Можно ли в воскресенье поминать усопших

Поминовение усопших

Поминальная суббота, день поминовения покойных, родительская суббота – у данного дня много названий. Смысл же один – поминовение усопших через молитвы, воспоминания, поминальную трапезу. Для каждого христианина поминальный день усопших очень важен и дорог. Он объединяет всех людей, заставляя каждого помолиться за близкого человека.

Поминовение у христиан: происхождение традиции

Декрет об образовании всемирного дня особого поминовения умерших датирован 998 годом. Впервые традиция была введена во Франции. Ее основатель — аббат Одилон Клюнийский. Ее распространение происходило достаточно быстро.

Решение организовать повсеместный для католической церкви поминальный день поминовения всех усопших было вызвано легендой пилигрима. Она гласит о том, как возвращающийся со Святой Земли паломник узнал от отшельника об огромной трещине в скале, ведущей прямо в землю. Мужчина рассказал о страшных звуках, доносящихся оттуда. По его словам, это были стоны умерших. Также он повествовал и о криках дьявола, который досадовал о том, что люди читают молитвы за покойников. Услышав эту историю, Одилон Клюнийский и решил сделать поминовение покойных обязательным для всех православных.

Интересный факт: Одилон Клюнийский назначил датой дня памяти усопших 2 ноября. Именно этого числа в католической церкви и читают молитву об умерших ежегодно. У христиан же установлено сразу несколько дней почтения покойных.

Индивидуальные дни поминовения покойных

Поминают умерших не только в общепринятые дни (о которых речь пойдет далее). Читать молитвы об усопших близких можно в любой день. Но правильнее всего делать это на:

  • Третий, девятый и сороковой день после смерти. Именно в этот период (до 40-го дня) умерший держит ответ перед Богом. Его душа находится в стадии перехода от жизни земной к жизни вечной. В эти дни она особо нуждается в помощи (молитве со стороны близких, воспоминаниях о добрых делах умершего и т.д.).
  • Годовщину с даты смерти. Событие ухода души в иной мир по значению не уступает дню рождения тела человека (а для многих православных даже превосходит, ведь когда люди умирают, они переходят в вечную жизнь). Именно поэтому в годовщину смерти необходимо в обязательном порядке помянуть покойного добрым словом.

Церковью не возбраняется ежедневно читать молитву близким людям, ушедшим в вечную жизнь. Помимо индивидуальных дат существуют и общие дни, когда поминание усопших родственниками обязательно.

Вселенский день памяти умерших или родительские субботы

В церковном календаре существуют особые поминальные дни, распространяющиеся на всех христиан. В установленные православной церковью даты совершаются соответствующие панихиды в святых местах. Называются дни вселенскими родительскими субботами. Читать молитву следует не только родителям, но и всем робам божьим, ушедшим в иной мир. Проводить такие поминки можно как в церкви, так и дома.

Мясопустная суббота

Первым календарным днем, когда поминают всех усопших является мясопустная суббота. В 2019 году она выпадает на 2 марта. Проводятся поминки за 8 дней до великого поста перед главным христианским праздником — Пасхой. Приходится мясопустная суббота на последнюю неделю перед Масленицей. Именно поэтому ее также называют и Малой Масленицей.

Церковные панихиды проводятся по особому уставу. Батюшки, когда поминают умерших, читают молитвенные речи одновременно за всех христиан, начиная от Адама и заканчивая именами, предоставленными в записке прихожанами. Вместе с церковным служителем Бога молятся и пришедшие родственники покойных. Они просят у Господа упокоения души усопшего, отпущения всех его земных грехов.

Существует православная традиция того, как помянуть усопших в мясопустную субботу. К основным ее правилам можно отнести:

  • Приготовление блинов. По христианским обычаям, первый испеченный блин хозяйка должна положить у икон, второй — на подоконник, а все остальные — отнести на могилу родственника и раздать их малоимущем либо служителям храма/церкви.
  • Проведение поминального ужина. Вечером хозяйке дома предстоит накрыть богатый стол. Еда может разнообразной, т.к. она еще неограниченна постом. Главное, чтобы на столе было нечетное количество блюд. Желательно, чтобы на столе была кутия.

Перед тем, как поминать покойных за обеденным столом, нужно подготовить место для самих умерших душ. Для этого достаточно лишь отложить в отдельную тарелку понемногу с каждого блюда и налить стакан вина/водки/киселя. Помимо этого, на столе в обязательном порядке должна быть зажжена свеча.

Радоница

После празднования Пасхи (на второй неделе) первым днем памяти всех умерших является Радоница (в 2019 году выпадает на 7 мая). Ее основной смысл — разделение радости от великого праздника с усопшими. В Радоницу принято приходить на могилы родственников как бы с благой вестью — Иисус не умер, он сумел победить смерть и защитить душу каждого человека своим поступком.

В этот праздник (именно так называют эту поминальную дату) христиане посещают кладбище, где и происходит встреча живых и мертвых душ. Здесь близкие вспоминают ушедшего на тот свет раба божьего добрыми словами, поминают его и молятся за его упокоение. Сопровождается поминовение усопших освящением еды (куличей, крашенок, сладостей) и ее предоставлением родным или чужим людям за упокой души (необходимо называть точное имя).

Помните! Не стоит создавать широкие пиршества на могиле покойного. Это говорит о неуважении к миру мертвых. Церковь возбраняет такое поведение. Кладбище — это место, где необходимо читать молитву об усопших и поминать их.

На Радоницу также принято накрывать обильный поминальный стол дома. Правила его создания не отличаются от уставов, характерных для Мясопустной субботы.

Троицкая вселенская суббота

Не менее значимой поминальной датой в христианстве является Троицкая субботу (в 2019 году выпадает на 15 июня). В вселенскую Троицу принято поминать не только родителей и близких родственников, но и всех людей, некогда живущих на земле. Утром верующие посещают литургию, проводимую в церкви. После этого они отправляются на кладбище на могилы родных. Места захоронения принято украшать свежими ветвями и цветами. Это символизирует пробуждение природы и скорейшее становление единого царства.

В православии Радоница является единой для поминовения всех усопших. Именно поэтому многие прихожане украшают и чужие могилы, отдавая дань каждому рабу божьему. После посещения кладбища верующие отправляются домой, где им предстоит накрыть стол. Для приготовления блюд можно использовать любые продукты (ведь великий пост уже позади). Чтобы правильно поминать умерших, необходимо отказаться за столом от:

  • пустых разговоров, злословий и сплетен;
  • праздного веселья;
  • алкоголя.

Поминальную трапезу можно проводить как в компании родственников и друзей, так и в одиночку. Главное — не забыть о поводе застолья и зажечь свечу в память об усопшем.

Дмитриевская суббота

Еще одним днем поминания покойных является Дмитриевская суббота (в 2019 году выпадает на 2 ноября), появление которой связывают с Куликовской битвой и, соответственно, Дмитрием Донским. Ранее в Дмитриевскую субботу провожали осень и готовились к зимним холодам. Согласно поверьям, закончить подготовку необходимо было до наступления Покровов.

В этот день принято в обязательном порядке проводить генеральную уборку всех помещений, посещать кладбище и церковную службу, поминать усопших. По православным традициям обеденный (вечерний) стол должен быть устелен новой льняной скатертью. Пища на нем должна быть поминальной (кутия, блины с разными начинками, пироги).

Частные поминальные дни

К особым дням поминовения относятся и частные поминальные даты, приуроченные к великим историческим событиям и связывающие большое количество сторонников православия. Среди наиболее значимых можно выделить:

  • 9 мая — дата, когда день поминовения усопших посвящен всем жертвам Великой Отечественной Войны;
  • 22 июня — день памяти и скорби, связанный с нападением фашисткой Германии на СССР;
  • 11 сентября — день скорби павших православных воинов.

В эти даты необязательно сопровождать поминание походом на кладбище и в церковь. Достаточно будет помянуть погибших родителей, родственников, знакомых добрыми словами и чистыми мыслями за обедом или ужином.

Особенности поминания умерших в родительские субботы

Православные христиане, чтущие свои традиции и обязанности, несмотря на то, в какие дни они поминают усопших, соблюдают целый ряд правил. Большинство уставов являются общими и подходят для всех вселенских суббот. Изучить их несложно. Главное — подходить к данному процессу с душой и пониманием. Необходимо осознавать, что поминание умерших — это наш долг. Каждому стороннику православия известно, что при втором пришествии все, чье тело погибло, а душа осталась жива, воскреснут. Именно поэтому богослужители просят верующих молиться о своих родителях и близких людях, спасая тем самым их душу и очищая ее от земных грехов. И совершать молитвенные обряды следует не только на годовщины со дня смерти, но и во все вселенские субботы (а лучше — чаще).

Чтобы быть услышанным Господом, необходимо знать о том, как правильно поминать усопших, и стремиться к полному соблюдению основных уставов проведения поминок. Касается это как поведения на церковной службе, так и совершения поминального обряда дома.

Церковные поминальные службы

Далеко не все верующие знают, как правильно в церкви поминать усопших и что необходимо нести в храм. Ответить на вопрос непросто, так как данный процесс имеет сразу несколько нюансов:

  • Имя усопшего. Перед непосредственным началом поминальной службы пришедшему необходимо записать на листке имена усопших и подать записку богослужителю.
  • Свечи и молитва. После того, как записка отдана, необходимо поставить свечу за упокой души умершего. Устанавливаются поминальные свечи на панихидный столик.
  • Молитва. Во время богослужения от прихожан требуется лишь одно — искренне молиться за усопших близких.
  • Совершение блага. В память об усопших принято творить добро и оставлять нуждающимся милостыню (деньгами или продуктами).

Приносить же в храм следует постную еду и кагор. Она раскладывается на отдельном столе, расположенном недалеко от панихидной подставки. Приносить крепкие спиртные напитки (коньяк, водка) нельзя. В церкви можно также заказать и индивидуальную панихиду об усопшем.

Заупокойные молитвы дома

Если возможности посещения церкви нет, необходимо помянуть душу близкого человека дома. Умерший нуждается лишь в нашей молитве и памяти. Ему неважны материальные блага и большие яства. Чтобы правильно почтить его душу, достаточно лишь веровать и уметь молиться. Молитва — неотъемлемое звено самостоятельного поминовения. В молитвеннике представлено большое разнообразие поминальных слов. Произносить их необходимо искренне, от души, обдумывая истинный смысл произносимого. Правильно делать это перед иконой с саженной рядом свечой.

Поминать близкого следует и за столом. Для этого следует создать для раба божьего отдельное блюдо с едой и стакан с напитком. Во вселенские родительские субботы все души, потерявшие свое тело, возвращаются к близким людям. Поэтому так важно уделить им в эти дни свое внимание.

Особенности поминального стола

Перед тем, как поминать усопших за поминальным домашним столом, в обязательном порядке следует прочитать краткий чин панихиды. При отсутствии слов такового можно прочесть «Отче наш». Только после этого все пришедшие на обед приступают к трапезе. Первым блюдом, которое можно вкусить, является кутия. Она должна быть освещена в церкви. Если такой возможности не было, необходимо сбрызнуть блюдо святой водой.

При проведении поминок рекомендуется воздержаться от употребления спиртного. Необходимо следить и за тем, чтобы поминальный обед не превращался в шумное застолье. За столом не должны обсуждаться новости, вестись сплетни и пустые беседы. В течение обеда разговоры должны посвящаться добрым делам усопшего. Отметить следует и его положительные качества.

От чего следует отказаться в поминальные дни?

Родительские поминальные субботы не ограничивают православных жесткими рамками поминовения. Единственно, что не рекомендуют делать церковные служители, — это организовывать пиры на кладбище. Могила — это место упокоения души. Здесь не стоит сплетничать, вести пустые разговоры и слишком много пить, есть. Лучше отдать еду нуждающимся. Приходить сюда следует с одной целью — для чтения молитвы и предоставления подати за упокой. Действует этот устав независимо от того, в какой день поминается умерший человек.

Помните, что поминание умершего — это серьезный процесс, требующей искренности и чистоты. Поэтому перед тем, как , стоит освободить свои мысли от дурных помыслов и настроиться на духовную связь с Богом через молитву. Состояние души близкого человека, ушедшего в иной мир, находится именно в наших словах. Поэтому читать поминальные молитвы следует не только после похорон, но и в родительские субботы, а также при любой другой возможности в поминальный день. Особенности того, как нужно поминать усопших, необходимо прививать верующим с раннего возраста.

Читать еще:  Как сплести корзину из джута

Поминайте усопших правильно . Особенно в дни Пасхи

Во вре­мя Страст­ной неде­ли, Пас­хи, а за­тем всей Свет­лой сед­ми­цы усоп­шие глас­но не по­ми­на­ют­ся. Про­дол­жа­ет­ся по­ми­но­ве­ние на Ли­тур­гии: за про­ско­ми­ди­ей, на су­гу­бой ек­те­нии («о всех преж­де по­чив­ших»), а так­же в тай­ных мо­лит­вах по­сле за­до­стой­ни­ка, – так да­же на Пас­ху мо­лят­ся об усоп­ших.

Но са­ма Пас­ха Гос­под­ня ― это празд­ник по­бе­ды над смер­тью, да­ро­ва­ние Хри­стом жиз­ни веч­ной все­му ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. И в та­кие свет­лые дни по­ми­но­ве­нию усоп­ших при­да­ет­ся осо­бый от­те­нок.

Об­ря­до­вое по­ми­но­ве­ние на­чи­на­ет­ся по­сле Фо­ми­ной неде­ли

По­не­дель­ник Ра­до­ни­цы (сле­ду­ю­щая сед­ми­ца по­сле Свет­лой) ― это пер­вый день, ко­гда, соб­ствен­но, со­вер­ша­ет­ся ря­до­вое за­упо­кой­ное по­ми­но­ве­ние.

С са­мой древ­но­сти опи­са­на тра­ди­ция, ко­гда по­сле Пас­халь­ных тор­жеств хо­ди­ли на клад­би­ща. Но для че­го? Преж­де все­го, для мо­лит­вы.

В на­ши же дни по­ход на клад­би­ще ― ско­рее, некий по­вод для «ма­ев­ки», «пик­ни­ка на обо­чине», а так­же и для встре­чи с даль­ни­ми род­ствен­ни­ка­ми, ко­то­рых ви­дишь раз в го­ду. Ну и по­вод по­кра­со­вать­ся пе­ред од­но­сель­ча­на­ми, чтобы быть «как все», или да­же «луч­ше всех».

Ес­ли уж речь идет о тра­пе­зе, как о древ­ней­шем цер­ков­ном уста­нов­ле­нии, то смысл ее со­сто­ит в ми­ло­стыне. Как ска­за­но в Еван­ге­лии: «Ко­гда де­ла­ешь обед или ужин, не зо­ви дру­зей тво­их, ни бра­тьев тво­их, ни род­ствен­ни­ков тво­их, ни со­се­дей бо­га­тых, чтобы и они те­бя ко­гда не по­зва­ли, и не по­лу­чил ты воз­да­я­ния. Но, ко­гда де­ла­ешь пир, зо­ви ни­щих, увеч­ных, хро­мых, сле­пых, и бла­жен бу­дешь, что они не мо­гут воз­дать те­бе, ибо воз­даст­ся те­бе в вос­кре­се­ние пра­вед­ных» (Лк.14:12-14).

Та­ких лю­дей зва­ли, чтобы они по­мо­ли­лись об усоп­ших. К при­ме­ру, мать бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на, по мест­но­му обы­чаю, с ра­до­стью ва­ри­ла ка­шу и кор­ми­ла ею ни­щих, тво­ря ми­ло­сты­ню во бла­го ду­шам усоп­ших.

Смысл по­хо­да на клад­би­ще, ― это, преж­де все­го, мо­лит­ва

Ещё бо­лее важ­но – прий­ти в этот день в цер­ковь на служ­бу и по­мо­лить­ся об усоп­ших. Да­же в неболь­ших при­ход­ских хра­мах бо­го­слу­же­ния все рав­но со­вер­ша­ют­ся – пусть да­же и не Ли­тур­гии, а толь­ко па­ни­хи­ды. А при­дя в Ра­до­ни­цу на клад­би­ще (втор­ник вто­рой сед­ми­цы по­сле Пас­хи), на мо­ги­лы близ­ких, не сле­ду­ет де­лать то­го, что оскорб­ля­ет их па­мять, да и Са­мо­го Бо­га.

На­при­мер, сей­час тра­ди­ци­он­ным «ат­ри­бу­том» по­ми­но­ве­ния ста­ло рас­пи­ва­ние на мо­ги­лах ал­ко­голь­ных на­пит­ков. Это нон­сенс, та­ко­го быть не долж­но. На­став­ле­ние рю­мок, вы­ли­ва­ние вод­ки в мо­ги­лу, по боль­шо­му сче­ту, ― яв­ное от­вер­же­ние Еван­гель­ских норм. Ведь ска­за­но, что Цар­ство Бо­жие ― это не пи­ща и пи­тие (Рим.14:17). По­лу­ча­ет­ся, на­ми ру­ко­во­дит ти­пич­ное язы­че­ское пред­став­ле­ние о том, что по­кой­ник дол­жен есть и пить.

С дру­гой сто­ро­ны, без­от­каз­но «сра­ба­ты­ва­ет» яв­но нехри­сти­ан­ское по­ня­тие о том, что ес­ли мы тут пьем, едим и ве­се­лим­ся, зна­чит, и по­кой­ни­ку «там» хо­ро­шо. Как не по­смот­реть, язы­че­ство, да и толь­ко.

А ведь глав­ное на Ра­до­ни­цу ― это по­мя­нуть, то есть, по­мо­лить­ся о по­чив­ших, а не на­сы­тить­ся и упить­ся. Пьян­ствуя же, мы сви­де­тель­ству­ем о том, как не лю­бим на­ших усоп­ших.

По­ми­ная усоп­ших, луч­ше сде­лать все пра­виль­но – по-Еван­гель­ски

На­вер­ня­ка каж­дый зна­ет, где непо­да­ле­ку жи­вет ста­ру­ха, для ко­то­рой бу­хан­ка бе­ло­го хле­ба ― уже ла­ком­ство, по­то­му что она не в со­сто­я­нии его се­бе ку­пить. Где-то жи­вут вдо­вы, си­ро­ты, ин­ва­ли­ды… Пой­ти в этот день к ним, при­не­сти им что-то по­ку­шать, убрать у них до­ма ― эти де­ла ми­ло­сер­дия при­не­сут и нам са­мим, и ду­шам на­ших усоп­ших род­ных го­раз­до боль­ше поль­зы, неже­ли соб­ствен­но тур­по­ход на клад­би­ще.

Ведь по­мо­лить­ся об усоп­ших мож­но в лю­бом ме­сте, в лю­бое удоб­ное вре­мя – а уж осо­бен­но в хра­ме Бо­жи­ем. Но сде­лать доб­рое де­ло и по­про­сить, чтобы по­мо­ли­лись об упо­ко­е­нии ра­ба Бо­жье­го имя­рек ― вот са­мое луч­шее про­ве­де­ние Ра­до­ни­цы.

Итак, смысл тра­пезы ― это ми­ло­сты­ня, наш по­ход на клад­би­ще ― для мо­лит­вы. А у нас по­лу­ча­ет­ся, что та­кие «по­хо­ды» пре­вра­ти­лись в бес­смыс­лен­ную тра­ди­цию, ко­гда не все по­ни­ма­ют ее смыс­ла и пред­на­зна­че­ния.Для че­го это все? Ну дру­гие идут, и мы идем. Не дай Бог быть ху­же ко­го-то!

По­ход на клад­би­ще имен­но в пас­халь­ные дни не име­ет смыс­ла. Цер­ковь для все­го уста­нав­ли­ва­ет свое вре­мя: вре­мя по­ми­нать усоп­ших, и вре­мя ра­до­вать­ся по­бе­де над смер­тью.

Пас­халь­ная сед­ми­ца ― это по­бе­да над смер­тью, и да­же в цер­ков­ном уста­ве ска­за­но, что ес­ли на пас­халь­ную сед­ми­цу вы­па­да­ет тре­тий, де­вя­тый или со­ро­ко­вой день пре­став­ле­ния усоп­ше­го, по­ми­на­ние пе­ре­но­сит­ся.

Мо­лит­ва, ми­ло­сты­ня, воз­дер­жа­ние от язы­че­ских обы­ча­ев ― вот это ос­нов­ное.

Су­ще­ству­ет тра­ди­ция – при­гла­шать на мо­ги­лы свя­щен­ни­ка

В се­лах, как пра­ви­ло, ни­кто ни­ку­да не спе­шит, свя­щен­ник со­вер­ша­ет об­щую па­ни­хи­ду, и мо­жет по­дой­ти к каж­дой мо­ги­лоч­ке, спеть «Со свя­ты­ми упо­кой» или от­слу­жить ли­тию. В го­ро­дах с этим слож­нее. Огром­ные клад­би­ща, и род­ствен­ни­ков за­ча­стую при­хо­дит­ся по ты­ся­че на свя­щен­ни­ка. Как быть?

В этом во­про­се скры­ва­ет­ся еще один нема­ло­важ­ный ню­анс по­ми­но­ве­ния усоп­ших. Ес­ли уж мы при­шли на клад­би­ще, глав­ное – чтобы серд­це бы­ло об­ра­ще­но к Бо­гу, и в нем зву­ча­ла мо­лит­ва. Но не долж­но быть тще­слав­но­го же­ла­ния, чтобы вот имен­но «к мо­ей мо­ги­лоч­ке» по­до­шел ба­тюш­ка, имен­но у мо­е­го род­ствен­ни­ка от­слу­жи­ли.

Бог не счи­та­ет мет­ры бли­зо­сти свя­щен­ни­ка до мо­ги­лы усоп­ше­го, и уж тем бо­лее Бог не со­чув­ству­ет на­ше­му тще­сла­вию. Ес­ли хо­чет­ся, чтобы имя по­чив­ше­го срод­ни­ка или близ­ко­го че­ло­ве­ка бы­ло воз­не­се­но в мо­лит­вах, для это­го есть Ли­тур­гия, осо­бые дни по­ми­но­ве­ния, есть и лич­ное чте­ние Псал­ты­ри ― все это боль­шое уте­ше­ние для душ усоп­ших.

Вспом­ни­те ис­то­рию Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, ко­гда на пас­халь­ное при­вет­ствие пре­по­доб­но­го Ди­о­ни­сия свя­тые от­цы, в пе­ще­рах по­чи­ва­ю­щие, от­ве­ти­ли «Во­ис­ти­ну Вос­кре­се!». По­че­му бы и нам, при­дя с мо­лит­вой на клад­би­ще, не ска­зать на­шим усоп­шим «Хри­стос Вос­кре­се!», про­чи­тать у мо­гил­ки Пас­халь­ный ка­нон, сти­хи­ры Пас­хи. Это дей­стви­тель­но ду­хов­ная ра­дость, ко­то­рой мы де­лим­ся с успо­ши­ми.

К во­про­су о «гроб­ках», «крас­ных гор­ках», «чер­ных неде­лях»

Эти дни не от­но­сят­ся к ка­те­го­рии об­ще­цер­ков­ных устав­ных по­ми­наль­ных дней, но обы­чай име­ет на­столь­ко ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, что стал прак­ти­че­ски по­все­мест­ным. Его си­ла ве­ли­ка чрез­мер­но, и его зна­че­ние в «на­род­ном со­зна­нии» по­рой пре­вос­хо­дит все обыч­ные ро­ди­тель­ские суб­бо­ты.

Се­го­дня Ра­до­ни­ца ста­но­вит­ся все ме­нее и ме­нее цер­ков­ной. На­про­тив: всё бо­лее на­пол­ня­ет­ся язы­че­ски­ми и про­сто про­ти­во­цер­ков­ны­ми обы­ча­я­ми и по­ня­ти­я­ми. Для боль­шин­ства Ра­до­ни­ца – ма­ло­по­нят­ный ри­ту­ал: ни­кто тол­ком не зна­ет, что оно озна­ча­ет, но на клад­би­ще идут прак­ти­че­ски все.

В на­ро­де его име­ну­ют «гроб­ка­ми», «крас­ной гор­кой», а са­му Ра­до­ни­цу «чер­ной неде­лей». Ре­гио­наль­ных осо­бен­но­стей пре­ве­ли­кое мно­же­ство, рав­но как и на­зва­ний по­ми­наль­ных дней ― «еже по обы­чаю».

Неосо­знан­ные обы­чаи

В со­цио­ло­гии 20-25 лет ― это по­ко­ле­ние. Со­вет­ское вре­мя «вы­би­ло» из цер­ков­ной тра­ди­ции це­лых три по­ко­ле­ния. Опре­де­лен­ные зна­ния мож­но бы­ло бы пе­ре­дать от ба­буш­ки к внуч­ке, но через три по­ко­ле­ния ― это ма­ло­ве­ро­ят­но. Пра­во­слав­ные тра­ди­ции ис­чез­ли, а что-то на­нос­ное оста­лось. И ко­гда со­вер­ша­ют­ся по­ми­на­ния, боль­шин­ство совре­мен­ни­ков вряд ли мо­жет чет­ко от­ве­тить, для че­го то или иное де­ла­ет­ся.

Вот, на­при­мер, вспом­ни­те обы­чай в се­ле, ко­гда несут гроб и оста­нав­ли­ва­ют­ся на пе­ре­крест­ках. Для че­го? Де­ло в том, что рань­ше во вре­мя несе­ния гро­ба с усоп­шим от до­ма к хра­му для от­пе­ва­ния на каж­дом пе­ре­крест­ке со­вер­ша­лась ли­тия, чи­та­лось Еван­ге­лие за упо­кой (во мно­гих мест­но­стях Укра­и­ны этот доб­рый обы­чай со­хра­нил­ся). Это очень хо­ро­шо, очень по­учи­тель­но, всё се­ло воль­но-неволь­но мо­лит­ся…

А в со­зна­нии боль­шин­ства лю­дей остал­ся лишь фраг­мент обы­чая: несут по­кой­ни­ка, на пе­ре­крест­ке оста­но­ви­лись, а для че­го – неве­до­мо. И та­ко­го очень мно­го.

Даль­ше. Да­же и в не очень ве­ру­ю­щих се­мьях в со­вет­ские вре­ме­на ста­вил­ся порт­рет по­кой­но­го, воз­ле ко­то­ро­го за­жи­га­лась све­ча. Хо­тя по ло­ги­ке ве­щей ― све­ча за­жи­га­лась пе­ред ико­ной. И та­ких при­ме­ров мас­са…

Да­же ми­ло­сты­ня пре­вра­ти­лась в ка­кой-то стран­ный ри­ту­ал раз­да­я­ния кон­фет: дет­ки на Ра­до­ни­цу хо­дят по клад­би­щу с ку­леч­ка­ми, а им го­ра­ми скла­ди­ру­ют кон­фе­ты, пе­че­нье, фрук­ты. При этом щед­рые «по­да­те­ли» ни на се­кун­ду не за­ду­мы­ва­ют­ся: за­чем это? Идея хо­ро­шая, это ж ми­ло­сты­ня! Но по боль­шо­му сче­ту это пре­вра­ти­лось в раз­вле­че­ние.

Что уж го­во­рить о бу­тыл­ках, со­би­ра­е­мых мест­ны­ми «тру­же­ни­ка­ми ты­ла» по­сле вы­пи­ва­ния остав­лен­ных на мо­гил­ках «ри­ту­аль­ных ста грам­мов»… Вы­хо­дит, мы соб­ствен­но­руч­но по­мо­га­ем па­да­ю­щим упасть?

Что по­ду­ма­ют лю­ди…

Пред­ставь­те, сколь­ко долж­но прой­ти лет, чтобы лю­ди, чи­та­ю­щие эти стро­ки, со­гла­си­лись с тем, что здесь ска­за­но, и это­му на­учи­ли де­тей.

Но в от­вер­же­нии язы­че­ских тра­ди­ций для мно­гих скры­ва­ет­ся ужас­ный и очень бо­лез­нен­ный во­прос: «А что лю­ди по­ду­ма­ют, что ска­жут?»

…Умер один из мо­их род­ных. Сра­зу по­шли рас­спро­сы, на­до ли за­ве­ши­вать зер­ка­ла? – Нет, в этом нет смыс­ла; зер­ка­ла не за­ве­си­ли. А что вил­ки в ка­че­стве сто­ло­вых при­бо­ров нель­зя класть на стол по­ми­наль­ной тра­пезы? – Мож­но, по­ло­жи­ли на сто­ле вил­ки. И всё, про­блем не бы­ло!

Итак, мы са­ми мно­гое про­во­ци­ру­ем, без­дум­но со­гла­ша­ясь с окру­жа­ю­щи­ми и по­вто­ряя чу­жие ошиб­ки. Все го­во­рят: на­до ид­ти на клад­би­ще, – пой­дем и мы. Все го­во­рят, на­до по­ста­вить рюм­ку, – по­ста­вим и мы. Все го­во­рят, на­до раз­дать кон­фе­ты, – раз­да­дим и мы…

Мо­жет, не нуж­но бо­ять­ся стать «бе­лой во­ро­ной» – не лить по при­ме­ру со­се­дей вод­ку на мо­ги­лу, не осквер­нять па­мять по­чив­ших по­пой­ка­ми и об­жор­ством, спо­кой­но тво­рить ми­ло­сты­ню на фон об­ще­го нетрез­во­го ве­се­лья?

Так, на­вер­ное, по­сту­пать луч­ше, неже­ли устра­и­вать пас­халь­ные де­бо­ши.

За­чем свя­щен­ник на клад­би­ще?

Мо­лит­вы над гро­бом, на мо­ги­ле усоп­ше­го со­вер­ша­лись все­гда. Так что се­го­дня Цер­ковь ни на йо­ту не от­хо­дит от то­го, что де­ла­лось 10-15 ве­ков на­зад.

В этом, кста­ти, мо­жет быть и мис­си­о­нер­ский смысл. Од­но де­ло, ко­гда си­дит пря­мо-та­ки ком­паш­ка лю­дей, вы­пи­ва­ю­щих воз­ле мо­ги­лы, и дру­гое – ко­гда при­шед­ший свя­щен­ник у мо­ги­лы про­из­но­сит свя­щен­ные сло­ва, про­из­но­сит свя­щен­ные пес­но­пе­ния. Для мно­гих ― это жи­вая про­по­ведь. Без свя­щен­ни­ка по­се­ще­ние клад­би­ща есть сле­до­ва­ние непо­нят­но­му ри­ту­а­лу, а так кто-то по­мо­лит­ся, пусть и неосо­знан­но, а кто-то за­ду­ма­ет­ся о Веч­ном.

При­сут­ствие свя­щен­ни­ка на клад­би­ще име­ет так­же и некий дис­ци­пли­нар­ный эф­фект, ко­гда и вы­ру­гать­ся стыд­но бу­дет, и го­лос по­вы­сить, и пес­ню спеть – все-та­ки ба­тюш­ка ря­дом. Так что на­ли­чие свя­щен­но­слу­жи­те­ля по­мо­га­ет обла­го­ра­жи­вать эту за­ча­стую ди­кую сре­ду.

От се­дой древ­но­сти хри­сти­ане в по­сле­пас­халь­ные дни при­хо­ди­ли для осо­бен­ных мо­литв на мо­ги­лы усоп­ших хри­сти­ан. И се­го­дня важ­но, чтобы из обы­ча­ев Ра­до­ни­цы ушло все на­нос­ное, язы­че­ское, чтобы всё, про­ис­хо­дя­щее на клад­би­щах в эти дни, про­ис­те­ка­ло бы из хри­сти­ан­ской люб­ви к по­кой­ным, а не из же­ла­ния сде­лать «как у лю­дей» или из про­сто­го тще­сла­вия.

Чем боль­ше бу­дет нас, пра­во­слав­ных, тем боль­шая ве­ро­ят­ность то­го, что ра­но или позд­но клад­би­ща пре­вра­тят­ся в свя­щен­ные ме­ста мо­лит­вы, а не пре­воз­но­ше­ний и уве­се­ле­ний.

Вселенская родительская суббота: как правильно поминать усопших

Всего родительских суббот в церковном году пять, но только две из них именуются «Вселенскими». Одна отмечается летом, перед праздником Троицы, а вторая – перед Неделей о Страшном суде. Так называется евангельское чтение на церковной службе в воскресенье 3 марта.

Вселенские они потому, что только в эти две субботы священники в церкви читают особые молитвы, в которых просят Бога о прощении грехов всех умерших людей: всех, начиная от Адама и Евы, кто жил на Земле.

«МИР 24» рассказывает, как правильно отмечать Вселенскую родительскую субботу: что нужно и что можно делать в этот день, а чего делать нельзя или не стоит.

Что нужно сделать в этот день

Помолиться. Самое важное, что можно и должны сделать – это помолиться об упокоении умерших близких и родных людей.

Читать еще:  Как печь пасху

«Поминать – значит не просто напрягать память, это значит обращаться к Богу, – сказал корреспонденту «МИР 24» теолог, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский. – Ведь своих любимых мы и так обычно помним, это свойство памяти. Но молитвенная память – это то, что преодолевает грань между жизнью и смертью. Человек в молитве восходит туда, где есть только жизнь. Поэтому в этот день нужно помолиться, в храме или дома, за тех, кто уже ушел, но мы верим, что в памяти и любви Божьей они живы».

По словам профессора Копировского, в такой молитве можно получить откровение о себе, о своей жизни, о том, что нам тоже когда-то придется уйти, и важно, чтобы было кому о нас помолиться.

Написать поминальные записки. Православным хорошо пойти в церковь на утреннюю службу и написать поминальные записки, указав имена всех усопших, которых мы вспоминаем (многие даже специально спрашивают старших родственников, чтобы выяснить как можно больше имен предков).

В записках можно писать имена только крещеных людей. О некрещеных и тех, кто при жизни был неверующим человеком, мы можем лишь помолиться самостоятельно, не привлекая к этому служителей церкви.

Заказать сорокоуст. Можно заказать сорокоуст об упокоении кого-то самого близкого. Тогда об умершем человеке целых сорок дней подряд будут молиться священники, поминая его имя в алтаре. Еще один способ сугубого поминовения – заказать панихиду об умершем.

Принести пожертвование на канун. Еще один способ помянуть – купить и принести в церковь продукты (любые кроме мяса). Их кладут на канун – обычно это стол рядом с тем местом, где ставят свечи об упокоении. Можно также купить в церковной лавке и пожертвовать на канун кагор, который потом пойдет для причащения верующих, или лампадное масло. Все это делается с той же целью, с какой ставится свеча – это пожертвование, как способ поминовения близких.

Раздать милостыню. Что можно сделать, чтобы молитвы были услышаны? Конечно, делать добрые дела. А также раздавать милостыню и пожертвования. В любой форме: можно перевести деньги на благотворительность, пожертвовать в храм, раздать нуждающимся, просто сделать перевод кому-то из знакомых, про кого вы знаете, что человеку нужна помощь.

Помянуть соотечественников, невинно убиенных в XX веке. Нам всем есть, кого вспомнить, но нам важно извлекать из забвения десятки миллионов наших соотечественников и родных, чьи жизни унес XX век. «Вся земля наша была полита кровью, – говорит священник, ректор СФИ Георгий Кочетков. – Страдали люди всех сословий, классов, наций. Всё смешалось в этой черной буре, когда Бог был отринут людьми, когда человек решил сразиться с Богом, а если уж прямо с Богом сражаться не мог, то сражался с Его образом в каждом человеке. Для нас сегодня молитва об умерших – это молитва не о прошлом и не за прошлое. Эта молитва – о настоящем и подлинном в нашей жизни, это молитва о восполнении того, что было утеряно, извращено, искажено, исковеркано, обезображено, испачкано, изуродовано, убито».

Что делать можно, но не обязательно

Собрать поминальную трапезу. В родительскую субботу хорошо собираться вместе дома, чтобы помолиться и вспомнить жизнь усопших близких, вспомнить, что они смогли сделать в своей жизни ради Бога, ради других людей, и поблагодарить Бога за них. Только поминальная трапеза не должна превращаться в пышное застолье.

Доделать то, чего не успел усопший. Очень хорошая традиция, скорее не церковная, а светская – постараться закончить те дела, которые не успел доделать на этой земле близкий человек. Мы знаем, что друзья и родственники часто издают собрания сочинений писателя или поэта, даже если он не получил широкого признания при жизни. А ученики продолжают научные изыскания своего учителя.

Но и любой человек достоин того, чтобы в память о нем подхватить и доделать важное для него дело. А иногда бывает нужно даже попросить от его имени прощения у кого-то, если он не сделал этого при жизни. Самое время для этого – родительская суббота.

Выяснить подробности про свои корни. Сейчас многие люди выясняют свои родословные, находят информацию о своих предках: где они жили, кем они были. Иногда находят среди своих предков людей очень достойных или даже святых. «Эта тенденция дает большую надежду, что от бытового почитания усопших наш народ будет постепенно переходить к более духовному отношению к предкам. И к родителям, и к тем, кто для нас лично, и для нашего народа является примером и вдохновителем», – сказал старший преподаватель СФИ Максим Зельников.

Посетить родные могилы. В родительскую субботу можно также посещать могилы близких. Но это не обязательно, а по велению души. Если хочется, то можно. Однако священники предупреждают, что без молитв это бессмысленно и даже вредно, поскольку приводит к унынию.

Чего делать не нужно

В нашем народе, как и во всех народах, сильна традиция памяти об усопших. Но в ней важно различать разные пласты, поскольку по происхождению она не только христианская. Если вы православный человек, или хотя бы на уровне традиции ассоциируете себя с православной традицией, то не следует делать всего того, что пришло к нам из язычества.

  • В Родительскую субботу нельзя курить и употреблять алкоголь на кладбище.
  • Нельзя оставлять на могиле рюмку, хлеб и любое угощение. Это – не христианская, а языческая традиция.
  • Нельзя креститься на фото, монументы или памятники.
  • В Родительскую субботу не стоит ссориться и конфликтовать, тем более – сквернословить.
  • Не нужно превращать поминки в пышные торжества.
  • Не стоит устраивать обсуждение усопших, вспоминать об их грехах и недостатках.
  • Ни в коем случае нельзя идти не трезвым на кладбище и, тем более, в церковь.

Да и в целом посещать могилы в Родительскую субботу совсем не обязательно. «Традиция посещения кладбищ в определенные дни восходит к язычеству, которое видит в человеке прежде всего его телесную, земную сторону, – сказал корреспонденту «МИР 24» Максим Зельников. – Христианская же традиция поминовения усопших уделяет большее внимание духовной стороне жизни человека, его вере, его связи с Богом, она больше связана с молитвой, чем с посещением могилы».

По словам православного педагога, с точки зрения христианства гораздо ценнее помолиться об усопшем человеке и вспомнить его жизнь перед Богом, сделать так, чтобы Божьи дары, которые раскрывались в его жизни, не пропали для потомков, чтобы они могли у него чему-то учиться, извлечь из его жизни важные для себя уроки.

9 дней после смерти — что делать и как поминать усопшего

Дух, душа и тело — творения Божьи. Если тело имеет временную природу, то дух и душа живут вечно. Задача человечества так прожить земную жизнь, соблюдая заповеди Божьи, чтобы после смерти увидеть Царство Небесное.

Поминки на 9 дней после смерти — важный ритуал, помогающий умершему отойти в мир иной, а живым простить и отпустить его.

Где находится душа 9 дней после смерти

По канонам православия душа новопреставленного не сразу отправляется по Божьему предназначению, она 40 дней находится на земле после оставления тела.

В эти дни родные, близкие постоянно молятся за ушедшего в мир иной, по-особому отмечая 3, 9 и 40 день.

Главное разобраться, почему так важны эти дни, чтобы правильно провести поминки на 9 дней после смерти. Девять дней после смерти: смысл поминок состоит в молитвах за умершего перед Богом.

Число 9 является сакральным числом. После смерти тело покоится, укрытое землей, а душа продолжает находиться на земле. Прошло девять дней после похорон, что это значит для души умершего?

Загробная жизнь начинается с первого дня. На третьи сутки душа отходит из дома, отправляется в девятидневное хождение. Шесть дней усопший проходит особый путь, готовясь к личной встрече с Всевышним. На сороковой этот путь заканчивается.

Поминки на 9 дней после смерти помогают новопреставленному с трепетом и страхом оказаться перед престолом Бога — Судьи.

Ангелы в Божьей иерархии имеют свои чины. Именно девятидневное пребывание на посмертном пути заканчивает выбор ангелов-защитников, которые станут адвокатами перед Царем царей на Божьем суде.

Каждый из ангелов будет просить Бога о помиловании, представляя свидетельства праведной жизни ушедшего из жизни человека.

Три дня ангел-хранитель пребывает с душой около живых, а на четверные сутки усопший попадает в рай для знакомства.

Приговор Божьего суда еще не прозвучал, каждый новопреставленный попадает на райские просторы, чтобы отдохнуть от боли, преследовавшей его на земле. Здесь же умершему человеку показываются все его грехи.

Значение 9 дней

На девятый день ангелы приводят новопреставленного к престолу Бога, после разговора с Всевышним Богом душа отправляется в ад.

Это не окончательное Божье решение. Во время адского путешествия начинаются мытарства умершего, которые заключаются в прохождении испытаний. Сложность и глубины их зависят от греховных искушений, которые встретятся почившему во время путешествия по адскому пути. Души умерших, которые во время этого путешествия покажут, что добро побеждает зло, могут рассчитывать на прощение на Божьем суде.

Важность девятого дня после смерти человека — умерший все еще не определен Богом на своем пути. Молитвы, воспоминания родственников и друзей оказывают неоспоримую помощь ушедшему. Их воспоминания о жизни новопреставленного, его добрых делах, прощение обиженных приносят успокоение уходящей душе.

По православным традициям нельзя постоянно лить слезы об умершем человеке, удерживая таким образом его душу на земле. Обретая покой, родные и близкие дарят успокоение ушедшему родственнику, который, уходя, уже не заботится об оставленных им людях.

Проходя дорогой ада, грешники получают возможность раскаяться, молитвы живых оказываются сильной поддержкой для них во время непростого путешествия.

Важно! На девятый день принято заказывать молебен, который заканчивается поминками. Молитвой, звучащие во время поминовения, помогают умершему человеку пройти адские испытания.

Молитвы живых наполнены просьбами присоединить усопшего к ангелам. Если Богу будет угодно, тогда умерший родной человек станет ангелом-хранителем кого-то из близких людей.

Как правильно посчитать 9 дней

При расчете этого сакрального дня имеет значение не только день, но время смерти. Поминки устраивают не позже девятых суток, а чаще всего это делают на день раньше, но никак не позже.

Если человек умер после обеда, то поминки следует делать через 8 дней. Дата смерти не связана со временем похорон. По православной традиции, тело предают земле на вторые, третьи сутки, но бывают случаи, что дата погребения переносится на шестой и седьмой день.

Исходя из этого, дату поминок исчисляют в зависимости от времени смерти.

Поминки по традициям православия

Поминки не являются простым ритуалом. На девятый день родственники и близкие собираются на обед, чтобы отдать дань памяти умершему, оставив в своем сознании лучшие моменты из его жизни.

На поминальный обед не принято приглашать людей, они приходят сами. Безусловно, следует уточнить, где и когда происходить это событие, предупредить родных о своем желании присутствовать на обеде.

Начинают и заканчивают поминовение Господней молитвой.

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Мало кто из людей специально изучает погребальные, поминальные ритуалы и традиции, но никто не может избежать участи хоронить или поминать кого-то из близких.

Как правильно накрыть стол

Поминальный обед не имеет ничего общего с празднованием. Во время поминовения умершего не может быть веселья, песен или смеха.

Алкогольные напитки, вызывающие неподобное случаю поведение, не рекомендованы церковью.

Пьянство — великий грех, а во время поминок люди молятся о прощении прегрешений живым и мертвым. Предание пьянству во время поминовения девяти дней может нанести вред усопшему.

Читать еще:  Как писать поминальные записки образец

После молитвы каждый присутствующий на поминальном обеде человек накладывает в свою тарелку кутью, специально приготовленное и освященное в церкви блюдо.

Совет! Бывают такие ситуации, когда нет возможности освятить поминальное блюдо в церкви, тогда можно сбрызнуть его трижды святой водой.

Каждый регион имеет свои традиции приготовления этого блюда. Главными ингредиентами кутьи является мед и зерно:

Зерно выбрано не случайно. Оно имеет сакральный смысл. Как умирает семя при приготовлении кутьи, так умирает человек. Он может возродиться в новом облике, воскреснув в Царстве Небесном. Мед и мак добавляют в кутью, чтобы пожелать новопреставленному райскую жизнь.

Изюм, орехи не всегда присутствуют в постной кутье, ведь их символика — благополучная, здоровая жизнь.

Сладости, такие как варенье, мед или сахар, добавляются как символы сладостного райского пребывания.

Не следует превращать поминки в простое поедание пищи. Это время воспоминаний об умершем и утешения близких.

Правила поведения во время поминального обеда

Начинают поминальный обед с первого блюда, как правило, это борщ.

Поминальное меню обязательно содержит кашу, часто это горох, к которому подают рыбу, котлеты или птицу.

Выбор холодных закусок также во власти принимающей стороны.

Из напитков на столах присутствует взвар или компоты. На окончание трапезы подают пирожки со сладкой начинкой или тонкие блины с маком или творогом.

Совет! Не стоит готовить изобилие еды, чтобы не впасть в чревоугодие.

Создавать ритуалы во время принятия поминальной пищи — выдумка людей. Скромная трапеза не является основным событием этого дня. Собравшиеся люди во время приема пищи тихо вспоминают об ушедшем из жизни человеке.

Не рекомендуется говорить об плохих поступках или чертах характера ушедшего. Церковь призывает не заострять внимание присутствующих на том, что усопший был далеко не ангел, чтобы не навредить ему во время путешествия по аду.

Любой грех во время проведения поминок на 9 день может навредить усопшему.

Негативизм, высветленный при поминовении, является подталкиванием умершего человека к страшному приговору.

Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, рекомендуется раздать бедным родственникам, нуждающимся соседям или просто нищим.

Важно! Если девятину отмечают в пост, тогда поминальный обед переносят на ближайшие выходные и вносят коррективы в меню. Для людей, не придерживающихся постов, можно мясные блюда заменить рыбными.

Великий пост накладывает особенно строгий запрет на спиртное.

Имеет ли значение вид одежды

При проведении поминального обеда читаются молитвы, поэтому женщины покрывают свои головы платками или шарфами. На 9 день платки черного цвета могут быть только у близких родственников, как знак особой печали.

Мужчины наоборот, снимают головные уборы, предстают перед Богом в молитве с непокрытой головой.

Поведение в церкви

Для православных родственников присутствие на заупокойной службе по случаю девяти дней обязательно.

Все присутствующие в храме люди ставят свечи за упокой умершего по такому распорядку:

  1. Вначале следует подойти к иконе, около которой стоят свечи на упокой, как правило, это изображения распятого Иисуса, перекреститься.
  2. Предварительно приобретенную свечу зажигают от других горящих свечей. Если таковых нет, тогда допускается зажигание от огня из лампадки. Запрещается использование спичек или зажигалок, принесенных с собой.
  3. Установить зажженную свечу на свободное место. Предварительно можно немного расплавить нижний край свечки, чтобы та стояла устойчиво.
  4. Попросить Бога упокоить душу усопшего человека, при этом следует назвать его полное имя.
  5. Перекреститься, сделать поклон и тихо отойти от светильника.

Для молитвы за упокой подсвечники, расположенные по левую сторону храма, сделаны в прямоугольной форме в отличие от круглых столов со свечами за здравие.

Свечи, поставленные в храме, символизируют коллективную просьбу, молитву за новопреставленного.

Молясь за упокой души ушедшего в загробный мир, в Небеса посылаются просьбы о великой милости Бога к грешному новопреставленному человеку. Чем больше людей молится о даровании прощения, тем ниже опускается чаша весов с прощением.

Просить можно как Бога, так ангелов, Святых угодников.

Молитва за умерших на 9 день

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших;

создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Как вести себя на кладбище

  1. После поминальной службы присутствующие на ней люди отравляются на кладбище, принося цветы.
  2. На могиле следует зажечь лампадку, прочитать молитву «Отче наш», если нет приглашенного священника для чтения литии.
  3. Несколько человек вслух говорят об умершем человеке, остальные вспоминают его мысленно. Не рекомендуется во время посещения кладбища вести мирские беседы, разговаривая на посторонние темы.
  4. Запрещается устраивать поминальную трапезу около могилы, тем более распивать спиртные напитки. Это может навредить душевному состоянию усопшего.
  5. Не оставляют еду на могиле новопреставленного. Почтить память об усопшем просят малоимущих, раздавая, как милость, им сладости, булочки, пирожки и конфеты. Это могут быть и деньги, пожертвованные нищим. Решение в этом случае только за родственниками.
  6. Уходя с кладбища, надо погасить лампадку, чтобы не вызвать пожара на могиле.

Мольбы, прошения и молитвы близких людей способны вымолить у Бога прощение ушедшему в Небеса родному человеку, представшему перед Всевышним на девятый день.

Поминовение усопших в дни Пасхи

Поминовение усопших в дни Пасхи — как оно осуществляется? Одобряется ли это Православной Церковью? На эти вопросы ответит протоиерей Александр Ильяшенко.

Поминовение усопших на Пасху

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря, председатель редакционного совета сайта «Православие и мир» :

Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.

Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

Как поминают усопших в дни Пасхи?

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших?

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector