Можно ли поминать вином усопших

Приметы на поминках — рекомендации и табу

Распространённые приметы на поминках не отличаются универсальностью и постоянством. Одни уходят корнями в древние времена, другие сформировались сравнительно недавно. Некоторые обряды изжили себя и канули в забытье, существуют суеверия, известные лишь в узких кругах.

Помощь Бабы Нины — просто задайте свой вопрос, после чего получите ответ

В славянской культуре траурными признаны одежды в тёмных тонах. Это не только дань традиции, эзотерики утверждают, что чёрный защищает от негатива, в то время как белый символизирует безоговорочное принятие обстановки, царящих вокруг.

Поверья не обошли стороной правила этикета, настроение присутствующих:

  • в разговорах за поминальной трапезой упоминаются только добрые поступки и положительные качества покойного;
  • недопустимы шум, ссоры, брань;
  • обилие пролитых на поминках слёз затрудняет восхождение души в высшие миры;
  • неуместное веселье грозит навлечь беду на шутника.

Староверы не считали смерть трагическим событием. Собравшиеся почтить память радовались, что ближний находится в лучшем мире, оживлённо общались, устраивали ритуальные танцы. Отголоски этой традиции встречаются и в наши дни.

Приметы после похорон

Поминать покойного принято сразу после похорон. Место погребения покидают, не оглядываясь, на выходе с погоста очищают обувь от кладбищенской земли. Руки также нуждаются в энергетической очистке, ладони следует подержать над открытым пламенем или тщательно вымыть.

Перед организацией поминального обеда в доме, где находился умерший, проводится ритуальная уборка. Подметает пол человек не из числа кровных родственников новыми веником и совком. В дальнейшем использовать эти предметы в быту не рекомендуется.

Можно ли беременным ходить на поминки

Чтобы выяснить, можно ли беременной присутствовать на поминках, следует принять во внимание ряд факторов:

  • степень близости с покинувшим этот мир;
  • взаимоотношения с присутствующими;
  • совместимость ритуальных традиций и личных убеждений;
  • самочувствие будущей мамочки.

Столкновение формирующейся жизни с энергетикой смерти создаёт внутренний конфликт. Когда траурная обстановка действует угнетающе, отношения с роднёй натянутые, возмущает излишняя набожность или откровенное пренебрежение религиозными обрядами, имеет место быть недомогание — разумно не подвергать без того уязвимое биополе дополнительной проверке на прочность. Из тех же соображений не рекомендуется присутствие маленьких детей.

Запоздалое раскаяние, чувство невыполненного долга, отчуждения от круга семьи способны причинить моральные страдания, нежелательные в ожидании малыша. Прямых запретов на участие беременных в ритуальных церемониях нет, решение предстоит принять в индивидуальном порядке. Если обстоятельства складываются против, но совесть по-прежнему неспокойна, можно помянуть умершего в церкви.

Поминальная трапеза

Обычаи поминальной трапезы предусматривают особый этикет и выбор блюд:

  1. Кутья из зёрен и мёда или сладких фруктов олицетворяет возрождение и сладкую загробную жизнь.
  2. Холодец, горячие блюда из мяса, кроме свинины.
  3. Грибной суп.
  4. Сдобные пирожки или лесенка: открытый пирог с начинкой овальной формы с поперечными перекладинками из теста — «торить» путь на тот свет.
  5. Сладкий густой кисель.
  6. Блины в некоторых кулинарных традициях не пекутся на третий поминальный день.

Не приняты блюда из картофеля, чай, нарочито пышная сервировка. Приготовление пищи не должно отвлекать от воспоминаний об усопшем, размышлений о духовном, молитвы.

Зачастую суеверия содержат сугубо рациональную подоплёку. Меню составлено из диетических продуктов, придуманные много веков назад правила обращения с пищей соответствуют современным требованиям гигиены. К таким поверьям относится отсутствие режущих и колющих столовых приборов. В былые времена делили наследство сразу после погребения, имущественные споры порой перерастали в поножовщину, потому ножи и вилки благоразумно припрятывали.

Почему на поминках нельзя есть вилками

Предотвращение поножовщины — не единственная причина, в силу которой на поминках нельзя есть вилками. Сей предмет был введён в обиход Петром І в качестве альтернативы старым добрым деревянным ложкам.

На Руси существовал поминальный обычай забирать ложку с собой, благоприятным знаком считалось раздать на сороковой день сорок ложек сорока гостям. В нумерологии число символизирует окончательное завершение земного пути, дух усопшего обоснуется в загробном мире, не будет тревожить живых без веских оснований .

Вилка долго воспринималась как нечто чуждое, внешний вид ассоциировался с агрессией, нечистой силой. Современные биоэнергетики находят неэтичным тыкать металлическим остриём в ритуальную еду, к тому же кутью, кисель или холодец удобнее кушать ложкой.

Можно ли забирать еду с поминок

С точки зрения гигиены и биоэнергетики, между застольной едой с поминок и продуктами, побывавшими на могиле, существуют принципиальные различия. Считается, что употребление найденной на погосте пищи не причинит вреда лишь тем, кто действительно не в состоянии заработать себе на хлеб, остальные рискуют прогневать покойника, которому предназначалось угощение.

В то же время, не следует опасаться незнакомцев, предлагающих сладости прохожим — это старинный способ поминовения ушедших в мир иной. Если дающий не внушает доверия, имеет смысл вежливо отказаться: аналогичный приём используется в чёрной магии для наведения порчи.

Остатки скорбного застолья желательно раздать знакомым или нуждающимся. Допустимо передавать угощения через присутствующих в третьи руки и принимать такие дары у тех, кто не желает другим зла. Чем больше людей помянет покойника, тем лучше. Сакральная еда не должна быть выброшена на помойку или скормлена животным.

Можно ли на поминках пить спиртное

Историки утверждают, что пить спиртное на поминках — сравнительно молодая традиция, которая основательно вошла в обиход и успела обзавестись собственными приметами. Ранее на погребальных церемониях подавали квас.

Любимое место покойного украшает фотография, напротив ставится стопка, накрытая ломтиком хлеба. Обязательно ли наполнять стопку крепким напитком? Если умерший при жизни не употреблял спиртное, здравый смысл подсказывает налить что-нибудь безалкогольное. Запрет чокаться во время траурного застолья возник из опасений разнести горе по домам присутствующих.

Церковь считает распитие водки греховным действом, молитва о прощении души из пьяных уст не будет услышана. Согласно писанию, вино олицетворяет радость бытия. Земные утехи более недоступны мёртвому, он может принять жест за насмешку. Дети родителей, не знающих меры за поминальным столом, проявляют склонность к алкоголизму.

Малоизвестные приметы на поминках

Некоторые приметы на поминках известны лишь узкому кругу лиц, обособленному религиозно или территориально. У порога дома, где проходит заупокойная церемония, кладут еловые ветки. Ель славится свойством впитывать негатив, переступившие порог не унесут с собой беду.

Как только один из собравшихся выходит из-за стола, остальные встают и следуют за ним. Казус можно предотвратить, убедительно объяснив причину отлучки.

В процессе уборки хозяйки задаются щепетильным вопросом: как поступить с хлебом и напитком, символически предназначенных покойнику? Согласно преданиям, употреблять в пищу или скармливать домашней живности смертельно опасно. Композицию следует переставить на подоконник, когда жидкость испарится, хлебушек оставить в малолюдном месте подальше от собственного жилья и перекрёстков — обители нечистой силы. Угощение найдёт и склюют птицы, которым оно не повредит, улетят в небо и передадут умершему все добрые слова, сказанные о нём на поминках.

Поминки у соседей

Следует знать, как себя вести, когда у соседей поминки. Не рекомендуется одалживать свои табуретки, прочую мебель и кухонную утварь, чтобы не накликать неприятности. Возвращаясь с поминок, по дороге нельзя заходить к соседям.

Нежелательно праздновать Дни рождения, играть свадьбы одновременно с погребальной церемонией в соседнем доме. В случае печального совпадения праздник имеет смысл отметить в кафе.

Поверья, связанные с водой

Во время поминок можно набрать в стакан воду, по завершении отнести туда, где покинувший этот мир любил бывать при жизни, в течение сорока дней следить, чтобы стакан не пустовал. Родная душа будет туда наведываться и благодарить за заботу и светлую память.

Стоявшую у изголовья икону не принято класть в гроб, небезопасно хранить в доме, кощунственно сжечь или выбросить. Одно из верований предлагает отнести образа к реке и пустить по течению — такой обряд никому не причинит вреда. Если этот способ неприемлем, можно оставить икону в церкви.

Традиции и приметы, связанные с поминками, адресованы мёртвым и живым. Согласно поверьям, соблюдение обычаев помогает душе усопшего обрести покой, пережившим утрату близким — преодолеть скорбь и растерянность.

Что пьют на поминках?

В большинстве русских семей принято выставлять на поминальные столы алкогольные напитки, и чаще всего водку. Однако, по православным канонам делать этого ни в коем случае нельзя. Пьянство — серьезный грех и совершая его во время поминовения об умершим, мы вредим не только себе, но и душе покойного. Считается, что если поминки были проведены с алкоголем, то во время Божьего суда они не защищают, а наоборот, усугубляют положение.

Читать еще:  Каждая суббота родительская

Почему на поминках пьют водку?

Скорбя о безвозвратно утерянном человеке, мы стараемся проводить его как можно достойнее. И при этом ориентируемся зачастую лишь на мирские понятия этого слова, выбирая все подороже и пороскошнее. Многие искренне считают, что гроб из ценных пород дерева и шикарный памятник являются показателями их любви к умершему человеку. А проведение поминок — это особая тема. Люди, устраивая поминальную трапезу, стараются устроить настоящий пир с поминальной водкой, боясь пересудов и стараясь показать свой достаток перед гостями. Сегодня очень часто можно встретить шикарные поминки в дорогущих ресторанах или дома с ломящимися от еды столами и элитным алкоголем.

Когда начали поминать водкой?

Спиртное на поминках в России появилось относительно недавно. В дореволюционной стране роль христианства была очень высока, поэтому выпивать на поминках было не принято. В советское время многие православные каноны были забыты, поминать водкой стало можно и появилось даже такое понятие, как « поминальная рюмка», когда каждый гость должен выпить за упокой души 50 грамм, закусывая алкоголь традиционными для поминок блинами или кутьей. Этот обычай получил большое распространение и сегодня без него не обходятся в большинстве семей. Многие даже искренне считают, что церковь одобряет такой способ поминовения души, хотя, конечно же, это не так.

Почему православная церковь запрещает поминовение усопших водкой?

Христианское вероучение всегда отрицательно относилось к выпивающим людям. Пьянство считается большим грехом, ведь пьющий человек вредит не только своему здоровью, он заставляет страдать всех своих близких. Люди, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не в состоянии полностью себя контролировать. Пьющий человек не может полноценно работать и приносить пользу семье, более того, доходы тратятся не на семейные нужды, а расходуются на алкоголь. Тем самым пьющий человек вместе с материальными проблемами приносит в семью скандалы, непонимание и разлад. Очень часто эта пагубная привычка разрушает семьи, тем самым лишая детей одного из родителя.

Сегодня многие люди считают, что водка на поминках допустима, ссылаясь на то, что в некоторых церковных обрядах используется небольшое количество алкогольного напитка — Кагора. При этом, люди совершенно не понимают значение ритуала. Кагор символизирует кровь Христа и не имеет совершенно ничего общего с обычаями поминальной трапезы.

Очень часто алкоголь для поминок приводит к тому, что поминовение усопшего превращается в пиршество, люди за столом начинают веселиться и болтать на злободневные темы, и даже сплетничать, осуждать или высмеивать кого-либо. Забывая о главной причине, по которой они все собрались, люди начинают воспринимать поминки как способ погулять. Бывает даже, что за подвыпившим поминальным столом начинают звучать смех и песни.

Те, кто считает, что поминать водкой можно и это поможет душе умершего, тот очень заблуждается. Перед Божьим судом пьянство не только не будет засчитано в пользу душе, но и может навредить ей. Сама христианская поминальная трапеза должна быть максимально скромной. Её задача — помочь гостям восстановить силы и собраться вместе, чтобы вспоминать добрым словом покойного и молиться за него. Алкоголь на поминках и сытная еда отвлекают гостей от основной задачи поминального стола и вместо помощи душе усопшего, человек сам начинает грешить.

Многие считают, что выпитая поминальная рюмка грехом не считается, однако христианская религия порицает и ее.

Как организовать безалкогольные поминки?

Многие столетия на Руси имелась традиция поминать покойного киселем. Иногда этот традиционный напиток заменяли компотом, что также являлось вполне допустимым. Эти напитки подаются на стол сразу и перед тем, как переходить к основным блюдам, каждый из присутствующих должен помянуть покойного блином, кутьей и киселем.

До революции обеспеченные семьи ставили на стол такой напиток, как «Сытый», состоящий из воды, заправленной медом. Его подавали на столы перед началом трапезы вместе с кутьей. На сегодняшний день этот напиток исчез с поминальных столов и о его существовании знают не многие.

На вопрос: «Можно ли пить спиртное на поминках?» православная церковь отвечает категорическим отказом. Вино на поминках, как и водка, недопустимы. Церковный напиток «Кагор» не имеет к ним никакого отношения и на поминальных столах также нежелателен. Душа покойного нуждается в наших молитвах и добрых словах, а просить Бога о прощении чужих грехов и самим при этом грешить — нелепо.

Позвоните мне

Пожалуйста, оставьте свое имя и номер телефона

Портал «Дивное Дивеево»


Официальный сайт Дивеевского монастыря — diveevo-monastyr.ru


Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае, нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! ВИНОМ УСОПШИХ НЕ ПОМНАЮТ!! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Греховно устраивать попойку по покойнику. Подобными действиями его посмертная участь только ухудшается.

Господь попускает являться усопшим родственникам, которые «поминали» их водкой. Усопшие говорят, что им становится Там прискорбно и печально. Они упрекают нас в нелюбви к ним: «Не жалеете нас — и увеличиваете наши страдания в геенском огне!» «Разве не знаете, что умножаете наши мучения алкогольными поминами!?»

Недостойно, кощунственно употребление водки на поминках усопших. Великий грех берут на себя устроители таких поминальных обедов, и оскорбляют такими поминками память умерших. Вместо того, чтобы помочь душе умершего, такими поминками причиняет ей безпокойство и лишние мучения.

Вот что поведал одному священнику странник Божий по имени Андрей, у которого внезапно захворала любимая дочь и вскоре умерла. Сильно горевал Андрей и устроил богатые поминки «по народному обычаю», не жалея водки. На следующую ночь является отцу умершая дочь, да такая скорбная и печальная и говорит: «Как же вы меня не любите!»

«Я ли не люблю тебя, — отвечает отец, — да я готов всё отдать для твоего спасения!»

«И отдавайте, только зачем вы водкой поминаете меня?! Такое поминовение только усугубляет мои страдания! Страдая нестерпимыми муками, я увидела Божию Матерь, Которая сказала: Родители этой девицы не жалеют ее! Поминая её, усердно поят водкой поминальщиков; они не знают, что Я ужасно гневаюсь на тех, которые употребляют водку! Делая поминки с водкой, они лишаются Моего ходатайства перед Богом об облегчении мук поминаемой души!»

Услышав это, я сказала: «Мати Божия, разреши мне явиться к отцу моему и оповестить его о том, что он заблуждается, совершая поминки водкой! И вот я говорю, что гнев Богородицы переходит на нас, находящихся в загробном мире!»

Когда дочь стала невидимой, Андрей дал клятву, что совсем оставит употребление водки. Мало того, ходил в Почаев к чудотворной иконе вымолить себе прощение. За усердное моление со слезами перед чудотворной иконой он удостоился во сне такого видения.

Явилась ему Божия Матерь и сказала: «Твои усердные молитвы и молитвы служителей Моей Почаевской обители исходотайствовали помилование твоей дочери; но знай, что каждая капля водки, выпитая на поминках усопшего, причиняет такую же боль, какую причиняли Сыну Моему острия тернового венца во время земных Его страданий! Знай, что все те, которые употребляют вино на поминках — Мои враги! Поведай о сем миру!»

Пора православным христианам оставить этот языческий обычай — поминать усопших водкой!

Существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим»

Почему на поминках умершего, все присутствующие пьют алкоголь?

Когда пьют алкоголь- снимается стресс. Люди становятся более открыты для диалогов. А последние очень нужны, чтобы начать вспоминать, говорить речи о покойном. У некоторых слёзы подтекают только изнутри, а спиртное зачастую делает свое дело, заставляя эмоции проявлять себя по полной.

Все эти спрятанные зеркала, хлебушек со стаканом воды ( водки), мытье полов после умершего- это все как говорят служители церкви — от лукавого. Всё это языческие обряды. Те же, кто придерживается правил религии, не станут прибегать к перечисленному выше. Во всяком случае теоретически. На практике всё смешалось. Обряды, традиции, молитвы и алкоголь.

Есть поминки безалкогольные. Их меньше. Но они есть. И все же людям психологически легче , если горе они запьют бокалом вина или стопкой водки. Наверное, каждому свое. И стыдить не стоит никого. Смерть , беда- хоть на пару часов заставляет сблизиться родственникам и друзьям, ведь иной раз позвонить и встретиться времени нет. А похороны- повод серьезный. Не стану судить тех, кто пьет или не пьет. Вспоминаете ушедших , может не столько им это надо, сколько нам — живым.

Потому что они, как овцы, мариноетки, соблюдают традиции, которые они не вводили, традиции своих предков, но это тоже ложь, потому что у славян не было таких традиций, а водкой называлась вода, в которой настаивалась любая лечебная трава. Ну, в общем если коротко, то МАССОНЫ, и похожии организации внедрили данные, якобы, традици, чтобы избавиться от славян, что у них уже и получается — безплодность, и маленькое колличество детей в семьях, по сравнениею, с предыдущими веками. Еще кто-то из приближенныйх Гитлера сказал — зачем тратить на них оружие, водка и сигареты — все что нужно дял того, чтоб их сгубить и т.д. Поэтому бухло везде навязано, а также ни один фильм не пропускают если там герои не пьют и не курят. У режисера одного спрашивали о решениях съемок- о свободе того, что и как снимать — он явно дал понять своим ответом, что правила диктуются свыше. то есть — от правителей.

Моя бабушка верующая, она категорически против алкоголя. Когда умерла ее дочь (моей мамы сестра, моя тетя) на обеде не было ни вина ни водки. Все задались вопросом «а где водка?», «где самогон?», «как нету водки? а чем помянуть Раечку?». Обед был очень хороший, все вкусно, да и проходило это дело не в столовой, а в ресторане, всем для настроения не хватало водки. После похорон ПОЧТИ ВСЕ наши родственники и ВСЕ ДРУЗЬЯ тети перестали с нами общаться, обсуждали, что на похоронах не было водки.

А зачем она? Чтобы выпить и начала «водка плакать»? Это у нас горе произошло, а им бухло подавай. Мама моя вообще не пьет когда что-то случилось или в плохом настроении. Считает, что выпить можно в радостное событие. Теперь и я к этому склоняюсь.

На поминках все присутствующие пьют спиртные напитки потому, что так люди поминают умершего. Это такая языческая традиция. Потом будут отмечать 9 дней, потом 40 дней и каждый год, это по желанию.

Если поминать будут без спиртных напитков, то поминки будут не интересные и на них никто не будет ходить, или будут приходить но только со своим.

Это языческий обычай. В библии об этом не говорится. Ведь наша жизнь так коротка, что забыть мы и так никого не сможем. Да и к тому же Бог дает людям надежду на воскресение, так, что вполне возможно мы сможем увидеть воскресших людей в Новом мире на райской земле (Иоанна 5:28,29).

Церковь поминки с алкоголем считает большим грехом. Но сейчас никого это не волнует. Если не будет водки на поминках, народ очень обидится. Раньше на поминках пили кисель, компот, и это было правильно.

Поминальные обеды проводятся, чтобы облегчить загробное состояние души умершего человека. От водки нет никакой пользы умершему. Пользу приносит память и молитва.

В дореволюционной России такого не было. Поминание алкоголем считается осквернением памяти усопшего.

Потому что наш народ попутал православное и языческое, и многое как из первого, так и второго делает сам не знает почему. Скажите пьющему на похоронах и поминках, что водкой не поминают, это грех, так он скорее и в Бога не верит. Тогда спросите. а что ж ты пришел на 9 и 40 день, чем тебя 7 и 35, например, не устраивают — так он и сам не знает. Предложите помолиться на поминальном обеде — так на вам многие родственники посмотрят, как на не сильно нормального. И вообще эти рюмочки плавно меняют тему разговоров с «как же это могло случиться и как теперь жить» на «как мы познакомились с усопшим и как потом куролесили» и сменяются на общие темы разговоров, сопровождающиеся нередко смешками, словно народ вообще забыл, что это не сходка родственников, а траурное событие. Хотя, не секрет, что многие семьи собираются из разных городов и областей лишь по свадьбам и похоронам, не видевшись при этом и по 5-10 лет, естественно, все интересно.

А поминальный обед и благотворительность — это ради души усопшего, для облегчения ее загробное участи. Раньше вообще и имения продавали, и нищих кормили. А сейчас не каждого и родственника позовут.

Поминовение усопших дома и на кладбище

Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного.

Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины.

Церковь также заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, родственниках и знакомых. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, в которую записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Как поминать на домашней молитве неправославных. На домашней молитве может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном Богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках и это приносило им отраду. Святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на Литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Как молиться о самоубийцах. Преподобные Оптинские старцы разрешали на келейной (домашней) молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, преподобный Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней — по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог, без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?».

Кроме молитвы за усопших, еще один вид поминовения их составляет милостыня, совершаемая нами в память их, или от имени их, т.е. подаяние каких-нибудь земных благ имеющим в этом нужду – нищим нашим собратьям. Милостыня может быть разнообразной – и деньгами, и едой, и в том, что мы раздаем нуждающимся одежду усопшего. Все это ведет к отраде для умерших грешников.

Благотворения, совершаемые живыми в память усопших, имеют такое же значение, как если бы сам умерший совершал эти добрые дела. Благотворение в память умерших также умножает число молящихся о спасении усопших; ибо естественно, что получившие помощь молятся за своих благодетелей.

Настоящее значение милостыни было известно и в Ветхом Завете; обычай раздавать милостыню бедным при погребении умершего ведет начало из глубокой древности; это обыкновение было у евреев. «Милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму… Раздавай хлебы твои при гробе праведных» (Тов. 4: 10, 17). «Милость деяния да будет всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (Сир. 7: 36). Пророк Иеремия говорит, что от лица Божьего будут отвержены те из умерших, о спасении которых не подается милостыня.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела. Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками.

НА КЛАДБИЩЕ

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего всеобщего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного безсмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, помолиться. Желательно совершить литию (это слово в буквальном смысле означает «усиленное моление»). Для совершения чина литии можно пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, есть в полных молитвословах. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector