Меню на поминках после похорон

Поминальные обеды

Поминальные обеды – это трапеза, которая совершается в день поминовения усопших. Её организовывают ближайшие родственники или друзья умершего. Часто такие обеды происходят у усопшего дома, но не возбраняется проведение их в общественных местах – кафе, ресторанах и так далее.

Меню на поминки после похорон включает в себя некоторые традиционные блюда. Это кисель, кутья поминальная, блины. Другие блюда, которые дополняют поминальный стол, выбираются на усмотрение организаторов. Так, например — салаты, нарезки, вторые блюда. Поминальное меню может носить определенное значение. Так, курица или другая птица, приготовленная для поминок, означает полет души, её отделение от тела.

Говоря о том, что приготовить на поминки следует учитывать, что после длительного обряда прощания и похорон люди хотят есть. Не следует забывать и о том, что количество людей, пришедших на поминки просчитать очень сложно, так как сюда прийти может любой человек, кто знал покойного. Поэтому уже традиционным стало приготовление большого количества выпечки, которая дополнит собой поминальный обед. В том числе её удобно взять с собой на кладбище.

В первые поминки на третий день – день похорон по народной традиции готовят место и для усопшего. Здесь ставится рюмка с водой или любимым напитком умершего, а сверху кладется кусочек черного хлеба. Поминальная трапеза не обходит стороной его душу – за столом усопшему оставляют место, а также ставят столовые приборы. Это место может быть отведено во главе стола или на месте, где при он сидел при жизни. В некоторых отдельных случаях это может быть и край стола.

Меню на поминальный обед включает в себя традиционные блюда, как:

  • кутья
  • блины
  • выпечка (пироги)
  • кисель
  • нарезки овощные
  • нарезки мясные

Первые и вторые блюда:

  • суп (любой)
  • мясные блюда (курица, говядина, свинина)
  • гарниры (картофель, каши)

Поминальный стол – меню может включать любые блюда, не считая общепринятых. Родственники усопшего или организаторы из числа друзей составляют меню исходя из примерного количества человек, ожидаемых на похоронах.

Что готовят на поминки в пост? Особенно если умерший и его семья соблюдают религиозные традиции? Постное меню на поминки не является чем-то неестественным. Из традиционных блюд исключают животные продукты: мясо, молоко, яйца и заменяют их растительной пищей. На стол ставят различные овощные блюда. Для соблюдающих из раза в раз не составит труда испечь постные блины на поминки.

Постное меню на поминки включает в себя кутью, так как она не содержит в своем составе животных жиров. Овощные нарезки, салаты, первые и вторые блюда. Пост накладывает табу и на любые спиртные напитки, поэтому в качестве питья выступает ставший традиционным кисель, а также компот или чай. На столе может присутствовать выпечка, но тесто готовится на растительном масле, без добавления яиц и молока.

Во время поминального обеда принято говорить об умершем. Это может быть доброе воспоминание об умершем, которое характеризует его с лучшей стороны. Правило: о мертвом хорошо или ничего – здесь действует на 100 %. Не смотря на обстановку памяти, говорить лучше всего мало, чтобы случайно не причинить дополнительной боли родным.

Иногда за поминальным столом произносятся специальные тосты или читаются стихи. Это позволено на годовщинах, па первых поминках – 3, 9 и 40 день их лучше не произносить. Здесь важно оставаться деликатным к горю самых близких, которые только начинают учится жить без умершего. Им просто не до стихов и красивых тостов.

Итак, поминальный обед — это возможность собраться всем вместе за столом, вспомнить тех, кого с нами уже нет, совершить при желании молитву о упокоении душ умерших. Добрые воспоминания станут отдушиной в постигшем горе, а уютная обстановка и вкусная еда помогут создать теплую атмосферу.

Наши специалисты свяжутся с вам в течении 5 минут, и ответят на все интересующие вас вопросы.

iRitual.ru — памятники на могилу. 2010 — 2020. Все права защищены. Политика конфиденциальности. Правовая информация.

Копирование текстовых и фото материалов с сайта ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по закону РФ. Факты нарушения незаконного использования выявляются.

Просьба обратного звонок — ПОЛУЧЕНА. В ближайшее время с вами свяжется сотрудник нашей компании, которому вы сможете задать интересующие вас вопросы.

Запрос на выезд менеджера — ПОЛУЧЕН. В ближайшее время с вами свяжется менеджер по работе с клиентами, для обсуждения даты выезда и времени в которое вам будет удобно его принять.

Спасибо! Заказ принят.

Ваш заказ — ПОЛУЧЕН. В ближайшее время с вами свяжется менеджер по продажам, для подтверждения заказа и последующего его оформления.

Добавление в корзину

Эскиз памятника УСПЕШНО отправлен на вашу электронную почту.

Ваш заказ — ПОЛУЧЕН. В ближайшее время с вами свяжется менеджер по продажам, для подтверждения заказа и последующего его оформления.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.

Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в

первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и

близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.

«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.

Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».

На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

Читать еще:  В какие дни поминать умерших

Следующие молитвы читают в любые дни поминок.

«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».

«Богородице Дево, радуйся. »

В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

«Вечная память» (трижды).

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »

Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).

Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.

Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Еда на поминках

Почему на поминках едят?

Утрата родных и близких приносит нам чувство скорби и боли. После похорон близкие должны усердно молиться за усопшего, чтобы помочь душе обрести покой и оказаться ближе к Богу. Все традиционные поминальные обряды: захоронение, отпевание, трапеза, еда на поминки в день погребения, на девять и сорок дней, а также молитва о покойном – для оказания душе всевозможной помощи. По православным традициям поминки считаются продолжением богослужения, а трапеза — милостыней за помин души.

Можно ли поминать едой на кладбище?

У разных культур поминки выглядят по-своему. В православии кушать у могилы не одобряется, считается язычеством. Однако, церковь относится к этому обычаю лояльно и не запрещает раздавать на кладбище блины и конфеты. Гораздо строже запрет на алкоголь, распитие которого на могиле усопшего строго запрещено.

История происхождения обычая

В языческие времена у славян существовал обычай, называемый «тризна» — вкушение пищи на могиле усопшего. Собирать поминальную трапезу, готовить особенную еду для поминок – обычай, идущий из глубины веков, окруженный огромным количеством обрядов, наполненных глубоким смыслом. В христианстве еда на похоронах уместна по возращению с кладбища.

Перед тем как сесть за поминальный стол, всем, участвовавшим в похоронной процессии, необходимо соблюсти обряд очищения. В старину все посещали баню, а целовавшим покойного при прощании необходимо было коснуться горячей печи губами. Огонь символизирует очищение. Необходимо переодеться, а в доме помыть пол и стены. Даже сор, выметенный из дома, нужно сжечь. Комнаты окуривались ладаном и зажигали свечи. Только после этого можно приступить к поминальной еде.

Современная поминальная трапеза

Выбор блюд на поминки происходит с учетом обычаев и традиций, ведь поминальная трапеза – это не повседневное застолье, он содержит множество таинств. Сервировка стола и блюда, что на него ставят — все несет сакральный смысл.

Застольные беседы предполагают добрые, почтительные разговоры в память умершего, категорически нельзя переходить к осуждению и сплетням.

Необходимо особенно позаботиться, чтобы меню трапезы соответствовало народным и религиозным традициям поминовения. Если сомневаетесь, что справитесь с организацией и приготовлением обеда, но хотите, чтобы все прошло достойно, обратитесь к профессионалам. Помните, еда на поминках должна быть простой и скромной, чтобы сосредоточить внимание близких людей на молитве об упокоении души.

Что едят на поминках?

Традиционные кушанья поминального стола и рецепты блюд полны обрядовой символики.

В самой церемонии поминок используется традиционная еда, доступная нашим предкам. Еда на поминки в день похорон – один из лучших примеров мудрости традиций и обрядов.

Традиционно, выбор блюд поминального стола обусловлен строгой системой и порядком употребления пищи. Состав поминального меню подвергался строгому отбору, исходящему из церковных канонов. Пища, попадавшая на него, имела определенный смысл и значение.

На стол ставили четное число поминальных блюд, которые не сменяли и убирали со стола, но кушали их в строго определенной последовательности.

Почему на поминках едят рис с изюмом?

Начало поминального обеда традиционно ознаменовывалось вкушением кутьи. Изначально кутья выглядела не так, как сейчас.

Кутья имеет свои разновидности рецептов и названий в разных регионах страны. Ее также называют: канун(сыта), коливо, сочиво.

Совсем не случайно в народных традициях кутью принято было кушать и на поминках, и при рождении ребенка. Этот обычай известен у большинства народов восточной Европы. Цельные зерна кутьи – это символ вечной жизни, а рождение и смерть стирают границу между миром людей и миром умерших.

Все ингредиенты кутьи имеют сакральное значение. Помимо вечной жизни и воскрешения души, зерна означают плодородие и богатство земли, мед и молоко – земное изобилие, райскую жизнь, изюм и орехи – процветание и здоровье, а все блюдо целиком символизирует продолжение жизни и рода.

Кутью для помина обычно делают из риса, реже из пшеницы и ячменя, добавляя мед, изюм, орехи. Перед подачей на стол, кутью необходимо освятить в церкви. Если такой возможности нет, разрешается самостоятельно окропить кутью святой водой. Каждый присутствующий должен скушать три ложки этого блюда до начала поминального обеда.

Блины на поминальном столе

Все блюда, производные из муки и хлеба, являлись основными на столе у наших предков. Их можно встретит и в разных традиционных обрядах. На поминальном столе обязательно наличие блинов, которые кушали с медом. Блины подавали в начале обеда, до основных блюд. Это кушанье означало круговорот, который ежедневно делает солнце, словно умирая на закате и возрождаясь с каждым новым рассветом, символ возрождения бессмертной души.

Поминки принято начинать и завершать кутьей и блинами – самыми важными поминальными блюдами, известными испокон веков и простыми в приготовлении.

Основные блюда – что еще подают на поминки

Основные блюда имели привычный порядок. На первое ели горячий суп, считалось что пар от этого кушанья помогает душе покойного подняться вверх, ближе к Богу. Чаще всего готовят борщ или щи, но можно подать суп с лапшой.

Второе блюдо — ячневая или пшеничная каша, знаменовавшая великую силу, заключенную в ней. Сегодня второе стали заменять картофелем, истолченным или жаренным.

За столом кушали яйца, несшие в себе символ вечной жизни и перерождения души. В непостные дни поминальный обед можно включить необязательные кушанья. Например, жаркое, кулебяки, котлеты, голубцы и другие блюда из мяса и птицы.

Третьим блюдом обычно бывает жареная рыба и блюда из нее, холодные закуски, пироги. Обычай ставить на поминки рыбу на стол связан с именем Иисуса Христа, называвшим себя и своих учеников ловцами душ человеческих.

На стол можно ставить и овощные салаты, но строго регламента здесь нет. Часто подают традиционную кабачковую икру, капусту в свежем или квашеном виде, винегрет или обычный салат из помидоров и огурцов.

На стол принято ставить конфеты, печенье, сладкую выпечку, оладьи. Различные изысканные десерты, торты, пирожные ставить на поминальный стол не принято.

Раньше обязательным блюдом был овсяный кисель, такой густой, что его разрезали ножом. Сейчас его практически невозможно встретить на поминальных столах.

Из напитков ставят компот из сухофруктов, кисель, фруктовые соки. В прежние времена список мог быть пополнен медовым, яблочным напитком, квасом.

По окончанию обеда еду с поминок отдают присутствующим, чтобы их родные и близкие, не присутствующие на трапезе, тоже помянули покойного

Обед завершают молитвой, в которой благодарят Бога. Уходя, говорить спасибо не принято. Также не стоит после еды класть ложку в пустую тарелку. Ее следует положить рядом на столе. Вставая из-за стола, поклонитесь портрету покойного и скажите: «пусть земля будет пухом».

На прощание скажите родным усопшего слова сочувствия и поддержки, пожелайте благополучия и расходитесь по домам. Если людей, пришедших разделить ваше горе, больше чем вмешает обеденный зал, кушать садятся в несколько заходов. В таком случае, самые близкие люди и те, кто помогал погребению усаживаются за стол в последнюю очередь. Поэтому долго сидеть за столом не стоит. Помолились, покушали, помянули и идите домой.

Читать еще:  1 мая пасха

Поминальные блюда могут быть очень разными, в частности в не постные дни. Но нужно помнить, что люди приходят на поминки не ради вкусных угощений и чревоугодия, а для молитвы о лучшей участи покойного.

На столе, помимо четного количества блюд, не принято использовать ножи и вилки. При сервировке на поминки на стол кладут только ложки и выбирают скромную посуду в спокойных тонах. Иногда используют в качестве украшения еловые ветки и траурные ленты.

Многие сохраняют традицию оставлять за поминальным столом место для умершего, перед которым ставят пустой прибор, и водку в рюмке, накрытую куском хлеба. Церковнослужители противятся этому обычаю, восходящему к язычеству, осуждая его. Но тем временем, он продолжает существовать и по сей день. Если эта традиция имеет для вас значение, то будет лучше просто заменить водку водой.

Да и в целом, когда речь идет о спиртном на поминальном столе, то церковные правила всегда протестуют, ведь это событие – не увеселительное мероприятие. На сегодняшний день на поминках трудно не встретить спиртное всевозможных видов. Если нет возможности отказаться от алкоголя совсем, уменьшите его количество, дабы избежать его негативных последствий.

Есть поверье, что человека можно считать мертвым лишь тогда, когда умирает память о нем. Хранить добрую память и молиться о близких – это долг и святая обязанность каждого.

Поминальный обед

После похорон родственники, друзья и приглашённые покойного отправляются на поминальный обед. За столом вспоминают о всём хорошем, что связано с умершим. Поминки устраиваются также на третий, девятый, сороковой день и на годовщину смерти. Поминальный обед в соответствии с православной традицией сопровождается большим количеством блюд и открытым выражением чувств.

СОДЕРЖАНИЕ

Как проходит поминальный обед

Поминальный обед — завершающий этап богослужения по усопшему. Меню на поминальный стол сформировалось много лет назад. Христиане не принимают пищу на могиле, а только вернувшись с кладбища. Перед приёмом пищи необходимо было омыться — полностью очистить себя, помещение и сменить одежду. Сейчас перед приёмом поминальной пищи достаточно помыть руки.

На поминках действуют правила этикета. Приходить на них не стоит без приглашения. Для сервировки стола используется обычная посуда. Усопшему кладут столовый прибор, также ставится его портрет с чёрной ленточкой. Приглашённые рассаживаются по дальности родства. Ближе всех к прибору должен сидеть супруг/супруга, родители, дети. Гости, которые приехали с кладбища, должны вымыть руки и сесть за стол после приглашения.

Во время приёма пищи нельзя громко разговаривать и смеяться. Поминальный обед начинается с зажигания свечи и произнесения молитвы. Также молитвой и заканчивается трапеза. После еды и молитвы приглашённые расходятся не прощаясь.

Пищу, которая не была съедена, раздают гостям, чтобы они помянули ею умершего дома. Организаторы поминок должны помнить, что это мероприятие — не просто застолье, а ритуал, который отдаёт дань умершему. Поэтому мероприятие должно проходить со всей строгостью и скромностью.

Всё вышеописанное касается крещённых умерших. Поминки по некрещёным и самоубийцам тоже проводятся. В этом случае вместо молебна и литургии читаются домашние молитвы. В храме за таких умерших молятся в родительскую субботу на кануне Троицы, когда производится молитва за всех покойных.

Меню поминального обеда

Вся еда, присутствующая на поминках, имеет скрытое значение. Также принципиальную важность имеет порядок подачи блюд на стол и их приём. Главное блюдо поминального стола — кутья из пшеничной или рисовой крупы с мёдом. Кутьёй начинают поминки, ею и заканчивают их. Зёрна этой каши означают воскрешение умерших. Мёд показывает, насколько сладкой будет жизнь в Раю. Перед приёмом кутью освящают в храме.

Поминальное меню зависит от наличия в этот день поста. Алкоголь лучше не подавать на стол. Обязательными атрибутами поминального обеда являются блины и кисель. Блины означают суточный круг, когда восход сменяет закат. Так же и православные верят, что бессмертная душа ждёт своё возрождение. В прошлом блины подавались с мёдом перед остальными блюдами.

Следующие блюдо, которое подают после кутьи и блинов — горячий суп. От тарелки с супом обязательно должен подниматься пар. Он якобы помогает душе усопшего подняться к Богу. В качестве первого подаётся борщ или щи. Иногда их заменяют супом с лапшой.

Следующее блюдо в порядке очереди — пшеничная/ячневая каша. Они означают силу. Кроме того, на поминках нужно есть яйца — они символизируют перерождение души и её бессмертие. Если поминки не выпадают на пост, в качестве второстепенных блюд могут выступать следующие:

  • Голубцы.
  • Отбивные.
  • Котлеты, мясные блюда.
  • Нарезка из мяса и сыра.

На поминальном столе уместна жареная рыба или другие рыбные блюда. Рыба означает ловцов людей, коими были апостолы Христа. Обязательным блюдом являются пироги. Также подают винегрет, салат из свежих огурцов и помидоров, из свежей или квашеной капусты. Если поминки проводятся дома, на стол ставят холодец.

Сладкие блюда представлены печеньем, оладьями, конфетами и выпечкой на своё усмотрение. Несмотря на это, на столе будет неуместен торт и пирожные. В прошлом на поминки подавали густой кисель, который разрезали ножом на куски. Сейчас кисели не такие густые. Их заменяют компотами, узварами, соками.

Поминки на 9 дней

Через 9 дней после похорон дома организовывают поминальный обед. Считается, что душа усопшего готовится ко встрече с Богом. После трёх дней пребывания с живыми она отправляется в рай, где отдыхает от житейской боли и страданий. Ей показывают все прижизненные грехи. На девятый день душа покойника предстаёт перед Создателем, после чего она отправляется в ад.

По православному ритуалу нельзя всё время плакать по усопшему, поскольку это не даёт душе умершего успокоиться. Слезами живые родственники не позволяют ей уйти и держат её на земле. Поэтому оплакивание через какое-то время нужно остановить. На девятый день целенаправленно не приглашают гостей — все приходят сами.

Перед началом трапезы и после неё читают молитву «Отче наш». На протяжении вкушения пищи молятся о прощении грехов усопшего. Первое блюдо, которое нужно попробовать — кутья. После неё подают борщ. Затем на стол ставят кашу с котлетами, рыбу, мясо и грибы. Основной напиток на столе — компот. Заканчивают трапезу сладкими пирожками или блинами.

Поминки на 40 дней

Согласно православному верованию через 40 дней после смерти душа предстаёт перед Богом. В этот момент решается её судьба. Чем больше усилий приложат родственники, тем выше шансы, что душа получит надежду на спасение. Для этого усердно молятся, говорят об умершем только доброе, а также правильно организовывают поминальный стол.

На сороковой день душа покойника возвращается в родной дом. Через сутки она покинет его навсегда. С этой целью и накрывают стол. В молитвах просят о спасении и о покое. Неуспокоенные души останутся в доме навсегда, потому что не могут его покинуть до тех пор, пока не успокоятся.

Скитания души облегчает выполнение следующих условий:

  • В храме заказывают молебен (сорокоуст), который служится по умершему сорок дней. Также всё это время молятся о душе покойного его родственники и друзья.
  • Священники рекомендуют хотя бы на эти сорок дней отказаться от курения, спиртного, чревоугодия. Это якобы окажет душе большую помощь.
  • На поминки в сороковой день после смерти зовут только верующих и крещёных. Только они могут помочь душе усопшего получить прощение и попасть в рай.
  • Поминки и застолье — это разные вещи. На поминках неуместны пустые разговоры, песни, веселье, употребление алкоголя.

На сороковой день стол накрывают теми же блюдами, что и на поминки после погребения. Главными блюдами по прежнему являются кутья и блины. Остальные блюда готовятся на усмотрение хозяйки. Вот пример традиционного поминального меню на сороковой день:

  • Кутья, блинчики.
  • Закуска из помидоров, баклажанов и чеснока.
  • Гречка с грибами или мясом.
  • Бутерброды со шпротами.
  • Овощной салат.
  • Котлета.
  • Жареная рыба.
  • Голубцы, фаршированный перец.
  • Пироги с грибами, яблоками, капустой.
  • Кисель или узвар.

Если поминки попадают на пост, подавать нужно исключительно постные блюда. На сороковой день нуждающимся раздают вещи покойного при условии, что они помолятся о его душе. Молитвы бедняков помогут принять положительное решение об участи души. Те вещи, которые останутся, можно отнести в церковь. Выкидывать вещи покойного согласно православному обычаю нельзя.

Во время поминок на сороковой день вспоминают не только умершего, по поводу которого они проводятся, но и всех почивших родственников. Считают, что они незримо присутствуют с живыми. Слова по поводу умерших произносятся стоя. Допускается произнести молитву своими словами. Также молебен прочитывается святому мученику Уару.

Поминки на годовщину смерти

Когда исполняется год как умер близкий, идут на кладбище и в церковь. Также устраиваются поминки. На стол ставят традиционную кутью, а также блюда, которые при жизни любил почивший. Простота — главная особенность поминального меню на годовщину. В этот день подают:

  • Борщ/щи.
  • Кашу с курятиной или грибами, лапшу.
  • Рыбу и мясо.
  • Кисель, сок или узвар.
  • Пирог или пирожки.
  • Нарезку: из мяса, сыра, рыбы.

Поминки во время поста

Православный пост не отменяет поминального обеда. Исключение составляют случаи, когда 9 и 40 дней выпадают на Великий пост. В этом случае поминки переносятся на ближайшую субботу. Меню на поминки во время поста выглядит примерно следующим образом:

  • Постный борщ/щи.
  • Картошка, гречка или лапша с грибами.
  • Овощи: свежие, солёные или квашеные.
  • Постные пирожки и блины.
  • Фасоль, соя, орехи, изюм.
  • Рыба — допускается на Благовещенье и Вербное воскресенье.

Какие молитвы читают перед поминками

Традиционно ни один поминальный обед не начинается без молитвы. Цель этого обряда — попросить у Бога простить грехи усопшему и даровать его душе вечную жизнь в Небесном царстве. Поминальный обед начинают с 17 кафизмы или «Отче наш». Также можно произнести молитву своими словами.

Читать еще:  Наставление ярослава мудрого

Поминки — это последняя дань усопшему. Это символическое принятие пищи, которое сопровождается молитвами и разговорами о всём хорошем, что сделал при жизни покойный. На поминальный стол ставят традиционные блюда, главным из которых является кутья. Если поминки выпадают на пост, традиционные блюда заменяют постными.

Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Среди ритуальных русских национальных застолий наиболее прочно удерживались в течение всего XX в. как при царской, так и при советской власти так называемые поминки — застолье, устраиваемое после погребения какого-либо лица для его родственников, близких друзей, а иногда и для всех тех, кто пришел на его похороны и провожал его до могилы. После кладбища близкие и знакомые покойному люди возвращаются по приглашению близких родственников в его дом, где их обычно уже ждет приготовленный стол.

В советское время это был либо холодный стол, либо ужин с одним горячим блюдом, либо (если поминки устраивались учреждением) — холодный фуршетный стол. Разумеется, в течение XX столетия состав пищи, блюд во время таких поминок чрезвычайно сильно менялся и в целом, как правило, отражал состояние кулинарных возможностей и всего общества, и конкретной семьи. Важным считалось пригласить и накормить людей, а вот чем, в каком количестве, в каком составе или при каком меню, — это уже вовсе не входило в соображения устроителей. Таким образом, поминальный обед или поминальный ужин совершенно терял, утрачивал свой ритуальный кулинарный характер и превращался в обычный обед или ужин, устраиваемый родственниками, чтобы отблагодарить людей, пришедших на похороны их близкого. Вот почему ели и пили все, что в данный момент смогла достать и выставить на стол конкретная семья.

Между тем, русский поминальный стол (будь то обед или ужин) традиционно должен состоять из обязательного и определенного числа и состава блюд.

Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий.

Между прочим, поминальный стол имеет еще одно традиционное русское название — «горячий», что прямо указывает на то, что замена поминального стола «холодным закусочным», а тем более фуршетным, является грубым нарушением правил этого вида застолья. Это нарушение прямым образом затрагивает и лишает значения сам смысл еды на поминках как выражение уважения памяти покойного. Вот классическое, традиционное, правильное меню поминального стола:

Блины. Они могут подаваться с маслом (сливочным), сметаной, семгой или лососиной и икрой — красной, зернистой или паюсной. Все эти традиционные «приклады» зависят исключительно от индивидуального достатка и вкусов устроителей. Но блины должны быть обязательно, причем именно дрожжевые, а не какие-нибудь блинчики.

Щи. Речь идет о классических русских капустных щах. Из какой капусты будут сделаны эти щи — свежей или кислой, квашеной, будут ли они богатыми или постными (то есть с мясом или без него), свежими или суточными, — все это опять-таки решается индивидуально в каждом конкретном случае. Но щи должны быть непременно и приготавливаться по-настоящему, а не заменяться борщом или иным супчиком.

Пироги могут быть также любые, с любой начинкой — мясные, капустные, луковые, картофельные, рыбные, грибные. Но они должны быть непременно. Тип поминальных пирогов может быть любым. Более того, чем больше представлено на поминках пирогов разных типов, тем лучше. Это могут быть подовые, жирные мясные пироги, многослойные кулебяки или легкие пироги из слоеного теста, они могут быть и из простого кислого теста, из ржаного или пшенично-ржаного теста на закваске.

Единственным строгим требованием ко всем типам и видам пирогов, подаваемых на поминках, является то, что они обязательно должны быть закрытыми, а также несладкими, поскольку сладкие пироги всегда делаются либо открытыми, либо решетчатыми, а также потому, что они служат ритуальными пирогами для дней радости — в дни рождения, свадьбы, юбилеев и т. п., в то время как в дни скорби должны употребляться только закрытые пироги. Уже одно это создает правильный, приличный случаю погребения, сдержанный фон всего застолья, что и должен почувствовать человек, даже не сведущий в любых правилах, условностях и церемониях.

Жаркое. Это блюдо — кульминация поминального застолья. Оно может быть приготовлено из любого мяса или домашней птицы и снабжено, как правило, скромным овощным гарниром, чаще всего картофельным или овощным пюре, поскольку пюре удобно разделить на сравнительно большое число лиц. Реже и, так сказать, беднее, когда в виде гарнира подаются каша или макароны (вермишель), но в XX в. эти замены можно считать допустимыми, особенно для массовых «пиршеств», как продукты, имеющие в основе зерновое (мучное) сырье.

Кисель. Заключительное блюдо на поминках, носит крайне важное ритуальное значение. Его нельзя исключать из меню поминального стола ни при каких обстоятельствах. Даже в случае чрезвычайной бедности покойного, когда разрешается ограничивать и сокращать поминальный стол до минимума. Этим минимумом должны оставаться два блюда: первое — блины и последнее — кисель. Кисель должен быть обязательно кислым и растительным, то есть клюквенным, брусничным или, на худой конец, яблочным, крыжовенным, смородинным, но только не молочным! Это связано как с ритуальным, языческим смыслом поминальной пищи, так и с учтенным еще в древности, на базе многовекового опыта, чисто кулинарным смыслом этой гастрономической процедуры. Дело в том, что тяжелая мучная и мясная пища легко и хорошо усваивается и перерабатывается в кислой среде. Вот почему за тяжелыми блинами обязательно следуют кислые щи, а за пирогами и жарким — кисленькие кисели.

Питье во время поминок. На поминках, если они ритуально правильны и культурны, разумеется, предусмотрены определенные каноны и для употребления напитков. К сожалению, в последние десятилетия XX в. поминки превратились в своего рода повод напиться «в честь покойника». Это, конечно, неверно. Употребление алкогольных напитков, как и всей остальной поминальной еды, ритуально, подчинено четким правилам. Первое блюдо — блины — предваряется одной рюмкой чистой водки (примерно 50 г), которую должны выпить все присутствующие в память об усопшем. И на этом в ходе классических поминок употребление водки (или коньяка) как крепких алкогольных напитков, собственно, кончается. Далее на протяжении всего застолья употребляются пиво, брага, квас, а к жаркому, особенно если оно из птицы, подается красное виноградное вино. Но водка, после первой всеобщей рюмки, демонстративно должна быть убрана с поминального стола.

Этот особый характер поминального русского застолья, однако, полностью забылся, игнорировался и нарушался. Между тем, он полон смысла: в момент скорби все должны сохранять трезвость мысли и действий, а также не имеют морального права оскорблять память покойного неприличной формой поведения (пьяным видом).

Как видим, меню и характер еды на поминках, выработанные у русского народа в XVII—XIX вв., подвергались в течение XX в. систематическому нарушению и искажению как в силу утраты опыта предыдущих поколений, так и в силу крайней некультурности подавляющего большинства населения, которое не связывает характер поминальной еды со смыслом данного события и смотрит на поминки лишь как на повод для попойки, встречи со знакомыми и на форму благодарности этим знакомым за их близость или прошлое содействие в чем-либо покойному лицу.

Другая причина искажения поминального застолья в XX в. — это общая утрата кулинарных навыков, привычка пользоваться готовыми или полуготовыми промышленными пищевыми продуктами. Вот отчего на поминальном столе появились колбаса, консервы, шоколад, конфеты, совершенно не подобающие данному событию.

Если внимательно вглядеться в поминальное меню, представленное выше, то станет совершенно очевидно, что в его состав входили основные русские национальные блюда, требующие ручного приготовления из сырых продуктов при помощи печи или плиты (блины, щи, пироги, жаркое, кисель).

А именно эти блюда к концу XX в. совершенно исчезли из состава семейного стола большинства средних советских, и в том числе русских семей, особенно в городах. Эти блюда требуют, конечно, не только хороших кулинарных навыков, но и времени, возни, а при наличии большого числа участников поминок — чрезвычайно большого количества посуды. Вот почему настоящие поминки фактически должны ограничиваться лишь крайне близким кругом родственников и друзей. Только тогда они могут быть осуществлены по-настоящему правильно — как в ритуальном, так и в кулинарном отношении. Только тогда они смогут сохранить нужную данному событию атмосферу и иметь для семьи и ее самых близких серьезное национально-воспитательное значение. А в этом изначально и состояла цель устройства и троекратного повторения поминок — воспитывать будущие генерации в семейно-партриархальном национальном духе, ненавязчиво, но последовательно и определенно устанавливать связь и преемственность поколений, по крайней мере, в сфере усвоения и поддержания национальных традиций.

Ныне, к концу XX в., такая связь, честно говоря, полностью утрачена. И именно это прискорбно и заставляет нас в конце XX в. напоминать тем, кто будет продолжать русский народ в XXI в., о забытых, растерянных и искаженных правилах и канонах русского национального поминального стола. Право, это наследие далеких предков не грех и восстановить, и сохранить, и перенести в XXI в. По крайней мере тем и для тех, кто хотя и равнодушен к «родным могилам», но хочет быть хорошим кулинаром или желает сохранить один из важных «уголков» русской национальной кулинарии и иметь случай вспоминать о нем хоть несколько раз в жизни, при печальном расставании со своими «предками» или близкими друзьями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector