Меню для поминок в день похорон
Поминальная трапеза
Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.
Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.
В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.
Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в
первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и
близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.
Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).
Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.
Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.
Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.
Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?
За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.
Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.
Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.
«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.
Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».
На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».
Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.
Следующие молитвы читают в любые дни поминок.
«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».
«Богородице Дево, радуйся. »
В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».
«Вечная память» (трижды).
Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.
Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.
После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »
Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.
Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )
Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).
Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.
Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.
Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.
Меню русского поминального стола, его традиции и особенности
Меню русского поминального стола, его традиции и особенности
Среди ритуальных русских национальных застолий наиболее прочно удерживались в течение всего XX в. как при царской, так и при советской власти так называемые поминки — застолье, устраиваемое после погребения какого-либо лица для его родственников, близких друзей, а иногда и для всех тех, кто пришел на его похороны и провожал его до могилы. После кладбища близкие и знакомые покойному люди возвращаются по приглашению близких родственников в его дом, где их обычно уже ждет приготовленный стол.
В советское время это был либо холодный стол, либо ужин с одним горячим блюдом, либо (если поминки устраивались учреждением) — холодный фуршетный стол. Разумеется, в течение XX столетия состав пищи, блюд во время таких поминок чрезвычайно сильно менялся и в целом, как правило, отражал состояние кулинарных возможностей и всего общества, и конкретной семьи. Важным считалось пригласить и накормить людей, а вот чем, в каком количестве, в каком составе или при каком меню, — это уже вовсе не входило в соображения устроителей. Таким образом, поминальный обед или поминальный ужин совершенно терял, утрачивал свой ритуальный кулинарный характер и превращался в обычный обед или ужин, устраиваемый родственниками, чтобы отблагодарить людей, пришедших на похороны их близкого. Вот почему ели и пили все, что в данный момент смогла достать и выставить на стол конкретная семья.
Между тем, русский поминальный стол (будь то обед или ужин) традиционно должен состоять из обязательного и определенного числа и состава блюд.
Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий.
Между прочим, поминальный стол имеет еще одно традиционное русское название — «горячий», что прямо указывает на то, что замена поминального стола «холодным закусочным», а тем более фуршетным, является грубым нарушением правил этого вида застолья. Это нарушение прямым образом затрагивает и лишает значения сам смысл еды на поминках как выражение уважения памяти покойного. Вот классическое, традиционное, правильное меню поминального стола:
Блины. Они могут подаваться с маслом (сливочным), сметаной, семгой или лососиной и икрой — красной, зернистой или паюсной. Все эти традиционные «приклады» зависят исключительно от индивидуального достатка и вкусов устроителей. Но блины должны быть обязательно, причем именно дрожжевые, а не какие-нибудь блинчики.
Щи. Речь идет о классических русских капустных щах. Из какой капусты будут сделаны эти щи — свежей или кислой, квашеной, будут ли они богатыми или постными (то есть с мясом или без него), свежими или суточными, — все это опять-таки решается индивидуально в каждом конкретном случае. Но щи должны быть непременно и приготавливаться по-настоящему, а не заменяться борщом или иным супчиком.
Пироги могут быть также любые, с любой начинкой — мясные, капустные, луковые, картофельные, рыбные, грибные. Но они должны быть непременно. Тип поминальных пирогов может быть любым. Более того, чем больше представлено на поминках пирогов разных типов, тем лучше. Это могут быть подовые, жирные мясные пироги, многослойные кулебяки или легкие пироги из слоеного теста, они могут быть и из простого кислого теста, из ржаного или пшенично-ржаного теста на закваске.
Единственным строгим требованием ко всем типам и видам пирогов, подаваемых на поминках, является то, что они обязательно должны быть закрытыми, а также несладкими, поскольку сладкие пироги всегда делаются либо открытыми, либо решетчатыми, а также потому, что они служат ритуальными пирогами для дней радости — в дни рождения, свадьбы, юбилеев и т. п., в то время как в дни скорби должны употребляться только закрытые пироги. Уже одно это создает правильный, приличный случаю погребения, сдержанный фон всего застолья, что и должен почувствовать человек, даже не сведущий в любых правилах, условностях и церемониях.
Жаркое. Это блюдо — кульминация поминального застолья. Оно может быть приготовлено из любого мяса или домашней птицы и снабжено, как правило, скромным овощным гарниром, чаще всего картофельным или овощным пюре, поскольку пюре удобно разделить на сравнительно большое число лиц. Реже и, так сказать, беднее, когда в виде гарнира подаются каша или макароны (вермишель), но в XX в. эти замены можно считать допустимыми, особенно для массовых «пиршеств», как продукты, имеющие в основе зерновое (мучное) сырье.
Кисель. Заключительное блюдо на поминках, носит крайне важное ритуальное значение. Его нельзя исключать из меню поминального стола ни при каких обстоятельствах. Даже в случае чрезвычайной бедности покойного, когда разрешается ограничивать и сокращать поминальный стол до минимума. Этим минимумом должны оставаться два блюда: первое — блины и последнее — кисель. Кисель должен быть обязательно кислым и растительным, то есть клюквенным, брусничным или, на худой конец, яблочным, крыжовенным, смородинным, но только не молочным! Это связано как с ритуальным, языческим смыслом поминальной пищи, так и с учтенным еще в древности, на базе многовекового опыта, чисто кулинарным смыслом этой гастрономической процедуры. Дело в том, что тяжелая мучная и мясная пища легко и хорошо усваивается и перерабатывается в кислой среде. Вот почему за тяжелыми блинами обязательно следуют кислые щи, а за пирогами и жарким — кисленькие кисели.
Питье во время поминок. На поминках, если они ритуально правильны и культурны, разумеется, предусмотрены определенные каноны и для употребления напитков. К сожалению, в последние десятилетия XX в. поминки превратились в своего рода повод напиться «в честь покойника». Это, конечно, неверно. Употребление алкогольных напитков, как и всей остальной поминальной еды, ритуально, подчинено четким правилам. Первое блюдо — блины — предваряется одной рюмкой чистой водки (примерно 50 г), которую должны выпить все присутствующие в память об усопшем. И на этом в ходе классических поминок употребление водки (или коньяка) как крепких алкогольных напитков, собственно, кончается. Далее на протяжении всего застолья употребляются пиво, брага, квас, а к жаркому, особенно если оно из птицы, подается красное виноградное вино. Но водка, после первой всеобщей рюмки, демонстративно должна быть убрана с поминального стола.
Этот особый характер поминального русского застолья, однако, полностью забылся, игнорировался и нарушался. Между тем, он полон смысла: в момент скорби все должны сохранять трезвость мысли и действий, а также не имеют морального права оскорблять память покойного неприличной формой поведения (пьяным видом).
Как видим, меню и характер еды на поминках, выработанные у русского народа в XVII—XIX вв., подвергались в течение XX в. систематическому нарушению и искажению как в силу утраты опыта предыдущих поколений, так и в силу крайней некультурности подавляющего большинства населения, которое не связывает характер поминальной еды со смыслом данного события и смотрит на поминки лишь как на повод для попойки, встречи со знакомыми и на форму благодарности этим знакомым за их близость или прошлое содействие в чем-либо покойному лицу.
Другая причина искажения поминального застолья в XX в. — это общая утрата кулинарных навыков, привычка пользоваться готовыми или полуготовыми промышленными пищевыми продуктами. Вот отчего на поминальном столе появились колбаса, консервы, шоколад, конфеты, совершенно не подобающие данному событию.
Если внимательно вглядеться в поминальное меню, представленное выше, то станет совершенно очевидно, что в его состав входили основные русские национальные блюда, требующие ручного приготовления из сырых продуктов при помощи печи или плиты (блины, щи, пироги, жаркое, кисель).
А именно эти блюда к концу XX в. совершенно исчезли из состава семейного стола большинства средних советских, и в том числе русских семей, особенно в городах. Эти блюда требуют, конечно, не только хороших кулинарных навыков, но и времени, возни, а при наличии большого числа участников поминок — чрезвычайно большого количества посуды. Вот почему настоящие поминки фактически должны ограничиваться лишь крайне близким кругом родственников и друзей. Только тогда они могут быть осуществлены по-настоящему правильно — как в ритуальном, так и в кулинарном отношении. Только тогда они смогут сохранить нужную данному событию атмосферу и иметь для семьи и ее самых близких серьезное национально-воспитательное значение. А в этом изначально и состояла цель устройства и троекратного повторения поминок — воспитывать будущие генерации в семейно-партриархальном национальном духе, ненавязчиво, но последовательно и определенно устанавливать связь и преемственность поколений, по крайней мере, в сфере усвоения и поддержания национальных традиций.
Ныне, к концу XX в., такая связь, честно говоря, полностью утрачена. И именно это прискорбно и заставляет нас в конце XX в. напоминать тем, кто будет продолжать русский народ в XXI в., о забытых, растерянных и искаженных правилах и канонах русского национального поминального стола. Право, это наследие далеких предков не грех и восстановить, и сохранить, и перенести в XXI в. По крайней мере тем и для тех, кто хотя и равнодушен к «родным могилам», но хочет быть хорошим кулинаром или желает сохранить один из важных «уголков» русской национальной кулинарии и иметь случай вспоминать о нем хоть несколько раз в жизни, при печальном расставании со своими «предками» или близкими друзьями.
Поминальные обеды
Поминальные обеды – это трапеза, которая совершается в день поминовения усопших. Её организовывают ближайшие родственники или друзья умершего. Часто такие обеды происходят у усопшего дома, но не возбраняется проведение их в общественных местах – кафе, ресторанах и так далее.
Меню на поминки после похорон включает в себя некоторые традиционные блюда. Это кисель, кутья поминальная, блины. Другие блюда, которые дополняют поминальный стол, выбираются на усмотрение организаторов. Так, например — салаты, нарезки, вторые блюда. Поминальное меню может носить определенное значение. Так, курица или другая птица, приготовленная для поминок, означает полет души, её отделение от тела.
Говоря о том, что приготовить на поминки следует учитывать, что после длительного обряда прощания и похорон люди хотят есть. Не следует забывать и о том, что количество людей, пришедших на поминки просчитать очень сложно, так как сюда прийти может любой человек, кто знал покойного. Поэтому уже традиционным стало приготовление большого количества выпечки, которая дополнит собой поминальный обед. В том числе её удобно взять с собой на кладбище.
В первые поминки на третий день – день похорон по народной традиции готовят место и для усопшего. Здесь ставится рюмка с водой или любимым напитком умершего, а сверху кладется кусочек черного хлеба. Поминальная трапеза не обходит стороной его душу – за столом усопшему оставляют место, а также ставят столовые приборы. Это место может быть отведено во главе стола или на месте, где при он сидел при жизни. В некоторых отдельных случаях это может быть и край стола.
Меню на поминальный обед включает в себя традиционные блюда, как:
- кутья
- блины
- выпечка (пироги)
- кисель
- нарезки овощные
- нарезки мясные
Первые и вторые блюда:
- суп (любой)
- мясные блюда (курица, говядина, свинина)
- гарниры (картофель, каши)
Поминальный стол – меню может включать любые блюда, не считая общепринятых. Родственники усопшего или организаторы из числа друзей составляют меню исходя из примерного количества человек, ожидаемых на похоронах.
Что готовят на поминки в пост? Особенно если умерший и его семья соблюдают религиозные традиции? Постное меню на поминки не является чем-то неестественным. Из традиционных блюд исключают животные продукты: мясо, молоко, яйца и заменяют их растительной пищей. На стол ставят различные овощные блюда. Для соблюдающих из раза в раз не составит труда испечь постные блины на поминки.
Постное меню на поминки включает в себя кутью, так как она не содержит в своем составе животных жиров. Овощные нарезки, салаты, первые и вторые блюда. Пост накладывает табу и на любые спиртные напитки, поэтому в качестве питья выступает ставший традиционным кисель, а также компот или чай. На столе может присутствовать выпечка, но тесто готовится на растительном масле, без добавления яиц и молока.
Во время поминального обеда принято говорить об умершем. Это может быть доброе воспоминание об умершем, которое характеризует его с лучшей стороны. Правило: о мертвом хорошо или ничего – здесь действует на 100 %. Не смотря на обстановку памяти, говорить лучше всего мало, чтобы случайно не причинить дополнительной боли родным.
Иногда за поминальным столом произносятся специальные тосты или читаются стихи. Это позволено на годовщинах, па первых поминках – 3, 9 и 40 день их лучше не произносить. Здесь важно оставаться деликатным к горю самых близких, которые только начинают учится жить без умершего. Им просто не до стихов и красивых тостов.
Итак, поминальный обед — это возможность собраться всем вместе за столом, вспомнить тех, кого с нами уже нет, совершить при желании молитву о упокоении душ умерших. Добрые воспоминания станут отдушиной в постигшем горе, а уютная обстановка и вкусная еда помогут создать теплую атмосферу.
Наши специалисты свяжутся с вам в течении 5 минут, и ответят на все интересующие вас вопросы.
iRitual.ru — памятники на могилу. 2010 — 2020. Все права защищены. Политика конфиденциальности. Правовая информация.
Копирование текстовых и фото материалов с сайта ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по закону РФ. Факты нарушения незаконного использования выявляются.
Просьба обратного звонок — ПОЛУЧЕНА. В ближайшее время с вами свяжется сотрудник нашей компании, которому вы сможете задать интересующие вас вопросы.
Запрос на выезд менеджера — ПОЛУЧЕН. В ближайшее время с вами свяжется менеджер по работе с клиентами, для обсуждения даты выезда и времени в которое вам будет удобно его принять.
Спасибо! Заказ принят.
Ваш заказ — ПОЛУЧЕН. В ближайшее время с вами свяжется менеджер по продажам, для подтверждения заказа и последующего его оформления.
Добавление в корзину
Эскиз памятника УСПЕШНО отправлен на вашу электронную почту.
Ваш заказ — ПОЛУЧЕН. В ближайшее время с вами свяжется менеджер по продажам, для подтверждения заказа и последующего его оформления.
Что готовят на поминки
Организация похорон в соответствии с религиозными традициями требует соблюдения ритуалов. Одним из мероприятий в процессе погребения является поминальная трапеза. Важно знать, что приготовить на поминки в день проводов умершего близкого в последний путь. Стол должен обязательно включать в себя несколько блюд. Приготовьте закуски самостоятельно или обратитесь в нашу похоронную службу, чтобы организовать поминальный обед.
Когда принято делать поминальный обед
Традиция делать поминки характерна для большого количества религий. Поминальный обед – это, в своем роде, обряд прощания, когда тело покинуло близких, а душа еще пребывает среди родных, может разделить с ними прощальный стол.
Важное! Меню поминального обеда включает в себя следующие необходимые блюда:
Главный ответ на вопрос, что готовят на поминки – это сытные и питательные простые блюда.
В православной вере принято поминать усопшего после погребения поминальный обед делают в дни поминок дома или общественных заведениях (кафе, ресторан, столовая):
- в дату похорон, как обычай провожать умершего близкого в мир иной Считается, что дух умершего первые дни гостит в родном доме и навещает родственников. Поэтому важно собираться с родными и друзьями усопшего для совместной трапезы.;
- на 3-й день. К третьему дню душа поднимается к Господу. С телом в земле начинаются первые изменения. С 3 по 9 день душа живет в раю;
- на 9-й день телесная оболочка в гробу претерпевает изменения во всех органах и системах, кроме сердца. В эти сутки душа навещает места, где при жизни были совершены пригрешения. Считается что на девятые сутки ей доводится побывать в аду и ознакомиться с мучениями грешников. Важно поддержать дух умершего молитвой, собраться с родными на поминальную трапезу, посетить могилу, церковь;
- на 40 день. С 9 по 40 день душа умершего мучается в муках совести и осознании, сколько совершено грехов. В этот период родным следует усиленно молиться за спасение духа, просить у Бога о лучшей доле. В эту дату совершается суд Божий и будет вынесено решение, куда попадет дух – в ад или рай.
Также поминальную трапезу собирают на каждую годовщину смерти, в дни рождения, родительские церковные субботние праздники, Радоницу. В эту дату собирают родных и близких на обед, посещают церковь, место погребения на кладбище. Нельзя превращать совместный прием пищи в пиршество. На столе не должно быть алкоголя, громких споров, смеха, сквернословия. Все должны вспоминать усопшего, его дела, добрые поступки.
Как готовить кутью на поминки
Одним из центральных и обязательных блюд в меню является кутья. Для рецепта берут крупу – рис, пшено. Важно выбирать именно зерновой ингредиент, так как зерно считается символом зарождения и возрождения, жизни, души, бесконечность цикла.
Несложные рецепты приготовления кутьи на поминки:
- из риса и сухофруктов. Промойте 1 стакан длиннозерного риса, залейте крупу 2 стаканами чистой проточной воды, посолите жидкость, поставьте вариться на медленном огне до готовности. Изюм или любые другие сухофрукты помойте под струей воды, залейте кипятком. По готовности из каши слейте воду, рис промойте, перемешайте с распаренным изюмом. Подавайте на стол в общей тарелке.
- из пшена, кондитерского мака и орехов. Промойте пшенную крупу многократно, пока вода не станет чистой. Залейте 1 стакан пшенки холодной отфильтрованной водой, варите на медленном огне до готовности. В готовое блюдо добавьте горсть орешков и 2 столовые ложки кондитерского мака.