Люди рожденные в пост

Праздник в пост — или пост в праздник?

Как «совместить» светские праздники и православные посты – вопрос из разряда вечных, в том смысле, что вечно с ним сталкиваются священники, слыша его снова и снова от начинающих воцерковляться людей. С другой стороны, нет на этот вопрос единого и жесткого «догматического» ответа: когда-то стоит поступить так, когда-то — иначе, исходя из обстоятельств жизни. И здесь священник может что-то подсказать, скорее, из своего опыта. Тем, кому предстоит отметить какую-либо праздничную дату нынешним Великим постом, адресована наша беседа с клириком Петропавловского храма священником Василием Куценко.

— Батюшка, вот что интересно: мы говорим о том, как во время поста разделить праздничную трапезу с неверующими родственниками, и кажется порой, что этот вопрос возник именно в наших житейских реалиях. Но ведь в истории Церкви эта проблема, наверное, не нова?

— На самом деле этот вопрос возникает уже в апостольские времена. За неделю до начала Великого поста в храмах читается фрагмент из Первого послания святого апостола Павла к христианам древнего города Коринфа (см.: 1 Кор. 8, 8 – 9, 2), и там апостол отвечает на вопрос: можно ли христианам употреблять в пищу продукты, освященные в языческих храмах? Он связан с тем, что христиан могли приглашать на обеды по случаю каких-либо торжеств их родственники или друзья — язычники. При этом все праздничные угощения освящались по языческим ритуалам, а нередко и сами трапезы могли устраиваться при языческих храмах. В своем ответе апостол Павел пишет: мы знаем, что идол в мире ничто (1 Кор. 8, 4). Он напоминает нам о том, что пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8), но призывает христиан не злоупотреблять своей свободой. Хорошо, если христианин осознает ничтожность идолов и языческих обрядов и понимает, что вкушение пищи из языческого храма не причинит ему никакого вреда. Но грех в том, что новоначальный или немощный в вере христианин может соблазниться, увидев своего старшего собрата вкушающим идоложертвенное. Поэтому апостол пишет: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13).

— А если «соблазнять» некого, потому что никто в семье больше не постится? И при этом на время поста приходится юбилей супруга, кого-то из родителей, родственников?

— С днями рождения, юбилеями и другими торжествами нужно поступать, руководствуясь христианской любовью к тем людям, которые на этом торжестве будут, чувством меры и собственной совестью. Если отказ от участия в дне рождения или юбилее может вызвать обиду, то лучше прийти на праздник. Но при этом мы вполне можем заранее сказать о том, что сейчас время поста, и попросить приготовить наряду со скоромными и постные блюда.

— Руководствоваться совестью… У меня одна знакомая на юбилее руководителя-атеиста выпила за его здоровье фужер шампанского. А после коллеги ей высказали: какая же ты верующая, если пьешь в пост?

— Это случай из разряда тех, о которых можно прочитать в Евангелии слова Господа Иисуса Христа: пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11, 18–19). Думаю, что просто надо иметь в виду, что действительно может быть и так: откажешься от участия в празднике — будут осуждать, пойдешь на праздник — все равно осудят. И относиться к этому спокойно.

— А что делать, если на период поста выпадает день рождения ребенка?

— Отвечу из своего личного опыта. День рождения моего младшего сына всегда будет попадать на Великий пост. Мы его празднуем. День рождения воспринимается маленькими детьми как очень важное личное событие, поэтому, думаю, не следует проявлять здесь чрезмерную строгость.

— Хорошо, когда дети маленькие. Но как быть с подростками — они ведь хотят в свой праздник не просто посидеть за столом, где может быть и относительно постное меню, но и куда-то пойти, развлечься?

— Ответ зависит от того, верующий подросток или нет, посещает ли он храм или нет. У верующих подростков обычно есть такие же верующие друзья, и тогда будет гораздо проще найти какой-то компромисс. Если при храме, например, есть молодежное общество, то можно отпраздновать свой личный праздник там — в кругу единомышленников, весело и в то же время вполне благочестиво.

Если друзья у подростка нецерковные и он хочет в свой день рождения пригласить их домой, то, думаю, опять же не нужно в этом отказывать. И превращать застолье в «поминки» тоже не стоит. Хорошие, добрые конкурсы или игры вполне уместны. Если же говорить о невоцерковленных подростках, я не могу здесь дать какого-то определенного совета. Одно дело, если эти дети прислушиваются к мнению своего верующего родителя, другое — если нет. Полагаю, что важным моментом здесь будет хотя бы то, что решение по поводу программы праздника будет совместным, а не решением единолично родителя или единолично ребенка.

Газета «Петропавловский листок» № 24, март 2017 года

Как отмечать праздник, который выпадает на пост?

протоиерей Валериан Кречетов

Ответ на вопрос, который мне был задан: «Как совместить пост и празднование Нового года?», с духовной точки зрения очень прост. Все уже давно и очень четко сказано в Церковном Уставе. То есть праздник может быть праздником, а пост — постом.

Рождественский пост — самый легкий вы знаете, в определенные дни разрешается и рыба, и овощная пища с маслом, и вино. И это часть праздника, «утешение братии велие». И совсем не обязательно праздник — это значит нужно ходить на головах и есть до отвала, что хочешь. Нет. Это, кстати, часто и не праздник.

Я вспоминаю свои молодые годы, когда справляли так называемые гражданские праздники. Все собирались, готовили, потом мужики быстро напивались как свиньи, и их растаскивали. И это праздник?! Проползли, а не провели праздник. Ну, провели кого-то, кого могли вести, а остальные ползали. Поэтому, — о великий могучий русский язык, — одних провели, других протащили.

Святые уже нашего времени, исповедники, для нашей немощи преподали совет. Например, 1 января по новому стилю празднуется память Ильи Муромца. Это — наш преподобный, а не только историческая личность, воин. Можно ему пропеть величание, и тогда вкушать рыбу — если не среда и не пятница.

А, например, Великий пост — подвижный. И если на эти дни приходятся чьи-то именины или день рождения, ну что ж — не повезло в этом году, пришлось постом. Но, кстати, и на это Церковный Устав дает совет. Памяти святых переносятся если совпадают с каким-то важным событием. На первой неделе Великого поста службы сугубо постные, особого содержания. И когда на них выпадает память святых — святитель Алексий или Иверская,- праздники передвигаются на воскресные дни. То есть если даже памяти святых переносятся, то можно и застолье перенести на другой день. Да и в жизни так обычно бывает. А вдруг человек поехал в командировку? Что же, пропал праздник в этом году? Почему? Его можно перенести.

Кстати, владыка Афанасий (Сахаров), тот самый, который шутливо советовал — пропой величание святому, а потом вкушай рыбу, говорил: «Именинник в чести недель до шести». С какой любовью даны все эти советы…

А если человек просто заболел? Что ж, ему ползком собирать какое-то торжество? Можно же передвинуть. Вот вам и ответ, как справлять.

Что касается праздников и того, как их справлять, то здесь все должно быть на своих местах. То есть можно сдержанно, конечно, что-то отметить. Но особенно веселиться? Мы не знаем, что в будущем году еще предстоит.

У нас, правда, часто заранее веселятся на свадьбах, но что-то немного я вижу счастливых продолжений. Нет, есть, слава Богу, есть. Но не так много, а веселятся-то все. Так не рано ли иногда веселиться? Нет, можно веселиться, но, может быть, более сдержанно? Это касается всех праздников, какие бы они ни были — личного характера или общественного.

Читать еще:  Пасхальные куличи рецепты самые вкусные

Но это не значит, что вера православная делает жизнь серой. Это полная неправда, потому что в православной жизни, кроме праздников, есть посты. Вот пост-то и делает праздник праздником. Настоящий отдых — это когда человек потрудился как следует и потом блаженствует. Я вспоминаю свою молодость, когда в 56-57 годах был на целине. Работаешь, работаешь, потом, если машина подъезжает откуда-то, ложишься на площадку комбайна, голову на педаль металлическую, и засыпаешь тут же. Такой блаженный отдых. Никаких таблеток не нужно снотворных глотать, никаких переживаний — когда умотаешься, ни до чего. Вы знаете это выражение умных людей, что отдых — это смена занятий. Когда физически человек устал — можно почитать что-то, посидеть так. Ну, конечно, если и это делать не в состоянии, можешь и спать.

Но теперь понятие отдыха как-то растворилось. Говорят — расслабиться. Вот расслабление как раз — это не отдых. Расслабленный — это тот, кого нужно лечить. К словам нужно очень осторожно относиться, они довольно конкретно отражают сущность. На самом деле слово имеет такую силу, такую глубину, которая только со временем открывается.

Что касается духовных вещей, их совмещения с нашей повседневной жизнью, то большая часть недоумений возникает из-за того, что духовную область почти никто не знает. Так же как и церковных уставов, правил, всех этих тонкостей — перенесения памяти, совмещения праздников и постов.

Если памяти святых переносятся, значит, и нам юбилей можно перенести. Если совпадают праздник и пост, то почему обязательно нужно есть скоромное? Кстати, тут тоже вопрос очень тонкий. Ведь когда начинают рассуждать о посте, говорят — какая разница, что есть, не все ли равно? Так если все равно — ешь постное. Если это неважно, что ты на этом претыкаешься? Празднуй без мяса и молока. Можешь праздновать — можно праздновать.

Праздник — это все-таки состояние души, Не тела. Есть люди сытые, но на душе-то покоя нет. Не это самое главное. Больше того, как сказал святитель Николай Сербский о князе Лазаре (см. книгу «Царев завет». — Прим. ред.): «Его изможденное, измученное тело держалось силой совершенно живой души. Ибо, как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем не помышляет».

А здесь получается, что душа-то только и думает, чтоб ее тело поело. И в этом только праздник? Наелся, напился и спать завалился. Ну и что?

Кстати, месяц тоже имеет свое начало. В первые века начало каждого месяца освящали молитвой. У нас в Уставе в этом смысле осталось только 1 августа, а раньше всегда молились, когда что-то отсчитывали. Мы же свои же года считаем, празднуем. Почему же и начало года не отметить?

Возвращаясь к теме праздников, можно сказать одно: светский праздник — это какое-то событие земного характера, а церковная жизнь — это как бы состояние православного человека…

Декабрь 2011 года

Из беседы в московском Донском монастыре со слушателями Высших Богословских курсов при МДА.

Если день рождения выпадает на постный день. Сборник советов.

  1. Можно перенести застолье на время после поста или воскресный день, когда пост послабляется.
  2. На работу вместо торта можно принести фрукты.
  3. Можно угощать гостей постной пищей, в наше время рацион постных продуктов достаточно разнообразен.
  4. Если вас пригласили на день рождения в постный день, то в первую очередь оцените насколько вы сможете там сохранить внутренний мир. Сейчас практически на любом столе можно найти постную пищу, главное — старайтесь не привлекать внимание к тому, что вы поститесь.

Люди рожденные в пост

Великий пост, как понимать нам его?

Вот и приближаются дни вхождения многих христиан в дни Великого поста. И именно в эти дни мы можем больше приблизиться к Богу, как никогда. Известно, что Иисус прежде, чем начал своё служение на земле вошёл в сорокодневный пост в пустыне. Для чего это нужно? Не просто потому, что это традиция наших отцов и церковный обряд. А тем более ошибочное мнение, что пост – это отказ от определённой пищи и развлечений .

Пост – это смирение своей плоти, это полное изолирование себя от мира и приближение к Богу . Именно во время поста, когда вы слабы телесно и душевно приходят сильные искушения диавола. Именно в эти дни наши друзья зовут нас на разные развлечения, именно тогда очень сильно хочется съесть чего-то мясного или молочного, и тем более, быть в раздражении. Но и именно тогда мы приобретаем силу от Духа Святого, когда преодолеваем все эти соблазны.

Понимание ребёнком поста.

И многие родители теперь задают себе вопрос: «Как отметить день рождение ребёнка, если он выпадает в Великий пост?». Давайте поговорим на эту тему сегодня. Прежде всего, мы должны сами понимать, что вхождение ребёнка в пост должно быть осознанным. Ребёнку необходимо понимать, почему он это делает и у него должно быть именно своё желание смирения перед Богом, а не желание родителей.

Если так не будет, ребёнок будет мучиться от того, что он не получает в своём возрасте именно то, к чему так привык. Он не сможет противостоять натиску родителей, и вынужден будет исполнять их волю. Но внутри его сердца будет расти бунт, который в итоге вырвется наружу в подростковом возрасте.

Ни кто из нас не желает этого своему чаду. Поэтому нам, как родителям необходимо в первую очередь явить Бога своему ребёнка через нашу заботу, любовь, дружбу и уважение к нему. Прежде, чем малыш призовёт Бога в своё сердце, ему нужно осознавать, что он рождён в природе греха.

А для этого мы и учим своих детей через личное общение, воскресные школы и свой пример хождения с Христом, Кто такой Бог-Отец и какова жертва Христа для нас. Ребёнок должен понимать, что без прощения грехов мы не сможем войти в Царство Бога.

А как вы думаете, сможет ли человек смиряться перед Тем, Кого не знает? Нет. Конечно, он сможет перетерпеть эти сорок дней, но его сердце останется неизменённым. Богу такой пост не нужен. Ему не нравятся религиозные ритуалы, где нет настоящей жизни. Бог желает искреннего покаяния и смирения, а не внешнюю атрибутику.

Когда же можно ребёнку поститься?

Так с какого же возраста можно входить ребёнку в пост? С того возраста, когда было искренне покаяние и принятие Иисуса в своё сердце. У всех людей это происходит в разное время. Вы сами можете видеть, что Иисус вошёл в пост на сорок дней только лишь в 33 года. Наблюдайте за своими детьми. Я видел и случаи, что детки и в 7 лет намеренно идут в пост и сердце радуется, когда можно это наблюдать.

Что же нам делать, родителям, когда ребёнок не готов поститься, а мы хотим этого? Мы должны соблюдать все правила Великого поста, но по отношению только к себе. Мы обязаны объяснить ребёнку, почему мы это делаем и почему он не может пока в этом принимать участие. Жизнь ребёнка должна течь в том же русле, как и обычно. Тем самым, мы будем наглядным примером через, что придётся проходить человеку во время Великого поста.

Как отметить день рождение, чтоб быть в воле Бога и ребёнка не обидеть?

Теперь давайте разберём, а как же правильно отмечать день рождение вашего дитя, если он принял своё спасение и считает себя маленьким христианином? Как можно провести праздник, если ребёнок осознал всю необходимость поста? Здесь тоже не нужно впадать в крайность. День рождение может быть только лишь раз в году. И если мы его не будем отмечать, может получиться так, что наш малыш утратит свою значимость здесь на земле для всех, даже для Бога.

Нам нельзя этого допустить. Поэтому праздник должен состояться. Сейчас можно найти в интернете большое разнообразие постных блюд. Можно сделать больше разных кулинарных шедевров и украсить их яркими фруктами или овощами. Обязательно развесить шарики и написать плакат с рисунком и поздравлением.

Читать еще:  Открытки с пасхой христовой 2018

Очень уместно будет здесь присутсвие свечей, которые можно будет задуть.

Не переживайте, что подумает об этом Бог. Он будет счастлив, ведь одна из заповедей звучит так: «Возлюби ближнего, как самого себя». Этим вниманием и заботой мы покажем нашему любимому малышу свою любовь к нему и любовь Бога. А так, как в той же Библии написано, что эти две заповеди: возлюби Бога и ближнего, являются самыми главными, наш Творец будет радоваться вместе с нами.

Перед застольем обязательно помолитесь вместе с гостями, чтоб они видели, что в вашем доме главное место занимает Бог. Поблагодарите в молитве Его за чудное дитя, которое Он вам подарил, помолитесь за вашего ребёнка, чтоб Господь был помощником ему в новом году его жизни. И обязательно воздайте хвалу Творцу за этот прекрасный стол.

Конечно, не обойдётся и праздничный стол без радостного общения. Так как день рождение приходиться в период поста и наша задача приближаться к Богу, можно это делать и в игровой форме. В том же интернете можно найти массу детских христианских игр. Продумайте этот вопрос за несколько дней до праздника, чтоб у вас было время подготовиться.

Очень интересно можно провести время и за христианским караоке. Здесь вы и Бога прославите песнями, и настроение всем подымите, ведь интересно передавать микрофон по очереди и петь.

А ещё, очень интересно детям показать мини-театр или постановку снова же христианскую. Тут уже родителям придётся потрудиться на славу. Вот именно в такой жертве вы особенно нравитесь Богу. Я не поверю, что невозможно найти время для своего ребёнка, чтоб подготовиться к его празднику.

Поверьте, вспоминая такие дни, ваша кровинушка и в старшем возрасте будет с умилением вспоминать эти переживания и конечно благодарить Бога, за то, что именно таких родителей Он дал им.

И ещё, подобным поведением мы можем показать милость и безусловную любовь Отца. И ваш ребёнок будет всю жизнь вам благодарен за проявленное терпение и заботу. А Отец-Бог будет для них той защитой, куда они могут в любую минуту прийти.

Митрополит: Зачатые в пост дети рождаются шизофрениками

Читайте также

О том, какие проблемы с психикой преследуют детей, зачатых в пост, в эфире телеканала «Благовест» рассказал митрополит Омский и Таврический Владимир (в миру — Василий Иким). Выступление высокопоставленного клирика, вызвавшее недоумение у россиян, бурно обсуждается в сети.

«Если ребенок был зачат во время поста, не стоит ожидать ничего хорошего для этого ребенка», — заявил 28 декабря в эфире омского телеканала «Благовест» митрополит Омский и Таврический Владимир. В своем выступлении он сослался на медицинские доказательства опасности зачатия в пост.

«Медициной доказывается, что 70 процентов детей, зачатых в пост, шизофреники. А кто-нибудь хочет иметь сына шизофреника? Не хочет», — заявил клирик. Он также добавил, что «еще 70% детей — самоубийцы».

Во время телеэфира митрополит также коснулся других вопросов медицины — например, заявил, что на людей, регулярно молящихся и исповедующихся, не действуют яды.

12 комментариев Оставить комментарий

Ну откуда такие дебилы берутся? Мусульмане, иудеи, буддисты, атеисты, зачатые в православный пост тоже шизофрениками рождаются? Сколько дней поста в году? Больше 100? Среда, пятница, плюс посты. Получается около 1/3 — 1/4 детей земли были зачаты во время поста, 70 % из них шизофреники. Более миллиарда человек. И это только с точки зрения логики. А еще бы ссылки привел, где и какими медиками доказано.
Порталу. Не стыдно вам такой бред публиковать?

ИМ-то с чего должно быть стыдно? СМИ лишь включают свет, когда митрополит обнажает свой срам. А с медицинской точки зрения народу полезно знать, какие светочи разума его наставляют и окормляют. Возможно, подействует во благо. Кто-то не будет сношаться в пост, а кто-то воздержится от сношений с мракобесами. Глядишь, будет меньше шизофреников и дебилов.

Вот ведь маразматик

Зачатые в пост дети рождаются митрополитами.

Не люблю я коммунистов. Но. С САМОГО ИХ ПЕРЕВОРОТА ЦЕРКОВЬ БЫЛА ОТЛУЧЕНА ОТ ГОСУДАРСТВА. И все эти православно-мусульманские мудрецы имели возможность выносить мозг только тем, кто обратился к ним по личной инициативе и по внутренней потребности. Без массового воздействия через СМИ, привлечения бюджетных инвестиций, вовлечения масс в решение церковно-имущественных и геополитических задач, раздувания межнациональной и межконфессионной розни и т.п.
70 лет не было смуты. Был один коммунизм, как неконкурентоспособная часть мировой религии.
Нынче же, заручившись поддержкой элит своего бескомпромиссного электората, РПЦ с криками Иисус акбар готова строить религиозное (православное, исламское — какая разница. ) государство. При нашем соучастии.
Восток не Запад.

А мне мама говорила, что у некоторых на ладонях волосы растут. Собрались как-то с друзьями в сарае, попили пиво и проверили- волос на ладонях не у кого нет. Врала мама.

А чего тут за бесновались?Тоже в пост зачаты?А как же наш главный врач по психам о миллионе россиян у которых проблемы с психикой?Или своему врачу не верите?А диспансеры психические,а учет больных-так что всё подтверждается Психов больше чем надо.Ха,ха!

На беременных пост не распространяется. Может что-то в этом есть, раз уже испокон веков беременным пост соблюдать не следует. А когда зачатие — вроде без разницы. Вначале развитие плода идет минимальными резервами не требующими усиленного питания, а потом о беременности уже известно.

У митрополитов и у людей, ушедших на служение бога есть и свои больницы, где возглавляют руководители — психиатры. Не думаю, что рождение ребенка в пост будет способствовать зарождению шизофрении, хотя, может церковные люди имеют статистику по теме «Пост и шизофрения» — анализировали совпадения. Но, вот, что известно, что люди, которые сотворили себе кумира — иконки, поклонение богу до сумасшествия, то вот они чаще всего имеют шизофрению. Что радует , то благо есть тихие шизофреники ( среди них и много гениев, написавших хорошие картины, которые до сих пор имею успех как за рубежом, так и в России), а когда агрессия, то это беда.

Безусловно, информация митрополита требует наблюдения по поводу влияние даты зачатия ( в пост или нет) на состояние психического здоровья. Но скорее всего, на психическое здоровье влияет генетика ( если родители нездоровые на голову или имеется кровная наследственность) , а также состояние здоровье родителей. Если родители курят, пьют, тщательно соблюдают все церковные посты плюс беременная женщина соблюдает церковные посты во время беременности, то вероятность рождения больного ребенка увеличивается и увеличивается смертность.
Знаем реальные случае, когда при аппендиците церковные люди отказывались от операции, надеясь на бога и свои церковные запреты. Эти случаи имели печальные последствия- смерть детей от таких больных на голову родителей ( служителей церкви- бога). Богохульствовать не надо, но и не надо 100% переносить ответственность на бога -» на бога надейся сам не плошай. «. Библии писались реальными людьми (нашими предками, у которых ещё не было знаний о тех явлениях природы, которые сейчас известны), а не мифическим персонажем.

А вам никогда не приходило в голову, что кругом все сумасшедшие? Миллиард человек это мало еще, половина населения земли шизики. Так что правильно митрополит говорит. Поддерживаю его. Да и все провославные люди поддерживают. И редакция портала правильно, что это написали. Ото распоясалось население, кругом разврат и содомия.

Этого митрополита зачали не иначе как в страстную пятницу.

Православная Жизнь

На вопрос, может ли здоровье будущего ребенка зависеть от супружеских отношений во время поста, отвечают протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва), иеромонах Димитрий (Першин), настоятель Успенского храма в Красногорске протоиерей Константин Островский и психиатр, протоиерей Владимир Новицкий.

Протоиерей Александр Ильяшенко: Мы знаем точно, что Господь «всем человекам желает спастись и в познание истины приидти».

– Мне кажется, что проблема поставлена не совсем корректно и опирается на не достаточно надежную статистику. Для того, чтобы делать такие обобщающие выводы и умозаключения, нужна очень большая, можно сказать в государственном масштабе, исследовательская работа. Ее должны проводить медики, социологи, представители духовенства, педагоги. Тут нужен сбор и анализ информации, которая охватила бы очень широкий круг лиц.

Согласно православному календарю более полугода – постные дни. Тогда у нас должно получаться, что примерно половина населения – шизофреники, или половина православных христиан– шизофреники. Но это все-таки не так, подобной пропорции мы не наблюдаем.

Читать еще:  Как правильно употреблять яйца

Теперь несколько практических вопросов.

Это предположение относится к населению всего Земного шара, или к населению нашей страны, или только к ее православным жителям? Как быть с инославными и иноверными? Или Милостивый Господь наказывает тяжелой болезнью детей только православных родителей? Апостол Петр говорил, что «вы род избранный». Что же, наше избранничество заключается в том, что в семьях православных христиан доля рождений шизофреников выше общемировой?

А если у родителей сначала родились дети, а потом они уверовали и воцерковились? Или один супруг верующий, а другой – нет? Как в таких случаях вести статистику? Да и кто знает, как судит Сам Господь Бог, Который зрит в самую глубину человеческого сердца, и наша доморощенная статистика Ему не нужна.

Безусловно, Господь Правосуден, но мы же знаем, что Он Долготерпелив и Многомилостив, и что Божественная Милость выше Божественного Правосудия. Бог есть Любовь! Поэтому в реальной жизни все непредсказуемо, противоречиво, неоднозначно и прекрасно.

И, что еще мы знаем точно, так это то, что Господь «всем человекам желает спастись и в познание истины приидти». Конечно, мы должны почитать Священноначалие, соблюдать посты, жить в послушании Церкви. Это поможет нам искать и находить волю Божию «благую и совершенную» и откроет путь в Царствие Небесное.

Вот и есть наша самая главная цель, достигнуть которой да сподобит нас Всемилостивый Господь Бог!

Иеромонах Димитрий (Першин): Церковь не регламентирует супружеские отношения в браке

Во-первых, это суждение адресовано только людям, являющимся членами Церкви. Во-вторых, это суждение по существу своему не отвечает духу Евангелия. В Евангелии от Иоанна мы читаем:

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

А еще в Ветхом Завете мы слышим эту нравственную максиму: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие». Бог не наказывает детей за грехи родителя.

Третий момент – это то, что Церковь вообще не регламентирует, по крайней мере, на уровне канонического права супружеские отношения в браке, оставляя это на усмотрение супругов, с учетом мнения их духовника. И те суждения, которые мы встречаем не в канонах, но в размышлениях некоторых сподвижников и молитвенников, носят характер частных богословских мнений, не выражающих тем самым общую точку зрения Православной Церкви по данному вопросу.

Если же говорить о каноническом сознании – о каноническом праве – то единственное требование к супругам, находящимся в браке – это воздерживаться от супружеских отношений за сутки до Причастия. Если у людей есть силы и готовность к полному воздержанию на всем протяжении постов – это может дать свои духовные плоды. Если этой готовности нет, то по восточной христианской традиции супружеское общение не только в непостное время не отлучает людей от Бога.

Протоиерей Константин Островский: Наказание Божие не бывает механическим

«Око за око» с Богом

Такого механизма – человек зачат во время поста, значит, будет больным – нет. Во-первых, не все люди виноваты в том, что не соблюдают пост, ведь пост установлен для христиан. Если человек неверующий, то несоблюдение им поста не является грехом. Вот убийство или блуд – грех для всякого человека, независимо от его веры, нарушение же поста грешно не само по себе, а только как проявление страстей. Например, чревоугодия, когда человек ест скоромную пищу, потому что не может удержаться. Или гордости, когда человек отрицает пост, не желая оказать послушание Церкви. Или малодушия, когда стесняется поститься, боясь насмешек. А сама по себе пища не греховна и не греховны супружеские отношения, о чём прямо сказано у апостола Павла.

Во-вторых, наказание Божие не бывает механическим – сделал грех, получи воздаяние. Преподобный Макарий Египетский пишет, что наказание не постигает человека сразу; если бы оно постигало нас сразу, то получалось бы, что Бог принуждает человека к добродетели насильно. Кто же не будет добродетелен, если над тобой топор занесен, со страху? Но Бог хочет нашего свободного послушания ради любви к Нему.

В-третьих, смысл наказания Божьего – научение, а не кара. Бог наказывает для исправления, а не для уничтожения человека.

Преподобный Амвросий Оптинский действительно пишет о современных ему людях, что их постигают болезни, потому что они пренебрегают постом. Но он имеет в виду не расплату болезнями за невоздержание, а то, что, если мы сами не хотим подвизаться, за нас подвизается Бог. Например, я люблю сладкое, раньше мог шоколад коробками есть, а теперь мне Господь послал аллергию на шоколад, и я больше его не ем. Любит человек поесть остренького до отвала, а тут на тебе – язва! И приходится кашку овсяную да понемножку. На самом деле это дары Божии. Если человек так их воспримет, с благодарностью, то будет преуспевать и в воздержании, и – самое главное – в смирении.

Дети за грехи родителей

В мире, конечно, всё связано, и бывает, что какое-то зло, которое совершают родители, распространяется на детей. Если родители, например, пьянствуют, то действительно есть статистика, что дети часто рождаются больными. Или если наследственность плохая, велика вероятность, что ребенок родится с тем же заболеванием, что и у родителей. Но какая бы ни была наследственность, дети не лишаются благодати, даже страдая за грехи отца и матери.

Если человек лично обратится к Богу, конечно, Бог его примет. Человек, родившийся в богатой семье, будет носить дорогую одежду и ездить на дорогой машине, а родившийся в бедной – на дешевой машине или на автобусе, но ничто ни тому, ни другому не мешает обращаться к Богу как к Отцу.

Так что прямой и явной зависимости между несоблюдением поста и заболеваемостью и смертностью детей, зачатых нарушителями, нет. И нет прямой зависимости между благочестием и благополучием. Множество благочестивых, добродетельных людей страдают, болеют, рано умирают. А ужасные негодяи порой живут долго и в довольстве. Бывает всякое. Господь наш Иисус Христос, совершенно безгрешный, был распят и умер на кресте.

Пост для супругов

Конечно, соблюдение установленного Церковью поста полезно для души, и поэтому, если оба супруга люди церковные и охотно подвизаются, хорошо. Но воздержание в пост – дело добровольное.

Апостол Павел говорит: «Жена не властна над своим телом, но муж: равно и муж не властен над своим телом, но жена». Поэтому если, как часто бывает, муж немощствует, не выдерживает поста, жена должна ему уступить. Причем не со злобой и укорами, а с естественной супружеской любовью. То же относится и к мужьям в симметричной ситуации. Бывает.

К сожалению, известны случаи, и мне приходилось сталкиваться, когда семья распадалась из-за чрезмерной принципиальности жены в вопросе половых отношений в пост. В конце концов муж возмутился, не выдержал и ушел. А в другой семье муж, зная, что жена строго постится, всегда начинал пить в пост, чтобы не расстраиваться и усмирить себя. Такое упорство якобы ради поста, конечно, недопустимо.

Психиатр протоиерей Владимир Новицкий: Поститься свободно, а не под страхом родить больного ребенка

Христианская проповедь не должна строиться на страхе. Люди должны поститься свободно, нельзя заставить поститься под страхом «если зачать в пост – родится больной ребенок», «если есть неправильную пищу – будет рак печени».

Люди грешат и в пост, и не в пост. Не надо людей напрягать и ориентировать на внешние церковные рамки, загоняя их туда насильно. Это не привлечет людей к Церкви, скорее наоборот. Это не очень правильно с миссионерской точки зрения.

Конечно, каждый может иметь свое личное мнение, я говорю вам о своем мнении. Пост должен быть свободным, а не под страхом болезни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector