Масленица после поста

Масленица после поста

ВЕЛИКИЙ ПОСТ в 2020 году

2 марта – 18 апреля

Подготовительный период к Великому посту

(с 9 февраля ; завершается Прощёным воскресеньем, 1 марта ).

Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) ( 10 февраля – 15 февраля ).

• Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля .

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 23 февраля .

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

1. Святая Четыредесятница

• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 2 марта – 5 марта ) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 15 марта .

• Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, пол­но­стью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 2 апреля , четверг (реально совершается накануне – 1 апреля , в среду вечером!).

• Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 4 апреля . Это един­ствен­ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 3 апреля ).

Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 5 апреля .

• Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 6 апреля – 11 апреля .

• В пятницу седмицы вáий, 10 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Че­ты­ре­де­ся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цве­тоносная», Ве́рбное воскресе́нье (Ин.12:1-18), Вход Госпо́день в Иерусали́м – 12 апреля .

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

Великий Понедельник ( 13 апреля ). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник ( 14 апреля ). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).

Великая Среда ( 15 апреля ). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).
Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

Великий Четверг ( 16 апреля ). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).
Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.

Великая Пятница ( 17 апреля ) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.
День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Великая Суббота ( 18 апреля ) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 19 апреля

Недели после Пасхи

Антипасха (букв. «Вместо Пасхи»), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Ин.20:19-31) – 26 апреля .

Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 28 апреля , вторник.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя жен­щин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Мк.15:43–16:8) – 3 мая .

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Ин.5:1-15) – 10 мая .

Преполовение Пятидесятницы (Ин.7:14-30) – 13 мая , среда.

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Ин.4:5-42) – 17 мая .

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Ин.9:1-38) – 24 мая .

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора – 31 мая .

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 6 июня .

Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная ( 8 июня – 13 июня ).

День Святого Духа («Духов День») – 8 июня , понедельник.

Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых» – 14 июня . Этим праздником завершается собственно Триодный (подвижный) цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.

Масленица 2020: когда начинать печь блины и зачем это нужно

Масленица / Фото: pixabay.com

Масленица – один из самых сытных, веселых и долгий русских праздников. До начала масленичной недели остались считанные дни. А это значит, что пора готовиться к веселью. Откуда взялась Масленица, в чем ее смысл и какие странные традиции есть у этого праздника – читайте в материале amic.ru.

Масленица – исконно языческий праздник. Он был известен на Руси еще до принятия христианства. Истоки происхождения праздника берут свое начало в праславянские времена. Тогда Масленицу праздновали в конце марта, в день весеннего равноденствия. Праздник связывали со сменой времен года. Погода в это время была непредсказуемой – то наступала оттепель, то приходили морозы. В народе приговаривали: «Весна с зимой борются». Но обычно после Масленицы зима сдавала свои позиции и весна вступала в свои права.

Славяне верили, что на Масленицу земля воскресала, впитывала в себя последний зимний снег. Природе нужно было помочь «набраться сил» и пробудиться. Потому проводили обряд, который должен был поспособствовать хорошему урожаю: сжигали чучело, пепел которого развеивали над полем и пекли блины.

Этот древний славянский праздник сохранился и после принятия христианства. В календаре Русской православной церкви Масленицу называют Сырной седмицей, которая предшествует Великому посту.

Существует несколько версий. По одной из них, название Масленица связана с традицией выпекания блинов. С помощью такого «обряда» люди пытались привлечь внимание и милость солнца. То есть «умасливали» Солнце. Ведь от него напрямую зависела плодородность земли.

По другой версии, Масленицей этот праздник назвали потому, что по церковной традиции на этой неделе мясо уже вычеркивают из рациона, а молочные продукты и яйца еще разрешены. Вот потому народ и печет блины масленые. К слову, именно по этой же причине Масленицу стали называть Сырной (или Мясопустной) неделей.

Именно круглый блин когда-то давно считался жертвенным хлебом. Его приносили в дар языческим богам. Блин – это символ тепла и солнца, которое олицетворяет наступление весны. Блинов на Масленицу нужно было печь и есть как можно больше. Подавали их со всевозможными начинками: рыбой, капустой, медом, ну и, конечно, с маслом и сметаной. Выпекание блинов стало своего рода ритуалом привлечения солнца, благоденствия, достатка, благополучия. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна, тем лучше будет урожай.

Само слово «блин» происходит от древнего «млин», означающего «перемалывать». Для приготовления этого блюда основным ингредиентом является мука. При этом каждая хозяйка имела свой собственный рецепт приготовления вкусных блинов.

Есть и другая версия. Она заключается в том, что вкусные тонкие лепешки – это лишь элементы поминального обеда. Действительно, умерших предков принято поминать блинами. На Руси первый блин, который выпекали на Масленицу, посвящали предкам и выкладывали на окно. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

На Руси Масленицу встречали песнями и шумными гуляньями. Крестьяне запрягали лошадей, наряжали сани и несколько раз объезжали село. Эта традиция дошла до наших дней.

Также была традиция (и она тоже сохранилась): на шесте закрепляли деревянное колесо, которое украшали яркими лентами, и с ним ходили по улице. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы. Все эти ритуалы связаны с кругом, то есть с солнцем.

На Масленицу устраивали кулачные бои и взятие снежного городка. Эти обычаи относят к поминальным. Если сейчас такие забавы вполне безобидны, то раньше они были опасными для жизни: били друг друга не в шутку, а по настоящему, да так, что у участников нередко шла кровь. Это воспринимали как жертву духам умерших и богам.

Читать еще:  Куличи пасхальные рецепты куличей тесто для куличей

К жертве относили и сжигание чучела, символизирующее уходящую зиму. Его устанавливали в центре костровой площадки, в костер бросали и блины. Люди вокруг танцевали, пели, шутили и ругали зиму за морозы. Этот обряд совершался в конце праздника, а пепел развеивали по полю, чтобы уродился хороший урожай.

У каждого дня масленичной недели существуют свои традиции.

Понедельник – 24 февраля 2020 – называется Встреча. В этот день Масленицу встречают: строят горки, устанавливают столбы, делают соломенное чучело, и конечно же, пекут блины.

Вторник – 25 февраля 2020 – Заигрыш. Он называется так потому, что в это время молодые парни присматривали себе будущею жену.

Среда – 26 февраля 2020 – Лакомка. Этот день, конечно же связан с угощениями. Зятья в этот день шли к теще на блины.

Четверг – 27 февраля 2020 – Разгуляй. Если до четверга развлекались молодежь и дети, то с этого дня к веселью присоединялись взрослые, которые откладывали домашние дела и работу.

Пятница – 28 февраля 2020 – Тещины вечерки. А в этот день уже теща должна была идти в гости к зятю на блины. Было принято брать с собой в гости подруг, перед которыми можно было похвасталась своим зятем.

В субботу – 29 февраля 2020 – Золовкины посиделки. В этот день молодые невестки принимали у себя гостей. Чаще всего к ним приходили родственники мужа, точнее, его сестры (отсюда и название дня).

Воскресенье – Прощеное воскресенье. В 2020 году оно будет 1 марта. В последний день масленичной недели провожают зиму – сжигают чучело из соломы, просят друг у друга прощения за все причиненные обиды, а вечером ходят на кладбище и поминают усопших.

Протоиерей Александр Салтыков: «Во время масленицы читайте Апокалипсис»

Началась масленица — последняя неделя перед Великим постом, называемая в Церкви «неделей о Страшном Суде». В это время парадоксальным образом соединяются пост и его отсутствие, веселие и мысли о смерти, воскресении, Страшном Суде и конце мира. Мы попросили рассказать, о том, как Церковь готовит христиан к Великому посту во время масленицы, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах, декана факультета Церковных художеств протоиерея Александра Салтыкова.

О посте и масленице

Масленица, наверно, самый популярный праздник в России после Рождества и Нового года. Но праздник ли масленица? Еще в дохристианские времена масленица была праздником весны и солнца после долгой и холодной зимы. Новый год начинался с месяца марта. Весна — всегда радостное время, а в Церкви оно совпадает с Великим постом. И я хочу сказать о духовной стороне дней этой масленичной недели, суть которой в том, чтобы подготовиться к Великому посту и Пасхе.

Во-первых, замечают ли нецерковные люди, что дата праздника передвигается, и каждый год она разная? Так происходит, потому что дата связана с церковным календарем, с пасхальным циклом и посвящена подготовке человека к самому великому, радостному, но и самому трудному событию — празднику Пасхи. По учению Церкви, эти дни посвящены вспоминанию Страшного суда. Правда, о Страшном суде и Великом посте почему-то никто не говорит, кроме Церкви. Отчего так происходит? В обществе о Церкви много рассуждают, но есть вещи, нам приятные и интересные, а есть те, которые не так приятны.

Масленица нам, конечно, интересна, а Великий пост нам не настолько приятен, чтобы о нем много говорить. Я имею в виду не только атеистов, но также и тех, кто считает себя верующим, но только «в душе», а в церковь не ходит.

Масленица воспринимается как время веселья. Впрочем, веселье нам тоже нужно, особенно детям. И у христиан есть основания радоваться, потому что Великий пост — это духовная весна, обновление человеческого сердца. И все же масленица — время раздумий о Страшном Суде, но почему? Потому что следует вспомнить о смысле человеческого существования, о начале и конце человеческой истории. И Церковь помогает нам в этом, установив для этого особое время. В эти дни мы представляем себе последние времена, когда, после неизбежных тяжелых испытаний всего человечества, придет конец истории: все мироздание, весь космос сотрясется, катастрофически изменится, в небе пред всем человечеством появится победный знак креста, и люди увидят в непостижимой, великой, недосягаемой славе Сына человеческого — Богочеловека Господа Иисуса Христа… А в последний день перед постом, в Прощеное воскресенье, мы вспоминаем начало истории — изгнание первых людей — Адама и Евы — из рая на землю, потерявшую первоначальную благодать.

Масленица — это уже пост

Масленица посвящена посту, и не просто посвящена: она уже сама по себе частичный пост. Все знают: масленица — это ограничение себя в мясной пище. Можно есть только молочные продукты — сыр и масло, откуда и название. У католиков эти дни носят другое название — карнавал (буквально «прощай, мясо»), т.е. время, когда уже не едят мясное, а только сыр и яйца. Иными словами, карнавал — это тоже пост, но об этом все давно забыли, и карнавал стал веселым и иногда необузданным времяпрепровождением. Все, кто ходит на карнавалы, должны об этом знать и помнить.

Но что же такое пост? Сам по себе пост есть и у других христиан, отпавших от Православия. Например, у католиков есть «пепельная среда». Есть посты и у других религий. Но ни у кого из них — ни у католиков, ни у иудеев, ни у мусульман, ни у буддистов и прочих — нет такого поста, как наш строгий и длительный Великий пост. Это одна из особенностей Православия. Единственная религия, которая по-настоящему учит воздержанию и идет против мейнстрима, движения всего человечества к невоздержанию, — это православное христианство.

Пост — это наше богатство. В XXI веке, когда всё направлено на развлечения и всё меряется деньгами, человек совершенно перестает владеть самим собой. Он не хочет даже и думать о том, что он в чем-то должен себя ограничить. Так живут почти все: и дети, и взрослые. Для нас важны прежде всего удовольствия.

Главная цель этой войны с самим собой и награда за победу — Богообщение

Во время поста человек заставляет себя воздерживаться от влекущих его пищи, развлечений и удовольствий. Он должен себя победить. Только победив себя, человек становится личностью. Победа над собой — самая трудная задача, с чем согласится каждый, кто вступает в такую борьбу. Главная цель этой войны с самим собой и награда за победу — Богообщение.

Нужно ли воздержание, тренировка воли, нужно ли учиться делать не то, что хочется, а то, что должно? Все согласны, что это важное и необходимое умение. Но как его достичь? Вполне очевидно, что только Церковь является той силой, которая может направить человека на такой путь. Но не все идут в Церковь.

Во время масленицы читайте Апокалипсис

В последние годы советской власти стали проводить масленицу как языческий праздник весны. А о том, что масленица посвящена Страшному суду, нельзя было даже говорить публично: «Какой-такой Апокалипсис? Это все попы выдумали, чтобы обмануть народ». Помню смешной лозунг тех времен: «Не допустим апокалиптического тупика!» Как это «не допустим», когда все направлено на то, чтобы столкнуть человечество в пропасть!? Кроме того, Апокалипсис указывает как раз не тупик, а единственный выход из сложившегося положения.

В Новом завете тема Страшного суда занимает важное место. О нем говорил Христос в Евангелии, говорили апостолы, в состав Нового Завета входит книга, названная Апокалипсис Иоанна Богослова.

В памяти человечества сохранилось смутное представление о рае, из которого вышли наши прародители

Слово Божие понуждает нас помнить о последних временах. Библия открывается судом и заканчивается судом. Адам и Ева нарушили завет о невкушении плода познания добра и зла, и Бог совершает суд. Творец спрашивает: «Адам, что ты сделал»? Говоря современным языком: «Какова была мотивация совершения твоего преступления»? Объяснений у Адама нет, только попытка оправдания: «Жена, которую Ты мне дал»… Адам и Ева не захотели признать свою вину и Бог осудил их на изгнание из рая. Будучи изгнаны, они сидели напротив рая и плакали, потому что потеряли очень много: рай и вечную жизнь. Они стали жить в этом мире. И как все мы видим, наш мир — это не рай. Но, как это ни парадоксально звучит, мир наш в некоторых своих чертах все же отдаленно похож на рай: в нем есть уголки необыкновенной красоты, есть незабываемые минуты общения с природой и добрыми светлыми людьми… В памяти человечества сохранилось смутное представление о рае, из которого вышли наши прародители. И мы, верующие, все хотим попасть в рай.

Читать еще:  Как поминают годовщину смерти

После смерти у каждого будет своя участь. Каждый человек проходит личный суд: в этой жизни его судит совесть, после смерти каждого судит Бог — это частный суд. И если человек не прощен, то остается в ожидании Страшного суда. Таким образом, история Адама и Евы повторяется со всеми людьми. Однако в Писании сказано, что праведник на суд не приходит. А Церковь каждый день молится о грешниках. Такова духовно-нравственная установка Библии от первых до последних страниц.

Итак, если Церковь установила, что воспоминание о Страшном Суде совершается именно перед Великим постом, то верующие должны думать о последних днях мира, которые наступят в будущем.

В истории известны многочисленные случаи, когда люди ожидали конца света. Католики, можно сказать, привыкли к ожиданию конца света в средние века и сегодня уже почти не говорят на эту тему, потому что она им представляется «слишком неопределенной» для рационального человека. С нашей точки зрения, они слишком уповают на собственный разум, на «эволюцию» общества, но не на веру. Рационализм, конечно же, имеет определенное основание, потому что Бог дал человеку разум, чтобы он правильно устраивал свою жизнь. Но ум должен помогать вере, а не отвергать ее. Мы видим, что в мире много иррационального и как бы неразумного. Люди часто совершают безумные поступки. В революционное время в нашей стране происходило настоящее буйство, зверские убийства людей, безумное разрушение храмов. Многое творилось еще на глазах нашего поколения. Что это было? В истории иногда побеждает ум, а иногда — безумие. Христиане же должны опираться не только на ум, но в гораздо большей степени — на веру в Бога. Вера же исходит из сердца. И в вере — мудрость, которая выше ума. Впрочем, и ум нам подсказывает, что человеку нужен пост, потому что он организует, воспитывает в человеке личностные свойства.

Страшный суд и Прощеное воскресение

Последний день масленицы — Прощеное воскресение. Это замечательное установление: в этот день мы имеем возможность друг друга простить и сами получить прощение перед Страшным Судом. Мы ведь так много обижаемся, так много держим в своих сердцах не очень хорошего отношения друг к другу. Так часто обижаем своих близких и малознакомых людей и сознательно, и случайно, и как бы мимоходом, и в своих мыслях, и взглядом, и в сердечном помышлении, и другими самыми разнообразными способами. Осмелюсь предположить, что Прощеное воскресение — это некий малый образ Страшного суда для христиан, которые в этот день каются и получат не осуждение, а прощение.

Что можно есть в пост после Масленицы?

Что такое Масленица: суть праздника и традиции

Перед Великим постом все православные привыкли отмечать праздник ожидания весны — Масленицу. Это торжество олицетворяется с подготовкой к Великому посту. Длится масленичная неделя 7 дней. В христианском смысле посвящен праздник примирению с ближними, прощению обид и подготовке к покаянному пути к Богу. По-другому Масленицу многие называют Сырной седмицей, то есть последней неделей после которой начинается Великий пост. Испокон веков Масленица считалась самым веселым и радостным праздником. Люди в этот день провожали зиму, сжигая его чучело, устраивали праздничные гулянья и готовили вкуснейшие угощенья. Самым главным блюдом и тогда, и сейчас на Масленицу были блины. Их готовили со всевозможными начинками, угощали ими всех вокруг. Вообще этот праздник пришел от древней языческой культуры. Блины в Масленицу символизировали солнце, которое все больше приближало весну. Раньше Масленица припадала на день весеннего солнцестояния. Только с приходом православия дата празднования Масленицы стала напрямую зависеть от срока Великого поста. Для предков праздник также был началом нового года. А согласно традициям, которые до сих пор сохранились, считалось, что от такого как встретишь новый год, таким впоследствии он и будет. Поэтому Масленицу всегда встречали с размахом, не скупились на угощенья и различные развлечения.

Подробнее о посте после Масленицы в этом видеоматериале.

Что можно есть сразу после Масленицы?

В 2019 году Великий пост начинается с 11 марта. Тем, кто решился соблюдать его, стоит знать, что самые жесткие ограничения в рационе начинаются с самого первого дня поста. В этот день необходимо пить только лишь воду. Вообще цель Великого поста заключается в очищении и подготовке человека к православному празднику Пасхе. Считается, что за весь Великий пост человек проходит очищение и становится ближе к Богу. Поэтому, чтобы приблизиться к нему, во время поста человек должен есть не отягощающую желудок пищу. Продукты должны приносить легкость и радость, поэтому блюда должны быть постными, простыми и разнообразными одновременно. При этом соблюдать пост разрешено не всем. Тяжелобольные люди, беременные женщины и рабочие, занимающиеся тяжелым физическим трудом могут не соблюдать пост. Длительность Великого поста 48 дней. Соответственно завершится он 27 апреля в полночь. Верующие, которые решили поститься должны отказаться от пищи животного происхождения, от яиц и молочных продуктов. Предпочтение они должны отдавать растительной пище, блюдам, приготовленным на пару или запеченным в духовке. Нельзя во время поста также злоупотреблять пряностями, сахаром и специями. Воздерживаться следует от жареной и жирной пищи. В период поста самыми частыми гостями стола должны стать орехи, изюм, фрукты и овощи. В постном меню обязательно должны присутствовать каши, но готовить их нужно исключительно на воде и без добавления масла. Категорически нельзя в постные недели употреблять алкогольные напитки.

Что нельзя есть после Масленицы?

Подготовка к празднику Воскрешения Христа — это один из самых важных периодов года для всех православных. Стоит отметить, что Великий пост накладывает ограничения не только на пищу, но и на различные развлечения. В период поста люди должны освободить свои мысли от всего дурного: зависти, излишеств и злобы. Считается, что именно отказ от слишком богатой и роскошной пищи помогает человеку очиститься физически и духовно. В связи с этим пища в пост должна быть максимально скромной, но при этом богатой витаминами и микроэлементами. В Великий пост под строгим запретом должны быть мясные и рыбные продукты, молоко и его производные, яйца, фаст-фуд и сладкая выпечка. Самые строгие ограничения в пост припадают на понедельник, среду и пятницу каждой недели. Эти дни принято заниматься сухоядением, то есть в пищу нужно употреблять только сырые продукты без масла. Рыбу и морепродукты в пост можно есть только в дни больших церковных праздников, припадающих на время Великого поста. Поэтому те, кто держит пост без сомнений могут съесть немного таких продуктов на Благовещение и в Вербное воскресенье.

Как выходить из поста: основные правила

Для всех, кто соблюдал пост не менее важным периодом станет и выход из него. Сразу же после поста следует серьезное испытание для организма пасхальной неделей. В этот период на столах появляется изобилие угощений. Выпечка, мясо, деликатесы и сладости — все это после 48-дневного воздержания хочется отведать сразу и в больших количествах. Однако налегать на всевозможные излишества не нужно спешить, какими вкусными и аппетитными они не выглядели. За время воздержания человеческий организм привыкает к постной пище, поэтому мощная нагрузка в виде различных продуктов для него может стать настоящим ударом. Поэтому сразу же после выхода из поста необходимо постепенно вводить в свой рацион продукты. Не стоит в праздничные дни сильно увлекаться куличами и яйцами. Для разговения можно позволить себе пару яиц и несколько кусочков пасхального кулича. Также после поста в первые 4 дня не рекомендуется есть такие продукты, как чипсы, соломка и сухарики. Лучше не пить алкоголь, кофе и крепкий черный чай. Тем более стоит отказаться от газированных напитков.

Подробнее о том, что можно есть после Масленицы будет рассказано в этом видеоролике. Оставляйте свои комментарии и высказывайте пожелания к статье.

Пост после Масленицы

Хочу поделиться своим прочтением одной песни. Во многих старинных песнях за текстом скрываются понятия древлян о мироустройстве. Образы многослойны, но слова настолько привычны, что скользишь по поверхности, не вникая , из чего они происходят. Вот так, сдавая карты для подкидного дурака, видим только картинку, хотя даже простейшие карты сделаны в пять слоев : рубашка склеивается с картинкой, и с двух сторон наносится лаковый слой. Попробуйте разорвать карту пополам и сами убедитесь в ее пятислойности. Я же хочу попробовать расслоить песню, неожиданно оказавшейся приуроченной к Масленице — древнейшему на Руси празднику, корнями уходящему в глубь веков.

Читать еще:  Какого былинного богатыря напоминает вам ермак

Вырастала в поле древа, тонка высокая
Тонка, тонка высокая, корнем глубокая
Она корнем глубокая, листом широкая.

Вот уже можно сделать первую остановку, хочется раскрыть фразу. Почему «ДРЕВА» женского рода? Среди неотягощенных филологическим образованием фольклористов ходит устойчивый миф, что в древнерусском языке не было среднего рода, типа все было очень конкретно и определенно ; либо так, либо одно из двух. Я тоже одно время был очарован этой конкретикой древности и вносил, в меру сил, раздрай в головы собеседников. Многие слова среднего рода в старинушках поются женским родом : «ВыкатаЛАСЬ она краснА солнышкА..»- это первое, что приходит на память, ряд может быть продолжен такими же мирополагающими словами, связанными с материнством природы. Но, увы, мне пришлось смириться, что женский род здесь – отражение диалекта. Так, в Ставрополье бабушки говорят :
-Пойду на шоссу (в с мысле на шоссе)
Здесь заимствованное «шоссе» спеклось с коренным «дорога» и обрело женский род.
ДревА же, отражение символа жизни, мирового древа, не случайно так подробно обрисованА, тоже обрела материнский, женский род.
Ведь средний род существовал в древнерусском так же полноправно, как и сегодня. Проверочное слово ; « око» , уж наверняка древнее слово)). И более того , был еще и общий род существительных,(см.грамматику Ломоносова), сегодня упраздненный. К общему роду относились слова, употребляемые в обоих родах, например : ворожея, неженка, брюзга, блудня, тараторка, кровопийца, писака, отцеубийца …. Сегодня их разобрали на мужской и женский. Устойчиво закрепив «блудню» и «ворожею» за женским, а «писаку» и «отцеубийцу» за мужским.

Подъезжали к этой древе купцы да бояре
Они думали, гадали, как с древою быти
Как с этою древой быти, как её рубити
Подрубили эту древу под самый под корень
Разрубили эту древу на четыре части

Почему под самый корень и зачем на четыре части? Не ахти какая загадка. Празднование Масленицы изначально было приурочено к весеннему равноденствию, по календарю это 20-21 марта. Солнце переходит из Северного полушария в Южное. Есть страны, в которых и сегодня новый год начинается этим днем, страны Великого шелкового пути. В этот день свет и тьма делят мир поровну. Начинается оживление природы, встречаются миры Яви и Тьмы. Отсюда и основное угощение на Масленицу : блины , не только символ солнца, но и поминальная трапеза. Сохранились пословицы :
Первый блин за упокой (на маслену)
Первая оттепель – вздохнули родители
Значит- срубить дерево для жертвы,- самое время. Но не просто срубить, а по умному, со знанием дела, как только мудрые люди подсказать могут. Мировое древо – посредник между мирами : верхняя его часть (ветви), связана с небесным царством, средняя (ствол) земное существование, ну а корневая часть- подземное царство, обитель умерших. Само же древо являет дорогу, связь между мирами. Потому и рубить древо можно только под корень, не беспокоя нижнего царства. А на четыре части – по сторонам света, окрест. Если уж прозвучало слово «крест», то сразу вспомним, что и происхождение Патриаршего Креста ( с тремя перекладинами) имеет историю древнее Христианства и сам крест ничто иное, как трехчленное мировое дерево. Вариантом разрубания на древа четыре части может быть и космологическое представление о временах года, четырех фазах солнцеворота: весеннее и осеннее равноденствие и летнее, зимнее солнцестояние.

Как сделали с этой древы гусли звончатые
Заиграйте, мои гусли, гусли звончатые
Позабавьте мово гостя, гостя дорогого
Гостюшеньку дорогого, батюшку родного

Еще одно подтверждение породы древа. В фольклоре гусли называют яровчатыми. Явор – это белый клен. Вот что это за «древа листом широкая» Древо мировое синтезирует многие мифологические функции. В славянских фольклорных текстах это обычно Вырий (рай), райское древо, береза, дуб, сосна, рябина, яблоня, тополь, или , как в этой песне явор ( клен белый). Под кленом в другой песне стоит дивчина и плачет о родителях. А рисунок листьев клена сравнивают с руками.

Гостюшеньку дорогого, батюшку родного
Он не часто в гости ездит, редко наезжает
Под окошком спать ложится, все свету желает
А что это : свету нету, нечем затеплиться
Нет тарелки, нет горелки, нечем похмелиться

Кто же этот гость дорогой и редкий, которого нужно ублажать игрой на ритуальном инструменте? Даже сегодня гусли используются северными шаманами (в Ямало-Ненецком округе) в ритуальных обращениях. Совсем недавно в Мире Путешествий мне удалось посмотреть репортаж о ритуале готовки медвежьего мяса, где шаман пел что-то под гусли, обращаясь к духам Отца-Медведя, испрашивая прощения за убийство и прося разрешения на поедание зверя.
Что же до нашего батюшки дорогого, открывающего дорогу свету и теплу, то это не зооморфная, а другая история. Обратимся к дохристианской истории Масленицы, вспомним персонажи.
Марена, – дочь Сварога, Бога-творца и триединой Лады, – богиня смерти, богиня зимы. Из последних сил она холодит землю Лютенем, только время её уходит. В понедельник Дажьбог приходит на ВСТРЕЧУ Марене, во вторник она ЗАИГРЫВАЕТ с ним, в среду угощает блинами, в широкий четверг устраивает пир и спаивает Дажьбога вином, а в пятницу — заманивает его его на Алатырскую гору.В субботу Жива — богиня жизни, весны, летит навестить свою сестру Марену и видит Дажьбога, спящего в чертоге Алатырской горы, оживляет Дажьбога животворной весенней слезой, и уносит его из Темного царства в светлый Ирий. Воскресает Дажьбог в прощенное воскресенье и согревает природу жарким огнем небесным, в котором и сгорает коварная Марена.
Как вам сказочка? Если и было что-то не так, то нужно исправить! Есть и более поздние трансформации сюжета, где персоналиями выступают Дед Мороз, Снегурочка… но это уж сами додумывайте.

Запрягай, сударь, карету, я сяду поеду
Запрягай, сударь, другую, я сяду в любую
Запрягай ка, сударь третью –сядет кучер с плетью

Это уже картинка свадебного поезда. Весь обряд Масленицы подчинен идее Рода. Почитания умерших (корней) и продолжению в новых ветвях ствола Рода. Сразу после Встречи (первого дня), идет Заигрыш, когда семьями катаются на санях по солнышку, помогая приходу весны, конечно, это и время смотрин, выбора новых пар. Да и в первый день по улицам возили чучело Масленицы и жениха её Маслёнка, правда со временем этот второй, мужской персонаж стал встречаться все реже, пока совсем не исчез. Но никуда не делись хороводы, поцелуйные игры. Одна из самых известных и до сей поры столбовых игр : «Бояре, а мы к вам пришли» отражает сватовство, главную цель праздника. Чтобы потом, на Красную горку, свадьбы играть. А до смещения Масленицы к Сыропутной неделе, времени на осмысления Великим Постом у молодых и не было, сразу шли свадьбы. В пословице; Сваталась Маланья на масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых на показ» угадывается некоторая грусть оттого, что свадьбы идут не по Масленке. Другие дни праздника укрепляли семейственность как главное предназначение обывателей. Среда –Лакомка, в этот день зятья приходили к теще на блины , « Зать на порог- тёща за яйца». Пятница — Тещины вечерки, когда с ответным визитом родители идут в гости к детям, при этом все необходимое для стола с вечера присылалось в дом невестки, а заодно и хитрый рецепт какого-нибудь блюда.
Тёща
Когда ставишь опару, как появятся звезды, надо выйти на реку, озеро или к колодцу и сказать (шепчет Невестке на ушко)
Потом уже Невестка обращалась к месяцу
«Месяц, ты месяц,
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко,
Подуй на опару!»
В субботу на, Золовкины посиделки, молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок (мужниных сестер), старались познакомить с неженатыми парнями из своей родни и их друзей.

А что за радость, что за веселье, что батенька едет
Есть уголечек, есть фитилечек, есть чем затеплиться
Есть тарелка, есть горелка, есть чем похмелиться.

Это уже Прощеное воскресенье, апофеоз празднования, когда сжигают чучело Масленицы , а пепел развевают по полям, чтобы лучше был урожай. В этот день– уже насытившись за неделю, люди просили друг у друга прощения, и сами прощали обиды, чтобы не нести их в новую пору Солнца. Впрочем, совсем праздник заканчивался только в понедельник, когда мужики обильно полоскали рот водкой, чтобы избавиться от остатков нескоромной пищи, а хозяйки тщательно мыли посуду, убирая с нее остатки жира. Ну и конечно, в чистый понедельник была обязательна баня. « О Масляной – неделю пируешь, семь похмеляешься»
«Масленица – объедуха, денег приберуха», НО: «Себя заложи, а Маслену встреть!»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector