Методики запоминания стихов

Методики запоминания стихов

Техника эффективного и прочного запоминания стихов и прозы

У этой страницы есть приложение:

Как происходит процесс говорения? А очень просто — я открываю рот и оттуда вылетают слова. Я не конструирую речь по ходу дела. Я воспроизвожу фразы из своей памяти, лишь слегка редактируя их, подгоняя под конкретную ситуацию. А если моя память не содержит подходящей фразы, то я теряюсь и не нахожусь, что сказать. Впрочем, человек — существо изворотливое, он обыкновенно всеми силами старается избегать ситуаций, для которых у него нет в запасе подходящих слов. Многие из тех, кто думает, что знает русский язык в совершенстве, на самом деле просто ведут очень ограниченный образ жизни, для которого вполне достаточно весьма убогого владения языком.

Для того чтобы подходящая фраза оказалась в памяти, ее надо заранее туда поместить, то есть, попросту говоря, выучить. Известно, как учат язык маленькие дети. У всякого ребенка обязательно есть какая-нибудь любимая сказка, которую он заставляет родителей рассказывать ему много-много раз, пока он сам не будет знать ее наизусть. Потом интерес к этой сказке вдруг резко пропадает, и статус «любимой» занимает уже другая. То же самое — со стихами, с книгами, с фильмами.

Когда же ребенок вырастает, у него откуда-то появляется установка, что если он один раз прочитал какую-то книгу, то уж во второй раз читать ее незачем. После этого его прогресс существенно замедляется, и ему остается только дивиться «необыкновенной» способности маленьких детей к языкам.

Язык, по большому счету, — это всё то, что на нем сказано, написано, спето. Среди сказанного, написанного и спетого есть особенно удачные вещи, которые имеет смысл знать наизусть.

К великому сожалению, эта идея оказалась не чужда школьным методистам, и те постарались извратить и дискредитировать ее как только можно. Картина выглядит так. Учительница задает выучить, скажем, к пятнице стихотворение строчек этак в десять. В четверг вечером ребенок, как обычно, садится за домашнее задание на завтра. Технику заучивания наизусть ему, конечно, никто не объяснял. (Я уж не говорю про то, что никому в голову не пришло поинтересоваться, понравилось ли ему это стихотворение или нет). Как бы он ни старался, он не может за один вечер вызубрить десять строчек так, чтобы потом рассказать их у классной доски без запинок. На следующий день он получает свою законную «четверку», и на этом инцидент, что называется, исчерпан. Стихотворение можно со спокойной совестью забыть.

Спрашивается: есть разница между тем, как четырехлетний малыш учит наизусть свои любимые сказки, и тем, как восьмилетний школьник учит наизусть стихи, предписанные школьной программой? Насколько естественно и продуктивно первое, настолько же мучительно и бессмысленно второе.

Если мы хотим учить стихи легко, во множестве и на всю жизнь, то нам следует решительно отказаться от дурных школьных привычек! Главный принцип — не торопиться. Даже коротенькое стихотворение из десяти строчек невозможно хорошо выучить за один вечер. Но если я буду всего лишь прочитывать его вслух один раз в день на протяжении недели-двух, то оно запомнится как бы само собой. При этом результат практически не зависит от длины стихотворения. С тем же успехом это может быть целая поэма. Поэтому учить лучше сразу большой объем текста, но не строчка за строчкой, а весь целиком. Для первоклассника это может быть, например, «Муха-Цокотуха», а для взрослого — глава из «Евгения Онегина».

В целом, примерная техника заучивания наизусть представлена ниже. С ее помощью можно учить с равным успехам как стихи, так и прозу. Упор сделан не на быстроту получения результата, а на осмысленность действий. Я излагаю эту технику в своей излюбленной манере — от первого лица, — предполагая, что каждый сможет легко адаптировать ее к своим целям.

Этап первый: создание благоприятной среды

Прежде всего мне следует обзавестись звуковым файлом с записью понравившейся мне поэмы (назовем так для определенности заучиваемое произведение). Это может быть профессиональная студийная запись из магазина, или же, как вариант, я могу начитать текст сам. Для удобства пользования файл лучше разбить на короткие отрывки по 3-5 минут с помощью аудиоредактора. Теперь моя задача — просто слушать эту запись при каждом подходящем случае. Например, вечером перед сном, чтобы отвлечься от дневных забот, или утром, сразу после пробуждения, чтобы окончательно проснуться.

Далее, поскольку я всё равно так или иначе учусь русскому языку, то я могу использовать выбранную поэму в качестве учебного материала. Если я вырабатываю красивый почерк, то это — идеальный текст для переписывания. Если я прохожу грамматику, то на данном тексте я могу потренироваться находить подлежащие и сказуемые, или же падежи имен существительных и т.п. Наконец, если я осваиваю компьютерный набор, то мне сам бог велел набрать поэму на компьютере.

Впрочем, в любом случае мне понадобится файл с текстом поэмы, например, в формате Microsoft Word. Я распечатываю этот текст на отдельных листочках, и теперь мне не жалко делать с ними всё, что заблагорассудится — рисовать на них чертиков, складывать и засовывать в карман, брать с собою в туалет, а иногда — заглядывать туда и читать. Пусть эти листочки будут разбросаны по всей комнате. Если какой-то из них пропадет — не беда, всегда можно распечатать новый.

Хорошо бы также обсудить поэму со своими домашними, а то и почитать им ее вслух (пока по бумажке). Можно заглянуть в Википедию и посмотреть, что там написано про автора, а еще лучше — взять в библиотеке книжку с его биографией. Может быть, по поэме поставлен фильм, или мультик, или даже написана опера? Тоже стоит ознакомиться. Вообще, учить что-либо, не создав подходящей среды, это всё равно, что учиться плавать, не залезая в воду. (В этом — один из корней принципиальной несостоятельности школьной системы образования.)

Этап второй: проработка текста (упражнение «эхо»)

Недели через две, после того как поэма усвоена в пассивном режиме, настает время перехода к активным действиям. Следующий прием (назовем его «эхо») позаимствован мною из технологии парного обучения (эта технология предполагает, что у меня есть партнер, который играет роль то моего тренера, то моего ученика). Партнер зачитывает мне одну или несколько строчек поэмы, а моя задача — повторить их за ним слово в слово, не подглядывая в текст. При этом партнер должен уметь подстроиться под мой текущий «уровень» и диктовать мне в точности такой кусочек, чтобы моя задача не была ни слишком простой, ни слишком трудной. Если же всё-таки я не сумел безошибочно повторить весь кусочек вслед за партнером, то он диктует мне его еще раз. Мы оба стараемся декламировать текст как можно более выразительно — чем больше гримас, «переигрывания» и передразнивания, тем лучше. Используя этот прием, мы прорабатываем всю поэму кусочек за кусочком от начала до конца.

Малому ребенку партнер, конечно, нужен — в виде мамы или папы, а еще лучше — в виде старшей сестры или брата. Но если я уже вышел из младшего школьного возраста, то я вполне могу обойтись без партнера, при условии что у меня есть компьютер с аудиоредактором. Я выделяю кусок звуковой дорожки, проигрываю его, воспроизвожу своим голосом, выделяю следующий кусок и так далее. Особенно трудные места можно повторить несколько раз. Это, кстати, отличная возможность потренировать дикцию и артистизм.

Этап третий: декламация с подсказками

На этом этапе мне тоже может пригодиться помощь партнера. Я выхожу на середину комнаты, принимаю театральную позу и начинаю громко декламировать поэму по памяти. Как только у меня случается заминка, партнер подсказывает мне забытое слово и одновременно помечает его в тексте маркером. После того как я дочитал поэму до конца, мы «проходим» трудные места еще раз. Партнер диктует мне строку, предшествующую той, где у меня случилась заминка, а я должен продолжить дальше.

Однако и без партнера можно легко обойтись. Я заготовляю себе шпаргалку, в которой выписаны первые слова каждой строчки поэмы. Теперь, глядя на них, я принимаюсь громко воспроизводить полный текст. Если какая-то строчка не сохранилась в моей памяти, то я делаю соответствующую пометку в шпаргалке и, оставляя строчку несказанной, «иду» дальше. Потом пропущенные строки прорабатываю отдельно — например, с помощью упражнения «эхо» (можно также воспользоваться какими-либо мнемоническими приемами). Приспособление для быстрого изготовления такой шпаргалке находится в приложении к этой странице.

Теперь настало время вспомнить, зачем я это всё делаю. Я это делаю для того, чтобы обогатить свою память заготовками фраз на разные случаи жизни. При этом не так уж принципиально, выучил ли я 100% всех строчек поэмы или только 90%. И уж совсем неважно, запомнил ли я, в каком порядке они следуют. Поэтому если я могу воспроизвести поэму по шпаргалке с умеренным количеством запинок, то это значит, что своей цели я уже достиг (хотя в школе «пятерку» бы мне за это не поставили). Это не тот случай, когда «лучше меньше, да лучше». Известно, что во всяком деле бóльшая часть времени расходуется именно на доработку и «шлифовку». Поэтому рациональнее выучить еще одну поэму на 90%, чем доводить эту до уровня 100%. Важным моментом при этом является то, что поэма настолько длинна, что она в несколько раз превосходит объем моей кратковременной памяти.

Впрочем, есть, конечно, особый шарм в том, чтобы сделать дело на 100%. Тут мне может пригодиться другая шпаргалка — в которой из каждой строки выписаны только первые буквы. Техника работы с этой шпаргалкой остается прежней.

Читать еще:  Годы странничества воспоминания схиигум мария дохторова аудио

Тут я должен отметить еще два принципиальных отличия от школьной системы. (1) В школе нас приучают к тому, что ошибки — это очень плохо. За ошибки ругают и снижают оценки. (2) В то же время, учебные задания, которые получают ученики, никак не зависят от их предыдущих оценок. Отличники упражняются в том, что они уже и без того хорошо знают, а двоечники маются над упражнениями, которые им не под силу. Первым уготована скука, вторым — комплекс неполноценности.

В действительности, ошибки в учёбе неизбежны и они играют очень важную позитивную роль. Мои ошибки служат мне верным ориентиром: они говорят мне, над чем я должен упражняться дальше. В данном случае, благодаря пометкам, которые я делаю в шпаргалке, я имею возможность сосредоточиться именно над теми строчками, которые в настоящий момент еще не запомнились. Я учу только то, чего не знаю, и поэтому моя учеба исключительно осмысленна и эффективна. Ругать меня за ошибки и ставить мне за них какие-либо оценки было бы совершеннейшим абсурдом.

Этап четвертый: повторение

Хотя школьные учителя любят говорить, что «повторенье — мать ученья», в реальности же, школьный процесс проходит под девизом «сдать и забыть». На повторенье требуется совсем не много времени, однако если им пренебречь, то можно свести на нет все предыдущие усилия.

Есть две разновидности повторения — пассивное и активное. Пассивное повторение означает, что поэма остается присутствовать в окружающей среде и я продолжаю ее изредка слушать — пусть даже вполуха и между делом. Активное повторение — это проговаривание поэмы по памяти (вслух или про себя). Для этого идеально подходит всякого рода бросовое время, как то: ожидание в очереди, поездка в транспорте, сидение на уроке в школе. Шпаргалку иметь в этом случае необязательно, но нужны блокнот и ручка, чтобы делать пометки о забытых местах. Придя домой, я должен буду освежить эти места в памяти по полному тексту поэмы.

Повторения следует делать независимо от того, на какую высоту я поднял планку — на девяносто или на сто процентов. Просто во втором случае на активном повторении должен быть сделан особенно большой акцент. Ну и, разумеется, надо вовсю пользоваться заученными фразами в повседневной жизни.

Помимо стихов имеет смысл учить также и прозу (особенно пьесы). Это делается точно таким же образом, только текст следует сперва разбить на короткие строчки, наподобие стихотворных. Примеры можно посмотреть на страницах с материалами по иностранным языкам:

Тренируем память: как быстро выучить стихотворение

Проверенные методы для тех, кто хочет прокачать собственную память, подготовиться к выступлению или уроку литературы.

Читайте стихотворение вслух

С чувством, с толком, с расстановкой. Ещё лучше делать это перед зеркалом. Читайте медленно, громко, выразительно расставляйте смысловые акценты: понижайте голос на спокойных моментах, выделяйте интонацией эмоциональные.

Рифма сама по себе способствует запоминанию, но чтение вслух помогает уловить ритм. Особенно этот метод помогает аудиалам — тем, кто лучше воспринимает и запоминает информацию на слух.

Пишите на бумаге

Прочитайте стихотворение несколько раз и попробуйте записать то, что запомнили. Так вам сразу станет понятно, в каких местах у вас возникают трудности и что нужно перечитать ещё раз. Кроме того, работа руками подключает двигательную память.

Если в это время вы будете проговаривать текст вслух, то у вас одновременно будут работать три вида памяти: зрительная, двигательная и слуховая, а значит, запоминать будет намного легче.

Напевайте

Пение помогает запоминать большие стихи. Попробуйте положить стихотворение на мелодию, которая вам нравится. Или проверьте, не сделал ли это кто-то уже до вас. Наверное, вы легко сможете воспроизвести стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…», вспомнив песню из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Разберитесь с непонятными моментами

Нам очень трудно запомнить то, чего мы не понимаем. А поэтический язык, как правило, сильно отличается от разговорной речи: вам наверняка встретятся незнакомые или устаревшие слова, непривычные грамматические обороты и конструкции, неизвестные имена и названия.

Разберитесь со всеми непонятными словами. Посмотрите их значения в словаре.

Для примера возьмём стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и выпишем из него все слова, с которыми могут возникнуть сложности: Александрийский столп, пиит, тунгус. Узнаём, что Александрийский столп — памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади, пиит — устаревшее обозначение поэта, а тунгусы — название эвенков. Теперь вы сможете себе представить, о чём идёт речь.

Но имейте в виду, что в отдельных случаях важно понимать не просто отдельные слова, а контекст: аллюзии, аллегории. Поэтому полезно прочитать анализ стихотворения или поискать историю создания.

Используйте ассоциации

Вызубренная информация довольно быстро вылетает из головы. Метод ассоциаций помогает закрепить её практически навечно.

Суть метода в том, что нам необходимо создать комбинацию из новой информации и того, что нам уже хорошо знакомо. Наш мозг лучше запоминает образы, то, что можно увидеть и потрогать, а потом представить. Именно по этой причине мы лучше запоминаем лица людей, чем их имена.

Сначала придумайте яркие зрительные образы для каждой строки. При этом ассоциация должна быть индивидуальной и возникать у вас в голове без усилий.

Для примера возьмём отрывок из стихотворения Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Итак, вот ассоциации для первой строки: человек в пальто идёт по грязному, но глубокому снегу.

В кармане у него разлитые чернила, которые он зачерпывает и держит в ладони. Чернила, просто налитые в карман, — довольно запоминающийся образ. Чем ярче, необычнее, интереснее получится ассоциация, тем лучше.

Таким же образом придумайте ассоциации для всех последующих строк. А затем запоминайте и повторяйте. Любая техника окажется абсолютно бесполезной, если вы не будете прилагать усилий для запоминания.

Используйте метод снежного кома

Если ассоциации не помогают, попробуйте заучить. Для этого прочитайте первую строку и несколько раз повторите её вслух. Когда хорошо её запомните, переходите ко второй: прочитайте её несколько раз и свяжите с первой. Повторите несколько раз: первая строка, вторая. Затем переходите к третьей. И так до конца.

На заучивание стихотворения уходит много времени, особенно если вам нужно выучить большой объём текста. Зато перед выступлением вам будет нужно прочитать только первую строку: остальные возникнут в памяти сами собой.

Дополнительные рекомендации

Чтобы запоминание происходило быстрее и легче, воспользуйтесь этими советами.

  1. Создайте благоприятную обстановку. Если вам проще сосредоточиться в тишине, учите, когда никого нет дома. Если же привыкли к фоновому шуму, включите негромкую музыку. Занимайтесь там, где чувствуете себя комфортно и где ничто вас не отвлекает.
  2. Попросите помочь другого человека. Прочитайте ему выученное стихотворение. Можно воспользоваться методом эха: человек говорит вам строку, вы повторяете, а затем пробуете воспроизвести весь отрывок. Или он говорит первую строку — вы вторую, он третью — вы четвёртую. А потом наоборот.
  3. Сделайте шпаргалку. Выпишите из стихотворения ключевые слова, которые помогут вам быстро вспомнить содержание. Если вы учите по методу ассоциаций, можно нарисовать схематичный комикс: ассоциации на места, которые не всегда получается правильно воспроизвести.
  4. Делайте перерывы и повторите стихотворение перед сном. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.

3 способа быстро запоминать стихи

3 способа быстро запоминать стихи

Запомнить стихотворный текст гораздо легче обычного, но это не отменяет трудности, которые возникают при любом заучивании наизусть. Как облегчить этот процесс? Психолог и журналист Татьяна Никитина предлагает три способа, которые не только помогут выучить стихотворение, но и подходят для тренировки памяти.

Визуализация, соощущения и оживление образов

Чем ярче и детальнее вы сможете себе представить зрительные образы, которые рисует автор, тем лучше и быстрее вы запомните стихотворение.

1. Устройтесь поудобнее — так, как если бы готовились к просмотру кино. Теперь прочитайте первые две строчки стихотворения. Закройте глаза и представьте, что вы видите это словно на экране. Ваша задача — как можно ярче представить то, о чем вы только что прочли. Если сразу не получается, не расстраивайтесь. Сосредоточьтесь на своем дыхании на полминуты и продолжайте. Когда образ возник, остановитесь на нем 20-30 секунд и хорошенько его рассмотрите. Обратите внимание на все детали. Обычно детям визуализация дается легче, чем взрослым: их правое полушарие, ответственное за фантазию и воображение, работает интенсивнее, они не ограничены рамками строгой логики, которыми как побочным явлением образования ограничены многие взрослые.

2. Прочитайте те же самые строчки еще раз, но теперь вслух. Это важно, так как информация, обработанная несколькими каналами восприятия, оставит в памяти более прочный след. Когда вы читаете запоминаемый текст вслух, это подключает к запоминанию не только зрительный, а также слуховой и речедвигательный каналы. Еще лучше пустить запоминание по как можно большему числу путей: зрительному, слуховому, тактильному, кинестетическому, обонятельному каналам.

Нужно постараться «войти» внутрь нарисованной картинки и оживить ее: представить яркие краски, услышать звуки, прикоснуться к окружающим вас объектам

А также почувствовать запахи и ощутить вкус. Стихотворение, например, о зимнем лесе. Можете ли вы мысленно услышать хруст снега, представить яркие лучи солнца, пробивающиеся между стволов деревьев, увидеть, как блестит снег, почувствовать аромат хвои? Можете ли вы мысленно дотронуться до ствола и ощутить его текстуру? Попробуйте проделать это упражнение прямо сейчас. Такое оживление на самом деле не занимает больше 15-30 секунд, но в результате позволяет «уложить» информацию в память в несколько раз быстрее, и, что важно, прочнее по сравнению с обычным повторением-зубрежкой.

Читать еще:  Красное яйцо мария магдалина

3. Удерживая возникший образ, повторите вслух еще раз (или два) запоминаемые строчки, а затем приступайте к следующим. Образы, которые вы рисуете в своем воображении, позволяют установить крепкую ассоциативную опорную связь, и в нужный момент обращение к созданным образам поможет вам все легко воспроизвести.

Этот способ более «механистичный», но тоже помогает существенно сократить количество прочтений стихотворения до полного и уверенного его воспроизведения. Он заключается в том, чтобы последовательно закрывать все большую и большую часть стихотворного текста плотной бумагой или картоном («шторкой») и заканчивать воспроизведение строк по памяти. Его можно (и удобно) сочетать с первым способом.

Итак, сначала вы читаете стихотворение два раза, ставя задачу его запомнить (второй раз целесообразно читать, используя, насколько это возможно, визуализацию и оживление). А вот уже при третьем прочтении закройте подготовленной заранее «шторкой» небольшую часть текста справа (2-3 сантиметра) и читайте, заканчивая строки по памяти. Сделать это будет очень легко. С каждым следующим прочтением смещайте шторку влево, закрывая все большую часть строк, и воспроизводите скрытую шторкой часть строк по памяти.

Почувствовав себя достаточно уверенно, оставьте незакрытыми шторкой только первые буквы каждой строчки — в качестве опоры или подсказки. Забыли, задумались — смотрите на разрешенную первую букву и пытайтесь по ней вспомнить всю строку. Навык вспоминания слова по первой букве есть почти у всех. Ну а первое слово помогает вспомнить остальные.

Есть несколько причин, почему лучше оставлять одну букву для подглядывания, чем весь текст. Одна из них — экономия времени (не надо искать по тексту). Вторая — невозможность подсмотреть остальное (есть надежда, что остальное воспроизводится действительно по памяти, а не потому что было схвачено периферическим зрением во время предыдущего подглядывания). Третья — тренировка ассоциативной памяти, обучение мозга быстро находить нужную информацию по коду. Четвертая — многие люди, использующие этот способ, рассказывают, что столбец из первых букв остается в их зрительной памяти, то есть у них всегда есть такая своеобразная подсказка (такое явление возникает у людей с хорошо развитой зрительной памятью).

Когда вы сможете воспроизвести стихотворение, не подглядывая в первые буквы, потренируйтесь еще с полностью закрытым шторкой текстом

Ну и финальный этап — полностью закрытый шторкой текст и воспроизведение с опорой только на собственную память. При этом, если в воспроизведении происходит запинка и нужна подсказка, открывайте шторку по чуть-чуть, вместо того, чтобы говорить нужное слово целиком.

Сегодня, когда благодаря смартфонам записать свой голос на диктофон может даже первоклашка, этот способ нужно обязательно опробовать и при положительном результате взять на вооружение.

1. Запишите запоминаемое стихотворение на диктофон. Отлично, если получится во время записи прочитать стихотворение с выражением, быть может, даже чуть избыточным, наигранным выражением. В дальнейшем все звуковые акценты будут помогать вашей памяти. Наша память устроена так, что в ней лучше сохраняется информация яркая, эмоционально окрашенная, неординарная, нескучная и монотонная.

2. Теперь слушайте стихотворение и читайте одновременно (если к тому же получится в это время представлять образы — отлично).

3. Слушайте и читайте вслух. Здесь запоминанию помогает использование как минимум трех каналов поступления информации: зрительный, слуховой, речедвигательный.

4. Слушайте и пытайтесь синхронно, но с некоторым минимальным опережением произносить запоминаемое стихотворение. Вы сами почувствуете — успеваете ли вы вспомнить нужную строчку до того, как она прозвучит. Те, кто часто подпевает любимым исполнителям, отлично понимают, о чем идет речь.

5. Проверьте себя. Подготовьте свою аудиозапись так, чтобы вам было удобно быстро нажимать на клавишу паузы. Теперь начинайте произносить стихотворение (по четверостишиям) и тут же проверяйте правильность воспроизведенного текста аудиозаписью. Проверив, нажимайте на паузу и произносите следующий отрывок. Если в каком-то месте возникнет затруднение, например, вы не сможете вспомнить начало следующего четверостишия, отпустите паузу и разрешите вашему «суфлеру» секундную подсказку. Мало секундной — разрешите больше, но все же старайтесь пользоваться минимальными подсказками. На заключительном этапе постарайтесь обойтись без подсказок, и лишь по окончании проверьте себя по тексту или по записи.

Стихи полезно запоминать и родителям, и бабушкам с дедушками. Это одно из самых мощных средств не только для развития, но и для сохранения хорошей памяти. Сегодня медики бьют тревогу: наша память хуже, чем у прошлых поколений, а одной из причин этого ученые считают то, что в наше время люди практически перестали учить стихи и петь песни. Знание и цитирование стихов вышло из моды, и это тут же отразилось на качестве памяти наших современников, которая, по результатам тестов, хуже по сравнению с памятью людей предыдущих поколений, учивших наизусть много стихов и песен. Рецепт хорошей памяти удивительно прост: запоминайте по одному четверостишию через день — и вы никогда не будете жаловаться на свою память.

Как быстро и легко учить стихи наизусть

Польза изучения стихов

Когда у человека нет мотивации что-либо делать, ему будет очень сложно заставить себя приступить к выполнению задания. Поэтому для начала следует понять, для чего заучивание стихов включили в школьную программу. Можно отметить такую пользу:

  • Изучение стихов — это эффективный метод улучшения памяти, причем совершенно бесплатный.
  • Такой способ позволяет расширить кругозор, получить новые знания и почувствовать дух поэзии. Причем для этих целей можно учить не только «Цветы зла» Бодлера, отлично подойдет знакомое всем «Бородино» Лермонтова и басни Крылова.
  • У людей, учащих стихи, развиваются творческие способности.
  • Этот метод долгие годы эффективно используется для обучения актерскому мастерству.
  • Знание стихотворений позволит стать душой компании. Человек, способный вставлять в разговор поэтические цитаты, вызывает интерес и восхищение.
  • И конечно же, изучение лексикона классиков позволяет расширить собственный словарный запас и делает речь более выразительной.

Условия, влияющие на скорость запоминания

Все индивидуально: одни люди учат стихи с легкостью, а другие могут посвятить этому целый вечер, но так ничего и не запомнить. На самом деле не существует ничего не реального. Просто следует помнить о наличии условий, влияющих на качество и скорость запоминания информации. К ним относятся:

  • Обстановка. Если при изучении стихотворения кто-то или что-то будет постоянно отвлекать, конечно же, быстро запомнить материал не удастся.
  • Личные особенности памяти. Одни легче запоминают текст, если услышат его от кого-то, другие лучше воспринимают написанное своими руками, а кому-то проще усвоить материал, читая и проговаривая его вслух самостоятельно.
  • Наличие культурного багажа. Если родители ребенка с раннего детства старались привить малышу любовь к литературе и постоянно читали ему книги, позже он сможет лучше улавливать ритм стихотворения и запоминать информацию быстрее.
  • Время работы над материалом. Считается, что наибольшей продуктивности можно достичь в утренние часы, поскольку в этот период мозг функционирует максимально эффективно. Перед тем как лечь спать, следует повторить изученное, и за ночь оно отпечается в памяти.

Следует понимать, что ученику не удастся выучить стих за 1 минуту, как бы он не старался. Конечно, если речь не идет о стихах в одну строфу для первоклашек или случаях, когда человек обладает совершенно феноменальной памятью. В остальных ситуациях придется уделить достаточно времени, чтобы запоминать стихи.

Для улучшения памяти в дальнейшем полезно тренироваться, заучивая всевозможную информацию, и полноценно спать.

Необходимые факторы

Конечно же, бесполезно рассуждать о том, как выучить за 5 минут во сне огромное стихотворение. Это не представляется возможным, но существуют реальные способы ускорить запоминание информации. Начиная работать над материалом, следует позаботиться о выполнении основных перечисленных требований:

  • Не стоит начинать учить стихотворение в последний момент. Самая неудачная идея — пытаться сделать это на перемене перед уроком. Идеальная схема — заняться изучением стиха за два дня до сдачи. Большинство людей лучше запоминает информацию в вечернее время дня (в идеале перед тем, как лечь спать). Но все слишком индивидуально. Если есть возможность учить стихотворение утром, можно делать это в это время.
  • Следует устранить все источники шума, выключить телефон и телевизор, попросить родственников определенное время не отвлекать от дела. В идеале необходимо закрыться в своей комнате и полностью сосредоточиться на усвоении материала.
  • Точно не следует учить стихотворение в спешке, на бегу, между делом или будучи расстроенным или озлобленным. Плохое настроение и негативные эмоции не дадут сосредоточиться на приоритетной задаче и будут постоянно отвлекать.

Пошаговая система

Никогда не нужно начинать запоминать стих, внимательно его не прочитав и не уловив заложенного смысла. Хороший преподаватель перед тем, как задать выучить материал, с выражением прочитает его детям, расскажет, о чем этот текст, пояснит, где нужно делать акценты в интонации и раскроет значение неясных слов. Если у учителя не было на это времени, придется разбираться самостоятельно и проделать действия из приведенной памятки:

  • Нужно два раза внимательно и с выражением прочитать стихотворение вслух, улавливая темп и ритм.
  • При чтении постараться понять смысл стиха — это важнейшая часть методики запоминания материала, которая в дальнейшем сильно облегчит поставленную задачу. Можно пересказать вслух, о чем именно говорится в тексте.
  • Мысленно представлять то, что описано в стихотворении.
  • Если ученик обладает хорошей зрительной памятью, полезно переписать текст на бумагу, при этом проговаривая его вслух. Такие действия позволят задействовать сразу 2 типа памяти, что ускорит процесс запоминания.
  • Если же у школьника лучше развита слуховая память, можно записать стихотворение на диктофон и прослушать его несколько раз.
  • Значение незнакомых слов следует выяснить с помощью словаря.

Проделав эти шаги, ученик уже запомнит часть стихотворения. Многие школьники предпочитают игнорировать первый этап методики усвоения и приступают к бессмысленной зубрежке, что сильно усложняет им задачу. Только после того, как приведенная схема будет отработана, можно приступать к завершающей части заучивания:

  • Если школьник переписывал стихотворение на лист бумаги, следует учить его именно с этого листа, а не по книге. Информация, написанная от руки, усвоится намного эффективнее.
  • Сначала следует прочитать первую строчку стиха и произнести ее вслух, не глядя на бумагу.
  • Дальше можно начинать строить цепочку: читать первую и вторую строку и повторять их вслух, затем первую, вторую и третью и, в завершение, все четыре строчки (если стихотворение имеет структуру из четырех строк, что встречается чаще всего).
  • Запомнив 1 строфу, следует приступать к аналогичному изучению 2-ой.
  • Выучив 2 строфу, обязательно нужно вслух повторить первые две, а запомнив третью — повторить все три и т. д.
  • По такой методике следует учить весь стих. Важно делать 5−10 минутные перерывы на отдых между заучиванием каждых 2—3 строф.
  • Перед сном важно прочитать стихотворение и полностью повторить его вслух. В таком случае наутро оно прочно останется в памяти.

Приведенная система обладает высокой эффективностью. С ее помощью можно быстро и просто выучить стихотворение размером 3—4 строфы за 30 минут.

Полезные рекомендации

Если запомнить стихотворение никак не удается и процесс «не идет» — лучше не мучаться и на некоторое время отложить это занятие. Часто происходит так, что сегодня выучить материал не удается, а вот завтра тот же стих получается усвоить довольно легко. Если не выходит учить стихотворение в вечернее время, можно попробовать сделать это вечером, и наоборот.

Читать еще:  Кого кроме друзей вспоминает пушкин

Некоторым отлично помогает метод чтения стиха перед зеркалом. Можно устроить настоящее выступление в домашних условиях. Кроме того, будут актуальны следующие советы:

  • Не стоит учить строфы разрозненно — если запоминать их отдельно друг от друга, в дальнейшем стих не удастся соединить воедино, будут появляться заминки на стыке строф.
  • Если возникли проблемы с запоминанием, стоит попробовать пропеть текст. Не зря слова прослушанных песен так просто укладываются в голове. Можно спеть стих и посмотреть на результат.
  • Люди, которым приходится учить очень много подобного материала, рекомендуют несколько раз читать текст вслух с различной интонацией: громко, тихо, медленно, стремительно, пафосно, грустно, злобно и т. д. Способ зарекомендовал себя очень хорошо, кроме того, он довольно веселый и интересный.
  • Если при чтении стихотворения по памяти возникла заминка, лучше не стараться вспоминать текст долгое время. В таких ситуациях эффективнее подсмотреть слова, нежели прерывать декламирование.

Методика ускоренного усвоения

Многие сетуют на то, что у них очень плохая память и при всем желании выучить стихотворение никак не удается. Для таких случаев и был разработан специальный способ:

  • Текст нужно прочитать вслух как минимум 2—5 раз.
  • Постараться представить то, что описывалось автором. Метод ассоциаций очень эффективен и позволяет легче запомнить не только стих, но и английские слова, важный материал, да и все что угодно.
  • Теперь еще раз прочитать текст, но на этот раз очень медленно, концентрируя внимание на каждом используемом слове.
  • Далее нужно переписать текст от руки. Это также позволяет ускорить процесс запоминания стихотворения.
  • В завершение взять текст, собственноручно записанный на листе, и несколько раз повторить первую строку. Затем можно добавить вторую строку, повторить ее вместе с первой и т. д. , прибавляя по строке раз за разом.

После того как процесс будет завершен, можно заняться другими делами, а спустя 1−2 часа повторить стихотворение по памяти. Если вспомнить текст целиком не удастся, придется продублировать шаги, описанные в пунктах 1 и 2.

Дополнительный вариант

При желании можно опробовать еще один альтернативный метод, позволяющий за короткий срок выучить не только стих, но и любую другую необходимую информацию. Способ заключается в следующих пяти действиях:

  • Несколько раз прочитать стихотворение вслух.
  • Повторять текст по цепочке построчно, как это указано в первом методе. После того как весь материал будет проработан, следует повторить его полностью, а затем сделать перерыв на 15 минут.
  • Прочитать стих еще раз с бумаги и попытаться зачитать его вслух по памяти. Если это сделать не удалось, например, запомнилась только часть, следует 2—3 раза перечитать текст, снова сделать перерыв и предпринять еще попытку.
  • Данную последовательность (15 минут отдыха — чтение стихотворения с листа — повторение по памяти) следует повторять до тех пор, пока материал не будет выучен качественно. В конце можно дать кому-то из близких текст, попросить послушать стих и при необходимости поправить.
  • Наиболее правильно использовать этот прием в утренние часы или перед сном. Тогда материал будет запоминаться лучше.

Технология для объемных текстов

Если предстоит выучить длинную и сложную прозу, методика запоминания будет отличаться от способа изучения более простых стихов. В таких случаях может рекомендоваться следующая последовательность:

  • Объёмный материал лучше всего учить непосредственно перед сном. Перед тем как лечь спать, нужно прочитать стихотворение максимальное количество раз.
  • Выписать первые слова каждой строчки. После этого можно попробовать рассказать стих по памяти. Постепенно слова, выполняющие функцию помощников, следует убирать. Например, изначально можно ориентировать на первые слова в каждой строке, а потом оставить подсказки только в каждой четвертой строке.
  • Не нужно учить отрывок про себя или шепотом, стоит читать стихи только вслух, громко, четко и с расстановкой.
  • Современный метод заучивания стихов, опробованный множеством подростков — чтение текста речитативом. Можно добавить бит и получится настоящий рэп. Это очень веселый метод запоминания, главное — не забыть рассказать стих у доски в традиционном формате.

Запомнить стихотворение не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Существует множество разнообразных методик на всякие случаи жизни. Каждый сможет выбрать именно тот способ, который подходит ему больше всего.

Альманах педагога

Автор: Веселова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №5 » Звёздочка»
Населённый пункт: п.Власиха, Московская область
Наименование материала: Методики заучивания стихотворений дошкольниками
Тема: Методики заучивания стихотворений дошкольниками
Дата публикации: 14.03.2017
Раздел: дошкольное образование

педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными

её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и

средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и

развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм

мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи:

помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса,

темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и

запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания

чувствительность к рифме.

Методика заучивания стихотворений

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и

эстетического воспитания детей.

ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти

две стороны в их единстве.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь

детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети

мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в

которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают

стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов,

действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему

стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания

положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание

зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут

быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать;

внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности,

запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда

Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать

у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного

запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель –

Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический

которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо

произведения, заранее готовить их к восприятию.

оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности

усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой

стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и

качество художественного исполнения их взрослыми.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса:

Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от

того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его.

В то же время выразительное чтение –

самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой

развиваются способности ребенка.

Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи

так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную

Если детям предоставляется возможность самим разобраться в содержании

стихотворения, они не всегда справляются с этим и часто не осознают смысл.

подготовка к их восприятию, которая раскрыта выше (объяснение непонятных

слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.).

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно.

Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает

мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует

нарушает художественную форму.

переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой

стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача

запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения.

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector