Настоятель храма кулич и пасха

Храмы Петербурга: Троицкая церковь (Кулич и Пасха)

Каждый петербуржец знает и любит Троицкую церковь, называемую в народе «Кулич и Пасха». Знает потому, что храм этот был вновь открыт сразу после войны, в 1946-м, и оставался одним из немногих действовавших в Ленинграде – у многих ленинградцев с этим храмом что-то связано. А любит потому, что своей формой этот храм с колокольней, даже в самую стылую зимнюю или промозгло-слякотную осеннюю пору напоминает о Пасхе, о весне, о пробуждении к жизни.
Совсем недавно я оказался по каким-то делам рядом и, глянув через забор на Троицкий храм, почувствовал, как в душу, словно теплый ветер, ворвалась радость и какое-то пасхальное настроение.

Построенная в 1785-1790-х годах, церковь эта расположена по адресу: пр. Обуховской обороны, д. 235.
Идея придать храму форму кулича и пасхи принадлежит заказчику, генерал-прокурору А. Вяземскому, выдающемуся деятелю времен Екатерины II. Некогда храм этот находился не в самом городе, а в пригородном селе Александровское.

Форма храма в самом деле необычная, или как говорили в те времена, когда храм предстал перед публикой, своеобычная. Народ окрестил его просто «Кулич и Пасха» Но мало кто знает, что форма храма и колокольни, по замыслу заказчика, имеет совсем другой смысл, к пасхальным лакомствам не относящийся.
А чтобы разобраться, какой, несколько слов необходимо сказать о генерал-прокуроре Александре Вяземском.

Деятель этот происходил из древнего княжеского рода и был возвышен императрицей Екатериной II.
Герой в армии (начал служить в 12 лет), удачно исполнивший ряд секретных и очень опасных заданий. Гуманный, благоразумный и одновременно твердый и решительный политик, отличным образом зарекомендовавший себя на следующем послушании лично от императрицы: он был послан Екатериной на Урал для урегулирования отношений между бунтующими крестьянами и хозяевами уральских заводов.
И вот следующий пост: Александр Алексеевич был поставлен во главе Сената.

По возведении в чин императрица написала Вяземскому «секретнейшее наставление», в котором четко определила его обязанности. Императрица напоминала А. Вяземскому, что генерал-прокурор должен быть совершенно откровенен с государем, поскольку «по должности своей обязывается сопротивляться наисильнейшим людям», и в этом только власть императорская «одна его подпора». Она подчеркивала, что не требует от него «ласкательства», но «единственно чистосердечного обхождения и твердости в делах». Екатерина II предостерегала генерал-прокурора от ввязывания в интриги при дворе и предлагала иметь только «единственно пользу отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине».

Вяземский придерживался данного ему наставления и пользовался полным доверием императрицы, что позволило ему не только удерживать высший прокурорский пост в течение почти 29 лет, но и значительно расширить свои полномочия. Если в начале карьеры он возглавлял Сенат, а также наблюдал за продажей соли и вина в Империи, то с 1780-х годов уже прочно удерживал в своих руках не только юстицию, но также финансы и внутренние дела. Именно он впервые в России ввел строгую отчетность в финансовых делах, а также стал четко учитывать доходы и расходы за год.
Именно он ведал делами Пугачева, Радищева и др.

Многократно доказывавший преданность императрице и прекрасно справлявшийся со своими многочисленными обязанностями, Вяземский был обласкан наградами и подарками. На деньги императрицы и началось в имении Вяземского возведение храма. Заказчик церкви, князь Вяземский, служивший, напомню, по ведомству юстиции, вложил в храм следующий смысл: ротонда храма символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида – неколебимую купность. трех добродетелей: Истины, Человеколюбия и Совести».
В этой пирамидальной колокольне, напоминающей творожную пасху, помещаются: на первом этаже крестильня, на втором – колокольня.

С 1871 года при церкви работало попечительство о бедных со школой и богадельней, а в 1913-м был создан Детский союз для детей 6-14 лет, которые собирались дважды в неделю для молитв и бесед.

В советское время Троицкая церковь была закрыта на рекордно малое количество времени – всего на восемь лет. В 1938-м одной из последних в Ленинграде она была закрыта и в 1946-м, одной из первых, была открыта.
Но и за 8 лет храм подвергся поруганию и разграблению. Все иконы, иконостас, ценности бесследно пропали. Прихожане, уцелевшие во время войны и блокады, плакали, не узнавая свой родной храм, к стенам которого они ходили молиться в суровые блокадные дни. Восемь лет здесь был клуб, устраивались киносеансы, танцы…


Мы подходим к храму.


Несмотря на оригинальную форму, прославившую храм, он оказался для совершения богослужений не слишком удобным.
Для молящихся в храме было мало места (не забываем, что треть круглого храма занимает алтарь). Поэтому в 1858 году к храму пристроили притвор. Прямоугольный притвор, пристроенный к круглой церкви, виден справа.
Над входом – табличка с трогательной надписью: ТВОИ щедроты соорудили. Окончана въ 1787 году.
Как бы и нам научиться благодарить Господа за окончание задуманного дела.


Войдем в храм. Мы в притворе. Том самом, от 1858 года.


Эту фотографию я сделал специально, чтобы показать круглое пространство храма.


А вот тут другой вид, немного сбоку. Более взвешенная композиция. Очень благолепно и уютно.


Синий с золотом иконостас был принесен сюда из Благовещенской церкви (на Васильевском острове). (Сама эта церковь уцелела, сейчас ведутся реставрационные работы, но иконостас туда уже возвращен не будет.)


Здесь много чтимых петербуржцами икон. Икона Всех скорбящих Радосте была перенесена сюда в 1946 году из Спасо-Преображенского собора. Ее мы видим справа (на синем фоне), рядом с иконой св. великомученика и целителя Пантелеимона.


Чтимая икона Божией Матери Скоропослушница.


Икона святителя Николая Чудотворца была принесена в храм в 1947 году жительницами Колпино, сестрами Пискаревыми.


Святитель Николай чуть крупнее.


Преподобный Нил Столобенский. Икона с частицей мощей.
Этот святой очень почитается в Петербурге.


Икона преп. Серафима Саровского с мощами. В Петербурге есть всего несколько частиц мощей преп. Серафима. Это как раз один из тех случаев. Икона маленькая, серая, неказистая. Но святыня великая.


Канун – столик для поминания и Распятие.


Церковная лавка в притворе. Здесь можно заказать поминание, купить свечи, книги.

Кулич и Пасха

Над головой — чужое, холодное небо, и сердце щемит тоска по дому, и кажется, что дверь в прошлое захлопнулась, оставляя за собой всё: детство, друзей, любимое дело, родителей. Другой город — по-северному суровый, неприветливый… Где же черпать силы, где успокоить скорбящее сердце? Мамина знакомая посоветовала: «Ты сходи к Скорбящей Божией Матери — Она не оставит». Да где найти такую икону? Никогда о ней не слышала…
В первые теплые весенние дни, когда начинают лопаться почки и деревья одеваются зеленой дымкой, когда пасхальная радость покрывает все горести, мы с мужем едем в один необыкновенный — всегда весенний и пасхальный питерский храм — храм Святой Троицы, который в народе называют «Кулич и Пасха». И правда: как похож храм на румяный, золотистый кулич, ликующим перезвоном отзывается сверкающая на солнце башня-колокольня — ни дать ни взять — творожная пасха! И радость — пасхальная радость ожидает здесь всех — и детей, и взрослых, и страждущих, и обремененных. А внутри, под небесно-голубыми сводами храма сердце замирает от неземной красоты… И глубоко в душу проникают со старинных икон взгляды святых угодников Божиих. Хочется и плакать, и молиться, и… никогда не уходить отсюда…
— Ты к Скорбящей Божией Матери подойди!
Да — это икона «Всех скорбящих Радость», богато украшенная… но что это — как будто монетки на икону наклеены — медные, старинные, потемневшие от времени.
— Да, это та самая икона… чудотворная… с грошиками…
Позднее мне рассказал о ней митрофорный протоиерей Виктор Голубев, настоятель храма, благочинный Невского округа г. Санкт-Петербурга.
— Явление этой иконы произошло в 1888 году, по новому стилю — 5 августа. Ранее эту икону прибило волной к невскому берегу приблизительно в том месте, где выстроена была часовня Тихвинской иконы Божией Матери — сейчас это проспект Обуховской обороны, дом 24. Икону нашел купец Куракин и благословил ею дочь, выходившую замуж. А новобрачные уже пожертвовали икону в Тихвинскую часовню. В то время место это было — конец Невской заставы, конец города и начало загорода. Народ ездил в город торговать, и, возвращаясь, многие заходили в эту часовню — помолиться, взять благословение. И оставляли пожертвования на блюде перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». И вот 5 августа 1888 года над Петербургом разразилась сильная гроза, и молния ударила в часовню. Пока бегали искали ключи, многое погорело. Но чудесным образом икона «Всех скорбящих Радость» от огня не пострадала, хотя молния ударила рядом с ней — в блюдо для пожертвований. От удара молнии деньги разлетелись и монетки приклеились к иконе. На блюде том были и золотые, и серебряные монеты, но Матерь Божия украсила Себя только трудовыми грошиками.
Весть о чуде быстро разлетелась по Петербургу, в часовню начали стекаться верующие. Но время это было предреволюционное, многие с сомнением отнеслись к случившемуся, и была создана специальная комиссия, которая признала факт… чуда. Но Православным людям комиссия эта была не нужна: от иконы сразу же начало совершаться много чудес, исцелений. Обращались пьяницы, недужные — и выздоравливали. Было одно такое особое исцеление — отрока Николая. Он с детства болел, и врачи от него уже отказались — невозможно вылечить… Тогда ему во сне явились Матерь Божия и Святитель Николай и повелели идти к той иконе, на которую упали грошики. Его повезли, отслужили молебен, и… он встал и сам приложился к иконе, полностью исцелившись. Впоследствии он стал иеромонахом в Троице-Сергиевой Приморской пустыни в Стрельне. Я говорил с игуменом, спрашивал, есть ли какое-то известие об этом Николае. Да, говорит, здесь его могила.
В 1947 году эту икону передали в наш храм. Сохранилась она после революции потому, что была передана в бывший тогда обновленческим Спасо-Преображенский собор. В 47-м году наш храм был вторично освящен (после закрытия), и икону передали нам.
И теперь совершаются чудеса от этой иконы. Например, женщина ко мне обратилась, наверно, год тому назад. Попросила отслужить молебен Матери Божией. «Мне сказали делать операцию». У нас есть замечательный священник — отец Иоанн Миронов, он ей и посоветовал: иди в церковь Святой Троицы к иконе Скорбящей Божией Матери, возьми маслице от лампады и мажь больные места. Пришло время делать операцию, пошла в больницу — а ничего и нет, операцию делать не надо, врачи только руками разводят.
Другой случай — в 2005 году приехал к нам из Москвы — не знаю, кто он — но состоятельный человек. Говорит:
— Я хотел бы вам оказать материальную помощь.
— Я не знаю, какой суммой вы располагаете — нам кресты нужно отремонтировать. Как их поставили 220 лет назад — так и стоят. Пригласили специалистов — там так все проржавело, еще немного — и упали бы.
Этот человек нам кресты позолотил. А в 2007-м помог отремонтировать колокольню. И рассказал, почему…
Купил он в церковной лавке небольшую иконку «Всех скорбящих Радость», смотрит — какие-то знаки на ней — монетки, и положил в карман к себе. Однажды, когда он возвращался домой, на него в подъезде напали и так избивать стали — думал, сейчас убьют. Он упал… А когда бандиты ушли, он встал, но… никакой боли не почувствовал — словно под колпаком был! Иконка, которая лежала у него в кармане, была почему-то в его в руке…
И тогда вот он начал искать, где же находится эта Скорбящая. В Москве — там нет, сказали, здесь, в Петербурге. Он приезжал сюда, нашел. Мы отслужили молебен. Потом он приезжал с женой и дочерью. Позолотил кресты на церкви и на колокольне. Это дорого стоит!
И столько таких… всевозможных случаев было! Здесь женщина стоит свечница, свечки ставит. Молилась Матери Божией об исцелении безплодия — родила уже второго! Так что чудеса совершаются здесь постоянно, бывает, что я не о всех даже знаю. Вот девушка никак не могла поступить в институт, а отслужили молебен — сразу поступила!
Матерь Божия все может! И исполняет наши просьбы, если только от этого есть польза. Мы ведь думаем о земном, а Она думает о душе. Если польза душе от этого есть, Она все исполнит!
…О чем я молилась в тот пасхальный день, я сохраню в своем сердце, но только через некоторое время моя просьба исполнилась.

Читать еще:  Можно ли поминать усопшего в воскресенье

На снимках: Свято-Троицкий храм («Кулич и Пасха») в Санкт-Петербурге; чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Екатерина Резникова 27.04.2008

Христос воскресе!Православные братья и сестры какие мы счастливые имея такую Заступницу ред Богом.слава Богу за все!

Хм… ну конечно, у кого какой вкус… Но Питер — лучший город Земли, прекрасный, романтичный и приветливый!

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы
(Кулич и Пасха)

Храм построен в 1785 — 1790 годах архитектором Николаем Александровичем Львовым близ Петербурга, в селе Александровском, — загородной усадьбе екатерининского вельможи генерал-прокурор Александра Алексеевича Вяземского расположенной на левом берегу Невы в 10 верстах от столицы. Церковь размещалась в центре приусадебного парка. Престол храма должен был быть освящён во имя праздника Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресения Словущего). По некоторым источникам, средства на строительство церкви пожертвовала Екатерина II и потому по желанию императрицы храм освятили в 1790 году во имя Святой Живоначальной Троицы.

Прозвание церкви «Кулич и Пасха» появилось среди прихожан позднее, но оно не совсем правильное. Заказчик церкви, князь А.А. Вяземский, служил генерал-прокурором в ведомстве юстиции. И потому, по замыслу заказчика и архитектора проекта, ротонда символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида» — «неколебимую купность. трёх добродетелей»: Истины, Человеколюбия и Совести т.е. символ Зерцала Петра I.

Церковь представляет собой круглое здание в виде ротонды, окружённое колоннадой из 16-ти колонн ионического ордена и увенчанное низким куполом без барабана. Само здание покрашено в жёлто-коричневатый «питерский» цвет, купол — в зелёный. Капители колонн декорированы ионическими волютами, украшены гирляндами, на втором ярусе имеются овальные окна. Подкупольная часть церкви декорирована фризом. Купол увенчан яблоком с крестом. Высота храма равна диаметру внутреннего зала. Все эти приемы характерны для русского раннего классицизма.

Из-за отсутствия светового барабана на куполе, в алтарной части храма достаточно темно; кроме того, усиливается иллюзия размеров здания — изнутри он выглядит гораздо больше, чем снаружи. Внутри круглый зал оштукатурен голубым цветом и декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента. Над проемом алтарной апсиды сохранились фигуры парящих ангелов (скульптор неизвестен). Голубой купол, имитируя небо, создаёт ощущение лёгкости и воздушности.

Несмотря на всю оригинальность проекты храм был неудобен для богослужений, так как в нём было слишком мало места для алтаря, в связи с этим в 1858 году к храму был пристроен притвор, несколько исказивший первоначальный композиционный замысел архитектора.
В 1859 году построены ризница и ограда.
В 1905 престол храма украсили мраморной с инкрустацией одеждой.

Колокольня, расположенная с западной стороны церкви, по форме напоминает пасху. Она представляет собой узкую четырёхгранную пирамиду, отделанную серыми металлическими листами и разделённую на два яруса. В нижнем ярусе располагается крестильня, в верхнем — звонница с колоколами. В крестильне с каждой стороны имеется по два маленьких окошка вверху. Два яруса отделены друг от друга карнизом. Звонница в колокольне устроена необычным образом: в качестве проёмов с четырёх сторон колокольни в стенах прорезаны небольшие арки, в нижней части которых имеется металлическая ограда, толщина арок увеличивается по мере наклона стены, проём арок сверху декорирует сандрик. Выше звонницы со всех сторон колокольни на стене установлены небольшого размера часы; венчает колокольню, как и церковь, яблоко с крестом.

Главной святыней храма была икона Пресвятой Троицы. Она была пожертвована крестьянами села Александровского в 1824 году, впоследствии украшена серебропозлащёной ризой.

Традиционно в приходе совершалось два крестных хода: 8 июля — в Мурзинку, 20 июля — вокруг села.
Недалеко от храма имелось кладбище (Александровское) с небольшой приписной церковью Успения Пресвятой Богородицы.
С 1871 года при храме работало попечительство о бедных со школой и богадельней.
В 1913 был создан «Детский союз» для детей 6-14 лет.

С 1904 года в храме служил прот. Николай Иоаннович Успенский; с осени 1915 по 1917 год настоятелем был о. Николай Алексеевич Клериков; в 1921 году — Базарянинов В.П.; 1924 — 1928 годы — Вертоградский Михаил Николаевич; с 1935 по 19 февраля 1936 — Спиридонов Василий Григорьевич; с 22 июля 1936 по март 1938 — Дьяконов Леонид Васильевич (расстрелян).

С 16 августа 1931 года здание ещё действующей церкви находится под охраной Главнауки как памятник архитектуры I категории.

В марте 1938 года решением Ленгорисполкома от 2 февраля 1938 церковь была закрыта. Все церковные ценности, в том числе и главная святыня — икона Святой Троицы, были изъяты, а затем бесследно пропали. Здание было признано «памятником всесоюзного значения» находящегося под охраной государства. Для лучшей охраны памятника всесоюзного значения его стали использовать под клуб.

В послевоенные годы отмечалось «некоторое потепление» отношений советского государства и церкви. Но и тут возникали многочисленные препятствия. Совет по делам РПЦ при СНК СССР по Ленинграду и области одобрил решение от 17 ноября 1945 года открыть храм «Кулич и Пасха» для богослужений. Однако райисполком не дал этого сделать. И только после ходатайства митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) председателю Ленсовета П.С. Попкову, секретариат Ленсовета дал вторичное указание Володарскому райисполкому не препятствовать открытию церкви. После чего был возобновлён ремонт здания храма, и Троицкая церковь была открыта для верующих 17 апреля 1946 года.

Читать еще:  Когда поминают усопшего

Всё современное убранство церкви было собрано после возобновления богослужений в 1946 году из других закрытых храмов города: нынешний синий с золотом резной иконостас (середины XVIII века) перенесен сюда из бывшей Благовещенской церкви на Васильевском острове; чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» с грошиками (1888 г.) из Скорбященской церкви на Стеклянном заводе; чудотворный образ Святителя Николая (1713 г.) из Троицкого собора Колпина.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Невского благочиния. Настоятель — протоиерей Виктор Андреевич Голубев.
Богослужения совершаются по праздничным, субботним и воскресным дням.
В Воскресения и Двунадесятые праздники служится две литургии: ранняя в 7 и поздняя в 10 часов утра. По субботам и другим праздникам служится одна литургия, начало в 10 часов утра. Начало вечернего богослужения в 18 часов.
Адрес: 193012, г. Санкт-Петербург пр. Обуховской Обороны (бывший Шлиссельбургский тракт), 235.
Телефон: 8 (812) 262-13-87.
Проезд: станция метро «Пролетарская».

Вход на территорию храма со стороны пр. Обуховской обороны.

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Северный фасад церкви.

Северные двери храма. Над входом надпись: «ВЪ ПАМЯТЬ ТВОИХЪ ЩЕДРОТЪ НАЧАТА ВЪ 1785 ГОДУ».

Фрагмент северного фасада храма, притвор и колокольня.

Колокольня храма Живоначальной Троицы.

Фрагмент западного фасада, притвор храма и колокольня.

Колокольня храма «Кулич и Пасха».

Храм с юго-восточной стороны.

Притвор Троицкого храма.

Колокольня, притвор и фрагмент фасада храма с южной стороны.

Колоннада ионического ордена (фрагмент).

Звонница на втором ярусе колокольни.

Колокольня Троицкого храма.

Служебное помещение на территории церкви.

Восточный фасад (алтарная сторона) храма. Вид со стороны трамвайного кольца.

Храмовый комплекс со стороны ул. Грибакиных.

Церковь Святой Живоначальной Троицы (Кулич и Пасха) со стороны ул. Грибакиных.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009

Свято-Троицкая Церковь («Кулич и Пасха»)

Есть в нашем городе храм удивительного вида: сама церковь, круглая в плане, напоминает пасхальный кулич, а стоящая рядом колокольня-пирамида похожа на творожную пасху. Освященная во имя Святой Живоначальной Троицы, церковь эта, в народе называемая «Кулич и Пасха», стоит на Троицком Поле, юго-восточной окраине Петербурга.

Небольшой каменный храм, давший название местности, возвышается посреди большой (б. Церковной) площади, в уютном сквере, обнесенном белой каменной оградой с металлической решеткой. Он считается памятником архитектуры и охраняется государством.

В конце XVIII века здесь, на Шлиссельбургском тракте, была основана мануфактура, которая по имени будущего Императора Александра I получила название Александровской. Из флигелей, выстроенных для рабочих и служащих мануфактуры, образовалось селение, вскоре превратившееся в богатое пригородное село Александровское. Близ села, на Неве, находилось имение генерал-прокурора князя Александра Алексеевича Вяземского, который в начале 1780-х годов был назначен управляющим Императорским фарфоровым заводом и избрал летней резиденцией находившееся рядом свое поместье, где начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк.

После того, как в 1783 году Императрица Екатерина Великая пожаловала князю 200 тысяч рублей за верную службу, он задумал возвести рядом с домом в центре парка храм и посвятить его празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). При этом он пожелал выстроить церковь такой, чтобы она напоминала собой пасхальный хлеб (кулич), а колокольня — пасху.

В 1783 году Святейший Синод дозволил строительство в усадьбе каменного храма, и через два года по благословению митрополита С.-Петербургского Гавриила (Петрова) оно было начато, закончившись в 1787 году. Однако, из-за того, что средства на постройку церкви были пожертвованы Императрицей Екатериной II, храм по желанию Государыни был освящен на Троицу 1790 года в честь Святой Живоначальной Троицы.

О царских щедротах напоминают надписи на мраморных досках, помещенных на стенах храма: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» — на северной стене церкви; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» — на южной, и «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II» — над главным входом в храм с западной стороны.

Строительство Троицкой церкви было осуществлено по проекту известного зодчего русского классицизма Н. А. Львова. Снаружи ротонда храма окружена 16-ю колоннами ионического ордена и перекрыта плоским куполом; овальные окна второго яруса придают храму особое изящество. Внутреннее пространство церкви просто и гармонично,— круглый в плане зал, высота которого равна диаметру, украшен коринфскими пилястрами.

В верхнем ярусе колокольни помещается звонница; в двух нижних ярусах, соединенных внутренней лестницей, находятся крещальня и жилые помещения. Архитектура храма в свое время так поразила Д. Кваренги, что он зарисовал его в своем дорожном альбоме.

Само здание храма с XVIII века изменилось мало, лишь в 1857—1859 гг. на средства Свято-Троицкой церкви и Александровской мануфактуры было произведено обновление, и с запада к церкви пристроен каменный притвор и ризница, а также сооружена новая церковная ограда с аркою из плитняка и двумя часовнями по бокам ее (не сохранились). В 1905 году престол храма прихожане украсили мраморной с инкрустацией одеждой.

Первым настоятелем храма с 1790 года был священник Илия Петров (до 1806 года). Почти 30 лет, с 1872 по 1904 годы причт храма возглавлял прот. В. Китаев; в 1904—1915 гг. в храме служил прот. Николай Иоаннович Успенский, автор большого количества назидательно-духовных брошюр для простого народа. В наши дни во главе причта стоит прот. Виктор Голубев, епархиальный секретарь.

В начале века храм находился за городом, в пяти верстах от городской черты; приход его составляли крестьяне сел Александровского, деревень Леснозаводской и Мурзинки, а также питомцы местного отделения Воспитательного дома, рабочие и служащие Обуховского сталелитейного завода, мастеровые и мещане.

Трижды в год в приходе свершались крестные ходы: 8 июля — в деревню Мурзинку, в Ильинскую пятницу — в деревню Леснозаводскую, 20 мая — вокруг села Александровского, в память избавления от холеры в 1848 году.

Прихожан храма хоронили на небольшом местном кладбище, находившемся в одной версте от церкви. На нем стояла приписная к Троицкой церкви кладбищенская Успенская часовня, где на Успение совершали поминание усопших. В 1852 году вместо нее была выстроена церковь Успения Божией Матери, уничтоженная после революции вместе с кладбищем.

16 октября 1883 года при церкви Святой Троицы земской управой была открыта народная школа на 50 человек, в 1871 году — устроено приходское попечительство, просуществовавшее почти полвека. Работала при храме и библиотека, имеющая достаточное количество книг для любителей благочестивого чтения. Имела церковь также два каменных дома — один для причта, другой для богослужений в зимнее время и для приюта богомольцев, приходящих издалека, например, из деревень Леснозаводской и Царской Славянки.

В 1935 году власти закрыли храм и вывезли его убранство. Закрытым он стоял до конца войны, богослужения в нем возобновились в 1946 году. Из Благовещенской церкви на Васильевском острове был перенесен и поставлен в храме синий с золотом барочный иконостас. Тогда же было восстановлено внутреннее и внешнее убранство. В середине 1960-х годов колокольня храма была поновлена: крошившаяся кирпичная кладка ее была покрыта сшитыми между собой металлическими листами.

Поныне церковь Пресвятой Троицы («Кулич и Пасха») остается единственной действующей на огромные районы левого и правого берегов Невы, новостроек Веселого Поселка, Обухова, Рыбацкого, Купчина. Рассчитанный на 800 человек, сегодня храм явно тесен и существует насущная потребность в открытии в упомянутых районах новых храмов и молитвенных домов.

До 1936 года главной святыней храма была икона Святой Троицы, сооруженная в 1824 году крестьянами села Александровского, пропавшая вместе с другими образами по закрытии храма. Хранящиеся ныне в храме иконы попали сюда уже после возобновления его в 1946 году.

Главными святынями церкви Святой Троицы являются особо почитаемые иконы: знаменитая чудотворная Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), прославившаяся в 1888 году чудом обновления, и чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, находившийся раньше в Свято-Троицкой церкви в Колпино.

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), по преданию, была сооружена и пожертвована в Тихвинскую часовню близ Стеклянного городка одним благочестивым купцом, который возвращался по делам из Петербурга в Ладогу и спасся во время бури на Неве, причалив к берегу против Тихвинской часовни. 23 июля 1888 года во время страшной грозы молния ударила в деревянную часовню и, попалив все иконы, оставила невредимой одну только икону Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», обметав ее мелкими медными монетками в пол-копейки, принесенными богомольцами в храм и положенными ими в ящик у киота. При этом икона дивным образом обновилась, стала будто заново написанной. Монеты не врезались в образ, а прилипли к его поверхности. От этой иконы проистекали и проистекают многие чудесные исцеления притекающим к образу с верой в заступничество Царицы Небесной. Икона эта простого письма суздальской работы, а монеток всего — одиннадцать.

Читать еще:  Можно ли поминать заранее

На месте Тихвинской часовни на берегу Невы, где произошло чудо обновления, была сооружена часовня большего размера. А прежнюю, дабы сохранить ее как реликвию, перенесли в выстроенный рядом большой каменный храм в русском стиле во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»). Неизвестно, где хранился чудотворный образ после сноса храма в 1936 году, но после 1946 года он был передан прихожанами в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха», где пребывает и поныне.

Чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» («с грошиками»).

Другой чудотворный образ — святителя Николая Чудотворца попал в храм из Колпина, где пред ним молились тысячи богомольцев. Еще до основания посада Колпино, образ этот явился 23 декабря (5 января— н. ст.) 1713 года пришедшему из Каргопольского уезда Олонецкой губернии работному человеку Иакову, который, страдая цингой и опухолью ног, лежал при смерти в больнице на старой пильной мельнице на реке Ижоре. И «явися образ святителя Николая Чудотворца сицевым образом. лежал на земли, никому не ведом и не брегом, весьма обветшавши». От него Иаков и другие работные люди получили исцеление. После закрытия Свято-Троицкой церкви в г. Колпино, где хранился образ, он был в числе других икон отдан на один из колпинских заводов для сожжения в печи. На заводе, в мусоре его нашла одна благочестивая женщина и унесла домой. В 1947 году ею он был передан в Свято-Троицкую церковь («Кулич и Пасха»).

Интересен запрестольный крест в серебряном окладе, помещающийся в алтаре храма. Богомольцы почитают также находящиеся в храме иконы Божией Матери Тихвинской и Казанской, прп. Серафима Саровского, молящегося на камне, прпп. Нила Столбенского. Молясь пред иконами прп. Серафима и Нила, прихожане храма испытывают особое благоговение: и в один и в другой образы вложены частицы св. мощей преподобных.

Каждый вторник перед образом прп. Серафима Саровского всенародно поется акафист преподобному, каждый четверг — святителю Николаю Чудотворцу перед его образом, а по воскресеньям — Божией Матери («с грошиками»).

В наши дни причт храма продолжает традиции благотворения, милосердия и помощи нуждающимся. С 1989 года местом постоянного попечения причта и прихожан Свято-Троицкой церкви о душах одиноких людей престарелого возраста стала больница № 34 близ станции Понтонная. Там призреваются 60 человек, из которых каждый раз исповедуются и причащаются Св. Тайн 15—20 человек. С 1990 года церковь перечисляет средства на детский дом.

С этого же года по средам, субботам и воскресениям при храме действует воскресная школа на 85 человек. Занятия Закона Божия и церковно-славянского языка ведут клирики храма: прот. Виктор Сажин, священник Георгий Артемьев и диакон Владимир Рождественский. Обучаются в школе совместно мальчики и девочки в возрасте от 7 до 18 лет. Порой они приходят на занятия вместе с родителями (что приветствуется клиром церкви), дабы прививаемые в школе начала добродетельной христианской жизни окружали ребят не только в стенах храма, но и дома. С будущего года в школе планируется также преподавание церковного пения.

Престольным праздником храма является день Святой Троицы. Кроме того в храме празднуются торжественно:

2(15) января—преставление преподобного Серафима Саровского.
9(22) мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град.
19 июля (2 августа) —обретение мощей преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
23 июля (5 августа) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»),
24 октября (6 декабря) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
6(19) декабря—преставление святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Ежегодно 7(20) декабря, в день памяти прп. Нила Столбенского, пред его образом читается акафист прп. Нилу Столбенскому, накануне в храме служится всенощное бдение.

Церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург)

В центре села Александровского расположена церковь, по своему архитектурному замыслу, пожалуй, — самая своеобразная в городе. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк. В центре парка князь решил возвести храм, посвященный празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). Воплощение идеи он поручил архитектору Н. А. Львову. Постройка церкви велась в 1785 — 1787 годах на средства Екатерины II, но ее освящение задержалось до 1790 года. Освящение его, по желанию императрицы, состоялось во имя Святой Живоначальной Троицы.

С марта 1938 храм, находящийся под охраной «как памятник всесоюзного значения», стоял закрытым, используясь под клуб, но весной 1946 был приведен в порядок и открыт для богослужения. Главной святыней храма до его закрытия была икона Святой Троицы, пожертвованная в 1824 году крестьянами села Александровского. Она пропала вместе с другими образами и ценностями при закрытии храма. Всё современное убранство церкви было собрано уже после возобновления богослужений в 1946 году из других закрытых храмов города. Синий с золотом иконостас был перенесен сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове. Ныне в храме пребывают такие святыни, как икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками) из церкви в Стеклянном, чудотворный образ Святителя Николая из Троицкого собора Колпина и многие другие.

Сама церковь, имитирующая кулич, представляет собой круглое здание в виде ротонды, окружённое колоннадой из 16-ти колонн ионического ордера и увенчанное низким куполом без барабана. Само здание покрашено в жёлто-коричневатый «питерский» цвет, купол — в зелёный. Капители колонн декорированы ионическими волютами, на втором ярусе имеются овальные окна, подкупольная часть церкви декорирована фризом. Купол увенчан яблоком с крестом.

Благодаря отсутствию барабана на куполе, в алтарной части храма становится темно; кроме того, усиливается иллюзия размеров здания — изнутри он выглядит гораздо больше, чем снаружи. Внутри круглый зал оштукатурен голубым цветом и декорирован коринфскими пилястрами, над алтарной апсидой — фигуры парящих ангелов. Голубой купол, имитируя небо, создаёт ощущение лёгкости и воздушности. Несмотря на всю свою оригинальность храм стал неудобен для богослужений, так как в нём было слишком мало места для алтаря, в связи с этим в 1858 году к храму был пристроен притвор.
Колокольня, имитирующая пасху, представляет собой узкую четырёхгранную пирамиду, отделанную серыми металлическими листами и разделённую на два яруса. В нижнем ярусе располагается крещальня, в верхнем — звонница с колоколами. В крещальне с каждой стороны имеется по два маленьких окошка вверху. Два яруса отделены друг от друга карнизом. Звонница в колокольне устроена необычным образом: в качестве проёмов с четырёх сторон колокольни в стенах прорезаны небольшие арки, в нижней части которых имеется металлическая ограда, толщина арок увеличивается по мере наклона стены, проём арок сверху декорирует сандрик. Выше звонницы со всех сторон колокольни на стене установлены небольшого размера часы; венчает колокольню, как и церковь, яблоко с крестом.
Церковь была одним из немногих храмов Петербурга, долгое время функционировавших в советское время. Она была закрыта на восемь лет в марте 1938 года и стала использоваться под клуб, но 17 апреля 1946 года после приведения в порядок вновь открыта для богослужений. Торжественное освящение храма совершил 1 июня митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Тем не менее все святыни, хранящиеся на данный момент в церкви, собраны из других храмов, поскольку с закрытием церкви в 1938 году из неё были убраны все церковные ценности, которые затем бесследно пропали; в их числе была и икона Святой Троицы, бывшая на протяжении многих лет главной святыней храма (эта икона была пожертвована крестьянами села Александровского в 1824 году). Синий с золотом иконостас середины XVIII века был перенесён сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове, из находившегося на хорах этой церкви придела во имя Зачатия Иоанна Предтечи.

Находящийся в настоящее время в храме находится особо чтимый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который был перенесён 14 июня 1946 года из Спасо-Преображенского собора.
Находящаяся на левом клиросе икона святителя Николая Чудотворца (также особо почитаемая), ранее находившаяся в Никольской кладбищенской церкви города Колпино, была передана в храм в декабре 1947 года жительницами Колпино сёстрами Пискарёвыми, у которых она хранилась в годы войны.

С 1938 г. — памятник архитектуры всесоюзного значения использовался под клуб.
С 1946 г. открыт для богослужения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector