Курочка яйцо фаберже

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Рубрики

  • Европа (1031)
  • Россия (489)
  • АРХИТЕКТУРА (478)
  • Афиши, плакаты, открытки (449)
  • ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА (420)
  • Мода (321)
  • Старые фотографии (278)
  • Разное (225)
  • Личности (189)
  • Предметы интерьера (155)
  • Wish List (138)
  • Интерьеры (126)
  • Дамские штучки (112)
  • Вазы (112)
  • Статьи, цитаты (110)
  • Украшения (107)
  • Посуда (98)
  • Старые журналы (81)
  • Мебель (62)
  • Светильники (61)
  • Mucha (60)
  • Орнаменты (43)
  • Шехтель (36)
  • Танец (35)
  • Lalique (31)
  • Gaudi (29)
  • Galle (28)
  • Витражи (28)
  • Женщина и Книга (20)
  • Klimt (20)
  • Tiffany (15)
  • Книги о модерне (14)
  • Фаберже (12)
  • Игрушки (12)

Статистика

Пасхальные яйца Фаберже (Faberge Eggs): курам на зависть!

Суббота, 26 Апреля 2008 г. 19:06 + в цитатник


Яйцо «Курочка», 1885 г. (создано для Марии Федоровны)

Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной: пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств, (Вена) и в частной коллекции, (ранее — в художественной галерее «Зеленые своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Федоровне, новой императрице.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о 15). Среди них стоит особняком серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Кроме того, существует ещё 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ (для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц). Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.

Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX—XX вв. составляла 3000-8000 руб. (Российская Империя).

Иногда яйца крупнее натуральной величины и больше, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).

Подробный список ювелирных изделий из серии Яйца Фаберже можно посмотреть здесь.

Примеры пасхальных яиц фирмы Фаберже
(для увеличения нажмите на картинку)


Яйцо «Ренессанс», 1894 г. (создано для Марии Федоровны)

Ювелир — Михаил Перхин. Агат. Использован тип ларца Ле Роя 17 в., хранившийся в «Зеленых сводах» в Дрездене, на родине Фаберже. Сюрприз неизвестен, существует предположение, что им было хрустальное яйцо «Воскресение».


Яйцо «Бутон розы», 1895 г. (создано для Александры Федоровны)

Первое яйцо, подаренное Александре Федоровне. Сюрприз — роза (в память о Дармштате, родине императрицы, гордившемся своими цветами). Внутри цветка корона, внутри которой кулон (утеряны). Стиль неоклассицизм.


Яйцо «Коронационное», 1897 г. (создано для Александры Федоровны)


Яйцо «Ландыши», 1898 г. (создано для Александры Федоровны)

Выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги и Татьяны. Мастер Михаил Перхин. Стиль модерн. Как утверждают, самое любимое яйцо императрицы.


Яйцо «Курочка Кельха», 1898 г. (создано для Варвары Кельх-Базановой)

Повторяет иконографию первого императорского «Куриного» яйца.


Яйцо-часы «Петушок», 1900 г. (создано для Марии Федоровны)

Ювелир — Михаил Перхин. Поющие часы с выскакивающим заводным петушком.


Яйцо «Скандинавское», 1899 — 1903 гг. (первый владелец неизвестен)

Повторяет тип «Курочка». Мастер Михаил Перхин.


Яйцо-часы герцогини Мальборо, ок. 1902 г. (создано для Консуэлы Вандербильт, герцогини Мальборо)

Повторяет тип императорского яйца «Часы с синей змеей». Также известно под названием «Часы с розовой змеей».


Яйцо-часы «Шантеклер Кельха», 1905 г. (создано для Варвары Кельх-Базановой)

В этом яйце используется мотив императорского яйца «Кукушка».


Яйцо «Лавровое дерево», 1911 г. (создано для Марии Федоровны)

Также известно как «Апельсиновое дерево». Внутри — заводная птичка.


Яйцо «15-я годовщина царствования», 1911 г. (создано для Александры Федоровны)

Миниатюры — 7 портретов членов семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского. Ювелир — Генрих Вингстрем.


Яйцо «Орден Святого Георгия», 1916 г. (создано для Марии Федоровны)


Яйцо «Весенние цветы» (время создания и первый владелец неизвестны)


Яйцо «Воскреcение» (время создания и первый владелец неизвестны)

Существует CD-ROM Пасхальные яйца Фаберже, куда вошло 200 изображений, 24 видеофрагмента общей продолжительностью около одного часа, дикторский текст, свыше 50 статей, игру-викторину из 10 вопросов, посвященную пасхальным сюрпризам. Подробнее о нем можно прочесть (и приобрести) здесь.

В создании поста мне помогли материалы статей Википедии «Яйца Фаберже» и сайта paskha.ru «Пасхальные яйца Фаберже».

Книги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Пасхальные яйца Фаберже

Фаберже — «министр ювелирного искусства»

Также рекомендую

(чтобы посмотреть описание, кликните по картинке)

Путеводитель коллекционера. Модерн

Модерн. Лучшие произведения

Модерн в России

Стиль модерн (подарочное издание)

Все рубрики блога «Прекрасная эпоха модерна» La_belle_epoque

Яйца Фаберже (фото): роскошь вне времени

Содержание

Яйца Фаберже – термин, уже ставший нарицательным. Это ювелирные изделия, которые ценятся намного выше своей настоящей стоимости. Яйца Фаберже – это работы великого русского мастера Карла Фаберже, который стал известен благодаря тому, что делал пасхальные яйца для императорской семьи. Каждая из его работ по-своему интересна, все они выполнены с профессиональной точностью и аккуратностью и впечатляют своей небывалой красотой.

Фото 1 — Яйцо Фаберже «Курочка Кельха»

Жизнь и работа Карла Фаберже

Карл родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье немца и датчанки. Мальчик пошел по стопам отца, который был владельцем ювелирной мастерской в городе. В 1870 году Карл возглавил фирму отца, а в 1882 году император Александр III, увидев работы мастера на выставке в Москве, заинтересовался неподражаемым искусством Фаберже. В 1885 году император заказал Карлу ювелирное яйцо, которое преподнес своей супруге к празднику Великой Пасхи.

Фото 2 — Яйцо Фаберже «Мозаичное»

В последствии императорская семья каждый год заказывала у Фаберже новое уникальное яйцо, дизайн которого содержался в тайне до самого момента вручения подарка. Хотя и другие изделия Фаберже были впечатляющими, именно ювелирные яйца принесли мастеру его мировую славу, он даже получил звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» во Франции. В 1920 году великий мастер умирает в Швейцарии, куда он эмигрировал после революции в России.

Фото 3 — Яйцо Фаберже «Лавровое дерево»

Первое яйцо Фаберже

Первое яйцо Фаберже для Марии Федоровны – жены Александра III было размером 6,5 на 3,5 см. Яйцо было покрыто белой эмалью, посередине проходила золотая полоса – линия, по которой яйцо открывалось. Внутри изделия было еще одно яйцо из золота – своеобразный желток, а в нем находилась золотая курочка. Внутри курочки была рубиновая корона с подвеской из рубина.

Читать еще:  Еда на поминки в день похорон

Фото 4 — Яйцо Фаберже «Курочка»

Конструкция яйца не была идеей самого Карла – изделие имело прообраз. В XVIII столетии некоторые ювелиры изготавливали яйца с сюрпризом, выполненные по принципу матрешки, с курочкой внутри, в которой находилась корона, а внутри короны – кольцо.

Продолжение пасхальной традиции

Каждый год император продолжал дарить своей жене на Пасху яйцо от Фаберже. Изготовлением подарка занимался не только великий мастер – работу над каждым яйцом вела команда мастеров и подмастерьев под чутким руководством Фаберже. После смерти императора его сын Николай II продолжил традицию. Он дарил ювелирные яйца как своей матери, так и своей жене Александре. Всего 54 яйца было изготовлено для императорской семьи.

Фото 5 — Яйцо Фаберже «Синее яйцо-часы со змеёй»

Не только для императора Фаберже создавал подобные изделия. Еще 17 яиц были куплены частными лицами, почти все они копируют императорские экземпляры. Но до массового производства ювелирных яиц дело не дошло – Фаберже ценил свою исключительную работу, все яйца делались под заказ для богатых семей.

Фото 6 — Яйцо Фаберже «Корзинка цветов»

Лучшие работы Карла Фаберже

Каждое яйцо Фаберже является уникальным произведением ювелирного искусства. Например, «Яйцо с вращающимися миниатюрами», преподнесенное императрице Александре ее мужем, было выполнено из горного хрусталя, а внутри вращались 12 миниатюр с пейзажами и памятными для императора местами.

Фото 7 — Яйцо Фаберже «Яйцо с вращающимися миниатюрами»

Императорское яйцо «Зимнее» сделано из бриллиантов, опалов и хрусталя с корзиной анемонов внутри.

Фото 8 — Яйцо Фаберже «Зимнее»

Яйцо «Георгиевское» Николай II заказал в 1915 году, когда был удостоен «Ордена Святого Георгия». Яйцо было подарком для матери императора, а внутри находилась фотография Николая.

Фото 9 — Яйцо Фаберже «Георгиевское»

Яйцо «Память Азова» из зеленого гелиотропа с бриллиантами таило в себе модель фрегата, выполненную из золота.

Фото 10 — Яйцо Фаберже «Память Азова»

Необычное яйцо «Коронационное» с императорской каретой внутри поражает точностью изготовления – колеса кареты крутятся, открываются дверцы.

Фото 11 — Яйцо Фаберже «Коронационное»

Яйцо «Кремль» — самое крупное из изделий Фаберже, сделано в виде музыкальной шкатулки.

Фото 12 — Яйцо Фаберже «Кремль»

Розовое яйцо «Ландыши» хранило в себе фотографии Николая II и двух его дочерей.

Фото 13 — Яйцо Фаберже «Ландыши

Самое известное из неимператорских яиц – «Яйцо Ротшильдов».

Фото 14 — Яйцо Фаберже «Яйцо Ротшильдов»

О его существовании стало известно только в 2007 году, до этого изделие хранилось в семье Ротшильдов. Яйцо представляет собой часы с инкрустированным драгоценными камнями петушком внутри, который каждый час поет и машет крыльями.

Фото 15 — Яйцо Фаберже «Конный памятник Александра III»

Пасхальные яйца Фаберже сегодня

Не все работы Фаберже сохранились до наших дней – сейчас можно полюбоваться всего 62 яйцами, из которых императорских – 46. Недостающие экземпляры были утеряны в годы революции. До 1930 года яйца, считавшиеся русским культурным наследием, хранились в Кремле. Затем власти распродали работы, покупателями стали Арманд Хаммер, Берти Форбс, Эммануэль Варцкий.

Фото 16 — Яйцо Фабереже «Яхта Штандарт»

В 2004 году Виктор Вексельберг выкупил у Форбса его 15 ювелирных яиц, вернув их таким образом на родину. В 2011 году русский бизнесмен Вексельберг даже пробовал выкупить бренд Faberge, но безуспешно. Сейчас бренд принадлежит Брайну Гилбертсону – южноафриканскому бизнесмену.

Фото 17 — Яйцо Фаберже «Ренессанс»

Посмотреть на яйца Фаберже можно в Оружейной палате, в музее имени А. Е. Ферсмана, в Русском национальном музее, на выставках фонда под названием «Связь времен». Многие изделия находятся в частных коллекциях – в России, США, Англии, Монако.

Фото 18 — Яйцо Фаберже «Гатчинский дворец»

Независимо от своего местонахождения работы великого ювелира ценятся во много раз выше их настоящей стоимости. Карл Фаберже внес весомый вклад в становление культурного достояния России. Убедиться в фантастическом мастерстве Фаберже вы можете с помощью предложенного видео.

Яйца Фаберже — видео

Яйца Фаберже: 5 удивительных историй легендарной коллекции

Какой секрет хранило первое яйцо Фаберже, почему стиль модерн не любили при дворе, и кто мог позволить себе подобную покупку, кроме Императорской семьи? Рассказываем 5 историй легендарной коллекции

Первые ассоциации, которые приходят в голову, при слове «Фаберже», это – роскошь и семейные обычаи царской России, традиция подарков и, безусловно, легендарная пасхальная коллекция яиц. Их изготавливали для царской семьи мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже еще в XIX веке.

Несмотря на удивительную внешнюю красоту изделий, главный секрет всегда хранился под драгоценной скорлупой. Внутри каждого яйца помещался «сюрприз» – статуэтка животного, кольцо, миниатюра, портрет царской семьи или драгоценный камень.

О произведениях фирмы Карла Фаберже мечтали все, кто видел их хотя бы раз, и ценовая политика ювелирного дома позволяла им быть не только царским подарком: в коллекциях Фаберже всегда были изделия, доступные даже студентам Петербурга той эпохи.

С 1885 по 1916 год включительно ювелирный дом изготовил 50 пасхальных яиц по императорскому заказу. И сегодня крупнейшая в мире коллекция произведений Карла Фаберже представлена в Музее Фаберже на набережной реки Фонтанки, 21 в Санкт-Петербурге, который рассказал Westwing о пяти самых ценных экспонатах.

Пасхальная традиция

Самое первое яйцо «Курочка» было заказано царем Александром III ювелирному дому Фаберже в 1885 году как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Первоначально это должна была быть точная копия французского пасхального яйца начала XVIII века. Однако Карл Фаберже отверг эту идею и создал собственную, оригинальную и элегантную вариацию.

Оно не только внешне напоминало яйцо (хотя было сделано из золота), но и на ощупь, потому что было шероховатым, как настоящая скорлупа. Такого эффекта мастер добился благодаря опаковой эмали. Внутрь Александр III попросил поместить маленькое яйцо «из какого-нибудь драгоценного камня», посчитав, что «это может быть очень мило». Выслушав наставление императора, Карл Фаберже решил пойти дальше и сделал «сюрприз в сюрпризе».

Когда Мария Федоровна открыла пасхальный подарок, то обнаружила золотой желток из двух половинок, а раскрыв его, увидела курочку из разноцветного золота. Но на этом сюрпризы не закончились, потому что внутри птички оказалась крошечная императорская корона, выполненная из алмазов. Воистину, царский подарок!

Императрице так понравился подарок, что идея дарить такие пасхальные яйца стала традицией для императорской семьи. И отныне каждый год на Страстной неделе Карл Фаберже передавал императору очередной шедевр.

Фото: Пасхальное яйцо «Курочка». Подарок императора Александра III супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже.

Пропавший сюрприз

Последним пасхальным подарком Александра III «милой душке Минни» стало яйцо «Ренессанс», выполненное в одноименном стиле по мотивам старинной шкатулки мастера Леруа. Так, форма старинной овальной шкатулки, взятой Фаберже за основу, была преобразована в форму яйца, размещенного по горизонтали. Внешняя часть выполнена из агата и украшена золотой, покрытой полихромной эмалью оправой с золотыми львиными маскаронами и драгоценными камнями. На верхней половине бриллиантами была выложена дата его создания.

Читать еще:  Дети рожденные в пост

Главная тайна крылась в другом: «А был ли внутри сюрприз?». Историки, исследовавшие этот вопрос, не нашли упоминаний о внутреннем содержании подарки. Однако, среди материалов значился жемчуг, которым не украшалась сама скорлупа. Можно предположить, что внутри яйца-шкатулки лежало какое-нибудь жемчужное украшение – нитка, кулон, браслет, а возможно, окруженный жемчугами портрет «ангела Александра» – второго сына царской четы, умершего в младенчестве в 1870 году.

Была высказана идея, что внутри находилось хрупкое каменное яйцо «Воскресение» в шкатулке, украшенной жемчугом. Подобный экземпляр сохранился до наших дней, и ныне украшает коллекцию Музея Фаберже. Но имеет ли он связь с потерянным сюрпризом – покажут время и дальнейшие исследования.

Фото: Пасхальное яйцо «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Политика и вдохновение

Яйцо, созданное для Александры Федоровны к Пасхе 1897 года, было впервые посвящено важнейшему политическому событию – коронации Николая II.

Идею отделки драгоценной скорлупы Карлу Фаберже подсказали золотые мантии, в которые были облачены царь и царица во время коронации. Драгоценная скорлупа покрыта прозрачной желтой эмалью и сверкает, как тяжелая златотканая парча. Поверх без малейших зазоров укреплена сетка из накладных черных эмалевых орлов с алмазами, соединенных лиственными ветвями зеленого золота.

Сюрприз «Коронационного» яйца содержит крошечную копию кареты, в которой 9 мая 1896 года Александра Федоровна въезжала в Москву. Золотая миниатюра катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Обе дверцы открываются после поворота крошечной золотой ручки, а изнутри с двух сторон выбрасываются складные подножки.

Фото: Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Модель кареты изготовлена Г. Штейном.

Подлинным украшением яйца является крупный плоский алмаз огранки «роза», укрепленный на его верхней половине. Сквозь этот магический кристалл виден вензель императрицы. Буква «А» выложена из мелких бриллиантов, а «O» (фита) – из рубинов. Внизу яйца укреплена алмазная «роза» меньшего размера, сквозь которую читается дата «1897».

В дальнейшем фирма Фаберже еще не раз обратится за вдохновением к российской истории конца ХIХ – начала ХХ века. Основой сюжета для пасхального яйца станет строительство Великого Сибирского железнодорожного пути и 300-летний юбилей династии Романовых.

Фото: Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Модель кареты изготовлена Г. Штейном.

Яйцо в стиле модерн

В конце XIX века в моду вошел новый стиль модерн. Императорская семья, в отличие от русской знати, прониклась передовым веянием и оформила интерьеры своей Нижней дачи в петергофском парке, а так же свои личные покои, в стиле ар-нуво. Особую любовь к нему питала царица Александра Федоровна, и Фаберже решил отразить эту привязанность в своем новом шедевре.

Яйцо «Ландыши» Николай II преподнес императрице в 1898 году в день празднования Пасхи. Скорлупа была покрыта прозрачной розовой эмалью, украшена вертикальными фризами алмазов огранки «роза» и жемчужными ландышами с алмазными лепестками. Ландыши – символы чистоты, юности и невинности – были любимыми цветами Александры Федоровны.

Сюрпризом яйца стали миниатюрные акварельные портреты Николая II и двух маленьких дочек царской четы, Ольги и Татьяны, в виде трилистника, «распускающегося» при нажатии на жемчужную кнопку.

Трогательный подарок тронул сердце мечтательной Аликс, воспитанной в духе викторианской сентиментальности.

Фото: Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, художник-миниатюрист И. Цейнграф.

Символ счастья герцогини Мальборо

Помимо членов императорской семьи, уникальные пасхальные яйца с сюрпризами могли приобрести представители титулованной и промышленной элиты.

Например, обладательницей такого ювелирного шедевра стала английская герцогиня Мальборо. В 1902 году она приехала в Санкт-Петербург и присутствовала на балу в Зимнем дворце. Великолепие русского двора, самого блистательного в Европе, поразило искушенную роскошью аристократку.

С собой на родину она увезла помимо прочего изящное, покрытое нежнейшей розовой эмалью яйцо-часы с бриллиантовой стрелкой-змеей. Скорлупу драгоценного подарка украшала гирлянда цветов из четырехцветного золота, которая переливалась всеми цветами радуги.

Фото: Яйцо герцогини Мальборо. Санкт-Петербург, 1902. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Стрелки-змеи были символом супружеской верности и постоянства, однако символом счастья для супружеской четы Мальборо так и не стали. Брак был расторгнут, а в 1926 году герцогиня продала яйцо на благотворительном аукционе. Оно сменило несколько владельцев, прежде чем попасть к магнату Форбсу.

Карл Фаберже. Ювелир Его Величества

30 мая 1846 года родился Петер Карл Фаберже, которого считают одним из самых выдающихся ювелиров в мире

Начало легенды

Действительно, в истории Карл Фаберже остаётся выдающимся ювелиром, но это хорошая легенда. На самом деле сам легендарный герой не изготовил ни одного шедевра. Но не будем забегать вперёд. Начнём всё по порядку. Настоящим ювелиром был Густав Фаберже, который открыл свой первый магазин в Санкт-Петербурге в 1842 году. Вот он был признанным знатоком дела, клиентов у него хватало с лихвой. Не хватало только сына, которому он мечтал передать своё дело по наследству. Мечты начали сбываться, когда в 1846 году у Фаберже родился первенец Петер Карл.


Первое яйцо Фаберже — «Курочка». Источник: https://24smi.org

Выбора папа ребёнку не оставил, и тот начал учиться ювелирному делу. Лучшие европейские специалисты делились с ним своим мастерством. Несколько лет прошло в путешествиях по Европе, где он изучал новые технологии, знакомясь с мастерами, но главное – он подыскивал умельцев, которые в дальнейшем стали на него работать. Молодой Фаберже не пропускал ни одного приёма, ни одной выставки, знакомился с молодыми талантами. Самородки сразу получали приглашение в Санкт-Петербург. В 24 года молодой человек встал у руля отцовской фирмы. Компания стала расти, в штате было около сотни специалистов: камнерезов, художников, огранщиков. Себе он оставил скромную роль идейного вдохновителя и судьи. Если что-то выходило не так, не нравилось хозяину, изделие тут же переделывали.

Справедливости ради отметим, что сам Карл Фаберже не относил себя к талантливым ювелирам а, наоборот, был даже убеждён в своей бездарности.

Тем не менее он очень много времени проводил в мастерских Эрмитажа, где бесплатно работал реставратором, а по совместительству набирался опыта у мастеров старой закалки.


Карл Фаберже. Источник: http://calendie.ru

Однажды Фаберже спросили, что нужно для того, чтобы научиться ювелирному делу. В ответе присутствовало слово «ремень», о котором он пояснил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били – вот ничего и не вышло».

А вот в обществе сложилось совсем другое мнение. Все считали Фаберже очень талантливым художником. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве его работы были оценены очень высоко. И, что очень важно, его работы заинтересовали императора Александра III, и уже через год последовал первый царский заказ, который коренным образом изменил жизнь главы ювелирной фирмы.

Что появилось первым: курица или яйцо?

Первым появилось яйцо Фаберже. Накануне Пасхи император решил преподнести своей супруге, что-нибудь необычное и запоминающееся. Он пригласил Фаберже и заказал пасхальное яйцо, ювелир, естественно, не отказался.

Читать еще:  Календарь поминания усопших

Творения мастерской Карла Фаберже настолько потрясли Александра III, что ему было позволено включить изображение двуглавого орла на своём фирменном знаке и дано звание «Ювелир Его Императорского величества». А Фаберже после этого с полным основанием величал себя «Поставщиком Высочайшего двора».


Карл Фаберже и семья Николая II. Источник: http://calendie.ru

В царской семье появилась новая традиция: каждый год на Пасху изготавливалось по одному яйцу. Продолжая традицию отца, Николай II просил изготавливать по два экземпляра – для своей семьи и для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, своей матери. Похожих яиц не было, каждое напоминало о каком-либо знаковом для империи событии.

Были яйца в память об открытии Транссибирской магистрали, в честь 300-летия дома Романовых, «Наполеоновское». Внутри всякий раз был какой-то новый сюрприз. Первоначально эскизы обсуждались с царём, но позднее все шедевры Фаберже готовил самостоятельно. Николаю II нравилось находить неожиданности, что оказывались внутри.

Изготовление яйца было очень затратным по времени, некоторые изделия изготавливались целый год, а некоторые, особо сложные в производстве, – несколько лет.

Шедевры на поток

Сотрудничество с императорским двором весьма помогло Фаберже. Всё, что выходило из мастерских ювелира, получало высокую оценку, появились заказчики из-за рубежа. В фирме работало около 500 человек. Среди ювелиров были финны, англичане, швейцарцы, немцы, русские. Негласно главным ювелиром фирмы считался Михаил Перхин – самородок, которого Карл привёз из Карелии.

Карл Фаберже добился того, что все его произведения – не просто драгоценности, а настоящие произведения искусства. Глава знаменитой фирмы не боялся экспериментировать, его мастера работали с камнями, которые считались «неювелирными», и не боялся критики.


Яйца Фаберже. Источник: https://24smi.org

Люди Фаберже работали с сотней оттенков. Они владели техникой гильоширования эмали, но никто, даже зная технологию, не мог повторить их шедевры.

Диапазон продукции компании Фаберже был огромен. Портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры… Все предметы стоили очень дорого. Но были и изделия массового производства. Например, в 1914 году свет увидела серия медных чарок.

Однако самыми известными произведениями ювелира так и остались пасхальные яйца. Сколько их осталось на сегодняшний день, не скажет никто. Только императорских пасхальных яиц осталось 54 штуки, а были ведь ещё и частные заказы.

Спрос на пасхальные яйца Фаберже не ослабевает до сих пор. На крупнейших мировых аукционах стоимость на них может колебаться от 8 до 24 млн долларов.

Закат славы

Конец существованию компании Фаберже принесла Первая мировая война. Мастеров мобилизовали в армию, работать стало некому. Последнее яйцо было преподнесено Николаю II в 1916 году и называлось оно, выполненное в виде снаряда, «Стальное».


Карл Фаберже. Источник: http://calendie.ru

Революция окончательно поставила точку в этой истории успеха и славы. Основную массу изделий и драгоценностей конфисковала новая власть, а потом за смешные цены распродавала их. Сам Фаберже смог сохранить только малую часть своих богатств, которую успел вывезти за границу. В 1918 году, опасаясь ареста, глава фирмы сначала бежит в Ригу, а затем в Германию. Все эти потрясения привели к печальному концу: в 1920 году Фаберже умирает от болезни сердца на 75-м году жизни.

7 интересных фактов из биографии ювелира и миллионера Карла Фаберже

Сам ювелир прожил сложную жизнь: на его долю выпали и беззаботные годы в зените славы, и тяжелые дни эмиграции, забвения и нищеты. Фактрум публикует самые интересные факты из биографии Карла Фаберже.

Кавказское, яйцо Фаберже, 1893 • Источник фотографий: Kulturologia.ru Коронационное, яйцо Фаберже, 1893

1. Идея создания пасхальных яиц возникла у императора Александра III в. 1885 году. Именно тогда император заказал ювелиру диковинную вещицу к светлому празднику. Карл Фаберже изготовил яйцо «Курочка», покрытое белой эмалью. Внутри его, как нетрудно догадаться, располагался «желток» из золота, в котором, в свою очередь, была спрятана курочка с рубиновыми глазками.

2. Первая поделка произвела фурор при дворе, и с тех пор Фаберже ежегодно производил все новые и новые диковинки. Всего было создано 71 яйцо (из них 52 для семьи императора). Ювелирная фирма Фаберже стала работать исключительно при дворе, помимо пасхальных сувениров, Карл мастер создавал шкатулки, украшения и всевозможные аксессуары.

Ландыши, яйцо Фаберже, 1898 Московский Кремль, яйцо Фаберже, 1906 Гатчинский дворец, яйцо Фаберже, 1901

3. Продукция Фаберже продавалась в крупнейших городах России, казалось, выдающегося ювелира ждет беззаботное будущее. Эти иллюзии развеялись в 1917 году, когда к власти пришли большевики. Поначалу революция не касалась Карла, хотя в его доме хранились сокровища на сумму 7,5 млн золотых рублей. Для безопасности драгоценности находились в бронированном лифте-сейфе, который был подключен к электрическому напряжению.

Ренессанс, яйцо Фаберже, 1894 Пятнадцатая годовщина царствования, яйцо Фаберже, 1911

4. Помимо собственных ювелирных изделий, в доме Карла Фаберже хранились драгоценности иностранцев, которые не могли быть вывезены из России. Когда стало очевидно, что большевики доберутся и к Фаберже, ювелир сдал свой дом для проживания швейцарской миссии (на тот момент действовал закон о защите собственности иностранцев). Все драгоценности он упаковал в 7 чемоданов, а их полная опись заняла 20 страниц! Тайник просуществовал до мая 1919 года, тогда большевики, вопреки закону провели обыск в доме.

Орден Святого Георгия, яйцо Фаберже, 1916 Память Азова, яйцо Фаберже, 1891 Яйцо с бутоном розы, Фаберже, 1895

5. Существует нескольких версий о дальнейшей судьбе сокровищ. По одной из них все драгоценности были конфискованы большевиками и позже были проданы за границу, по другой — несколько чемоданов были заблаговременно вывезены в норвежское посольство, но и оттуда они были выкрадены вместе с архивными данными, по третьей версии Карл Фаберже и его сыновья смогли спрятать часть драгоценных изделий в тайниках.

Яйцо с решеткой и розами, Фаберже, 1907

6. После инцидента Карлу Фаберже пришлось покинуть Россию, у него отняли всё — и любимое дело, и миллионное состояние, и родные пенаты. Переехав в Швейцарию, он влачил жалкое существование, тоскуя по прежней жизни. Умер Карл в 1920 году, в этом же году созданные им ювелирные украшения обесценились невероятно.

Курочка, яйцо Фаберже, 1885 Павлин, яйцо Фаберже, 1908

7. После Октябрьского переворота большевики, пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства», распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Впрочем, именно благодаря этому яйца Фаберже были спасены от переплавки. Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений — яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической — когда ее снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector