Отец даниила александровича

Даниил Александрович — биография, информация, личная жизнь

Даниил Александрович Московский

Даниил Александрович. Родился в конце 1261 года во Владимире — умер 5 марта 1303 года в Москве. Первый удельный князь Московский (1263-1303). Родоначальник московской линии Рюриковичей — московских князей и царей. Сын Александра Невского. Отец великих князей Юрия Данииловича и Ивана I Данииловича Калиты. Канонизирован РПЦ для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский (дни памяти: 4 (17) марта и 30 августа (12 сентября) — обретение мощей).

Даниил Александрович родился в ноябре или декабре 1261 года во Владимире.

Отец — Александр Ярославич Невский (1221-1263), князь Новгородский (1236-1240, 1241-1252, 1257-1259). Великий князь Киевский (1249-1263). Великий князь Владимирский (1252-1263). Русский полководец. Святой Русской православной церкви.

Мать — Александра Брячиславна (в иночестве, предположительно, Васса), полоцкая княжна, дочь князя Брячислава Васильковича. Местночтимая (Владимирская епархия) святая (дни памяти — 23 ноября (6 декабря), 23 июня (6 июля) (Собор Владимирских святых)).

Свое имя Даниил получил в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря. Это указывает на примерную дату его рождения. Даниил Столпник на всю жизнь стал покровителем князя — он изображал его на печатях и возвел в его честь монастырь.

В возрасте 2-х лет потерял отца.

Его воспитанием занимался тверской князь Ярослав Ярославич, брат отца. Также Ярослав Ярославич (с 1264 года до своей смерти в 1272 году) через своих тиунов управлял предназначенной Даниилу Москвой, пока занимал великокняжеский стол во Владимире.

После смерти дяди Ярослава Ярославича в 1272 году юному Даниилу досталось в удел Московское княжество, малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья Дмитрий и Андрей. В первый год своего княжения он устроил Спасопреображенскую церковь в Московском Кремле.

Даниил участвовал в борьбе своих братьев князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем. В 1282 году вместе с тверским князем Святославом Ярославичем он соединил московские войска с войсками брата своего Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское против другого брата, Димитрия. Но при первой встрече у Дмитрова соперники заключили мир, и обошлось без кровопролития.

Вернувшись в Москву, князь Даниил устроил монастырь в честь своего небесного покровителя — прп. Даниила Столпника — в Замоскворечье, на правом берегу реки Москвы, на южной Серпуховской дороге. Монастырь получил его имя — Даниловский, позднее официально назывался Свято-Данилов Спасский.

С 1283 года князь действовал на стороне своего брата князя Дмитрия, ставшего великим князем владимирским.

В 1293 году князь Андрей Городецкий стал зачинщиком нового похода полководцев Золотой орды на Северо-Восточную Русь. Поход, который называют «Дюденева рать», возглавил военачальник Тудан (в русских летописях он именуется Дюдень) и в том же году Данилов монастырь был разорен вместе с Москвой.

После смерти князя Дмитрия в 1294 году Даниил Александрович возглавил московско-переяславско-тверской союз против князя Андрея.

После того, как Андрей стал великим князем Владимирским, в 1296 году открылись ссоры между русскими князьями. Однако и Андрей признал тогда правоту князя Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром. Когда же вслед за тем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем-Залесским, Даниил вместе с тверским князем Михаилом встретил Андрея с сильною ратью, — и вновь после переговоров заключен был мир.

О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород, куда он был приглашен княжить в 1296 году. В том же году князь Даниил основал еще один монастырь в Москве — Богоявленский, а в 1300 году на Крутицах по его повелению был построен архиерейский дом и храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

По легенде, при нем в 1300 году в Даниловом монастыре была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития.

В 1301 году участвовал в Дмитровском съезде русских князей. В том же году Даниил Александрович успешно воевал с Рязанским княжеством, захватив Коломну.

После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского в 1302 году присоединил к Московскому княжеству Переславль.

Результаты правления Даниила Александровича:

Став основателем дома московских князей, Даниил получил от отца очень маленькую территорию, ограниченную бассейном реки Москвы, которая не имела выхода к Оке. В конце борьбы за владимирское княжение между своими старшими братьями Дмитрием и Андреем Даниил был союзником Дмитрия, и ордынская Дюденева рать разорила в том числе и Московское княжество (1293). После ликвидации сарайским ханом Тохтой «дунайского улуса» Ногая (1300) на московскую службу перешла часть знати из южнорусских земель, прежде находившихся в сфере влияния Ногая.

Под юрисдикцию Москвы перешел весь бассейн реки Москва. В 1301 году Даниил разбил рязанского князя Константина Романовича, взял его в плен и захватил город Коломну. В 1302 году Даниилу удалось получить выморочный Переславль-Залесский, по завещанию своего бездетного племянника Ивана Дмитриевича (затем он перешел к получившему ярлык на владимирское княжение Михаилу Тверскому).

В церковном отношении Даниил строил архиерейские дома, церкви и монастыри, достойные принимать митрополитов, перестраивал деревянные церкви в камне. Этот задел, продолженный его наследниками, приведет к окончательному официальному перенесению церковной верховной власти в Москву в 1325 году.

Кроме строительства зданий, Даниил создавал коммуникации. Построенная при его правлении Большая ордынская дорога объединила различные направления, усилив роль Москвы как перекрестка торговых путей.

Легенды гласят, что перед смертью князь Даниил постригся в монахи и был похоронен в Даниловом монастыре. По сообщению Лаврентьевской летописи, Даниил умер во вторник, 5 марта 1303 года «на Москвѣ в своей отчинѣ, в черньцѣх и в скимѣ». Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены, повелением царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанной им обители.

Его сын, князь Иван I Данилович Калита, при поддержке св. митрополита Киевского и всея Руси Феогноста в 1330 году перевел архимандрита и часть иноков этого монастыря на свой княжеский двор, создав Спасо-Преображенский монастырь на бору.

О месте его захоронения существуют две версии. Одна восходит к сгоревшей в 1812 году в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В свое время эту летопись видел Н. М. Карамзин, который сделал из нее выписку о смерти Даниила Александровича. Эта выписка завершалась словами: «положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ». Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи, Архангельский собор в московском Кремле. Этой же версии придерживается Лицевой летописный свод.

Вторая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря.

Мощи князя были обретены в 1652 году и перенесены, повелением царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанном им Даниловском монастыре. С 1917 по 1930 год они находились в Троицком соборе. В 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря. Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остается неизвестной.

Святой князь Даниил Московский

В 1791 году он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский. Дни памяти: 4 (17) марта и 30 августа (12 сентября) — обре́тение мощей.

Тропарь, глас 3: «Явился еси стране нашей яко звезда пресветлая, благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защититель, моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша».

Тропарь, глас 4: «Княжения твоего славу отложив, озаряемый Божественною благодатию, Богомудре княже Данииле, весь разум в сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложил еси и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси, целомудрием же и равноангельным твоим житием течение добре совершая, веру соблюл еси непорочну, тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех, яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей; сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои. Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу, моли спасти отечество твое и мирней быти державе нашей».

Определением патриарха Пимена и Священного синода от 28 декабря 1988 года учрежден Орден святого благоверного князя Даниила Московского трех степеней.

В подмосковном Нахабине, которое считается историческим центром инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации, построен храм Даниила Московского.

Даниил Московский — небесный покровитель инженерных войск ВС России.

С 18 сентября 1996 года имя князя носит атомная подводная лодка Северного флота.

В 1997 году в ознаменование 850-летия основания Москвы на площади Серпуховской заставы установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова. Князь в левой руке держит храм, в правой — меч. Оружие Даниил держит не в боевой готовности, желая показать, что распри, войны и кровопролития — деяния, не угодные Богу. На постаменте памятника барельеф с надписью: «Святой Благоверный великий князь Даниил Московский 1261-1303».

Даниилу Александровичу посвящен исторический роман «Младший сын» писателя Д. М. Балашова.

Личная жизнь Даниила Александровича:

Жена — Агриппина, возможно, дочь Льва Даниловича. Ее имя упомянуто в опубликованном в 1996 году Ростовском соборном синодике. В то же время другие источники называют имя жены Даниила как Евдокия Александровна.

У них родились дети:

— Юрий Даниилович (ум. 1325) — московский князь с 1303 года, великий князь владимирский в 1319-1322 годах (как Юрий III), князь новгородский с 1322 года;

— Михаил Даниилович — упомянут в Ростовском соборном синодике;

— Александр Даниилович (ум. до 1320);

— Борис Даниилович (ум. 1320) — князь Костромской с 1304 года;

— Иван I Даниилович Калита (1288-1340/1341) — князь Московский с 1325 года, Великий князь Владимирский с 1328 года, князь Новгородский в 1328-1337 годах;

— Симеон Даниилович (ум. после 1322);

— Василий Даниилович — упомянут в Ростовском соборном синодике;

— Афанасий Даниилович (ум. 1322) — князь новгородский в 1314-1315 и 1319-1322 годах;

— Даниил Даниилович — упомянут в Ростовском соборном синодике;

— Анна Данииловна (ум. до 1353) — известна по завещанию Симеона Гордого.

Отец даниила александровича

Младший сын Александра Невского. Первый князь московский: получил от отца в княжение Москву и стал родоначальником московской ветви Рюриковичей, правившей позднее до 1598 в Российском государстве. Был союзником старшего брата Дмитрия в противостоянии со средним из Александровичей – Андреем и его союзниками. После смерти Дмитрия (1294) возглавлял коалицию князей, ориентировавшихся на Ногая. Присоединил к Московскому княжеству Коломну и Можайск. На службу к Даниилу перешло большое количество служилых людей из Южной Руси, что способствовало усилению Московского княжества.

Читать еще:  Вторник после пасхи

Даниил Александрович, пятый сын великого князя А. Ярославича Невского и княгини Александры Брячиславны.

Родился в 1261 г., предположительно в начале декабря; получил имя в честь преподобного Даниила Столпника (умер 11 декабря 489-г. или 490 г.).

После смерти отца (14 ноября 1263 г.) воспитывается в Твери у своего дяди, великого князя Ярослава Ярославича, о чем позднее вспоминает князь Иван Михайлович: «великий князь Ярославъ Ярославичь. князя Данила вскормилъ». Только после смерти дяди (1271 г.) и достижения совершеннолетия в 1274–75 гг. становится самостоятельным московским князем.

В 1282 г. вместе со своим двоюродным братом, тверским князем Святославом Ярославичем, а также с московской и новгородской ратью идет к г. Переяславлю-Залесскому на своего брата, великого князя Дмитрия Александровича. Князья останавливаются в 5 верстах от Дмитрова и там заключают мир с великим князем.

В 1288 г. вместе с братом Андреем участвует в походе великого князя Дмитрия Александровича против князя Михаила Ярославича Тверского. Князья в течение девяти дней осаждают Кашин, повернув на юг, сжигают г. Кснятин, после чего заключают мир с Михаилом.

В 1293 г. на Русь обрушивается так называемая «Дюденева рать» (получила название по имени ханского брата, воевода Тудана). Брат Даниила, Андрей, получивший ярлык на великое княжение от хана Тохты (умер в среду 4 раби II 712 г. х. = 9 августа 1312 г.), вместе с другими русскими князьями приводит на Русь огромное татарское войско во главе с воеводой Туданом; татары разоряют многие города Северо-Восточной Руси, в том числе и Москву. По словам летописца, Андрей обманом заставил Даниила сдать город: «и поидоша кь Москве, и Московского Данила обольстиша. и взяша Москву всю и волости и села».

В 1296 г. вернувшийся из орды Андрей собирает во Владимире съезд «всѣмъ кнземъ Русскымъ», на котором требует себе Переяславль, однако, получает отказ из-за твердой позиции Даниила и тверского князя Михаила Ярославича. В том же году Андрей пытается силой овладеть Переяславлем. Даниил и Михаил встречают его у Юрьева; «и туто за мало не бысть бою промежи ими, и взяша миръ, и поидоша въ свояси». В ноябре того же года Даниил посылает своего сына Ивана Калиту князем-наместником в Великий Новгород.

Около 1299 г. Даниил основывает близ Москвы (ныне в черте города) монастырь Святого Даниила Столпника и учреждает в нем архимандритию (в 1330 г. при его сыне Иване Калите переведена в Кремль, в Спасский монастырь).

В 1300 г. участвует в съезде князей в Дмитрове и заключает мир с великим князем Андреем Александровичем, Михаилом Тверским и Иваном Дмитриевичем Переяславским.

Осенью того же года идет на г. Переяславль-Рязанский, оказывая военную поддержку сыновьям умершего в 1298 г. союзного ему рязанского князя Ярослава Романовича. Князь Даниил избивает много татар и «нѣкакою хитростью» захватывает в плен рязанского князя Константина Романовича и его бояр, после чего приводит пленных в Москву.

В мае 1302 г. по завещанию умершего бездетным переяславского князя Ивана Дмитриевича получает Переяславль. Осенью того же года Даниил посылает в город своих наместников, которые изгоняют наместников великого князя Андрея Александровича.

Князь Даниил умер во вторник 5 (по другим данным, 4) марта 1303 г., похоронен в Москве, в соборной церкви архангела Михаила. В конце 90-х гг. XVI в. по благословению патриарха Иова (умер 19 июня 1607 г.) воевода Семен Романович Олферьев (умер после 1599 г.) составляет службу князю Даниилу. 30 августа 1652 г. мощи князя были обретены нетленными и по повелению царя Алексея Михайловича (из Романовых, умер 29 января 1676 г.) перенесены в Данилов монастырь, в церковь Семи Вселенских Соборов и положены в раке против правого клироса. С 1932 г. судьба святых мощей неизвестна.

Даниил Александрович является родоначальником московского княжеского дома. Русская Православная Церковь причла его к лику святых.

По нелетописным данным, Даниил Александрович был женат на княгине Марии, неизвестной по происхождению. Его дети: Юрий, Александр (умер осенью 1308 г.), Борис, Семен (по родословным), Афанасий и Иван Калита.

«Рюриковичи. Исторический словарь»

Андрей был в союзе с князем Федором ярославским: союз остался ненарушимым и теперь; на их же стороне стоял и князь Константин ростовский; но против этих троих князей образовался другой союз также из т.

На судьбу обоих княжеств, и Рязанского и Смоленского, в описываемое время начало оказывать влияние соседнее им обоим срединное княжество на севере, Московское, где, как мы видели, княжил третий, младш.

Даниил Московский

Биография

Князь Даниил Московский — сын Александра Невского, отец Ивана Калиты, предок московских царей. Занимался созиданием, а не войной. Почитается святым Русской православной церковью.

Детство и юность

В 1261 году в семье Великого князя Киевского и Владимирского Александра Ярославича Невского родился четвертый, младший, сын. Имя младенец получил в честь святого Даниила Столпника, день памяти которого христиане отмечают 11 декабря, поэтому историки предполагают, что родился княжич в конце осени или начале зимы. Александр Невский умер, когда мальчику было два года.

Даниил Московский и Александр Невский

Княгиня Александра (в некоторых текстах Параскева) Брячиславна родила мужу четверых сыновей — Василия, Дмитрия, Андрея, Даниила — и дочь Евдокию. После смерти супруга княгиня приняла постриг во Владимирском Успенском монастыре под именем Васса, заслужив праведной жизнью уважение местных жителей. Опеку над маленьким Даниилом принял его дядя, тверской князь Ярослав.

Евдокию родственники выдали замуж за князя Константина Ростиславича Смоленского, а братья поделили отцовское наследство. Младшему в кормление выделили Московское княжество – на тот момент самое маленькое и бедное, не идущее ни в какое сравнение с Новгородским или Владимирским. Первые семь лет вместо малолетнего князя правил его дядя-опекун Ярослав, а мальчик изучал грамоту, воинское и политическое искусства.

Даниил Московский

Как рассказывается в житии святого, больше, чем науку управления государством, маленький Даниил любил храм Божий: свободное время он проводил в церкви, слушая хоровое пение и молитвы. В 1272 году Ярослав Ярославич умирает, а одиннадцатилетнему мальчику приходится заступить на правление княжеством и переехать в Москву. Обустройство на новом месте юноша начал с реконструкции Кремля, в частности приказал построить Спасо-Преображенскую церковь.

Правление

Князь Даниил прославился заботой о людях. До приезда юного хозяина в Москву там правили наместники, беспокоившиеся о личном обогащении больше, чем о процветании города. Князь же лично проверил систему налогообложения, объездил окрестные села с проверкой, пообщался со старостами и купцами. Для торговли выделил место у стен Кремля, позже ставшее Красной площадью.

Князь Даниил Московский

По приказу Даниила устроена Большая ордынская дорога, сделавшая Москву перекрестком торговых путей. Вместо деревянных церквей строились каменные, возводились целые комплексы построек: архиерейские дома и укрепленные монастыри. Роль монахов в те неспокойные времена не сводилась только к молитвам за мирян, каменные монастыри были настоящими крепостями, а монахи во время войны брались за оружие.

Любимым детищем князя стал монастырь, получивший название в честь покровителя князя, преподобного Даниила Столпника. Место для Свято-Данилова Спасского (попросту Данилова или Даниловского) монастыря было выбрано не случайно: он стал первым в цепи укрепленных обителей, защищавших подступы к Москве с юга. В 1296 году правитель приказал построить Богоявленский монастырь, а в 1300 году — каменный архиерейский дом и храм имени Петра и Павла.

Богоявленский монастырь

Всю жизнь Даниил Александрович проводил миролюбивую политику. В биографии князя нет темных эпизодов с братоубийством и коварными интригами. В 1282 году вместе с тверским князем выступил на стороне своего брата Андрея, воевавшего за престол Великого князя Владимирского против другого сына Александра Невского, Дмитрия. Но при посредничестве Даниила его братья примирились, обойдясь без сражения.

С 1283 года поддерживал брата Дмитрия, севшего на владимирский престол. В 1293 году Андрей Городецкий привел на русские земли воинство Золотой орды под командованием ханского полководца Тудана (Дюденя). Дюденева рать разграбила и сожгла Москву, но князь поделился имуществом с народом, что позволило населению быстро отстроить город.

Даниил Московский и Андрей Городецкий

Предательский поступок князя Андрея не был забыт братом, и в 1294 году, после смерти князя Дмитрия, Даниил Александрович выступает против Андрея. Несмотря на все междоусобицы, в 1296 году князьям на собрании во Владимире при содействии церковных деятелей удалось договориться о мире.

А вот в 1301 году московский князь продемонстрировал таланты умелого полководца, разгромив под Коломной войска рязанского князя Константина Романовича вместе с его союзниками татарами. Рассеяв татар и захватив Коломну, Даниил Александрович не стал присоединять завоеванные земли к своим владениям и даже не позволил воинам их разграбить. Такое поведение выглядело в глазах современников достойным удивления.

Святой Даниил Московский является путешественнику

В 1302 году умер бездетный князь Иван Дмитриевич Переяславский и завещал свои земли дяде Даниилу, которого уважал за разум и благочестие. Унаследовав Переяславское княжество, Даниил Московский не стал переносить столицу в богатый и укрепленный Переяславль, но стал одним из самых влиятельных князей, преумножая богатства Москвы.

Личная жизнь

Имя и происхождение жены князя в сохранившихся первоисточниках не встречается. Однако Петр Владимирович Долгоруков, составлявший «Русскую родословную книгу» в ХIХ веке, записал ее под именем Евдокии Александровны.

Иван Калита, сын Даниила Московского

О дочерях Даниила также ничего достоверно не известно, потому что истории женщин в ту эпоху редко попадали в летописи. А сыновей у князя было пятеро: Юрий, Александр, Борис, Иван и Афанасий.

Смерть

Достоверно известно, что Даниил Александрович умер в 1303 году от болезни, успев перед кончиной принять монашеский постриг согласно традиции правителей того времени. По поводу места захоронения известны две версии. Одна, изложенная в «Степенной книге» и вошедшая в канонические жития святого, гласит, что князь завещал похоронить его на общем кладбище при Даниловском монастыре, что и было исполнено.

Саркофаг Даниила Московского

Вторая версия основана на несохранившейся Троицкой летописи, написанной в XIV веке и сгоревшей на пожаре в 1812 году. Н. М. Карамзин, работавший с летописью, почерпнул оттуда информацию, что тело захоронили в Соборе святого Архистратига Михаила в Москве. Это же место называет и Лицевой летописный свод Ивана Грозного.

Как бы то ни было, но в 1652 году нетленные мощи святого явились миру. Царь Алексей Михайлович приказал перенести их в храм Седми Вселенских Соборов, расположенный в Даниловском монастыре, где реликвии были уложены в специально изготовленной раке. Произошло это событие 30 августа (12 сентября) и с тех пор ежегодно отмечается церковью.

Храм Даниила Московского

После революции 1917 года мощи хранились в Троицком соборе. В 1930 году их переместили в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Во время борьбы советской власти с религией мощи были утрачены и до сих пор не найдены. Поминают святого 4 (17) марта и в переходящий праздник — день Собора Московских святых. В эти дни в церквях читаются положенные каноны и акафисты.

Читать еще:  На какое число выпадает пасха

Иконы Даниила Московского

На иконах святого Даниила Московского чаще всего изображают в длинных княжеских одеждах, поверх которых надето монашеское облачение (куколь). В руках обычно держит макет возведенного им монастыря. К святому обращаются с молитвой об избавлении от ссор и разногласий, его просят о помощи в обретении дома и защите от воров, об успешном исходе судебного процесса, считают покровителем инженерных войск вооруженных сил России.

Отец даниила александровича

  • Стихиры Пасхи (аудио)
  • Вход с Евангелием (аудио)
  • Светлое Христово Воскресение — видеорассказ (видео)

Бывают города и люди, у которых, казалось бы, нет никаких перспектив с самого рождения. Но каким-то непостижимым образом они вдруг расцветают и становятся лидерами. Из таких городов – Москва, из таких людей – святой благоверный князь Даниил Московский.

Даниил Александрович родился во Владимире в 1261 году. Точная дата его рождения неизвестна. Будущего князя крестили в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря. Отец Даниила – святой благоверный князь Александр Невский. Даниил был четвёртым, самым младшим его сыном. Отца Даниил помнить не мог: Александр Невский умер, когда мальчику было чуть больше двух лет.

Даниилу как младшему из братьев в наследство достались самые захудалые земли – Московское княжество. Единственным городом в нём была Москва – маленький, неухоженный, бедный городок, ни в какое сравнение не идущий с процветающими Владимиром, Переславлем, Угличем, Рязанью или Новгородом. Да и расположен он был вдали от Волги, которая в то время была главным торговым путём. Город был настолько маловажным со стратегической точки зрения, что князья в нём – ни великие, ни удельные – никогда не жили, посылая в Москву лишь своих наместников.

Когда князь Даниил повзрослел и взял бразды правления в свои руки, он поселился в Москве. Таким образом он придал Москве статус стольного города, то есть города, в котором находится княжеский престол, и, что не менее важно, положил начало московской линии Рюриковичей. Княжеский, а затем царский род потомков Рюрика – варяжского (скандинавского) основателя русской государственности – правил Московским княжеством, а затем Русью вплоть до сына Ивана Грозного – Фёдора Иоанновича. Потом престол занял второй (и последний) царский род – Романовы.

Молодой князь активно взялся за обустройство своего стольного (сейчас мы говорим – столичного) города. За короткое время Москва превратилась если не в процветающий, то во вполне респектабельный город. Этому способствовала политика князя Даниила: привлечение в город талантливых и трудолюбивых людей со всех окрестностей. В городе стали развиваться ремёсла, торговля, он постоянно строился и расширялся.

Москвичи очень любили своего князя – не за высокое звание, а за добрый характер, рассудительность и хозяйский подход к управлению городом. Теперь уже с Москвой, Московским княжеством и князем Даниилом стали считаться. Руси как государства, напомним, тогда ещё не было. Каждое княжество существовало само по себе, князья периодически объединялись в союзы, но чаще – воевали друг с другом. Нам сложно понять мораль того времени. Во времена князя Даниила – да и раньше него, и позже – было вполне нормальным вести братоубийственные войны за территории и влияние, захватывать и грабить соседние города и княжества. Плюс к тому под боком у раздробленных русских была великая – и единая – Золотая Орда. Воевали все и со всеми – русские с русскими, русские с ордынцами, русские в союзе с ордынцами – с другими русскими. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что с Золотой Ордой в те времена русские не столько воевали, сколько терпели её набеги: сил дать отпор такому мощному государству у наших предков просто не было.

Но именно во времена князя Даниила, в конце XIII – начале XIV века, наметилась тенденция к экономическому, политическому и духовному объединению русских земель. И центром этого объединения, завершившегося созданием единого Русского государства, стала Москва. Князь Даниил, хотя и отличался редким по тем временам миролюбием, тоже вынужден был участвовать во всех этих войнах. Но он всегда старался прежде решить проблему путём переговоров, не проливая кровь, за что был прозван Братолюбцем. Князь Даниил участвовал в борьбе своих братьев – князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого – за Владимирское княжение и за Новгород. Ему удалось предотвратить несколько кровопролитных сражений.

Однако это не уберегло от разорения саму Москву: в пылу борьбы с братом Дмитрием Андрей привёл на Русь страшное войско монгольского царевича Тудана (русские прозвали его Дюденевой ратью). Даниил, хотя и был искусным воином, сдал город без боя: слишком неравными были силы. Но сам, вопреки обычаям того времени, не уехал «пересидеть» плохие времена в какое-нибудь дальнее село, а остался со своим народом. После того как захватчики ушли, под руководством князя Даниила город быстро – говорят даже, что в течение года – был восстановлен.

Благодаря мудрой политике, князь Даниил пользовался любовью и уважением не только своих подданных, но и других князей. Он не носил титула великого князя (то есть князя, который обладал большими, по сравнению с другими князьями, правами), однако был гораздо авторитетнее многих великих князей. Не случайно племянник князя Даниила, Иван Дмитриевич, занявший переславский престол после смерти отца, завещал своё княжество дяде. Присоединение Переславля к Москве стало той важной вехой, после которой Московское княжество стало расширяться, присоединяя всё новые и новые территории и распространяя своё влияние на соседние княжества. И это тот, возможно, единственный случай в древней русской истории, когда расширение происходило не в результате боевых походов, а как следствие мудрой политики. Даже свободолюбивые новгородцы пригласили Даниила княжить в вольный Новгород и не случайно Московское княжество при нём приросло Коломной и другими важными территориями.

Рассказывают такую историю. Как-то князь Даниил гулял по базару, который располагался на Красной площади. К слову сказать, площадь Красной назвал именно князь Даниил – по аналогии с Красной площадью в гораздо более благоустроенном тогд Переславле-Залесском. Князь осматривал товары, что-то покупал и общался с людьми. Его внимание привлекла красивая вещица. Он поинтересовался ценой, но женщина, продававшая изделия собственной работы, и задаром готова была отдать князю понравившуюся вещь. Из разговора с ней князь узнал, что сын этой женщины погиб на военной службе. Но невестка, рассказала москвичка, ей досталась хорошая и теперь они вместе воспитывают внука. Князь Даниил достал из кошелька серебряную гривну и отдал её женщине со словами: «Возьми, ведь это я не сберёг твоего сына». Он чувствовал ответственность за судьбу каждого своего подданного…

Святой князь Даниил скончался 4 марта 1303 года. Незадолго до смерти он принял монашескую схиму и был похоронен в основанном им же Свято-Даниловом монастыре на братском кладбище как обычный монах.

Дело князя Даниила продолжили его сыновья, которых он воспитал в твёрдой вере и любви к своему народу. Не случайно четвёртый его сын, Иван, получил прозвище Калита – он всегда носил с собой у пояса кошелёк с деньгами для нищих. Такой кошелёк и назывался калитой. И – такова уж ирония судьбы – именно этот, как и Даниил, четвёртый сын своего отца – тоже сыграл важнейшую роль в истории Москвы. Потомком Даниила Александровича был и другой знаменитый Московский князь – Дмитрий Иванович Донской. Даниил Александрович основал первые два московских монастыря – Свято-Данилов и Богоявленский. Нельзя не признать чудом тот факт, что оба они – неоднократно перестроенные, разрушенные и восстановленные – сохранились до нашего времени.

Во времена Даниила Московского Москва стала не только политическим, но и духовным центром Руси. Князь был продолжателем отцовской политики, которая превратила Русское государство в великую, свободную и мощную державу. Промыслительно распорядилась история. В 1547 году вместе с благоверным князем Даниилом Московским Русская Православная Церковь прославила и его отца – великого князя Александра Невского. В 1724 году 30 августа (12 сентября по новому стилю) по приказу Петра I мощи благоверного великого князя Александра Невского были торжественно перенесены из Владимира в Санкт-Петербург. Таким образом, церковные праздники в честь перенесения мощей святого князя Александра Невского и его сына святого князя Даниила Московского свершаются в один день.

Свято-Данилов монастырь был основан в 1282 году на правом берегу Москвы-реки и освящён в честь преподобного Даниила Столпника – небесного покровителя князя Даниила. Через пятьдесят лет, в годы правления великого князя Ива- на Калиты, четвёртого сына Даниила Московского, братия монастыря была переведена в Кремль. Древнейшая обитель постепенно пришла в запустение.

К сожалению, ни одна из первоначальных построек монастыря не сохранилась до настоящего времени. В 1560 году монастырь был возобновлён царём Иоанном Грозным. В годы советской власти в монастырских стенах устроили приют для детей, чьи родители были репрессированы. Свято-Данилов монастырь был первым возвращён Церкви. Это произошло в 1983 году. Сейчас Свято-Данилов монастырь живёт активной жизнью. Он является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси.

Второму монастырю, основанному святым Даниилом Московским – Богоявленскому, что в Китай-городе, повезло гораздо меньше. Он горел много раз. Деревянные постройки монастыря пострадали от огня в 1547 году, когда всю Москву опустошил знаменитый «Воздвиженский» пожар. Через четыре года во время набега на столицу хана Девлет-Гирея, по записям очевидцев, вместе с городом всего за три часа сгорел и монастырь. За последующие полстолетия Богоявленская обитель страдала от пожаров во времена Ивана Грозного, Фёдора Ивановича, Бориса Годунова и в Смутное время. И отстраивалась заново. Сейчас от монастыря остались только двухэтажный собор Богоявления, игуменский и братский корпуса, и жизнь в монастырских стенах постепенно возрождается.

Тропарь, глас 3-й

Явился еси в стране нашей, яко звезда пресветлая, благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защититель, моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша.

Даниил Московский: Исторический портрет

17 марта 2003 года православный мир отметил 700-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского. Так уж сложилось, что наиболее известные и авторитетные российские историки в своих исследованиях уделяли мало внимания князю Даниилу.
О нем вспоминали либо в общем ряду, при перечислении предков властителей Московской Руси, либо при разборе поистине ужасающей политической ситуации XIII века. Современные авторы статей и заметок, посвященных нынешнему юбилею, склонны подчеркивать непричастность Даниила Александровича к междоусобной борьбе: он-де жил сам по себе, вне реальной жизни. Но ведь именно то, что князь Даниил, будучи вынужденным защищать интересы своей земли, смог избежать морального падения и грязи княжеских усобиц, и явилось его духовным подвигом. Он сумел не свернуть с праведного пути и при этом сберечь себя и народ.

Читать еще:  Песни игры на пасху названия

Князь Даниил Александрович родился в 1261 году. Уже почти тридцать лет русские земли находились под властью иноземных захватчиков. Ханы умело управляли ситуацией, пользуясь разобщенностью удельных княжеств. От них зависело назначение великих князей и разрешение междоусобных споров. Подчас интересы князей намеренно сталкивались, а от их поведения в ставке хана зависела их жизнь. Так, в 1237 году князь Федор Юрьевич, отказавшийся отдать свою жену на утеху хану, был убит, а его тело брошено на съедение диким зверям. Его жена Евпраксия, узнав об этом, кинулась вниз с высокого терема с сыном на руках, предпочтя смерть позору.

В 1246 году дед Даниила Московского, Ярослав, был вызван в столицу Орды, город Кара-Корум в Монголии. Причиной этого, по-видимому, явилась чрезмерно самостоятельная политика князя. Некоторое время он жил при хане Гуюке, а затем, после визита к матери хана, Туракине, скоропостижно умер. По свидетельству летописца, тело князя страшно посинело — вероятно, он был отравлен. Его сын Александр Невский, продолжавший политику отца, тоже был приглашен в ставку, но почувствовал недоброе и не поехал.

В это же время за отказ от поклонения языческим идолам были замучены в Орде князь Черниговский Михаил и его боярин Федор. Необходимо заметить, что оба мученика сами искали такой участи, лишившись родины и княжения. Князь Михаил умер за веру, повторяя: “Я — христианин!”
Князь Даниил Московский происходил из одного из самых прославленных княжеских родов Руси. Его прапрадед — Юрий Долгорукий и прадед — Всеволод Большое Гнездо остались в памяти народа как благочестивые, мудрые и дальновидные властители и воины. Дед Даниила Александровича — Ярослав Всеволодович (1191—1246), и отец — Александр Ярославич Невский (1220—1263) стали родоначальниками новой, последовательной оборонной политики в отношении и западных агрессоров — католических орденов, и восточных — Золотой Орды.
По женской линии Даниил Московский был потомком легендарных воинов Древней Руси, символов ее доблести на долгие века — Мстислава Удатного и Мстислава Храброго.

В год рождения Даниила Александровича вся Суздальско-Владимирская Русь кроме Рязани была в руках у потомков Всеволода Большое Гнездо. В 1263 году младший сын Александра Невского в возрасте двух лет получил в удел Московское княжество: маленькую деревянную крепость с несколькими окрестными селами и деревнями, правда, расположенную на оживленных торговых путях, оставшихся неподконтрольными Золотой Орде. В то время подавляющее большинство стольных городов имели если не каменную крепость, то хотя бы каменный кафедральный собор. В Москве же все постройки были из дерева. Москва была окружена густыми лесами и огромными болотами. Сообщение с внешним миром велось в основном по рекам. Сам край был беден, единственным источником доходов была транзитная торговля, оживившаяся в пору монгольского завоевания благодаря мощной миграции населения с юга и относительного спокойствия вдалеке от ордынских земель. Возмужав, князь упорядочил систему торговых пошлин, начал активное строительство, занялся укреплением обороны московских земель. В 1282 году невдалеке от Москвы был основан Данилов монастырь с храмом во имя Даниила Столпника. Он сразу строился как крепость и стал важнейшим звеном в южном оборонительном поясе города. Были отстроены заново и другие укрепления.
На протяжении всего своего княжения Даниил Александрович Московский был вынужден участвовать в княжеских усобицах, которые оставались одним из главных бедствий того времени. Многие проповедники и книжники пытались остановить распри, вразумить князей. Современник событий святитель Серапион Владимирский в своей проповеди говорил, обращаясь к князьям: “. братий своих мы грабим и убиваем, язычникам их продаем; доносами, завистью, если б можно, так съели б друг друга. ” А за это: “навел [Господь] на нас народ безжалостный, народ лютый, народ, не щадящий красоты юных, немощи старых, младенчества детей. ”.

Даниил Александрович был самым младшим в роду и шанса занять старший великокняжеский престол не имел. Поэтому молодой князь стал проводить самостоятельную политику, направленную на обустройство и расширение собственного удела. Многие великие князья пытались помешать осуществлению его замыслов.

Сначала его противником был старший брат — великий князь Дмитрий Переяславский. В 1281 году Даниил Московский и его средний брат — Андрей Городецкий приглашают ордынское войско для защиты от Дмитрия. Тот бежал, но скоро возвратился на волне народного гнева против опустошительного нашествия иноверцев. Андрей вновь обращается к Орде с просьбой о помощи, но его союзники, в том числе и Даниил Александрович, заключают с Дмитрием мир. В 1285 году Андрей с ордынскими силами терпит поражение от войск Дмитрия. Именно эта битва стала первой победой русских над ордынскими войсками. Однако еще трижды — в 1287, 1288 и 1293 годах — русские земли опустошались ордынцами. Приходя на Русь по приглашению князей, они жгли города и уводили сотни пленников.

После смерти Дмитрия Переяславского великим князем стал Андрей Городецкий. Со временем Даниил Александрович вместе со своим двоюродным братом Михаилом Тверским и племянником Иваном Переяславским создал союз князей против князя Андрея и других сторонников вмешательства татар в дела русских княжеств.

В 1296 году состоялись переговоры при посредничестве ханского посла во Владимире. Однако разгоревшийся на них спор чуть было не кончился поножовщиной, епископу Владимирскому Симеону и епископу Сарскому Исмаилу едва удалось умиротворить собравшихся. В том же году Андрей Городецкий, видимо, не веря в прочность нового союза, воспользовался отсутствием переяславского князя Ивана и подошел к Переяславлю с войском, намереваясь захватить город. Но Даниил Александрович и Михаил Тверской со своими дружинами встали у него на пути, оставшись верными крестному целованию. Сражения так и не произошло, князья заключили мир.

В 1301 году, в ходе продолжающейся усобицы, Московское княжество вступило в столкновение с соседней Рязанью. Даниил Александрович предпринял весьма рискованный шаг: он внезапно напал на удел Константина Романовича Рязанского. Московское войско одержало победу над объединенными рязанско-татарскими силами. Бояре предали Константина, и он попал в плен к московскому князю. Много татар перебили в сражении. Для мелкого и небогатого удельного князя это было проявлением неслыханной смелости, даже открытым вызовом ханской власти. Удивительно, что карательного похода ордынцев не последовало. В итоге проведенной военной операции к Московскому княжеству был присоединен важный в стратегическом отношении город Коломна вместе с землями по нижнему течению реки Москвы.

Даниил Александрович держал пленного рязанского князя в чести, даже хотел заключить с ним вечный мир, закрепить его крестным целованием по обычаю того времени и отпустить в Рязань. Но непрекращавшиеся княжеские распри помешали ему сделать это, а после его смерти его старший сын Юрий Данилович убил пленника. Он же послужил причиной мученической кончины тверского князя Михаила Ярославича. Будучи поставлен перед выбором: ехать на верную смерть в Орду, настроенную против него Юрием, или остаться дома и навлечь на Тверь карательную экспедицию татар, князь рассудил так: “По крайней мере буду доволен, если хотя смерть моя успокоит отечество”. Он попрощался с родней, дал последние наставления сыновьям и отправился в Орду. По приговору ханского суда он был жестоко избит, а затем у него, еще живого, вырезали сердце. Людям, принесшим весть о приближении убийц, он сказал: “Ведаю для чего”. Это были последние слова человека, принявшего смерть во имя прекращения татарских нашествий и междоусобной розни.

В 1301 году междоусобица вновь обострилась. В городе Дмитрове был созван очередной княжеский съезд, на котором Даниилу Александровичу удалось заключить мир со своим братом Андреем. Но зато его племянник и двоюродный брат разъехались врагами. Союз распался. Все последующие княжеские сборы ознаменовались ожесточенной борьбой князей. В это время святитель Серапион Владимирский увещевал князей: “Даже язычники, божьего слова не зная, не убивают единоверцев своих”.

В следующем, 1302 году умер Иван Дмитриевич Переяславский, “тихий и кроткий” бездетный племянник Даниила Московского, который “того бо любяше паче инех”. Князь Иван владел старшим уделом в семье. Впервые в истории русской раздробленности он отнесся к своей земле как к частной собственности и завещал ее своему младшему дяде Даниилу Александровичу в обход старшего, Андрея.

Надо заметить, что этот случай передачи земли по наследству стал поистине знаковым для того времени. По древнему обычаю, земли княжества делились между всеми членами рода князя по мужской линии по старшинству. Старший получал столичное княжение, младший — самую отдаленную периферию. В случае смерти кого-либо из наследников его земля переходила к его сыновьям или, в случае его бездетности, к старшему в семье. Но все эти вопросы решались только общим собранием членов княжеского рода. Этот обычай служил одной из причин междоусобной розни. Любой князь мог отобрать земли у родича или просто убить его и, заручившись поддержкой влиятельных членов семьи, затем получить одобрение на семейном совете.

Однако князь Иван передал свои владения по наследству близкому члену семьи независимо от решения большинства. Это, бесспорно, создало прецедент в государственном праве Руси и показало один из выходов из тупика междоусобной розни и раздробленности русских земель.
Андрей Городецкий, не признав волю покойного, тотчас же послал в Переяславль своих наместников. Да и многие другие князья “негодоваша на него велми”. Но жители Переяславля поддержали Даниила Московского, и он изгнал представителей брата из города. Разгневанный неудачей, Андрей уехал в Орду жаловаться на брата и просить военную помощь, но привести татар ему помешала смерть.

Даниил Александрович Московский стал настоящим владетелем Москвы, строителем и собирателем земель вокруг нее. Он был первым из князей, кто жил в городе постоянно, радел в основном за интересы своего удела и не стремился к великокняжескому престолу. Даниил Александрович был одним из тех немногих князей, кто умел решать свои политические задачи без помощи иноземных войск, что позволило избежать новых набегов и разорения русских земель. В своей политике он больше опирался на поддержание мира с родичами ради соблюдения общих интересов.

В 1303 году Даниил Московский в возрасте сорока двух лет неожиданно заболел, постригся в монахи и воспринял высший чин — схиму. В том же году он скончался, оставив о себе добрую славу собирателя русских земель. Святой благоверный князь стал основателем династии Московских Мономаховичей, представителями которой были все последующие московские князья и цари.
Даниил Александрович стал первым князем, похороненным в Москве в церкви во имя святого Михаила. Он приготовил свой удел на смену старому стольному городу — Владимиру. Сознавая общие корни всех русских земель, московский князь стал объединять их вокруг своего удела, впервые сделав его центром притяжения в то жестокое, нестабильное время.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector