Оказание первой помощи детям методические рекомендации куличенко

Первая помощь детям: пошаговый алгоритм действий

Ребенок всегда остается ребенком: он активен в попытке познания окружающего мира, старается все попробовать, бегает, спотыкается, получает различные ушибы и ссадины. Родители могут даже не подозревать, что сделает малыш в следующую секунду, проявляя любопытство. Иногда ребенку требуется оказать экстренную помощь, ожидая врача. В этом случае нужно быть осторожным, чтобы не допустить ошибки. Рассмотрим, как проводится первая помощь детям в различных ситуациях.

Правила оказания первой помощи детям

Родителям и педагогам нужно быть готовыми к оказанию доврачебной помощи детям. Необходимо действовать спокойно, чтобы малыш не начал паниковать. Крики могут только усугубить положение. Действия должны быть хладнокровными и быстрыми.

С правилами доврачебной помощи ребенку необходимо не только ознакомиться, но и научиться их выполнять. Тогда получится автоматически принять решение, как следует вести себя в той или иной ситуации. Ведь быстрая реакция на травмирование ребенка поможет нанести меньше вреда его здоровью.

Выполнение искусственного дыхания

В некоторых случаях у ребенка может нарушиться дыхательная функция, как следствие потребуется проведение искусственного дыхания. Действовать в этом случае нужно так:

  1. Очистите носовые ходы и ротовую полость от содержимого. При наличии шин на зубах, их нужно убрать. При оказании помощи утонувшему, удалите воду: для этого поместите голову потерпевшего ниже уровня тела.
  2. Воздух нужно вдувать: в подростковом возрасте (как и взрослому) изо рта в носовую полость. Маленькому ребенку (и грудничкам) искусственное дыхание проводится рот в рот либо сразу в полость рта и носа.

Процедура «рот в нос» подразумевает вдувание воздуха через нос пострадавшего:

  1. Ребёнка положите на спину на жёсткую поверхность.
  2. Человек, оказывающий помощь, должен стоять или опуститься на колени возле пациента.
  3. С помощью одной руки запрокидывается голова малыша путем охвата подбородка и одновременного выдвигания его вперёд-вверх, во избежание заглатывания языка.
  4. Другую ладонь расположите на теменной области ребёнка.
  5. Обеими руками жёстко зафиксируйте голову в таком положении.
  6. Затем помощник вдыхает воздух, приближает свой рот к носу потерпевшего малыша и впускает с силой воздух. Насколько эффективным будет искусственное дыхание, определяется по уровню поднятия грудной клетки ребёнка.
  7. После вдувания воздуха освободите нос малыша: должен последовать самопроизвольный выдох, благодаря возвращению грудной клетки в исходное положение.

Процедура проведения искусственного дыхания детям методом «рот в рот» подразумевает такие действия:

  1. Положите ребёнка на спину.
  2. Голова фиксируется, как указано в предыдущем способе.
  3. Разница между методиками состоит в том, что помощник вдувает воздух через рот малыша.
  4. В случае оказания помощи младенцу рот спасателя может охватывать сразу рот и нос ребёнка.

Вдувать воздух, выполняя искусственное дыхание, следует с такой частотой:

  • школьникам (и взрослым) – 20 вдохов в 1 мин;
  • детям младшей возрастной категории – 30 вдохов в 1 мин;
  • грудничкам – 35 вдохов в 1 мин.

Техника массажа сердца

В случае обнаружения ребенка в бессознательном состоянии в результате несчастного случая, если пульсация или сердцебиение не прослушиваются, нужно незамедлительно приступить к массажу сердца.

Грудничкам массаж сердца проводится так:

  • с помощью указательного и среднего пальца резко и с усилием нажмите на область середины грудной клетки малыша;
  • надавливать следует с частотой 120 раз в 1 мин.

Дошкольникам непрямой массаж сердца проводится следующим образом:

  • с помощью подушечек ладони на одной руке нажмите на середину грудины;
  • нажимать нужно с кратностью 90 раз за 1 мин.

Рекомендации по оказанию первой медицинской помощи

Наталья Осипова
Рекомендации по оказанию первой медицинской помощи

Читать еще:  Картинки с днем пасхи

Здоровый ребенок отличается правильным физическим и психическим развитием, у него обычно хороший, здоровый цвет лица, живые и веселые глаза.

Об отсутствии заболеваний свидетельствует хороший аппетит, нормальный стул, крепкий и спокойный сон.

Во время бодрствования у здоровых детей должно быть хорошее настроение, они оживлены, много играют, интересуются всем, что их окружает.

Однако в жизни каждого ребенка нередко возникают определенные события, требующие врачебного вмешательства.

В ряде случаев и родители, и воспитатели, сознавая ответственность, могут прибегнуть к самостоятельному оказанию медицинской помощи детям.

Боль в области живота.

1. Придать ребенку удобное положение, приподняв на подушке. Приготовить пакет для рвоты.

2. Не давать никаких лекарств, а также воды и питья.

3. Вызвать врача.

4. Могут помочь несколько глотков теплой воды.

5. Сделать глубокий вдох с последующей задержкой дыхания.

6. В случае «нервной икоты» дать ребенку воды с несколькими каплями лимонного сока.

7. Можно рекомендовать легкий массаж подложечной области.

Боли в животе после проглатывания инородного тела.

Попадание инородного тела в желудок почти не имеет симптомов: только тошнота и небольшие боли в животе.

Если вам точно известно, что малыш проглотил какой- то неострый предмет из нерастворимого материала и его не слишком сильно беспокоит тошнота и боли в животе, то можно некоторое время – до осмотра ребенка врачом, час, полтора – подождать.

Самое неприятное, если это инородное тело застряло в пищеводе. Это дает самую сильную симптоматику: боль за грудиной, частую икоту, слюнотечение, позывы к рвоте, возбуждение и страх, иногда спазматические боли в желудке.

Случай нередкий. Хорошо, если это просто большой кусок жевательной резинки или конфета, а пуговица, пластмассовое колесико от машины или шарика?

Пока едет сразу же вызванная вами «Скорая помощь», дайте ребенку пожевать жесткий хлеб, уговаривая проглотить его с минимальным количеством жидкости. Обильно поить ребенка нельзя!

При уверенном диагнозе «проглотил косточку» (пуговицу, пластмассовое колесико и пр.) можно дать обволакивающую пищу – полужидкое картофельное пюре или овсяную кашу.

Обычно весь путь инородного тела от рта до горшка у детей первых восьми лет занимает два дня, а у более старших – три дня.

Инородное тело в носу.

Дети часто заталкивают в нос мелкие предметы, В качестве первой помощи можно посоветовать вдохнуть ртом и сильно высморкаться, закрыв при этом вторую ноздрю.

Нельзя пытаться самостоятельно вынуть инородное тело из носа. Этим можно протолкнуть его глубже, так что вынуть будет труднее, или вообще втолкнуть в носоглотку, откуда его можно легко вдохнуть в трахею или бронхи.

Инородное тело в глазу.

При попадании соринки в глаз не давайте ребенку тереть глазруками. Предложите ему поморгать или, взявшись руками за ресницы верхнего века, оттянуть его вниз и некоторое время подержать в таком положении, При этом соринка вымывается слезами.

Ни в коем случае нельзя лезть в глаз пинцетом или другими твердыми предметами или насильно выковыривать соринку из глаза.

Острые осколки, стружки, песчинки могут застрять в роговице, и попытки удалить их своими силами могут привести к тяжелым повреждениям. Завяжите глаз не тугой повязкой и отправьте ребенка в ближайший глазной пункт.

Внезапный, непрекращающийся приступ надсадного кашля.

Если такой кашель не проходит в течение нескольких минут и сопровождается затруднением дыхания, возбуждением и страхом у ребенка, это скорее всего означает, что в его дыхательные пути попало инородное тело. Им может оказаться пуговица, конфета, кусок пищи, часть игрушки – да все что угодно!

Читать еще:  3 ноября родительская суббота что нужно делать

При инородном теле в дыхательных путях кашель сухой и не управляется ребенком. Не тратьте время на уговоры и ожидания!

Не стучите по спине ребенка! Это может только осложнить ситуацию!

Сделайте несколько попыток вытряхнуть инородное тело, перевернув ребенка вниз головой и встряхнув несколько раз. Если попытки не увенчались успехом (увы, это бывает довольно часто, немедленно доставьте ребенка в медицинское учреждение, в котором есть хирургическое отделение, потому что инородные тела часто приходится удалять из дыхательных путей под наркозом.

Не теряйте головы, помните, что инородные тела всегда попадают в один из бронхов и даже когда закупоривают его, то другие бронхи остаются свободными, а это значит, что ребенок не задохнется.

Надо найти такое положение туловища ребенка, при котором раздражение бронхов инородным телом наименьшее (чаще всего на боку, иногда на животе).

Не давайте ребенку обезболивающих и много питья, потому что кашель может вызвать рвоту, а при заполненном желудке рвота будет обильной.

Внезапная потеря сознания.

Чаще всего она связана с травмами черепа (ушибами и ранениями, перегреванием, солнечным ударом.

Обычная ошибка – брать ребенка на руки, стараясь придать его телу вертикальное положение. Поступать надо как раз наоборот: положить ребенка так, чтобы приток крови к его голове был максимальным (если надо, то даже немного опустить его голову вниз).

Исключением из этого правила является только одно обстоятельство – наружное кровотечение из носа, рта или раны черепа.

Ребенку надо придать удобное положение, подстелить что- либо мягкое, расстегнуть одежду (воротник и манжеты рубашки).

Нашатырный спирт – одно из самых верных средств при потере сознания. Проследите, чтобы он всегда был в аптечке.

Нашатырь всегда надо подносить к ноздрям на ткани _ так он быстрее испаряется (используйте носовые платки, части одежды, даже бумагу).

Из методов, предлагаемых восточной медициной, для быстрого приведения в чувство можно порекомендовать массаж ушных раковин до их покраснения.

Внезапно появившиеся судороги являются грозным симптомом какого- то серьезного заболевания, но почти никогда не указывают на свою причину. Они возникают главным образом при заболеваниях нервной системы, отравлениях, нарушениях обмена веществ и деятельности желез внутренней секреции. Признаки: сильное подергивание мышц, сжатые кулаки и выгнутая спина; слюноотделение; замедленное дыхание; налитая кровью шея и лицо. Также возможно подергивание мышц лица, ребенок может закатить глаза, начать косить или уставиться глазами в одно место. Обязательно запомните, какие именно судороги были у ребенка, Это очень важно, если в дальнейшем надо будет решать какие–то вопросы с невропатологом. Если есть указания на травму головы, перегревание, обезвоживание, отравление токсическим веществом и пр., то борьба с судорогами должна начаться с устранения этих причин. Во всех остальных случаях до прихода врача приходится действовать одинаково:

• Ребенка укладывают на ровную мягкую поверхность на спину (если у него нет рвотных позывов или рвоты) или на живот, а голову удерживают в положении на боку (если есть рвота или позывы к ней);

• Во время конвульсий удерживают тело ребенка, чтобы он не нанес себе травму;

• Принимают меры по устранению возможных причин судорожного приступа (снижают температуру тела, промывают желудок и пр.).

• Обнажить место кровотечения. Раздеть ребенка.

• Если рана загрязнена, очень осторожно смыть грязь вокруг нее, но вода не должна попасть в саму рану!

• Пережать кровеносные сосуды на 3- 5 см выше места ранения.

• Наложить на конечность жгут (поясной ремень, веревку, гибкий провод и т. п.) в два- три оборота, подложив под него мягкую ткань, и затянуть его.

Читать еще:  Когда была пасха в 1991 году

• Придать телу ребенка удобное положение: положить на спину.

• Приподнять раненую конечность. Зафиксировать ее в этом положении.

• Положить на место ранения поверх затянутого жгута холодный компресс или пузырь со льдом.

• Согреть ребенка (при кровотечениях дети быстро начинают мерзнуть).

• Затянутый жгут надо распускать на 10 минут каждые полтора часа, чтобы не произошло омертвление тканей.

Опасно прикусывать язык – поэтому между челюстями необходимо вставить мягкий предмет (свернутый носовой платок, край рукава и пр.).

Причина судорог почти всегда одна и та же – кислородное голодание клеток головного мозга. Как только удастся устранить эту причину, судороги проходят.

Наружное кровотечение особенно опасно, если имеет своим источником повреждение артериального сосуда (кровь из поврежденного места бьет струей или толчками; при венозном кровотечении кровь темно- красного цвета и течет медленно). Капиллярное кровотечение, которым всегда сопровождаются поверхностные ранения, остановить значительно легче (при нормальной свертываемости крови такие кровотечения нередко прекращаются сами).

Чаще всего у детей бывают капиллярно- венозные кровотечения из мягких тканей и носа в результате травм. Попытаться остановить такое носовое кровотечение можно простым прижатием мягких тканей носа к носовой перегородке в течение двух- трех минут. Можно усилить эффект этого способа, введя в носовые ходы марлевые жгуты или ватные тампоны, обильно смоченные 2- х или 3 — х процентным раствором перекиси водорода.

Инновационные подходы к оказанию логопедической помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет Учитель-логопед Тегза Татьяна Анатольевна Инновационные подходы к оказанию логопедической помощи родителям с детьми дошкольного возраста,.

Конспект классного часа «Оказание первой помощи в природных условиях» Классный час на тему: «Оказание первой помощи в природных условиях» Автор: Белоцерковская Ольга Витальевна, учитель начальных классов,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Оказание первой помощи» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ». Разработала: воспитатель Васильевского МДОУ.

Конспект ознакомления детей с профессией медицинской сестры в первой младшей группе Цель: познакомить детей с профессией врача (медицинской сестры) детского сада; побуждать называть её по имени и отчеству; помочь детям уяснить.

Конспект по рисованию нетрадиционным способом, при помощи штампов для первой младшей группы «Ягодки малинки в корзинке» Цель занятия: Обучение новой техникой рисования — рисование при помощи штампов (печать, Обучение умению ориентироваться на листе бумаги,.

Конспект занятия «Оказание первой помощи при отравлении грибами и правила сбора грибов» Цель: информирование детей о профилактике отравление грибами. Задачи: 1) Закрепить и расширить знание детей о грибах. 2) Развивать практические.

Конспект занятия для детей 7–11 лет «Оказание первой помощи при порезах, ссадинах, ожогах» Конспект занятия по праграмме «Азбука здоровья» Оказание первой помощи при порезах, ссадинах, ожогах Возрастная категория детей 7-11 лет.

Презентация к НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Оказание первой помощи» Презентация к НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ».Разработала: воспитатель Васильевского.

Рекомендации классным руководителям для помощи в адаптации учащихся 5 классов Рекомендации тьютерам, классным руководителям для помощи в адаптации учащихся 5 классов. Основные проблемы, возникающие в период адаптации.

Содержание коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями ОДА Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector