Московский пасхальный фестиваль

Пасхальный фестиваль 2019: обзор программы

С 27 апреля по 12 мая 2019 года пройдет XVIII Московский Пасхальный фестиваль.

Он состоится при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

За семнадцать лет проведения фестиваль стал одним из крупнейших и самых ожидаемых событий в культурной жизни России. Это не только ежегодный праздник музыки для миллионов россиян, но и настоящий мост дружбы между разными странами – участниками фестиваля.

В Год театра Московский Пасхальный фестиваль своей обширной географией и насыщенными программами – симфонической, хоровой, камерной и звонильной – вновь намерен подтвердить высочайший статус музыкального события мирового уровня. Неизменными остаются главные принципы фестиваля: благотворительная, образовательная и просветительская деятельность и патриотизм.

Сохранится традиция посвящения фестиваля юбилеям композиторов: восемнадцатый сезон пройдет под знаком 175-летия Николая Андреевича Римского-Корсакова и 180-летия Модеста Петровича Мусоргского. Сочинения этих величайших российских композиторов прозвучат в Москве и в регионах России.

Симфоническая программа Пасхального фестиваля

Торжественное открытие XVIII Московского Пасхального фестиваля состоится 28 апреля, в день светлой Пасхи, в Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Концерты Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева пройдут в 13:00 и в 19:00.

XVIII Московский Пасхальный фестиваль в этом году не ставит рекорд продолжительности (он продлится 16 дней), но коллектив Симфонического оркес тра Мариинского театра по-прежнему ждет насыщенная и стремительная география: Москва, Казань, Пермь, Екатеринбург, Омск, Кемерово, Томск, Новосибирск, Сургут, Тюмень, Набережные Челны, Альметьевск, Самара, Нижний Новгород, Владимир, Воронеж, Рязань, Курск, Тула, Брянск, Смоленск.

Участники симфонической программы: Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, солисты и хор Мариинского театра, Страдивари-ансамбль и Брасс-ансамбль Мариинского театра, выдающиеся музыканты современности.

В преддверии XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского в форуме примут участие лауреаты прошлых лет.

9 мая, в День Великой Победы, в Москве на Поклонной горе пройдет ежегодная общедоступная акция – концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (13:00). В этот же день музыканты выступят на сцене Московского концертного зала «Зарядье» (19:00).

Затем коллектив продолжит гастролировать по регионам России, чтобы 12 мая вернуться в Москву, где на сцене Московского концертного зала «Зарядье» состоится закрытие фестиваля (20:00).

Хоровая программа Пасхального фестиваля

Ежегодно Московский Пасхальный фестиваль знакомит своих гостей с богатейшими традициями и разнообразием мировой культуры хорового исполнительства. Восемнадцатый фестиваль вновь станет центром притяжения лучших российских и зарубежных коллективов. Среди участников – хоры из России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), Республики Беларусь, Болгарии, Эстонии, Венгрии, Чехии, Греции, Швеции и Литвы.

Торжественное открытие хоровой программы состоится 29 апреля в Москве в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. В открытии программы примут участие Московский Синодальный хор, Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова и хор Мариинского театра.

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве – исполнителей также ждут в Вязьме, Раменском, Твери, Егорьевске, Муроме, Коломне, Ростове Великом, Зарайске, Электростали, Сергиевом Посаде, Александрове, Серпухове, Туле, Дмитрове.

Участники хоровой программы: Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Москва), Хор Сретенской духовной семинарии (Москва), Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова, Московский Синодальный хор, Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова (Москва), Камерный хор «Древнерусский распев» (Москва), Ансамбль солистов «Русская рапсодия оркестра имени Осипова» (Москва), Государственный академический московский областной хор им. А. Д. Кожевникова (Москва), Хор мальчиков и юношей хорового училища им. А. В. Свешникова (Москва), Хор Мариинского театра (Санкт-Петербург), Камерный хор «Нижний Новгород», Митрополичий хор Минского Свято-Духова кафедрального собора, Женский хор «Ваня Монева» (София, Болгария), Вокальный ансамбль «Акусто» (Каунас, Литва), Эстонский Национальный мужской хор (Таллин, Эстония), Шведский мужской хор «Сванхольм Сингерс» (Лунд, Швеция), Хор девочек «Про Музыка» (Ньиредьхаза, Венгрия), Пражский филармонический детский хор (Прага, Чехия), Детский хор «Кантилена» (Патры, Греция).

К хоровой программе Московского Пасхального фестиваля вновь присоединится Приморская сцена Мариинского театра, где 2 мая в 19:00 пройдет большой хоровой концерт с участием Сводного хора Приморской Митрополии, Симфонического оркестра и хора Приморской сцены Мариинского театра. Дирижер – Павел Смелков.

В этом году отмечает свой десятилетний юбилей детский Пасхальный хоровой фестиваль Православной музыки «Русь певчая», проходящий в усадьбе «Коломенское» в Москве. Все годы своего существования фестиваль входит в хоровую программу Московского Пасхального фестиваля. Это доброе сотрудничество продолжится и в этом году. Фестиваль «Русь певчая» адресован, прежде всего, детской и юношеской аудитории, его участники – юные хоровые коллективы из детских музыкальных школ.

Камерная программа Пасхального фестиваля

В камерной программе XVIII Московского Пасхального фестиваля – выступления ведущих солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой. Концертные программы включат арии и дуэты из мировых оперных шедевров, известные вокальные сочинения, русские романсы, песни военных лет.

Художественный руководитель Академии Лариса Гергиева проведет серию вокальных мастер-классов. Выступления пройдут в Тихвине, Пскове, Уфе, Москве, Химках, Суздале, Владимире, Гусь-Хрустальном, Плёсе. Впервые в гастрольном маршруте участников камерной программы появятся Ишимбай и Звёздный Городок.

Звонильная программа Пасхального фестиваля

В этом году в проведении Пасхальных звонов примут участие более 40 профессиональных звонарей из России: Москвы, Санкт–Петербурга, Вологды, Ярославля, Рыбинска, Сергиева Посада, Ростова Великого, Костромы, Нижнего Новгорода, Пскова, Самары, Великого Новгорода, Петрозаводска, Анапы, Ростова-на-Дону, Тюмени, Омска, Екатеринбурга, Томска, а также из Республики Беларусь (Минск, Калинковичи), Латвии (Рига), Германии (Марбург).

В рамках звонильной программы состоится не менее 40 концертов колокольной музыки в Москве, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Истре, Звенигороде, Костроме, Пскове, Калуге, Владикавказе, Риге и городах Финляндии – Хельсинки, Новом Валааме, Котке, Лаппеенранте.

Все выступления по традиции носят общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих звонильную программу XVIII Московского Пасхального фестиваля.

В 2019 году звонильная программа продолжает расширять свою географию – к ней добавятся по 3 новых храма-участника во Пскове, Калуге, Хельсинки и Риге.

Общедоступные концерты колокольной музыки пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая Красную площадь, Таганку, Данилов монастырь и Сокольники в Москве, музей-заповедник «Коломенское», а так же собор Успения в Звенигороде и Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, Кафедральный собор Великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе, Кафедральный собор Рождества Христова в Риге, Успенский кафедральный собор в Хельсинки.

Благотворительная программа Пасхального фестиваля

В рамках благотворительной программы XVIII Московского Пасхального фестиваля состоятся десятки симфонических, хоровых и камерных концертов в образовательных, военных и социально-реабилитационных учреждениях Москвы и регионов России. Также будет представлена полностью общедоступная звонильная программа.

Кульминацией благотворительной программы фестиваля станет традиционный концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на Поклонной горе 9 мая в День Великой Победы, который ежегодно собирает порядка 300 000 слушателей.

Читать еще:  Начало поста перед пасхой

Пресс-служба Московского Пасхального фестиваля

Московский пасхальный фестиваль

  • Поддержите наш сайт →

Moscow Easter Festival

Этот крупнейший музыкальный форум России ежегодно собирает сотни тысяч слушателей. Созданный в 2002 году по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева и Правительства Москвы, Московский Пасхальный фестиваль сразу завоевал любовь публики. В 2003 году при поддержке Президента Российской Федерации Владимира Путина Фестиваль стал всероссийским.

С первых дней проведения Московского Пасхального фестиваля были определены его социальные приоритеты – благотворительность, образование и просветительство, – которые реализуются во всех четырех крупных фестивальных блоках: симфонической, камерной, хоровой программах и звонильной неделе.

За годы существования Московского Пасхального фестиваля в нем приняли участие несколько тысяч исполнителей со всего мира, среди которых и артисты мировой величины, и молодые таланты – лауреаты Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Фестивальную афишу украшали имена звезд мировой оперы: Анна Нетребко, Рене Папе, Натали Дессей, Владимир Галузин, Альбина Шагимуратова, Брин Терфель, Ферруччо Фурланетто, Нина Штемме, Ильдар и Аскар Абдразаковы, а также Ольга Бородина, Михаил Петренко, Татьяна Сержан, Евгений Никитин, Юлия Маточкина, Лариса Дядькова, Лариса Гоголевская, Владислав Сулимский и многие другие солисты Мариинского театра. На Фестивале выступали пианисты Денис Мацуев, Нельсон Фрейре, Михаил Плетнёв, Ланг Ланг, Владимир Фельцман, Александр Торадзе, Ефим Бронфман, Бехзод Абдураимов, Олли Мустонен, Алексей Володин, Даниил Трифонов, Сон Чжин Чо, Сергей Бабаян, скрипачи Пинхас Цукерман, Павел Милюков, Вадим Репин, Виктория Муллова, Николай Цнайдер, Леонидас Кавакос, Даниэль Лозакович, Алена Баева, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Миша Майский, Мари-Элизабет Хэккер, Марио Брунелло, Сергей Ролдугин, Аманда Форсайт, Александр Бузлов и многие-многие другие музыканты и коллективы.

География Фестиваля расширяется с каждым годом. На сегодняшний день, Фестиваль охватил 123 города России и 5 стран – это симфоническая, хоровая, камерная и звонильная программы.

Симфоническая программа охватила к 2017 году 63 города России и 5 стран: Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Беломорск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Вологду, Воронеж, Воткинск, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Калугу, Кемерово, Кисловодск, Кострому, Клин, Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Магнитогорск, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Орёл, Оренбург, Пензу, Псков, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самару, Саранск, Саратов, Североморск, Смоленск, Сочи, Тверь, Тольятти, Томск, Тулу, Тюмень, Уфу, Ульяновск, Ханты-Мансийск, Хабаровск, Челябинск, Череповец, Якутск и Ярославль, а также Киев (Украина), Астану и Алматы (Казахстан), Минск (Республика Беларусь), Вильнюс (Литва) и Ереван (Армения).

Хоровая программа охватила к 2017 году 61 город от побережья Черного моря, города-героя Новороссийска, и до крайнего северо-востока России, центра Чукотского автономного округа, города Анадырь. Благодаря содействию Русской Православной Церкви концерты духовной хоровой музыки проводятся в действующих храмах. Активное участие в хоровой программе принимают коллективы ближнего и дальнего зарубежья.

С первых дней проведения Фестиваль возрождает интерес широкой аудитории к искусству Пасхального звона, ежегодно привлекая в Москву лучших российских и зарубежных звонарей. В 2002 году впервые с 1917 года в историческом центре Москвы были возрождены вереницы колокольных звонов – от храма к храму.

К 2017 году звонильная программа охватила более 80 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Великого Новгорода, Звенигорода, Истры, Коломны, Раменского, Ржева, Ростова Великого, Старицы и Соловецких островов.

Артисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, возглавляемой Ларисой Гергиевой, объехали к 2017 году в рамках камерной программы фестиваля 43 города по всей стране – от Благовещенска и Якутска до Мурманска, Гаджиево и Салехарда.

Благотворительные концерты Московского Пасхального фестиваля в домах ветеранов, городских больницах, домах ребенка дают возможность услышать выступления мировых звезд тем, кто не может прийти в концертные залы. Концерты проводятся также в детских музыкальных школах. Кроме того, программы Фестиваля регулярно включают акции для студентов и преподавателей в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. А с 2014 года в рамках сотрудничества Московского Пасхального фестиваля с Министерством обороны Российской Федерации благотворительные концерты для военнослужащих и членов их семей проходят в домах офицеров, воинских частях, военных училищах и Центральном академическом театре Российской Армии.

Кульминация благотворительной программы Московского Пасхального фестиваля – общедоступный концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в День Победы на Поклонной горе в Москве, который ежегодно собирает около 300 тысяч слушателей.

XVIII Московский пасхальный фестиваль пройдет с 27 апреля по 12 мая

Москва, 2 апреля 2019 г.

1 апреля 2019 года в Белом зале Мэрии Москвы состоялась пресс-конференция, посвященная XVIII Московскому Пасхальному фестивалю, сообщает Патриархия.ru.

В мероприятии приняли участие художественный руководитель Московского Пасхального фестиваля В.А. Гергиев, заместитель председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков, представители генеральных спонсоров и информационных партнеров фестиваля.

XVIII Московский пасхальный фестиваль пройдет с 27 апреля по 12 мая.

«В этом году фестиваль стремительный, потому что Пасха приходится на конец апреля. Фестиваль продлится всего 16 дней», — сказала заместитель председателя Правительства России. О.Ю. Голодец, подчеркнув, что Московский пасхальный фестиваль стал «гимном русской музыке», пропагандирующим высочайший уровень исполнительского искусства.

Ожидается, что зрительская аудитория с учетом трансляции выступлений превысит 10 миллионов человек.

Священник Александр Волков сообщил, что Предстоятель Русской Православной Церкви благословил проведение фестиваля. «Патриарх очень высоко оценивает заслуги Валерия Абисаловича (Гергиева — прим. ред.) по продвижению русской культуры и устройству этого огромного культурного действа на всю страну. В этом смысле очень важно, что это культурное событие проходит в таком плотном взаимодействии с Церковью, большая часть программ проходит на церковных площадках, в храмах. Хоровая и звонильная программы неразрывным образом связаны с русской церковной культурой», — сказал руководитель Патриаршей пресс-службы.

Торжественное открытие фестиваля по традиции пройдет в Большом зале Московской консерватории в праздник Пасхи — 28 апреля. В этот день художественный руководитель фестиваля, дирижер В.А. Гергиев и симфонический оркестр возглавляемого им Мариинского театра выступят дважды. 9 мая, в День Победы, они дадут общедоступный концерт на Поклонной горе, а затем выйдут на сцену зала «Зарядье». Закрытие фестиваля также пройдет на этой столичной площадке.

Коллектив под управлением В.А. Гергиева выступит в Казани, Перми, Екатеринбурге, Омске, Кемерове, Томске, Новосибирске, Сургуте, Тюмени, Набережных Челнах, Альметьевске, Самаре, Нижнем Новгороде, Владимире, Воронеже, Рязани, Курске, Туле, Брянске и Смоленске. Участниками симфонической программы станут также солисты и хор, Страдивари-ансамбль и Брасс-ансамбль Мариинского театра.

В преддверие XVI Конкурса им. Чайковского в фестивале примут участие лауреаты прошлых лет. «Для нас совершенно особенным является тот факт, что этот Пасхальный фестиваль проходит в преддверие конкурса Чайковского. Он будет яркой увертюрой к конкурсу», — заметила О.Ю. Голодец.

Как отметил В.А. Гергиев, XVIII Московский Пасхальный фестиваль продолжит традицию посвящения концертов юбилеям композиторов: восемнадцатый сезон пройдет под знаком 175-летия Николая Римского-Корсакова и 180-летия Модеста Мусоргского. «Серьезное и даже почти неподъемное начинание уже легло на плечи коллектива два-три месяца назад: мы решили исполнить все оперы Римского-Корсакова. Это не безумие, опер — 15, некоторые идут по 4,5 часа. У нас огромные творческие ресурсы, и молодежь должна входить в новый репертуар», — рассказал дирижер.

Читать еще:  Когда дмитриевская поминальная суббота

Камерная программа при участии Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Л.А. Гергиевой впервые пройдет в Ишимбае (Башкирия) и подмосковном Звездном городке. В рамках хоровой программы форума дадут концерты коллективы из Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Греции, Литвы, России, Чехии, Эстонии и Швеции.

В звонильной программе выступят более 40 профессиональных звонарей из российских городов, а также из Белоруссии, Латвии и Германии, расширится география участников.

В рамках благотворительной программы десятки симфонических, хоровых и камерных концертов пройдут в образовательных, военных и социально-реабилитационных учреждениях.

С подробной программой можно будет ознакомиться на сайте фестиваля.

Московский Пасхальный фестиваль

Праздник музыки и добра

С имфонические произведения состоят, как правило, из нескольких частей. Аплодировать между частями не принято, произведение-то еще не кончилось. Правда, знают об этом немногие — только завсегдатаи концертов классической музыки: это, как правило, пенсионеры и студенты музыкальных вузов. Аплодисменты между частями — лакмусовая бумажка. Человек, который по незнанию решил поддержать артиста не вовремя, тут же выдает себя как случайного «захожанина». Поэтому для любого организатора — лучший знак, когда на их концертах в паузах между частями произведения начинают хлопать: значит, пришли новые для жанра классической музыки люди. Сделать так, чтобы этих «новичков» становилось больше, — в каком-то смысле миссия фестиваля.

В прошлом году Пасхальный фестиваль был посвящен творчеству Сергея Прокофьева — композитора, о котором все слышали, но с творчеством на самом деле знакомы плохо — из-за сложности музыки, по мнению маэстро Валерия Гергиева. На том фестивале в разных городах прозвучали все симфонии и фортепианные концерты Прокофьева. В этом году тема историческая — 70-летие битвы на Курской дуге (5 июля — 23 августа 1943 года). Поэтому концерты пройдут в том числе в городах, так или иначе с битвой связанных, — Курске, Белгороде, Брянске и т. д. охватить регионы для фестиваля принципиально важно. Слушатели немосковских концертов, бывает, стоят в проходах — аншлаг. Оно и понятно: когда еще Гергиев с оркестром Мариинского театра приедет исполнять «Жар-птицу» Стравинского в Брянск или «Аттилу» Верди в Череповец?

Валерий Гергиев: «Нужно, чтобы наши дети пели. Поэтому и в концертах предстоящего Пасхального фестиваля обязательно будут задействованы детские хоровые коллективы»

Обычно симфоническая программа фестиваля более других на виду. Но есть еще и другие программы: камерная, хоровая и звонильная (играют звонари). Вход на их концерты в подавляющем большинстве случаев бесплатный. Хоровые выступления проходят в московских храмах. Это неслучайно: все хоровое искусство как таковое выросло из церковного пения. Традиция выступать в храмах это подчеркивает. Неслучайно и пристальное внимание к этому Валерия Гергиева. Один из главных приоритетов его деятельности сейчас — восстановление хоровой культуры в России. Недавно он возглавил Всероссийское хоровое общество, а на пресс-конференции сказал: «Мы должны вернуться к этой великолепной традиции, кото рая насчитывает столетия. Нужно, чтобы наши дети пели. Поэтому и в концертах предстоящего Пасхального фестиваля обязательно будут задействованы детские хоровые коллективы». Причем не только профессиональные (например, Московская хоровая капелла мальчиков), но и любительские — например, хор девочек Свято-Димитриевского детского дома.

Хоровые коллективы из России и зарубежья приезжают с концертами в интернат для детей–инвалидов

Начало фестиваля ежегодно приурочено к православной Пасхе. Но музыкальная программа привязана к содержанию праздника очень опосредованно. Есть, конечно, увертюра Римского-Корсакова «Светлый праздник», которую он написал, по мнению искусствоведов, как воспоминание о детских впечатлениях от Пасхальной заутрени. Есть произведения, близкие духовной тематике: например, симфонические медитации «Вознесение» Оливье Мессиана, построенные на сюжетах Нового Завета. Но, казалось бы, при чем здесь «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова? Почему сцены из оперы «Валькирия» Вагнера? Искать прямые привязки к Пасхе — значит сомневаться, что классическая музыка нужна как универсальный язык общения людей. Пасха — повод, цель — сама музыка.

Пасхальный характер фестиваля — не в репертуаре. Он в его задачах: просвещении и благотворительности. Ведь Пасха — время добрых поступков. И дело не в том, что некоторые концерты бесплатные, а сборы от некоторых платных концертов идут на социальные проекты, которые поддерживает фонд Гергиева. Дело в том, что хоровые коллективы из России и зарубежья приезжают с концертами, например, в интернат для детей–инвалидов. Выйти на сцену, когда перед тобой в зале дети с синдромом Дауна, бывает непросто многим артистам. Есть стереотип, что эти дети — «не такие»: не услышат, не поймут. Как им что-либо можно донести? Как вести себя? Но этот стереотип рушится во время самого концерта. Музыканты видят: перед ними публика — «такая же». Даже более чуткая, более чистая, более искренняя. И почти наверняка более благодарная. И уж точно все понимающая.

Существует заезженный термин — «настоящее искусство». Но от заезженности слов само искусство не перестает быть действительно настоящим. И когда оно звучит со сцены, это может почувствовать каждый.

Концерты звонарей в храмах составляют отдельную Звонильную программу Фестиваля

Пасхальный характер Фестиваля заключается в его задачах: просвещении и благотворительности

Двенадцатый Московский Пасхальный фестиваль

под руководством Валерия Гергиева проходит с 5 по 16 мая 2013 года при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Кроме Москвы, концерты проходят в Мурманске, Санкт-Петербурге, Смоленске, Брянске, Орле, Туле, Ельце, Липецке, Курске, Старом Осколе, Белгороде, Кисловодске, Твери, Александрове, Ярославле, Костроме, Вологде, Череповце, Муроме, Нижнем Новгороде.

Фото предоставлены пресс-службой Московского Пасхального фестиваля.

Завершился XVIII Московский Пасхальный фестиваль

12 мая 2019 года в Московском концертном зале «Зарядье» состоялся заключительный концерт XVIII Московского Пасхального фестиваля.

В первом отделении прозвучала музыкальная мистерия «Мученичество святого Себастьяна» Клода Дебюсси. После антракта состоялась московская премьера нового сочинения Родиона Щедрина «Месса поминовения» для хора a capella, написанного в 2018 году и посвященного супруге композитора, одной из величайших балерин XX века Майе Плисецкой. Также прозвучала «Поэтория» Родиона Щедрина на стихи Андрея Вознесенского. Вокальные партии исполнили Анастасия Калагина (сопрано), Ангелина Ахмедова (сопрано) и Екатерина Сергеева (меццо-сопрано). В роли чтеца в «Поэтории» выступил народный артист России Сергей Безруков. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра находился дирижер Валерий Гергиев.

XVIII Московский Пасхальный фестиваль проходил с 27 апреля при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Симфоническая программа XVIII Московского Пасхального фестиваля открылась 28 апреля, в праздник Светлого Христова Воскресения, двумя концертами Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В обоих концертах солировали пианисты: в дневном — Александр Малофеев, а вечером, на торжественном открытии фестиваля — Денис Мацуев. После выступления Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра отправились в традиционный тур по регионам России.

Читать еще:  Как поминают умершего на 9 день

Несмотря на необычно короткую для этого фестиваля продолжительность, музыканты успели выступить в 20 городах, выполнив очень насыщенную и стремительную гастрольную программу. За две недели коллектив побывал в Москве, Твери, Казани, Перми, Екатеринбурге, Омске, Кемерове, Томске, Новосибирске, Сургуте, Тюмени, Набережных Челнах, Альметьевске, Самаре, Нижнем Новгороде, Воронеже, Рязани, Калуге, Туле, Смоленске и дал 28 концертов. Расширилась география симфонической программы фестиваля — впервые концерты прошли в Твери и Рязани.

За время фестиваля Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева трижды посетил Москву и выступил там пять раз: дважды 28 апреля в Большом зале Консерватории на открытии фестиваля, дважды 9 мая — на Поклонной горе и в Московском концертном зале «Зарядье», пятое выступление — концерт-закрытие фестиваля — состоялся в «Зарядье» 12 мая.

На протяжении всего тура симфонической программы, во многих городах коллектив давал по два концерта в день — дневной (благотворительный) и вечерний. Дважды концерты прошли в Казани, Омске, Тюмени, Самаре, Нижнем Новгороде. Кульминацией благотворительной программы по традиции стал общедоступный концерт в Москве на Поклонной горе, 9 мая, в День Победы. Выступление собрало порядка 300 000 слушателей. В концерте принял участие Денис Мацуев (фортепиано).

Выступления Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева снова вышли за рамки концертных залов и в регионах. Во второй раз коллектив выступил на автомобильном заводе ПАО «Камаз» в Набережных Челнах. Концерт состоялся в производственном цеху завода в обеденный перерыв и собрал 3500 работников, музыкантов города и ветеранов. Еще один необычный концерт в производственном формате состоялся на площадке Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде. Выступление посетили работники и ветераны ГАЗ, семьи сотрудников и жители города — около полутора тысяч зрителей.

Сложилась традиция посвящать фестивали юбилеям композиторов, 18-й сезон прошел под знаком 175-летия Николая Андреевича Римского-Корсакова и 180-летия Модеста Петровича Мусоргского. Сочинения этих величайших русских композиторов прозвучали в Москве и в регионах России.

Ярким акцентом приношения Николаю Римскому-Корсакову стал московский дебют труппы Приморской сцены Мариинского театра (г. Владивосток) — на сцене концертного зала «Зарядье» была показана опера «Царская невеста» в постановке Приморской сцены Мариинского театра (режиссер — Вячеслав Стародубцев, сценография и костюмы Петра Окунева, видеохудожник — Вадим Дуленко). В спектакле приняли участие солисты и хор Приморской сцены Мариинского театра, за пультом Симфонического оркестра Мариинского театра находился Валерий Гергиев.

XVIII Московский Пасхальный фестиваль вновь стал центром притяжения лучших российских и зарубежных хоровых коллективов, давая возможность зрителям познакомиться с богатейшими традициями и разнообразием мировой культуры хорового исполнительства. В фестивале приняли участие коллективы из России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), Белоруссии, Болгарии, Эстонии, Венгрии, Чехии, Греции, Швеции и Литвы.

Торжественное открытие хоровой программы состоялось 29 апреля в Москве, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. В открытии программы приняли участие Московский синодальный хор, Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова и Хор Мариинского театра.

Выступления хоровых коллективов с большим успехом прошли не только в Москве, но также в Вязьме, Раменском, Твери, Егорьевске, Муроме, Коломне, Ростове Великом, Зарайске, Электростали, Сергиевом Посаде, Александрове, Серпухове, Туле, Дмитрове.

В хоровой программе приняли участие: Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Москва), Хор Сретенской духовной семинарии (Москва), Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова, Московский синодальный хор, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова (Москва), Камерный хор «Древнерусский распев» (Москва), Ансамбль солистов «Русская рапсодия Оркестра имени Н.П. Осипова» (Москва), Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова, Хор мальчиков и юношей хорового училища имени А.В. Свешникова (Москва), Хор Мариинского театра (Санкт-Петербург), Камерный хор «Нижний Новгород», Митрополичий хор Минского Свято-Духова кафедрального собора, Хор «Ваня Монева» (София, Болгария), Вокальный ансамбль «Акусто» (Каунас, Литва), Эстонский национальный мужской хор (Таллин), Шведский мужской хор «Сванхольм Сингерс» (Лунд), Хор девочек «Про музыка» (Ньиредьхаза, Венгрия), Пражский филармонический детский хор (Чехия), Детский хор «Кантилена» (Патры, Греция).

К хоровой программе Московского Пасхального фестиваля вновь присоединилась Приморская сцена Мариинского театра, где 2 мая прошел большой хоровой концерт с участием Сводного хора Приморской митрополии , Симфонического оркестра и Хора Приморской сцены Мариинского театра. Дирижировал Павел Смелков.

Продолжилось доброе сотрудничество с детским Пасхальным хоровым фестивалем православной музыки «Русь певчая», который в этом году отмечает свой 10-летний юбилей. «Русь певчая» адресован, прежде всего, детской и юношеской аудитории, его участники — юные хоровые коллективы из детских музыкальных школ. Фестиваль по традиции прошел в усадьбе Коломенское в Москве.

В рамках благотворительной программы XVIII Московского Пасхального фестиваля состоялись десятки хоровых концертов, которые прошли в образовательных и социально-реабилитационных учреждениях Москвы и Подмосковья.

В рамках камерной программы XVIII Московского Пасхального фестиваля прошли выступления ведущих солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой. Концертные программы включали в себя арии и дуэты из мировых оперных шедевров, известные вокальные сочинения, русские романсы, песни военных лет. Художественный руководитель Академии Лариса Гергиева провела серию открытых вокальных мастер-классов. Выступления прошли в Тихвине, Пскове, Сестрорецке, Уфе, Москве, Химках, Суздале, Владимире, Гусь-Хрустальном, Плесе. Впервые в гастрольном маршруте участников камерной программы появился Ишимбай и Звездный Городок. Всего было проведено 20 акций. Все концерты камерной программы прошли на благотворительной основе.

В этом году в проведении пасхальных звонов приняли участие более 40 профессиональных звонарей из России: Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Ярославля, Рыбинска, Сергиева Посада, Ростова Великого, Костромы, Нижнего Новгорода, Пскова, Самары, Великого Новгорода, Петрозаводска, Владикавказа, Анапы, Ростова-на-Дону, Тюмени, Омска, Екатеринбурга, Томска, а также из Республики Беларусь (Минск, Калинковичи), Латвии (Рига), Германии (Марбург).

В рамках звонильной программы фестиваля состоялось 43 концерта колокольной музыки в Москве, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Истре, Звенигороде, Костроме, Пскове, Калуге, Владикавказе, Риге и городах Финляндии: Хельсинки, Новом Валааме, Котке, Лаппеенранте. Все выступления по традиции носили общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих звонильную программу Московского Пасхального фестиваля.

В 2019 году звонильная программа также расширила свою географию: добавились новые храмы-участники в Пскове, Калуге, Владикавказе, Хельсинки и Риге. Общедоступные концерты колокольной музыки прошли на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая Красную площадь, Таганку, Данилов ставропигиальный мужской монастырь , Сокольники, Музей-заповедник «Коломенское» в Москве, а также собор Успения Пресвятой Богородицы в Звенигороде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в Истре, Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, кафедральный собор великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе, кафедральный собор Рождества Христова в Риге, Успенский кафедральный собор в Хельсинки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector