От чего зависит когда пасха

Пасха-2018:
10 популярных вопросов о празднике

Самым большим праздником христиан, несомненно, является Пасха (Светлое Христово Воскресение), который, наряду c Рождеством Христовым, входит в число самых важных – «двунадесятых» – праздников православия. «Праздник праздников» и «торжество торжеств» – так называют ее в народе. В этом году Пасха – достаточно ранняя и выпадает на 8 апреля.

Даже у людей, далеких от религии, Пасха ассоциируется с торжественной службой, крестным ходом и куличами, а также крашеными яйцами и колокольным звоном. Волжский.ру решил разобраться в истинном смысле праздника и подготовил специальный материал об истории и традициях Пасхи, о том, почему каждый год она выпадает на разные дни, что стоит и чего не стоит делать в этот день, а также о других связанных православных праздниках – Вербном Воскресенье и Благовещении.

Пасха: откуда взялся праздник?

Корни самого слова «пасха» уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства. Праздник зародился задолго до рождения Христа, но его значение уже тогда было большим для еврейского народа. В Ветхом Завете он служит напоминанием о том, как Всевышний обошел стороной еврейские дома во время последней из «казней египетских», когда погибли первенцы всех египтян: на иврите «песах», или «паса́х» дословно означает «миновал», «прошёл мимо».

Позже у христиан праздник приобрел несколько иное толкование: переход от смерти к жизни, от земли – к небу. В этом смысле Пасха прочно связана с библейским воскрешением Христа, чье распятие случилось после еврейской Пасхи, в пятницу, впоследствии названную «страстной». Это событие дополняет значение праздника новым смыслом, традициями и атрибутами. Иными словами, слово «пасха» до сих пор означает и ветхозаветный, и новозаветный праздники.

Почему Пасха всегда выпадает на разные дни?

Пасха – главный переходящий праздник церковного календаря. Это значит, что он не имеет конкретной даты, и каждый год исчисляется по лунному календарю. Так, еще с давних времен для праздника было избрано первое воскресенье после полнолуния в день весеннего равноденствия или сразу же после него. Таким образом, Пасха может выпасть на любой день в период с 4 апреля по 8 мая. Кстати, именно от даты Пасхи исчисляются все другие переходящие праздники – Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник святой Троицы (Пятидесятница).

В этом году Пасха отмечается 8 апреля, поскольку день весеннего равноденствия – 21 марта, а первое весеннее полнолуние выпало на 31 марта 2018 года.

В соответствии с датой Пасхи, начало 40-дневного Великого Поста в этом году выпало на 19 февраля, а окончание – на 7 апреля и совпало с праздником Благовещения. Этот праздник знаменует собой день, когда Дева Мария получила благую весть: Архангел Гавриил известил ее о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа.

Великий Пост: что можно, чего нельзя?

За 40 дней до Пасхи православные верующие начинают поститься: первый день поста начинается после Масленицы и Прощеного воскресения. При этом самые строгие две недели поста – первая, когда верующие только начинают путь к покаянию – и последняя, когда завершается очищение души. В эти дни верующие не едят продукты животного происхождения, и, в целом, воздерживаются от обильной пищи. В отдельные дни поста нельзя питаться горячей пищей и добавлять к ней растительное масло, зато в другие – разрешена, к примеру, рыба и даже красное вино. Исключения и послабления, согласно церковным канонам, делаются для стариков, детей, беременных женщин, больных и путников.

На просторах интернета предостаточно информации о постном меню и способах соблюдения церковных канонов за столом в эти дни. Заметим, однако, что из года в год «отцы церкви» неустанно повторяют: намного важнее в этот период соблюдать пост духовный. То есть, воздерживаться от скверных поступков, слов, мыслей, ссор, уныния и других грехов. Пост – время очищения и внутреннего совершенствования православных, а также приближения к пониманию веры и Богу.

Вербное воскресенье: как оно связано с Пасхой?

Вербное воскресенье знаменует собой вход Господа в Иерусалим и отмечается ровно за неделю до празднования Пасхи. В этот день ученики Иисуса и верующие его принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий. Также верующие шли торжественным крестным ходом с пальмовыми ветвями в руках. Однако, на Руси климат был холодный, и пальмы не росли, поэтому со временем в народе их заменили вербой, на которой в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника – Вербное воскресенье.

На Руси в этот день прихожане молились во время утрени с освященной вербой а, придя домой, глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать хворь. Женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота, а затем втыкали ее под крышу дома. Считалось, что это сохранит скотину в целости и поможет ей после выгула исправно возвращаться домой.

Страстная неделя: «неделя страданий»

Вся последняя неделя поста именуется Страстной седмицей, и в переводе с церковнославянского языка означает «неделя страданий». Каждый ее день имеет свое особое значение и историю. В это время, согласно библейским писаниям, Христос начал свой путь к гибели за все грехи человечества и последующему воскрешению. Поэтому Страстную неделю христиане усиленно молятся, соблюдают строжайший пост, вспоминают последние дни земной жизни Христа. Страстная седьмица в этом году начнется 2 апреля и завершится 7 апреля.

Священники рекомендуют в это время ходить в церковь, оставив все мирские дела. Именно посещение богослужений и духовный пост во время Страстной недели намного важнее поста «застольного». Также в это время желательно причаститься хотя бы дважды: в Великий четверг и на Святую Пасху.

Страстная неделя: строго по дням

Многие православные не имеют возможности соблюдать пост все 40 дней, но стараются ограничить себя в пище хотя бы в последнюю, Страстную неделю.

Так, например, в понедельник пищу принимают всего 2 раза в день, ограничивая ее объём и придерживаясь сухоядения. В этот день можно употреблять сырые, отварные, квашеные овощи, хлеб, орехи, ягоды, сухофрукты. Пища должна быть приготовлена без растительного масла. Во вторник следует также придерживаться сухоядения, но разрешена отварная каша и компот из сухофруктов. Великая среда: только отварные и свежие овощи, хлеб, легкие супы, приготовленные без растительного масла и мяса. Великий четверг предполагает небольшое послабление: например, растительное масло, горячие супы и салаты. Но четверг сменяется полным отказом от еды в Великую Пятницу, именуемую «страстной». Тем, кто не может полностью отказаться от употребления пищи, рекомендуется придерживаться сухоядения. В Великую Субботу мирянам также следует придерживаться сухоядения или вообще отказаться от еды до наступления полуночи.

Светлая Седмица: сколько празднуется Пасха?

Многие ошибочно полагают, что Пасха празднуется всего один день. Но, на самом деле, празднование Пасхи длится 40 дней (считается, именно столько Господь пребывал на земле после воскрешения). В это время верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» и славословят Христа.

Особенно светлой и радостной для православных является первая неделя после Пасхи – Пасхальная (Светлая) седмица. В 2018 году Светлая седмица пройдет с 9 по 15 апреля. В церковных канонах сказано, что она празднуется «как един день»: всю неделю полностью повторяется ночное пасхальное богослужение. О том, насколько широко празднуют Пасху в это время, свидетельствует тот факт, что в течение всей Светлой седмицы нельзя самовольно налагать на себя пост – даже тем, кто готовится к причащению. Кстати, любую работу во всю Пасхальную седмицу «ортодоксальные» приверженцы православных догматов считают большим грехом.

Пасхальный стол

В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, настоящую творожную пасху, крашеные яйца. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, и только затем уже все остальные блюда.

Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли «крашенка», расписное – «писанка», а деревянные пасхальные яйца – «яйчата». При этом испокон веков православные яйца красили именно в красный цвет, знаменующий собой искупление человеческих грехов Христовой кровью. Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, строгие церковные каноны не приветствуют. К примеру, термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями, хотя и широко представлены на прилавках магазинов, в конечном счете, отправляются в мусорное ведро, что недопустимо.

Одна из легенд, которая объясняет традицию окрашивания яиц на Пасху, связана с Марией Магдалиной. Согласно преданию, она посетила Рим и императора Тиверия с проповедью, подарив ему обыкновенное куриное яйцо. Но Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскрешении Иисуса и воскликнул: «Это столь же невероятно, как если бы яйцо стало красным!». И тогда, прямо на глазах императора, яйцо покраснело. С тех пор православные христиане окрашивают пасхальные яйца, которые символизируют сотворение чуда.

К слову, многие верующие, которые соблюдают Великий Пост, считают, что на Пасху стоит «компенсировать» его обильным застольем. Священники же говорят, что этого дня ждут не ради того, чтобы предаться греховному излишеству, а чтобы понять, для чего вели строгий образ жизни все 40 дней. Да и резкий переход от воздержания к обильной пище опасен с медицинской точки зрения.

На кладбище в Пасху: ходить или не ходить?

Православные «отцы церкви» из года в год настоятельно не рекомендуют ходить на Пасху на кладбище.

«Праздник Пасхи – это праздник живых. Лучше в этот день сходить в гости, встретиться с родными, близкими и друзьями, с теми, кого давно не видели. То есть, поделиться пасхальной радостью с живыми. Для того, чтобы поделиться этой радостью с усопшими и вспомнить их, есть специальный день – Радоница. На Красную Горку, по православным канонам, тоже не стоит ходить на кладбище, но это все-таки лучше, чем идти туда на Пасху. К тому же, вторник всегда – рабочий день, а воскресенье – выходной, поэтому такое посещение допускается», – говорит настоятель храма Святых Новомученников Иоанн Стукалин.

В то же время, православные священники отмечают, что с каждым годом на кладбище в канун Пасхи ходит все меньше людей. По словам священнослужителей, традиция оставлять угощения на кладбище – это, своего рода, пережиток язычества. Древние славяне в процессе похорон насыпали большой курган и устраивали на нем поминальную трапезу. Традиция сохранилась и спустя несколько веков, при этом, угощения, оставленные на могилах, чаще собирали малоимущие. Сегодня церковь считает это абсолютно нормальным явлением: ведь сладости на кладбище оставляют не умершим, а живым – для помина. В то же время, употреблять в пищу любой помин – так же, как и устраивать любые застолья – лучше дома, а не на кладбище.

Читать еще:  Как поминать на девятый день

Богослужения в Волжском

В ночь на Светлое Воскресенье в церквях проходят торжественные службы, воспевающие подвиг Христа, его мученическую смерть и последующее воскрешение. Верующие идут в храмы, чтобы освятить главные символы праздника – кулич, символизирующий жизнь и крашеные яйца, символизирующие возрождение, начало новой жизни.

Праздничные Пасхальные богослужения пройдут во всех храмах Волжского. Службы начнутся в 11.00-11.30 часов 7 апреля. При этом освятить куличи и яйца волжане смогут как после пасхальной службы, так и заранее. Освящение начинается в храмах в субботу с 11.00 часов и продолжается почти в течение всего дня.

Пасхальные ярмарки в Волжском

В преддверии празднования Пасхи, с 5 по 7 апреля, в городе будут организованы выставки-продажи куличей. Пиобрести куличи от местных производителей волжане смогут по следующим официальным адресам:

  • пр. Ленина, 94 (территория перед рынком);
  • ул. Оломоуцкая, 31а (территория перед торговым центром);
  • ул. Мира, 41 (территория перед входом в поликлинику);
  • ул. Мира, 75а (территория перед торговым центром «Престиж»);
  • ул. Горького, 25.

Пасха в 2020 году

Какого числа православная Пасха в 2020 году

— Мы прощены, мы спасены и ис­куплены — Христос воскресе! — говорит в своей пасхальной проповеди священномученик Серафим (Чичагов). — В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сердечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами уничтожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли устать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!

Крашеные куриные яйца — один из элементов пасхальной трапезы, символ возрожденной жизни. Ещё одно блюдо называется так же, как и праздник — пасха. Это творожное лакомство, приправленное изюмом, курагой или цукатами, подаваемое на стол в виде пирамиды, украшенной буквами «ХВ». Такая форма обуславливается памятью о Гробе Господнем, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Третий застольный вестник праздника — кулич, своеобразный символ торжества христиан и их близости со Спасителем. Перед тем как приступить к разговению, все эти яства принято освящать в храмах в течение Великой Субботы и во время пасхального богослужения.

Какого числа католическая Пасха в 2020 году

Много веков католическая Пасха определялась в соответствии с Пасхалией, созданной в Александрии. В её основу был положен девятнадцатилетний цикл Солнца, день весеннего равноденствия в ней также был неизменным — 21 марта. И такое положение вещей существовало до XVI века, пока священник Христофор Клавиус не предложил другой календарь для определения Пасхи. Папа Римский Григорий XIII его одобрил, и с 1582 года католики перешли на новый — григорианский — календарь. Восточная церковь отказалась от нововведения — у православных христиан осталось всё по-прежнему, в соответствии с юлианским календарем.

Перейти на новый стиль летоисчисления в России решились только после революции, в 1918 году, и то только на государственном уровне. Таким образом, вот уже больше четырех столетий православная и католическая церковь празднуют Пасху в разное время. Бывает так, что они совпадают и торжество отмечается в один день, но так происходит редко (например, подобное совпадение католической и православной Пасхи было совсем недавно — в 2017 году).

В 2020 году католики отметят Пасху 12 апреля, то есть разница между датами составит неделю, но бывает и так, что она достигает полутора месяцев. Практически всегда вначале празднуется католическая Пасха, а уже после — православная.

Традиции Пасхи

В Православной традиции Пасха является самым главным праздником (в то время как католики и протестанты более всего почитают Рождество). И это закономерно, ведь вся суть христианства заключается в смерти и воскресении Христовом, в Его искупительной жертве за грехи всего человечества и Его великой любви к людям.

Сразу после пасхальной ночи начинается Светлая Седмица. Особые дни богослужений, в которые служба совершается по пасхальному уставу. Исполняются пасхальные часы, праздничные песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Врата алтаря распахнуты всю неделю, словно символ приглашения к главному церковному торжеству всех желающих. Убранство храмовой Голгофы (деревянного распятия в натуральный размер) меняется с черного траурного на белое праздничное.

В эти дни нет поста, послабляются приготовления к главному таинству — Причастию. В любой день Светлой седмицы христианин может подойти к Чаше.

Многие верующие свидетельствуют об особом молитвенном состоянии в эти святые дни. Когда душу наполняет удивительная благодатная радость. Считается даже, что те, кто сподобился преставиться в пасхальные дни, попадают на Небеса, минуя воздушные мытарства, ведь бесы бессильны в это время.

С Пасхи до Вознесения Господня во время служб нет коленопреклоненных молитв и земных поклонов.

В канун Антипасхи врата алтаря закрываются, но праздничные службы длятся до Вознесения, которое отмечается на 40 день после Пасхи. До того момента православные приветствуют друг друга радостным: «Христос Воскресе!»

Также в канун Пасхи происходит главное чудо христианского мира — схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме. Чудо, которые многие пытались оспорить или изучить научно. Чудо, вселяющее в сердце каждого верующего надежду на спасение и жизнь вечную.

Как определяется дата православной Пасхи: история и современность

Православная Пасха является «праздников праздником, торжеством из торжеств» для нашей Церкви. От нее зависит ряд других дат церковного календаря: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, которые образуют так называемый Пасхальный круг. Эти праздники называются переходящими. От чего зависит дата главного христианского праздника и как она вычисляется, мы расскажем в этой статье.

Еврейский Песах

Традиция отмечать Пасху восходит еще к ветхозаветным временам. Только тогда она имела другой смысл и значение, да и название звучало несколько иначе. Еврейский Песах переводится как «миновать, проходить мимо» и связан с событиями избавления израильского народа от порабощения Египтом.

Обычай ежегодно вспоминать и чтить Исход еврейского народа из рабства установил Сам Бог через пророка Моисея. Из Писания мы знаем, что Господь Иисус Христос, пришедший не нарушить закон, но исполнить, тоже принимал участие в этом празднике — после иудейской Пасхи Он и был распят.

Дата празднования Песаха приходилась на период с 14 по 21 число месяца нисана, что приблизительно соответствует нашему марту. Этот месяц был первым в еврейском календаре, ориентиром для определения его начала служил момент созревания колосьев. После разрушения Иерусалима этот ориентир был утрачен, поэтому иудеям пришлось перейти на лунный календарь.

Пасхальный спор

После Воскресения Иисуса Христа, как свидетельствуют историки, первые христиане вначале особым постом отмечали «Пасху крестную», которая по времени совпадала с еврейской. Она продолжалась до следующего воскресенья, в которое отмечалась уже «Пасха радостная», или воскресная.

Со временем второе празднование стало главным, уже ко II столетию оно обретает значение ежегодного главного торжества для всех христиан. Большинство верующих отмечало Воскресение Христово в следующее воскресенье после еврейского Песаха. Но не все.

Христиане Ассирии пользовались собственным календарем. Церкви Малой Азии, ссылаясь на авторитет апостола Иоанна Богослова, придерживались иудейского обычая. Празднование Пасхи у них всегда приходилось на 14 день нисана, за что их еще прозвали четыренадесятниками, или квадродециманами.

Наиболее распространенными среди всех верующих были Александрийские пасхалии. Западный мир отмечал Пасху в следующее воскресенье после еврейской, последнюю определяя как полнолуние после дня весеннего равноденствия.

Такая разница в определении даты празднования главного события, от которого зависели многие другие даты, не могла не вносить сумятицу в церковную жизнь, в результате чего возникли так называемые «пасхальные споры». Решить их был призван I Вселенский собор, который прошел в 325 году в Никее.

Постановление Вселенского собора

Вселенский собор единогласно постановил отмечать Воскресение Господне всем поместным церквям в один день. Что касается самой даты, то это правило звучало следующим образом:

Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния

Под весенним полнолунием подразумевается то, которое наступает после дня весеннего равноденствия. Таким образом, дата определяется из соотношения лунного (полнолуние) и солнечного (день весеннего равноденствия) календарей — на основе солнечно-лунного календаря. Этот принцип и по сей день применяется при вычислении даты православной Пасхи.

Было также согласовано время самого праздника. Собор установил время празднования «в средние часы ночи», что в целом сохраняется и сегодня.

Кроме того, Собор строго запретил совершать праздник «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями». Историки, правда, свидетельствуют, что часть малоазийцев не отказалась от своей традиции, за что была отлучена от Церкви как «иудействующие» еретики.

В основу исчисления постановили взять Александрийские пасхалии как наиболее простые и удобные. К этому времени как в западных, так и в восточных церквях крестная и воскресная Пасхи уже были объединены. Празднование первой из них длилось неделю до воскресенья (соответствует нашей Страстной седмице), второй — неделю после воскресенья (современная Светлая седмица).

Однако название Пасхи для обозначения именно — и только — Воскресения Христова закрепилось в христианском мире лишь в V веке. Тогда же этот день получил название «праздника праздников», или «царя дней», и постепенно стал центром богослужебного круга.

Проблема календарных стилей

И все было бы хорошо, мы бы так и отмечали главный праздник со всем христианским миром в один день, если бы с тех пор ничего не изменилось. Но изменения произошли. И связаны они с именем папы Григория XIII. В 1582 году он ввел новый календарный стиль, впоследствии названный его именем — григорианский (или «новый стиль»).

С чем это было связано? Все с тем же желанием упорядочить Пасхалии, внести в них большую точность. И здесь нужно сделать небольшое отступление и объяснить, что же до этого было не так.

Дело в том, что до этого времени весь европейский мир жил по юлианскому календарю. Его в 46 году до Рождества Христова составил император Юлий Цезарь по египетскому образцу. В основе этого календаря лежит солнечно-лунная система, по которой год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического.

Из-за несоразмерности солнечного и лунного циклов день солнечного равноденствия, который в 325 году был 21 марта, к концу шестнадцатого века сместился на десять дней назад. Сразу скажем, что и сегодня время празднования православной Пасхи определяется по юлианскому (старому) стилю.

Читать еще:  Как отмечается пасха

Недовольная этим Римско-католическая церковь провела реформу и ввела свой календарь, основанный исключительно на солнечной системе отсчета. Так она хотела сделать дату праздника фиксированной. Летоисчисление в 1582 году было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стала дата 21 марта.

Сегодня большая часть поместных православных церквей, за исключением Автономной Финской, дату празднования Воскресения Господня определяет по юлианскому календарю. В то же время другие праздники, не привязанные к этой светлой дате (как например, Рождество Христово), многие церкви отмечают по новому стилю. Разница между ними сегодня составляет 13 дней.

Пасха православная и католическая — чья правильнее?

Закономерно возникает вопрос: какой же стиль для определения дня Христова Воскресения лучше? Справедливости ради нужно сказать, что с астрономической точки зрения григорианский календарь, конечно, точнее. Если лишний день по юлианскому летоисчислению появляется через каждые 128 лет, то согласно григорианскому стилю он возникнет только через 3200 лет.

Однако с точки зрения хронологии Евангельских событий новый стиль уступает старому. Это связано с тем, что по григорианскому календарю Пасха может совпадать с еврейской. Иногда она совершается даже раньше, как получилось и в этом, 2016 году: католическое Воскресение Христово пришлось на 27 марта, еврейское торжество начинается только с 22 апреля. В нашей Церкви Пасха 2016 года выпадает на 1 мая.

Поскольку Сын Божий Иисус Христос воскрес после еврейского Песаха, то и празднование этого события не может совершаться раньше — это нонсенс. Именно поэтому его запретил Вселенский собор вплоть до анафемы. О том же гласит и седьмое апостольское правило:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина

Это объясняет, почему Православная Церковь не отказывается от старого стиля. Еще одним неоспоримым фактом истинности этой традиции исчисления является то, что Благодатный Огонь в Храме Гроба Господня сходит именно в день празднования по юлианскому стилю.

Почти в половине случаев католический Светлый праздник Воскресения бывает раньше православного. Приблизительно в 30 процентах случаев они совпадают, что мы будем наблюдать в следующем 2017 году 16 апреля. Обычно разница между двумя традициями празднования составляет более месяца.

Дата православной Пасхи колеблется в пределах с 22 марта по 25 апреля 4 апреля по 8 мая по новому стилю). Если она выпадает на 7 апреля (совпадает с праздником Благовещения), ее называют Кириопасхой (Господней Пасхой).

Новые попытки реформации

Уже в XX веке неоднократно предпринимались попытки привести к единообразию празднования главного христианского торжества. В 1923 году на Всеправославном конгрессе Константинопольским патриархом Мелетием IV была предпринята попытка ввести новоюлианский календарь, совпадающий с григорианским до 2800 года.

Хотя восточные церкви не поддержали эту идею, спустя год на этот календарь все же перешла Румынская Церковь. Еще позже Антиохийская, Константинопольская, Элладская, Александрийская и ряд других православных церквей под влиянием того же Мелетия тоже перешли на новоюлианский стиль.

В Москве в 1948 году на Совещании Церквей было принято решение, что православная Пасха и все привязанные к ней переходящие праздники должны вычисляться по юлианскому календарю, а непереходящие праздники — по тому, который принят в данной поместной церкви. Полностью юлианским календарем сегодня пользуются лишь Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская православные Церкви, а также Святая гора Афон.

В 1997 году Всемирный совет церквей в Сирийском городе Алеппо предложил зафиксировать дату «торжества торжеств» в солнечном календаре или утвердить одну Пасхалию для всех христиан. Но эта реформа не была поддержана всеми участниками Совета.

Подробнее о разнице между григорианским и юлианским календарями можно узнать из видео:

Пасха-2018:
10 популярных вопросов о празднике

Самым большим праздником христиан, несомненно, является Пасха (Светлое Христово Воскресение), который, наряду c Рождеством Христовым, входит в число самых важных – «двунадесятых» – праздников православия. «Праздник праздников» и «торжество торжеств» – так называют ее в народе. В этом году Пасха – достаточно ранняя и выпадает на 8 апреля.

Даже у людей, далеких от религии, Пасха ассоциируется с торжественной службой, крестным ходом и куличами, а также крашеными яйцами и колокольным звоном. Волжский.ру решил разобраться в истинном смысле праздника и подготовил специальный материал об истории и традициях Пасхи, о том, почему каждый год она выпадает на разные дни, что стоит и чего не стоит делать в этот день, а также о других связанных православных праздниках – Вербном Воскресенье и Благовещении.

Пасха: откуда взялся праздник?

Корни самого слова «пасха» уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства. Праздник зародился задолго до рождения Христа, но его значение уже тогда было большим для еврейского народа. В Ветхом Завете он служит напоминанием о том, как Всевышний обошел стороной еврейские дома во время последней из «казней египетских», когда погибли первенцы всех египтян: на иврите «песах», или «паса́х» дословно означает «миновал», «прошёл мимо».

Позже у христиан праздник приобрел несколько иное толкование: переход от смерти к жизни, от земли – к небу. В этом смысле Пасха прочно связана с библейским воскрешением Христа, чье распятие случилось после еврейской Пасхи, в пятницу, впоследствии названную «страстной». Это событие дополняет значение праздника новым смыслом, традициями и атрибутами. Иными словами, слово «пасха» до сих пор означает и ветхозаветный, и новозаветный праздники.

Почему Пасха всегда выпадает на разные дни?

Пасха – главный переходящий праздник церковного календаря. Это значит, что он не имеет конкретной даты, и каждый год исчисляется по лунному календарю. Так, еще с давних времен для праздника было избрано первое воскресенье после полнолуния в день весеннего равноденствия или сразу же после него. Таким образом, Пасха может выпасть на любой день в период с 4 апреля по 8 мая. Кстати, именно от даты Пасхи исчисляются все другие переходящие праздники – Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник святой Троицы (Пятидесятница).

В этом году Пасха отмечается 8 апреля, поскольку день весеннего равноденствия – 21 марта, а первое весеннее полнолуние выпало на 31 марта 2018 года.

В соответствии с датой Пасхи, начало 40-дневного Великого Поста в этом году выпало на 19 февраля, а окончание – на 7 апреля и совпало с праздником Благовещения. Этот праздник знаменует собой день, когда Дева Мария получила благую весть: Архангел Гавриил известил ее о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа.

Великий Пост: что можно, чего нельзя?

За 40 дней до Пасхи православные верующие начинают поститься: первый день поста начинается после Масленицы и Прощеного воскресения. При этом самые строгие две недели поста – первая, когда верующие только начинают путь к покаянию – и последняя, когда завершается очищение души. В эти дни верующие не едят продукты животного происхождения, и, в целом, воздерживаются от обильной пищи. В отдельные дни поста нельзя питаться горячей пищей и добавлять к ней растительное масло, зато в другие – разрешена, к примеру, рыба и даже красное вино. Исключения и послабления, согласно церковным канонам, делаются для стариков, детей, беременных женщин, больных и путников.

На просторах интернета предостаточно информации о постном меню и способах соблюдения церковных канонов за столом в эти дни. Заметим, однако, что из года в год «отцы церкви» неустанно повторяют: намного важнее в этот период соблюдать пост духовный. То есть, воздерживаться от скверных поступков, слов, мыслей, ссор, уныния и других грехов. Пост – время очищения и внутреннего совершенствования православных, а также приближения к пониманию веры и Богу.

Вербное воскресенье: как оно связано с Пасхой?

Вербное воскресенье знаменует собой вход Господа в Иерусалим и отмечается ровно за неделю до празднования Пасхи. В этот день ученики Иисуса и верующие его принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий. Также верующие шли торжественным крестным ходом с пальмовыми ветвями в руках. Однако, на Руси климат был холодный, и пальмы не росли, поэтому со временем в народе их заменили вербой, на которой в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника – Вербное воскресенье.

На Руси в этот день прихожане молились во время утрени с освященной вербой а, придя домой, глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать хворь. Женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота, а затем втыкали ее под крышу дома. Считалось, что это сохранит скотину в целости и поможет ей после выгула исправно возвращаться домой.

Страстная неделя: «неделя страданий»

Вся последняя неделя поста именуется Страстной седмицей, и в переводе с церковнославянского языка означает «неделя страданий». Каждый ее день имеет свое особое значение и историю. В это время, согласно библейским писаниям, Христос начал свой путь к гибели за все грехи человечества и последующему воскрешению. Поэтому Страстную неделю христиане усиленно молятся, соблюдают строжайший пост, вспоминают последние дни земной жизни Христа. Страстная седьмица в этом году начнется 2 апреля и завершится 7 апреля.

Священники рекомендуют в это время ходить в церковь, оставив все мирские дела. Именно посещение богослужений и духовный пост во время Страстной недели намного важнее поста «застольного». Также в это время желательно причаститься хотя бы дважды: в Великий четверг и на Святую Пасху.

Страстная неделя: строго по дням

Многие православные не имеют возможности соблюдать пост все 40 дней, но стараются ограничить себя в пище хотя бы в последнюю, Страстную неделю.

Так, например, в понедельник пищу принимают всего 2 раза в день, ограничивая ее объём и придерживаясь сухоядения. В этот день можно употреблять сырые, отварные, квашеные овощи, хлеб, орехи, ягоды, сухофрукты. Пища должна быть приготовлена без растительного масла. Во вторник следует также придерживаться сухоядения, но разрешена отварная каша и компот из сухофруктов. Великая среда: только отварные и свежие овощи, хлеб, легкие супы, приготовленные без растительного масла и мяса. Великий четверг предполагает небольшое послабление: например, растительное масло, горячие супы и салаты. Но четверг сменяется полным отказом от еды в Великую Пятницу, именуемую «страстной». Тем, кто не может полностью отказаться от употребления пищи, рекомендуется придерживаться сухоядения. В Великую Субботу мирянам также следует придерживаться сухоядения или вообще отказаться от еды до наступления полуночи.

Читать еще:  К чему снится пасха праздник

Светлая Седмица: сколько празднуется Пасха?

Многие ошибочно полагают, что Пасха празднуется всего один день. Но, на самом деле, празднование Пасхи длится 40 дней (считается, именно столько Господь пребывал на земле после воскрешения). В это время верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» и славословят Христа.

Особенно светлой и радостной для православных является первая неделя после Пасхи – Пасхальная (Светлая) седмица. В 2018 году Светлая седмица пройдет с 9 по 15 апреля. В церковных канонах сказано, что она празднуется «как един день»: всю неделю полностью повторяется ночное пасхальное богослужение. О том, насколько широко празднуют Пасху в это время, свидетельствует тот факт, что в течение всей Светлой седмицы нельзя самовольно налагать на себя пост – даже тем, кто готовится к причащению. Кстати, любую работу во всю Пасхальную седмицу «ортодоксальные» приверженцы православных догматов считают большим грехом.

Пасхальный стол

В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, настоящую творожную пасху, крашеные яйца. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, и только затем уже все остальные блюда.

Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли «крашенка», расписное – «писанка», а деревянные пасхальные яйца – «яйчата». При этом испокон веков православные яйца красили именно в красный цвет, знаменующий собой искупление человеческих грехов Христовой кровью. Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, строгие церковные каноны не приветствуют. К примеру, термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями, хотя и широко представлены на прилавках магазинов, в конечном счете, отправляются в мусорное ведро, что недопустимо.

Одна из легенд, которая объясняет традицию окрашивания яиц на Пасху, связана с Марией Магдалиной. Согласно преданию, она посетила Рим и императора Тиверия с проповедью, подарив ему обыкновенное куриное яйцо. Но Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскрешении Иисуса и воскликнул: «Это столь же невероятно, как если бы яйцо стало красным!». И тогда, прямо на глазах императора, яйцо покраснело. С тех пор православные христиане окрашивают пасхальные яйца, которые символизируют сотворение чуда.

К слову, многие верующие, которые соблюдают Великий Пост, считают, что на Пасху стоит «компенсировать» его обильным застольем. Священники же говорят, что этого дня ждут не ради того, чтобы предаться греховному излишеству, а чтобы понять, для чего вели строгий образ жизни все 40 дней. Да и резкий переход от воздержания к обильной пище опасен с медицинской точки зрения.

На кладбище в Пасху: ходить или не ходить?

Православные «отцы церкви» из года в год настоятельно не рекомендуют ходить на Пасху на кладбище.

«Праздник Пасхи – это праздник живых. Лучше в этот день сходить в гости, встретиться с родными, близкими и друзьями, с теми, кого давно не видели. То есть, поделиться пасхальной радостью с живыми. Для того, чтобы поделиться этой радостью с усопшими и вспомнить их, есть специальный день – Радоница. На Красную Горку, по православным канонам, тоже не стоит ходить на кладбище, но это все-таки лучше, чем идти туда на Пасху. К тому же, вторник всегда – рабочий день, а воскресенье – выходной, поэтому такое посещение допускается», – говорит настоятель храма Святых Новомученников Иоанн Стукалин.

В то же время, православные священники отмечают, что с каждым годом на кладбище в канун Пасхи ходит все меньше людей. По словам священнослужителей, традиция оставлять угощения на кладбище – это, своего рода, пережиток язычества. Древние славяне в процессе похорон насыпали большой курган и устраивали на нем поминальную трапезу. Традиция сохранилась и спустя несколько веков, при этом, угощения, оставленные на могилах, чаще собирали малоимущие. Сегодня церковь считает это абсолютно нормальным явлением: ведь сладости на кладбище оставляют не умершим, а живым – для помина. В то же время, употреблять в пищу любой помин – так же, как и устраивать любые застолья – лучше дома, а не на кладбище.

Богослужения в Волжском

В ночь на Светлое Воскресенье в церквях проходят торжественные службы, воспевающие подвиг Христа, его мученическую смерть и последующее воскрешение. Верующие идут в храмы, чтобы освятить главные символы праздника – кулич, символизирующий жизнь и крашеные яйца, символизирующие возрождение, начало новой жизни.

Праздничные Пасхальные богослужения пройдут во всех храмах Волжского. Службы начнутся в 11.00-11.30 часов 7 апреля. При этом освятить куличи и яйца волжане смогут как после пасхальной службы, так и заранее. Освящение начинается в храмах в субботу с 11.00 часов и продолжается почти в течение всего дня.

Пасхальные ярмарки в Волжском

В преддверии празднования Пасхи, с 5 по 7 апреля, в городе будут организованы выставки-продажи куличей. Пиобрести куличи от местных производителей волжане смогут по следующим официальным адресам:

  • пр. Ленина, 94 (территория перед рынком);
  • ул. Оломоуцкая, 31а (территория перед торговым центром);
  • ул. Мира, 41 (территория перед входом в поликлинику);
  • ул. Мира, 75а (территория перед торговым центром «Престиж»);
  • ул. Горького, 25.

Как вычисляется день празднования Пасхи?

История установления даты празднования Пасхи

Установление календарей

В основе построения двух календарей лежит вопрос о пасхалии, то есть правилах празднования Пасхи.

Решение о праздновании Пасхи было принято на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, но это решение не было каноном, это была некая договоренность.

С предложением рассмотреть вопрос о дате празднования Пасхи выступил святой равноапостольный император Константин. Он считал, что необходимо выработать собственные правила вычисления для установления дат празднования Пасхи.

Причина: Нежелание праздновать христианскую Пасху одновременно с иудеями, которые устанавливали сроки празднования своей Пасхи – христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после еврейской Пасхи, дату которой высчитывали сами иудеи. Таким образом, существовала прямая зависимость от иудеев. Эту зависимость было необходимо разорвать.

Правила вычисления еврейской Пасхи с ветхозаветных времен:

– основа вычислений – лунный календарь

– основная единица – месяц

– длительность месяца – 29 или 30 дней

– полнолуние – 14-ый день любого месяца

– продолжительность года в 12 месяцев – короче на 10 дней солнечного года

– если год из 13 месяцев, то год на 20 дней длиннее солнечного

– для фиксирования праздников за определенными датами – корректировка лунного и солнечного календарей – это делалось методом периодического добавления 13-го месяца. Решение о добавлении месяца принимал первосвященник. Год должен был начинаться весенним месяцем, когда появляется первый урожай ячменя – месяц нисан.

Для разных мест в среднем начало месяца нисана запаздывало по отношению к равноденствию на срок от 8 до 20 дней. Разница в этих оценках связана с тем, что урожай ячменя в горных местах созревает позже, чем в долинах. Нужно подчеркнуть, что в любом случае речь идет о запаздывании в среднем. Были годы, когда евреи праздновали свою Пасху раньше равноденствия, в другие годы – значительно позже.

Для римлян и греков весна всегда наступала после весеннего равноденствия. О точной дате этого астрономического события были разногласия, но практически все были согласны принять некую постоянную дату юлианского календаря, пренебрегая колебаниями реального астрономического равноденствия в пределах четырехлетнего високосного цикла. Евреи стали интересоваться календарем, связанным с астрономическими явлениями и датой весеннего равноденствия, только после разрушения Иерусалима Титом.

Правила вычисления дня христианской Пасхи:

Метонов цикл (в греко-римском мире)

По имени афинского астронома Метона. Предварительные расчеты показывали, что через каждые 19 лет (при несоизмеримости лунного месяца с годом) сумма лунных периодов совпадала с солнечным годом. Если полнолуние совпадало с днем весеннего равноденствия, то через 19 лет снова происходило такое совпадение. Этот цикл был очень точным – ошибка в один день нарастала за 302 года. Таким образом, используя данный цикл, можно было определять даты полнолуния на протяжении многих сот лет.

Метонов цикл был разделен на месяцы продолжительностью 29 и 30 дней.

Однако полнолуния здесь не были астрономическими, то есть 14-ая луна каждого месяца могла отличаться от момента, когда наступало астрономическое полнолуние на 1-2 суток. Это было важно, так как, на первый взгляд, то правило, которое было принято на I Вселенском Соборе, казалось бы, исключало возможность совпадения христианской и еврейской Пасх. Должно было соблюдаться правило, чтобы христианская Пасха праздновалась бы после иудейской Пасхи, так как Христос воскрес после еврейской Пасхи. Поэтому в правиле говорилось, что если полнолуние (то есть еврейская Пасха) совпадали с воскресеньем, то праздновать надо в следующее воскресение. Полнолуние не астрономическое, а расчетное.

В первое тысячелетие таких совпадений было несколько. Дело в том, что можно было использовать Метонов цикл, но выбирать первый его год каждый мог сам. Выборы этих дат у разных народов не совпадали. В связи с этим, в некоторых Церквах могло происходить празднование Пасхи в один день с иудеями. Последнее такое совпадение произошло в конце VIII века. Тогда этого никто не боялся. Строгого запрещения праздновать Пасху в один день с иудеями – нет.

Метонов цикл более точен, чем юлианский календарь. В юлианском календаре за период в 400 лет накапливается ошибка в 3 дня.

Все возникающие вопросы по календарю мог разрешить только Вселенский Собор, однако, начиная с IX века, по политическим причинам собрать его уже было невозможно.

Правило I Вселенского Собораднем празднования Пасхи является первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия. Днем весеннего равноденствия считается 21 марта по юлианскому календарю.

Для отцов I Вселенского Собора, прежде всего, было важным единство и согласие в Церкви, а не строгие астрономические выкладки. Желание праздновать Пасху всем православным Церквам в один день. Введение этого правила должно было быть постепенным. Это правило помогало каждому епископу самостоятельно рассчитать дату празднования Пасхи.

Римская (Западная) Церковь имела свои правила празднования Пасхи:

– ссылка на указание апостола Петра – не праздновать Пасху после 21 апреля. Как считают историки – это было нежелание того, чтобы день празднования Пасхи выпадал на день основания Рима.

Святой Афанасий Великий предлагал праздновать Пасху в 346, 349 гг. вместе с Римом – ради единства Церкви во времена смуты.

Папа Лев Великий предложил праздновать Пасху в 444. 455 гг. вместе с Востоком, также ради единства.

Никейские правила, касающиеся дней празднования Пасхи, были приняты Римской Церковью к концу V – началу VI веков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector