На какой горе мефодий стал монахом

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой равноапостольный Мефодий Моравский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Чаще всего вместе с данным именем возникает ассоциация о старословянской азбуке и церковнословянском языке. Именно благодаря трудам Мефодия и его сподвижника Кирилла, было положено начало современной летописи и церковных писаний. За отверженное служение Господу они почитаются в церкви. Дни памяти святых Кирилла и Мефодия выпадают на 19 апреля, 24 мая, 23 октября.

Житие святого Мефодия

Это были родные братья, которые жили в глубоко религиозной семье, проживавшей в городе Солуни. Старший Мефодий некоторое время посвятил военной службе. После был назначен правителем славянского княжества, которое подчинялось Византии. Именно в тот момент он постиг новый язык. Спустя десятилетие он стал монахом в одном из монастырей неподалеку от Олимпа.

Длительное время он непрестанно молился Богу. Вскоре и младший брат решил присоединиться к старшему. Императором было принято решение об отправлении их к хазарам для проповедной деятельности. В момент остановки на Корсуни, чудным образом ими были обретены мощи папы римского Климента.

Важную роль в биографии святого Мефодия сыграла встреча с русским человеком. Он решил изучить этот язык для дальнейшего распространения. На встрече с иноверцами они одержали победу. На обратном пути они забрали останки и последовали в Константинополь. Со временем назначен был игуменом Полихронской обители.

Моравский князь Ростислав попросил прислать к нему проповедников, которые знали речь славян. Их речь должна была бы быть понятной для верующих. Их и других учеников направили для проповеднической деятельности. Они составили азбуку для этого народа и перевели книги для проведения богослужений. В 42 года младший из братьев умер. Он просил Мефодия не оставлять начатого дела и заниматься просвещением славянских народов. Изначально тело хотели перенести в родные земли, но папа Римский запретил и приказал положить их в церкви Климента. Там постоянно происходили чудеса.

Старший же отправился к Паннонию, где стал архиепископом. Его образовательная деятельность вызывала ярость у немецких епископов. Его было арестовано и отправлено в заключение в Швабию. Там провел 2,5 года в муках. Даже после освобождения его не оставляли в покое. За последние годы жизни он перевел множество важных писаний. Предчувствуя кончину он выбрал себе восприемника. Тело похоронено в соборной церкви Велеграда.

Помолиться святым Кириллу и Мефодию можно как дома, так и в святом месте. Одним из таких считается храм святых Кирилла и Мефодия в Москве. Он находится на Дубровке и считается одним из красивейших. Основание его связано с одним из трагичных происшествий Москвы – теракт во время мюзикла «Норд-Ост».

В чем помогает молитва святому

Многие верующие постоянно направляются толпами для мольбы святым. Делать это можно не только в храме, но и в домашних условиях. Сосредоточится на прошении поможет икона святого Мефодия. Чаще всего у него просят:

  • помощи в постижении наук;
  • ограждения от лжеучения;
  • сохранения и укрепления веры.

Вот текст сильной молитвы Кириллу и Мефодию о помощи, которая сгодится в любой ситуации.

«О, пресла́внии просвети́телие слове́нских язы́к, святи́и равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле, ва́ших письме́н и уче́ний све́том просвети́вшеся и в ве́ре Христо́вой наста́вльшеся, я́ко ча́да ко отце́м, усе́рдно ны́не прибега́ем и сокруше́нием серде́чным мо́лимся: а́ще и заве́т ва́ших не соблюдо́хом, о угожде́нии бо Бо́гу небрего́хом и от бра́тняго единомы́слия в ве́ре отпадо́хом, оба́че я́коже дре́вле в земно́м житии́ ва́шем, си́це и ны́не гре́шных и недосто́йных не отврати́те тщи, но, я́ко иму́ще ве́лие ко Го́споду дерзнове́ние, приле́жно Того́ моли́те, да обрати́т нас в путь спасе́ния, да умири́т раздо́ры единове́рных, да приведе́т к единомы́слию отпа́вших и всех нас ду́хом любве́ да соедини́т Еди́ней Святе́й, Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви! Ве́мы бо, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́ведных по благосе́рдию Влады́ки. Не оста́вите у́бо нас, уны́лых и недосто́йных, чад ва́ших, и́хже ра́ди грехо́в па́ства ва́ша, враждо́ю разделя́ема и собла́знами иносла́вных прельща́ема, ума́лися, о́вцы же слове́сныя, разрыва́емы, восхища́ются во́лки губи́тельными. Пода́ждьте у́бо нам моли́твами ва́шими ре́вность Правосла́вия, я́ко да оте́ческая преда́ния до́бре сохрани́м, кано́ны церко́вные ве́рно соблюде́м, вся́ких лжеуче́ний стра́нных отбежи́м и, та́ко в житии́ богоуго́дном преспева́юще, жи́зни ра́йския на Небеси́ сподо́бимся, иде́же ку́пно с ва́ми просла́вим в Тро́ице Еди́наго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Важна также сила нашей веры. Ведь именно от нее зависит благосклонность Бога.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о жизни святых учителей:

На какой горе мефодий стал монахом

Про такие места говорят: осталось одно название… Действительно, Велеград (по-славянски «великий город») был прежде одним из центров Великоморавского княжества. Сегодня это, по современным меркам, даже не город, а деревня на территории современной Чехии: здесь проживают всего около 1400 человек.

Православные паломники тут практически не бывают, а вот для католиков Западной Европы в последние десятилетия Велеград — один из паломнических центров. Связано это с тем, что, по некоторым данным, в IX веке Велеград был кафедральным городом Моравской архиепископии, а значит, кафедрой святого Мефодия: местом его служения и кончины.

Апостольское служение святых братьев — их деятельность по созданию славянской азбуки, переводу на славянский язык Священного Писания и богослужебных книг — началось именно в Моравии. Житие повествует, что весной 863 года ученые солунские братья Константин Философ и Мефодий были отправлены в Моравию византийским императором Михаилом III по просьбе моравского князя Ростислава. К IX веку в Моравии уже действовали христианские проповедники, но твердая власть немецких епископов угрожала независимости государства, а латынь была непонятна славянам, искавшим веры.

Братья были приняты с почестями; они пребывали в Моравии около трех лет. Огромное количество славян с их помощью приняли Святое Крещение. За столь небольшой, казалось бы, срок были заложены основы славянского образования, великой и самобытной культуры.

Активная деятельность славянских просветителей вызвала гнев немецкого клира, поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси. Свою правоту, возможность и необходимость ведения проповеди и богослужения им предстояло доказать в Риме. В начале 869 года Константин заболел: его силы были подорваны напряженными трудами и длительным путешествием. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл. Последние дни его жизни были насыщенными и трогательными: он непрестанно молился о своей славянской пастве. Незадолго до кончины Кирилл сказал своему брату-соработнику, который мечтал вернуться в монастырь в Греции, на горе Олимп, где подвизался до этого: «Были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду, и я на поле падаю, окончив день свой. Ты же очень возлюбил гору (то есть Олимп), но не смей ради горы оставить учительство свое…».

Святой Кирилл отошел ко Господу в возрасте 42 лет и был погребен в базилике святого Климента в Риме. Мы еще побываем там, но пока вернемся вместе со святым Мефодием в Моравию.

После преставления святого Кирилла Мефодий был рукоположен во архиепископа Моравии и Паннонии. Его жизнь прошла в трудах и борениях, преследованиях и страданиях. Кончина святителя последовала в 885 году, ему было около 60 лет. В житии говорится, что бесчисленное множество людей провожало его со слезами. Он был погребен в соборном храме Велеграда.

Сегодня множество исследователей стремится найти могилу святого Мефодия. Высказываются мнения, что старинный Велеград находился на месте теперешнего чешского городка Угерске-Градиште или неподалеку от поселка Микульчице.

И все же европейские паломники едут в Велеград: здесь сохранился старинный монастырь католического ордена цистерцианцев, построенный в романско-готическом стиле. Главный храм — Вознесения Девы Марии и святых Кирилла и Мефодия — стал таким, каким мы его видим сегодня, на рубеже XVII–XVIII веков.

Переночевав в доме паломника «Стоянов», утром мы идем в храм. Замечательная мраморная скульптура святых Кирилла и Мефодия, выполненная в начале XX века, находится здесь справа от алтаря. Святые изображены такими, какими мы привыкли их видеть (обычно скульптуры в католических храмах выглядят совсем по-иному…). В храме, кроме нас, никого нет, и мы вместе кратко молимся: поем тропарь и кондак святым на земле, где они жили.

Читать еще:  Красные церковные свечи для чего они нужны

Неожиданным было узнать, что в католическом мире очень почитают святых равноапостольных братьев. Им посвящено множество храмов в Западной Европе: и православных, и католических. Дело в том, что почитание святых просветителей в славянских странах Европы, измученных многовековым правлением австрийских и прочих имперских династий, практически слилось с идеей борьбы за национальную (а также культурную и религиозную) независимость. В 1985 году в Чехии отмечалось 1100-летие со дня смерти святого Мефодия, и в Велеград съехалось множество паломников, несмотря на противодействие, тогда еще атеистической, власти.

И все же… «Сегодня Чехия — самое атеистическое государство Европы»,— рассказывает нам иподиакон Александр, помощник митрополита Оломоуцкого и Брненского Симеона.

Кафедральный собор этой епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии находится в Оломоуце, он посвящен святому Горазду — ученику святого Мефодия и продолжателю его дела. В праздничные и воскресные дни здесь бывает до 70 человек, которых можно назвать постоянными прихожанами.

Вечный город

Один из пунктов нашего паломничества в Вечный город — базилика святого Климента (Сан-Клементе), построенная в IV–XII веках. Она расположена на улице Сан-Джованни-ин-Латерано, недалеко от Колизея. Почему равноапостольный Кирилл был погребен в храме святителя Климента, как связаны эти святые, жившие в разные времена? Теснейшим образом.

Священномученик Климент (I), апостол от семидесяти, четвертый епископ Римский, был рукоположен самим апостолом Петром. Но святителя оклеветали, и он был отправлен в ссылку императором Траяном в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического (в Крыму). Он мученически окончил жизнь в 101 году: по приказу императора его утопили, бросив в море с грузом на шее. По преданию в течение многих веков в день памяти святителя море отступало и давало людям возможность молиться у мощей праведника…

Святой равноапостольный Кирилл во время своей хазарской миссии (ок. 860 года) обрел мощи мученика и больше уже не расставался с ними. Он принес их с собой в Рим. Есть мнение, что храм святого Климента был построен на месте, где прежде стоял дом святителя. И действительно, археологические раскопки подтвердили, что нижний (первый) уровень базилики — это постройки I века нашей эры .

Ныне рака с мощами священномученика Климента и честной десницей священномученика Игнатия Богоносца находится под главным престолом базилики. А в капелле (приделе) святых Кирилла и Мефодия, расположенной справа от него, так же под престолом — часть мощей святого равноапостольного Кирилла. К сожалению, сохранилось немногое: большая часть мощей исчезла в 1798 году во время французской оккупации Италии. В 1976 году часть мощей святого была также передана Элладской Церкви в дар городу Фессалоники — древней Солуни, откуда родом святые братья.

Неподалеку от Сан-Клементе — участок раскопок старого города: культурный слой Рима доходит до 50 метров! Еще несколько шагов — и древние руины Вечного города: Колизей, Римский Форум… Пожалуй, главное чувство здесь — ощущение подавляющей мощи Империи, языческой по своей сути. Как «всквасили», перевернули все это языческое могущество «маленькие» люди из плоти и крови — апостолы? Как — без современных средств связи и быстроходного транспорта — донесли Христово благовестие «до краев земли»? Какие страдания приняли за свою веру? Когда задаешь себе такие вопросы посреди древнего Рима, начинаешь понимать и суть апостольского подвига, и его значимость именно в твоей жизни. Появляется чувство благодарности к тем, кто подъял этот подвиг ради нас. Понимаешь, что «живая связь времен» — не красивый образ, а часть жизни во Христе; что исчезают в Нем временные рамки, национальные и культурные различия. Ведь, как поется в Пасхальном каноне, придут к Богу в его Небесное Царствие чада Его — «от запада, и севера, и моря, и востока»…

Фото И. Стромиловой и Н. Горенок
Газета «Православная вера» № 9 (413) 2010 г.

Кирилл и Мефодий

Два византийских монаха Кирилл и Мефодий создают кириллицу — азбуку славян.

СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Кирилл и Мефодий — святые, равноапостольные, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл родился около 827 г., умер 14 февраля 869 г. До принятия монашества в начале 869 г. носил имя Константин. Его старший брат Мефодий родился около 820 г., умер 6 апреля 885 г. Родом оба брата были из г. Фессалоники (Солунь), отец их был военачальником. В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких князей. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг: избранные чтения из Евангелия, апостольские послания. Псалтирь и др. В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл — глаголицу или кириллицу, однако первое предположение более вероятно. В 866 или 867 г. Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве в Паннонии, где также распространяли славянскую грамоту и вводили богослужение на славянском языке. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 г. возвратился из Рима в Паннонию. В середине 884 г. Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах их учениками, изгнанными из Моравии в 886 г. и перебравшимися в Болгарию.

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ — ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

В 863 году в Византию к императору Михаилу III прибыли послы из Великой Моравии от князя Ростислава с просьбой прислать к ним епископа и человека, который бы смог разъяснить христианскую веру на славянском языке. Моравский князь Ростислав стремился к независимости славянской церкви и с подобной просьбой уже обращался в Рим, но получил отказ. Михаил III и Фотий так же, как и в Риме, отнеслись к просьбе Ростислава формально и, отправив в Моравию миссионеров, не рукоположили ни одного из них в епископы. Таким образом, Константин, Мефодий и их приближенные могли вести лишь просветительскую деятельность, но не имели права сами рукополагать своих учеников в священнические и дьяконские саны. Эта миссия не могла увенчаться успехом и иметь большого значения, если бы Константин не привез мораванам в совершенстве разработанную и удобную для передачи славянской речи азбуку, а также перевод на славянский язык основных богослужебных книг. Безусловно, язык привезенных братьями переводов фонетически и морфологически отличался от живого разговорного языка, на котором говорили мораване, но язык богослужебных книг изначально был воспринят как письменный, книжный, сакральный, язык-образец. Он был значительно понятнее латыни, а некая непохожесть на язык, использующийся в быту, придавала ему величия.

Константин и Мефодий на богослужениях читали Евангелие по-славянски, и народ потянулся к братьям и к христианству. Константин и Мефодий усердно обучали учеников славянской азбуке, богослужению, продолжали переводческую деятельность. Церкви, где служба велась на латинском языке, пустели, римско-католическое священство теряло в Моравии влияние и доходы. Поскольку Константин был простым священником, а Мефодий — монахом, они не имели права сами ставить своих учеников на церковные должности. Чтобы решить проблему, братья должны были отправиться в Византию или Рим.

В Риме Константин передал мощи св. Климента только что рукоположенному папе Адриану II, поэтому тот принял Константина и Мефодия очень торжественно, с почетом, принял под свою опеку богослужение на славянском языке, распорядился положить славянские книги в одном из римских храмов и совершить над ними богослужение. Папа рукоположил Мефодия в священники, а его учеников — в пресвитеры и диаконы, а в послании князьям Ростиславу и Коцелу узаконивает славянский перевод Священного писания и отправление богослужения на славянском языке.

Почти два года братья провели в Риме. Одна из причин этого — все ухудшающееся здоровье Константина. В начале 869 года он принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, а 14 февраля скончался. По распоряжению папы Адриана II, Кирилл был погребен в Риме, в храме св. Климента.

Читать еще:  Католические обычаи и традиции

После смерти Кирилла папа Адриан рукоположил Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Вернувшись в Паннонию, Мефодий развернул кипучую деятельность по распространению славянского богослужения и письменности. Однако после смещения Ростислава у Мефодия не осталось сильной политической поддержки. В 871 году немецкие власти арестовали Мефодия и устроили над ним суд, обвиняя архиепископа в том, что он вторгся во владения баварского духовенства. Мефодий был заключен в монастырь в Швабии (Германия), где и провел два с половиной года. Лишь благодаря прямому вмешательству папы Иоанна VIII, сменившего скончавшегося Адриана II, в 873 году Мефодий был освобожден и восстановлен во всех правах, но славянское богослужение стало не основным, а лишь дополнительным: служба велась на латинском языке, а проповеди могли произноситься на славянском.

После смерти Мефодия противники славянского богослужения в Моравии активизировались, а само богослужение, державшееся на авторитете Мефодия, сначала притесняется, а затем полностью затухает. Часть учеников бежало на юг, часть была продана в Венеции в рабство, часть убита. Ближайших учеников Мефодия Горазда, Климента, Наума, Ангеллария и Лаврентия, заточив в железо, держали в темнице, а затем изгнали из страны. Сочинения и переводы Константина и Мефодия были уничтожены. Именно этим объясняется то, что до наших дней не сохранилось их произведений, хотя сведений об их творчестве достаточно много. В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме, окончательно запретив его.

Дело, начатое Константином и Мефодием, было все-таки продолжено его учениками. Климент, Наум и Ангелларий поселились в Болгарии и явились основоположниками болгарской литературы. Православный князь Борис-Михаил, друг Мефодия, оказал поддержку его ученикам. Новый центр славянской письменности возникает в Охриде (территория современной Македонии). Однако Болгария находится под сильным культурным влиянием Византии, и один из учеников Константина (вероятнее всего, Климент) создает письменность, подобную греческому письму. Происходит это в конце IX — начале Х века, во время правления царя Симеона. Именно эта система получает название кириллицы в память о человеке, который впервые предпринял попытку создания азбуки, пригодной для записи славянской речи.

ВОПРОС О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СЛАВЯНСКИХ АЗБУК

Вопрос о самостоятельности славянских азбук вызван самим характером очертаний букв кириллицы и глаголицы, их источниками. Что же представляли собой славянские азбуки – новую письменную систему или лишь разновидность греко-византийского письма? При решении этого вопроса необходимо учитывать следующие факторы:

В истории письма не было ни одной буквенно-звуковой системы, которая бы возникла совершенно самостоятельно, без влияния предшествующих систем письма. Так, финикийское письмо возникло на базе древнеегипетского (правда, был изменен принцип письма), древнегреческое – на основе финикийского, латинское, славянское – на базе греческого, французское, немецкое – на базе латыни и т.д.

Следовательно, речь может идти лишь о степени самостоятельности системы письма. При этом гораздо важнее насколько точно видоизмененная и приспособленная исходная письменность соответствует звуковой системе языка, который она намерена обслуживать. Именно в этом отношении создатели славянской письменности проявили огромное филологическое чутье, глубокое понимание фонетики старославянского языка, а также большой графический вкус.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

от 30 января 1991 г. N 568-1

О ДНЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Придавая важное значение культурному и историческому возрождению народов России и учитывая международную практику празднования дня славянских просветителей Кирилла и Мефодия, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

Объявить 24 мая Днем славянской письменности и культуры.

Верховного Совета РСФСР

В 863 году, 1150 лет назад, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий начали свою Моравскую миссию по созданию нашей письменности. О ней говорится в главной русской летописи «Повести временных лет»: «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своём языке».

И второй юбилей. В 1863 году, 150 лет назад, Российский Святейший Синод определил: в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых равноапостольных братьев установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 по н.ст.).

В 1986 году по инициативе писателей, особенно покойного уже Виталия Маслова, сначала в Мурманске прошёл первый Праздник письменности, а на следующий год его широко отметили в Вологде. Наконец, 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности. Читателям не надо напоминать, что 24 мая ещё и день тезоименитства Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Логически представляется, что единственный государственно-церковный праздник России имеет все основания приобрести не только общенациональное звучание, как в Болгарии, но и общеславянское значение.

Кирилл и Мефодий 2019: биография, история славянской письменности

Православная церковь 24 мая отмечает день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности

День празднования славянской письменности и культуры неразрывно связан с Кириллом и Мефодием – во всех славянских странах его отмечают 24 мая.

Кирилл и Мефодий, создав славянскую письменность, перевели с греческого на славянский богослужебные книги, в том числе апостольские послания и Псалтырь, избранные чтения из Евангелия, то есть способствовали введению и распространению славянского богослужения.

Sputnik Грузия рассказывает краткую биографию Святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян и борцов за христианскую веру, и историю создания славянской письменности.

Краткая биография

Родные братья — Кирилл и Мефодий (в миру Константин и Михаил) родились в знатной и верующей семьи, в греческом городе Солуни.

Получив прекрасное образование, Мефодий — старший из семи братьев, поначалу, выбрав карьеру военного, правил в одном из славянских княжеств подчиненных Византийской империи, где и выучил славянский язык.

Константина – самого младшего из братьев, отличавшегося исключительными филологическими способностями, тянуло к наукам. В Константинополе он учился у крупнейших ученых того времени, в том числе и Фотия, будущего Патриарха Константинопольского.

Завершив обучение, он принял сан иерея — был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии и преподавал в высшей Константинопольской школе философию.

Константин был мудр не по годам — он победил в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния.

Затем он удалился к брату Мефодию в монастырь, где проводил время в чтении и молитве. Там он впервые стал изучать славянский язык, общаясь с иноками–славянами в обители.

Для евангельской проповеди византийский император послал Кирилла и Мефодия в 857-м в Хазарский каганат. По дороге, остановившись в городе Корсуни, братья обрели чудесным образом мощи священномученика Климента, папы Римского.

Затем отправившись к хазарам, Мефодий и Кирилл благополучно убедили хазарского князя и его приближенных принять христианство, а также освободить 200 греческих пленников.

История славянской письменности

Славянская письменность возникла в IX веке, именно тогда был составлен алфавит.

История славянской письменности такова: моравский князь Ростислав прислал к императору послов с просьбой перевести христианские богослужебные книги на славянский язык и прислать учителей в Моравию для проповеди славянам на родном для них языке.

Император поручил эту миссию Кириллу и Мефодию, уверенный, что они с ней справятся лучше всех. Славянскую азбуку Кирилл составил с помощью брата Мефодия и учеников Климента, Горазда, Наума, Саввы и Ангеляра.

Годом рождения славянской письменности считают 863-й, когда были написаны первые слова на славянском языке. Некоторые летописцы утверждают, что это были слова Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».

После завершения перевода Евангелия, Псалтыря и избранных служб на славянский язык, Кирилл и Мефодий отправились Моравию, где стали учить Богослужению на славянском.

Было составлено два алфавита славянской письменности — глаголица и кириллица, и оба использовались. Сохранившиеся славянские рукописи выполнены как одним, так и другим алфавитом.

Но со временем кириллица, которая по написанию букв гораздо проще архаичной глаголицы, вытеснила ее из обихода.

Создание славянской письменности имело огромное значение для культурного и научного развития славянского народа. На основе кириллицы возникла как русская письменность, так и письменность других славянских народов.

Святой Кирилл скончался в 869-м — ему было 42 года. Перед смертью он принял схиму (высшая ступень православного монашества). Мощи Святого положили в церкви Святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

Мефодий, вскоре после этого рукоположенный в Риме в архиепископский сан, продолжил дело брата. Он скончался в 885-м — архиепископа Мефодия отпевали на трех языках – славянском, греческом и латинском, и погребли в соборной церкви Велеграда.

Читать еще:  Макар именины по православному календарю

Кирилла и Мефодия, за их деятельность, к лику Святых причислили еще в древности. Память просветителей славян Русская православная церковь чтит с XI века. Древнейшие службы Святым, дошедшие до наших дней, относятся к XIII веку.

Торжественное празднование памяти первосвятителей Кирилла и Мефодия в Русской церкви установлено в 1863-м.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Биография святых Кирилла и Мефодия

Славяне — многонациональная общность, являющаяся одной из самых многочисленных в Европе раннего Средневековья. Они имели развитые культурные традиции, на которые сильное влияние к концу первого тысячелетия нашей эры оказало христианство. Его утверждению среди славянских народов способствовала деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия. Они не только несли славянам Слово Божие, но и создали церковнославянский язык и первую азбуку.

Житие святых

О жизни святых проповедников сохранилось множество сведений, по которым можно восстановить их биографию с детских лет до окончания земного пути.

Происхождение

Братья Мефодий и Кирилл родились в городе Салоники, расположенном на территории современной Греции, в семье богатого византийского военачальника по имени Лев. У него было семь детей мужского пола, среди которых старшим ребёнком был Михаил, а младшего сына звали Константин. Дед будущих просветителей занимал высокую должность при дворе византийского императора.

Точных данных о национальности братьев в источниках не указывается. Большинство исследователей считают их греками.

Интересно: Салоники был многонациональным городом, в котором жили не только греки, но и представители различных славянских племён, говоривших на солунском диалекте. Многие исследователи считают, что равноапостольные братья владели обоими языками, распространёнными на их родине.

Мефодий

Старший из братьев, названный при рождении Михаилом, получив прекрасное домашнее образование, пошёл по пути военной карьеры. Дослужившись до звания стратига провинции Славинии, он покинул мирскую жизнь.

Он удалился в монастырь на горе Малый Олимп, где принял монашеский постриг под именем Мефодий. Впоследствии он стал настоятелем этой обители.

Кирилл

Младший из братьев — Константин, обладающий большими способностями в изучении языков и различных наук, прослыл одним из выдающихся учёных своего времени. В юном возрасте он отправился в Константинополь, где обучался наукам совместно с малолетним императором Михаилом под руководством священника Фотия, который позднее станет константинопольским патриархом, и известного учёного Льва Математика.

Закончив учёбу, талантливый юноша выбрал церковное служение. Он принял сан диакона и получил должность патриаршего библиотекаря. Через некоторое время по непонятной причине молодой человек покинул византийскую столицу, удалившись в монастырь. Но по настоятельной просьбе императора и патриарха вынужден был вернуться и принять должность преподавателя философии в Магнаврском университете.

До 856 г. Константин совмещал деятельность преподавателя со службой на благо государства. После смерти логофета Феоктиста — родственника, оказывавшего покровительство учёному — он вместе с несколькими учениками отправился в обитель своего старшего брата.

Поездка в Хазарию

Первое совместное путешествие равноапостольных братьев началось в 860 г., когда по повелению императора талантливый философ и оратор Константин, должен был отправиться в Хазарию. Её правитель пригласил представителей крупнейших религий, чтобы после беседы принять одну из них.

К ответственной встрече учёный муж готовился в городе Херсонес, где он выучил иврит и арамейский язык. А также братья участвовали в чудесном обретении мощей святого Климента, четвертого епископа римского, принявшего мученическую смерть в древнем причерноморском городе.

Интересно: хазарская поездка братьев закончилась неудачей, так как правитель выбрал иудейскую веру, но в то же время она имела большое значение для дальнейшей жизни просветителей.

Моравская миссия

С возвращением братьев в столицу совпал приезд моравского правителя Ростислава, просившего императора прислать к ним человека, способного перевести священные христианские тексты на славянский язык. Этим человеком стал философ Константин, которому помогали брат игумен Мефодий и ученики.

Перед поездкой в Великую Моравию они провели огромную работу звуковому анализу языка славян, на основе которой появилась глаголица — первая славянская азбука. В неё было 38 букв, с помощью которых Кирилл записал, переведённые с греческого языка основные христианские книги. Это событие произошло в 863 г. Четыре года Кирилл и Мефодий путешествовали по моравским землям, переводя богословские тексты, обучая людей чтению и письму, переводя христианские богослужения на славянский язык.

На заметку! Братья выступали лишь в роли проповедников и переводчиков, не имея права назначать местных священников и утверждать проведение церковных служб на церковнославянском языке.

Для этого следовало получить благословение византийского или римского церковного главы.

Римские события

Деятельность братьев вызывала недовольство немецких священнослужителей, которые распространить своё влияние на славян. Перевод богослужений на славянский язык, по их мнению, являлся отступлением от укоренившейся традиции, по которой читать священные тексты можно только на греческом, еврейском и латинском языке. Под влиянием западных священников Константина и Мефодия в Риме объявили еретиками и потребовали их приезда к папскому престолу.

Папа Андриан II с почестями встретил людей, доставивших в 868 г. в Священный Город мощи святого Климента. Римский первосвященник разрешил проводить в славянских землях богослужения на национальном языке и повелел положить священные книги, на нём написанные в римских храмах.

Активная жизнь рано подорвала силы Константина, в начале 869 г. он тяжело заболел. Приняв монашеский постриг под именем Кирилл, он завещал старшему брату продолжить их великое дело. Его похоронили в соборе святого Климента в феврале этого же года. А Мефодий, получивший сан епископа с учениками отправился в земли славян, чтобы продолжить своё служение.

Деяния Мефодия

После смерти брата, выполняя данное ему обещание, Мефодий вернулся к славянам. Но на территории Моравии усилилось влияние немецкого священства, которое активно препятствовало распространению церковнославянского языка.

  • В 872 г. Мефодия заточили в немецкую крепость. Папа Иоанн VIII повелел выпустить проповедника, но идя на уступки западному духовенству, запретил ведение богослужений на славянском языке.
  • С 875 по 879 гг. славяне слушали на родном языке только церковные проповеди.
  • С 884 г. Мефодий с учениками обосновался в Велеграде — столице Моравии. Здесь закончился земной путь святого Мефодия Моравского.

После смерти просветителей

Смерть Мефодия послужила активатором для деятельности противников новой письменной системы. Применение славянского языка во время богослужений и проповедей запрещается по всей территории Моравии. Гонениям подверглись ученики святых проповедников. Некоторых из них казни, но большинство были выдворены из страны и обосновались в Болгарии, Хорватии и южнославянских землях. В 890 г. римская церковь объявила анафему церковным книгам и богослужениям, проводимым на славянском языке.

Но, несмотря на это, деятельность Мефодия и Кирилла продолжалась. Глаголица и кириллица укоренились в землях южных и восточных славян.

Интересно: по свидетельствам источников равноапостольные братья оставили после себя богатейшее литературное наследие. Но до настоящего времени не дошёл ни один подлинник их сочинений. Это объясняется уничтожением всех трудов святых просветителей во время гонений в моравских землях.

Почитание

Братьев Мефодия и Кирилла начали почитать в первые годы после их кончины. Вскоре они были прославлены в лике святых равноапостольных мужей ещё единой Христианской Церковью.

В современной православной традиции днями их поминовения являются:

  • 27 февраля — кончина Кирилла;
  • 19 апреля — преставление Мефодия;
  • 24 мая — общая дата поминовения равноапостольных братьев, установленная в конце XIX в. Святейшим Синодом.

На заметку! 24 мая — во многих странах Восточной Европы являются днём проведения праздника славянской культуры и письменности.

Славянские азбуки

Кирилл и Мефодий являются разработчиками первой славянской азбуки — глаголица. Уже после смерти просветителей их ученик Климент Охридский создал кириллицу — алфавит, основанный на трудах святых братьев и греческого письма. Название новый труд получил в честь человека, выполнившего подготовительную работу, лежащую в основе составления любого нового письменного языка.

Некоторые учёные утверждают, что славянские азбуки не являлись новым видом письменности, а были лишь разновидностью греческой буквенной системы. Самостоятельность детища равноапостольных мужей подтверждается следующими факторами:

  • все мировые письменные системы возникали на основе предшествующих образцов;
  • глаголица и кириллица полностью соответствует звуковой системе славянского языка;
  • графическое начертание букв обеих азбук не копирует греческое письмо, а является глубокой творческой переработкой авторов.

Работа святых Кирилла и Мефодия имела большое значение не только в деле крещения славянского населения Европы, но и в сохранении в его процессе национальной самобытности и культуры славян. Единый алфавит — одно из звеньев, объединяющих все славянские народы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector