуса Христа, а позднее с исполнением его великой миссии, окрашенные яйца (особенно, в красный цвет) приобрели символику пролитой за человечество крови Спасителя и вечной жизни для каждого, кто уверует.
Но и это не единственное значение куриного яйца на Пасху. Дело в том, что в Палестине, где с приходом Иисуса Христа происходили решающие для человечества события, было принято устраивать гробницы в пещерах, вход в которые перекрывался камнями, после того, как там оставляли покойного. Камень, которым перекрыли вход в гробницу, где оставили тело распятого на кресте Иисуса Христа, по форме очень напоминал куриное яйцо. Таким образом, в христианстве пасхальное яйцо — символ Гроба Господня, в котором скрыта вечная жизнь.
В различных источниках описан еще один интересный случай, связанный с куриным яйцом и смертью и последующим воскресением Христа. Группа иудеев собралась после казни Иисуса за трапезой. Среди блюд на столе была жареная курятина и вареные куриные яйца. Один из присутствующих вспомнил обещание Иисуса Христа отдать жизнь на кресте, а после воскреснуть на третий день, на что его собеседники ответили, что скорее жаренная курица оживет, а яйца из белых станут красными. В следующее мгновение яйца действительно стали красными.
КРАСНОЕ ЯЙЦО — СИМВОЛ ПАСХИ
А. СНЕГОВСКАЯ, старший научный сотрудник Музея народного искусства.
У многих христианских праздников есть свой символ: у Рождества — елка, у Троицы — березка, у Преображения — яблоко. У праздника праздников — Святой Пасхи — красное яйцо. Очевидно, что этот символ, как и многие другие, перешел в христианство из языческих культов. Еще до крещения Руси красное яйцо участвовало в разных земледельческих обрядах: в первом весеннем выгоне скота на пастбище, в прокладке первой борозды, в выходе сеятеля в поле и др. Красный цвет наши далекие предки почитали как цвет животворящего божества Солнца, а яйцо — как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения. Появление красного яйца уже в христианском обряде связано с преданием: Мария Магдалина, исцеленная Господом от злых духов, первая увидела воскресшего Спасителя. Эту радостную весть и учение Господа она пошла нести по миру. Однажды пришла она в Рим во дворец к императору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должны были принести какой-нибудь подарок. Богатые приносили дорогие дары, а бедные — что могли. У Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной, теперь ничего не было, и она принесла во дворец одно яичко, протянув его Тиберию со словами: «Христос воскрес». Не поверил император этой вести и сказал: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным». И пока он говорил, цвет яйца в руках Марии постепенно стал меняться, и, наконец, оно оказалось ярко-красным. С тех пор, говорит легенда, у христиан появился обычай дарить друг другу на Светлой Неделе крашеные яйца с радостным возгласом «Христос воскрес!» и троекратным целованием.
В допетровской Руси на Пасху во всех городах и деревнях, на всех больших и малых улицах ставились бочки и котлы с тысячами сваренных вкрутую и окрашенных яиц. Каждый прохожий мог купить их для дарения в любом количестве. Христосовались при встрече на улице все, независимо от сословия, достатка, пола и возраста. Иные раздаривали до 200 яиц в день.
При царе Алексее Михайловиче красили натуральные лебяжьи, гусиные, утиные, куриные, голубиные и даже яйца малиновки — около полутора сантиметров в диаметре. Сам же царь одаривал приближенных не только натуральными, но и деревянными точеными яйцами. Их покрывали позолотой, а потом расписывали яркими красками, орнаментальными и растительными узорами. Может быть, появление ненатуральных рукотворных пасхальных яиц с узорами подсказала одна из легенд, согласно которой капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми как камень. Горячие слезы рыдающей Богоматери упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров.
Желание сохранить надолго память о светлом празднике подвигало человека на создание пасхальных яиц из различных материалов. Их точили из дерева, вырезали из камня и кости, выдували из стекла. В XVIII веке появляются яйца фарфоровые, хрустальные, металлические с эмалью; в начале XIX века — матерчатые, с шитьем на картонной основе, а также плетенные из бисера. Размеры рукотворных повторяли все разнообразие размеров натуральных яиц. Крупные яйца делали подвесными на ленте с пышным бантом для украшения домашних киотов. Миниатюры в размер яйца малиновки создавали ювелиры из драгоценных металлов и камней как дамские украшения.
Ненатуральные яйца-сувениры бытовали в основном в городах, так как стоили недешево. Крестьянство, как всегда, оставалось верным обычаям и традициям. Поэтому в российских деревнях по-прежнему бытовали куриные «крашенки», а в южных и западных губерниях — «писанки», удивительно тонко и искусно орнаментированные сложным способом — с применением воска во время крашения (см. «Наука и жизнь» № 3, 1992 г.).
Обряду дарения праздничных яиц уделяли большое внимание в царской семье. Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге начиная с 1750 года постоянно выполнял монаршие заказы к Пасхе. А при царе Александре III существовал даже «регламент представления пасхальных фарфоровых яиц» к царскому двору. По нему императорской чете к празднику должно было быть представлено 1000-1500 яиц разных категорий; великому князю — 3 художественных и 100 обыкновенных; великой княгине — 2 художественных и 100 обыкновенных. «Художественные» — это яйца с изображениями святых или двунадесятых праздников, «обыкновенные» — с цветочной и разнообразной орнаментальной росписью. Дело это поручалось наиболее искусным художникам-фарфористам. Эскизы утверждал лично государь. Заказанные монаршей семьей яйца предназначались для дарения придворным и офицерам дворцовой охраны. Яйца-подарки для особо важных сановников и для членов царской семьи исполняли на фирме придворного ювелира Карла Фаберже. В 1884 году Александр III заказал ему для своей жены Марии пасхальное яйцо. Всемирно известный мастер, на фирме которого к тому времени трудились 500 ювелиров, златокузнецов и подмастерьев, сам лично выбрал материал и создал композицию. Отныне подобные заказы становятся ежегодной традицией, которую после смерти отца продолжил Николай II. Он к каждому празднику Пасхи заказывал Фаберже по два яйца — для матери и для жены. Всего для царской семьи к 1917 году Фаберже создал 56 таких ювелирных шедевров. Каждое из яиц представляло собой драгоценный футляр, внутри которого помещался сюрприз.
Роскошные создания Фаберже сегодня широко известны благодаря выставкам и публикациям. Но в российских музейных и частных коллекциях сохранилось еще много хотя и более скромных, но порой не менее прекрасных пасхальных яиц того времени, созданных безвестными мастерами и художниками.
В последние годы нам возвращена возможность праздновать Пасху открыто, по обычаю предков. Московский Музей народного искусства почти сразу откликнулся на это весенней выставкой пасхальных яиц, которая вызвала большой интерес у посетителей. Теперь такие весенние экспозиции стали почти традицией. На первой выставке были представлены экспонаты только из коллекции музея: пасхальные рукотворные яйца из фарфора Императорского фарфорового завода и частных фарфоровых и стекольных заводов России, яйца из камня, металла, кости, папье-маше и дерева. Среди деревянных, украшенных резьбой и росписью, многие были сделаны в начале века в мастерских Кустарного музея (прежнее название Музея народного искусства). На последующих выставках каждая экспозиция пополнялась. Посетители прошлогодней выставки смогли полюбоваться гуцульскими писанками 1930-х годов, а также изделиями из самых разных материалов современных мастеров-художников. На основе экспозиции одной из выставок был издан прекрасный альбом «Пасхальные яйца», подготовленный заместителем директора НИИ художественной промышленности Л. Н. Соловьевой.
Сегодня многие художники и мастера увлечены созданием пасхальных яиц — этим камерным видом прикладного искусства. И как знать, может быть, в пробуждении такого творческого интереса есть хотя бы малая заслуга Музея народного искусства.
Красное яйцо мария магдалина
1. Праздник весны
Яйца часто ассоциировались с языческими праздниками, включая праздник весны.
Яйцо –это символ возрождения и новой жизни, что делает его неотъемлемой частью празднования весны и новых начинаний, которые непременно наступают после зимы.
С древних времен было принято украшать яйца к наступлению этих весенних праздников, и часто можно было увидеть, как разукрашенные яйца дарились друг другу членами семей, друзьями или родственниками.
Символика возрождения, конечно же, подходит к Пасхе, так как это, по сути, праздник воскресения Иисуса.
Практика украшения яиц и дарения их в качестве пасхального подарка была принята христианами и включена в праздничную традицию.
2. Месопотамская традиция
Согласно некоторым источникам, ранние христиане в Месопотамии красили яйца в красный цвет, чтобы, таким образом, имитировать кровь Иисуса, пролитую за людей, когда он был распят на кресте.
Церковь якобы переняла эту традицию, и с тех пор люди красят яйца, но уже не только в красный цвет.
3. Королевская традиция
Существует версия о том, что король Англии Эдуард I, возможно, также внес свой вклад в традицию украшения яиц во время празднования Пасхи.
В 13 веке он приказал раскрасить 450 яиц и покрыть все их сусальным золотом. После чего украшенные яйца были преподнесены в качестве пасхальных подарков членам королевской семье.
4. Мария Магдалина и красное яйцо
Если же верить другим легендам, именно Мария Магдалина сыграла ключевую роль в традиции красить яйца на Пасху.
По одной из версий, Мария Магдалина пришла на могилу Иисуса через три дня после его распятия. С собой она принесла корзину вареных яиц, чтобы поделиться ими с другими женщинами, которые пришли на могилу оплакивать Христа.
Однако, когда она подошла к месту, то увидела, что камень у входа в гробницу был сдвинут, а сама гробница стояла пустая. Заглянув в корзину, женщина с удивлением обнаружила, что яйца в ней приобрели ярко-красный оттенок.
Другая легенда гласит, что Мария Магдалина пришла поговорить с римским императором Тиберием после того, как Иисус воскрес из мертвых. Она поприветствовала императора, произнеся фразу: «Христос воскрес».
Тиберий же ей ответил: «Христос так же воскрес, как это яйцо красного цвета», указывая на куриное яйцо, которое, в зависимости от версии легенды, лежало либо на столе, либо было в руках у самой Марии Магдалины.
Едва только император произнес эту фразу, как вы уже догадались, яйцо стало красным…
5. Мария, Мать Иисуса и Красное Яйцо
Если верить некоторым восточноевропейским легендам, мать Иисуса Мария стала родоначальницей традиции красить яйца.
Мария, которая присутствовала на распятии сына в Страстную пятницу, согласно сказанию, принесла с собой яйца.
В одной версии кровь от ран Иисуса падала в корзину на яйца, окрашивая их в красный цвет. Другая же версия легенды говорит о том, что Мария плакала, умоляя солдат быть менее жестокими по отношению к ее сыну. Она достала из корзинки яйца и раздала их солдатам, а, когда ее слезы падали на них, они окрашивались в ярко-алый цвет.
Какой легенде верить, решать каждому. Но традиция красить яйца, несомненно, прижилась у людей разных национальностей и вероисповеданий.
Обязательно напишите в комментариях, какая из версий близка вам, и придерживается ли ваша семья этой красивой традиции –раскрашивать яйца в разные цвета, а затем дарить их своим родным и друзьям.
Кем на самом деле была Мария Магдалина?
В третье воскресенье после Пасхи Православная Церковь вспоминает служение жен-мироносиц, пришедших ко гробу Спасителя, чтобы возлить на Его Тело благовония. Каждый из евангелистов передает смысл события с различными деталями. Но все четыре апостола вспоминают о Марии Магдалине. Кем была эта женщина? Что о ней рассказывает Священное Писание? Чем отличаются православное и католическое представления о Магдалине? Откуда появились кощунственные ереси и как их преодолеть? Обо всем этом читайте далее.
Как православные представляют Марию из Магдалы?
Мария Магдалина — один из самых известных новозаветных персонажей. Ее память Православная Церковь чтит 4 августа по новому стилю. Родилась она в галилейском местечке Магдале у Генисаретского озера, была одной из самых верных учениц Иисуса. Священное Писание очень лаконично описывает ее жизнь и служение Христу, но даже этих фактов хватает, чтобы увидеть ее святость.
Исцеленная от беснования становится преданной ученицей Спасителя
Православный взгляд на личность Марии Магдалины полностью основан на евангельском повествовании. Священное Писание не рассказывает о том, чем занималась женщина до того, как последовала за Христом. Ученицей Иисуса она стала тогда, когда Христос избавил ее от семи бесов.
На протяжении всей оставшейся жизни она оставалась преданной Христу. Вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном следовала на Голгофу. Она была свидетельницей земных страданий Иисуса, издевательств над Ним, пригвождения ко Кресту и ужаснейших мучений.
В Страстную пятницу вместе с Богоматерью она оплакивала умершего Христа. Мария знала, где тайные последователи Иисуса — Иосиф Аримафейский и Никодим — погребли тело Спасителя. Это было в субботу.
А в воскресенье с раннего утра она примчалась ко гробу Спасителя, чтобы до конца засвидетельствовать собственную верность. Настоящая любовь не знает преград. Так было и в случае с Марией Магдалиной. Даже после смерти Иисуса она пришла, чтобы излить на Его тело благовония.
И вместо бездыханного тела в гробу она увидела лишь белые погребальные пелены. Тело похитили — с такой новостью и слезами на глазах жена-мироносица прибежала к ученикам. За ней к месту погребения последовали Петр и Иоанн и удостоверились, что Христа там нет.
Первой увидела воскресшего Господа
Ученики вернулись в дом, а мироносица осталась оплакивать Спасителя. Сидя у гроба, она увидела двух ангелов в сияющих облачениях. Заметив ее скорбь, небесные вестники спросили, почему она плачет. Женщина ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его».
За ее спиной уже стоял Христос, но мироносица не узнала Спасителя даже тогда, когда он заговорил. Ученица Иисусова подумала, что это садовник, забравший Тело Христа, и обратилась: Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его .
Лишь только когда Спаситель назвал Ее по имени, Мария Магдалина узнала родной голос и с неподдельной радостью воскликнула: «Равуни!», то есть «Учитель!».
Именно от Марии апостолы услышали, что Христос жив. Евангелист Иоанн сдержанно описывает, что жена-мироносица пошла и известила ученикам, что видела Господа. Но наверняка Мария Магдалина буквально ворвалась в дом и радостно закричала: «Я видела Его, Христос воскрес!». Именно из уст этой мироносицы человечество приняло благую весть — Спаситель преодолел смерть.
Проповедь в Риме и красное яйцо
Больше о жизни и миссионерстве этой жены-мироносицы Священное Писание не извещает, разве что апостол Павел вспоминает о Марии, которая много трудилась для нас . А Православная Церковь недаром чтит ее как равноапостольную, ведь святая занималась распространением благой вести среди римлян до апостола Павла.
В старости она, согласно достоверным источникам, жила в городе Эфес в Малой Азии. Там она также благовествовала, а еще помогала Иоанну Богослову — по ее свидетельству апостол написал 20-ю главу Евангелия. В этом же городе святая мирно упокоилась.
С мироносицей из Магдалы обычно связывают традицию красить на Пасху яйца. Проповедовала Евангелие в Риме, равноапостольная якобы явилась к императору Тиберию. Среди иудеев существовал такой обычай: если ты в первый раз приходишь к известному человеку, то должен принести ему какой-нибудь подарок. Бедняки обычно дарили плоды или яйца. Вот и проповедница принесла правителю яйцо.
Согласно одной версии, оно было красным, что и заинтересовало Тиберия. Тогда Мария Магдалина рассказала ему о жизни Спасителя, смерти и воскресении. Император якобы даже поверил ее словам и хотел причислить Иисуса к римскому пантеону. Сенаторы воспрепятствовали такой инициативе, но Тиберий решил хотя бы в письменном виде засвидетельствовать воскресение Христа.
По другой версии равноапостольная явилась к императору с яйцом и сказала: «Христос воскрес!». Он засомневался: «Если твои слова соответствуют действительности, пусть это яйцо станет красным». Так и случилось.
Историки ставят под сомнение достоверность этих версий. Вполне возможно, что женщина все-таки беседовала с императором и приносила ему символический дар. Зато современный мир благодаря этому обрел еще одну красивую традицию с глубоким смыслом.
Католики о Магдалине: между правдой и выдумкой
В католической традиции Марию Магдалину вплоть до 1969 года изображали как великую блудницу. С чем это связано? С тем, что этой ученице Иисуса они приписали фрагменты биографий многих персонажей новозаветной истории.
Считается, что она предалась распутству, за что и была поражена беснованием. Иисус изгнал из нее семь бесов, после чего она превратилась в его преданную последовательницу.
- В Евангелии упоминается безымянная женщина, омывшая ноги Христа миром и отершая их собственными волосами. Согласно католическому учению, это была Магдалина.
- Другая женщина накануне Тайной Вечери возлила на голову Иисуса драгоценное миро. Евангелие не называет ее имя, но католическая традиция говорит, что это тоже была Мария из Магдалы.
- В сестре Марфы и Лазаря католики также почитают Марию Магдалину.
Кроме того, у них образ этой жены-мироносицы частично переплетается с фактами из жизни Марии Египетской, которая, будучи блудницей, ушла в пустыню и провела там 47 лет. А по одной из версий мироносице из Магдалы «приписали» 30 лет пустынножительства.
По другой гипотезе последние годы она провела на территории современной Франции. Эта жена-мироносица проживала в пещере недалеко от Марселя. Там, по легенде, она прятала Грааль — чашу, которую наполнил Кровью Спасителя Иосиф Аримафейский, погребавший Христа.
Мария Магдалина является одной из самых почитаемых в Католической Церкви святых. Она считается покровительницей монашеских орденов, в честь ее освящают храмы.
В целом образ Марии в католицизме не вполне соответствует евангельскому тексту. Ведь приписывание фактов к биографии святой не прошло бесследно, а привело к множеству домыслов и еретических учений.
Как противостоять ересям? Изучать Евангелие
Разум падшего человека не способен вместить тайну христианской любви и воплощения Сына Божьего. Этим и объясняется кощунственная версия о том, что Магдалина была не только последовательницей Христа, но и Его спутницей жизни.
По этой же причине некоторые читатели Священного Писания считают, что любимым учеником Христа был не Иоанн, а Мария, которой даже приписывается авторство апокрифического «Евангелия от Марии Магдалины».
Существует еще множество версий, кем якобы была жена-мироносица, но все они больше похожи на истории из желтой прессы, чем на правду.
Православная Церковь осуждает подобные еретические размышления и призывает к осмысленному изучению Священного Писания.
Более подробно о жизни Марии Магдалины рассказывается в этом фильме:
Житие и история святой равноапостольной Марии Магдалины
Мария Магдалина в православии — это личность, почитаемая в качестве равноапостольной святой. Она являлась мироносицей, следовавшей за Христом до Его Распятия. Мария Магдалина стала той, перед которой впервые предстал воскресший Мессия. Она упоминается не только в православии, но и в католицизме и протестантизме. Святую считают покровительницей проповедников и учителей, а её образом восхищались мастера эпохи Ренессанса.
Роль Магдалины в христианстве
Описание её деятельности начертано лишь в нескольких фрагментах Книги Нового Завета. Почитание этой женщины различно в традициях католицизма и православия. Для последнего она предстает исключительно в качестве мироносицы, излеченной от бесовского наваждения. Католическая церковь говорит о Марии как о необыкновенной красавице и раскаявшейся блуднице, сестре воскресшего Лазаря. К тому же западная традиция прилагает к евангельским текстам колоссальный мифический материал.
Равноапостольная святая родилась и выросла в городе под названием Магдала. Сегодня на его месте стоит маленький поселок Медждель. В Священных Писаниях нет повествования о юных годах Магдалины, но сказано, что Иисус Христос исцелил её от нашествия семи бесов. Этот коренной поворот в её судьбе стимулировал женщину последовать по стопам Великого Учителя и Спасителя.
- Мария являлась неотлучной спутницей Божьего Сына в период, когда Он и выбранные Им апостолы проповедовали христианство в населенных пунктах Иудеи и Галилеи.
- Вместе с Магдалиной Христу служили и другие благочестивые женщины: Иоанна, Сузанна, Соломия и др. Эти жены-мироносицы разделяли труды апостолов, разнося благие вести о пришествии Спасителя.
- Мария Магдалина шла первой за Христом, когда Его вели на Голгофу. Лука утверждает, что жены-мироносицы рыдали, видя страдания Иисуса, но Он утешал их и напоминал о Царстве Божием. Мария находилась вместе Богородицей и Иоанном у Креста в момент Распятия Мессии.
- Магдалина проявила верность Иисусу не только в период Его возвышения, но и в дни полнейшего уничижения. Она присутствовала на похоронах Божьего Сына и своими глазами видела, как Его тело вносили в гробницу. Далее, равноапостольная святая стала свидетельницей закрытия этой пещеры большим камнем.
- Мария, верная Божьему закону, вместе с другими женами-мироносицами пребывала субботний день, совпавший с праздником Пасхи, в полном покое. В первый день недели верные ученицы планировали прийти к гробу и помазать тело Христа благовониями. Мироносицы добрались до места захоронения на восходе солнца, а Мария прибыла, когда еще царствовала темнота ночи.
Равноапостольная святая увидела, что камень, закрывавший вход, отвален. В страхе она устремилась к апостолам Петру и Иоанну, которые жили ближе остальных. Прибыв на место, они удивились, увидев свернутую плащаницу и пелены. Апостолы покинули пещеру, ничего не сказав, а Магдалина осталась и плакала, тоскуя о Своем Господе.
Желая убедиться в том, что тела действительно нет, она подошла к гробу. Внезапно перед женщиной засиял божественный свет, и она увидела двух ангелов в белоснежных одеждах.
- Когда она ответила на вопрос Небесных посланников о причине ее скорби и отвернулась в другую сторону, на входе грота предстал Воскресший Христос. Однако ученица не узнала Божьего Сына, пока Он не заговорил с ней. Этот голос изначально стал для Марии великим лучом света после исцеления от бесовской болезни. Она с колоссальной радостью произнесла: «Учитель!». В этом возгласе слились воедино уважение и любовь, грандиозное почтение, признание и нежность.
- Магдалина бросилась к ногам Христа, чтобы омыть их слезами божественной радости, но Иисус не разрешил прикасаться к себе, ибо не «восшел еще Сын к Отцу».
- После всего увиденного Мария отправилась к апостолам и сообщила весть, которую все с нетерпением ожидали. Так произошла первая проповедь о божественном Воскресении Спасителя.
- Когда апостолы разошлись по миру, чтобы рассказать людям о великом учении Спасителя, вместе с ними отправилась отважная Мария Магдалина. Святая, в сердце которой не утихал огонь любви к Господу, держала путь в языческий Рим. Она возвестила о Воскресении, но малое количество людей принимали слова проповедницы за правду.
Интересно! Имя «Мария» имеет еврейское происхождение и несколько раз встречается в тексте Нового Завета. Прозвание «Магдалина» несет в себе географическую нагрузку и указывает на место, где святая была рождена. В связи с тем, что «башня» (Магдала) являлась рыцарским символом, в Средние века образу Марии придали аристократические черты. В Талмуде прозвание «Магдалина» часто расшифровывали как «завивающая волосы».
Хождения в Италии и кончина
Писание утверждает: первая ученица Христа явилась во дворец императора Тиберия и преподнесла ему красное яйцо — символ Воскресения. Она поведала историю невинно осужденного Христа, творившего чудеса и казненного по злому навету первосвященства.
Она напомнила, что спасение от мирской суеты приходит через кровь чистого Агнца, а не золотых или серебряных изделий.
- Мария продолжала распространять благую весть в Италии. Её труды восхвалял апостол Павел в «Послании к Римлянам», признавая за ней необыкновенное мужество и беззаветную преданность Всевышнему. Писание гласит: Магдалина уже в преклонном возрасте отбыла из Рима после того, как над Павлом совершили первый суд. Равноапостольная святая отправилась в Эфес, чтобы помогать в проповедничестве апостолу Иоанну. Здесь же она тихо и мирно покинула бренный мир.
- Её нетленные мощи в IX столетии перенесли из Эфеса в Константинополь. Некоторые исследователи предполагают, что останки во время крестовых походов транспортировали в Рим. Мощи разместили в храме Иоанна Латеранского, который вскоре переименовали и освятили в честь самой преподобной Марии Магдалины.
- Часть останков находится во Франции, близ Марселя, а также монастырях Святой Афонской Горы и Иерусалима. Поклониться мощам преподобной приходит огромное количество благочестивых паломников.
- Почему на Пасху принято красить яйца
- Праздник Пасхи
На заметку! Благодаря проповеднице во всем христианском мире прижился обычай дарить пасхальные яйца с восклицаниями: «Христос воскрес! Воистину Воскрес!». После апостольского периода в церквях читали молитвы на освящение яиц и сыра. Братия и прихожане слышали хвалебные песни во славу Магдалины, первой подавшей пример радостного жертвоприношения.
Православный храм в честь святой
Церковь расположена в местности под названием Гефсимания, что в Восточном Иерусалиме. Рядом находится гробница преподобной Девы Марии. Эта церковь воздвигалась православным обществом Палестины на средства императорской семьи и была освящена в 1888 г. С 1921 г. здесь хранятся останки великомучениц Елисаветы и Варвары.
- Идея постройки и выбор местности на склоне Елеонского холма принадлежит архимандриту Антониону. Первый камень церкви Марии Магдалины заложили в 1885 г. В 1934 г. на территории организовали православную женскую общину, настоятельницей которой стала инокиня Мария, имевшая шотландское происхождение.
- В монастыре хранится икона «Одигитрия», прославившаяся чудесами в 1554 г. Останки великомучениц Елисаветы и Варвары располагаются в отдельных раках. Здесь же прихожане поклоняются чудотворному изображению Марии Магдалины.
- Семиглавый Иерусалимский храм возведен из белого камня и выполнен в стиле московской архитектуры. Колокольня имеет небольшие размеры, а иконостас создан из мрамора с бронзовым орнаментом.
Иконы и изображения Марии Магдалины
Образы равноапостольной святой демонстрируют перед верующими пример величайшей любви и преданности Всевышнему Отцу. Святые лики Магдалины указывает на истинный путь и требует от человека терпеливости и духовной стойкости.
- Православная иконопись изображает Марию с пасхальным яйцом красного цвета, а также с сосудом, в котором сосредоточено миро.
- Часто на полотнах она показана вместе с Богородицей и Иоанном Богословом рядом с распятием. Святую можно наблюдать на иконах с сюжетом, демонстрирующим положение Христа в гроб. В православной традиции её изображают в числе пришедших жен-мироносиц, которые увидели пустоту в пещере и благовестных ангелов.
- Сцена явления Христа после Воскресения для отечественной церкви — редкое явление. Его можно видеть только в образцах поздних икон греческого стиля.
- Перед святым ликом просят об обретении истинной веры и избавлении от вредоносных привычек, льстивых искушений. Молитвы перед образом избавляют от телесных и душевных недугов.
В католицизме Мария Магдалина предстает как «раскаявшаяся блудница», которая в конце жизненного пути удалилась в пустынную местность и предавалась суровой аскезе, сожалея о грехах. Её одеяние распалось от ветхости, и волосы покрывали все тело чудесным образом. После божественного исцеления она была вознесена ангелами в Царствие Небесное. Эта легенда оказала огромное влияние на западное искусство.
- Множество произведений, где Магдалина выступает главным персонажем, выполнено в жанре «Vanitas» (Суета). Рядом с женщиной демонстрируется череп, символизирующий осознание бренности и понимание важности истинного пути. Дополнительными атрибутами выступают плеть и терновый венок. Место действия — пещера на территории Франции: здесь святая размышляет, читает Писание или кается, возведя взгляд в небеса.
- В западноевропейской иконописи Магдалина изображается омывающей ноги Мессии и вытирающей их своими роскошными волосами.
- В католической традиции жена-мироносица изображается с распущенными волосами и держащей сосуд с благоухающими маслами.
- В других вариациях ее поддерживают над землей крылатые ангелы. Этот сюжет встречается в западном искусстве с XVI столетия.
- Очень редко в католицизме и протестантизме изображается последнее причастие Марии и её смерть.
- На некоторых полотнах она скорбно обнимает ногу Спасителя, распятого на кресте Голгофы. На иконах «оплакивания» она придерживает стопы Спасителя и скорбит об утере.
Интересно! Имя Магдалины сыграло важную роль в становлении гностицизма — богословско-религиозного направления, испытывающего влияние языческих воззрений и античных философов. Гностики говорили, что Мария является единственной и истинной получательницей откровения, любимейшей ученицей Спасителя. Это религиозно-богословское течение признали как ересь в III веке.
Эта женщина проявила божественную любовь к своему Учителю, осталась навсегда Ему преданной и несла благие вести наравне с апостолами. В православной традиции Мария Магдалина считается святой, излеченной Иисусом Христом от болезни «семи бесов», и последовавшей за Ним до самого Воскресения. В ортодоксальных текстах о ней сказано мало, но в католицизме приобрели популярность различные легенды с участием равноапостольной ученицы.