Можно ли поминать не похороненного человека

Можно ли поминать не похороненного человека

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

Какие бывают приметы связанные с похоронами родственников

Приметы и суеверия совершенно незаметно вошли в нашу жизнь. С самого начала их существования люди правда боялись, что их настигнет смерть или болезни за несоблюдение примет. Сейчас это лишь осталось где-то на подсознании, но, тем не менее, приметы все еще важны для современного человека . Данная статья познакомит читателя с похоронными приметами и их особенностями.

Особенности верований

Во все времена наблюдалось наличие различных верований в приметы, обряды и традиции. Особенно сильное влияние верования оказывали на людей в дохристианский период. С самых древних времен люди считали, что смерть несет отрицательную энергию. То же самое они думали и о ком-либо умершем. Вместе с этим сложились определенные приметы, то есть то, что может случиться, если совершить ошибку в организации похорон и их проведении.

Похоронные суеверия — что нужно делать и нельзя

Приметы на похоронах сохранились и до наших дней. Они сообщают нам, что нельзя делать в день похорон. Сейчас традиционно, когда умирает кто-либо из родных, родственники закрывают зеркала и всевозможные отражающие поверхности. Это делается для того, чтобы душа покойного не провалилась в зеркальный мир, согласно приметам. Также считается, что душа покойного не сможет обрести покой, если она отразится в зеркальных предметах. Зеркала оставляют закрытыми темной тканью в течение сорока дней. Также еще одной основная примета – это то, что ни в коем случае нельзя класть фотографии кого-либо в гроб к мертвому. Считается, что так покойник заберет жизнь изображенного на фотографии с собой. Существует огромное количество похоронных примет, которые сохранились в обычаях людей до наших дней.

Что значит, если по дороге встретилась похоронная процессия

Многие люди полагают, что встретив похоронную процессию или просто увидев ее из окна, тот, кто увидел отправление мертвого в последний путь, тоже умрет. Когда подобное видят из окна, нужно быстро задернуть шторы. А если вы увидели похоронный процесс, нельзя смотреть на покойника и разговаривать с присутствующими на процессе погребения.

Во время похорон и поминок нельзя говорить о покойном плохо

Считается, что ни в коем случае нельзя говорить что-то плохое об умершем. Такая традиция связана с тем, что тот, кто говорит отрицательные вещи о покойнике, может тоже умереть или навлечь на себя беду. К тому же, живые люди не должны судить покойного. Отправившись в иной мир, он итак получит заслуженный и честный суд над своей душой. Православный канон, например, говорит о том, что после смерти плотской человеческая душа вознесется на небеса, где Бог будет судить душу по тому, какие поступки он совершал когда-то, будучи еще живым.

Можно ли фотографировать покойника

На данную тему существует огромное количество примет и теорий. Одна из них заключается в том, что при фотографировании мир мертвых и мир живых будто бы соединяются на долю секунды. Другой является убеждение, что фотографии могут хранить энергетику мертвых. А позже они могут как бы вселиться в свое посмертное фото. Некоторые считают, что в момент запечатления мертвого злая сила может ворваться в мир живых и принести в него беды и несчастья. Также существуют и некоторые моральные нормы. Многие не позволяют делать фотографии их умерших родственников, потому что хотят запомнить их живыми и счастливыми.

Почему нельзя смотреть через окно на покойника в гробу

Эта примета гласит, что нежелательно смотреть на покойника, если вы увидели похоронный процесс из окна. Люди полагают, что так появляется риск навлечь беды и болезни, а также погибель. Рекомендуется не наблюдать за похоронами из окон во избежание негативных последствий.

Нельзя убираться в доме, пока в нем тело усопшего

Приметы говорят нам о том, что нежелательно и даже опасно убираться, выносить мусорные отходы и стирать, во время того, когда в доме находится гроб с усопшим. Считается, что такие действия могут навлечь и притянуть негативную энергетику и смерть в дом.

Зачем связывают руки и ноги усопшего

Приметы гласят, что злые силы могут скручивать и приносить боль умершему, если родственники не свяжут его руки и ноги сами. С точки зрения практики, покойного связывают, чтобы позже было удобнее его хоронить. Тело мертвого застынет и примет форму, а после этого нужно обязательно развязать его тело. Тут поверие говорит, что если не развязать покойника, то он не сможет ходить на том свете.

Читать еще:  Дмитриевская поминальная суббота

Особенности выноса гроба

Считается, что не стоит переворачивать гроб до того, как в него поместят тело мертвого человека. Также считается, что кровным родственникам нельзя нести гроб, иначе смерть настигнет весь род живущих. Еще одной приметой является то, что никто не должен идти перед гробом. Так можно обречь себя на погибель.

После того, как гроб с покойным вынесли из помещения, двери обязательно кто-то должен закрыть, так как полагается, что открытые двери после выноса покойника зовут беды в дом. Верование гласит, что если при погружении гроба в землю он переворачивается или же падает, то у мертвого осталось много незаконченных планов и дел в мире живых.

Погода во время захоронения

Приметы полагают, что погода в день похорон говорит о душе покойного:

  • Солнечная погода повествует, что душа у человека чистая и светлая. Такая погода означает, что человек при своей жизни был добр и совершил множество добрых дел.
  • Усиленный и продолжительный дождь говорит о том, что душа мертвого человека темна и зла.
  • Небольшие осадки во время похорон говорят о том, что умерший грешил, но не ужасно.

Но существуют и другие приметы связанные с похоронами. Они сообщают, что дождь во время похорон – это словно плач небес об ушедшей жизни.

Можно ли целовать усопшего

Примета гласит, что не стоит целовать покойного в губы. Мертвого человека нужно целовать исключительно в лоб. Целуя покойника в губы, человек словно получает поцелуй от смерти. Эта примета имеет некоторое медицинское обоснование. Человек может подхватить какую-либо инфекцию при поцелуе покойного в губы.

Зачем забивают гроб гвоздями

Гроб принято заколачивать гвоздями по нескольким причинам. Первая довольно простая – чтобы при процессе отпевания и последующем процессе захоронения крышка не съезжала и не падала. Вторая причина содержит в себе некоторую устаревшую примету. Раньше считалось, что умерший человек может воскреснуть и восстать, поэтому гроб необходимо было закрывать, используя гвозди.

Живые цветы на погребение

С древних времен было принято приносить и класть цветы на гроб покойного. Сейчас принято приносить гвоздики, астры и тюльпаны. Цветы, принесенные на похороны, должны быть живыми. Венки также должны быть собраны из живых цветов.

Почему нельзя плакать на похоронах

Давнее верование гласит, что слезы на похоронах будто топят покойного. Он словно чувствует всю скорбь и боль своих живых родственников. Покойному становится не комфортно от большого количества пролитых слез на его похоронах.

Нельзя заочно отпевать покойного

Традиционно принято отпевать покойного на третий день после его кончины. Заочное отпевание проводится лишь по весомым причинам. Чаще всего это происходит, если не осталось останков тела умершего. Опасно отпевать мертвого человека заочно без ярких причин. Примета гласит, что так душа мертвого не сможет попасть в рай.

Если покойник не застыл

Эта примета гласит о том, что если мертвый человек не застыл, его тело не окаменело, то грядет еще смерть. То есть мертвый заберет с собой еще одного человека.

Похороны в день рождения умершего

Многие люди хотят помянуть умершего в день его рождения, даже если в этот день происходят его похороны. После физической смерти душа обретает новую дату рождения – дата физической смерти. Поэтому лучше не стоит поминать усопшего в его первичный день рождения.

Упал гроб: что делать

Самой плохой приметой является то, что гроб с покойным уронили на похоронах. Это означало, что будут новые смерти в семье. У славян было принято печь блины и нести их на кладбище, чтобы отвести беду от семьи.

Цветы для покойника

Цветы для мертвого человека лучше приобретать живые. Искусственные изделия лучше приносить уже позже, после похоронной процессии.

Что оставляют на могиле

Традиционно на могиле после похорон оставляют цветы и фотографию покойного, которая была запечатлена еще при его жизни.

Почему принято закрывать глаза

Покойнику принято закрывать глаза, потому что существует примета, которая гласит, что открытые глаза умершего человека будто наблюдают за миром живых и как бы ищут новую смерть.

Ворон на кладбище: к чему

Ворон, прилетевший на кладбище, приносит весть, что скоро кто-то умрет. Однако услышать ворона на кладбище – значит ждать прихода денег в дом.

Нельзя идти перед гробом

Приметы гласят, что идти перед гробом не советуется. Принято, что человек, идущий перед гробом с мертвым человеком, обрекает себя на болезни, несчастья и даже смерть.

Почему на похоронах нельзя ходить на другую могилу

Не рекомендуется ходить на другую могилу сразу после похорон родственника. Причиной тому является примета, что двукратное посещение разных могил в день похорон может нести отрицательные последствия для человека. Он может притянуть к себе негативную энергетику.

Поверья для соседей умершего

Соседям дома, где умер человек, и проходят похороны, не следует смотреть в окно во время похорон. Примета означает, что наблюдение за чужими похоронами из вашего окна может принести болезни в ваш дом.

Что нельзя делать после похорон близкого родственника

Похороны – это особый ритуал, который имеет огромное значение для родственников покойного. После похоронной процессии не стоит совершать некоторые действия.

Можно ли после похорон идти в гости

После захоронения мертвого человека нельзя ходить к кому-либо в гости, причем в течение одного дня.

Можно ли смотреть телевизор

Просмотр телевизора и прослушивание музыки после похорон не запрещается. Но лучше стоит сохранить спокойную тихую атмосферу в знак уважения и почитания жизни и смерти покойного.

Можно ли делать ремонт

Ремонт можно осуществлять только спустя сорок дней после похорон умершего человека. Примета гласит, что в течение сорока дней после своей телесной смерти душа остается наблюдать за близкими людьми и ей хочется видеть ту же обстановку, что и при жизни.

Можно ли мыться, бриться и стричься

Не следует совершать данные действия в период, когда покойник находится в доме и сразу после его похорон. Считается, что совершение банных процедур является неуважением к смерти человека. Поэтому лучше не бриться и не мыться в течение нескольких дней после похорон.

Что делать с платком после похорон

Платки, которые вы надевали на похоронах, необходимо сжечь. Хотя в некоторых культурах принято оставлять платки после похорон и молиться с ними об усопшем, как бы оставляя о нем память в виде платка.

Нельзя носить одежду умершего

Одежда живого человека впитывает его энергию, но когда человек умирает, то и его энергетика тоже становится мертвой. Носка одеяний умершего родственника может передать вам его мертвую энергетику. Также считается, что вещи покойного хранят и причину его смерти. Возрастает риск, что при ношении одежды мертвеца вы обрекаете себя на беду, а причина смерти вашего родственника будто бы переносится и на вас. Еще одна примета повествует, что нельзя сжигать или выбрасывать вещи покойного в период сорока дней.

Что делать с вещами умершего после похорон

Выкидывать вещи покойника не рекомендуется, особенно если они хранят особую память об этом человеке. Лучше отдать вещи нуждающимся людям. Также вещи мертвого человека можно сдать на переработку. Традиции советуют вообще не трогать вещи покойного в течение сорока дней, а после их можно сжечь.

Почему сбываются приметы на похоронах

Похоронные приметы передавались людьми из поколения в поколение. Для появления примет были основания. Для некоторых это может быть вера в сверхъестественное, а для других уважение к умершему родственнику. Такие приметы часто сбываются, потому что человек верит в них и старается соблюдать.

Приметы имеют важное место в жизни человека, а особенно когда он сталкивается с похоронами и смертью. Традиционные верования помогают сохранять траурное настроение и поддерживать уважение к покойному. Сейчас приметы – это своеобразные привычные ритуалы, которые выполняют, когда умер кто-то близкий.

Кончина близкого — что делать христианину?

На сайт Саратовской епархии «Православие и современность» пришли вопросы на очень сложную и больную тему: кончина близкого — что делать христианину? Мы попросили ответить на них Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.

— Да. Именно поэтому я бы начал этот разговор с другого. Немного раньше: не с того, что надо делать, когда человек умер,— а что нужно делать, когда он умирает.

Полное разрушение церковной жизни в нашей стране в течение многих десятилетий привело к очень тяжелой ситуации: большая, подавляющая часть нашего народа, в том числе и крещеные православные люди, уходят в мир иной неподготовленными, то есть без последнего напутствия. Еще некоторое время тому назад это было совершенно немыслимо. А сейчас мы видим, что, во-первых, по незнанию, а во-вторых, из-за суеверной боязни люди не готовятся к смерти.

— А в чем заключается подготовка к смерти?

— Это обязательно соборование, исповедь и Причастие. Те христиане, которые готовятся предстать пред Богом, стремятся сделать это с чистой совестью. Но сегодня священника приглашают к больным или умирающим крайне редко — боятся. Укоренилось суеверие, что соборование, которое называют таинством исцеления, это то, что совершают исключительно над умирающими. И, бывает, что даже если кто-то из родственников предлагает: «Давайте батюшку позовем?» — сам больной отвечает: «А вы что — меня уже хоронить собрались?». Получается, что человек изо всех сил цепляется за жизнь, даже понимая, что она заканчивается, и вместо того, чтобы подумать о том, как достойно завершить свой жизненный путь — раскаяться в грехах, причаститься,— не может и не хочет согласиться с неизбежностью близкой смерти. Буквально на днях мы разговаривали с одним батюшкой, и он говорит: «Вы знаете, Владыка, сколько раз я соборую в последнее время (а соборование — достаточно долгое таинство, больного семь раз помазывают освященным маслом) — и не успеваю закончить: умирают во время соборования». Это говорит о том, что родственники изо всех сил оттягивают участие человека в таинствах и приглашают священника, когда умирающий уже отходит,— и то это буквально единицы. У людей совершенно нет представления о том, что такое последнее напутствие и как оно важно для человека. Это проблема нашей церковной жизни, и она сегодня стоит очень остро.

А потом, как обычно, приходят какие-то бабушки, соседки и начинают занавешивать зеркала, телевизоры, открывать окна, ставить стаканы с хлебом и водой, а то и с водкой… Я не знаю, откуда берутся эти бабушки и эти «обычаи», список которых варьируется в зависимости от местности. Это, конечно, производит удручающее впечатление. И эта мелочная глупейшая суета выполняет функцию «замещения» того, что действительно необходимо,— молитвы к Богу и поминовения усопшего близкого человека.

— Владыка, как же молиться о тех, кто умирает, и об ушедших близких?

— Церковь сопровождает человека всю жизнь и особым, я бы сказал, трогательным вниманием, почтением окружает его исход в вечность. Есть специальные молитвы, которые можно найти в молитвословах. Существует канон на исход души, который читается, когда человек умирает. Есть молитвы, которые читаются, когда человек долго страдает и не может умереть. И обычно после того, как их прочитают, душа разрешается от тела.

После смерти человека омывают, одевают, полагают во гроб и начинают читать над ним Псалтирь. Совершаются панихиды, потом отпевание в храме. В те времена, когда церковная жизнь была нашему народу близка и знакома, родные старались, чтобы гроб с телом усопшего пробыл хотя бы одну ночь перед погребением в храме. В эту ночь над ним также читали Псалтирь. Обязательно устраивались православные поминки, смысл которых раньше был немного другим. Это была трапеза, на которую приглашались во множестве бедные, неимущие. За ней старались обязательно накормить как можно больше нуждающихся людей, чтобы они помолились о новопреставленном.

— Владыка, нам пришел такой вопрос: есть ли какой-то минимальный список того, что должен сделать православный христианин при смерти близкого человека, а что необязательно?

— Совершенно не обязательна вся та накипь, о которой мы сейчас говорили: занавешивать зеркала, прятать вилки и прочее. Следовать всяким «народным обычаям» ни в коем случае не нужно. И всех этих доморощенных специалистов — соседок-старушек и прочих — надо просто с Богом вежливо провожать.

Обязательно нужно начинать молиться о человеке с момента его кончины — и самим близким, и просить молитв Церкви. Обрядив покойного, опрятав его и положив во гроб, необходимо начинать чтение Псалтири, которое закончится перед погребением. После похорон близким усопшего можно читать Псалтирь девять, сорок дней, полгода — кто как может. Обязательно нужно служить панихиды и поминать усопшего на Божественной литургии. Обычно стараются заказать сорокоуст, то есть поминовение, которое будет совершаться 40 литургий. Это как минимум, а как максимум — можно всю жизнь поминать своих родственников. Здесь все на усмотрение родни — по возможности и по силам.

Читать еще:  Как поминают на девятый день

— Обязательны ли поминки? Нам пишут: «Не всегда с усопшим были хорошие отношения, не всегда боль потери позволяет вынести это действо, да и не все в принципе любят поминки. Можно ли без них обойтись?».

— Видите ли, по своей сути поминки — это призыв к как можно большему количеству людей молиться об усопшем. Кроме того, они имеют и чисто практический смысл. На похороны обычно во множестве собираются родственники и знакомые. Если они верующие, христиане, то они идут в церковь, стоят на Литургии. После Литургии совершается отпевание человека, оно достаточно долгое. Потом все едут на кладбище. Время уже за полдень. А если учесть, что верующие люди приходят на Литургию натощак, то к середине дня все уже голодные и уставшие. Поэтому устроить поминки и пригласить за стол всех, кто пришел проститься с умершим, совершенно естественно. В этом нет ничего предосудительного. Предосудительно, если поминки переходят в попойку и, как иногда бывает, еще и в потасовку. Это, конечно, страшно. Такого не должно быть ни в коем случае. Поэтому Церковь призывает на поминках никогда не употреблять спиртного. Но это, конечно, трудно, поскольку у нас уже прижилась «традиция», в плохом смысле этого слова, поминать водкой. Кто-то, может быть, и начнет возмущаться. Христианину здесь просто нужно проявить мужество, силу воли и отказаться от распития спиртных напитков на поминках и, если это зависит от него, не ставить их на стол.

— Следующий вопрос, Владыка: «Обязательно ли получать прощение у всех знакомых перед их или своей кончиной? Как понять, у кого нужно просить прощения, а у кого нет? С одной стороны, совесть может мучить из-за детских обид, но не будешь же писать всем подряд. Стоит ли на словах просить прощения у близкого родственника, не имея душевных сил в реальности его простить?».

— Думаю, это вопрос от человека, не представляющего себе, что такое христианство. Сам этот вопрос — «а нужно ли просить прощения у этого, а у того, может, и не нужно» — не христианский. Прощать нужно всех, и всех нужно просить о том, чтобы тебя простили.

Мы часто говорим о смирении. Есть замечательные слова об этом преподобного Амвросия Оптинского: смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Вот так и должен жить христианин — ни на кого не гневаясь и никого не прогневляя. Если же это случилось, нужно тут же просить прощения. И ни в коем случае не пытаться рассуждать, достоин или нет человек нашего прощения.

— «Я никак не могу понять,— пишет наш читатель,— почему нельзя кремировать людей. В Греции, например, покойников закапывают, потом из-за нехватки земли их выкапывают и вроде как кремируют. Почему нельзя кремировать сразу, ведь Господь всемогущ и может воскресить всех умерших из любого состояния, как говорится в Православии?»

— Действительно, кремация тел усопших Церковью не благословляется. Прежде всего, позиция Церкви тут основывается на словах Священного Писания: яко земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). Человек создан Богом из земли, и по кончине человек также уходит в землю. Запрет на кремацию существовал еще в ветхозаветные времена. Он был установлен в противовес тем языческим верованиям, для которых кремирование было основным видом погребения, начиная от античного Рима и заканчивая восточными экзотическими культами. То есть кремация всегда была не просто каким-то удобным, как иногда сегодня говорят, «гигиеничным» способом погребения, а имела религиозную окраску. Естественно, что народ Ветхого Завета, который призывался не ходить вслед идолопоклонников, не принимал так называемого «огненного погребения» — кремации — как неотъемлемой части языческих верований. И сегодня мы поступаем так же.

Кстати, вспомните, что, когда большевики пришли к власти, крематории стали для них одним из символов нового мира. Многие известные деятели большевизма тоже были заражены оккультизмом, и идею кремации они проталкивали с небывалой настойчивостью. Помните известную фразу из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Ну что, старик, в крематорий пора? — Пора, батюшка, в наш советский колумбарий». Самый первый крематорий в России, в Москве, кстати, был устроен в церкви Донского монастыря. Он так неумеренно расхваливался, рекламировался, что это было самое натуральное беснование. Сам этот факт достаточно показателен и говорит о том, что вопрос кремации лежал далеко не в практической плоскости, а в идеологической, я бы даже сказал, квазирелигиозной. Это из той же серии, что и лжемощи, которые до сих пор находятся на Красной площади.

Что касается Греции — это древний обычай, характерный для всего Средиземноморья. Действительно, через некоторое время костные останки там откапывают и вкладывают в особые помещения — костницы. Они есть и в Западной Европе, и в православных Греции, Румынии, Болгарии. Кремация тут ни при чем. И связано это не с недостатком земли, а с другими обычаями, которые идут со времен античности.

Слава Богу, в России земли много. Поэтому разговоры о том, что у нас не хватает земли для того, чтобы погребать усопших, как минимум недобросовестны.

Господь действительно может воскресить человека из любой субстанции, любого состояния. Если посмотреть на какую-нибудь старинную историческую фреску Страшного Суда, то там, возле трубящих ангелов, обычно в медальонах, изображены сцены, которые подписаны так: «Земля отдает мертвые своя», «Вода отдает мертвые своя», «Огонь…» — и так далее. Ведь люди погибают по разным причинам. Но Господь силен воссоздать каждого человека в воскресение Суда.

— Нас спрашивают: «Люди тратят большие суммы на похороны, памятники и прочее. Можно ли сэкономить на похоронах, сделать по минимуму? Ведь, с одной стороны, человек умер, и его душе важнее молитва, нежели памятник, как мне кажется. С другой стороны, многие хотят почтить память усопших и тратят много средств на это. Как найти разумный компромисс?»

— Действительно, все должно быть разумным. Конечно, огромные мемориалы воздвигать совершенно ни к чему. Очень неприятное впечатление складывается, когда приходишь на кладбище и видишь, что люди кичатся друг перед другом своим богатством даже после смерти близкого, возложив на его могилу неимоверное количество мрамора. Но и совсем не заботиться о месте последнего упокоения наших близких тоже неправильно. Поэтому надо все делать скромно, достойно и прилично, насколько позволяют ваши возможности.

Газета «Православная вера» № 23 (618)

Когда поминают и как хоронят самоубиенных

Самоубийство является тяжким грехом, ведь человек должен достойно выносить все испытания, посланные ему Богом. И только Всевышний может решать вопрос жизни и смерти. Но не все православные являются достаточно сильными и уверенными в справедливости господней, случаи самоубийства не редки. Если суицид грех, то как хоронят самоубиенных, какие правила и церковные нормы христианам следует соблюдать при организации похорон, поминовении, установке надгробного камня на кладбище? Родственникам самоубийцы стоит прояснить у священника все вопросы, это важно и для их души также.

Почему в православии запрещено самому лишать себя жизни?

Бог дарит жизнь человеку как великое благо, и нельзя отказываться от него. Смерть каждого для родных, близких людей является большим горем, но еще больше страданий приносит тот, кто сам лишает себя жизни. Он совершает грех перед Богом, губит свою душу, а по законам церкви родственники не могут похоронить его на обычном кладбище. К самоубийцам в православии относят тех, кто сам лишил себя жизни (через повешенье, другое действие), кто погиб на дуэли, был застрелен во время разбоя, воспользовался эвтаназией. Является грехом и смерть из-за наркотиков, алкоголя, из-за экстремального спорта. Прощается только лишение себя жизни человеком душевнобольным, так как он не ведает смысла своего поступка. Чтобы правильно провести похороны убившего себя психически больного, священнику следует предоставить справку об отклонении в его здоровье. Родные получат разрешение поставить крест на могилу, помянуть, провести отпевание в церкви и на кладбище самоубийце душевнобольному.

Почему родственники скрывают суицид?

У христиан ритуал похорон и поминовение усопших имеет большое значение для их души. На третий день после смерти душа определяется в рай или ад. В эти дни важно поминовение, молитвы близких людей и священнослужителей, в которых звучит просьба о прощении души, отпущении грехов. Родные стремятся провести похороны самоубийц по всем канонам, просят священника провести службу, скрывая правду о причине смерти. Но поминать самоубийц в храме не разрешается, обман только навредит мертвому и живым.

Где хоронят по правилам самоубийц

Традиционно кладбище является местом захоронения тех, кто умер от старости, из-за болезни, по вине других людей. Самоубийца отказывается от дарованной ему Богом жизни, перестает считаться человеком. И могилы таких всегда находились за кладбищенской территорией. Как отправляют в последний путь самоубиенных сейчас, что изменилось в церковных правилах? Теперь нет отдельных мест захоронения для грешников, надгробье самоубийцы может располагаться на общей кладбищенской территории. Но священнослужители по-прежнему отказываются поминать самоубиенных в церкви, проводить обряды на похоронах. Не захоранивают грешников на церковных кладбищах, это правило соблюдается строго. Родные усопших самоубийц должны понимать величину греха и последствия, к которым он приведет. Не нужно заставлять священника идти на нарушение церковных канонов, обманывать его, скрывать правду и стараться провести погребение по традиционному обряду, заказывать поминовение.

Особенности погребения суицидника

Самоубийца не может оставаться не погребенным, родные должны позаботиться о могиле для него, постараться попросить у бога снисхождения за такой страшный поступок. Но во время похорон следует соблюдать некоторые правила и запреты, чтобы не навлечь неприятностей для себя. Как хоронят самоубийц?
• Погребение проводится на третьи сутки после смерти человека.
• Близкие будут испытывать боль от потери, но церковь рекомендует не плакать по умершему, не предаваться большой скорби.
• Целовать такого усопшего запрещается.
• В гроб с умершим не кладут венчик, символ испытаний от Бога. Ведь усопший отказался от таких испытаний.
• На тело не кладут церковное покрывало, символ покровительства.
• Как поминать самоубийц? Отпевание, панихида, сорокоуст не заказывается. Священники не проводят отпевание в церкви, не ходят к могиле.

Если родные знают, что покойник сам наложил на себя руки, умер по своему желанию, они обязаны соблюдать все запреты и ограничения. При нарушении церковных правил православные также навлекают на себя наказание за грех. Когда случается в семье такая беда, стоит обратиться к служителю в храме, рассказать всю правду и выяснить, как правильно похоронить усопшего.

Кого церковь разрешает хоронить на общем кладбище?

Самоубийство человека не бывает однозначным поступком. Душевнобольные, совершающие суицидное действие, не осознают смысла происходящего. Поэтому в православии их разрешено хоронить рядом с теми, кто почил по воле Господа. Смягчение может быть и для тех, кто перед смертью прошел обряд покаяния, кто совершил самоубийство случайно, по неосторожности, напоследок раскаялся в свершенном. Можно ли поминать самоубийц? В храме и на кладбище, дома на прощании священник не станет проводить поминальную службу, нельзя ему заказывать панихиды или сорокоуст. Но близкие, родные могут сами помолиться, попросить снисхождения, раздать милостыню нуждающимся. Милосердные дела, молитвы будут успокаивать душу живых, а также они утешат душу покойника.

Будет ли самоубийством в христианстве смерть от наркотика или алкоголя?

Единого ответа от служителей на такой вопрос в этой статье нет, но такие люди идут на смерть осознанно, они знают убийственную силу своего пристрастия. Священник может посчитать смерть наркомана или алкоголика по неосторожности, разрешить погребение на территории церкви. Семье, в которой есть люди с пагубной зависимостью, нужно приложить все усилия, чтобы такой человек перед смертью покаялся, прошел через обряд очищения.

Меньше ограничений возникает с похоронами душевнобольного, совершившего суицидное действие. Родные могут выяснить в храме, как можно поминать самоубиенных с такой болезнью, как похоронить гроб с усопшим. Всегда требуется справка из медицинского заведения, подтверждающая тот факт, что человек стоял на учете из-за своего заболевания.
Наркоманов, алкоголиков, душевнобольных погребают, как и других самоубийц, на третий день после смерти.

Какое надгробье можно устанавливать на могиле суицидника?

Родных человека, наложившего на себя руки, интересует не только погребение, но и каким надгробьем отмечается могила самоубийцы?
• По христианским правилам крест над таким усопшим не ставится.
• Родственники могут установить памятник с именем, в дизайне которого присутствует крест. Он может быть элементом надгробья в виде отдельной детали или рисунка, гравировки креста. Так будет достигнут компромисс.

Читать еще:  Пасхальное яйцо оригами мастер класс

Нужно помнить о том, каким грешным поступком ознаменовалась кончина человека. Правильное решение для близких – в молитвах просить снисхождения для него у Бога и делать как можно больше благих дел для успокоения души. Крест на надгробье мало чем может помочь тому, кто отказался от дарованной Богом жизни.

Родительская суббота и поминки грешника

Существует неверное представление о том, что на Радоницу можно поминать всех умерших, в том числе и суицидников. Заблуждение связано с текстом канона, который читается в Троицкую субботу. В нем поминаются души утопших, удушенных, но не по своей вине. Когда человек вешается сам, он поступает греховно, нельзя ставить себя выше Бога и пренебрегать дарованной им жизнью. Такой поступок показывает неверие в Божье милосердие, силу и справедливость. Проводить поминки разрешается только по душевнобольным людям, это исключение. Разрешение похоронить их родственникам даруется, так как душевная болезнь не позволяет оценить последствия поступков.

Что можно сделать для души грешного?

Как поминать самоубийцу? Родные того, кто умер такой смертью, не могут не испытывать желания хоть как-то смягчить грех. Они ходят на кладбище, но отпевать, проводить службы, панихиды, заказывать сорокоуст нельзя. Родственникам остается только молиться, творить милостыню. Господь услышит такую молитву обязательно.

В дни поминовений в храмах проводятся утешительные молитвы для родственников, можно поучаствовать в них, но это не панихида. Утешительная молитва осуществляется в стенах церкви, родственники должны обратиться к священнику с просьбой о ней. Не проводится поминание и молебен возле панихидного стола с гробом.

Поминовение человека, покончившего жизнь самоубийством, можно провести с использованием особенного келейного чтения молитвы пресвятого Льва Оптинского. Но на такое действие нужно получить благословление от священника. Если священник не сочтет нужным дать благословение, семья почившего должна сосредоточиться на милостивых делах и домашних молитвах. Иногда после службы приносят и кладут на надгробье просвирку. Необходимо давать милостыню просящим, помогать нуждающимся. Важен благочестивый образ жизни для тех, кто остался жить в семье самоубийцы. При чтении домашних молитв святому нужно исполниться верой и надеждой.

Что можно сделать на Радоницу для самоубиенных?

Радоницей у христиан называют особый день поминовения усопших. Живые идут в церковь, чтобы стать участником общей службы, послушать молитвы за усопших из уст священно служителя. Ходят в храм и ставят свечки за своего умершего, просит прощения для души. В этот день можно помолиться и за душу самоубийцы, слова, обращенные к усопшему, могут быть им услышаны. Радоница — время, когда можно поминать самоубиенных, она обладает особенной энергетикой, в другие дни не рекомендуется сильно тосковать о таком умершем, обращаться к нему с вопросами или сетованием. В другие дни лучше ограничить себя в мыслях о почившем и не надеяться на встречу с ним. Суицид — грешный поступок, за который душа поплатиться попаданием в ад. Надеяться православным на встречу с тем, кто сам лишил себя жизни, дарованной Богом, — это надеяться на ад после своей смерти. Семья усопшего может помнить о нем, молиться, но свою печаль стоит обращать в христианские дела и мысли.

Близкие могут настолько тосковать по умершему, что сами начинают задумываться о прекращении жизни. Важно взять себя в руки, обратившись к вере и Богу. Чистая, искренняя молитва станет опорой, как и чтение церковных книг, работа, забота о семье. Назад дороги после убийства не будет. Душу ожидают муки ада, никаких встреч с умершими. А оставшимся в живых родственникам снова придется страдать.

Традиции похорон: что нельзя делать на похоронах

Смерть человека – область непостижимого и сакрального. Все неизвестное страшит, а страхи всегда связаны с запретами и табу. Каким бы ни было происхождение этих запретов, они уже давно укоренились в народной культуре, приметах и нормах поведения.

Похороны – это время, когда даже не суеверный человек старается соблюсти все погребальные обряды и традиции, следует приметам и поверьям независимо от того, как он к ним относится.

Религиозные запреты

В любой религии смерть занимает особое место, и православие не стало исключением. Священник, проводящий отпевание, может рассказать о том, что православному можно и нельзя делать на похоронах. Перечислим основные правила:

Нельзя заказать отпевание для некрещеных

По Уставу Церкви нельзя совершать обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных, крещеных, но отрекшихся от веры, относившихся к Церкви и вере с насмешкой или враждой, некрещеных и самоубийц. Для самоубийц исключение возможно, но только если человек был психически болен (что подтверждают медицинские справки) и на отпевание получено разрешение епархии.

Нельзя заочно отпевать покойного

Это правило небезусловное. Прежде заочное отпевание разрешалось только при условии отсутствия останков для предания их земле – например, когда человек сгорел в пожаре, бесследно утонул, исчез при землетрясении и иных стихийных бедствиях.

Практика заочного обряда отпевания широко распространилась во времена СССР. Тогда множество храмов было закрыто или разрушено, и провести обряд было негде. Верующим людям не оставалось другой возможности, кроме как просить о заочном отпевании.

В некоторых местах нашей страны по-прежнему нет церквей, из-за чего перевезти тело к месту отпевания невозможно. В таких случаях церковь идет навстречу нуждам верующих и обычно разрешает провести заочный обряд отпевания.

Нельзя вписывать некрещеных и неверующих в записку “О упокоении”

Молитва поминовения в церкви — это упоминание имен почивших во их спасение в ходе литургии и панихиды. Осуществляется по запискам “О упокоении”, в которые вписывают имена крещеных. Нельзя вписывать некрещеных, безбожников, вероотступников, самоубийц.

Нельзя хоронить икону в гробу с покойным

Некоторые настоятели считают, что хоронить покойного вместе с иконой – это неправильно. Хотя многие православные с этим соглашаются, важно знать, что запрета со стороны церкви на этот счёт нет, поэтому те, кто хоронил своих близких вместе с иконами, могут не переживать. По мнению настоятеля одного из московских храмов, это допустимо, поскольку почившего и так погребают в покрывале с изображением Иисуса Христа и налобным венчиком с изображениями икон. Кроме того, св. Серафим Саровский лично завещал, чтобы его тела предали земле с иконой «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому», а святой не мог просить о том, что грешно.

Таким образом, оставлять ли у себя икону из гроба после похорон – личное дело близких покойного. Если она будет служить духовным проводником, связью с этим человеком, ориентиром для благих пожеланий душе усопшего, её следует не просто сохранить, но и регулярно доставать для молитв и почитания. Если же скорбь о потере столь сильна, что каждое напоминание об ушедшем вызывает безутешное горе, следует не мучить себя, но с лёгкой душой отпустить память о покойном, предав икону земле вместе с покойным или вернув её в храм.

На православных похоронах нельзя говорить: «Пусть земля будет пухом»

Для христианской культуры такое пожелание чуждо: душа человека после смерти и до Страшного Суда никак не связана с телом, следовательно, любые пожелания в адрес тела не имеют никакого отношения к состоянию души умершего. Некоторые православные священники советуют не использовать фразу «Пусть земля будет пухом» не похоронах христианина из-за её языческого происхождения. Многие другие не считают этот вопрос сколько-нибудь важным и не препятствуют её произнесению на похоронах.

Нельзя класть в гроб иконы, если предстоит кремация

Хотя икона кладется в гроб, перед кремацией её следует забрать из гроба. Сжигать иконы (даже во время кремации) – это кощунство и грех.

Народные приметы и поверья

Народная культура содержит множество правил, запретов и ограничений в вопросе похорон. Некоторые из них имеют под собой веские медицинские основания, другие уже давно стали правилами похоронного этикета. Есть и просто суеверия, уже давно слившиеся с традициями похорон. Перечислим основные вещи, которые нельзя делать на похоронах:

Нельзя, чтобы покойник лежал в гробу с открытыми глазами

Объяснений не счесть. Кто-то боится, что открытые глаза покойного высматривают, кого бы забрать с собой и скоро кто-то умрет еще. Другие считают, что внешнее зрение для этого мира покойному уже не нужно: закрыв глаза умершему, мы помогаем ему обрести внутреннее зрение, пригодное для мира иного. Рот умершего тоже должен быть закрыт.

Нельзя класть в гроб вещи живых людей

Древняя народная примера гласит: положишь в гроб свою вещь, пойдешь вслед за покойным.

Нельзя забивать крышку гроба в доме умершего

Народная мудрость считает, что если забивать крышку гроба в доме покойного, то его семью ждет еще одна смерть. Выносить гроб должны только неродные покойному мужчины. Считается, что кровь тянется к крови, и усопший уведет родственников за собой.

Вынося гроб, нельзя задевать о дверной косяк

Дурная примета: считается, что человек, ударивший гроб с покойным, сам вскоре отправится на тот свет.

Нельзя выносить покойника головой вперед

Считается, что на похоронах нельзя выносить умершего головой вперед. Его несут только ногами вперед, иначе душа не сможет вернуться назад. Это древнее языческое поверье уже давно вошло в обиход и известно, пожалуй, всем.

Когда выносят гроб с покойным, живым нельзя оборачиваться назад

Издревле идет поверье, что, провожая покойного, нельзя смотреть назад, иначе смерть придет за тобой или в твой дом. Уходя с кладбища после похорон, нельзя оглядываться.

Нельзя убираться в доме, пока в нем тело усопшего

Народная пословица гласит: “сор при покойнике вымести – всех из дому вынести“.

Беременным женщинам и детям до трех лет нельзя присутствовать на похоронах

Этот запрет связан с мыслью о том, что новая жизнь несовместима со смертью, а психика детей еще недостаточно устойчива и атрибуты смерти могут негативно на них повлиять.

Нельзя приходить на похороны в светлой одежде

Во многих культурах цвет траура – это черный. Считается, что не обязательно приходить именно в черном, но оттенки одежды должны быть темными: светлые оттенки якобы привлекают внимание смерти.

Нельзя идти перед гробом

По примете, тот, кто идет впереди гроба, может «уйти» на тот свет раньше покойника. На похоронах также нельзя также обгонять катафалк – это сулит болезни или неприятности.

Нельзя двигаться навстречу похоронной процессии

Если вам навстречу движется похоронная процессия, лучше остановитесь и переждите. Мужчина должен снять головной убор. При встрече с похоронной процессией нельзя переходить дорогу, так как тем самым ты переходишь дорогу смерти, и привлечешь её к себе.

На кладбище нельзя шуметь, ругаться, спорить

Душе покойного это может не понравиться, и ему будет плохо на том свете. Но дело, скорее, не в поверье, а в том, о чем говорилось в начале статье: смерть страшит, и все замолкают.

Нельзя целовать покойного в губы

Прощаясь с покойником, необходимо поцеловать венчик на лбу, но не следует прикасаться губами к телу. У этой приметы есть и практическая сторона: таким образом можно подхватить инфекцию.

Нельзя брать с кладбища

Забирать можно только то, что у вас при себе, например, свои личные вещи. Все остальное, например, используемые во время похорон платки и полотенца, нужно оставить, иначе вы унесете с собой смерть.

Во время похорон и поминок нельзя говорить о покойном плохо

В каждом есть что-то хорошее и что-то плохое. Если поминать усопшего дурным словом, то его душа на том свете будет страдать и маяться. Лучше вспомнить что-нибудь хорошее о нем. Вспомним известную пословицу: о покойном можно говорить только хорошее (или ничего).

Нельзя говорить во время минуты молчания

В это время нельзя не только говорить, но и вообще издавать какие-либо звуки. Переходить с места на место или копаться в вещах считается неуважением к покойному.

Нельзя носить одежду умершего

Кто-то считает, что нельзя носить одежду умершего, другие, наоборот, видят в этом возможность прикоснуться к любимому человеку, быть вместе с ним хотя бы и таким способом. Здесь всё зависит от чувств, индивидуальности и настроя.

Другое дело – смертная одежда – та, что была на человеке в момент ухода из жизни. Если умершего не сразу доставили в морг, то в его теле начинается процесс разложения. Носить или передавать одежду, которая была на теле в момент смерти, опасно и от неё лучше избавиться.

Мысль о том, что обувь усопшего влияет на его душу отразилась в ряде поверий. Таких, например, что не надо завязывать узлы на обуви усопшего, так как его душа завяжется в узел, и он будет являться живым во сне.

Возможно, вам будет интересно:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×