Можно ли католика поминать в православном храме

Вопросы настоятелю / Молитва

Почему в Православной Церкви нельзя поминать неправославных?

Глубокоуважаемый отец Максим!

Меня давно мучает вопрос, почему нельзя поминать в Православной Церкви неправославных?

Я как-то прочел мнение монаха Иоанна, подвизавшегося на Валааме, а затем на Новом Валааме в Финляндии, что лютеран можно поминать за здравие в надежде на их обращение, но не за упокой, так как умершие в лютеранстве умерли во вражде с Православием.

Но можно ли считать, что все лютеране (а также католики, англикане, мусульмане и т. д.) враждуют с Православием? Ведь многие из них просто ничего не знают о Православии, а живут в той вере, в какой их воспитали родители, которая является традиционной религией их народа. Мало того, мне приходилось видеть примеры глубоко почтительного отношения к Православию со стороны иноверных.

Так, в Ташкенте в Никольский женский монастырь приходит множество мусульман и язычников с просьбой помолиться о них и об их близких. И в монастыре завели отдельный помянник за иноверных, который читают, кажется, на полунощнице. А вот когда я в Петербурге в одном монастыре хотел подать молебен о здравии моих знакомых протестантов и католиков (кстати, не раз жертвовавших на православный храм в России), то молебен не приняли.

Так есть ли какие-то богослужения, за которыми допускается поминать неправославных? Делается ли в этом отношении различие между христианами (католиками, протестантами, коптами) и нехристианами? И если этого делать нельзя, то почему?

Ведь все люди — дети Адама и Евы, всех любит Бог. И ведь мы, православные, охотно принимаем милостыню и от иноверных, и от неверующих. Неужели люди другой веры настолько нам чужды, что церковная молитва не принесет им пользы?

Вопрос у меня не праздный. Я помогаю собирать средства на православный детский приют и, поскольку работаю переводчиком, то постоянно обращаюсь к иностранцам, в большинстве своем неправославным, иногда вообще равнодушным к религии.

Однако, несмотря на свои духовные заблуждения, это люди, как правило, очень добрые, искренне любящие детей. Они жертвуют от чистого сердца и еще ни разу не пытались возражать против того, чтобы наши дети воспитывались в православной вере или навязывать нам свои взгляды.

Уважаемый Антон, для точного ответа на Ваш вопрос нам нужно будет понять смысл евхаристического поминовения. Он заключается в том, что в определенный момент Литургии частицы, изъятые за живых и мертвых, объединяются в единой Чаше с Телом и Кровью Христа Спасителя в единстве церковного общения. Понятно, что такого рода единство возможно по отношению к тем людям, которые в жизни своей сознательным выбором или принятием церковного учения вошли в ограду церкви.

Было бы нечестно, прежде всего, по отношению к близким живущих или усопших, из одних только педагогических соображений говорить им, что мы будем всех ваших родных поминать. Ведь мы знаем, что это по сущностной природе того, что совершается на Литургии, невозможно. Нечестно было бы и по отношению к жизненному пути тех людей, которых мы поминаем, принудительным образом объединять их в сообщество, к которому они не хотят или не считают возможным принадлежать, если они не исповедают себя православными христианами, определенно осознают себя людьми иного религиозного или внерелигиозного мировоззрения. Это не значит, что мы выносим суд об их окончательной участи. Этот суд, по слову святителя Филарета, принадлежит безусловно только тому единому Судии, в длани которого находятся души всех людей, и пребывающих в ограде церкви, и, продолжая мысль того же святителя, связанных с ней теми узами, которые здесь на земле Господь нам не явил открыть. О последних — но только с полной серьезностью — мы можем сказать, что они оставляются на волю Божию. Но только не равнодушно сказать, что, значит, до них нам и дела нет, а с пониманием, что это есть воля Отца нашего Небесного, всеблагая, любящая, но и праведная одновременно. При этом, конечно же, допустимо и возможно молиться о инославных или даже неверующих вне евхаристического поминовения. Здесь, на земле, в отличие от состояния за гробом, есть возможность, каждый по себе хорошо знает, изменения воли, применения ее с недоброго на благое или, увы, иногда с благого на недоброе. Каждый христианин призван к тому, чтобы желать спасения всем окружающим и в этом смысле молиться за то, чтобы наши неверующие близкие, коллеги, или неправо верующие, или вовсе ушедшие в какие-то странные культы или секты, образумились, отрезвились и обрели подлинный путь ко спасению. Таковое поминовение возможно прежде всего на молебнах.

То верно, были исключительные случаи, когда те или иные святые индивидуально разрешали на проскомидии, то есть на Литургии, поминать некоторых инославных. Но только я не решился бы, не дерзнул выводить из этих особливых случаев общие рекомендации. То верно, мы знаем о древних святых, которые молились об усопших язычниках и получали даже уведомления о том, что молитва их услышана, но, впрочем, и предупреждение, чтобы впредь они того не делали. Мы знаем, что святитель Филарет Московский молился о святом московском докторе Федоре Петровиче Гаазе, который по исповеданию был католиком, но, наверное, чтобы решиться на подобное поминовение поминающий должен быть Филарет, а поминаемый – Гааз.

Традиции католических похорон

Если умерший человек исповедовал католицизм, необходимо достойным образом провести католические похороны: традиции, обряды, ритуалы, складывавшиеся веками, очень почитаются католиками.

Проведение католических похорон

В православии принято хоронить человека на третий день после смерти, у католиков же нет строгой даты – она зависит от решения близких усопшего. Часто используется бальзамирование – это позволяет выделить больше времени на организацию похорон. Косметические же процедуры не приняты.

Традиции католических похорон позволяют выбрать гроб из любого материала, главное чтобы на крышке гроба был крест. Усопшего укладывают в гроб со сложенными на груди руками, в руки помещают крест.

В гроб допускается поместить некоторые личные вещи умершего. Покойных принято хоронить в темных одеяниях. Если умерла маленькая девочка, ее хоронят в белом платьице. Все украшения, исключая обручальные кольца, необходимо снять.

Читать еще:  День пасхи в 2019

Католическая церковь разрешает кремацию. Однако процедура развеивания праха не одобряется церковью.

После смерти знакомым и родственникам рассылают извещение о смерти, которое приравнивается к приглашению на похороны. Долг каждого – посетить похороны, выразить соболезнования. Родственникам усопшего принято посылать цветы в знак уважения и скорби. Если материальное положение семьи не позволяет провести достойные похороны, организуется сбор средств для помощи.

Прощание с умершим проводят дома. Все желающие могут с ним проститься, но процедура эта по правилам занимает не более десяти минут. Не допускаются разговоры о причинах смерти, последних днях жизни и болезнях покойных.

Церемония похорон в церкви

Одна из традиций католических похорон – назначение почетной группы для помощи в похоронах. Как правило, это 6-8 мужчин, не являющихся родственниками погибшего. Количество почетных гостей может быть больше, если усопший был известным человеком. Почетная группа будет нести крышку гроба. Сам гроб несут специально подготовленные люди, назначенные церковью. Почетных гостей рассаживают в первых рядах в церкви.

Гости, как правило, проходят в церковь парами. Похороны начинаются с мессы – отпевания покойного. Месса проходит в церкви, дома или в морге. В церкви служба проводится под музыку органа или пение хора.

По традиции католических похорон гроб чаще всего оставляют закрытым. Он устанавливается на постаменте перед гостями. Поверх гроба расстилают кружевное покрывало и помещают цветы. Гроб устанавливается ногами к алтарю.

Члены семьи усопшего рассаживаются на первых рядах справа. Друзья, знакомые и другие гости – позади родственников и в левой части. Схема распределения мест по гостям может быть и четко прописанной. В таком случае с рассадкой гостям помогают церемониймейстеры.

О традициях, связанных с похоронами вы можете узнать здесь. Если вам интересно чем отличаются православные похороны читайте тут.

По окончании церемонии гости неспешно покидают церковь. На выходе может стоять родственник покойного или член почетной группы, который будет благодарить пришедших короткими фразами. Гроб выносят и помещают в катафалк. Катафалк может быть предоставлен церковью бесплатно. Родственники и гости рассаживаются в машины, следующие за катафалком на кладбище. Цветы от гостей помещаются в машину с гробом. Для цветов могут выделить отдельную машину, если их принесли очень много. Допускается выслать цветы сразу на кладбище.

Церемония похорон дома

Более скромная и спокойная служба проводится в доме покойного. Традиции католических похорон позволяют это. Сюда приглашаются, как правило, только близкие люди. Церемония проводится в соседней от гроба комнате. Могут быть включены записи органной музыки. Гости рассаживаются на складных стульях, а гроб устанавливается на постамент. В доме должны присутствовать религиозные атрибуты: кресты, свечи.

На кладбище

Отправляются с кортежем на кладбище не все гости, хотя каждому дано это право. Гроб располагают возле могилы, и гости собираются вокруг. Священник читает молитвы. Традиции католических похорон не позволяют кидать на гроб землю после того, как его опустили в могилу. Вместо этого каждый гость бросает цветок в знак прощания с покойным. Близкие родственники имеют право бросить свои цветы первыми. После этого все покидают кладбище.

Поминки и траур

В зависимости от выбора близких усопшего поминальная служба может проводиться на третий, седьмой или тридцатый день после смерти. Следует помнить, что прием пищи на кладбище (как заведено у православных) у католиков не принят. 2 ноября – католический день всех усопших. Принято посещать могилы умерших, приносить цветы и устраивать домашнюю трапезу.

По католическим традициям после смерти наступает год траура. До истечения этого срока не одобряется новое замужество вдовы или женитьба вдовца. Если близкие покойного принимают полный траур, им полагается ходить в черных одеяниях и избегать шумных мероприятий.

Итак, входящие в католические похороны традиции:

  • Выбор даты похорон после смерти остается за родственниками;
  • Применяется бальзамирование. Косметические процедуры по отношению к покойному не приветствуются;
  • После смерти родственники рассылают извещения о смерти;
  • Близким усопшего принято присылать или приносить цветы;
  • Организуется группа почетных гостей для помощи в похоронах;
  • Похороны начинаются с мессы: в храме, дома или в специальных поминальных залах;
  • Гроб принято держать закрытым;
  • На кладбище не принято принимать пищу и употреблять спиртные напитки. Поминальный обед проводят дома;
  • Вместо горсток земли на гроб, опущенный в могилу, бросают цветы;
  • У католиков нет строгих дат для поминок, близкие покойного выбирают день по своему усмотрению (чаще – третий, седьмой или тридцатый день после смерти);
  • Траур по усопшему длится один год.

Вопросы настоятелю / Молитва

Почему в Православной Церкви нельзя поминать неправославных?

Глубокоуважаемый отец Максим!

Меня давно мучает вопрос, почему нельзя поминать в Православной Церкви неправославных?

Я как-то прочел мнение монаха Иоанна, подвизавшегося на Валааме, а затем на Новом Валааме в Финляндии, что лютеран можно поминать за здравие в надежде на их обращение, но не за упокой, так как умершие в лютеранстве умерли во вражде с Православием.

Но можно ли считать, что все лютеране (а также католики, англикане, мусульмане и т. д.) враждуют с Православием? Ведь многие из них просто ничего не знают о Православии, а живут в той вере, в какой их воспитали родители, которая является традиционной религией их народа. Мало того, мне приходилось видеть примеры глубоко почтительного отношения к Православию со стороны иноверных.

Так, в Ташкенте в Никольский женский монастырь приходит множество мусульман и язычников с просьбой помолиться о них и об их близких. И в монастыре завели отдельный помянник за иноверных, который читают, кажется, на полунощнице. А вот когда я в Петербурге в одном монастыре хотел подать молебен о здравии моих знакомых протестантов и католиков (кстати, не раз жертвовавших на православный храм в России), то молебен не приняли.

Так есть ли какие-то богослужения, за которыми допускается поминать неправославных? Делается ли в этом отношении различие между христианами (католиками, протестантами, коптами) и нехристианами? И если этого делать нельзя, то почему?

Ведь все люди — дети Адама и Евы, всех любит Бог. И ведь мы, православные, охотно принимаем милостыню и от иноверных, и от неверующих. Неужели люди другой веры настолько нам чужды, что церковная молитва не принесет им пользы?

Читать еще:  Пасха 2018 число

Вопрос у меня не праздный. Я помогаю собирать средства на православный детский приют и, поскольку работаю переводчиком, то постоянно обращаюсь к иностранцам, в большинстве своем неправославным, иногда вообще равнодушным к религии.

Однако, несмотря на свои духовные заблуждения, это люди, как правило, очень добрые, искренне любящие детей. Они жертвуют от чистого сердца и еще ни разу не пытались возражать против того, чтобы наши дети воспитывались в православной вере или навязывать нам свои взгляды.

Уважаемый Антон, для точного ответа на Ваш вопрос нам нужно будет понять смысл евхаристического поминовения. Он заключается в том, что в определенный момент Литургии частицы, изъятые за живых и мертвых, объединяются в единой Чаше с Телом и Кровью Христа Спасителя в единстве церковного общения. Понятно, что такого рода единство возможно по отношению к тем людям, которые в жизни своей сознательным выбором или принятием церковного учения вошли в ограду церкви.

Было бы нечестно, прежде всего, по отношению к близким живущих или усопших, из одних только педагогических соображений говорить им, что мы будем всех ваших родных поминать. Ведь мы знаем, что это по сущностной природе того, что совершается на Литургии, невозможно. Нечестно было бы и по отношению к жизненному пути тех людей, которых мы поминаем, принудительным образом объединять их в сообщество, к которому они не хотят или не считают возможным принадлежать, если они не исповедают себя православными христианами, определенно осознают себя людьми иного религиозного или внерелигиозного мировоззрения. Это не значит, что мы выносим суд об их окончательной участи. Этот суд, по слову святителя Филарета, принадлежит безусловно только тому единому Судии, в длани которого находятся души всех людей, и пребывающих в ограде церкви, и, продолжая мысль того же святителя, связанных с ней теми узами, которые здесь на земле Господь нам не явил открыть. О последних — но только с полной серьезностью — мы можем сказать, что они оставляются на волю Божию. Но только не равнодушно сказать, что, значит, до них нам и дела нет, а с пониманием, что это есть воля Отца нашего Небесного, всеблагая, любящая, но и праведная одновременно. При этом, конечно же, допустимо и возможно молиться о инославных или даже неверующих вне евхаристического поминовения. Здесь, на земле, в отличие от состояния за гробом, есть возможность, каждый по себе хорошо знает, изменения воли, применения ее с недоброго на благое или, увы, иногда с благого на недоброе. Каждый христианин призван к тому, чтобы желать спасения всем окружающим и в этом смысле молиться за то, чтобы наши неверующие близкие, коллеги, или неправо верующие, или вовсе ушедшие в какие-то странные культы или секты, образумились, отрезвились и обрели подлинный путь ко спасению. Таковое поминовение возможно прежде всего на молебнах.

То верно, были исключительные случаи, когда те или иные святые индивидуально разрешали на проскомидии, то есть на Литургии, поминать некоторых инославных. Но только я не решился бы, не дерзнул выводить из этих особливых случаев общие рекомендации. То верно, мы знаем о древних святых, которые молились об усопших язычниках и получали даже уведомления о том, что молитва их услышана, но, впрочем, и предупреждение, чтобы впредь они того не делали. Мы знаем, что святитель Филарет Московский молился о святом московском докторе Федоре Петровиче Гаазе, который по исповеданию был католиком, но, наверное, чтобы решиться на подобное поминовение поминающий должен быть Филарет, а поминаемый – Гааз.

Поминальный стол католиков скромен и сдержан

Клин в нынешнем веке становится все больше много-конфессиональным городом, хотя официально зарегистрированы православная церковь и церковь евангельских христиан, имеющие свои здания для моленья и отправления религиозных обрядов.

Есть в Клину и приверженцы католицизма. Особенно это заметно в католические праздники, которые очень широко отмечает почти вся Европа, где католическая церковь является главенствующей. Нередко в Клину стали организовываться и поминки по католическим правилам. Один раз в году – 2 ноября в День всех усопших верных – католики всего мира поминают умерших родственников и близких людей и после посещения кладбища, уборки, украшения могил и зажжения на них свечей тоже организуют поминальный обед.

При этом ни на похоронах, ни на поминках, в том числе и 2 ноября, на следующий день после Дня всех святых, у католиков пить спиртное не полагается и полностью отсутствует принятая в православии традиция пить водку на кладбище или устраивать застолья рядом с могилой.

Католики обычно, как и православные христиане, устраивают поминки после похорон на третий, а также на седьмой и тридцатые дни.

Однако строгих правил по выбору даты для поминального обеда в католической церкви нет. Поэтому день, когда именно организовывать поминальную трапезу, определяют сами родственники умершего. Причем католический поминальный стол не сводится только к еде, а является целым ритуалом, призванным вспомнить человека и отдать ему дань уважения.

Поминальный обед сразу после погребения усопшего у католиков служит еще и для того, чтобы пришедшие восстановили как моральные, так и физические силы. Для этого они вспоминают приятные моменты, связанные с ушедшим в мир иной, говорят о нем только хорошее. Сквернословить и плохо говорить о покойном за католической трапезой категорически запрещено.

Еще поминальный католический стол, впрочем, как и православный, предоставляет близким усопшего возможность не оставаться один на один со своим горем, потому что на поминальный обед собираются родные, друзья и знакомые и все вместе переживают случившееся горе. Причем во время этой трапезы у католиков принято еще вспоминать других умерших родственников вне зависимости от того, как давно они умерли.

Не только после погребения покойного, а и на каждых поминках обязательно читаются католические молитвы. При этом на католических похоронах не принято плакать и причитать, как это нередко делают православные женщины.

Впрочем, причитания при католическом погребении не возбраняются и пасторами не запрещаются, но встречаются все реже. Даже самые близкие покойного стараются сдерживать свое горе и не плакать. Не случайно именно католички завели обычай приходить на погребение в траурных шляпках с вуалями, а теперь еще и в темных очках, которые позволяют скрыть заплаканные глаза и лицо.

Читать еще:  Когда пасха у католиков

Сдержанность погребальной церемонии у католиков автоматически переносится и на поминальную трапезу. Поминальный католический стол походит на православный, где бы он не накрывался – дома, в кафе, ресторане или столовой. Главное его отличие – в особо подчеркнутой скромности, без выпивки и совсем без кутьи. Алкоголь на католическом ритуальном столе считается неуважением к умершему.

Не ставят католики на стол ни кисель, ни блины, ни лапшу и какие-либо особые блюда. Это не принято. Хотя выставляют блюда, которые любил покойный, например, из рыбы и морепродуктов. При этом такие блюда приносят все желающие, у которых в разные времена ими угощался усопший и нахваливал.

Еще в католических традициях принято перед поминальным обедом преподносить цветы самым близким покойного, например, родителям, его второй половинке, взрослым детям.

Католики полагают, что тем самым они скрашивают горе родственников и дают им надежду на дальнейшую благополучную жизнь.

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры?

А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?

Помещенные в этой статье ответы основаны на общепринятом церковном мнении и правилах Вселенских соборов.

Поделиться статьей с друзьями:

Зачем православные посещают католические храмы

Во-первых, отметим, что специальных указаний о посещении православными католических храмов в православных церковных правилах нет. По общецерковному мнению, католический храм можно посещать лишь в некоторых случаях.

Ради поклонения святыням, которые почитаются, как в католицизме, так и в православии. К таковым к примеру, относятся мощи святых апостолов Петра и Павла, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, равноапостольной Елены, великомученицы Варвары и др., которые находятся в католических храмах.


«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12). Так выглядит статуя Апостола Павла перед входом в римскую базилику

Ради познавательной цели, то есть ради знакомства с искусством — архитектурой, живописью, скульптурой, лепниной.

Однако ходить в католический храм, чтобы помолиться и причаститься Церковь запрещает согласно Документу РПЦ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

В соответствии с 45 и 65 Апостольскими Правилами и с 33 Правилом Лаодикийского Собора евхаристическое общение (совместное участие в богослужении и в Таинстве причастия) между католиками и православными запрещено. Правда совместные моления православных и католических иерархов и священников иногда, как икономия (исключение) иногда проводятся у мощей святых которые почитаются, как католиками, так и православными.

Конечно это вопрос дискуссионный, поскольку по вышеупомянутым правилам таких молений быть не должно. Да и миряне такие моления проводить не должны. Однако есть такие католические храмы, в которых отведено место для православных, например, в Бари у мощей святителя Николая Мирликийского для паломников служат молебнов и даже литургии служат православные священники. В таких богослужениях православному не только можно, но и весьма желательно участвовать.


3 октября 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери. Тогда православная общественность горячо обсуждала совместное православно-католическое служение. Позже Русская Православная Церковь опровергла совместное служение, заявив, что Патриарх провел лишь краткий совместный молебен

Посещение католических храмов ради молитвенного созерцания святынь может принести православному духовную пользу, если он не будет проявлять простое любопытство к самому храму, как к чуждому молитвенному зданию и сохранит свои религиозные чувства в незамутненности.

В других случаях разрешается помолиться про себя при поклонении святыне и скромно перекреститься на православную икону (если таковая в храме имеется).

Может ли православный ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?

Священники в этом случае советуют создавать молитвенное место у себя в доме, а еще лучше создавать православную общину и отдельный молитвенный дом для совместных молений.

По церковным правилам миряне могут сами служить краткую литургию, так называемую обедницу, текст которой есть во многих молитвословах. А для причастия приглашать священника с запасными Святыми Дарами. Даже издалека, поскольку отказывать нуждающимся в причастии священники не должны.

Как вести себя православным в католических храмах

Входя в католический храм, православный христианин может перекреститься по своему обычаю. Но перекреститься не ради поклонения данного культового здания, а ради ограждения себя от нечистой силы.


В дверях католического храма обычно стоит емкость с освященной водой. При входе католики, согласно своему обряду, в эту воду опускают пальцы, тем самым подтверждая, что они крещены в католицизме

Требования католиков к внешнему виду прихожан не столь строгие, что и у православных. Тем не менее неприлично заходить в католический храм в шортах или же юбке, по длине похожей на короткие шорты. При этом женщины могут быть в брюках и с непокрытой головой. Мужчины же должны быть без головного убора.

В католических храмах принято сидеть. Для этого в нем имеются специальные скамейки, внизу которых есть небольшие ступени для преклонения коленей. Но православные преклонять колена в католических храмах не должны. Однако самостоятельно помолиться, перекреститься и поставить свечу у мощей общехристианского святого не возбраняется. Также можно перекреститься пред распятием, или у православной иконы.

У православных принято подавать в храмах записки о здравии и упокоении. Однако подать такие записки в католических храмах православные не должны. Ведь это означает пусть косвенное, но участие в их молитве.

В общем, если вы по каким-то причинам все же посетили католический храм, то надо уважать находящихся там католиков, не относиться с предубеждением к их святыням, хоть ми и не разделяем их религиозных убеждений. Главное — всегда и везде мы должны хранить в чистоте и исповедовать нашу Православную веру.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector