Можно ли поминать усопших в великий пост

Можно ли поминать усопших в великий пост

Как поминать усопших в Великий пост?

Великий пост — это совершенно особое время в жизни человека и Церкви. И не только потому, что мы ограничиваем себя в пище и развлечениях, ходим на канон Андрея Критского, отбиваем поклоны и читаем молитву Ефрема Сирина. Во время Четыредесятницы по будням совершают только Литургию Преждеосвященных Даров и не принимают заказные записки. Но как тогда поминать усопших в Великий пост? Об этом читайте далее.

Как поминать усопших в Великий пост дома?

В домашней молитвы нет никаких ограничений. Верующие, как и раньше, в утреннем правиле читают молитву об усопших:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их), сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время чтения Псалтири принято молиться за умерших на третьей «Славе…»

Как поминать усопших в храме?

Если домашняя молитва об отошедших в вечность не изменилась, то церковная — выглядит несколько иначе. Как поминать усопших в Великий пост не дома, а в храме? Есть два варианта:

  1. Подать постовую записку.
  2. Приходить на панихиды в родительские субботы.

Еще перед началом Четыредсятницы в православных церквах принимают так называемые постовые записки. В них записывают имена умерших православных, которые будут поминаться каждый день (в приходских храмах записки прочитывают священники, а в монастырях — иноки и инокини).

В православном календаре РПЦ указано лишь восемь родительских суббот, три из которых выпадает на Великий пост — на вторую, третью и четвертую субботу. Почему именно в Святую Четыредесятницу так часто поминают усопших? Попробуем объяснить.

Церковь служит за умерших специальные службы — панихиды, а также поминает их на Литургии. Если вы на свечном ящике подали заказную записку, значит, священник не только прочитает указанные имена усопших, но и за каждого умершего выймет частицы из просфор. Эти частички будут погружаться в вино и затем претворяться в Причастие — Тело и Кровь Христовы.

Во время погружения священник прочитает молитву:

Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих.

Считается, что такое поминовение — на проскомидии — когда вынимаются частички, одно из самых важных.

Но в Великий пост Литургии в привычном нам виде служатся только на выходных. В будни даже в монастырях нет таких богослужений. Только в среду и пятницу совершают вечерню, на которой причащают, и называется она Литургией Преждеосвященных Даров. Уже само название указывает на то, что Причастие — Святые Дары — освящают прежде, то есть в воскресенье. Поэтому на Преждеосвященной Литургии не совершают проскомидию и соответственно не поминают живых и усопших.

Чтобы хоть как-то «компенсировать» нехватку поминовений, и были установлены три родительских субботы.

Родительская суббота: как к ней подготовиться и как правильно поминать усопших?

Начинается поминовение еще с пятницы, когда вечером на всенощном бдении служат парастас — Великую панихиду. В субботу утром, после Литургии, также совершают панихиду.

Для поминовения усопших подают записки (указывать в них можно только крещенных православных, умерших своей смертью), а также приносят продукты. Это хлеб, сахар, кагор для причастия, растительное масло, овощи, фрукты, сладости, консервация и другие постные продукты. Также готовят коливо — пшеницу или рис с медом. Зерно символизирует рождение человека для вечной жизни, а мед — сладость пребывания в Царстве Небесном.

После освящения продукты раздают бездомным, малоимущим, людям, служащим в храме, иногда отвозят в детские приюты, больницы или тюрьмы.

Получается, что панихида сочетает в себе два вида помощи усопшему — молитву и милостыню.

О поминовении усопших в Великий пост рассказывается в этом видео:

Что нужно делать во Вселенскую родительскую субботу, которая отмечается 22 февраля

За два дня до празднования Масленицы принято отмечать Мясопустную субботу, которую также называют Вселенской родительской субботой. В 2020 году этот праздник приходится на 22 февраля. Этот красный день календаря обязывает вспоминать об усопших. Субботу называют Мясопустной, так как она дает начало Мясопустной недели (или Воскресенью), то есть дню, после которого начинается Великий пост. В это время можно в последний раз насладиться вкусом мясных продуктов. Праздник также считают «Родительским», ведь среди христиан существовал обычай вспоминать о покойных родителях и родственниках, которые ушли на небеса. Приставка «Вселенская» свидетельствует о том, что она рекомендует поминать всех крещеных христиан.

Что нужно делать во Вселенскую родительскую субботу 22 февраля

В эти дни очень важно посетить церковную службу, где будут читаться молитвы об усопших близких. Согласно традициям этого дня, также навещают кладбище, чтобы убрать на могиле и возложить свежие цветы. По словам священников, посещение храма в этот день куда важнее, чем появление на месте захоронения. Если же вы очень заняты, можно посвятить какое-то время молитве дома. Большая родительская суббота – время, которое лучше провести в уютной домашней обстановке в окружении самых близких людей, чтобы вместе вспомнить об умерших.

Что делать в родительскую субботу в церкви?

В храмах перед праздником проводят великую панихиду, после которой с утра организовывается Божественная литургия за упокой, а затем и общая панихида. Люди, посетившие храм в этот день, могут написать специальную записку с именами усопших, чтобы за них помолились. Также можно самостоятельно обратиться с молитвой к Господу. Многие христиане не знают, что следует брать с собой в церковь в этот день. Разрешается приносить абсолютно все продукты, не ограничиваясь постными. Также позволено взять вино для литургии. По завершении службы продукты стоит раздать нуждающимся. Когда вы будете покидать церковь, стоит поделиться милостыней с неимущими, чтобы те также вспомнили о ваших умерших родственниках.

Как поминать в родительскую субботу?

В последнее время поминки чаще превращаются в застолье, чем в христианский обряд проводов человека в другой мир. Люди угощаются разными вкусностями, обсуждают насущные темы, тогда как церковь призывает молиться в этот момент. Прежде, чем садиться за стол, должен осуществляться обряд литии или прочтение одной из сильных молитв – «Отче наш» или «Живые помощи». Принято считать Великую родительскую субботу периодом, когда нужно посещать храм, чтобы обратиться к Богу с просьбой помощи умершему. Нельзя употреблять вино во время поминок, ведь данный напиток ассоциируется с земной радостью и не характеризует боль об утрате.

Что нельзя делать во Вселенскую родительскую субботу 22 февраля

Ряд общеизвестных запретов, связанных с этим днем, на самом деле является вымыслом. Существует мнение, будто в этот день разрешается убирать в квартире и читать молитвы. На самом деле, существовал строгий перечень табу относительно 22 февраля:

  • Во время Вселенской родительской субботы обязательно следовало зайти в церковь, чтобы помянуть умерших людей. Но при этом не все понимают, что употребление пищи и алкоголя не приближают к Богу. По мнению Церкви, подобные традиции идут от язычников, поэтому они не одобряются.
  • Не стоит оставлять алкоголь на могиле умерших родственников, особенно если они, еще будучи живыми, могли пристраститься к горячительным напиткам. Таким образом, вы лишь усугубляете состояние их души.
  • Важно разобраться, что собой представляет Вселенская родительская суббота с точки зрения православного мира. К примеру, в этот день нельзя ссориться и грустить, употреблять грубые слова и вспоминать плохие вещи о покойнике.
  • Не стоит организовывать громкие банкеты, где столы ломятся от угощений. Трапеза осуществляться лишь с использованием постных блюд.
  • В Мясопустную субботу нельзя употреблять ни мяса, ни мясные продукты.

Народные традиции поминовения усопших

Народные традиции рекомендовали хозяйкам в этот день печь блины. Это одно из наиболее популярных славянских угощений. Его употребляли вместе со сметаной и молоком. Часть блинов оставляли для умерших. Первый из них клали на одной полке с иконами, а второй – на подоконнике, что зазывало души усопших присоединиться к семейному обеду. Носили блины и на кладбище. Таким образом, совершался обряд кормления мертвых. Правда, православная церковь считает подобную традицию пережитком язычества, поэтому рекомендовали такими угощениями делиться с нуждающимися людьми.

После уборки дома и посещения храма, где традиционно служились панихиды, ходили на кладбище и устраивали дома поминальную трапезу. Вместе с живыми за одним столом незримо находились и умершие родственники. Для обеда обязательно готовилось нечетное количество блюд.

Читать еще:  Когда нельзя поминать умерших

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Молебен о здравии (3)
  • Заказать молебен о здравии онлайн (1)
  • Сорокоуст о упокоении (3)
  • Сорокоуст о здравии (3)
  • Заказать сорокоуст о здравии в монастыре (1)
  • Поминовение на Божественной Литургии (Церковная з (2)
  • Водосвятный молебен. (2)
  • Молитва о упокоении (2)
  • Молитва о здравии (2)
  • Предостережение паломников посещающих Святую Землю (1)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Поминовение усопших во время Великого Поста

Вторник, 25 Февраля 2014 г. 11:17 + в цитатник

Во время Великого поста в монастыре совершается особое поминовение. Имена (о здравии и упокоении) поминаются сестрами на Богослужении ежедневно в течение всего Великого поста

На первой седмице Великого поста после каждой службы совершалась лития об усопших. Таким образом, церковь каждый день Великим постом молится об усопших. Поэтому вопрос о том, как поминать вашего усопшего сродника в дни Великого поста – этот вопрос сам собою исчерпывается, потому, что в какой бы день вы не пришли, всегда будет поминовение. Кроме праздничных дней, когда совершается память святых, церковь больше на праздник обращает внимание.

Если вдруг годовщина памяти по усопшему сроднику выпадает на праздничный день, можно заказать панихиду, и церковь будет молиться или перед этим днем или после этого дня. Помните и о том, что, когда есть служба в храме, в алтаре батюшки всегда поминают и живых, и усопших. Они могут устно поминать, и поминать более сугубо, когда вынимаются частицы о здравии и упокоении за каждого православного христианина. Поэтому знайте, когда бы вы ни пришли в храм, ваше прошение всегда будет услышано.

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Причина установления Родительских суббот заключается в том подвиге, в котором тогда пребывают христиане. Ежели, по учению святого апостола Павла, без любви ни что же есмь, то значит и самый подвиг поста, ежели не будет сопровождаться истинною взаимной любовью, потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут цели, добродетель потеряет свою силу. Потому церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь. Пред вступлением в подвиг поста, Церковь пригласила действительно всех своих членов, пребывающих на земле, показать на самом деле, что они пребывают в неразрывном союзе любви и в общении с членами ее, пребывающими в загробном мире – со Святыми и с несовершенными усопшими. Так точно и теперь, при продолжении сего подвига поста, и для показания, что мы не отступаем нисколько от заповеди основателя нашей Церкви Иисуса Христа: «любить друг друга», Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Итак, основанием учреждения сих суббот – любовь. Другая причина их основания есть та, что в сии дни поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Поминовение усопших в Великий пост

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших.

В субботу утром — служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида.

Ниже читайте, как правильно соблюсти поминание умерших в церкви.

Вот завтра снова великопостная Родительская суббота. Не первый раз пойду я на это богослужение, чтобы почтить память моих дорогих ушедших и, конечно, знаю, что значат эти дни особых поминаний в Великом посту — Родительские субботы. А вот все ли знают, как важны и нужны для наших дорогих ушедших наши соборные молитвы о них именно в эти дни?

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь.

Читать еще:  Виды поминальных служб

В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.

Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.

Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Если мы на деле а не на словах любим своих родственников; если мы действительно являемся христианами, законом которых является любовь к ближнему, мы должны молиться за души наших родных и близких, подавать милостыню для их спасения. Только в наших силах смыть с них оставшиеся грехи и открыть им дорогу в Рай. И их поминовение — наша прямая и непосредственная обязанность.

Церковное поминовение усопших в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение. В поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду — ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Для церковного поминовения на литургию, прихожане готовя т записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. О том, правильно написать записку читайте здесь.

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка… Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут»(Мф.5,7).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии. Не положено приносить мясные продукты.

Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Люди, знающие обряды всех религий, единогласно утверждают, что ничто не может сравниться с православными молениями о загробной участи отошедших к Богу православных. Действительно, скорбь Православной Церкви об ушедшем чаде проникнута необыкновенной теплотой и непоколебимой надеждой. Православная Церковь не только не отступается от своего умершего члена, но проявляет о нем особую заботливость. Самое высшее добро, какое оказывает Церковь умершему, — это есть поминание его на проскомидии. Та часть, которая вынимается из просфоры с произнесением имени живого или умершего лица, знаменует собою душу этого человека. В конце литургии, после приобщения верных, все эти частицы ссыпаются в чашу и проникаются, таким образом, животворящею Кровью Христовой. Над ними произносятся священником слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною». При этом видимом соприкасании частей просфор с Кровью Христовой происходит невидимое соприкасание души поминаемого человека с существом Божиим. Души светлые ощущают при этом особую радость — одинаково, будут ли они находиться в теле или, по окончании земной жизни, вне тела; души злые — некоторую тревогу от соприкосновения с высочайшей сферой, от которой они так далеки; но все же — ощутительную пользу. (Е. Поселянин)

Мы должны быть горячими, должны быть сильными православными, так чтобы не только, может быть, себе помочь, но и тем, кто рядом с нами, и по ту сторону жизни. Мы не должны быть теми, кто просто время от времени заходит в церковь, ставит свечку, крестится, постится, а вроде и не постится; когда молится, а когда и не молится – ну, не получается. Нет, мои дорогие, жизнь слишком серьезная, чтобы быть хладными, чтобы быть теплыми, еле теплыми.

Читать еще:  Народная пасхальная песня

Перед началом Великого Поста, перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!”. Это — молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там — все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

«Наступила неделя о Страшном суде. Накануне поминали в церкви усопших сродников. Дома готовили кутью из зерен — в знак веры в воскресение из мертвых. В этот день церковь поминала всех “от Адама до днесь усопших в благочестии и вере” и особенное моление воссылала за тех, “коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых, молнией попаленных, зверьми и гадами умерщвленных, от мороза замерзших…” И за тех “яже уби меч, конь совосхити, яже удави камень, или перст посыпа; яже убиша чаровныя напоения, отравы, удавления…”» (В. Никифоров-Волгин.)

И мы придем, обязательно придем, несмотря ни на какие заботы сегодняшнего дня. Как же еще мы можем выразить свою любовь к нашим близким, ушедшим в мир иной. Как же не припасть в молитве ко Господу за них, приклонив колена сердец наших, когда диакон пропоет «Вечная память!». Как же не постараться использовать все возможное для спасения их душ, когда мы их так любим?! И не говорите, что те, «коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых…» не наши близкие. Все мы едины. Все мы связаны между собой. Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Подать записки на Родительскую субботу Великого поста о упокоении, панихиду, заказать свечу… Поминовение усопших. Великопостная родительская суббота. Панихида. подробнее

Поминальные субботы и постовые записки — в Великий пост молимся за усопших

Как Церковь поминает усопших в Великий пост? Почему на это время выпадает столько родительских суббот? Зачем писать постовые записки и чем они отличаются от обычных и заказных? Об особенностях церковной и личной молитвы за умерших читайте далее.

Молитва за усопших — проявление любви к ближним

Великий пост длится 48 дней и включает в себя Святую Четыредесятницу, Лазареву Субботу, Вербное Воскресенье и 6 дней Страстной Седмицы. 48 дней на воздержание от пищи и покаяние, творение милостыни и добрых дел.

В эти дни особо актуально помогать малоимущим, посещать больных. Но почему-то верующие забывают, что одним из проявлений милосердия является молитва за тех, кто отошел в мир иной. Это свидетельство нашей бескорыстной любви к ближнему. Ведь умершие уже не могут выразить себя в материальном мире, помолиться, сделать нам в ответ что-то хорошее. Они только все чувствуют, слышат, знают… и ждут нашей помощи.

Как в Великий пост молиться за усопших?

В это время принято подавать так называемые постовые записки. Они пишутся еще до начала Великого поста либо во время его. Так как Православная Церковь молится только за своих чад, то в записках надо указывать только крещеных в православии. Имена поминаемых священник читает с первого дня и до Страстной среды.

Также во время Великого поста Церковью установлены дни особого поминовения умерших — так называемые родительские субботы. Они выпадают на вторую, третью и четвертую субботы Святой Четыредесятницы.

Часто среди верующих возникает вопрос: почему в Великий пост установлено так много поминальных суббот, если их всего восемь в церковном календаре?

Это связано с особенностью великопостных богослужений. Привычные нам Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого — совершаются не каждый день, а только на выходных. Тогда на проскомидии священники поминают живых и умерших, вынимают за них частицы из просфор. Эти частички погружаются в чашу с вином — Кровью Христовой, при этом священники читают молитву «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся кровью Твоею Честною, молитвами Святых Твоих».

На Литургии Преждеосвященных Даров не поминают умерших

Но в Великий пост поминовение на проскомидии совершается только в субботу и воскресенье. В остальные дни оно… просто неосуществимо.

Почему? Во-первых, потому, что Божественную Литургию служат уже не каждый день.

Обычно она совершается:

  • в среду и пятницу на протяжении Святой Четыредесятницы;
  • в полиелейные праздники — в честь особо чтимых святых либо чудотворных икон Богородицы, например, день 40 Севастийских мучеников, отмечаемый 22 марта;
  • в храмовые праздники;
  • в четверг 5-й седмицы Великого поста — в этот день полностью читается покаянный канон Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской;
  • с понедельника по среду Страстной Седмицы — последней недели поста.

Во-вторых, Литургии, совершаемые в эти дни, называются Литургиями Преждеосвященных Даров, и они существенно отличаются от «традиционных».

На отличие указывает само название богослужения: верующих причащают Святыми Дарами, освященными прежде — на предыдущей службе по чину Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Но если Святое Причастие уже приготовлено, значит, священник не служит проскомидию, не вынимает за каждое имя в записке частицу из просфоры, в молитве не просит Господа омыть грехи поминаемых Своею Кровью… Но как тогда Церкви молиться за усопших?

Заупокойные богослужения

Чтобы отошедшие в мир иной не пребывали без нашей помощи, и были установлены три поминальные субботы в Великий пост. В 2016 году они выпадают на:

Традиционно поминание начинается накануне, в пятницу вечером. Тогда в храмах служат парастас — Великую панихиду. Утром следующего дня совершается заупокойная Литургия, во время которой упоминаются имена усопших. Завершается родительская суббота всеобщей панихидой.

В Великий пост очень важно не пропускать эти богослужения, но не потому, чтобы просто поставить в храме свечи и написать записки об упокоении. В первую очередь для усопших важна наша молитва. Священник в храме прочитывает сотни записок, но в большинстве случаев он не был знаком с людьми, чьи имена поминает.

Мы же молимся за наших родных и друзей, которых знаем и любим. Поэтому наше прошение за близких имеет перед Богом особую благодать. Кроме того, от усопших ничего не скроешь. Они-то точно видят и знают: мы искренне за них молимся или пришли откупиться свечами и постовыми записками?

На панихиду также принято приносить пожертвования в виде продуктов — сахара, муки, масла, круп и т. д. После освящения они раздаются служащим в храме и нуждающимся. Это еще одна наша лепта благодарности усопшему, ведь считается, что помочь умершим мы можем именно взыванием к Богу и раздачей милостыни.

Личная молитва за умерших не менее важна

Но родительскими поминальными субботами и записками наше прошение за усопших не заканчивается.

Каждый день в утреннем правиле мы читаем краткую молитву:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное

Во время чтения Псалтыри мы также молимся об упокоении дорогих нам людей.

Но никто не отменял и искренних взываний к Богу и Пресвятой Богородице с просьбой помиловать дорогих нам людей. В этом случае не надо искать каких-то особых слов в молитвослове или на сайтах и форумах. Нужные слова подскажет ваше сердце.

Подробно о поминовении усопших в Великий пост рассказывает протоиерей Евгений Субтельный:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector