Кулич что означает

Что символизируют яйца и кулич на Пасху

В воскресенье, 28 апреля, православные всего мира встречают Воскрешение Христово — один из самых главных церковных праздников в году. В этот день заканчивается Великий пост — верующие ликуют, разговляются, проводя день в мире, согласии и радости.

Главная традиция праздника — освящение в церкви пасхальных куличей и крашенных яиц, главных символов праздника. Именно с освященной сдобы стоит начать праздничное застолье после длинных сорока недель строгого воздержания. Почему именно кулич и яйца? Откуда пришли к нам именно эти пасхальные кушанья?

Когда нужно освятить куличи и яйца на Пасху 2019 году?

О том, до которого часу можно освятить куличи, нужно было узнать заранее в конкретном храме, который вы собирались посетить. В каждом регионе и даже в каждом районе города ритуал может проходить в разное время. В некоторых церквях продукты начали святить с обеда субботы и продолжат совершать ритуал до обеда воскресенья. Другие храмы сегодня уже закрыты, так как освящение проходило вечером в субботу и ночью в воскресенье.

Исконно верующие же люди стараются освятить корзинку с продуктами именно рано утром в воскресенье — после торжественной всенощной службы и воспевания чуда Воскрешения.

Пасха — так называют творожную массу, выполненную в форме горки и украшенную всевозможными сладостями и вкусностями. Она символизирует гору Голгофу — ту, на которую взошел Иисус, чтобы принять мученическую смерть. Пасха выступает символом грешности каждого отдельного человека и милосердия всепрощающего Бога.

Кулич — яство, выполненное из сдобного теста. Здесь существует сразу несколько версий, почему именно он стал символом праздника. Согласно библейским сказаниям, когда Иисус приходил к ученикам, он разделял с ними трапезу. В память об этом апостолы оставляли среднее место за столом незанятым и клали перед ним часть хлеба – символ того, что Учитель всегда с ними. Из этого обычая сложилась традиция оставлять в церкви сдобный хлеб. Кулич и есть разновидность такого хлеба. Его освящают в церкви и раздают верующим. Верхушку кулича полагается украшать крестом, терновым венком или буквами ХВ, вылепленными из теста, но никогда распятием. Ведь кулич – символ победы Христа над смертью.

В то же время многие в фаллической форме кулича видят и другой намек — по мнению многих ученых, схожесть формы кулича с мужским половым органом символизирует продолжение жизни на земле и, опять же, победу жизни над смертью.

Что касается крашенных яиц, то и здесь существует две версии, почему именно они стали символом праздника. По одной из них, яйца — это слезы Христа, падающие на землю во время распятия и превращающиеся в камни кровавого цвета. По другой — один неверующий после воскрешения Иисуса смело заявил о том, что если чудо действительно возможно, то яйца на блюде во время его завтрака станут красными, пишет C-ib. Те покраснели в ту же минуту.

Как уже понятно, первоначально яйца красили исключительно в красный цвет, но с течением времени традиции менялись — теперь хозяйки стараются выполнить главные угощения стола во всевозможных цветах радуги и с разными украшениями, чтобы придать празднику уникальности, яркости и веселья.

Что класть в пасхальную корзину?

По традиции, яйца и куличи, а также другие продукты, освящают рано утром в воскресенье. При этом во многих храмах освящение прошло в Великую субботу — священнослужители переносят ритуал на день и вечер субботы, чтобы впоследствии люди могли без спешки приготовиться к пасхальному разговлению.

Если вы только собираетесь в церковь, то важно учесть, что стоит класть в пасхальную корзинку, а что святить запрещено.

Итак, в корзинку обязательно кладем пасхальный кулич и крашанки. Также святить можно скоромные продукты — мясные и молочные, которые были запрещены в пост. Это может быть сыр или творог, колбаса или копчености. Освящаем бутылку красного вина, воду и соль, которой после будем заправлять праздничные блюда.

Не стоит освящать в церкви деньги и ценности, уже приготовленные блюда, овощи и фрукты — все это лишнее и не приветствуется священнослужителями.

Что символизируют яйца и кулич на Пасху

Главными атрибутами языческой Пасхи являются крашенки и кулич с глазурью. Существует мнение, что символы были позаимствованы у язычников, поклоняющихся богу плодородия. Именно ему пекли куличи, по внешнему виду напоминающие фаллос. Верхушку красили белым цветом, символизирующим сперму, и посыпали зерном, знаменующим плодородие. Рядом с куличом клали два куриных яйца, чтобы дополнить картину.

Ещё до появления Христа яйцо считалось прообразом Вселенной. Оно символизировало возрождение природы после зимней спячки, жизнь и плодородие. Древние египтяне дарили друг другу яйца, празднуя наступление Весны.

Традиция окрашивать яйца в красный цвет появилась при жизни Марка Аврелия. Существует легенда, что когда философ появился на свет, одна из кур его матери снесла яйцо, скорлупа которого имела красные вкрапления. Это было истолковано как знак, что родился будущий император. Позже у римлян появился обычай посылать друг другу в качестве поздравления крашеные яйца.

Освящение кулича на Пасху считается исторической ошибкой и религиозной безграмотностью. Блюдо это признано языческим. Однако традиция печь пасхальные куличи и красить яйца настолько плотно вошла в нашу жизнь, что люди порой даже не задумываются о том, что означают эти праздничные атрибуты.

Обычаи и традиции

В соответствии с пасхальными традициями в былые времена девушки поднимались на колокольню и звонили в колокол – чей звон был громче, у того урожай льна обещал быть большим. Людей, которые во время Страстной недели не посещали церковь, могли окатить водой. В некоторых селах и по сей день верующие ходят по домам и поют песни, восхваляя Иисуса, а хозяева приглашают гостей в дом и щедро угощают.

Всем известная традиция красить куриные яйца на Пасху окутана легендами. Одна из них гласит о том, что после того, как Спаситель воскрес, ученики несли радостную весть всем из дома в дом. Мария Магдалина, последовательница Христа, решилась оповестить самого императора Тиберия. Однако к нему запрещалось приходить без дара в руках. Тогда женщина взяла куриное яйцо и, войдя к правителю, воскликнула: «Христос Воскрес!». Император, рассмеявшись, ответил, что поверит сомнительной вести только тогда, когда скорлупа яйца поменяет цвет. В этот же миг произошло чудо: скорлупа стала красной. Императору осталось лишь удивленно произнести: «Воистину воскрес!».

Многие верят, что именно с того времени появилась традиция окрашивать куриные яйца на праздник. Сегодня декоративные пасхальные яйца изготовляют из дерева, стекла, шоколада, сахара и даже золота.

К празднику готовятся заранее. Неделю, которая предшествует празднику, называют Страстной. В Чистый четверг верующие встают до восхода солнца и купаются, чтобы очиститься от всех грехов, и только после этого посещают церковь. Затем принимались за покраску яиц и выпекание куличей.

Вечером в субботу все верующие, нарядно одетые, идут в церковь на всенощную. После завершения колокольного звона начинается крестный ход, который символизирует шествие Церкви к воскресшему Спасителю. Под звук колоколов и пение храм обходят три раза. После окончания поста во время праздника верующие разговляются при храме или дома.

pravdoiskanie

pravdoiskanie

ВЕРСИЯ №1: Кекс «Весенний» символизирует сие, и желание попа получить прибыль от тебе!

ПРАВАЯ И СЛАВНАЯ ВЕРСИЯ №2 Кулич символизирует фаллос и подтверждается она!

«Печь куличи — это древнейшая языческая традиция славян. Люди пекли куличи и пекут именно в форме мужского детородного органа, специальной формы, с коричневой шляпкой политой белым сахаром (излитым семенем) и посыпанным зерном — символом плодородия и начала весны, начала пробуждения природы. И раскрашивали яйца — тоже как символ новой жизни, подходящий к куличу по различным параметрам»

«Поэтому освящение кулича на празднике Светлого Христова Воскресения — это историческая ошибка, это один из признаков религиозной безграмотности.
Пасха (Пейсах — еврейский — избавление, переход) — это и выведение евреев из Египта, и Великий праздник Воскресения Иисуса Христа.
Кулич «пасхой» стал именоваться лишь по недоразумению, это нелепое слияние Православия и древних языческих обрядов.
В Ветхом Завете пасхой назывался закалаемый агнец, который прообразовывал жертву Христа.В этом смысле Иисус Христос, как Первенец воскресший из мертвых в новом вечном качестве своей плоти, явился Новым Адамом, и Родоначальником новозаветного христианского рода» http://www.liveinternet.ru/users/antisekta/post100138897/

Кулич баба (или попросту лохань): какая красотища: ты только повнимательнее глянь!

Кулич – крестьянский мужик: он весело, и бодро стоит, и головою своею он не поник!

«Несколько слов о творожной «пасхе».
«Истоки этого кулинарного произведения в форме треугольной призмы ведут к культу строительства пирамид в Азии, Африке и на Американских континентах»

Масонский символ — треугольник вам знаком ничего общего не имеет с Иисусом Христом!

Кулич — это фаллос, а к нему прилагается два яйца: вот и сказка РПЦ — мазер вашей, вся?

Читать еще:  Все о разведении цесарок в домашних условиях

Пасха — это не заяц, не яйца, и не кулич! Не РПЦ + Кирилл, и не ваш Владимир Ильич!
Пасха – это воскресший из мёртвых Иисус Христос, но ваш ум до этого ещё не дорос?

А теперича прослухайте песню про СССР, про Пасху, про яйца, и про куличи, ой, хи-хи!

Лицемеры могут менять свой окрас, и свои фальшивые «убеждения», вам прикажут когда!
Кто хужее, и ближее к сатане: фальшивые коммунисты или нынешние чада Русской ПЦ?
Скрестите рога хвосты и копыта в промежном поединке и сразитесь, а после скажете мне!

Вопрос: от Бога ли нынче власть в Российской Ф, или же сатана опять поработил ее? http://pravdoiskanie.livejournal.com/289337.html Померли уже, сложив конечности в земле?
Вопрос: интернациональна ли вера Русской ПЦ, или она русская, или чья еще? http://pravdoiskanie.livejournal.com/289836.html Или ты мёртв, и тебе уже неважно сие?
Вопрос: покаются ли в прахе, вретище и пепле попы РПЦ за враньё о Пасхальном «благодатном огне»? http://pravdoiskanie.livejournal.com/290684.html Никогда как и сатана!
Сказание — песнь плачевная монаха РПЦ: неужели после смерти в ад идут попы и её чада все? http://pravdoiskanie.livejournal.com/291737.html Куда девать слуг лижи и дьявола еще?
Вопрос применяется ли психотронное оружие в РФ, или его успешно заменила РПЦ? http://pravdoiskanie.livejournal.com/292290.html Применяет власть РФ: она ведь чадо РПЦ!
Сказание о «церкви» атеистов с человеческим лицом: она лучшее Кузи, и РПЦ с ея окрашенным яйцом? http://pravdoiskanie.livejournal.com/293465.html Она лучшей тебя?
Вопрос: надыть ли создать церковь добропорядочных людей в РФ, и передать храмы РПЦ в руцы ее? http://pravdoiskanie.livejournal.com/293741.html Передай, и кассу всю отдай!
Вопрос: заплатит ли на Страстной седьмице Великого поста РПЦ глава, за 5 лет моего рабского труда? http://pravdoiskanie.livejournal.com/294284.html Не заплатил ваш Кирилл!
Сказание о дорожной карте жителям земли гой – вперды: после принятия чипа – сгинь, в ад уйди! http://pravdoiskanie.livejournal.com/294125.html Там живут ваши собратья — бесы!

За богохульство, за оскорбление, и за поругание христианской веры, кто будет отвечать?
Вы себя поставили выше всякого закона, и против Бога вздумали отрыто вы восстать?

Что значат эти куличи и яйца?

А меж тем история Пасхи и пасхальные традиции более достойные внимания, чем само празднование.

К наибольшему праздничку года в доме, очевидно, должно быть убрано, обязательно (по народной примете) вымыты окна. Точнее, не просто к Пасхе, а к Величавому четвергу, недаром его еще именуют Незапятнанный четверг. В старину к этому деньку собирали ветки можжевельника и сжигали их, а дымом окуривали все помещения, в том числе хлев и сарайчик, — числилось, что лечебный можжевеловый дым, собственного рода благовоние Центральной Рф, — защищает человека и скот от заболеваний.

Конкретно в сей день также положено красить яичка, делать пасху, замешивать тесто для куличей — пожалуй, для хозяек это один из самых хлопотных дней в году. Изготовление пасхального стола стараются окончить конкретно в четверг, чтоб ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, денька траура и молитвы.

Не забывали в старину и о личной гигиене — ранее в сей день многие купались в проруби. Конкретно в сей день в первый раз подрезали волосы годовалому ребенку (делать это ранее числилось грехом), а девицы подрезали кончики собственных кос — чтоб волосы были гуще и лучше росли.

Но у Величавого четверга еще есть одно заглавие — Страстной четверг, денек Потаенной вечери, и православные стремятся в сей день сначала очиститься духовно, причаститься, — конкретно в сей день на Потаенной вечере Христом и было установлено таинство евхаристии, либо причащения.

Что касается освящения куличей, творожных пасх и яиц, то, обычно, в маленьких сельских церквях их освящают в храмах в воскресенье сходу после пасхальной службы, а в огромных городках, когда в сей день в храм приходит неограниченное количество народу, это делают за денек ранее, в субботу.

Богослужение в Пасху особо праздничное. Обычно, оно начинается незадолго до полуночи, но лучше придти в церковь заблаговременно, чтоб не оказаться за порогом, — большая часть церквей в пасхальную ночь набиты битком и многие прихожане занимают места уже за несколько часов. Из церкви начинается и Крестный ход, нареченный так поэтому, что священник несет впереди себя крест. Процессия трижды обходит вокруг церкви с пением. Участников Крестного хода церковь ассоциирует с женами-мироносицами, которые 1-ые повстречали Христа воскресшим. В это время лупят колокола — в течение пасхальной недели во всех православных церквях, обычно, хоть какому желающему разрешается подняться на колокольню и позвонить. А после окончания службы верующие христосуются — приветствуют друг дружку целованием и словами «Христос воскресе!». Свечу, с которой обходили Крестным ходом вокруг церкви, ранее обычно сохраняли, приписывая ей волшебные характеристики. На этом праздничная часть завершается, и начинается пасхальный пир. В течение всех 40 дней Пасхи, а в особенности на первой неделе, прогуливаются в гости, даруют крашеные яичка и куличи, а в старину к тому же игрались в пасхальные игры.

Яичка на Пасху красят все — и верующие, и те, для которых это просто радостный обычай. И правда, какая Пасха без яиц? Ведь яичко — не только лишь знак жизни, плодородия и вешнего возрождения природы. Еще за длительное время до Христа яичко считали прототипом самой Вселенной. Сама форма яичка — овал — у греков символизировала волшебство.

Обычай красить яичка связан с именованием римского правителя Марка Аврелия. Считается, что в денек, когда он родился, одна из кур его мамы снесла яичко, помеченное красноватыми точками. Это объяснили как символ того, что родился будущий правитель. С течением времени у римлян вошло в обычай посылать друг дружке в качестве поздравления окрашенные яичка.

Обстоятельств же, по которым православные красят на Пасху яичка конкретно в красноватый цвет, именуют несколько. Существует версия, что это делают поэтому, что в пасхальные празднички яичко окрашено кровью Христа.

Другая легенда говорит, что после погибели Христа семь иудеев собрались на пир. На столе посреди иных блюд были жареная курица и вареные яичка. Один из гостей, вспомнив про Христа, произнес, что тот воскреснет на 3-ий денек, на что владелец дома ответил, что это будет вероятным, только если курица на столе оживится, а яичка станут красноватыми. И в тот же миг курица оживилась, а яичка побагровели.

Но часто встречающаяся версия — что после воскресения Христа его последователи разошлись по различным странам, разнося всюду известие о том, что Христос одолел погибель. И Мария Магдалина пришла с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. В подарок императору Мария преподнесла яичко как знак воскресения Христа. Правитель же усомнился в этом и произнес, что как яичко из белоснежного не становится красноватым, так и мертвые не воскресают. Яичко здесь же стало красноватым. Поэтому, невзирая на то что яичка красят в различные цвета, обычным цветом считается конкретно красноватый, цвет жизни и победы.

Также существует и полностью бытовое разъяснение обычая крашения яиц. Его сторонники говорят, что потому что во время сорокадневного Величавого поста нельзя есть яичка, а курицам-несушкам разъяснить это нереально, то за время поста накапливалось большущее число яиц, которые нельзя было съесть сходу. Чтоб они не пропали, их варили, а чтоб не путать с невареными, их красили натуральными красителями, а именно луком, который и присваивал им красный цвет. С течением времени хозяйственная необходимость перевоплотился в торжественный обряд.

Это особенное сладкое блюдо из творога имеет форму усеченной пирамиды, символизирующей Гроб Господень, и ее, обычно, декорируют знаками «ХВ». Она также считается эмблемой пасхального веселья и сладости райской жизни, прототипом Королевства Небесного, и тех молочных рек в кисельных берегах, которые всегда были мечтой российского крестьянина.

Пасхальный кулич по собственной форме припоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении. В память о том, что Христос, приходя к своим ученикам после воскресения, сам вкушал с ними еду, апостолы во время пищи не занимали среднее место за столом, оставляя перед ним хлеб, как будто Христос незримо находился посреди их. Таким макаром, пасхальный артос — знак самого Иисуса. Всю Светлую седмицу (праздничную неделю после Пасхи) он занимает в храме самое видное место и раздается верующим в субботу этой недели. К истинному времени сложился обычай и в каждой семье печь сдобный хлеб — кулич, вроде бы домашний артос, и освящать его в церкви.

Ранее в пасхальную ночь — как зазвонят колокола — везде в деревнях загорались огни. Около церквей разжигали костры, зажигали развешенные намедни фонарики, на буграх поджигали смоляные бочки. Оставшиеся от костров угли собирали и закладывали под крышу — чтобы защитить дом от пожара и молнии. В почти всех местах до пасхальной службы и после ее окончания было принято стрелять из ружей. В особенности всераспространенной эта традиция была посреди охотников — числилось, что тем не только лишь обеспечишь для себя удачную охоту на весь год, но также обязательно убьешь черта. К тому же «стрелять — означает Христа встречать».

Читать еще:  Когда начинается служба на пасху

А на севере Рф после окончания пасхальной службы быстрее бежали домой разговляться — числилось, что кто резвее прибежит, тот ранее других соберет сбор.

Народные гулянья на Пасху сейчас уже не проводятся с таким размахом, как ранее, когда они длилось от 1-го денька до 2—3 недель (зависимо от местности) и носили заглавие Красноватая горка — время хороводов и различных игр. Так же как люди христосуются три раза в щеки, христосуются и пасхальными яичками, разбивая по очереди различные их концы. Ранее малыши всюду игрались в «покатушки» — у кого яичко далее укатится. У пасхальных яиц были и различные «практические» внедрения — их катали по земле, чтоб она была злачной; яичко клали в правую руку тому, кто погиб на Пасху; часто их не ели сходу, а сберегали в течение всего года, чтоб использовать как защиту дома от пожара, а посевов — от града.

Следует сказать, что по традиции на Пасху никогда не прогуливаются на кладбище, более того, в связи с этим веселым деньком прекращается даже поминовение усопших в течение всей Светлой седмицы. Родительский денек — Радоница — отмечается на десятый денек после Пасхи, а обычай посещать на Пасху могилы родственников появился в русское время — как попытка перевоплотить церковный праздничек в собственного рода денек поминовения усопших.

История пасхального кулича

Статьи Интересные факты о хлебе

( 41 голос. )

Пасха является самым главным и важным праздником Православной Церкви. Для верующих очень важны традиции и ритуалы, пришедшие к нам из далекой истории. Кулич является одним из главных яств пасхального стола.

Этот десерт является символом, напоминающим воскрешение Христа. По преданию Иисус после воскрешения отведал преподнесенную пищу с апостолами. Также в Библии сказано, что ни один из апостолов не садился на центральное место в середине стола. Перед этим местом они ставили свежеиспеченный хлеб.

Этот обряд заложил дальнейшую традицию оставлять свежеприготовленный ароматный хлеб в церкви. На нем обязательно должен быть изображен крест с терновым венцом, который был на мученике Христе. Однако сам Иисус изображен не был, что символизировали его воскрешение. Тем самым верующие указывали на преодоление смерти, победу на ней.

Этот хлеб традиционно носили священники вокруг церкви, а затем выкладывали на большом столе монастыря. В субботу, когда пришедший в храм получал благословение, он получал кусок такого хлеба.

Этой версии придерживаются многие верующие, однако историки утверждают, что куличи выпекали еще до появления Христианства на Руси, во времена язычества. Куличи тогда символизировали совершенно далекие от вероисповедания вещи.

Происхождение Кулича
Слово «Кулич» происходит от слова «КоЛаЧа», что означает «Ча»- дитя, «Кола»- солнце. В Древней Руси солнце называлось «Коло» или «Кола». Пасхальный кулич является символом обряда Пасхи или Паски. Известно, что традиция освещать кулич и преподносить его в качестве угощения в честь празднования Пасхи имеет как христианское, так и языческое происхождение.

Еще в Древней Руси было принято заканчивать мессу всеобщим угощением хлебом, сладостями и вином, которые были освещены во время проведения службы. Эта традиция укоренила обычай освещения даров во время причастия, а также ввела другой обычай — проведение пасхальной трапезы, в которой главное место занимал кулич.

История гласит о том, что кулич символизирует незримое присутствие Христа, которому в середине стола всегда оставляют свободное место, напротив которого ставят освещенный кулич. Традиция выпекать специальный хлеб также основана на символизации в преддверии весны грядущих посевных работ. Поэтому было принято замешивать дрожжевое кислое тесто, из которого пекли хлеб. Его приносили в жертву плодоносной земле, которая должна была дать хороший урожай. Этот хлеб также приносили в жертву, чтобы справиться со стихиями и вымолить хорошую погоду и большой урожай.

В итоге активного взаимодействия, христианская и языческая культуры сплелись, объединив свои традиции и обычаи. Таким образом, кулич издревле считался обрядовым хлебов, символизирующим плодородие. У русских народов известно два названия этого хлеба — это «пасха» и «кулич». Существует также мнение, что название «Кулич» пришло из греческого языка и обозначало «Крендель». Это название было распространено среди городских жителей, а для крестьян хлеб носил название «Паска» или «Пасха». Этот пирог имел разную форму, к примеру, в Вологодской области Кулич выпекали в виде раскрытого пирога, но традиционно его делали высоким, с характерной верхней частью, украшенной белой глазунью, с изображением креста.

В тесто традиционно добавляли яйца, масло, муку грубого помола и зачастую дрожжевую основу. Тесто для кулича принято было делать постным, без излишеств. В преддверии Пасхи очень важным обычаем для каждой хозяйки являлось вымешивание теста и выпекание кулича, именно от этого обряда зависела судьба всей семьи. Существовало поверье, что если кулич получился высоким, пышным и красивым, то впереди плодородный год, хорошие события и здравие всей семьи. А если кулич получился клеклым, «расплылся» по печи и корка растеклась, то жди несчастий, болезни и смерти кого-то из родных.

Таким образом, на кулич возлагали очень много надежд, его отождествляли с плодородием, здравием и удачей. Отчасти поэтому освещенный кулич в церкви разрезали на множество кусочков и раздавали верующим. Каждый человек, взявший этот освещенный символ плодородия и здоровья, отчасти приобщался к нему.
В каждой семье кулич занимал самое видно и важное место, как и яйца. Их хозяин дома делил на количество членов семьи и раздавал каждому. Также принято раздавать эти пасхальные дары добрым людям, чтобы поделиться с ними его чудодейственной силой. Также известно, что кулич был неотъемлемой частью застолья по случаю смерти человека. Куски кулича оставляли на столе, рядом с умершим, а также носили на кладбище.

Известно, что кулич наделяли большим значением и силой, именно поэтому крестьяне традиционно использовали каждый кусочек кулича. Верхняя часть кулича наделялась особой силой, поэтому ее старались сохранить. Обычно хозяйки пекли несколько куличей, каждый из которых был предназначен для определенных целей. Один из куличей пекли, чтобы отнести в церковь, другой — для «засевальных» обрядов, ну а третий — для семейного стола.
В Сибири было принято выпекать кулич не вместе со всеми, а в другой день. Готовили куличи в сибирских семьях из ржаной муки, при этом тесту давали подкиснуть и выпекали его в виде коврижки, украшенным крестом. Этот кулич готовился для моления священника, который приходил в дом, выкладывал свои освещенные иконы и проводил моления. Кулич традиционно клали под иконы и дожидались окончания молений. Кулич отдавали священнику в качестве благодарности за проведенные мольбы.

Хранить кулич до дня засева, прикрыв салфеткой, принято было в Вологодской области. В день засева принято отрезать несколько кусков от кулича и положить в семена, чтобы они максимально взошли. В то время верхушку традиционно съедалхозяин, что тоже должно было увеличить урожай.

Остатки кулича никогда не выбрасывали, их использовали во время гаданий. В те времена большое значение для людей играл урожай и хозяйство. К примеру, если не удавалось размножать лошадей, оставшиеся кусочки кулича заворачивали в тряпочку и подвешивали в конюшнях, в качестве символа плодородия. По истечению шести недель, ткань разворачивали и смотрели какого цвета появились черви. По преданию рожденный жеребенок будет такого цвета.

Приготовление пасхального кулича
Издавна выпекание куличей считается настоящим традиционным обрядом. У каждой хозяйки были свои хитрости выпекания вкусного кулича, которые традиционно передавались из поколения в поколение, от матери — к дочери. Кулич считался удачным, если он получался высоким, воздушным и мягким. Качественный кулич обычно сохраняет свою мягкость и воздушность в течение длительного времени.

Выпекали куличи традиционно в специальных металлических ведерках — формах для русской печи. Форму обычно смазывали жиром и заполняли на треть, так как тесто обычно увеличивается в объеме в два раза. Готовые ароматные куличи украшали глазурью, крестами, различными сладостями — это могли быть сушеные фрукты, орехи, сахарный мак или наиболее распространенным является крашеное пшено. Именно последний вариант считался классическим вариантом украшения.

В русской народной кухне можно найти множество рецептов куличей, которые выпекают современные хозяйки в духовке, стараясь сохранять традиционные обряды. Выпекают обычно в алюминиевых формах, которые вмещают 1 −1,5 литра. Прежде всего, следует найти подходящий рецепт и приступить к замешиванию теста.
Для этого понадобится семь яиц, 15 грамм сухих дождей или 45 грамм свежих дрожжей, килограмм муки, 250 грамм маргарина, 300 грамм сахарного песка, столько же изюма, одна чайная ложка ванилина. Для глазури понадобится два белка и 150 грамм сахара.
Прежде всего, следует замесить опару, добавив в теплое молоко растворяемые дрожжи. Далее добавить в опару 500 грамм муки, все тщательно размещать. Поставить опару следует в теплое место примерно на 15-20 минут. Опара считается готовой, если она увеличилась в два-три раза. Далее отделить белки от желтков, при этом желтки взбить с сахаром «до бела». Белки же следует взбить с добавлением небольшого количества соли.

Когда опара дойдет вмешать взбитые желтки, перемешать. Затем добавить маргарин или масло, с учетом рецепта и добавить взбитые с солью белки. Все аккуратно перемешать и постепенно добавить оставшуюся муку. Тесто должно получиться не очень крутым, но и не жидким. Тесто не должно прилипать к рукам. Вымешанное тесто следует поставить в теплое место примерно на час.

Пока тесто поднимается, замочить сухофрукты, изюм на 10-15 минут и высушить. Далее добавить в поднявшееся тесто начинку и опять вернуть в теплое место. Пока тесто подходит, форму следует смазать маслом или жиром. Поднявшееся тесто выложить в форму лишь на треть, чтобы она могло спокойно подняться. Форму накрыть салфеткой и снова дать тесту подняться.

Как только вы увидите, что тесто снова поднялось, форму следует поставить в духовку и выпекать при температуре 100оС. Через 10 минут следует увеличить температуру до 180оС и продолжать выпекать кулич до готовности.

Примерно через 30-40 минут кулич нужно проверить с помощью зубочистки. Если кулич готов, его следует достать и накрыть салфеткой, оставить остывать. Далее следует приготовить глазурь. Для этого следует взбить белки с одной щепоткой соли, далее постепенно в пену ввести сахар или сахарную пудру. На готовый кулич нужно выложить глазурь и посыпать украшением на ваш выбор. Это может быть традиционная цветная пшенка, орехи, кокосовая стружка и т.д.

Советы по приготовлению кулича
Чтобы кулич получился удачным, следует соблюдать некоторые советы. При замешивании теста следует добиться правильной консистенции. При этом тесто не должно быть жидким, в этом случае куличи расплывутся и не поднимутся. Но при этом тесто не должно быть густым, так как кулич из такого теста получится тяжелым и быстро высохнет, зачерствеет.

Готовый кулич при разрезании не должен приставать к полотну ножа, если это происходит, значит, кулич не допекли. Вымешивать тесто следует долго, до тех пор, пока оно не перестанет прилипать. Следует избегать сквозняков и прохладных мест, при выборе места для подхода дрожжевого теста. Температура должна быть не ниже 35оС.

Готовый кулич следует смазать смесью из одного яйца и столовой ложки воды. Затем смазать сливочным маслом и посыпать сухарями, сахаром или ореховой крошкой. Кулич советуют выпекать в духовке с наличием емкости с водой. Время выпекания зависит от веса теста: 1 килограмм теста выпекают 45 минут, 1, 5 килограмма следует выпекать в течение одного часа, а кулич, массой 2 килограмма — 1, 5 часа.

Если при выпекании кулич сверху начал немного пригорать, его следует накрыть специальной бумагой для выпекания или фольгой.Когда кулич приготовится, его следует аккуратно вынуть из духовки и перевернуть на бок. Именно в таком положении его рекомендуют остужать.

Было принято ставить много теста, так как считали, что в большом количестве оно лучше поднимается. В тесто для куличей также клали много яиц, масла и сахара. Хозяйки знают, что в этом случае куличи получаются вкусными, мягкими и сладкими в течение долгого времени.

Традиционно куличи на Руси выпекали круглой формы, украшенным крестом. Тесто по обычаю ставили вечером с четверга на пятницу. Выпекали куличи обычно в течение пятницы, а на следующий день вся семья несла куличи в церковь, чтобы осветить их. Либо приглашали в дом священника провести молитвы. Пасхальные куличи кушают на протяжении всей пасхальной недели.

Откуда взялась традиция освящать на Пасху яйца, куличи, творожные пасхи

И не только, еще мясные продукты, вино, другие праздничные яства. Причем, слово «освящать» здесь использовано неточно, на самом деле речь идет о благословении пищи: ни яйца, ни куличи с творожными пасхами, ни буженина с колбасой и вином не становятся освященными, и уж тем более священными. Но почему в Великую субботу — последний день Страстной недели — принято приносить эти продукты в храм, и после Божественной литургии священники с молитвой окропляют столы со снедью святой водой?

Начнем с яиц. По преданию, одна из учениц Иисуса, которую Он, согласно Евангелию, исцелил от одержимости, изгнав из нее семь бесов, Мария Магдалина после Воскресения Христа бесстрашно пришла к римскому императору Тиберию и преподнесла ему в дар красное яйцо. Преподнесла со словами самой главной вести на этом и том свете: «Христос Воскрес!».

Почему в подарок яйцо? Символ жизни, которая до поры до времени сокрыта под скорлупой — гробницы ли, нашей греховности, богословы толкуют образ по-разному. Почему красное? Символ Крови Христа, пролитой за нас. И символ царской власти. Повторюсь, Евангелие ничего не сообщает об отважном поступке Марии из Магдалы. Отважном, потому что Тиберий был императором, в правление которого распяли Христа, Тиберий умел подавлять смуты и знал, что делать с несогласными. Поэтому поступок Марии Магдалины означал бесстрашное исповедование веры: «Христос Воскресе!». Правда, историки о событии молчат. Молчат о традиции красить яйца и святые отцы — святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, иные христианские духовные авторитеты того времени. Хотя, похоже, в V-VI веках яйца к Пасхе уже красили. И почему-то душа народная так охотно подхватила этот обычай и несет его сквозь века. Почему? Может, дело в том, что нам хочется, чтобы Светлое Воскресение Христово было отмечено и в бытовой части нашей жизни? Мы жаждем освятить благой вестью все пространство своей жизни, лишний раз ощутить Христово присутствие в нашем мире!

Теперь про творожные пасхи и куличи. С начала Великого поста, а это за сорок восемь дней до Пасхи, верующие отказывались от этих непостных, скоромных продуктов. Скоромными называются продукты от теплокровных животных (птиц и млекопитающих), то есть мясо, молоко, их производные, яйца. И теперь, после Пасхального богослужения верующие могут разговеться.

Это слово, за десятилетия атеизма сохраненное для нас русской литературой, означает то, что верующие могут по прошествии поста впервые поесть скоромную пищу. На эти продукты — праздничную творожную пасху, на куличи, на мясное и яйца и берется благословение, или, как говорят в народе, «их освящают».

Но почему кулич? У хлеба особая роль в христианстве. Хлебом, сошедшим с небес и дающим жизнь миру, назвал Себя Сам Спаситель. Подобно тому, как потребляя хлеб в пищу, люди утоляют голод и поддерживают жизненные силы, так приобщаясь через веру ко Христу, люди освобождаются от духовного голода, приобщаются к духовной жизни, наследуют вечную жизнь. В главном Таинстве христиан — Таинстве Евхаристии (Причащения) хлеб незримо, таинственным образом (отсюда слово «таинство») прелагается (претворяется, пресуществляется) в Тело Христово. Сохраняя внешний вид хлеба, это уже Тело Христово, не символ Тела, а именно Само Тело. Так что хлеб в христианстве — больше, чем основной продукт питания.

По преданию, после Своего воскресения Христос приходил к апостолам во время их трапез. Подчеркивая, что Христа ждут, центральное место за столом оставляли незанятым, а на столе выкладывали хлеб, предназначенный для Спасителя. Со временем возникла традиция в праздник Воскресения Христова оставлять хлеб в храме — по-гречески такой хлеб назывался «артос». Оставляли артос на особом столе — так, как это делали апостолы. В течение всей Светлой недели — недели, следующей за Пасхой, артос берут с собой во время крестного хода и обносят его вокруг храма, а в субботу Светлой недели после благословения кусочки артоса раздаются верующим. Постепенно появился обычай иметь свой артос и дома. Таким хлебом стал кулич, это слово тоже имеет греческое происхождение — от слова kollikion, в переводе «круглый хлеб». Сейчас кулич — это высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Кстати, греческий kollikion вошел и в европейские языки: есть и испанский kulich, и французский koulitch. Священники учат: «Ставя на пасхальный стол кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь».

Творожная пасха. В Требнике — в церковной книге, где записаны правила богослужения, упоминается «млеко огустевшее», то есть творог, которому на Пасху придают форму усеченной пирамиды. Пирамида символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения Христа. Поэтому на верхней стороне творожной пасхи есть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскрес!». На боковых сторонах специальной формы для творожной пасхи, пасочницы, по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Иисуса Христа.

Так что всем нам знакомые пасхальные угощения — крашеные яйца, куличи и творожные пасхи несут в себе главную новость мироздания — «Христос Воскрес!». И именно эта весть — основная в праздник Пасхи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector