Отдание праздника пасхи

День Отдания праздника Пасхи

В среду шестой седмицы (недели) по Пасхе Святая Церковь совершает Отдание праздника Пасхи. В этот день заканчивается празднование Христова Воскресения, продолжавшееся сорок дней. В этот день верующие собираются в храме, чтобы попрощаться с Пасхальными песнопениями до будущего года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний день, братья и сестры, Святая Православная Церковь накануне праздника Святого Вознесения, накануне истечения 40 дней по Воскресении Христовом, по Христовой Пасхе, празднует день Отдания Пасхи ― день Отдания сего великого Праздника праздников и Торжества торжеств.

Святая Православная Церковь, живя жизнью своих чад, как любящая мать, зная, какую радость составляют в земной жизни для человека пасхальные песнопения, прощаясь с праздником Пасхи, она ставит службу по пасхальному чину, по чину первой седмицы Пасхальной Светлой недели. Потому что на следующий год, может, кто-то уже будет праздновать Пасху в Горнем Иерусалиме ― в Небесном Царстве. Кто-то из нас, может, будет лежать уже на одре болезни в связи с обременением годами старости, и со временем исхода из этой временной жизни не сможет присутствовать на этих пасхальных торжествах. Святая Церковь, как любящая мать, желая вновь и вновь утешить своих чад, поставляет по уставу сегодняшнего дня службу пасхальным чином в день Отдания Пасхи.

И мне, братья и сестры, вспоминается и умом переносится мысль во времена апостольские. Представим, как радовались Пасхе Христовой, Воскресению Христову святые апостолы, как для них было радостно! Они видели Христа избитого, распятого, закрытого, казалось бы, навсегда во гробе, ― и вдруг увидеть Его вновь живым, беседующим с ними, наставляющим их, вкушающим вместе с ними пищу, благословляющим их. Какая это была великая радость увидеть живым Христа, Которого уже и не чаяли видеть живым в этом земном бытии святые апостолы! Или это Господь промыслительно, для того чтобы не сказали, что Его Воскресение призрачно, Господь в течение сорока дней пребывал со Своими учениками по Воскресении, наставляя их, чтобы показать истинность Своего Воскресения.

И эта радость для апостолов была величайшая. Недаром в этих двух словах «Христос Воскресе!» столько радости, что буквально человек и верующий, и неверующий, и церковный, и малоцерковный, человек, живущий духовной жизнью и вспоминающий о Боге только во время трудностей и скорби, эти слова, ― они как живая вода для человека. Когда, особенно накануне Святой Пасхи крестный ход уже обходит храм и люди жаждут, когда же первые слова произнесутся, живительные слова ― «Христос Воскресе!», чтобы взрывом народной толпы, с восторгом и радостью на него ответить ― «Воистину Воскресе!». Сколько живительной силы, сколько радости в этих словах о Христе Воскресшем! Ведь в них заключается и надежда на нашу вечность, на наше будущее воскресение, на наше грядущее вечное бытие со Христом. «Если мы веруем, что Христос умер и воскрес, ― говорит апостол, ― то и верующие во Христа будут живы и воскреснут с Ним».

И мы в сегодняшний день вспоминаем не только радость святых апостолов, мы вспоминаем и радость Пасхи тех первых христиан, которые прятались в катакомбах во время гонений от языческих императоров, которые служили в лесах, пустынях, служили в пещерах, собираясь тайно, чтобы праздновать Пасху Христову. Для них в этих словах о Христовом Воскресении был весь смысл их страданий, их терпение во время гонений за веру. В этих словах была надежда их на вечное нескончаемое бытие.

Мне вспоминаются, братья и сестры, исторические свидетельства о нашей Святой Русской Православной Церкви. После октябрьского переворота в нашем Отечестве, в 20‒30-е годы (здесь и далее идёт речь о прошлом столетии ― прим. ред.) исторические документы говорят о том, что атеистическая безбожная власть ополчилась не только на Церковь, но и на людей, исповедующих Христа. В городе Киеве ― колыбели Христианства на Руси, где впервые были крещены наши соотечественники, в этом городе, в который шли пешком богомольцы со всей Святой Руси, чтобы поклониться святым мощам в пещерах, в 30-е годы не осталось ни одного действующего храма. Один только храм был на кладбище на окраине Киева, и в те годы Пасху в нём праздновали без священника. Собрался народ, пели пасхальный канон, пели стихиры, но не было службы, потому что не было священников.

Такая же история, братья и сестры, в Одессе, когда тоже один только кладбищенский храм на окраине был оставлен в 30-е годы действовать. И опять этот храм был без священника, ни одного священника не было. Люди собрались и пели. Представьте, как они жаждали тогда услышать из уст священника «Христос Воскресе!» и сколько слёз было во время этой Пасхи…

Мне вспоминается, братья и сестры, и то время, которое назвали «безбожной пятилеткой». С 37-го по 42-й год обещали закрыть все храмы на территории Советского Союза. В 42-м году не должно было остаться ни одной действующей церкви. Воронежская область шла впереди всех: уже к 37-му году из 20 монастырей, действующих на территории Воронежской епархии и более 2000 храмов, которые находились на территории епархии, к 37-му году не осталось ни одного действующего храма… С 37-го по 42-й год на территории области ни одной литургии не совершено. И только в 43-м году праздновали первую Пасху.

Но после чего праздновали? Воронеж был разрушен во время военных действий так, что даже положили Сталину на стол документ, что город нет смысла восстанавливать ― такой был процент разрушения. Три города на территории Советского Союза были разрушены почти до основания ― это Севастополь, Сталинград и Воронеж. Даже уже не думали город восстанавливать. Но Сталин подписал указ: «Город восстановить».

И вот в 43-м году восстановление города с чего начинается: открывают первый храм ― Николаевский. И первая Пасха… Представьте, какая тогда была Пасха ― разрушенный город, жить негде, крыши над головой нет, единственный малый храмик открыт, есть нечего… Люди пришли и первую Пасху пели и восклицали «Воистину Воскресе!» со слезами на глазах.

Мне вспоминается рассказ моей соседки о голоде 47-го года, когда ели сусликов, ели воробьёв, ёжиков, траву ели. И вот Пасха 47-го года… Наскребли горстку муки, и мать испекла в стакане, в кружечке пасочку, чтобы пойти и освятить её в храме. Она рассказывала, что «я пошла, эту паску освятила, так есть хотелось, что я с пасхальной службы шла и по щепотке отщипывала, отщипывала, а когда домой пришла и развернула узелочек, то там была только горстка крошек, а не было освящённой пасочки. И эту горстку мать по щепотке разделила, и, как святыню, вкушали паску». Представьте, как тогда праздновали Пасху!

И мы сейчас, братья и сестры, зачастую унываем, ропщем, недовольствуем, всё нам чего-то мало. Так мы разучились радоваться. Почему? Потому что разучились жить с Богом. Ведь источник, как святые отцы говорят, источник радости ― только Бог. Человек, живущий с Богом, он имеет эту живую радость, потому что общается с Источником радости ― с Богом. Мы видим, как «Христос Воскресе!» ― «Воистину Воскресе!» зажигают улыбкой наши лица. Мы видим, как во время освящения святой водой, окроплением все радуются и становятся как дети.

Всё это общение с Богом даёт эту радость. И святые отцы говорят, что есть причина чистой радости ещё. Причина чистой радости по Бозе ― это чистая совесть. Мы зачастую уже разучились жить по совести. Всё оправдываем себя, что все так живут. Все-то так живут, но нельзя так жить. Это осознавать нужно. Как один батюшка старый сказал, что в старину есть было нечего, трудились до упаду, а вечером собираются возле дворов и песни поют. Пройдите по нашим сёлам, кто сейчас там поёт по вечерам? Может, где-то есть, но больше смотрят на это, как на исключение, а не как на правило в жизни. Нет радости. Уныние, отчаяние, печаль, недоумение какое-то… А всё это от нашей греховной жизни, от нашего безбожного отношения и к самим себе, и к другим.

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, причастились источника бессмертной радости. Постарайтесь жить со Христом, как преподобный Серафим Саровский жил: ему в течение всего года была Пасха. Всех, кто к нему приходил, он встречал словами: «Христос Воскресе, радость моя!»

Святость его жизни, чистота его жизни даровали ему всегдашнюю радость по Бозе, радость о том, что Христос Воскрес, что он имеет надежду во Христе, что он имеет надежду на вечную жизнь, на нескончаемое бытие с Богом в вечности. И одна эта только надежда давала ему величайшую радость. Недаром говорит апостол: «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна». Весь смысл в том, что мы не только в земной жизни живём, а вечножительствуем со Христом, Спасителем нашим.

Дай Боже, братья и сестры, быть вам Христовыми, хранить Пасху в сердце своём ― радость по Бозе эту, и дождаться ещё земной Пасхи, чтобы сошедшись в единой ликующей толпе собравшихся единоверных братьев и сестёр слышать вечные, святые, живительные, всерадостные слова: «Христос Воскресе!» ― «Воистину Воскресе!»

Спаси, Господи, братья и сестры, что вы ― Христовы! Что, несмотря на греховность нашу, мы осознаём, что мы ― греховны, что мы ― недостойны, но, Господи, Ты знаешь, что нам другого Бога, кроме Тебя, не нужно. Единственный Ты у нас Бог. И дай, Боже, чтобы нам держаться Спасителя нашего Христа и Церкви Его Святой, о которой Он сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата Адовы не одолеют Ей» (Мф. 16:18). Аминь.

Читать еще:  Неделя перед пасхой по дням

Проповедь епископа Арсения в день Отдания Пасхи. 16 мая 2007 г.

Отдание праздника Пасхи

В день отдания праздника Пасхи в Александро-Невском соборе города Кирова была совершена Божественная литургия.

По окончании литургия было совершено славление.

Далее отец Александр произнес слово о значении празднуемого события.

Проповедь в день отдания Пасхи «О Воскресении Христовом и общем воскресении».

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Дорогие братия и сестры, сегодня мы празднуем отдание — последний день — великого и светлого праздника Воскресения Христова. Ни одно событие в истории христианской Церкви и в истории всего нравственного мира, ни одно событие и в жизни Господа нашего Иисуса Христа не празднуется с такою радостью, торжественностью и продолжительностью как Воскресение Христа Спасителя. Вся Светлая седмица пасхальная, по намерению Церкви, должна праздноваться как один всерадостный день, посвященный торжественному воспоминанию победы Христа над смертью. Целых сорок дней со дня Воскресения святая Церковь оглашается восторженным пением всерадостной песни «Христос Воскресе!» Долго празднуем мы этот светлый праздник, не в пример никакому другому празднику. Поистине светлое Воскресение Христово есть праздников праздник и торжество из торжеств христианского мира. Но не только потому празднуется этот праздник так долго. Настоящая причина в том, что Сам Господь по воскресении Своем долго, так сказать, проповедовал Свое воскресение. В продолжение сорока дней Он являлся то мироносицам, то апостолам, и из них то одному, то нескольким, то многим совокупно, и каждый раз поселял в душах их радость и уверенность в истинности Его воскресения.

Вот поэтому и мы целых сорок дней празднуем Пасху, воспоминаем и прославляем воскресшего Господа и Спасителя нашего до самого вознесения Его на небо, которое последовало в сороковой день по воскресении Его, во время последнего явления Его апостолам. Святой списатель книги Деяний святых апостолов евангелист Лука в начале книги Деяний так повествует об этом событии: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1,1-3). Господь в течение сорока дней являлся святым апостолам и учил Царствию Небесному, как устроять Церковь Божию на земле со всеми ее спасительными таинствами. И хотя о содержании Его бесед о Царствии Небесном не упоминается, но, по мнению святых отцов Церкви, в это время Господь преподал учение о таинствах Церкви, которые служат источниками благодатных дарований для верующих и о которых в Евангелии не так ясно и подробно повествуется или совсем умалчивается.

Воскресение Христово есть торжество и утверждение нашей веры, торжество и опора нашей надежды, торжество любви христианской, торжество всего наиболее дорогого, святого для нас. И понятна причина всерадостного непрерывного празднования Воскресения Христова. Если бы Христос не воскрес, то не было бы и веры нашей святой, мы были бы самыми несчастными из всех созданий, не было бы у нас никакой надежды на спасение, и погибли бы мы тогда во грехах своих во глубине ада. «Если Христос не воскрес, — говорит святой апостол Павел, — то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15, 17). Поэтому только в воскресении Христовом мы удостоверяемся, что грехи наши искуплены Его смертью и страданиями, и в Нем мы имеем упование и надежду нашего будущего воскресения. Поистине, если воскрес Христос из мертвых, воскрес Своею собственною божественною силою, то может ли быть после этого сомнение в том, что Он есть истинный Сын Божий, истинный Бог, имеющий владычество над жизнью и смертью, Который может воскресить всех человеков Своею божественною силою? Ведь главная сила христианства заключается в том, чтобы признавать Господа Иисуса Христа Спасителем мира, добровольно подъявшим на Себя грехи всего мира. А чтобы в Нем можно было признать это могущественное качество, нужно совершенно удостовериться, что Он есть Сын Божий и истинный Бог.

Воскресение Христово есть торжество и нашей надежды. Ведь все благие надежды христианина в этой жизни сводятся к тому сладостному чаянию, что люди после скорбей и лишений здешней, земной, жизни и после смерти телесной в предопределенное Богом время воскреснут из мертвых, войдут в Царствие Божие, и все возлюбившие Бога будут вечно блаженствовать телом и душой.

Эта святая надежда услаждает горечь настоящей жизни, помогает нам терпеливо и мужественно переносить все труды, лишения, скорби, несчастия, не падая под их бременем, но безропотно неся возложенный на нас промыслом Божиим крест. Но что может быть пред христианином ручательством тому, что надежда эта не посрамит его, что за скорбями здешней жизни действительно наступит вечно блаженная жизнь, а не уничтожение человека? Что дает нашей надежде жизнь, что сообщает силу нашему непоколебимому чаянию будущего воскресения? Слово Божие Ветхого и Нового Завета вещает убедительно, что при конце мира последует общее воскресение мертвых. В Ветхом Завете пророк Исайя взывает ко Господу: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: идо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26, 19). А пророк Иезекииль даже созерцал величественное зрелище всеобщего воскресения людей; он зрел в видении, как по повелению Божию стали сближаться кости умерших, кость с костью своею, как жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, и как вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 7—10). В Новом Завете Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29).

Какое отрадное, ясное учение, могущее окрылить надежду христианина на будущее воскресение из мертвых и жизнь вечную! Но для восприятия этого слова нужна тоже сильная вера, чтобы на вере в него непоколебимо утвердить надежду на будущее воскресение, колеблемую постоянными примерами смерти и разрушения без случаев воскресения. Правда, некоторые случаи воскресения мы встречаем и в чудесном житии святых пророков Илии и Елисея, и в Новом Завете — воскрешения, совершенные Господом Иисусом Христом и святыми Его учениками. Но эти примеры воскресения мертвых не служат непреоборимым доказательством всеобщего воскресения мертвых. «Если Христос не воскрес, — говорит апостол Павел, — то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Почему же так? Потому что воскрешенные Иисусом Христом и святыми угодниками воскресли в том же бренном теле, в каком живем и мы, и воскресли только на короткое время и снова умерли. А в день последнего воскресения люди воскреснут в теле совсем другом — духовном, бессмертном, никогда не умирающем. Вот почему эти примеры не могут ручаться за истину всеобщего воскресения, они суть только образы будущего воскресения. Но есть событие в жизни Богочеловека, делающее веру нашу в воскресение и нашу надежду непоколебимой: это Воскресение Христово. Воскрес из мертвых Христос — и истина нашего всеобщего воскресения становится несомненной. Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9).

Таким образом, воскресение Христово есть верное свидетельство о воскресении с телом духовным, нетленным. Воскрес Христос из мертвых — и наше воскресение становится несомненным, наша надежда становится несокрушимою. Воскресение Христово находится в неразрывной, органической связи с нашим воскресением. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15, 20—23). Итак, воскресение Христово есть утверждение нашей надежды, величайшее торжество ее.

Наконец, воскресение Христово есть величайшее торжество и любви христианской. Любовь христианская требует от христианина тяжелых трудов, борьбы, опасностей, страданий, самоотвержения до смерти. Любовь к Богу требует от христианина самоотречения, готовности положить свою жизнь во славу Божию, за святую веру Его, за закон Его. Любовь к ближнему требует от нас неусыпных трудов во благо ближним до готовности жертвовать всеми своими сокровищами, даже самой жизнью, во благо ближним. Истинная любовь к самому себе требует от христианина духовной нищеты, самоумерщвления, самоисправления, самоусовершенствования, непрестанных трудов для очищения своей растленной природы.

Все эти жертвы для нашей самолюбивой природы подчас бывают весьма тяжелы. Стоит ли подвергать себя всем этим лишениям и трудам, не лучше ли жить в свое удовольствие и делать таким образом свою жизнь приятною? Так внушает нам часто наше плотоугодливое самолюбие. Нет, не лучше! Ибо что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление (Гал. 6, 7—8). Самолюбивая жизнь ведет человека к погибели, напротив, самоотверженная любовь приносит обильные плоды. Любовь Христова — очевидное доказательство этой истины. Господь Иисус Христос любил и любит Отца Своего Небесного беспредельною любовью. По любви и послушанию Отцу Небесному Он положил душу Свою за искупление человеческого рода. Ради спасения людей Он претерпел поругания, оплевания, заушения, бичевания, страшные страдания и ужасную смерть на кресте.

Читать еще:  Блины молоко яйца мука сахар

И каков же плод этой самоотверженной любви к Богу и ближним? Плод бесценен и для Самого Иисуса Христа, и для Отца Небесного, и для человеческого рода. Иисус Христос после Своих тяжких страданий и ужасной смерти, любвеобильный Господь, в третий день воскрес во славе в нетленном прославленном теле и получил от Бога Отца всякую власть на небе и на земле. Своею смертью Он прославил Отца Своего Небесного на земле, явил миру любовь к нему Отца Небесного. Своею крестного смертью Он даровал возможность Отцу Небесному сокрушить на земле диавола и основать благодатное царство Сына Его — Церковь Христову. А для людей плодом любви Христовой было их искупление, дарование вечного блаженства. Вот каковы бесценные плоды любви Христовой. И сколько же душ человеческих под влиянием любви Христовой, при свете воскресения Христова возжгли в своих сердцах ответную любовь к Богу и к ближним — не подлежит счету! Таким образом, воскресение Христово есть истинное торжество любви Христовой. Оно открывает нам, какой плод и какая слава сопутствуют истинной любви христианской. Вот почему наше сердце исполнено радости и трепещет при радостных словах «Христос воскресе!»

«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь!» Провожая этот величайший светоносный праздник и получив от него величайшее утешение и радость, будем всегда помнить Воскресение Христово — торжество из торжеств, и этой истиною будем окрылять себя в вере, надежде и любви. С несомненною верою в наше будущее воскресение за все всегда будем благодарить благодетеля Бога, с несомненною верою во все возвещенное нам в святом Евангелии, и в последний раз от всего верующего сердца скажем: «Христос воскресе!» Аминь.

Отдание праздника Пасхи

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.

Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!», а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!» – священник задумался, стал перебирать в голове обрывки семинарских знаний, да так и не смог сказать ничего вразумительного!

Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.

Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»

Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.

Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх. 12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх. 12:11-13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. песах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх. 12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног . Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: «Кость Его да не сокрушится»» (Ин. 19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха. «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст.

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк. 24:1; Ин. 20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).

Читать еще:  Колокольный звон пасхальный

«Христос воскресе!»«Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Литература: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 2014.

Тропарь на Пасху (Светлое Христово Воскресение), глас 5

Х ристос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Что такое Отдание Пасхи в 2018 православные отмечают 16 мая

Православные христиане празднуют 16 мая 2018 года Отдание Пасхи. Праздник символизирует окончание сорокадневного периода Светлой Пасхи. Этот день является также предпразднством одного из самых важных в православии праздников Вознесения Господнего. Последний день попразднства двунадесятых и великих праздников называют «отданием», так как именно в этот день православные должны попрощаться со Светлой Пасхой и встретить новый период в церковном календаре.

Что такое Отдание Пасхи, и когда его будут праздновать в 2018 году

Отданием Пасхи называют последний день попразднества великих двунадесятых праздников, информирует Therussiantimes.com. В храмах проводят праздничную службу, сильно похожую на ту, что проходит в пасхальную ночь. В 2018 году Отдание Пасхи празднуется 16 мая, и в этот день верующие собираются на торжественное богослужение, прощаются со Светлым Воскресением. Отдание Пасхи припадает на 16 мая, но петь пасхальный канон, стихиры будут сегодня вечером, 15 мая.

Отдание Пасхи празднуется с IV века: в те времена многие воспринимали его в качестве великого праздника, таких как Пасха, Пятидесятница, Рождество. Вскоре Церковь решила отмечать Отдание после великих праздников. Завтра, 16 мая, завершится празднование Христова Воскресения, продолжающегося 40 дней (именно столько Иисус Христос пробыл на земле после воскрешения, явился Матери Божией и апостолам). День Отдания стал последним для Него.

Сегодня вечером и завтра в храмах православные христиане простятся с пасхальными песнопениями до следующего года. Отдание Пасхи – особенное торжественное богослужение, соединяющее пасхальные песнопения с песнопениями Недели о слепом, а также предпразднственные песнопения Вознесения Господня.

Священнослужители в день Отдания Пасхи надевают белые ризы, а в день Светлого Воскресения были облачены в красные. На богослужении они становятся в центр храма. Этот день является последним, когда при встрече православные говорят друг другу «Христос Воскрес» и отвечают «Воистину Воскрес». По окончании литургии священнослужителями снимается Плащаница, кладется в ковчег.

Отдание праздника Пасхи

В православной церкви «отдание» — это последний день многодневного великого праздника. Понятие «отдания праздника» встречается еще в Ветхом Завете: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…» (Чис. 29636-39).

В христианской традиции отдание праздника – это повторное воспоминание о событии праздника. В раннехристианские времена его совершали строго на 8-й день — при императоре Константине Великом были устроены восьмидневные празднования при освящении базилик в Иерусалиме и Тире, и по этому образцу стали отмечать ежегодные церковные праздники. Первыми — еще в IV веке — стали Пасха, Троица (Пятидесятница) и, на Востоке, Богоявление, а потом и Рождество Христово.

Отдание Пасхи совершается в среду 6-й недели после праздника — в этот день заканчивается 40-дневное празднование Воскресения Христова, потому что воскресший Спаситель 40 дней был на земле и являлся ученикам и Богородице, и день отдания Пасхи был последним Его днем на земле.

В этот день верующие собираются в храме на торжественное богослужение, во время которого исполняются все молитвы и песнопения, которые поются в самый праздник. В этот день священнослужители облачаются не в красные, как в Светлое Христово Воскресение и все последующие дни, а в белые облачения и во время богослужения стоят в центре храма. К вечерне, утрене и литургии верующих созывает торжественный колокольный трезвон, а службы начинаются со свечами, кадилом и пением пасхальных песнопений, как в первый день Пасхи. Литургия завершается при открытых Царских вратах с пасхальными возгласами «Христос Воскресе!»

По традиции в этот день проходит последний пасхальный крестный ход, а Плащаницу, которая все время празднования Пасхи лежала в алтаре на престоле, после литургии священники переносят в «гробницу», где ей предстоит лежать до следующей Пасхи.

Традиции православного праздника Отдание Пасхи

Верующие в праздник Отдания Пасхи собираются в храме, где в последний раз можно услышать пасхальные песнопения. Вместе с тем православные готовятся встретить Вознесение Господне, в честь чего поют предпразднственные песнопения.

Служба проходит по пасхальному чину. Предварительно священнослужители освящают храм. Богослужение проводят утром и вечером.

Начинают богослужение точно так же, как и во время пасхальных праздников. В церкви в этот день зажигают свечи и обходят ее с кадилом. Представители церкви должны облачиться в светлые одеяния, так как день является хоть и последним пребыванием Иисуса Христа на Земле, но символизирует окончательный переход его души в иной мир.

Царские врата в храме принято открывать, чтобы каждый желающий мог зайти внутрь и принять участие в богослужении. Кроме того, из уст православных можно в последний раз услышать пасхальные поздравления, которыми обычно россияне поздравляют друг друга с приходом Пасхи.

В момент окончания литургии священнослужители убирают Плащаницу Иисуса Христа и хранят ее до наступления следующего Воскресения Господнего.

Отдание Пасхи. Христос Воскресе!

Вот и завешилось сорокадневное празднование величайшего праздника Воскресения Господня — светлой Пасхи. Перед днем Вознесения происходит Отдание Пасхи. Отдание праздника Пасхи происходит в среду шестой недели (с древнего — седмидцы). В день Отдание прекращается празднование Воскресение Христа, длившееся 40 дней, поскольку Бог, воскресший, в течение 40 дней оставался на земле. До самого дня Вознесения он приходил к ученикам и Божьей Матери. День Отдания Пасхи — это последний день жизни Иисуса на земле. Тогда он пришел к ученикам, и сказал им свои последние слова о Царствии на Небесах.

Сама служба — праздничная, практически такая же, как и служба в ночь Пасхи Христовой, а потому множество христиан посещают это особое богослужение, прощаются с Пасхой до нового года. В нынешнем году Отдание прноисходит 16 мая, однако, утреня и пение пасхального канона и стихир состоится вечером, ближе к ночи, 15 мая. Время стандартное — то, когда начинают вечернюю молитву в храме.

Весь мир возлюблю сегодня,
Строгой молитвой полна.
Близится Пасха Господня.
Падает тьмы пелена.
Рушится мрак преисподней,
Светом наполнен погост.
Страстям поклоняюсь Господним.
Великий кончается пост.

Радость по миру ширится,
В солнечный день влюблена.
Пасха Господня близится.
В сердце стучится весна.
И воплощеньем желаний
Слышится благовест.
Пасха Господня грянула:
Вставайте, Христос Воскрес!

Нет больше места печали,-

Из гроба Спаситель восстал;

Светлая Радость Нечаянная:

Зреть Воскресенье Христа.
Слова Татианы Лазаренко,
Музыка и вокал Светланы Потеры,
Видео Александра Чернова.

Отдание праздника Пасхи

В день Отдания православные верующие приходят в храм и прощаются с песнопениями в честь Пасхи до следующего года. Торжественное богослужение содержит в себе пасхальные песнопения, песнопение Недели о слепом и песнопения перед праздником Вознесения Господнего. Богослужение Отдания происходит так же, как и Отдание других двунадесятых церковных праздников.

Служба в день Отдания Пасхи

Служба в день Отдания проходит в полностью освещенном храме, как в пасхальный чин, вечерняя и утренняя службы тоже пасхальные. Богослужение начинается с пением стихир, заженными свечами и кадилом, как во время Пасхи, с великим славословием.

Отдание Пасхи. Христос Воскресе!

Облачение священнослужителей в день Отдания Пасхи

В день Отдания священники в храмах служат не в красных, как в Светлое Воскресение Христово и в следующие дни, а в белых ризах. При Богослужении они находятся в центре храмов. Поют пасхальные молитвы , как и во время первого дня Пасхи. Совершается служба с открытыми Царскими вратами и приветствиями, как на момент Пасхи, «Христос Воскресе!». На вечерню, утреню и литургию происходит торжественный звон с колоколен храмов. С этого момента все верующие больше не приветствуют друг друга пасхальными словами, которые говорили на протяжении пасхальной недели.

Христос Воскресе, православные!

После торжественного богослужения священники убирают Плащаницу с Престола и убирают в специальный, предназначенный для нее, ковчег (по-другому, гробницу). Специального чина для такого в церковном Уставе не имеется. Закрывают Царские врата. Традиционно, именно в этот день состоится последний в 2018 году Крестный пасхальный ход. Следующий день приносит другой церковный праздник, к слову, один из 12 наиболее важных, Вознесение Господне.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector