Официальный сайт храма кулич и пасха

Храмы Петербурга: Троицкая церковь (Кулич и Пасха)

Каждый петербуржец знает и любит Троицкую церковь, называемую в народе «Кулич и Пасха». Знает потому, что храм этот был вновь открыт сразу после войны, в 1946-м, и оставался одним из немногих действовавших в Ленинграде – у многих ленинградцев с этим храмом что-то связано. А любит потому, что своей формой этот храм с колокольней, даже в самую стылую зимнюю или промозгло-слякотную осеннюю пору напоминает о Пасхе, о весне, о пробуждении к жизни.
Совсем недавно я оказался по каким-то делам рядом и, глянув через забор на Троицкий храм, почувствовал, как в душу, словно теплый ветер, ворвалась радость и какое-то пасхальное настроение.

Построенная в 1785-1790-х годах, церковь эта расположена по адресу: пр. Обуховской обороны, д. 235.
Идея придать храму форму кулича и пасхи принадлежит заказчику, генерал-прокурору А. Вяземскому, выдающемуся деятелю времен Екатерины II. Некогда храм этот находился не в самом городе, а в пригородном селе Александровское.

Форма храма в самом деле необычная, или как говорили в те времена, когда храм предстал перед публикой, своеобычная. Народ окрестил его просто «Кулич и Пасха» Но мало кто знает, что форма храма и колокольни, по замыслу заказчика, имеет совсем другой смысл, к пасхальным лакомствам не относящийся.
А чтобы разобраться, какой, несколько слов необходимо сказать о генерал-прокуроре Александре Вяземском.

Деятель этот происходил из древнего княжеского рода и был возвышен императрицей Екатериной II.
Герой в армии (начал служить в 12 лет), удачно исполнивший ряд секретных и очень опасных заданий. Гуманный, благоразумный и одновременно твердый и решительный политик, отличным образом зарекомендовавший себя на следующем послушании лично от императрицы: он был послан Екатериной на Урал для урегулирования отношений между бунтующими крестьянами и хозяевами уральских заводов.
И вот следующий пост: Александр Алексеевич был поставлен во главе Сената.

По возведении в чин императрица написала Вяземскому «секретнейшее наставление», в котором четко определила его обязанности. Императрица напоминала А. Вяземскому, что генерал-прокурор должен быть совершенно откровенен с государем, поскольку «по должности своей обязывается сопротивляться наисильнейшим людям», и в этом только власть императорская «одна его подпора». Она подчеркивала, что не требует от него «ласкательства», но «единственно чистосердечного обхождения и твердости в делах». Екатерина II предостерегала генерал-прокурора от ввязывания в интриги при дворе и предлагала иметь только «единственно пользу отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине».

Вяземский придерживался данного ему наставления и пользовался полным доверием императрицы, что позволило ему не только удерживать высший прокурорский пост в течение почти 29 лет, но и значительно расширить свои полномочия. Если в начале карьеры он возглавлял Сенат, а также наблюдал за продажей соли и вина в Империи, то с 1780-х годов уже прочно удерживал в своих руках не только юстицию, но также финансы и внутренние дела. Именно он впервые в России ввел строгую отчетность в финансовых делах, а также стал четко учитывать доходы и расходы за год.
Именно он ведал делами Пугачева, Радищева и др.

Многократно доказывавший преданность императрице и прекрасно справлявшийся со своими многочисленными обязанностями, Вяземский был обласкан наградами и подарками. На деньги императрицы и началось в имении Вяземского возведение храма. Заказчик церкви, князь Вяземский, служивший, напомню, по ведомству юстиции, вложил в храм следующий смысл: ротонда храма символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида – неколебимую купность. трех добродетелей: Истины, Человеколюбия и Совести».
В этой пирамидальной колокольне, напоминающей творожную пасху, помещаются: на первом этаже крестильня, на втором – колокольня.

С 1871 года при церкви работало попечительство о бедных со школой и богадельней, а в 1913-м был создан Детский союз для детей 6-14 лет, которые собирались дважды в неделю для молитв и бесед.

В советское время Троицкая церковь была закрыта на рекордно малое количество времени – всего на восемь лет. В 1938-м одной из последних в Ленинграде она была закрыта и в 1946-м, одной из первых, была открыта.
Но и за 8 лет храм подвергся поруганию и разграблению. Все иконы, иконостас, ценности бесследно пропали. Прихожане, уцелевшие во время войны и блокады, плакали, не узнавая свой родной храм, к стенам которого они ходили молиться в суровые блокадные дни. Восемь лет здесь был клуб, устраивались киносеансы, танцы…


Мы подходим к храму.


Несмотря на оригинальную форму, прославившую храм, он оказался для совершения богослужений не слишком удобным.
Для молящихся в храме было мало места (не забываем, что треть круглого храма занимает алтарь). Поэтому в 1858 году к храму пристроили притвор. Прямоугольный притвор, пристроенный к круглой церкви, виден справа.
Над входом – табличка с трогательной надписью: ТВОИ щедроты соорудили. Окончана въ 1787 году.
Как бы и нам научиться благодарить Господа за окончание задуманного дела.


Войдем в храм. Мы в притворе. Том самом, от 1858 года.


Эту фотографию я сделал специально, чтобы показать круглое пространство храма.


А вот тут другой вид, немного сбоку. Более взвешенная композиция. Очень благолепно и уютно.


Синий с золотом иконостас был принесен сюда из Благовещенской церкви (на Васильевском острове). (Сама эта церковь уцелела, сейчас ведутся реставрационные работы, но иконостас туда уже возвращен не будет.)


Здесь много чтимых петербуржцами икон. Икона Всех скорбящих Радосте была перенесена сюда в 1946 году из Спасо-Преображенского собора. Ее мы видим справа (на синем фоне), рядом с иконой св. великомученика и целителя Пантелеимона.


Чтимая икона Божией Матери Скоропослушница.


Икона святителя Николая Чудотворца была принесена в храм в 1947 году жительницами Колпино, сестрами Пискаревыми.


Святитель Николай чуть крупнее.


Преподобный Нил Столобенский. Икона с частицей мощей.
Этот святой очень почитается в Петербурге.


Икона преп. Серафима Саровского с мощами. В Петербурге есть всего несколько частиц мощей преп. Серафима. Это как раз один из тех случаев. Икона маленькая, серая, неказистая. Но святыня великая.


Канун – столик для поминания и Распятие.


Церковная лавка в притворе. Здесь можно заказать поминание, купить свечи, книги.

Троицкая церковь «Кулич и Пасха» Санкт-Петербург

Содержание:

Во времена императрицы Екатерины II село Александровское под Санкт-Петербургом принадлежало князю Вяземскому. Сегодня село поглотил город, это район станции метро «Пролетарская». Именно тут и был однажды по замыслу вельможи, на деньги императрицы и трудами зодчего возведен удивительный Троицкий храм. Тот, что и по сей день неудержимо притягивает к себе взоры как истых гурманов архитектуры, так и просто любопытствующих туристов — храм «Кулич и Пасха», который и на храм-то толком не похож!

Если не знать в точности, что это церковь, можно легко проехать мимо, обратив внимание разве что на необычность архитектурного облика комплекса церкви «Кулич и Пасха».

Строительство храма «Кулич и Пасха»

Князь Вяземский был человеком кипучей энергии, грандиозных планов и щедрой фантазии. Сосредоточив в своих руках гигантскую власть тройного министра МВД, юстиции и финансов, он исправно исполнял свою многогранную работу и был в почете у императрицы.

Екатерина II нередко гостила в имении Вяземского, он с размахом и хлебосольством «угощал пирами» государыню и подарки сыпались на умного царедворца как из рога изобилия. Одна из таких монарших милостей, по некоторым сведениям, достигла кругленькой суммы в 200 тысяч рублей. Огромные деньги по тем временам.

На эти деньги князь решил возвести в имении церковь, причем такую, какой еще не было в Санкт-Петербурге. Вдобавок округа отчаянно нуждалась в приходе и соответствующем храме.

Проект Свято-Троицкого храма разработал Николай Александрович Львов, гениальный архитектор своего времени, один из самых образованнейших людей в России. Его проект Троицкой церкви «Кулич и Пасха» — смелый эксперимент в церковной архитектуре, не нарушающий ее строгих идейных канонов.

Бытует одна версия, которая может раскрыть суть строительства настолько необычного на Руси храма. Вяземский и Львов принадлежали к братству масонов: форма ротонды весьма любима масонами, пирамида же — один из наиболее распространенных символов масонской атрибутики. В таком случае оба приятеля-масона просто вложили в будущий храм секретные смыслы в соответствии с идеологическими канонами тайного общества.

Строительство храма завершили в 1790 году, императрица пожелала, чтобы храм столь живописных и оригинальных форм освятили во имя Святой Троицы и церковь получила название храма Святой Живоначальной Троицы.

Обычные прихожане и посетители Свято-Троицкой церкви в Александровском изначально именовали новый храм «Куличом и Пасхой» из-за сходства с непременными столовыми атрибутами Светлого праздника Пасхи — собственно самой пасхой и широким, пузатым куличом.

Благодарный Вяземский зафиксировал в храме щедрую монаршую милость. И поныне фасад здания Троицкой церкви украшают памятные таблички: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» — значится на северной стене храма; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» — написано на южной стороне; основная же надпись помещена над главным, западным входом в храм: «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II».

Читать еще:  Как выглядит пасха

Церковь «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге история

К началу XX века Троицкий храм располагался уже всего лишь в пяти верстах от городской черты, сократив былую дистанцию вдвое.

После революции прихожане всеми силами пытались поддерживать хоть какие-то отношения с властью, вести с ней диалог ради спасения храма и хранящихся в нем святынь. Шли на любые ухищрения и искренне верили, что придание зданию по-прежнему действующей церкви статуса памятника архитектуры 1 категории и передача его 16 августа 1931 года под охрану Главнауки поможет уберечь его от гибели.

10 октября 1937 года все надежды прихожан и сочувствующих Троицкому храму рухнули. С началом весны 1938 года Троицкая церковь была закрыта и превращена в клуб. Практически все ценное убранство храма было уничтожено. В дальнейшем Троицкая церковь была превращена в библиотеку. К тому времени от ее внутреннего убранства и всей атрибутики православного храма не осталось и следа.

Когда же грянули Финская и Великая Отечественная войны, у многих ленинградцев возникла добрая традиция приходить молиться к стенам Троицкой церкви. Среди них было немало прихожан «Кулича и Пасхи» из числа работников завода «Большевик».

После Великой Отечественной в стране стали одна за другой открываться церкви, и в апреле 1946 года храм «Кулич и Пасха» вновь распахнул двери для прихожан.

Троицкая церковь «Кулич и Пасха» была вторично освящена 1 июня 1947. Прихожане стали собирать по всему городу, буквально с миру по нитке, иконы, инвентарь и церковную утварь для родного храма.

Немало было взято из закрытых пока еще церквей, дальнейшие судьбы которых еще не определились. Бог не оставил: именно так в храм «Кулич и Пасха» попали, к примеру, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» и утерянный прежде колпинский образ свт. Николая Чудотворца.

Ныне Троицкая церковь является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

1 марта 2010 года Сбербанк России выпустил в обращение памятную монету из серебра 925-й пробы номиналом 3 рубля с изображением церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» в серии «Памятники архитектуры России».

Архитектура церкви «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге

Знаменитая на весь Санкт-Петербург Троицкая церковь «Кулич и Пасха» производит впечатление вполне мирского, гражданского строения, настолько миниатюрны и ее золотые куполки, и венчающие их православные кресты. А «кулич» и в особенности «пасха» наводят на мысль о каких-то совершенно оригинальных, прежде не виданных архитектурных канонах.

Мировое христианское зодчество включает в себя множество видов и вариантов структур православных храмов. Тем удивительнее, что небольшой петербургский храм Святой Живоначальной Троицы при всем очевидном разнообразии их архитектурных воплощений по-прежнему абсолютно оригинален, не имея аналогов как в отечественной, так и в зарубежной христианской архитектуре. При этом, имея смелое и оригинальное композиционное решение, Троицкий храм, сохранившийся и поныне фактически в неизменном виде, вполне органично сочетает в себе архитектурные находки со строгими традициями русского классицизма, и прежде всего — его раннего периода.

Если основное здание храма круглое и представляет собой увенчанную массивным куполом ротонду, в общем-то мало характерную для православных церквей, то его высота традиционно равна диаметру ротонды. Также храм вполне канонически обрамлен изящными белыми ионическими колоннами, а верхние, подкупольные части церковных стен декорированы фризом.

Все это вкупе с различными деталями оформления фасада — украшенные направленными вниз завитками ионических волют капители, овальные окна второго яруса — характерные приметы раннего русского классицизма.

Здание храма, за исключением колокольни, окрашено в характерный для классицистических фасадов желто-коричневатый, «питерский» цвет, выгодно смотрящийся на фоне традиционно сероватых красок неба над Санкт-Петербургом; купол ротонды зеленого цвета.

Помимо ротонды основного здания храма «Кулич и Пасха», безусловно, привлекает к себе внимание самая своеобразная в городе колокольня, пирамидальная, четырехгранная и двухъярусная. На первом ярусе размещена крестильня с маленькими окошками, на втором, отделенном карнизом, — звонница с арками для колоколов.

Узкая колокольня, расположенная западнее ротонды церкви, действительно на ее фоне весьма напоминает творожную пасху, пусть и отделанную листами серого оцинкованного железа. Купола и колокольни, и храма венчают православные кресты.

Интерьер церкви «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге

Интерьер церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге с одной стороны уцелел, сохранилось все ее внутреннее строение, во многом за счет того, что церковь в советские времена недолго использовалась не по своему назначению. С другой стороны, все нынешнее убранство церкви относится к современности, оно было бережно собрано уже после возобновления богослужений в 1946 году. Источником послужили предметы церковной утвари из других петербургских храмов города.

Яркий пример тому — богатый резной иконостас в синих с золотом тонах, датируемый серединой XVIII века. В Троицкую церковь он был передан из бывшей Благовещенской церкви, что на Васильевском острове.

Внутри храма сохранилась изначальная лепнина и кое-где видны фрески, к примеру, в верхней части алтаря. Здесь словно поселилась уютная атмосфера старого приходского храма, про такую говорят — «намоленная».

Внутренний интерьер круглого зала храма-ротонды оштукатурен и окрашен в голубые тона с белым декором. Храмовые стены красиво декорированы, белые коринфские пилястры поддерживают широкий пояс горизонтального перекрытия — антаблемента.

Венчающие части пилястр — капители в коринфском ордере традиционно выполнялись в виде чаш или корзин с фруктами, цветами и листьями.

Над проемом расписной алтарной апсиды храма «Кулич и Пасха» сохранились старинные барельефные фигуры двух парящих ангелов работы неизвестного скульптора. В руках ангелы держат «Всевидящее око». Это древний, еще дохристианский символ, используемый также масонами, который христианская мифология трактует следующим образом: равносторонний треугольник означает триединое Божество, глаз — провидение, а сияние символизирует славу.

В русской иконографии этот символ появляется в конце XVIII века благодаря императору Павлу I, благоволившему масонству в России; ныне его изображение присутствует на денежной купюре доллара США.

Голубой купол имитирует близость неба, порождая ощущения необыкновенной легкости на душе и воздушности небесного свода.

И внешний, и внутренний вид церкви «Кулич и Пасха» — это слагаемые ее популярности и у прихожан, и у случайных посетителей. Можно твердо сказать: единожды побывав здесь, они будут всякий раз стремиться сюда всей душой снова и снова.

Церковь Святой Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха)

Церковь Святой Троицы Живоначальной – один из самых оригинальных и почитаемых православных храмов Санкт-Петербурга. За необычное архитектурное решение ее начали называть «Кулич и Пасха». Действительно, круглое здание церкви и пирамида колокольни внешне похожи на блюда пасхального стола.

Как же возникла такая своеобразная церковь?

Троицкий храм был открыт в 1787 году на территории имения Александровское, принадлежавшего князю А. А. Вяземскому. Однажды Екатерина II сделала своему придворному вельможе щедрый дар — двести тысяч рублей. Князь употребил эти деньги на постройку храма для прихожан своей усадьбы. На стене церкви до сих пор сохранилась табличка, свидетельствующая об этом факте. Надпись на ней гласит: «В память твоих щедрот».

Но первоначально идея придать храму такие формы не была связана с пасхальными яствами. По замыслу заказчика, служившего в должности генерал-прокурора, и зодчего Н.А. Львова, ротонда должна была олицетворять храм закона, а античный образ пирамиды – совокупность человеческих добродетелей.

Церковь Святой Троицы Живоначальной знаменита еще и тем, что была действующей практически постоянно. За всю историю своего существования она закрывалась всего на восемь лет, с 1938 по 1945 год. В это трудное военное время в церкви работал клуб расположенного поблизости завода «Большевик».

Интересные факты

  • В 1874 году в Церкви Святой Троицы Живоначальной был крещен известный русский адмирал Александр Колчак.
  • В 2010 году Сбербанком была выпущена серебряная монета с изображением церкви Святой Троицы.
  • Сегодня в храме хранится чудодейственная икона «Всех Скорбящих Радость».

Загадочная история ее появления и многие исцеления, произошедшие после молитвенной просьбы у иконы, сделали ее особо почитаемой среди верующих. На образе Божьей Матери, запечатленной на иконе, вы можете увидеть медные грошики. История их появления такова. Летом 1888 года в часовню, где хранилась икона, ударила молния. Несмотря на то, что часовня сгорела, икона совершенно не пострадала.

Свидетели отмечают, что лик ее стал более светлым, а к поверхности прилипли медные монетки из чаши с пожертвованиями, стоявшей рядом. Были в ней и золотые, и серебряные монеты, но на икону попали только медные грошики, оставленные бедными прихожанами. Многие паломники стремятся сегодня попасть к целительному образу, чтобы помолиться о чуде.

Еще одной подлинной и почитаемой святыней Санкт-Петербурга является Свято-Исидоровская церковь, статью о которой вы можете найти на нашем сайте.

Похожие записи

Тест: Хранители Петербурга!

Мы отобрали 20 самых необычных памятников и мест, которые будет интересно посетить каждому петербуржцу и гостю города!

Белый театр

«Белая гвардия, белый снег, Белая музыка революций». З. Ященко Белый театр – одна из культовых сценических площадок Санкт-Петербурга. История появления театра так же необычна, как его концепция и атмосфера спектаклей.

Читать еще:  Можно ли играть свадьбу в пост

Тучков мост

Величественный и строгий Санкт-Петербург известен на весь мир красотой своих необыкновенных мостов. Отдельного внимания заслуживает один из главных мостов Северной столицы – Тучков мост. Тучков мост – история создания В.

Музей прикладного искусства

История музея началась в 1876 г. В это время заложили строительство училища технического рисования, которое впоследствии воспитало и выпустило много талантливых деятелей искусства, архитекторов. Строительные работы вели на средства мецената.

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы
(Кулич и Пасха)

Храм построен в 1785 — 1790 годах архитектором Николаем Александровичем Львовым близ Петербурга, в селе Александровском, — загородной усадьбе екатерининского вельможи генерал-прокурор Александра Алексеевича Вяземского расположенной на левом берегу Невы в 10 верстах от столицы. Церковь размещалась в центре приусадебного парка. Престол храма должен был быть освящён во имя праздника Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресения Словущего). По некоторым источникам, средства на строительство церкви пожертвовала Екатерина II и потому по желанию императрицы храм освятили в 1790 году во имя Святой Живоначальной Троицы.

Прозвание церкви «Кулич и Пасха» появилось среди прихожан позднее, но оно не совсем правильное. Заказчик церкви, князь А.А. Вяземский, служил генерал-прокурором в ведомстве юстиции. И потому, по замыслу заказчика и архитектора проекта, ротонда символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида» — «неколебимую купность. трёх добродетелей»: Истины, Человеколюбия и Совести т.е. символ Зерцала Петра I.

Церковь представляет собой круглое здание в виде ротонды, окружённое колоннадой из 16-ти колонн ионического ордена и увенчанное низким куполом без барабана. Само здание покрашено в жёлто-коричневатый «питерский» цвет, купол — в зелёный. Капители колонн декорированы ионическими волютами, украшены гирляндами, на втором ярусе имеются овальные окна. Подкупольная часть церкви декорирована фризом. Купол увенчан яблоком с крестом. Высота храма равна диаметру внутреннего зала. Все эти приемы характерны для русского раннего классицизма.

Из-за отсутствия светового барабана на куполе, в алтарной части храма достаточно темно; кроме того, усиливается иллюзия размеров здания — изнутри он выглядит гораздо больше, чем снаружи. Внутри круглый зал оштукатурен голубым цветом и декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента. Над проемом алтарной апсиды сохранились фигуры парящих ангелов (скульптор неизвестен). Голубой купол, имитируя небо, создаёт ощущение лёгкости и воздушности.

Несмотря на всю оригинальность проекты храм был неудобен для богослужений, так как в нём было слишком мало места для алтаря, в связи с этим в 1858 году к храму был пристроен притвор, несколько исказивший первоначальный композиционный замысел архитектора.
В 1859 году построены ризница и ограда.
В 1905 престол храма украсили мраморной с инкрустацией одеждой.

Колокольня, расположенная с западной стороны церкви, по форме напоминает пасху. Она представляет собой узкую четырёхгранную пирамиду, отделанную серыми металлическими листами и разделённую на два яруса. В нижнем ярусе располагается крестильня, в верхнем — звонница с колоколами. В крестильне с каждой стороны имеется по два маленьких окошка вверху. Два яруса отделены друг от друга карнизом. Звонница в колокольне устроена необычным образом: в качестве проёмов с четырёх сторон колокольни в стенах прорезаны небольшие арки, в нижней части которых имеется металлическая ограда, толщина арок увеличивается по мере наклона стены, проём арок сверху декорирует сандрик. Выше звонницы со всех сторон колокольни на стене установлены небольшого размера часы; венчает колокольню, как и церковь, яблоко с крестом.

Главной святыней храма была икона Пресвятой Троицы. Она была пожертвована крестьянами села Александровского в 1824 году, впоследствии украшена серебропозлащёной ризой.

Традиционно в приходе совершалось два крестных хода: 8 июля — в Мурзинку, 20 июля — вокруг села.
Недалеко от храма имелось кладбище (Александровское) с небольшой приписной церковью Успения Пресвятой Богородицы.
С 1871 года при храме работало попечительство о бедных со школой и богадельней.
В 1913 был создан «Детский союз» для детей 6-14 лет.

С 1904 года в храме служил прот. Николай Иоаннович Успенский; с осени 1915 по 1917 год настоятелем был о. Николай Алексеевич Клериков; в 1921 году — Базарянинов В.П.; 1924 — 1928 годы — Вертоградский Михаил Николаевич; с 1935 по 19 февраля 1936 — Спиридонов Василий Григорьевич; с 22 июля 1936 по март 1938 — Дьяконов Леонид Васильевич (расстрелян).

С 16 августа 1931 года здание ещё действующей церкви находится под охраной Главнауки как памятник архитектуры I категории.

В марте 1938 года решением Ленгорисполкома от 2 февраля 1938 церковь была закрыта. Все церковные ценности, в том числе и главная святыня — икона Святой Троицы, были изъяты, а затем бесследно пропали. Здание было признано «памятником всесоюзного значения» находящегося под охраной государства. Для лучшей охраны памятника всесоюзного значения его стали использовать под клуб.

В послевоенные годы отмечалось «некоторое потепление» отношений советского государства и церкви. Но и тут возникали многочисленные препятствия. Совет по делам РПЦ при СНК СССР по Ленинграду и области одобрил решение от 17 ноября 1945 года открыть храм «Кулич и Пасха» для богослужений. Однако райисполком не дал этого сделать. И только после ходатайства митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) председателю Ленсовета П.С. Попкову, секретариат Ленсовета дал вторичное указание Володарскому райисполкому не препятствовать открытию церкви. После чего был возобновлён ремонт здания храма, и Троицкая церковь была открыта для верующих 17 апреля 1946 года.

Всё современное убранство церкви было собрано после возобновления богослужений в 1946 году из других закрытых храмов города: нынешний синий с золотом резной иконостас (середины XVIII века) перенесен сюда из бывшей Благовещенской церкви на Васильевском острове; чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» с грошиками (1888 г.) из Скорбященской церкви на Стеклянном заводе; чудотворный образ Святителя Николая (1713 г.) из Троицкого собора Колпина.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Невского благочиния. Настоятель — протоиерей Виктор Андреевич Голубев.
Богослужения совершаются по праздничным, субботним и воскресным дням.
В Воскресения и Двунадесятые праздники служится две литургии: ранняя в 7 и поздняя в 10 часов утра. По субботам и другим праздникам служится одна литургия, начало в 10 часов утра. Начало вечернего богослужения в 18 часов.
Адрес: 193012, г. Санкт-Петербург пр. Обуховской Обороны (бывший Шлиссельбургский тракт), 235.
Телефон: 8 (812) 262-13-87.
Проезд: станция метро «Пролетарская».

Вход на территорию храма со стороны пр. Обуховской обороны.

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Северный фасад церкви.

Северные двери храма. Над входом надпись: «ВЪ ПАМЯТЬ ТВОИХЪ ЩЕДРОТЪ НАЧАТА ВЪ 1785 ГОДУ».

Фрагмент северного фасада храма, притвор и колокольня.

Колокольня храма Живоначальной Троицы.

Фрагмент западного фасада, притвор храма и колокольня.

Колокольня храма «Кулич и Пасха».

Храм с юго-восточной стороны.

Притвор Троицкого храма.

Колокольня, притвор и фрагмент фасада храма с южной стороны.

Колоннада ионического ордена (фрагмент).

Звонница на втором ярусе колокольни.

Колокольня Троицкого храма.

Служебное помещение на территории церкви.

Восточный фасад (алтарная сторона) храма. Вид со стороны трамвайного кольца.

Храмовый комплекс со стороны ул. Грибакиных.

Церковь Святой Живоначальной Троицы (Кулич и Пасха) со стороны ул. Грибакиных.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009

Свято-Троицкая Церковь («Кулич и Пасха»)

Есть в нашем городе храм удивительного вида: сама церковь, круглая в плане, напоминает пасхальный кулич, а стоящая рядом колокольня-пирамида похожа на творожную пасху. Освященная во имя Святой Живоначальной Троицы, церковь эта, в народе называемая «Кулич и Пасха», стоит на Троицком Поле, юго-восточной окраине Петербурга.

Небольшой каменный храм, давший название местности, возвышается посреди большой (б. Церковной) площади, в уютном сквере, обнесенном белой каменной оградой с металлической решеткой. Он считается памятником архитектуры и охраняется государством.

В конце XVIII века здесь, на Шлиссельбургском тракте, была основана мануфактура, которая по имени будущего Императора Александра I получила название Александровской. Из флигелей, выстроенных для рабочих и служащих мануфактуры, образовалось селение, вскоре превратившееся в богатое пригородное село Александровское. Близ села, на Неве, находилось имение генерал-прокурора князя Александра Алексеевича Вяземского, который в начале 1780-х годов был назначен управляющим Императорским фарфоровым заводом и избрал летней резиденцией находившееся рядом свое поместье, где начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк.

После того, как в 1783 году Императрица Екатерина Великая пожаловала князю 200 тысяч рублей за верную службу, он задумал возвести рядом с домом в центре парка храм и посвятить его празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). При этом он пожелал выстроить церковь такой, чтобы она напоминала собой пасхальный хлеб (кулич), а колокольня — пасху.

В 1783 году Святейший Синод дозволил строительство в усадьбе каменного храма, и через два года по благословению митрополита С.-Петербургского Гавриила (Петрова) оно было начато, закончившись в 1787 году. Однако, из-за того, что средства на постройку церкви были пожертвованы Императрицей Екатериной II, храм по желанию Государыни был освящен на Троицу 1790 года в честь Святой Живоначальной Троицы.

Читать еще:  Можно ли в родительскую субботу топить баню

О царских щедротах напоминают надписи на мраморных досках, помещенных на стенах храма: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» — на северной стене церкви; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» — на южной, и «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II» — над главным входом в храм с западной стороны.

Строительство Троицкой церкви было осуществлено по проекту известного зодчего русского классицизма Н. А. Львова. Снаружи ротонда храма окружена 16-ю колоннами ионического ордена и перекрыта плоским куполом; овальные окна второго яруса придают храму особое изящество. Внутреннее пространство церкви просто и гармонично,— круглый в плане зал, высота которого равна диаметру, украшен коринфскими пилястрами.

В верхнем ярусе колокольни помещается звонница; в двух нижних ярусах, соединенных внутренней лестницей, находятся крещальня и жилые помещения. Архитектура храма в свое время так поразила Д. Кваренги, что он зарисовал его в своем дорожном альбоме.

Само здание храма с XVIII века изменилось мало, лишь в 1857—1859 гг. на средства Свято-Троицкой церкви и Александровской мануфактуры было произведено обновление, и с запада к церкви пристроен каменный притвор и ризница, а также сооружена новая церковная ограда с аркою из плитняка и двумя часовнями по бокам ее (не сохранились). В 1905 году престол храма прихожане украсили мраморной с инкрустацией одеждой.

Первым настоятелем храма с 1790 года был священник Илия Петров (до 1806 года). Почти 30 лет, с 1872 по 1904 годы причт храма возглавлял прот. В. Китаев; в 1904—1915 гг. в храме служил прот. Николай Иоаннович Успенский, автор большого количества назидательно-духовных брошюр для простого народа. В наши дни во главе причта стоит прот. Виктор Голубев, епархиальный секретарь.

В начале века храм находился за городом, в пяти верстах от городской черты; приход его составляли крестьяне сел Александровского, деревень Леснозаводской и Мурзинки, а также питомцы местного отделения Воспитательного дома, рабочие и служащие Обуховского сталелитейного завода, мастеровые и мещане.

Трижды в год в приходе свершались крестные ходы: 8 июля — в деревню Мурзинку, в Ильинскую пятницу — в деревню Леснозаводскую, 20 мая — вокруг села Александровского, в память избавления от холеры в 1848 году.

Прихожан храма хоронили на небольшом местном кладбище, находившемся в одной версте от церкви. На нем стояла приписная к Троицкой церкви кладбищенская Успенская часовня, где на Успение совершали поминание усопших. В 1852 году вместо нее была выстроена церковь Успения Божией Матери, уничтоженная после революции вместе с кладбищем.

16 октября 1883 года при церкви Святой Троицы земской управой была открыта народная школа на 50 человек, в 1871 году — устроено приходское попечительство, просуществовавшее почти полвека. Работала при храме и библиотека, имеющая достаточное количество книг для любителей благочестивого чтения. Имела церковь также два каменных дома — один для причта, другой для богослужений в зимнее время и для приюта богомольцев, приходящих издалека, например, из деревень Леснозаводской и Царской Славянки.

В 1935 году власти закрыли храм и вывезли его убранство. Закрытым он стоял до конца войны, богослужения в нем возобновились в 1946 году. Из Благовещенской церкви на Васильевском острове был перенесен и поставлен в храме синий с золотом барочный иконостас. Тогда же было восстановлено внутреннее и внешнее убранство. В середине 1960-х годов колокольня храма была поновлена: крошившаяся кирпичная кладка ее была покрыта сшитыми между собой металлическими листами.

Поныне церковь Пресвятой Троицы («Кулич и Пасха») остается единственной действующей на огромные районы левого и правого берегов Невы, новостроек Веселого Поселка, Обухова, Рыбацкого, Купчина. Рассчитанный на 800 человек, сегодня храм явно тесен и существует насущная потребность в открытии в упомянутых районах новых храмов и молитвенных домов.

До 1936 года главной святыней храма была икона Святой Троицы, сооруженная в 1824 году крестьянами села Александровского, пропавшая вместе с другими образами по закрытии храма. Хранящиеся ныне в храме иконы попали сюда уже после возобновления его в 1946 году.

Главными святынями церкви Святой Троицы являются особо почитаемые иконы: знаменитая чудотворная Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), прославившаяся в 1888 году чудом обновления, и чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, находившийся раньше в Свято-Троицкой церкви в Колпино.

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), по преданию, была сооружена и пожертвована в Тихвинскую часовню близ Стеклянного городка одним благочестивым купцом, который возвращался по делам из Петербурга в Ладогу и спасся во время бури на Неве, причалив к берегу против Тихвинской часовни. 23 июля 1888 года во время страшной грозы молния ударила в деревянную часовню и, попалив все иконы, оставила невредимой одну только икону Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», обметав ее мелкими медными монетками в пол-копейки, принесенными богомольцами в храм и положенными ими в ящик у киота. При этом икона дивным образом обновилась, стала будто заново написанной. Монеты не врезались в образ, а прилипли к его поверхности. От этой иконы проистекали и проистекают многие чудесные исцеления притекающим к образу с верой в заступничество Царицы Небесной. Икона эта простого письма суздальской работы, а монеток всего — одиннадцать.

На месте Тихвинской часовни на берегу Невы, где произошло чудо обновления, была сооружена часовня большего размера. А прежнюю, дабы сохранить ее как реликвию, перенесли в выстроенный рядом большой каменный храм в русском стиле во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»). Неизвестно, где хранился чудотворный образ после сноса храма в 1936 году, но после 1946 года он был передан прихожанами в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха», где пребывает и поныне.

Чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» («с грошиками»).

Другой чудотворный образ — святителя Николая Чудотворца попал в храм из Колпина, где пред ним молились тысячи богомольцев. Еще до основания посада Колпино, образ этот явился 23 декабря (5 января— н. ст.) 1713 года пришедшему из Каргопольского уезда Олонецкой губернии работному человеку Иакову, который, страдая цингой и опухолью ног, лежал при смерти в больнице на старой пильной мельнице на реке Ижоре. И «явися образ святителя Николая Чудотворца сицевым образом. лежал на земли, никому не ведом и не брегом, весьма обветшавши». От него Иаков и другие работные люди получили исцеление. После закрытия Свято-Троицкой церкви в г. Колпино, где хранился образ, он был в числе других икон отдан на один из колпинских заводов для сожжения в печи. На заводе, в мусоре его нашла одна благочестивая женщина и унесла домой. В 1947 году ею он был передан в Свято-Троицкую церковь («Кулич и Пасха»).

Интересен запрестольный крест в серебряном окладе, помещающийся в алтаре храма. Богомольцы почитают также находящиеся в храме иконы Божией Матери Тихвинской и Казанской, прп. Серафима Саровского, молящегося на камне, прпп. Нила Столбенского. Молясь пред иконами прп. Серафима и Нила, прихожане храма испытывают особое благоговение: и в один и в другой образы вложены частицы св. мощей преподобных.

Каждый вторник перед образом прп. Серафима Саровского всенародно поется акафист преподобному, каждый четверг — святителю Николаю Чудотворцу перед его образом, а по воскресеньям — Божией Матери («с грошиками»).

В наши дни причт храма продолжает традиции благотворения, милосердия и помощи нуждающимся. С 1989 года местом постоянного попечения причта и прихожан Свято-Троицкой церкви о душах одиноких людей престарелого возраста стала больница № 34 близ станции Понтонная. Там призреваются 60 человек, из которых каждый раз исповедуются и причащаются Св. Тайн 15—20 человек. С 1990 года церковь перечисляет средства на детский дом.

С этого же года по средам, субботам и воскресениям при храме действует воскресная школа на 85 человек. Занятия Закона Божия и церковно-славянского языка ведут клирики храма: прот. Виктор Сажин, священник Георгий Артемьев и диакон Владимир Рождественский. Обучаются в школе совместно мальчики и девочки в возрасте от 7 до 18 лет. Порой они приходят на занятия вместе с родителями (что приветствуется клиром церкви), дабы прививаемые в школе начала добродетельной христианской жизни окружали ребят не только в стенах храма, но и дома. С будущего года в школе планируется также преподавание церковного пения.

Престольным праздником храма является день Святой Троицы. Кроме того в храме празднуются торжественно:

2(15) января—преставление преподобного Серафима Саровского.
9(22) мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град.
19 июля (2 августа) —обретение мощей преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
23 июля (5 августа) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»),
24 октября (6 декабря) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
6(19) декабря—преставление святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Ежегодно 7(20) декабря, в день памяти прп. Нила Столбенского, пред его образом читается акафист прп. Нилу Столбенскому, накануне в храме служится всенощное бдение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector