Кулич и пасха церковь

Свято-Троицкая Церковь («Кулич и Пасха»)

Есть в нашем городе храм удивительного вида: сама церковь, круглая в плане, напоминает пасхальный кулич, а стоящая рядом колокольня-пирамида похожа на творожную пасху. Освященная во имя Святой Живоначальной Троицы, церковь эта, в народе называемая «Кулич и Пасха», стоит на Троицком Поле, юго-восточной окраине Петербурга.

Небольшой каменный храм, давший название местности, возвышается посреди большой (б. Церковной) площади, в уютном сквере, обнесенном белой каменной оградой с металлической решеткой. Он считается памятником архитектуры и охраняется государством.

В конце XVIII века здесь, на Шлиссельбургском тракте, была основана мануфактура, которая по имени будущего Императора Александра I получила название Александровской. Из флигелей, выстроенных для рабочих и служащих мануфактуры, образовалось селение, вскоре превратившееся в богатое пригородное село Александровское. Близ села, на Неве, находилось имение генерал-прокурора князя Александра Алексеевича Вяземского, который в начале 1780-х годов был назначен управляющим Императорским фарфоровым заводом и избрал летней резиденцией находившееся рядом свое поместье, где начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк.

После того, как в 1783 году Императрица Екатерина Великая пожаловала князю 200 тысяч рублей за верную службу, он задумал возвести рядом с домом в центре парка храм и посвятить его празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). При этом он пожелал выстроить церковь такой, чтобы она напоминала собой пасхальный хлеб (кулич), а колокольня — пасху.

В 1783 году Святейший Синод дозволил строительство в усадьбе каменного храма, и через два года по благословению митрополита С.-Петербургского Гавриила (Петрова) оно было начато, закончившись в 1787 году. Однако, из-за того, что средства на постройку церкви были пожертвованы Императрицей Екатериной II, храм по желанию Государыни был освящен на Троицу 1790 года в честь Святой Живоначальной Троицы.

О царских щедротах напоминают надписи на мраморных досках, помещенных на стенах храма: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» — на северной стене церкви; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» — на южной, и «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II» — над главным входом в храм с западной стороны.

Строительство Троицкой церкви было осуществлено по проекту известного зодчего русского классицизма Н. А. Львова. Снаружи ротонда храма окружена 16-ю колоннами ионического ордена и перекрыта плоским куполом; овальные окна второго яруса придают храму особое изящество. Внутреннее пространство церкви просто и гармонично,— круглый в плане зал, высота которого равна диаметру, украшен коринфскими пилястрами.

В верхнем ярусе колокольни помещается звонница; в двух нижних ярусах, соединенных внутренней лестницей, находятся крещальня и жилые помещения. Архитектура храма в свое время так поразила Д. Кваренги, что он зарисовал его в своем дорожном альбоме.

Само здание храма с XVIII века изменилось мало, лишь в 1857—1859 гг. на средства Свято-Троицкой церкви и Александровской мануфактуры было произведено обновление, и с запада к церкви пристроен каменный притвор и ризница, а также сооружена новая церковная ограда с аркою из плитняка и двумя часовнями по бокам ее (не сохранились). В 1905 году престол храма прихожане украсили мраморной с инкрустацией одеждой.

Первым настоятелем храма с 1790 года был священник Илия Петров (до 1806 года). Почти 30 лет, с 1872 по 1904 годы причт храма возглавлял прот. В. Китаев; в 1904—1915 гг. в храме служил прот. Николай Иоаннович Успенский, автор большого количества назидательно-духовных брошюр для простого народа. В наши дни во главе причта стоит прот. Виктор Голубев, епархиальный секретарь.

В начале века храм находился за городом, в пяти верстах от городской черты; приход его составляли крестьяне сел Александровского, деревень Леснозаводской и Мурзинки, а также питомцы местного отделения Воспитательного дома, рабочие и служащие Обуховского сталелитейного завода, мастеровые и мещане.

Трижды в год в приходе свершались крестные ходы: 8 июля — в деревню Мурзинку, в Ильинскую пятницу — в деревню Леснозаводскую, 20 мая — вокруг села Александровского, в память избавления от холеры в 1848 году.

Прихожан храма хоронили на небольшом местном кладбище, находившемся в одной версте от церкви. На нем стояла приписная к Троицкой церкви кладбищенская Успенская часовня, где на Успение совершали поминание усопших. В 1852 году вместо нее была выстроена церковь Успения Божией Матери, уничтоженная после революции вместе с кладбищем.

16 октября 1883 года при церкви Святой Троицы земской управой была открыта народная школа на 50 человек, в 1871 году — устроено приходское попечительство, просуществовавшее почти полвека. Работала при храме и библиотека, имеющая достаточное количество книг для любителей благочестивого чтения. Имела церковь также два каменных дома — один для причта, другой для богослужений в зимнее время и для приюта богомольцев, приходящих издалека, например, из деревень Леснозаводской и Царской Славянки.

В 1935 году власти закрыли храм и вывезли его убранство. Закрытым он стоял до конца войны, богослужения в нем возобновились в 1946 году. Из Благовещенской церкви на Васильевском острове был перенесен и поставлен в храме синий с золотом барочный иконостас. Тогда же было восстановлено внутреннее и внешнее убранство. В середине 1960-х годов колокольня храма была поновлена: крошившаяся кирпичная кладка ее была покрыта сшитыми между собой металлическими листами.

Поныне церковь Пресвятой Троицы («Кулич и Пасха») остается единственной действующей на огромные районы левого и правого берегов Невы, новостроек Веселого Поселка, Обухова, Рыбацкого, Купчина. Рассчитанный на 800 человек, сегодня храм явно тесен и существует насущная потребность в открытии в упомянутых районах новых храмов и молитвенных домов.

До 1936 года главной святыней храма была икона Святой Троицы, сооруженная в 1824 году крестьянами села Александровского, пропавшая вместе с другими образами по закрытии храма. Хранящиеся ныне в храме иконы попали сюда уже после возобновления его в 1946 году.

Главными святынями церкви Святой Троицы являются особо почитаемые иконы: знаменитая чудотворная Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), прославившаяся в 1888 году чудом обновления, и чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, находившийся раньше в Свято-Троицкой церкви в Колпино.

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), по преданию, была сооружена и пожертвована в Тихвинскую часовню близ Стеклянного городка одним благочестивым купцом, который возвращался по делам из Петербурга в Ладогу и спасся во время бури на Неве, причалив к берегу против Тихвинской часовни. 23 июля 1888 года во время страшной грозы молния ударила в деревянную часовню и, попалив все иконы, оставила невредимой одну только икону Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», обметав ее мелкими медными монетками в пол-копейки, принесенными богомольцами в храм и положенными ими в ящик у киота. При этом икона дивным образом обновилась, стала будто заново написанной. Монеты не врезались в образ, а прилипли к его поверхности. От этой иконы проистекали и проистекают многие чудесные исцеления притекающим к образу с верой в заступничество Царицы Небесной. Икона эта простого письма суздальской работы, а монеток всего — одиннадцать.

На месте Тихвинской часовни на берегу Невы, где произошло чудо обновления, была сооружена часовня большего размера. А прежнюю, дабы сохранить ее как реликвию, перенесли в выстроенный рядом большой каменный храм в русском стиле во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»). Неизвестно, где хранился чудотворный образ после сноса храма в 1936 году, но после 1946 года он был передан прихожанами в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха», где пребывает и поныне.

Чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» («с грошиками»).

Другой чудотворный образ — святителя Николая Чудотворца попал в храм из Колпина, где пред ним молились тысячи богомольцев. Еще до основания посада Колпино, образ этот явился 23 декабря (5 января— н. ст.) 1713 года пришедшему из Каргопольского уезда Олонецкой губернии работному человеку Иакову, который, страдая цингой и опухолью ног, лежал при смерти в больнице на старой пильной мельнице на реке Ижоре. И «явися образ святителя Николая Чудотворца сицевым образом. лежал на земли, никому не ведом и не брегом, весьма обветшавши». От него Иаков и другие работные люди получили исцеление. После закрытия Свято-Троицкой церкви в г. Колпино, где хранился образ, он был в числе других икон отдан на один из колпинских заводов для сожжения в печи. На заводе, в мусоре его нашла одна благочестивая женщина и унесла домой. В 1947 году ею он был передан в Свято-Троицкую церковь («Кулич и Пасха»).

Интересен запрестольный крест в серебряном окладе, помещающийся в алтаре храма. Богомольцы почитают также находящиеся в храме иконы Божией Матери Тихвинской и Казанской, прп. Серафима Саровского, молящегося на камне, прпп. Нила Столбенского. Молясь пред иконами прп. Серафима и Нила, прихожане храма испытывают особое благоговение: и в один и в другой образы вложены частицы св. мощей преподобных.

Каждый вторник перед образом прп. Серафима Саровского всенародно поется акафист преподобному, каждый четверг — святителю Николаю Чудотворцу перед его образом, а по воскресеньям — Божией Матери («с грошиками»).

В наши дни причт храма продолжает традиции благотворения, милосердия и помощи нуждающимся. С 1989 года местом постоянного попечения причта и прихожан Свято-Троицкой церкви о душах одиноких людей престарелого возраста стала больница № 34 близ станции Понтонная. Там призреваются 60 человек, из которых каждый раз исповедуются и причащаются Св. Тайн 15—20 человек. С 1990 года церковь перечисляет средства на детский дом.

Читать еще:  Можно поминать раньше или позже

С этого же года по средам, субботам и воскресениям при храме действует воскресная школа на 85 человек. Занятия Закона Божия и церковно-славянского языка ведут клирики храма: прот. Виктор Сажин, священник Георгий Артемьев и диакон Владимир Рождественский. Обучаются в школе совместно мальчики и девочки в возрасте от 7 до 18 лет. Порой они приходят на занятия вместе с родителями (что приветствуется клиром церкви), дабы прививаемые в школе начала добродетельной христианской жизни окружали ребят не только в стенах храма, но и дома. С будущего года в школе планируется также преподавание церковного пения.

Престольным праздником храма является день Святой Троицы. Кроме того в храме празднуются торжественно:

2(15) января—преставление преподобного Серафима Саровского.
9(22) мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град.
19 июля (2 августа) —обретение мощей преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
23 июля (5 августа) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»),
24 октября (6 декабря) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
6(19) декабря—преставление святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Ежегодно 7(20) декабря, в день памяти прп. Нила Столбенского, пред его образом читается акафист прп. Нилу Столбенскому, накануне в храме служится всенощное бдение.

Троицкая церковь «Кулич и Пасха» Санкт-Петербург

Содержание:

Во времена императрицы Екатерины II село Александровское под Санкт-Петербургом принадлежало князю Вяземскому. Сегодня село поглотил город, это район станции метро «Пролетарская». Именно тут и был однажды по замыслу вельможи, на деньги императрицы и трудами зодчего возведен удивительный Троицкий храм. Тот, что и по сей день неудержимо притягивает к себе взоры как истых гурманов архитектуры, так и просто любопытствующих туристов — храм «Кулич и Пасха», который и на храм-то толком не похож!

Если не знать в точности, что это церковь, можно легко проехать мимо, обратив внимание разве что на необычность архитектурного облика комплекса церкви «Кулич и Пасха».

Строительство храма «Кулич и Пасха»

Князь Вяземский был человеком кипучей энергии, грандиозных планов и щедрой фантазии. Сосредоточив в своих руках гигантскую власть тройного министра МВД, юстиции и финансов, он исправно исполнял свою многогранную работу и был в почете у императрицы.

Екатерина II нередко гостила в имении Вяземского, он с размахом и хлебосольством «угощал пирами» государыню и подарки сыпались на умного царедворца как из рога изобилия. Одна из таких монарших милостей, по некоторым сведениям, достигла кругленькой суммы в 200 тысяч рублей. Огромные деньги по тем временам.

На эти деньги князь решил возвести в имении церковь, причем такую, какой еще не было в Санкт-Петербурге. Вдобавок округа отчаянно нуждалась в приходе и соответствующем храме.

Проект Свято-Троицкого храма разработал Николай Александрович Львов, гениальный архитектор своего времени, один из самых образованнейших людей в России. Его проект Троицкой церкви «Кулич и Пасха» — смелый эксперимент в церковной архитектуре, не нарушающий ее строгих идейных канонов.

Бытует одна версия, которая может раскрыть суть строительства настолько необычного на Руси храма. Вяземский и Львов принадлежали к братству масонов: форма ротонды весьма любима масонами, пирамида же — один из наиболее распространенных символов масонской атрибутики. В таком случае оба приятеля-масона просто вложили в будущий храм секретные смыслы в соответствии с идеологическими канонами тайного общества.

Строительство храма завершили в 1790 году, императрица пожелала, чтобы храм столь живописных и оригинальных форм освятили во имя Святой Троицы и церковь получила название храма Святой Живоначальной Троицы.

Обычные прихожане и посетители Свято-Троицкой церкви в Александровском изначально именовали новый храм «Куличом и Пасхой» из-за сходства с непременными столовыми атрибутами Светлого праздника Пасхи — собственно самой пасхой и широким, пузатым куличом.

Благодарный Вяземский зафиксировал в храме щедрую монаршую милость. И поныне фасад здания Троицкой церкви украшают памятные таблички: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» — значится на северной стене храма; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» — написано на южной стороне; основная же надпись помещена над главным, западным входом в храм: «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II».

Церковь «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге история

К началу XX века Троицкий храм располагался уже всего лишь в пяти верстах от городской черты, сократив былую дистанцию вдвое.

После революции прихожане всеми силами пытались поддерживать хоть какие-то отношения с властью, вести с ней диалог ради спасения храма и хранящихся в нем святынь. Шли на любые ухищрения и искренне верили, что придание зданию по-прежнему действующей церкви статуса памятника архитектуры 1 категории и передача его 16 августа 1931 года под охрану Главнауки поможет уберечь его от гибели.

10 октября 1937 года все надежды прихожан и сочувствующих Троицкому храму рухнули. С началом весны 1938 года Троицкая церковь была закрыта и превращена в клуб. Практически все ценное убранство храма было уничтожено. В дальнейшем Троицкая церковь была превращена в библиотеку. К тому времени от ее внутреннего убранства и всей атрибутики православного храма не осталось и следа.

Когда же грянули Финская и Великая Отечественная войны, у многих ленинградцев возникла добрая традиция приходить молиться к стенам Троицкой церкви. Среди них было немало прихожан «Кулича и Пасхи» из числа работников завода «Большевик».

После Великой Отечественной в стране стали одна за другой открываться церкви, и в апреле 1946 года храм «Кулич и Пасха» вновь распахнул двери для прихожан.

Троицкая церковь «Кулич и Пасха» была вторично освящена 1 июня 1947. Прихожане стали собирать по всему городу, буквально с миру по нитке, иконы, инвентарь и церковную утварь для родного храма.

Немало было взято из закрытых пока еще церквей, дальнейшие судьбы которых еще не определились. Бог не оставил: именно так в храм «Кулич и Пасха» попали, к примеру, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» и утерянный прежде колпинский образ свт. Николая Чудотворца.

Ныне Троицкая церковь является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

1 марта 2010 года Сбербанк России выпустил в обращение памятную монету из серебра 925-й пробы номиналом 3 рубля с изображением церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» в серии «Памятники архитектуры России».

Архитектура церкви «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге

Знаменитая на весь Санкт-Петербург Троицкая церковь «Кулич и Пасха» производит впечатление вполне мирского, гражданского строения, настолько миниатюрны и ее золотые куполки, и венчающие их православные кресты. А «кулич» и в особенности «пасха» наводят на мысль о каких-то совершенно оригинальных, прежде не виданных архитектурных канонах.

Мировое христианское зодчество включает в себя множество видов и вариантов структур православных храмов. Тем удивительнее, что небольшой петербургский храм Святой Живоначальной Троицы при всем очевидном разнообразии их архитектурных воплощений по-прежнему абсолютно оригинален, не имея аналогов как в отечественной, так и в зарубежной христианской архитектуре. При этом, имея смелое и оригинальное композиционное решение, Троицкий храм, сохранившийся и поныне фактически в неизменном виде, вполне органично сочетает в себе архитектурные находки со строгими традициями русского классицизма, и прежде всего — его раннего периода.

Если основное здание храма круглое и представляет собой увенчанную массивным куполом ротонду, в общем-то мало характерную для православных церквей, то его высота традиционно равна диаметру ротонды. Также храм вполне канонически обрамлен изящными белыми ионическими колоннами, а верхние, подкупольные части церковных стен декорированы фризом.

Все это вкупе с различными деталями оформления фасада — украшенные направленными вниз завитками ионических волют капители, овальные окна второго яруса — характерные приметы раннего русского классицизма.

Здание храма, за исключением колокольни, окрашено в характерный для классицистических фасадов желто-коричневатый, «питерский» цвет, выгодно смотрящийся на фоне традиционно сероватых красок неба над Санкт-Петербургом; купол ротонды зеленого цвета.

Помимо ротонды основного здания храма «Кулич и Пасха», безусловно, привлекает к себе внимание самая своеобразная в городе колокольня, пирамидальная, четырехгранная и двухъярусная. На первом ярусе размещена крестильня с маленькими окошками, на втором, отделенном карнизом, — звонница с арками для колоколов.

Узкая колокольня, расположенная западнее ротонды церкви, действительно на ее фоне весьма напоминает творожную пасху, пусть и отделанную листами серого оцинкованного железа. Купола и колокольни, и храма венчают православные кресты.

Интерьер церкви «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге

Интерьер церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге с одной стороны уцелел, сохранилось все ее внутреннее строение, во многом за счет того, что церковь в советские времена недолго использовалась не по своему назначению. С другой стороны, все нынешнее убранство церкви относится к современности, оно было бережно собрано уже после возобновления богослужений в 1946 году. Источником послужили предметы церковной утвари из других петербургских храмов города.

Яркий пример тому — богатый резной иконостас в синих с золотом тонах, датируемый серединой XVIII века. В Троицкую церковь он был передан из бывшей Благовещенской церкви, что на Васильевском острове.

Внутри храма сохранилась изначальная лепнина и кое-где видны фрески, к примеру, в верхней части алтаря. Здесь словно поселилась уютная атмосфера старого приходского храма, про такую говорят — «намоленная».

Внутренний интерьер круглого зала храма-ротонды оштукатурен и окрашен в голубые тона с белым декором. Храмовые стены красиво декорированы, белые коринфские пилястры поддерживают широкий пояс горизонтального перекрытия — антаблемента.

Читать еще:  Как испечь вкусный кулич

Венчающие части пилястр — капители в коринфском ордере традиционно выполнялись в виде чаш или корзин с фруктами, цветами и листьями.

Над проемом расписной алтарной апсиды храма «Кулич и Пасха» сохранились старинные барельефные фигуры двух парящих ангелов работы неизвестного скульптора. В руках ангелы держат «Всевидящее око». Это древний, еще дохристианский символ, используемый также масонами, который христианская мифология трактует следующим образом: равносторонний треугольник означает триединое Божество, глаз — провидение, а сияние символизирует славу.

В русской иконографии этот символ появляется в конце XVIII века благодаря императору Павлу I, благоволившему масонству в России; ныне его изображение присутствует на денежной купюре доллара США.

Голубой купол имитирует близость неба, порождая ощущения необыкновенной легкости на душе и воздушности небесного свода.

И внешний, и внутренний вид церкви «Кулич и Пасха» — это слагаемые ее популярности и у прихожан, и у случайных посетителей. Можно твердо сказать: единожды побывав здесь, они будут всякий раз стремиться сюда всей душой снова и снова.

Храмы Петербурга: Троицкая церковь (Кулич и Пасха)

Каждый петербуржец знает и любит Троицкую церковь, называемую в народе «Кулич и Пасха». Знает потому, что храм этот был вновь открыт сразу после войны, в 1946-м, и оставался одним из немногих действовавших в Ленинграде – у многих ленинградцев с этим храмом что-то связано. А любит потому, что своей формой этот храм с колокольней, даже в самую стылую зимнюю или промозгло-слякотную осеннюю пору напоминает о Пасхе, о весне, о пробуждении к жизни.
Совсем недавно я оказался по каким-то делам рядом и, глянув через забор на Троицкий храм, почувствовал, как в душу, словно теплый ветер, ворвалась радость и какое-то пасхальное настроение.

Построенная в 1785-1790-х годах, церковь эта расположена по адресу: пр. Обуховской обороны, д. 235.
Идея придать храму форму кулича и пасхи принадлежит заказчику, генерал-прокурору А. Вяземскому, выдающемуся деятелю времен Екатерины II. Некогда храм этот находился не в самом городе, а в пригородном селе Александровское.

Форма храма в самом деле необычная, или как говорили в те времена, когда храм предстал перед публикой, своеобычная. Народ окрестил его просто «Кулич и Пасха» Но мало кто знает, что форма храма и колокольни, по замыслу заказчика, имеет совсем другой смысл, к пасхальным лакомствам не относящийся.
А чтобы разобраться, какой, несколько слов необходимо сказать о генерал-прокуроре Александре Вяземском.

Деятель этот происходил из древнего княжеского рода и был возвышен императрицей Екатериной II.
Герой в армии (начал служить в 12 лет), удачно исполнивший ряд секретных и очень опасных заданий. Гуманный, благоразумный и одновременно твердый и решительный политик, отличным образом зарекомендовавший себя на следующем послушании лично от императрицы: он был послан Екатериной на Урал для урегулирования отношений между бунтующими крестьянами и хозяевами уральских заводов.
И вот следующий пост: Александр Алексеевич был поставлен во главе Сената.

По возведении в чин императрица написала Вяземскому «секретнейшее наставление», в котором четко определила его обязанности. Императрица напоминала А. Вяземскому, что генерал-прокурор должен быть совершенно откровенен с государем, поскольку «по должности своей обязывается сопротивляться наисильнейшим людям», и в этом только власть императорская «одна его подпора». Она подчеркивала, что не требует от него «ласкательства», но «единственно чистосердечного обхождения и твердости в делах». Екатерина II предостерегала генерал-прокурора от ввязывания в интриги при дворе и предлагала иметь только «единственно пользу отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине».

Вяземский придерживался данного ему наставления и пользовался полным доверием императрицы, что позволило ему не только удерживать высший прокурорский пост в течение почти 29 лет, но и значительно расширить свои полномочия. Если в начале карьеры он возглавлял Сенат, а также наблюдал за продажей соли и вина в Империи, то с 1780-х годов уже прочно удерживал в своих руках не только юстицию, но также финансы и внутренние дела. Именно он впервые в России ввел строгую отчетность в финансовых делах, а также стал четко учитывать доходы и расходы за год.
Именно он ведал делами Пугачева, Радищева и др.

Многократно доказывавший преданность императрице и прекрасно справлявшийся со своими многочисленными обязанностями, Вяземский был обласкан наградами и подарками. На деньги императрицы и началось в имении Вяземского возведение храма. Заказчик церкви, князь Вяземский, служивший, напомню, по ведомству юстиции, вложил в храм следующий смысл: ротонда храма символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида – неколебимую купность. трех добродетелей: Истины, Человеколюбия и Совести».
В этой пирамидальной колокольне, напоминающей творожную пасху, помещаются: на первом этаже крестильня, на втором – колокольня.

С 1871 года при церкви работало попечительство о бедных со школой и богадельней, а в 1913-м был создан Детский союз для детей 6-14 лет, которые собирались дважды в неделю для молитв и бесед.

В советское время Троицкая церковь была закрыта на рекордно малое количество времени – всего на восемь лет. В 1938-м одной из последних в Ленинграде она была закрыта и в 1946-м, одной из первых, была открыта.
Но и за 8 лет храм подвергся поруганию и разграблению. Все иконы, иконостас, ценности бесследно пропали. Прихожане, уцелевшие во время войны и блокады, плакали, не узнавая свой родной храм, к стенам которого они ходили молиться в суровые блокадные дни. Восемь лет здесь был клуб, устраивались киносеансы, танцы…


Мы подходим к храму.


Несмотря на оригинальную форму, прославившую храм, он оказался для совершения богослужений не слишком удобным.
Для молящихся в храме было мало места (не забываем, что треть круглого храма занимает алтарь). Поэтому в 1858 году к храму пристроили притвор. Прямоугольный притвор, пристроенный к круглой церкви, виден справа.
Над входом – табличка с трогательной надписью: ТВОИ щедроты соорудили. Окончана въ 1787 году.
Как бы и нам научиться благодарить Господа за окончание задуманного дела.


Войдем в храм. Мы в притворе. Том самом, от 1858 года.


Эту фотографию я сделал специально, чтобы показать круглое пространство храма.


А вот тут другой вид, немного сбоку. Более взвешенная композиция. Очень благолепно и уютно.


Синий с золотом иконостас был принесен сюда из Благовещенской церкви (на Васильевском острове). (Сама эта церковь уцелела, сейчас ведутся реставрационные работы, но иконостас туда уже возвращен не будет.)


Здесь много чтимых петербуржцами икон. Икона Всех скорбящих Радосте была перенесена сюда в 1946 году из Спасо-Преображенского собора. Ее мы видим справа (на синем фоне), рядом с иконой св. великомученика и целителя Пантелеимона.


Чтимая икона Божией Матери Скоропослушница.


Икона святителя Николая Чудотворца была принесена в храм в 1947 году жительницами Колпино, сестрами Пискаревыми.


Святитель Николай чуть крупнее.


Преподобный Нил Столобенский. Икона с частицей мощей.
Этот святой очень почитается в Петербурге.


Икона преп. Серафима Саровского с мощами. В Петербурге есть всего несколько частиц мощей преп. Серафима. Это как раз один из тех случаев. Икона маленькая, серая, неказистая. Но святыня великая.


Канун – столик для поминания и Распятие.


Церковная лавка в притворе. Здесь можно заказать поминание, купить свечи, книги.

Церковь Пресвятой Троицы — «Кулич и Пасха»

Архитекторы: Львов Н. А.
Год постройки: 1785-1790
Стиль: Классицизм

Церковь Пресвятой Троицы — «Кулич и Пасха» Классицизм

пр. Обуховской Обороны (Шлиссельбургский пр.), 235

1785-1787 — арх. Львов Николай Александрович

1857-1859 — ризница, притвор, ограда

Церковь построена на территории села Александровское, принадлежавшего генерал-прокурору кн. Александру Алексеевичу Вяземскому. Владение находилось в 10 верстах от столицы на левом берегу Невы. По замыслу Вяземского, проект храма разработал арх. Н. А. Львов. Своеобразная архитектурная форма храма дала ему название «Кулич и Пасха».

Вид на церковь Пресвятой Троицы
Кулич и Пасха.

Журнал «Живописное обозрение»
(добавил Андрей Агафонов )

Путеводитель по
Ленинграду 1940 г.
С. 114

Приложение
к Топ-плану 2004
(добавил IVa.)

Храм выполнен в виде ротонды, снаружи окруженной колоннами ионического ордера.

Внутри храм оформлен белыми коринфскими пилястрами. Синий с золотом иконостас был перенесен сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове.

Колокольня имеет вид четырехгранной пирамиды.

На первом этаже находится помещение для крещения, на втором — звонница.

Постройка церкви велась в 1785-1787 на средства Екатерины II. Освящение состоялось в 1790 г.

Первоначальный вид сохранился до нашего времени.

В 1857-1859 гг. появились ризница, притвор и ограда.

В 1905 г. — мраморный с инкрустацией престол.

Фото — Mary, 2008.

Фото — Mary, 2008.

Фото — Т.В. Юркова, 2016

Фото — Т.В. Юркова, 2016
(добавил IVa.)

С 1871 г. при церкви работало попечительство о бедных со школой и богадельней. При храме было кладбище с церковью.

Кладбище с Успенской церковью было на границе с Мурзинкой. Его можно увидеть на этом сайте на фрагменте карты 1916 г. в публикации Мурзинка . ( Граня )

Адмирала Колчака крестили в Этом Храме. ( wexxx )

С 1938 г. — памятник архитектуры всесоюзного значения использовался под клуб.

С 1946 г. открыт для богослужения.

В начале 1990-х гг. клир «Кулича и Пасхи» посчитал возможным новое строительство на прилегающей к храму территории. Тогда были возведены 1-этажные административный (лит. Д) и бытовой (лит. Е) корпуса, которые специалисты признали серьёзной ошибкой: они перекрыли парадный вид на церковь с улицы Грибакиных. При этом сами строения под охраной не стоят.
А в 2012 г. административный корпус принялись надстраивать вторым этажом. Работы велись без разрешения органа охраны памятников. ( spb1703.com, Сергей Беляев )

Читать еще:  Блинчики на молоке 2 яйца

По информации кгиоповского специалиста по Невскому району Марии Гордеевой, Троицкая церковь обращалась в комитет для возможности надстройки здания школы, но в 2007 г. Тогда предпроект даже был одобрен специалистами. Однако с тех пор законодательство изменилось, и теперь любой строительный проект в охранной зоне должен пройти историко-культурную экспертизу. ( spbvedomosti.ru , Сергей Беляев )

Фото — Виктор М, 01.2011.

Фото — Т.В. Юркова, 2016
(добавил IVa.)

Богословка. Церковь «Кулич и Пасха»

Богословка
О Богословке Пыляев писал: «На правом же берегу Невы, верстах в трех от [Новосаратовской – А.С.] колонии, лежит прелестнейшая дача Богословка, или Зиновьева, с превосходными большим барским домом и обширнейшми вековым парком, с живописными островками, лужайками, пригорками, мостиками, эрмитажем и другими затеями былого нашего вельможного барства. Имение это когда-то принадлежало духовнику императрицы Дубянскому».
Дубянский был духовником Елизаветы Петровны. Это про него Екатерина Великая писала, что «нашла его менее глупым, чем о нем говорили». В прошлом году я была в Кёрстово, которое принадлежало Дубянскому (писала здесь ). Внучка Дубянского вышла за Зиновьева, жили они Копорье в усадьбе Гревова, о которой писала подробно здесь . Усадьба Богословка сначала принадлежала Дубянскому, а затем перешла Зиновьевым. Поэтому её иногда называли не Богословка, а Зиновьева.
Здесь в 1828-30 годах архитектором В. И. Беретти был построен деревянный усадебный дом в стиле строгого классицизма, открытый в сторону Невы. Спустя некоторое время он же спроектировал ряд парковых построек: парадную лестницу – спуск к Черной речке, павильон Эрмитаж, кухню, «голландский домик», «Новоберезовскую дачу» и арочный деревянный мост.
Беретти строил усадебный дом для Лопухиной в Осиновой Роще, жалкие остатки которого мы видели в самом начале экскурсии . В планировке всех домов архитектор развил один и тот же прием: выделение главного двухэтажного корпуса, который переходами соединялся с одноэтажными флигелями. Возможно, таким же был и дом в усадьбе Гревовой. Любопытно, что во всех трех усадьбах, созданных одновременно, Беретти для господских домов предпочитал дерево, а службы всегда строил каменные.
Когда дом в Богословке был разобран, я не знаю, но 1968 году он ещё стоял, сейчас собираются его построить заново. Это вполне возможно, так как в 1930-е были сделаны фотографии дома и построек в парке, проведена опись деревьев и кустарников.

Благодаря огромному богатству Зиновьевых, парк избежал участи других усадеб и не превратился в «вишневый сад». Было только 15 дачников.
В 1930-е годы планировалось перенести центр города туда, где сейчас находится Московская площадь. Это решило бы две проблемы. Во-первых, это место никогда не затапливается, то есть нет угрозы нападений. Во-вторых, это место дальше от финской границы, которая в то время шла по Сестре, что могло позволить финской артиллерии обстреливать город.
На месте бывшей Богословки планировали устроить рекреационную зону – лесопарк. Это было новое понятие, не было опыта лесопаркового строительства, не существовало даже теоретических основ. Специалисты считали, что пригородные леса по своему назначению и по своей структуре должны отличаться от дикого лесна. Пригородный лес — место отдыха. Как добиться, чтобы он смог вместить десятки тысяч посетителей? Как доставить сюда отдыхающих? Как удовлетворить разнообразие вкусов? Наконец, что нужно сделать, чтобы это был и парк и лес, чтобы дорожки, рощи и искусственные водоемы, беседки, скамейки сочетались с естественными полянами, диким лесом?
Эту задачу начали решать в конце 1930-х, но во время войны в результате артобстрелов лесопарк очень пострадал, погибло 90% деревьев. В 1960-е годы была восстановлена дренажная система, аллеи, дороги, дорожки и тропинки, общая длина которых более 20 км. Площадь лесопарка 600 га. Если идти на север, то можно дойти до Павлова, а если вдоль Невы, то до Икеи.

Лет пятнадцать назад появилась прекрасная идея создать на территории усадьбы этнопарк. Речь идет о том, что если по каким-либо обстоятельствам не удалось сберечь памятник архитектуры, то можно воссоздать его в подлинных формах и конструкциях. Это не строительство новых объектов «под старину», как это сделано, например, в «Русской деревне» под Петергофом. В этнопарке в Богословке планируется воссоздание точных копий утраченных образцов северного деревянного зодчества.

Сейчас начато строительство северного погоста. Территория погоста обнесена оградой, представляющую собой совмещенную копию давно не существующих оград конца XVIII века – Лядинского погоста и располагавшегося неподалеку Спасского (Каргопольского уезда Олонецкой губернии).

Шатровая колокольня копирует сооруженную в XVII веке в Нижнеуфтюгском погосте Вологодской губернии (еще в 1988 году ее обмерял В. В. Суслов).

Храм повторяет сгоревшую в 1963 г. знаменитую 25-главую Покровскую церковь (1709 г.) Вытегорского (Анхимовского) погоста – предшественницу знаменитой церкви Преображения в Кижах. Покровская церковь в Боголовке действующая.

Один из домов, предназначенный для музейной экспозиции, спроектирован как копия-реконструкция дома Костина (1871 г.) из деревни Верховье Великогубской волости Олонецкой губернии.

Еще один дом намечается соорудить в виде копии вепсской постройки. Таковым является дом Манькина (1889 г.) из деревни Каскесручей Петрозаводского уезда Олонецкой губернии.

Планируется постройка ещё нескольких локальных участков. Каргопольская крепость 1664-65 годов. Внутри крепости – церковь Спаса и воеводский дом. Русское селение с общим числом 8-10 дворов. Здесь будут представлены крестьянские усадьбы Кингисеппского, Лужского, Тихвинского и Бокситогорского районов. Будут огороды, бани, амбары и часовни. Карело-вепсское селение, состоящее из 4-5 крестьянских дворов, будет представлять усадьбы Тихвинского района и Межозерья. Историческое селение должно включать как минимум четыре постройки разных эпох, реконструируемые по археологическим и письменным источникам. На первом этапе здесь предлагается построить копии староладожского длинного дома X–XI веков, двора крестьян Неудачки Петрова и Шестачки Андреева второй половины XVI века (ныне село Белое Лужского района Ленинградской области), вологодские хоромы (1684 г.) и двор дьяка в Олонце (1672 г.).

Пыляев: «На другой стороне Невы, за Рыбацкой слободой, находится историческое село Усть-Ижора. По преданиям, в XIII веке на этом месте была битва Александра Невского со шведами. Здесь Александр Невский своим копьем возложил печать на лицо военачальника шведов Биргера. Новгородец Гавриил Алексеич гнал принца, сына Биргера, до самой ладьи и на коне въехал на доски, положенные с берега; доски подломились, Гавриил упал с конем в воду, но, выплыв, вновь сразился с одним из воевод шведских. Новгородец Миша сжигал суда врагов. Новгородец Сбыслав-Якунович с одним топором врубался в толпы неприятелей. Княжеский ловчий, Яков Полочанин, с горстью удальцов ударил на целый полк. Отрок Савва пробился до шатра Биргера, подсек его столб и падение шатра лишило шведов остального мужества. Здесь пал Ратмир, храбрый воин Александра, и много храбрых витязей Новгорода и Ладоги»:

Богословка была последним пунктом нашей поездки. Возвращались в город по вантовому мосту через Неву, который мне очень нравится.

Троицкая церковь «Кулич и Пасха»
Мы вышли у станции метро «Пролетарская» и решили зайти в знаменитую церковь «Кулич и Пасха».

От величественного парка «Каприз» князя А. А. Вяземского осталась лишь Троицкая церковь «Кулич и Пасха». Князь являлся директором Императорского фарфорового завода, стоявшего на Шлиссельбургском тракте (сейчас — проспект Обуховской Обороны). Здесь же, рядом с заводом, он устроил свою резиденцию — имение Александровское.

Вяземский получил от Екатерины II награду в 200 тысяч рублей. Он решил на эти деньги в своём усадебном парке построить храм. На фасаде церкви и сейчас можно увидеть вензель Екатерины и надпись «В память твоих щедрот. Начата в 1785 году».

Церковь строил знаменитый архитектор Н.А. Львов, который был соседом князя и состоял с ним в деловых и приятельских отношениях. Храм имеет вид ротонды, а колокольня – вид четырехгранной пирамиды, с баптистерием на первом и звонницей на втором ярусе.

Столь своеобразную форму храма объясняют следующим. Заказчик, князь Вяземский, был генерал-прокурором и потому, по замыслу архитектора проекта, ротонда символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида» — «неколебимую купность. трёх добродетелей»: Истины, Человеколюбия и Совести, т.е. символ Зерцала Петра I. За необычный облик в народе храм прозвали «Кулич и Пасха». Строительство церкви велось в 1785-1787 годах. По желанию Екатерины II церковь освятили на Троицу 13 мая 1790 года.

Церковь была закрыта в 1938 году, затем открыта в 1946 году. Практически все церковные ценности были изъяты и пропали.
В церкви очень красивый старый иконостас, синий с золотом. Мне хотелось рассмотреть известную икону 1713 года свт. Николая Чудотворца, а также знаменитую икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (С.-Петербургская, «с грошиками», 1888 года), но в церкви шла служба, было полно народу.
Об иконе с грошиками на церковном информационном щите написано следующее: «23 июля 1888 года над Санкт-Петербургом разразилась сильная гроза, молния ударила в часовню Тихвинской иконы Божией Матери, начался пожар, который вскоре потушили. Стали выносить иконы и увидели, что икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» дивно обновлена Небесным огнем, потемневший от времени лик Богоматери просветлел, и к нему чудно прилепились одиннадцать грошиков из разбитой молнией кружки для пожертвований. монетки эти не отпадали, а держались на поверхности без всякой видимой причины… С 1947 года и до сего дня чудотворная икона «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) находится в церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» и поныне совершаются возле нее чудесные исцеления, нуждающимся подаются помощь, скорбящим радование».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector