Можно ли яйца в пост

Несколько мыслей о посте

священник Александр Пикалев

Я практически уверен, что каждый или почти каждый священник, служащий на приходе, во время Великого поста или непосредственно перед ним, страдает от докучливых вопросов прихожан и просто людей, случайно заходящих в церковь, о том, как поститься, что есть, что не есть, когда можно масло, когда рыбу, когда нельзя ни того, ни другого, сколько раз в день и в какое время есть и т.д. и т.п.

И невольно возникает такое впечатление, что православный пост есть такая необыкновенно сложная и изощренная диета, которая ни одному специалисту-диетологу не приснится и в кошмарном сне.

Да, к сожалению, очень и очень не редко для постящихся время поста становится временем скрупулезного исследования надписей на упаковках пищевых продуктов: есть ли в составе молоко, яйца и т.п., пусть в ничтожных количествах, но их наличие даже на уровне 0,001% уже делает продукт негодным к употреблению.

Когда я, зайдя однажды в супермаркет, решил посмотреть на окружающее меня изобилие глазами такого вот гастрономического фарисея, то был поставлен в совершеннейший тупик надписью на коробке с рисовыми хлопьями. Надпись гласила: «продукт МОЖЕТ содержать незначительное количество молока». И тут возникает дилемма не слабее гамлетовского «быть или не быть?» – «содержит или нет?» из надписи следует, что продукт МОЖЕТ содержать молоко, следовательно, может и НЕ содержать. И как тут быть бедному постящемуся без проведения серьезной экспертизы, непонятно.

Может то, что я пишу, кому-то покажется насмешкой над христианским воздержанием и благочестием, но описанное – лишь самая безобидная степень постовых суеверий. Например, бытует мнение, что в пост нельзя есть ничего вкусного, сиречь сладкого, соленого, приправленного, ничего чтобы доставляло приятные вкусовые ощущения, т.к. это уже страшный грех гортанобесия. Так же весьма не рекомендуется соевое «мясо» (у кого только язык повернулся назвать эту гадость мясом – прим. авт.) т.к. оно, якобы похоже(?) на мясо, следовательно. вкушающий этот растительный продукт, думает о мясе и в мыслях своих нарушает пост.

Но это все опять же, мелочи. Бывают случаи откровенного постового мазохизма, когда не в меру постящийся доводит себя как минимум до голодного головокружения, потому что (это чаще всего бывает на первой неделе поста) не позволяет себе сделать до захода солнца даже глотка воды. Я лично знал одну «великую постницу», которая надкусив булочку и проглотив кусочек, обнаружила в булочке крем. Тут же она кинулась бегом в санузел, чтобы при помощи известного способа извлечь назад из организма «небогоугодное» брашно.

К таким же суеверным курьезам можно отнести и не имеющие непосредственного отношения к Великому посту суеверия: не есть мяса в день причастия (кстати, такую рекомендацию иногда можно услышать и от священнослужителей), не есть ничего 2 часа после причастия, ждать пока «всосется», не есть после причастия рыбу, а уж если забыл и поел и уж если выплюнул косточки, то сжигаются они с такими церемониями, с какими, наверное не приносилась жертва всесожжения в ветхозаветном Храме. Существует необыкновенно стойкая традиция (которую опять же нередко поддерживают священнослужители) поститься перед причастием несколько дней (обычно три) даже в те дни, в которые пост запрещен уставом (суббота и воскресенье). Абсурдность этой традиции усугубляется еще и тем, что священники, благословляющие такой пост, сами его не соблюдают и с чистой совестью едят мясо перед воскресной всенощной, не смотря на то, что завтра служить Литургию, воплощая слова Христа: «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ( Мф. 23:4 ).

Но если все сказанное можно назвать досадным недоразумением, существующим либо по причине невежества, либо показного благочестия или неразумной ревности по вере, то особенно хотелось бы выделить одно кощунственное и антицерковное суеверие – недопущение всех без разбору верующих к Евхаристии на Пасху и всю Светлую седмицу под предлогом: мол, они весь пост постились, причащались, а теперь поста нет и причащаться не надо. Таким образом приходится наблюдать, что пасхальные Литургии всю Светлую седмицу – время особого торжества Церкви, особой радости, время Праздника праздников и Торжества торжеств (а церковное торжество вне Евхаристии – НЕ церковное торжество), превращаются в театр одного актера и слова ектеньи: «о предложенных и освященных Честных Дарех Господу помолимся» звучат в пустом пространстве, некому о них молиться, т.к. в эти центральные для всего богослужебного года дни никто этим Дарам не причастен.

Но вернемся к Великому посту и к тому досадному обстоятельству, что очень часто это пост сводится для нас к изучению содержимого собственной тарелки. В связи с этим мне в голову невольно пришла мысль: если бы сейчас к власти пришли какие-нибудь тайные враги Церкви, то для того, чтобы деморализовать верующих им не пришлось бы, подобно Юлиану Отступнику, кропить все подряд идоложертвенной кровью. Достаточно было бы на всех продуктах написать, желательно покрупнее, что в состав входят молоко и яйца. Смута, не меньшая по масштабу, чем недавняя эпидемия ИННизма, была бы гарантирована.

Конечно же нельзя говорить, что пост в пище есть что-то маловажное и третьестепенное. О важности и пользе постового воздержания в пище пишут все святые отцы, и каждый нелицемерно постящийся знает, как они правы. Речь о другом. О том, что однобокое, чисто гастрономическое понимание поста без нравственной и духовной основы, которая есть покаяние, Евхаристия и рождающееся от них смирение. Пост без смирения превращается в свою противоположность. Всем известно, что злой и голодный человек это гораздо хуже, чем просто злой. И тут сам собой вспоминается один литературный анекдот: убили разбойники ночью на дороге мужика, обыскали труп, денег не нашли. Нашли котомочку, а в ней хлеб и сало. Хлеб забрали, а сало не тронули, потому что был Великий пост.

Тем не менее пост необходим. И как все в Церкви, пост регламентирован уставом. Вот там-то, в Типиконе, и написано, когда с маслом, когда без масла, когда можно рыбу и т.п. Но прежде чем избрать для себя Типикон как непреложное руководство в деле поста, надо вспомнить, что это древний монашеский устав, устав древних и истинных, а не показушных, подвижников, для которых строгость телесного поста была полностью созвучна их духовному и нравственному воздержанию. Духовная и телесная жизнь находилась у них в полной симфонии. Поэтому пост по Типикону для современных любителей гламурных журналов и «Поля чудес» – это просто насмешка над постом и его профанация.

Еще необходимо отметить, что пост строго по Уставу рассчитан на здорового человека и само собой неприемлем к больным, старикам, детям, беременным и кормящим женщинам или людям, занимающимся тяжелым физическим трудом. И такой ситуации Устав уступает место объективным человеческим нуждам. И нет ничего антиправославного, что крестьянам, работающим весной в поле во время поста, разрешаются молочные продукты, а учащимся (даже семинаристам) рыба, потому что типикон ведь не с неба упал. Его писали люди. И одним из самых ярких свидетельств его человечности служат слова стоящие в начале главы о Святой Четыредесятнице: «в понедельник первыя седмицы знаменает параекклесиарх к свету коснее, вечернего ради утешения», по-русски: «в понедельник первой недели поста утром пономарь созывает братию на молитву позже обычного по причине вчерашнего застолья». На языке типикона словом «утешение» обозначается наличие на монастырской трапезе вина и чисто по человечески понятно, что тому, кто выпил накануне спиртного несколько больше обычного, сегодня не мешает поспать подольше. Вот об этой человечности устава неплохо бы вспомнить его чрезмерным ревнителям.

Читать еще:  Воспоминание к пущину пушкин

Постясь телесно, нельзя забывать, ради чего мы постимся, какой цели служит это церковное средство. Пост – это подвиг нашего церковного единства, единства не просто традиционалистического, не просто проявления единства наших убеждений, а прежде всего проявления единства евхаристического, без которого пост превращается просто в пустую внешнюю форму.

Прекрасным примером правильного отношения к Евхаристии, служит историческое повествование о гонениях римского императора Диоклетиана (конец III – начало IV века) гонения эти были самыми сильными за всю трехсотлетнюю историю гонений. Никто до него не проливал столько христианской крови.

Император, будучи человеком весьма неглупым, сумел найти основной нервный узел Церкви и нанести в него удар. Он своим указом объявил вне закона евхаристические собрания христиан, а тех, кто в них участвует – государственными преступниками, заслуживающими смертной казни. Диоклетиан издал такое распоряжение, прекрасно зная, что христиане не смогут не собираться на Евхаристию, не смогут жить без Причастия, и конечно же не ошибся. Возможность участвовать в Евхаристии была для первых христиан дороже жизни.

Легко можно себе представить, как бы был озадачен великий гонитель, если бы попытался провернуть такой маневр сегодня. Кругом вроде бы христиане, а хватать и львам скармливать некого.

Мы необыкновенно много теряем, видя в посте только диету, которая предшествует обильному пасхальному столу. Пост – это напоминание нам о нашей греховности, напоминание о том, как мы зависимы от материального мира, от сытости и как мы в этой зависимости перестаем быть рабами Христа. Пост напоминает нам об утраченном Небесном отечестве, недаром за Всенощным бдением звучат слова 136-го псалма – плача плененных вавилонянами израильтян. Это напоминание нам о том, что мы на земле чуждей, на которой нельзя петь песнь Господню.

Суть поста не в посте, а в Пасхе, а суть Пасхи в спасении, обОжении человеческой природы, даруемой нам через Причастие.

Поэтому православный пост, как и вообще христианская жизнь, должен свидетельствовать о том, что христианин живет для того, ради чего не страшно умереть. И поэтому Диоклетиан не ошибся.

Вопросы священнику о Великом Посте

Телесная немощь

Брак и супружеская близость

15 февраля 2007 г.

скрыть способы оплаты

Здравствуйте. у меня вопрос..подскажите пожалуйста,как часто должен
ходить на исповедь 10-летний мальчик?

ответ: перед причастием.

Такое чувство, что больше половины комментариев (вопросов) писали какие-то любители замутить воду в озере.

2010-02-15
21:48
Р.Б. Александр: «стоит ли ему с молодой женой воздержаться от поездки на далёкий заграничный курорт?» — А если со старой и в Сочи — вопросов бы не возникло?

с2010-02-16
13:41
р.Б.Нонна: «я не ем животных и продукты содержащие животных, и пост для меня радость, потому что мама любит сладости , а вних полно всего, для меня пост радость, потому что я могу есть меньше))) но я не знаю как правльно, разницы между постом и обычными днями у меня почти нет, но очень хочется ощутить эту разницу и радость поста, как же мне быть?» «вот ведь как я запуталась:(» — действительно, что же делать?

011-03-07
11:42
Светлана: «Когда человек заболел.Грипп,простуда или др. какой вирус.Как ему в строгий пост есть?Особенно в первую и последнюю недели Великого Поста.» — а если лекарство на спирту?

2010-02-17
00:23
владимир: «молоко и яйца перепилиные можно иль нет?пока я не ем скажите мне,чтоб не нароком не сьесть» — именно молоко и именно перепелиные яйца.

Ответ на ваш вопрос:
http://www.pravoslavie.ru/answers/6168.htm
Вопрос:

Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к вегетарианству.
Александр

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Вегетарианство представляет собой учение и движение, которое основной путь к решению нравственных и общественных проблем видит в воздержании от животной пищи (от лат. vegetalis – растительный). Подход этот — ложный.
Он сеет иллюзии.

Господь призывает людей ко спасению.

Путь к нему один – исполнение заповедей Божиих. По слову св. апостола Павла: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей»(Рим.14:17-18).

Святые отцы учат, что подлинный пост предполагает воздержание от зла. Установленный нашей Церковью телесный пост – не самоцель, а лишь средство к стяжанию добродетелей. Опыт убеждает, что немало людей вкушали только растительную пищу, а были обуреваемы страстями. Христианский пост, предполагающий не только телесное воздержание, но хранение души от греховных навыков, ведет человека к чистоте и духовному совершенству.

Православие разрещает есть мясо не в посты,если:

из сайта информация:
http://www.k-istine.ru/base_faith/faith/faith_crop-2.htm

«Особый разговор об употреблении крови и продуктов из нее. Ветхозаветного запрещения употреблять кровь животных, где содержится их душа, никто до сего времени не отменял, мало того, оно было подтверждено апостольскими правилами при становлении Церкви.
Поэтому скотина при забое должна быть хорошо обескровлена»

Почему в пост нельзя молочные продукты, и другие вопросы про пост

Может ли мясо повредить отношениям с Богом? Как вести себя в гостях, если подают непостное? Отвечают священники

Почему молочное нельзя, а рыбу можно?

Протоиерей Александр Борисов:

— В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее — для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте.

Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами — то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно, всей Церковью.

Надо ли стремиться к тому, чтобы пища была невкусной?

Протоиерей Александр Борисов:

— Суть поста — не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы, хотя бы ненадолго и ненамного, даем себе шанс приглушить в себе животное начало, попридерживаем его и даем месту духу.

Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Мы не только от еды, мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, хорошей погоды, пения птиц. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность.

Конечно, были и есть аскеты, святые древние и новые, которым было уже не важно, что они едят: например, свт. Иоанн Шанхайский, святой наших дней, суп смешивал со вторым блюдом, — чтобы значимость пищи как удовольствия свести к минимуму. Но ведь это не наша мера.

Читать еще:  Как поминать умершего на 9 день

Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы.

Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, благодарим Бога за трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени.

Как вести себя постом в гостях, если знакомые, пригласившие в гости, не постятся?

Протоиерей Константин Островский:

— Вот две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь».

И мы, отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном.

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев.

А может быть, если бы они увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и соблюдали бы посты? Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не поругают ли они невольно Церковь, которая на самом деле не виновата в том, что мы такие бестактные христиане?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть непостное (раз уж задался такой день), это уже страсть и лукавство.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Протоиерей Алексей Потокин:

— Человек до грехопадения был чист, и питался в Раю только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Потому что насыщает радость общения, а не селедка под шубой. Вспомните: если сидишь с друзьями и есть о чем говорить, — так или уж важно, как вы при этом закусите?

Тем более если сокровище наше — в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом (попостился душой и телом), прекрасно сесть и за общую праздничную трапезу.

Что можно есть в пост: список основных продуктов (3 фото)

Добровольно отказавшись от пищи и не принимая участия в развлечениях, человек постится. Обычно такое решение принимают христиане, зная что можно есть в пост и придерживаясь правильного рациона, можно даже без скоромной пищи сохранить бодрость и силы для работы и полноценной жизни.

В чем суть соблюдения поста

Некоторые начинающие православные иногда допускают ошибку, думая что поститься — означает полный отказ от приема пищи. Вовсе нет. Для начала следует избегать всевозможных мероприятий, где человек просто веселится, ничего не делая:

  • никаких праздничных гуляний;
  • не смотреть развлекательные передачи;
  • избегать всевозможных отрицательных действий и проступков;
  • не заниматься любовью;
  • не ругаться матом;
  • не обсуждать никого и не сплетничать.

Лишь после этого надо кушать в пост указанную пищу, отказавшись от скоромной.

Что едят во время поста — список основных продуктов

Всем, кто хотел был попоститься не мешает ознакомиться с перечнем наиболее популярных продуктов, допускаемых к употреблению.

Можно кушать в пост следующее:

  • Почти все разновидности крупяных изделий: начиная от манки и кончая перловой крупой.
  • Все возможные овощи.
  • Блюда из фруктов и ягод в любом виде (сырые, жареные, печеные, отварные, консервы).
  • Орехи, какие есть в наличии.
  • Любые грибы.
  • Специи из растений и овощей (молотый и цельный перец, травы, кардамон, гвоздика, корица и прочее).
  • Мед и иные продукты пчеловодства.

Есть в период поста обязательно, ведь никто не заставляет проходить жесткий тест на выживание. Это всего лишь определенное испытание для верующего. Чтобы организм правильно работал и в эти дни, ему потребуется белок. Какие могут быть источники, если пища животного происхождения под запретом?

Все просто. Палочкой-выручалочкой станет белок растительный. В рацион включают горох, фасоль и другие доступные бобовые. Именно они помогут поститься вкусно. Не составит труда сварить приятный супчик из овощей, какой-нибудь крупы, нута и заправить его любимыми специями. Однако, даже такое блюдо надо кушать в меру, используя его лишь для утоления голода.

Когда разрешено есть рыбу во время поста?

Данный продукт в некоторых случаях запрещен. Это касается дней в строгий пост. Чтобы не допускать ошибок, надо знать, как правильно ее употреблять.

Включение рыбных продуктов в постный рацион не возбраняется, если происходит совпадение самого поста с большим церковным праздником. Обычно это

  • Благовещенье
  • Лазарева суббота
  • Воскресенье перед Пасхой
  • Преображение Господне

На дни рождественского поста рыбка допускается на обеденный стол в субботу и воскресенье. В эти же дни недели ее можно есть и в Петров пост, плюс в четверг и вторник.

Если здоровье слишком слабое, лучше кушать рыбу во все дни, предварительно обговорив это со священником.

Питание в разные дни недели

Существуют некие правила, диктующие прием пищи в разные дни по-разному. В некоторых случаях вообще не едят. Иногда же возможно послабление.

Самый строгий пост выпадает на три нечетных дня:

Если есть силы, лучше от еды отказаться или питаться сырыми продуктами без добавления любого растительного масла.

Главное, из чего будет состоять прием пищи:

  • хлеб, лучше ржаной;
  • кисели или компоты, без сладких добавок;
  • фрукты, овощи.

Дни, позволяющие вареную или жареную пищу без растительных масел — четверг и вторник.

В выходные себя разрешается побаловать супчиком, приготовленным с использованием подсолнечного или любого другого растительного масла. Рыба не возбраняется.

Некоторые правила приема пищи в Великий пост

Для того. чтобы соблюдать самый строгий пост, прежде всего надо рассчитать свои силы. Большую роль играет состояние здоровья того, кто собирается его выдерживать. Иногда мамочкам, которые кормят грудью младенцев разрешено небольшое количество мясных продуктов. Это же касается и страдающих серьезными заболеваниями.

От чего отказываются в дни Великого поста?

  • морепродукты;
  • мясо;
  • рыба любая;
  • молоки и все, что из него производится
  • яйцо;
  • любая выпечка, имеющая добавки из вышеуказанного;
  • соусы, майонезы любых видов, если содержат в себе молоко или яйца, яичный порошок;
  • алкоголь.
Читать еще:  Как покрасить яйца луковой шелухой

Важное правило: не употреблять пищу по пятницам и в первый день. Первая и заключительная неделя — самые сложные. Пьют только воду, кушают фрукты и овощи. В другое время разрешается мед, в некоторых случаях рыбные блюда с постным маслом.

Можно ли сладости?

Иногда возникает вопрос, а допускается ли попить чайку с конфетами или шоколадом? Да. Если горький, без молока и в малом количестве. Не запрещено кушать козинаки, высушенные ягодки, мармелад.

Более строгие православные, особенно монашествующие, против употребления меда. Однако, церковнослужители не запрещают. По их совету, чтобы иметь хороший источник витаминов, лучше кушать липовый мед или гречишный.

Приблизительное однодневное меню

Тем, кто решился выдержать пост, можно порекомендовать проверенную схему приема пищи:

  • С утра позавтракать кашей (250 г) из любой крупы, отваренной на воде и кусочком хлеба, желательно, черного.
  • Отобедать можно легким салатом из помидоров, огурчиков, листочком салата, посоленными и сбрызнутыми лимонным соком.
  • Полдничают фруктами, ягодным компотом.
  • Поужинать рекомендуется тушенкой из сочетания картошки, моркови и капусты.

Воздерживаясь телесно и духовно, человек становится ближе к Создателю.

Когда можно есть рыбу в Великий пост 2020: постное меню

Не все знают, что есть дни, когда можно мирскому человеку есть рыбу во время Великого поста. Чтобы узнать, как они распределены в 48 днях, следует сначала определить, когда в 2020 году отмечается Пасха, от даты которой отсчитывают время поста.

Содержание [ ]

С какого дня начинается Великий пост в 2020 году?

У православных представители духовенства сначала вычисляют день наступления Пасхи по лунному календарю, который отмечают традиционно в первое полнолуние от весеннего дня равноденствия.

Большинство мировых православных конфессий для исчислений церковных праздников используют Юлианский календарь. У армянской церкви используется Григорианский календарь, поэтому время Пасхи у русских и армян в большинстве случаев не совпадает. Армянская автокефальная православная церковь обычно отмечает Пасху на неделю раньше.

Важно! В русской церкви во время Великого поста есть рыбу мирянам и даже священникам можно в определенные дни.

Специальные правила русской православной церкви оговаривают, что употреблять рыбные блюда во время Великого поста, дозволено только в разрешенные церковным каноном дни. Чтобы соблюсти 48-дневное воздержание, не подрывая свои силы и здоровье, человеку, который собирается держать его в первый раз, нужно сначала узнать, когда можно есть рыбу в Великий пост. На 2020 год уже составлен церковный календарь, в котором вычислены дни Пасхи и Великого поста.

Полнолуние после весеннего дня равноденствия наступает в разное время. В 2020 году Пасха православной русской церковью будет отмечаться 19 апреля. От этого дня отсчитывают 40 дней, в которые нужно будет вести аскетический образ жизни, сосредоточившись на смирении своих желаний.

48-дневное воздержание в 2020 году начнется с 2 марта и будет длиться до 18 апреля. Существует церковный календарь, в котором расписаны все семь недель воздержания и усмирения плоти для укрепления своего духа.

Значение Великого поста и правила его проведения

В христианской традиции во всех конфессиях 48-дневное воздержание – это своеобразное повторение событий, описанных Новым заветом (Евангелие), происходившим накануне распятия и Воскресения Христа. 40 дней Иисус находился в пустыне, отказываясь от еды и питья. Зная свою судьбу и предстоящее испытание на кресте, он укреплял свой дух, переосмысливая свою жизнь, прося помощи и сил для прохождения своего Пути у Бога-отца.

Все христиане постятся перед пасхой, усмиряя свои мирские желания, отказываясь от пищи животного происхождения и увеселительных мероприятий, стремясь хотя бы на немного приблизиться к Спасителю, достигнуть хотя бы небольшого преображения своей души и укрепления духа.

Интересно!Существует специальный церковный календарь, в котором используется монастырский канон составления постного меню. Из него можно узнать, когда можно есть рыбу и морепродукты во время Великого поста в 2020 году.

Начинается и заканчивается Великий пост днями, в которые полагается полностью отказываться от еды.

Совет! Для удобства составления меню можно воспользоваться специальной таблицей, в которой будут указаны дни с описанием дозволенных к употреблению блюд.

Монастырский устав предписывает отказаться в Великий пост от:

• мяса;
• рыбы;
• жиров животного происхождения;
• молока и молочных продуктов;
• спиртного.

Рыба в православии считается скоромным блюдом, которое нужно есть в церковные праздники. Разрешение на ее употребление во время русского православного Великого поста связано с тем, что на это же время выпадают два православных праздника.

В церквях во время Великого поста в течение 7 недель ведутся службы, посвященные памяти святых, защищавших православную веру, символам христианской веры и последним дням земной жизни Иисуса:

• первая – поминают всех, кто посвятил свою жизнь защите христианства и православной вере;
• вторая – чтут память богослова Григория Паламы;
• третья Крестопоклонная – выносят из алтаря Святой Крест;
• четвертая – чтут память протопопа Иоанна Лествичника;
• пятая – вспоминают Марию Египетскую;
• шестая – вспоминают вход Иисуса в Иерусалим и признание его Миссией;
• седьмая Страстная неделя – посвящена последним дням Спасителя на этой земле в человеческом теле.

В эти дни есть рыбу нельзя. Самой строгой должна быть Страстная неделя, в которой в меню может присутствовать только сухоядение, сухофрукты и хлеб. В ее последний день не едят ничего.

В какие дни можно есть рыбу в Великий пост?

Скоромную рыбу, согласно монастырским правилам православной церкви, можно подавать на стол только в праздники. На это время выпадают важные праздничные дни, когда можно есть рыбу во время Великого поста, – Благовещение и Вербное воскресение. Календарь церковных праздников за 2020 год обозначает, какого числа будут эти важные для православных даты. У Благовещенья дата жестко привязана к 7 апреля. Этот день считается одной из главных христианских вех, православные чтут память о получении Девой Марией благой вести от ангела и о том, что она родит Спасителя.

Вербным считается воскресенье перед последней неделей воздержания. В этом году оно наступает 12 апреля. День знаменует вход Спасителя в Иерусалим, где его встречали пальмовыми ветвями. На Руси их заменили веточки вербы. Еще во время 48-дневного воздержания можно делать небольшие послабления в Лазареву субботу. В этот день можно есть кроме растительной пищи — икру, но не блюда из рыбы. В этом году Лазарева суббота приходится на 11 апреля марта.

Совет! Если такое меню для человека, впервые держащего пост кажется неприемлемым, то можно посоветоваться со священником, который скажет, когда мирянину можно есть рыбу в Великий пост. Православная церковь освобождает от поста полностью маленьких детей, беременных и кормящих женщин, а также больных.

Кроме этого могут быть сделаны послабления прихожанам, которые, в отличие от священнослужителей могут отходить от строгих монастырских канонов. Важно не столько строгое выполнение предписаний в отношении пищи, сколько воздержание как таковое. Если по физической немощи своей человек не может выполнять церковные требования ограничивать себя в еде, то священник посоветует, что нужно сделать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector