Кто такой илья пророк

Кто такой илья пророк

Войти

День Ильи Пророка, святого, пользовавшегося особым уважением и почитанием сре ди р усского народ а, — один из праздников, о котором народ не забывал никогда. Этот день для деревенского жителя был поворотным моментом в х озя йственных делах.

Считалось, что начиная с Ильина дня вода в реках и озерах становится такой холодной, что после него купаться не стоит. Грозы на Ильин день считались целебными — «и льинскую» дождевую воду собирали и умывались ею. С ее же помощью смывали злой след от дурного глаза.

Образ пророка Илии окружен ореолом величия и мощи. За свою святую жизнь на земле — а жил он в Палестине, за 900 лет до Христа — Илия был взят живым на небо в огненной колеснице.

20 июля после крещения Руси стал днем Ильи Пророка , и ему вручили власть над громами. Интересно, что христианский Запад, не менее русских чтивший Илью, Громовником его не считал, а молнии отдал в ведомство Сатаны.
По сути дела, Илья Пророк для русских православных мужичков XIX столетия был отнюдь не ветхозаветным поборником культа Иеговы. Иной крестьянин из какого-нибудь Ильинского прихода еще бы и обиделся б смертно, намекни ему кто, что Илья Пророк был евреем. Нет, этот пророк, слившийся в сознании русских людей с былинным Ильей Муромцем, был ездящим на колеснице Громовержцем, преследующим нечисть, дающим дождь на поля; чествовали его не столько молитвой и свечечкой, сколько ритуальными плясками («попляшу святому Илье !») и забиванием в складчину откормленного бычка в тот самый день, 20 июня. Проще говоря, только имя отличало мужицкого Громовника Илью от древнего Перуна, и только имя сближало его с ветхозаветным фанатиком.

Илья — один из библейских пророков, которые предсказали и подготовили приход на землю Христа и нового вероучения. Образ пророка Ильи был запечатлен в Ветхом Завете. Согласно легенде, отцу его было видение: младенца Илью некие мужи «повивали огнем» и давали ему вместо пищи — огненный пламень.

Главным подвигом Ильи была его борьба против отступника Ахава, который предался богу Ваалу. Чтобы вернуть Ахава к богу Иегове, Илья предрек: не будет ни росы, ни дождя, пока он, Илья , не скажет обратное. Предреченное — исполнилось, начались засуха и голод, продолжавшиеся три с половиной года.

Илья в это время пребывал в добровольном изгнании, и если верить рассказу о нем — жил в уединении, и вороны приносили ему еду.

Спустя три года Илья бросил Ахаву вызов: кто из них в силах остановить голод. Ахав собрал 850 жрецов Ваала, Илья же действовал в одиночку — и победил, вызвав потоки дождя.

Когда царь пытался схватить пророка, огонь небесный палил воинов, а последний посланный царем отряд перешел на сторону Ильи .

По легенде Илья был перенесен в вечность, «на небо», не изведав смерти. Он явился вместе со слугой и учеником своим Елисеем к реке Иордан, ударил по ней своей «милотией»(плащом) — воды расступились, и странники перешли по сухому дну. Тут явилась огненная колесница, запряженная огненными конями, и поднявшийся вихрь понес Илью на небо.

Длинные волосы, густая борода, шерстяной плащ на плечах, иногда — шапочка на голове и свиток в руках. Так в старину изображались все ветхозаветные пророки, и лишь надписи возле нимбов и тексты на свитках позволяли верующему определить, кто именно нарисован на стене или доске. Отличительные пророческие атрибуты — плащ, шапочка, борода, длинные волосы и свиток в руке — имеют очень глубокую символику.На стенах многих старинных храмов можно увидеть изображения людей в шапочках и плащах. Это пророки — ветхозаветные праведники, которые возвещали Израилю волю Божью и были своеобразными нравственными ориентирами в те годы, когда народ очередной раз впадал в язычество. Среди них особое место занимает святой Илия — самый известный пророк дохристианской эпохи, живший в Палестине за девять веков до Рождества Спасителя. Он одинаково высоко почитается и христианами, и иудеями, и мусульманами, что отразилось и на его иконографии — существует несколько вариантов того, как пророк Илия изображается на иконах. Их мы сейчас и рассмотрим.

Начнем с плаща — он до сих пор является важной частью одежды в пустынных регионах планеты, хорошо защищая своего хозяина и от палящего солнца, и от пронзительного холода. Кроме того шерсть обеспечивает хорошую вентиляцию и создает наиболее комфортные условия пребывания в засушливых местах. Ветхозаветные пророки находились в пустыни значительную часть своей жизни — они скрывались там от недоброжелателей, молились, уходили для того, чтобы побыть наедине с Богом и собою. И если в городе появлялся человек в грубом шерстяном плаще, то все знали, что, скорее всего, это — пророк. А еще плащ — является символом странника. И действительно, жизнь святого, которого Господь избирал на пророческое служение, была сплошным странствием. Ему предстояло в любой момент оставить все и идти на исполнение Божьего поручения — проповедовать, наставлять, обличать.

Следующий элемент ранних икон любого пророка — шапочка, капюшон, повязка или корона. С одной стороны, это вполне понятно — в пустыне голову нужно защищать от солнца более тщательно, чем остальные части тела. Также многие пророки были людьми знатными, отсюда — корона на голове, например, пророка Давида. Повязка также имеет утилитарное значение — она скрепляет волосы, которые у многих пророков были очень длинными. Но, также, головной убор в иконографии применяется и с другой целью — он символизирует благодать Божью, которая почивает на святом. А еще это — венец славы, знак избранности и служения Господу.

Примерно аналогичный смысл имеют длинные волосы и густая растительность. Во времена Ветхого Завета существовала особая группа иудеев — назареи. Эти люди посвящали себя Богу — на время или навсегда, они отказывались от брака, алкоголя, развлечений, проводили дни в посте и молитве, помогали другим. В знак принятия обетов назарей носил длинные волосы, которые нельзя было стричь и брить либо всю жизнь, либо до окончания срока обета. Со временем обильная растительность на голове стала символом служения Богу. Этот момент и отражен на пророческих иконах.

И, наконец, свиток — знак проповеди, знак того, что пророк не просто что-то говорит, а говорит очень важные вещи, которые важно сохранить для потомков. Если пророк оставил после себя книги, на свитке обычно написаны самые значимые его пророчества, относящиеся к Христу. Если пророк не писал, а учил устно, то свиток все равно содержит надпись — самое известное изречение этого человека.

День Ильи Пророка 20 июля (по новому стилю — 2 августа) признавался Церковью как один из великих праздников. На иконах Илья представал запечатленным в два разные момента своей жизни — и в совсем разных обликах.

Первый из них — Илья и ворон. На иконе пророк сидит у ручья, в окружении нависших над ним скал. На дереве либо на скале сидит ворон и держит в клюве хлеб. Эта композиция передает содержание библейского отрывка, в котором рассказывается, как пророк, объявив израильскому царю Ахаву о начале засухи, ушел в пустыню…Но помимо традиционной композиции существует ряд уникальных икон этого пророка, которые изображают разные моменты его жизни. Из общего числа можно выделить два наиболее известных сюжета.

«И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Царств. 17: 5 — 6).

Второй сюжет — восхождение Илии на небо в огненной колеснице. В отличие от двух предыдущих икон изображение данного типа очень символично и вызывает у неподготовленного человека массу вопросов. Но сначала обратимся к тексту Библии:

«Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад (4 Царств. 2: 9 — 13).

Вот икона, изображающая это событие. Внизу стилизованно обозначен Иордан, текущий между скал. На берегу стоит Елисей — ученик Илии — и протягивает руки к своему учителю, словно что-то у него забирая. Сам Илия изображен в верхней части иконы, он стоит на двух- или четырехосной повозке, запряженной несколькими лошадьми. Повозка объята пламенем так, что и сам пророк оказывается как бы поглощен им. Кони устремлены в небо, а саму огненную сферу поддерживает ангел. На некоторых иконах видно, что облако пламени, в котором стоит Илия — это продолжение ангельских крыльев, что огонь и ангел — единое целое. И, наконец, самое верхнее положение занимает изображение Бога — либо в виде благословляющей десницы, либо в виде светлого облака. Иногда под ногами Елисея нарисована милоть — шерстяной плащ Илии, который был сброшен пророком в дар ученику.

В народном представлении Илья Пророк был Громобоем, Громовержцем. Местом обитания Громобоя считалось небо. По беспредельным небесным владениям пророк разъезжал на колеснице, всегда охваченной пламенем, запряженной конями или четырьмя огненными змеями. Грохот колесницы отождествлялся в ушах людей с громом небесным.

Громов у него было двенадцать. В руках он держал огненные стрелы (либо золотой меч), — и, когда размахивал ими или метал во врагов, это молнии блистали. Молнии также могли получаться от искр, высекавшихся копытами бегущих коней пророка.

Жизнеописание пророка по имени Илия

Описание жизни святого по имени Илия приведено в Библии (третья и четвертая Книги Царств).

На свет пророк Илия появился 21.09.950 года до нашей эры. Он жил в Израиле, в период правления царя Ахава и был ярым противником его власти, ведь по желанию жены правителя Иезавель в государстве был установлен культ идолов.

Читайте также: Кто такие святые?

Мать и отец пророка являлись обычными земледельцами. Помимо Илии, в семье было еще три ребенка: два старших брата и младшая сестра. Согласно Ветхому Завету, его пеленали ангелы, и когда он родился, кормили его огнем.

Читать еще:  В каком году пасха была 12 апреля

Пророк Илия любил и ценил свою семью, хотя с самого раннего возраста перечил родителям, не слушал их, высказывая обо всем собственное мнение. Илия был задиристым мальчишкой и не страшился ребят старше себя.

Обладал крепкой атлетической фигурой, был довольно высоким и никогда не страшился ни зноя, ни холода, ходил по улице почти раздетым в любое время года. Начиная с периода зрелости и до конца жизни он носил бороду, и волосы его были длиной практически до пояса.

В шестнадцать лет он понял, что каждому предназначена своя дорога, и он больше не может быть привязан к семье и дому. Оставив семью, Илия начал свои путешествия. За несколько лет побывал в местах, где на данный момент находятся такие государства как Индия, Италия, Греция, Сирия.

На длительное время нигде не оставался, за исключением Индии, где он провел два года. Целый год он оставался в небольшом поселении, практикуясь в медитации, левитации и материализации предметов. После этого он отправился в северную часть страны, где обучался искусству йоги и изучал врачебное дело.

Пророк Илия лечил и предсказывал

По достижении двадцати пяти лет возвратился в родные места. Это был уже не тот юноша, который уходил из родного дома, а крепкий мудрый мужчина.

Пророк Илия излечивал тяжелобольных и даже, словно Иисус, воскрешал умерших. Помимо врачевания, он делал предсказания того, что ждет человечество в будущем.

Случилось так, что пророк остановился на постой в доме нищей вдовы, у которой совсем не было пищи, только горстка муки в миске и капелька масла на донышке сосуда. По желанию Илии, случилось чудо: когда женщина набирала из миски муку, то она не заканчивалась, а добавлялась снова. Такое же чудо было и с маслом. Таким образом проявилась еще одна из его способностей − материализация вещей.

По описанию в Библии, пророк мог сотворить такие чудеса: призывать засуху и голод, и уничтожать засуху, вызывая дожди. Он давал пищу голодным и спасал бездомных. Однажды он смог разделить воды реки Иордан, коснувшись их своей одеждой. Это был очень добрый человек, которые не делал зла даже неприятелям, несмотря на свое могущество.

На протяжении жизни пророк Илия совершил несчетное количество добрых деяний. Он ушел из жизни в возрасте 74 лет. Последние несколько лет жизни он прожил в горах совсем один.

О дне и времени своей смерти святой пророк Илия знал заранее. После окончания своей жизни он не хотел быть похороненным как все. За тридцать минут до смерти Илия забрался на холм и там дождался своей кончины. После хищные звери разорвали на части его бренное тело, ставшее ненужным бессмертной душе.

Лишь по прошествии четырех столетий люди снова вспомнили о пророке. Они стали восстанавливать в памяти легенды и приукрашивать их выдуманными деталями. В основном это делали не простые обыватели, а сильные мира сего, желающие использовать имя Илии в корыстных целях.

Потомками была обнаружена пещера, где какое-то время жил пророк Илия. Она была разукрашена наскальными рисунками Илии, которые символично отражали его видения о том, что будет в далеком будущем. К сожалению, эти рисунки были превратно истолкованы потомками пророка.

Илья Пророк

Митрополит Иларион (Алфеев)

Илия — один из ветхозаветных пророков. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Жизнь пророка Илии

Пророк Илия — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Пророчества и чудеса

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние — ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Вознесение

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Пророк Илия в Новом Завете

Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом. По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.

Чему научиться нам в житии пророка Илии?

Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

Читать еще:  Как правильно поминать 40 дней смерти близкого

Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Пророка Илии

20.07/2.08. – Пророка Илии

Ильин день. Тайна пророка Илии

Пророк Илия – один из величайших пророков Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. Имя Илия переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения – ревностная борьба за поклонение единому Богу.

Жизнь св. пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Его имя также не раз упоминается в Новом Завете, с чем связываются эсхатологические и мессианские ожидания. Во время Преображения Господня Моисей вместе с пророком Илией беседовали со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). По мнению свт. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Сам Иисус вспоминает историю Илии применительно к Своему служению после того, как Его проповедь в Назарете не имела успеха, говоря, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4:24). Особо важное значение имеет свидетельство о пророке Илии в Апокалипсисе.

С малых лет Илия посвятил себя Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Этим идолам евреи ритуально приносили в жертву детей (4 Цар. 17:17). Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве.

И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу.

Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо – воскресил умершего сына этой вдовы.

По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти» (3 Цар. 18, 21-24). Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно – небо молчало. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Читать еще:  Небольшой рассказ о пасхе

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о безсилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея.

За свою ревность о Боге пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице (4 Цар.2:11). Иконописная традиция часто изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшим плащом дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия. Согласно Библии, до Илии живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). Этим двум пророкам предсказано и возвращение на землю перед концом времен для последней проповеди.

Уже в Книге пророка Малахии говорится: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). В откровении св. Иоанна Богослова описано подробнее: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчества их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвой, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят… Но после трех дней с половиной вошел в них дух жизни от Бога, и они оба встали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говорящий им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр.11:3-12). Об этом упоминается в православном богослужении (Триодь постная, Служба св. Пророку Илии, Четьи Минеи за 20 июня).

Поскольку ветхозаветное служение пророка Илии преследовало цель обращения евреев от идолопоклонства, возможно, и последняя проповедь пророка Илии будет особо обращена к еврейскому народу, ныне самому антихристианскому и пребывающему в состоянии богоборчества – как последняя возможность спасения хотя бы его части. На это указывает и место убиения обоих пророков: Иерусалим, «который духовно называется Содом и Египет», потому что теперь оккупирован «детьми диавола», они именно там воздвигнут Третий храм для своего машиаха-антихриста. В иудейской традиции также считается, что Илия должен вернуться на землю пред пришествием машиаха. Предания об Илие сохраняются и у мусульман, и ему воздаётся высокая похвала в Коране.

Сохранились свидетельства различных христианских авторов, что в первые века по Р.Х. существовали сочинения, которые были составлены от имени пророка Илии. В этих произведениях, которые рассматриваются исследователями как «апокалипсисы» (откровения), пророк предстает провозвестником конца времен и прихода Мессии.

На Руси пророк Илия изначально пользовался большим уважением. Еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм пророка Илии в Киеве. Приняв Крещение, святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Возможно, давнее и особое почитание пророка Илии на Руси объясняется тем, что с принятием христианства в народном сознании Ильёй-пророком заменился образ языческого Громовержца-Перуна.

Многие языческие обычаи заметны поныне в праздновании Ильина дня. С четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье. Накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была запрещена любая работа – считается, что она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка за непочтительное отношение к его празднику. Почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза (братчина) с гуляньями молодежи, играми, хороводами и песнями. С Ильина дня, по народным поверьям, запрещалось купаться по причине того, что в вода с этого дня становится холоднее и в нее возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос – с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание становится чревато появлением нарывов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью. В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая, в некоторых местах крестьяне ставили на воротах чашку с зерном, прося священника «провеличать Илию на плодородие хлеба». Раньше праздник, связанный с символикой плодородия, также связывался в представлениях славян с брачной темой: девушки молились о том, чтобы выйти замуж. Православные особенно молились пророку Илие при засухе, а также и о прекращении затяжных дождей, о недопущении оружейных ран, об удаче на охоте. Праздник совпадает с датой создания воздушно-десантных войск СССР и РФ, поэтому святой Илия считается покровителем «голубых беретов». Летчики также считают его своим покровителем – оберегающим их в небе.

Многие русские пословицы связывают с этим днем поворот лета на осень:
Илья лето кончает.
Петр и Павел на час день убавил, и Илья Пророк – два уволок.
Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья – отщипнет и два.
С Ильина дня ночь длинна.

С Ильина дня в реке уже не купаются, поговаривая: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается».

Ежегодно 2 августа в РФ отмечается День Воздушно-десантных войск (День ВДВ), объявленный Указом президента РФ №549 от 31 мая 2006 г. «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах». Днём создания ВДВ считается 2 августа 1930 г., когда на учениях Московского военного округа под Воронежем впервые было десантировано на парашютах десантное подразделение в количестве 12 человек. Поскольку этот день удачно совпал с днем св. Илия пророка – этот святой теперь признан покровителем Воздушно-десантных войск России. К счастью, в отличие от знамени всей армии РФ (где позорно присутствует пентаграмма), в символике ВДВ нет богоборческих советских родимых пятен. Это хороший признак, поскольку армия нам нужна для обороны государства независимо от преходящих недостойных правителей.


Флаг ВДВ, учрежденный приказом министра обороны РФ 14.6.2004 г.


Эмблема ВДВ, учреждена приказом министра обороны РФ 6.5.2005 г.

Пророк Илия в Ветхом Завете — молитва

Пророк Илия считается одним из самых почитаемых святых в православной и католической вере. Может показаться странным, но на сегодняшний день ничего не известно о происхождении этого человека и его родословной. Прорицатель является значимой фигурой в истории.

Кто он пророк Илия?

Библейский пророк, который проживал в Израиле в IX веке до н. э. – пророк Илья. Чтят святого во всех монотеистических религиях. Его считают покровителем ВДВ и ВВС. Пророк Илия в христианстве почитается 20 июля. В славянской народной традиции его считали повелителем грома, дождя и небесного огня. Люди верили, что Илья передвигается по небу на колеснице и поражает молниями плохих людей.

Пророк Илия — житие

С иврита имя святого переводится, как «Мой Бог». Родился Илия за 900 лет до Рождества Христова. Предание гласит, что отцу пророка перед рождением сына было видение, что младенца приветствовали благообразные мужи и пеленали его огнем. С раннего детства пророк Илия посвятил свою жизнь Господу. Он жил в пустыне, постоянно постился и молился. В те времена правителем был царь Ахава, который был язычником и он поклонялся богу Ваалу.

Сначала, чтобы вразумить царя пророк своей молитвой наслал на землю засуху, но через какое-то время он послал дождь. Пророк Илия убил жрецов Ваала, чтобы доказать всем силу Господа. За свою жизнь святой совершил огромное количество чудес, например, он спас одну вдову от голода, а еще воскресил ее умершего сына. Упоминается пророк Илия и Ветхом Завете, где он вместе с Моисеем прибыл на гору Фавор. Господь взял святого на небо живым.

Пророк Илия – чудеса

В истории известно много фактов, касающихся чудесных проявлений молитвы святого. Важно заметить, что это не Илья творил чудеса, а Господь действует его руками.

  1. Низводил огонь на землю для наказания грешников и для знамения Истинности Богопочитания.
  2. Ударив одеждой по реке Иордан, библейский пророк Илия смог разделить ее, как Моисей.
  3. Удалось ему при жизни поговорить лицом к лицу с Господом, но только свое ему пришлось закрыть рукой.
  4. Святой пророк Илья за свою праведную жизнь был вознесен живым на Небо. Есть версии, что он попал не на небеса, а в другое место, где он будет ожидать второго пришествия Христа.
  5. Своими молитвами он управлял погодой, так он мог останавливать и посылать дождь на землю.
  6. При помощи пророчеств он открывал людям волю Господа.
  7. Пророк Илия воскресил мальчика и помог огромному количеству людей избавиться от болезней и даже смертельных.

В чем помогает Илия пророк?

Существует несколько молитвенных текстов, которые обращены к пророку.

  1. Поскольку Илья управлял силами природы, к нему обращались люди, чтобы попросить благословения на полевые работы и на получение хорошего урожая.
  2. Пророк Божий Илия помогает привлечь удачу, улучшить финансовое положение и успешно разрешить любое дело.
  3. Искренние молитвы помогают исцелиться от любого недуга.
  4. Одинокие девушки обращаются к святому, чтобы улучшить личную жизнь, так одинокие просят о достойном спутнике жизни, а люди в паре о счастливой жизни.
  5. Защищает пророк Илия от страстей, злости и разного негатива. Если регулярно ему молиться, то в доме будет мир и взаимопонимание.

Святой пророк Илия – молитва

Обращаться к святому, чтобы тот оказал помощь можно когда угодно и место не имеет значения. Важно имеет искренность в сердце и непоколебимую веру, что сказанные слова будут услышаны. Лучше всего, если молитва святому пророку Илии будет прочтена перед образом, который есть в храме или же его можно купить в церковной лавке. Перед иконой нужно зажечь свечу, перекреститься и прочитать молитву.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector