Кулич это символ

История пасхального кулича

Статьи Интересные факты о хлебе

( 41 голос. )

Пасха является самым главным и важным праздником Православной Церкви. Для верующих очень важны традиции и ритуалы, пришедшие к нам из далекой истории. Кулич является одним из главных яств пасхального стола.

Этот десерт является символом, напоминающим воскрешение Христа. По преданию Иисус после воскрешения отведал преподнесенную пищу с апостолами. Также в Библии сказано, что ни один из апостолов не садился на центральное место в середине стола. Перед этим местом они ставили свежеиспеченный хлеб.

Этот обряд заложил дальнейшую традицию оставлять свежеприготовленный ароматный хлеб в церкви. На нем обязательно должен быть изображен крест с терновым венцом, который был на мученике Христе. Однако сам Иисус изображен не был, что символизировали его воскрешение. Тем самым верующие указывали на преодоление смерти, победу на ней.

Этот хлеб традиционно носили священники вокруг церкви, а затем выкладывали на большом столе монастыря. В субботу, когда пришедший в храм получал благословение, он получал кусок такого хлеба.

Этой версии придерживаются многие верующие, однако историки утверждают, что куличи выпекали еще до появления Христианства на Руси, во времена язычества. Куличи тогда символизировали совершенно далекие от вероисповедания вещи.

Происхождение Кулича
Слово «Кулич» происходит от слова «КоЛаЧа», что означает «Ча»- дитя, «Кола»- солнце. В Древней Руси солнце называлось «Коло» или «Кола». Пасхальный кулич является символом обряда Пасхи или Паски. Известно, что традиция освещать кулич и преподносить его в качестве угощения в честь празднования Пасхи имеет как христианское, так и языческое происхождение.

Еще в Древней Руси было принято заканчивать мессу всеобщим угощением хлебом, сладостями и вином, которые были освещены во время проведения службы. Эта традиция укоренила обычай освещения даров во время причастия, а также ввела другой обычай — проведение пасхальной трапезы, в которой главное место занимал кулич.

История гласит о том, что кулич символизирует незримое присутствие Христа, которому в середине стола всегда оставляют свободное место, напротив которого ставят освещенный кулич. Традиция выпекать специальный хлеб также основана на символизации в преддверии весны грядущих посевных работ. Поэтому было принято замешивать дрожжевое кислое тесто, из которого пекли хлеб. Его приносили в жертву плодоносной земле, которая должна была дать хороший урожай. Этот хлеб также приносили в жертву, чтобы справиться со стихиями и вымолить хорошую погоду и большой урожай.

В итоге активного взаимодействия, христианская и языческая культуры сплелись, объединив свои традиции и обычаи. Таким образом, кулич издревле считался обрядовым хлебов, символизирующим плодородие. У русских народов известно два названия этого хлеба — это «пасха» и «кулич». Существует также мнение, что название «Кулич» пришло из греческого языка и обозначало «Крендель». Это название было распространено среди городских жителей, а для крестьян хлеб носил название «Паска» или «Пасха». Этот пирог имел разную форму, к примеру, в Вологодской области Кулич выпекали в виде раскрытого пирога, но традиционно его делали высоким, с характерной верхней частью, украшенной белой глазунью, с изображением креста.

В тесто традиционно добавляли яйца, масло, муку грубого помола и зачастую дрожжевую основу. Тесто для кулича принято было делать постным, без излишеств. В преддверии Пасхи очень важным обычаем для каждой хозяйки являлось вымешивание теста и выпекание кулича, именно от этого обряда зависела судьба всей семьи. Существовало поверье, что если кулич получился высоким, пышным и красивым, то впереди плодородный год, хорошие события и здравие всей семьи. А если кулич получился клеклым, «расплылся» по печи и корка растеклась, то жди несчастий, болезни и смерти кого-то из родных.

Таким образом, на кулич возлагали очень много надежд, его отождествляли с плодородием, здравием и удачей. Отчасти поэтому освещенный кулич в церкви разрезали на множество кусочков и раздавали верующим. Каждый человек, взявший этот освещенный символ плодородия и здоровья, отчасти приобщался к нему.
В каждой семье кулич занимал самое видно и важное место, как и яйца. Их хозяин дома делил на количество членов семьи и раздавал каждому. Также принято раздавать эти пасхальные дары добрым людям, чтобы поделиться с ними его чудодейственной силой. Также известно, что кулич был неотъемлемой частью застолья по случаю смерти человека. Куски кулича оставляли на столе, рядом с умершим, а также носили на кладбище.

Известно, что кулич наделяли большим значением и силой, именно поэтому крестьяне традиционно использовали каждый кусочек кулича. Верхняя часть кулича наделялась особой силой, поэтому ее старались сохранить. Обычно хозяйки пекли несколько куличей, каждый из которых был предназначен для определенных целей. Один из куличей пекли, чтобы отнести в церковь, другой — для «засевальных» обрядов, ну а третий — для семейного стола.
В Сибири было принято выпекать кулич не вместе со всеми, а в другой день. Готовили куличи в сибирских семьях из ржаной муки, при этом тесту давали подкиснуть и выпекали его в виде коврижки, украшенным крестом. Этот кулич готовился для моления священника, который приходил в дом, выкладывал свои освещенные иконы и проводил моления. Кулич традиционно клали под иконы и дожидались окончания молений. Кулич отдавали священнику в качестве благодарности за проведенные мольбы.

Хранить кулич до дня засева, прикрыв салфеткой, принято было в Вологодской области. В день засева принято отрезать несколько кусков от кулича и положить в семена, чтобы они максимально взошли. В то время верхушку традиционно съедалхозяин, что тоже должно было увеличить урожай.

Остатки кулича никогда не выбрасывали, их использовали во время гаданий. В те времена большое значение для людей играл урожай и хозяйство. К примеру, если не удавалось размножать лошадей, оставшиеся кусочки кулича заворачивали в тряпочку и подвешивали в конюшнях, в качестве символа плодородия. По истечению шести недель, ткань разворачивали и смотрели какого цвета появились черви. По преданию рожденный жеребенок будет такого цвета.

Приготовление пасхального кулича
Издавна выпекание куличей считается настоящим традиционным обрядом. У каждой хозяйки были свои хитрости выпекания вкусного кулича, которые традиционно передавались из поколения в поколение, от матери — к дочери. Кулич считался удачным, если он получался высоким, воздушным и мягким. Качественный кулич обычно сохраняет свою мягкость и воздушность в течение длительного времени.

Выпекали куличи традиционно в специальных металлических ведерках — формах для русской печи. Форму обычно смазывали жиром и заполняли на треть, так как тесто обычно увеличивается в объеме в два раза. Готовые ароматные куличи украшали глазурью, крестами, различными сладостями — это могли быть сушеные фрукты, орехи, сахарный мак или наиболее распространенным является крашеное пшено. Именно последний вариант считался классическим вариантом украшения.

В русской народной кухне можно найти множество рецептов куличей, которые выпекают современные хозяйки в духовке, стараясь сохранять традиционные обряды. Выпекают обычно в алюминиевых формах, которые вмещают 1 −1,5 литра. Прежде всего, следует найти подходящий рецепт и приступить к замешиванию теста.
Для этого понадобится семь яиц, 15 грамм сухих дождей или 45 грамм свежих дрожжей, килограмм муки, 250 грамм маргарина, 300 грамм сахарного песка, столько же изюма, одна чайная ложка ванилина. Для глазури понадобится два белка и 150 грамм сахара.
Прежде всего, следует замесить опару, добавив в теплое молоко растворяемые дрожжи. Далее добавить в опару 500 грамм муки, все тщательно размещать. Поставить опару следует в теплое место примерно на 15-20 минут. Опара считается готовой, если она увеличилась в два-три раза. Далее отделить белки от желтков, при этом желтки взбить с сахаром «до бела». Белки же следует взбить с добавлением небольшого количества соли.

Когда опара дойдет вмешать взбитые желтки, перемешать. Затем добавить маргарин или масло, с учетом рецепта и добавить взбитые с солью белки. Все аккуратно перемешать и постепенно добавить оставшуюся муку. Тесто должно получиться не очень крутым, но и не жидким. Тесто не должно прилипать к рукам. Вымешанное тесто следует поставить в теплое место примерно на час.

Пока тесто поднимается, замочить сухофрукты, изюм на 10-15 минут и высушить. Далее добавить в поднявшееся тесто начинку и опять вернуть в теплое место. Пока тесто подходит, форму следует смазать маслом или жиром. Поднявшееся тесто выложить в форму лишь на треть, чтобы она могло спокойно подняться. Форму накрыть салфеткой и снова дать тесту подняться.

Как только вы увидите, что тесто снова поднялось, форму следует поставить в духовку и выпекать при температуре 100оС. Через 10 минут следует увеличить температуру до 180оС и продолжать выпекать кулич до готовности.

Примерно через 30-40 минут кулич нужно проверить с помощью зубочистки. Если кулич готов, его следует достать и накрыть салфеткой, оставить остывать. Далее следует приготовить глазурь. Для этого следует взбить белки с одной щепоткой соли, далее постепенно в пену ввести сахар или сахарную пудру. На готовый кулич нужно выложить глазурь и посыпать украшением на ваш выбор. Это может быть традиционная цветная пшенка, орехи, кокосовая стружка и т.д.

Советы по приготовлению кулича
Чтобы кулич получился удачным, следует соблюдать некоторые советы. При замешивании теста следует добиться правильной консистенции. При этом тесто не должно быть жидким, в этом случае куличи расплывутся и не поднимутся. Но при этом тесто не должно быть густым, так как кулич из такого теста получится тяжелым и быстро высохнет, зачерствеет.

Готовый кулич при разрезании не должен приставать к полотну ножа, если это происходит, значит, кулич не допекли. Вымешивать тесто следует долго, до тех пор, пока оно не перестанет прилипать. Следует избегать сквозняков и прохладных мест, при выборе места для подхода дрожжевого теста. Температура должна быть не ниже 35оС.

Готовый кулич следует смазать смесью из одного яйца и столовой ложки воды. Затем смазать сливочным маслом и посыпать сухарями, сахаром или ореховой крошкой. Кулич советуют выпекать в духовке с наличием емкости с водой. Время выпекания зависит от веса теста: 1 килограмм теста выпекают 45 минут, 1, 5 килограмма следует выпекать в течение одного часа, а кулич, массой 2 килограмма — 1, 5 часа.

Если при выпекании кулич сверху начал немного пригорать, его следует накрыть специальной бумагой для выпекания или фольгой.Когда кулич приготовится, его следует аккуратно вынуть из духовки и перевернуть на бок. Именно в таком положении его рекомендуют остужать.

Было принято ставить много теста, так как считали, что в большом количестве оно лучше поднимается. В тесто для куличей также клали много яиц, масла и сахара. Хозяйки знают, что в этом случае куличи получаются вкусными, мягкими и сладкими в течение долгого времени.

Традиционно куличи на Руси выпекали круглой формы, украшенным крестом. Тесто по обычаю ставили вечером с четверга на пятницу. Выпекали куличи обычно в течение пятницы, а на следующий день вся семья несла куличи в церковь, чтобы осветить их. Либо приглашали в дом священника провести молитвы. Пасхальные куличи кушают на протяжении всей пасхальной недели.

Пасхальный кулич: традиции и символика

Кулич – главное пасхальное блюдо, символическая отметка нового времени, начавшегося после Великого поста и Воскресения Христова. Именно кулич является первой пищей для разговления. В течение всего года хлеб сопровождает трапезу мирянина, и только единожды за это время он становится праздничным, пасхальным. Ни свадебный, ни именинный каравай не может сравниться с ним по своему статусу: пасхальный кулич не просто служит разговлению, но символизирует собой Великдень и освящается в церкви. По сути, кулич является младшим братом артоса, священного хлеба, который освящается и кладется на аналой в первый день Воскресения на всю Светлую седмицу. Артосу же кулич подобен и формой. Словом артос «квасной хлеб» в Евангелии обозначен хлеб, который Христос благословил на Тайной Вечере. Кулич – это также метафора того хлеба, который разделил с учениками Христос после Своего Воскресения.

Кроме того, кулич служит одной из формальных различительных черт между христианской и иудейской Пасхой. Во время празднования последней употребляется пресный хлеб, а квасной (взошедший) есть запрещено.

Сила традиции вкушать особую пасхальную выпечку столь велика, что в советской России даже во время войны верующие, за неимением большего, на Пасху приносили в храм для освящения черный хлеб. В мирное время куличи не исчезали и с торговых прилавков, ежегодно незадолго до Пасхи они появлялись в магазинах, замаскированные под «весенние кексы».

Пасхальный хлеб, с точки зрения кулинара, отличается от хлеба повседневного тем, что в тесто закладывается сдоба, а уже готовая выпечка украшается. Количество сдобы традиционно определялось суммой накопленных в хозяйстве за время Великого поста скоромных продуктов: яиц, масла, молока и т. д. Именно поэтому можно встретить рецепты кулича, в состав которых входит до 100 яиц на 2 килограмма муки. Угодить в тесто может также и алкоголь (водка).

Выделенный таким образом из категории будничных блюд, кулич, оставаясь хлебом, а следовательно, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу. Его сдобность и вместе с тем легкость как нельзя лучше способствует мягкому переходу от строгого поста к скоромным блюдам.

В этом плане русский кулич – уникальный продукт. В общехристианской традиции тоже есть разновидности пасхального хлеба, однако именно кулич является беспрецедентно легким и по структуре, и по усвояемости. Так, пасхальный австрийский райндлинг, выпекаемый на католическую Пасху, представляет собой весьма калорийное и тяжелое блюдо в силу технологии приготовления его теста и сытной ореховой прослойки. То же можно сказать об английском кексе, тесто которого вполне соответствует обычной плотной сдобе.

Безусловно, проблемой при приготовлении теста для пасхального хлеба являются дрожжи. Традиционно кулич готовился опарным способом на специально выращенной закваске, которая обеспечивала оптимальную всхожесть теста, придавала ему воздушность и особый вкусовой оттенок. Кроме того, велика роль муки2, качество которой должно быть высоким, но не подразумевать обработку химикатами, практикуемую ныне в промышленности. Необходимо также просеять муку перед использованием хотя бы дважды, чтобы максимально обогатить её кислородом. Классическое тесто для кулича настолько нежное, что, дабы оберечь его от проседания, ёмкость обкладывалась подушками, а в комнате, где происходила его расстойка, действовал запрет на ношение тяжелой обуви и даже на громкие разговоры, что заодно благоприятствовало и созерцательному настроению хозяев. Перепад температур для куличного теста тоже опасен, и потому помещение, где оно подходит, по своим условиям должно напоминать комнату для новорожденного. Поэтому и остывать кулич в идеале должен на пуховой подушке – пока не остыл, осесть ему немудрено.

Соблюдение всех предосторожностей и строгое следование рецептуре гарантирует минимум двукратное увеличение кулича в процессе выпечки. Чтобы это произошло наверняка, важно обеспечить равномерную подачу жара во время выпекания.

Настоящий русский кулич высокий, имеет цилиндрическую форму. В тесто добавляются изюм или цукаты, верх украшается глазурью, цветным пшеном и буквами ХВ, символизирующими Христово Воскресение (белоснежная глазурь, покрывающая верхушку пасхального хлеба, одновременно является и «холстом» для росписи).

Особым считался шафранный кулич, в составе которого были перетертые рыльца шафрана. Цвет и аромат готовой выпечки приобретали золотистый, царственный оттенок.

Традиционно часть куличей хозяйки отдавали в церковь и бедным. Здесь важно учесть, что отдельное выпекание для этой цели маленьких куличей подразумевает скупой дар не столько потому, что они малы (пожертвовать их можно и несколько), а потому что маленький кулич всегда более сухой и менее воздушный. Размер его определяется и количеством членов семьи: традиционно кулич должен быть съеден в течение Светлой седмицы, что предполагает ломоть ежедневно для каждого члена семьи. Кулич важно правильно разделить и разрезать.
Недопустимо продольное его разрезание, но лишь поперечное, причём верхушка не съедается до последнего ломтя и всю неделю защищает мякиш от обветривания. Таким образом, отрезав нужное количество ломтей, кулич вновь накрывают макушкой.

Следует заметить, что одновременно с главным пасхальным хлебом готовилось и другое традиционное пасхальное блюдо – творожная пасха, и именно ею намазывали ломоть кулича, перед тем как его съесть.

В силу сложности технологии приготовления кулича, печь его нужно загодя. Традиционно замес теста начинается в Чистый Четверг, закваска же ставится еще раньше – за неделю и больше. Тишина и вдумчивость, которыми окружит хозяйка свое творение, помогут молитвенному настроению. Каждый из этапов, предшествующий выпечке пасхального хлеба, требует особой сосредоточенности, что способствует очищению разума от суеты. Вот почему важно самостоятельное приготовление кулича, а не покупка его сущностно суррогатной версии в магазине. Ни один конвейерный пасхальный кекс не готовится с учетом индивидуальных особенностей той или иной семьи и, что важно, не адресуется конкретным людям. Взращивание натуральной закваски, количество и качество сдобы (без маргарина), специфика дополнительных ингредиентов, отсутствие химических разрыхлителей, ароматизаторов, красителей, объем теста, а также молитвы, прочитанные над ним, – всё это должно быть непременными составляющими настоящего праздничного хлеба православной Пасхи.

Пасхальные куличи. Традиции и современность

Хлеб – всему голова

Бытовое таинство

К выпеканию куличей готовились заранее. Создавали атмосферу в доме, которая настраивала хозяйку на нужный лад, убиралась вся суета сует, читались молитвы. Часть традиций сохранилась и до сих пор у наших бабушек. Опара на куличи всегда ставится с молитвой, с молитвой же и вымешивается тесто. Происходило это все в тишине и покое, являясь священным семейным таинством, вмешиваться в которое было невозможно – ибо от этого зависела буквально жизнь семьи, жизнь рода, продолжение рода, Воскрешение, наконец.

Готовясь выпекать куличи, подумайте, что вы будете делать, не занимайтесь ими в спешке или плохом состоянии духа. Еда часто вбирает в себя энергию хозяйки, и, если вы не хотите накормить в эти святые дни свою семью раздражением и усталостью – то позаботьтесь о своем душевном состоянии. Помните, что приготовление кулича – всегда женское таинство.

Символика кулича

С пасхальным куличом мы сталкиваемся каждый год и едим его, не задумываясь. Зачастую для нас и наших детей это всего лишь вкусная «булочка» на очередном «празднике жизни». А ведь, если не ерничать, то пасхальные дни – это именно Праздник Жизни, да не просто какой-то рядовой праздник, а гимн Жизни, гимн Воскресению, гимн победе над смертью.

Как и другая обрядовая еда, кулич вобрал в себя всю символику жизни и стал квинтэссенцией пасхального стола. Пасхальный кулич главенствует на пасхальном столе, с него начинается еда, именно он — главное блюдо, именно к нему больше всего уважения.

  • Хлеб – это символ матушки-земли.
  • Пасхальный Хлеб – это символ Тела Христа, погибшего за наши грехи.
  • Пасхальный Хлеб – это, одновременно, и символ преломленного на Тайной Вечере хлеба.
  • Пасхальный кулич – это символ богатства и плодородия, в его состав идет много «дорогих» составляющих – яйца, масло, которые по весне все еще «деликатесы», если их не закупаешь в супермакете.
  • Легкость пасхального кулича – символ легкости Новой Жизни.
  • Долгое «созревание» теста, его расстаивание – символ долгого времени, необходимого для созревания всех новых жизней в семье и Роду.
  • Наконец, из очевидных простых составляющих пасхального кулича — белая шапка – как символ святости происходящего, символ чистоты помыслов преломляющих хлеб.

Как готовим кулич

Пасхальный кулич готовится в Страстной Четверг, в день, символизирующий Тайную Вечерю. Сначала готовится опара, затем тесто, которое несколько часов расстаивается. При этом в квартире и особенно кухне, где происходит таинство, соблюдается тишина, не открываются окна и двери (последние по возможности), не разрешается громко говорить, и в некоторых семьях даже запрещают ходить в тяжелой обуви (думаю, резонно снять на это время и шпильки). Все ограничения имеют свой символический смысл и не всегда связаны с кулинарными особенностями теста, а связаны зачастую с той таинственной обстановкой, которая формируется вокруг кулича хозяйкой. Так, окна и двери — это связь с внешним миром, в котором полным-полно злых сил, и допустить их в дом во время этой священнодействия считалось невозможным.

Разумеется, в каждой семье есть свои рецептурные традиции, передающиеся из поколения в поколение. Если тесто по таким рецептам не получается, то пробуйте рецепты классические, например, опробуйте рецепты В.В. Похлебкина, специалиста по кухням славянских народов и рецептам народов СССР.

Кстати, вот еще о чем полезно подумать в том случае, если тесто не получается: тесто и любая сдоба – символ тела, и зачастую, если хозяйка не принимает свое тело, вечно «сидит» на диетах, то и тесто у нее не выходит: не получается красивое сильное «тело» кулича.

Как едим

Есть свои традиции и в поедании пасхального кулича. Во-первых, с него начинается пасхальная трапеза. Во-вторых, пасхальные куличи едят всю неделю. В–третьих, их разрезают особым образом.

Режут кулич чаще всего поперек, так, чтобы получились «колечки», оставляя шапку кулича до последнего нетронутой. В этом также есть своя глубочайшая символика. Шапка кулича используется и как крышка – если кулич слишком большой и не может быть съеден семьей за один раз, то шапкой прикрывается надрезанная часть. Шапка съедается в последнюю очередь.

Не забывайте в погоне за традициями о том состоянии, в котором должно находится в эти дни, радуйтесь воскресению Христову и весне, своей семье. Будьте счастливы!

Читать еще:  Пасха в 1992 году
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector