Откуда появились куличи

История пасхального кулича

История кулича уходит своими корнями в далекое прошлое. Кулич часто упоминается в языческих обычаях, а с приходом христианства он стал главным и важнейшим атрибутом новой религии. В прошлом у различных народов было принято печь весной хлеб и приносить его в жертву богам плодородия. В христианской церкви этот древнейший праздник был установлен и начал отмечаться уже в апостольское время. История происхождения пасхального кулича связана с апостольскими временами, когда зародилась традиция празднования одного из главных христианских праздников.

Как сформировалась традиция выпекать куличи

В этапе раннего христианства Пасху в разных церквях отмечали в разное время. Первая попытку прийти к согласию в вопросе даты празднования Пасхи была предпринята в средине второго века при святом Поликарпе, епископе Смирнском. В рамках первого Вселенского Собора в 325 году было решено праздновать Светлое Христово Воскресение повсеместно в одно время.

На востоке празднование приходилось на четырнадцатый день нисана (в апреле) вне зависимости от того, на какой день недели выпадала эта дата. На западе было принято отмечать праздник в первое воскресение после весеннего полнолуния. В православной христианской традиции Пасху отмечают по окончании Великого поста. В 2017 году Светлое Христово Воскресение пришлось на 16 апреля.

До прихода на Землю Иисуса Христа у евреев существовала традиция выпекать пресный хлеб, который служил напоминанием об их поспешном уходе из Египта. Отсюда и произошло еще одно название Пасхи — Праздник Опресноков.

Каждая семья должна приносить в храм агнца и по специальному Моисееву закону закалывали ягненка, этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе. Агнца, который и назывался – Пасха, было необходимо запечь и съесть с горькими травами. Горький привкус служил напоминанием о многочисленных горестях, перенесенных народом в Египте.

Что символизирует кулич

С приходом Иисуха Христа празднование Пасхи приобрело новое значение, трансформировав ветхозаветное. «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Матфея 26: 17 – 18 ст.).

Пасхальный кулич напоминает о том, как Иисус Христос вместе со своими учениками вкушал хлеб с тем, чтобы они уверовали в его воскресение и в полной мере осознали его жизненную миссию. Когда Спаситель был распят, его ученики во время трапезы оставляли место Христа свободным и клали туда хлеб, который был символом его незримого присутствия. Таким образом, объясняется история, почему на Пасху пекут куличи.

Чтобы верно истолковать в истории символ пасхального кулича, важно помнить, что празднование Светлого Христова Воскресения в древней христианской церкви было связано с двумя главными аспектами — страданиями, которые понес Иисус Христос на кресте за грехи всего человечества, и его последующим воскресением. Так возникли понятия Пасхи страдания или Пасхи Крестной, а также Пасхи Воскресения. Слово «пасха» с греческого переводится как «избавление», «преодоление». Таким образом, Светлое Христово Воскресение и история пасхального кулича связаны с двумя последовательными этапами прохождения Христа от смерти к жизни и от земли к небу.

За тайной вечерей Христос сидел посреди учеников, преломлял хлеб и раздавал ученикам говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26: 26 – 29 ст.).

Виды пасхальных куличей

Классический кулич принято выпекать из дрожжевого теста и обязательно цилиндрической формы. В истории возникновения кулича важную роль сыграло то, что он стал аналогом церковного хлеба, артоса (хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим), но готовить его было принято дома. По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест. Возможно, это символы обеспечивают ему возможность долго храниться и сохранять свои вкусовые качества.

Позднее сформировалась традиция выпекать творожную пасху, которая обычно имеет вид пирамиды. Такой вид пасхального кулича готовят в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье в Светлое Христово Воскресение освящают.

Рецепт приготовления творожного кулича имеет свои особенности и чем дольше творожная масса находится в форме под прессом в холодном месте, тем лучшие вкусовые качества приобретает. В разных странах популярны свои особенные рецепты куличей. В них добавляют изюм, цукаты, различные специи.

Помимо пасхального кулича неотъемлемым символом Светлого Христова Воскресения выступают окрашенные в различные цвета куриные яйца. Хотя основным, конечно, считается красный цвет, символ крови Христовой. Вместе с пасхальным куличом их несут в храм для освящения. Это — первая пища, которой разговляются верующие по окончании Великого Поста.

Откуда взялась традиция освящать на Пасху яйца, куличи, творожные пасхи

И не только, еще мясные продукты, вино, другие праздничные яства. Причем, слово «освящать» здесь использовано неточно, на самом деле речь идет о благословении пищи: ни яйца, ни куличи с творожными пасхами, ни буженина с колбасой и вином не становятся освященными, и уж тем более священными. Но почему в Великую субботу — последний день Страстной недели — принято приносить эти продукты в храм, и после Божественной литургии священники с молитвой окропляют столы со снедью святой водой?

Начнем с яиц. По преданию, одна из учениц Иисуса, которую Он, согласно Евангелию, исцелил от одержимости, изгнав из нее семь бесов, Мария Магдалина после Воскресения Христа бесстрашно пришла к римскому императору Тиберию и преподнесла ему в дар красное яйцо. Преподнесла со словами самой главной вести на этом и том свете: «Христос Воскрес!».

Почему в подарок яйцо? Символ жизни, которая до поры до времени сокрыта под скорлупой — гробницы ли, нашей греховности, богословы толкуют образ по-разному. Почему красное? Символ Крови Христа, пролитой за нас. И символ царской власти. Повторюсь, Евангелие ничего не сообщает об отважном поступке Марии из Магдалы. Отважном, потому что Тиберий был императором, в правление которого распяли Христа, Тиберий умел подавлять смуты и знал, что делать с несогласными. Поэтому поступок Марии Магдалины означал бесстрашное исповедование веры: «Христос Воскресе!». Правда, историки о событии молчат. Молчат о традиции красить яйца и святые отцы — святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, иные христианские духовные авторитеты того времени. Хотя, похоже, в V-VI веках яйца к Пасхе уже красили. И почему-то душа народная так охотно подхватила этот обычай и несет его сквозь века. Почему? Может, дело в том, что нам хочется, чтобы Светлое Воскресение Христово было отмечено и в бытовой части нашей жизни? Мы жаждем освятить благой вестью все пространство своей жизни, лишний раз ощутить Христово присутствие в нашем мире!

Теперь про творожные пасхи и куличи. С начала Великого поста, а это за сорок восемь дней до Пасхи, верующие отказывались от этих непостных, скоромных продуктов. Скоромными называются продукты от теплокровных животных (птиц и млекопитающих), то есть мясо, молоко, их производные, яйца. И теперь, после Пасхального богослужения верующие могут разговеться.

Это слово, за десятилетия атеизма сохраненное для нас русской литературой, означает то, что верующие могут по прошествии поста впервые поесть скоромную пищу. На эти продукты — праздничную творожную пасху, на куличи, на мясное и яйца и берется благословение, или, как говорят в народе, «их освящают».

Но почему кулич? У хлеба особая роль в христианстве. Хлебом, сошедшим с небес и дающим жизнь миру, назвал Себя Сам Спаситель. Подобно тому, как потребляя хлеб в пищу, люди утоляют голод и поддерживают жизненные силы, так приобщаясь через веру ко Христу, люди освобождаются от духовного голода, приобщаются к духовной жизни, наследуют вечную жизнь. В главном Таинстве христиан — Таинстве Евхаристии (Причащения) хлеб незримо, таинственным образом (отсюда слово «таинство») прелагается (претворяется, пресуществляется) в Тело Христово. Сохраняя внешний вид хлеба, это уже Тело Христово, не символ Тела, а именно Само Тело. Так что хлеб в христианстве — больше, чем основной продукт питания.

Читать еще:  Именины савва по православному календарю

По преданию, после Своего воскресения Христос приходил к апостолам во время их трапез. Подчеркивая, что Христа ждут, центральное место за столом оставляли незанятым, а на столе выкладывали хлеб, предназначенный для Спасителя. Со временем возникла традиция в праздник Воскресения Христова оставлять хлеб в храме — по-гречески такой хлеб назывался «артос». Оставляли артос на особом столе — так, как это делали апостолы. В течение всей Светлой недели — недели, следующей за Пасхой, артос берут с собой во время крестного хода и обносят его вокруг храма, а в субботу Светлой недели после благословения кусочки артоса раздаются верующим. Постепенно появился обычай иметь свой артос и дома. Таким хлебом стал кулич, это слово тоже имеет греческое происхождение — от слова kollikion, в переводе «круглый хлеб». Сейчас кулич — это высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Кстати, греческий kollikion вошел и в европейские языки: есть и испанский kulich, и французский koulitch. Священники учат: «Ставя на пасхальный стол кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь».

Творожная пасха. В Требнике — в церковной книге, где записаны правила богослужения, упоминается «млеко огустевшее», то есть творог, которому на Пасху придают форму усеченной пирамиды. Пирамида символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения Христа. Поэтому на верхней стороне творожной пасхи есть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскрес!». На боковых сторонах специальной формы для творожной пасхи, пасочницы, по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Иисуса Христа.

Так что всем нам знакомые пасхальные угощения — крашеные яйца, куличи и творожные пасхи несут в себе главную новость мироздания — «Христос Воскрес!». И именно эта весть — основная в праздник Пасхи.

Пасхальный кулич — традиции, история, рецепты

Кулич — символ Пасхи, Воскресения Христова. Мы расскажем об истории праздника. Как правильно печь куличи? Надо ли освящать кулич? Есть ли у традиции готовить куличи языческие корни?

Кулич – это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи? Нет ли в ней языческих корней и как правильно приготовить кулич?

История происхождения кулича

Многие считают, что печь куличи изначально – языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич – прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья – это малая Церковь.

В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич – домашний артос, который символизирует возрождение Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой. Возможно, язычники имели похожую традицию, но в христианстве выпекание кулича имеет совершенно другие корни.

На Руси кулич раньше выпекали в печах, это была так называемая подовая выпечка. При таком способе приготовления кулича вода сильнее выпаривается. Подовый хлеб – это сдобный хлеб. Традиционный кулич – это именно кулич из плотного теста, потому что мягкое тесто не будет держать свою форму на поду.

Свою современную форму кулич приобрел благодаря польскому королю Станиславу Лещинскому, который правил Польшей в начале XVII века, точнее, благодаря его повару. Считается, что он же изобрел “мини-кулич”. То, что сейчас называют пирожным “ромовая баба”. “Ромовая баба” изначально – кулич, который готовят из мягкого песочного теста. Правда, такое кондитерское изделие пропитывают ромом.

Одно время на Руси готовили и подовые куличи, и куличи, которые приехали в Россию из Польши. Сейчас выпекают польскую “версию” куличей. В Католической Церкви подовых куличей не было никогда, в странах, где преобладали католики, изначально готовили куличи из песочного, а не из дрожжевого теста.

Пасхальный кулич и его роль в православии

После окончания Пасхального богослужения верующие “разговляются” и впервые после поста позволяют себе есть не постную пищу. На Пасху – это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы. В Великую субботу Пасхальную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы – это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости. Если по каким-то причинам освятить снедь не удалось, это не значит, что празднование Пасхи не состоялось. Для православного христианина важнее исповедоваться и Причаститься на Пасху. Не освятить пищу не считается грехом. Православные христиане обычно угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. Друг друга поздравляют словами “Христос Воскресе!” – “Воистину Воскресе”.

Рецепт правильного кулича

Для приготовления Пасхального кулича вам понадобится:

  • 100 мл молока
  • 3 яйца
  • 180 г сливочного масла
  • 6 столовых ложек сахара
  • 1 чайная ложка соли
  • 450 г муки пшеничной
  • 4 чайные ложки дрожжей
  • 100 г изюма
  • 50 г цукатов

Сначала в подогретое, но не кипящее молоко добавляется сахар (3 столовые ложки). Потом в готовую смесь засыпают дрожжи, оставляя на 20 минут, чтобы дрожжи разошлись в молоке. Далее смесь взбивают в блендере, добавляют оставшиеся сахар и соль. В эту же смесь взбивают яйца. Размягчают сливочное масло и смешивают с получившейся смесью. Постепенно просеивают муку и замешивают тесто. Тесто для кулича должно подняться. Обычно это занимает около получаса. В тесто добавляют цукаты. Посыпают изюмом. Можно засыпать немного ванильного сахара. Тесто для кулича готово.

Выпекают кулич в духовке или в мультиварке. Форму кулича можно выбрать по своему вкусу. Полтора часа тесто “доходит”, потом кулич можно выпекать в духовке до готовности. В мультиварке кулич готовится около часа. В духовке все зависит от веса кулича. Если кулич весит менее 1 кг, выпекать его следует около 30 минут. Готовность кулича можно проверить длинной деревянной палочкой так, как обычно проверяют готовность сдобных изделий спичкой. Надо воткнуть палочку в середину кулича. Если на ней остаются крошки и тесто остается липким и жидким, следует подождать до готовности.

Чтобы приготовить глазурь для кулича, вам понадобится:

  • 1 яйцо
  • 150 г сахарной пудры

Белок яйца надо отделить от желтка, взбить до образования пенки, подержать в холодильнике около часа и смешать с сахарной пудрой. Такую глазурь наносят на готовый кулич. Важно, чтобы кулич при этом не был горячим.

На самом деле рецепт кулича не имеет значения и вы можете готовить его по знакомому с детства рецепту мамы или бабушки. Строгих правил о том, что должно содержаться в составе кулича и как он должен быть украшен, в Церкви не существует. То же самое касается цвета крашеных яиц и приготовления творожной пасхи.

Кулич как нетленный символ возрождения Христа

Воскресение Господне – главный церковный праздник. Без Воскресения Христова наша вера напрасна. В этом заключается наше будущее. Воскреснув, Господь, даровал нам возможность воскреснуть. После Крестной смерти Господь сошел во ад, чтобы освободить праведников из ада. Царство Божие было закрыто от человека прежде. После сошествия Христа во ад у всех, не только у праведников, появилась возможность достигнуть Царства Отца. Своей Крестной жертвой Господь искупил наши прошлые и будущие грехи.

Мы ищем Царствие Божие прежде, чем благоденствия в нашей жизни. Иногда для этого нам приходится отказываться от земных благ. Мы сосредоточены на жизни будущей. О грядущем воскресении мертвых в Ветхом Завете говорил еще пророк Иезекииль. И если после грехопадения смерть человеческого тела неизбежна, то Христос даровал нам возможность спасти душу для вечной жизни с Господом. В дни Пасхальной седмицы человек своей душой соприкасается с Царствием Небесным, с радостью возможности обрести жизнь вечную.

Если постом люди ограничивают себя в еде, то на Пасхальных торжествах хлеб насыщался сметаной, маслом и снедь становилась вкусной и праздничной в знак радости соприкосновения с Вечностью. На Пасху также готовят одноименное творожное блюдо и красят яйца. Считается, что святая Мария Магдалина отдала крашеное яйцо второму римскому императору Тиберию, сказав, что в яйце нет жизни, но, если его высидит птица, в нем появится жизнь. Господа же нашего положили во гроб, и Он воскрес. В определенных условиях жизнь может появиться там, где ее не было, в этом ее чудо. Яйцо символизирует гроб Господень, в котором появилась жизнь вечная. Традиционно яйца красят в красный цвет, в знак Царского достоинства Спасителя.

Читать еще:  Какого числа была пасха в 1970 году

Главное – не забывать о том, что суть Пасхи не в приготовлении кулича, а в радости о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи и даровавшего нам жизнь вечную в Царствии Небесном.

Готовим пасхальный кулич

Для приготовления двух куличей потребуется:

  • 8 яиц
  • 1 кг муки
  • 0,5 л молока
  • 10 г сухих дрожжей
  • 200 г сахара
  • 10 г соли
  • 250 г сливочного масла
  • 100 г изюма

Рецепт:

В начале необходимо отделить желтки от белков. Белки с сахаром нужно взбить до устойчивой белой пены. Желтки смешать со сливочным маслом.

В муку добавить сахар, соль, дрожжи размешать и влить молоко (молоко должно быть комнатной температуры) и взбитые белки. Все это замешать, добавить изюм и влить желтки, размешанные с маслом. Тесто оставить «подходить» на 30-40 мин.

Тесто залить в форму и поставить в духовку на 40 мин. при температуре 300 градусов. Кулич готов. Ангела вам за трапезой!

Появление куличей на пасхальном столе имеет свою историю

Почему на пасху пекут куличи? Многие люди, с детства воспитывавшиеся в традициях христианства, даже не задумываются, откуда пошел этот обычай, ведь куличик всегда был главным украшением пасхального стола, наряду с творожной пасхой и крашеными яйцами.

Однако если мы обратимся к истории, выясняется, что обычай печь куличики изначально появился не в христианской, а в языческой традиции – задолго до появления христианского культа, причем пекли их не один, а три раза в год, в честь наступления праздников, значимых для древних славян. Когда же произошло слияние язычества и христианства? Поиску ответа на этот вопрос и посвящена данная статья.

Разбираемся с понятиями

С принятием христианства и началом отправления религиозных обрядов по образу и подобию таинств, совершаемых греческой церковью, в русский язык пришло огромное количество слов, заимствованных из греческого языка. Слово «кулич» тоже греческого происхождения, означающее «круглый хлеб».

Какие события связаны с данным атрибутом светлого праздника?

С приходом христианских традиций на Русь традиционный славянский обрядовый хлеб стал именоваться куличом и являлся обязательным атрибутом пасхальной трапезы. Он выпекается из дрожжевого сдобного теста с добавлением цукатов и изюма и имеет форму высокого цилиндра, украшенного сахарной глазурью. Для большей декоративности старославянские куличики посыпались крашеным пшеном. В наше время с этой целью применяют декоративные посыпки.

Страстная (Великая) суббота, предшествующая Пасхе – время освящения куличей, пасхи и крашеных яиц (вопрос: «зачем красят яйца на пасху?» снова отсылает нас к необходимости обратиться к историческим справочникам).

В каждом российском регионе для выпечки использовали разные формы. По большей части куличик напоминал высокий церковный хлеб – артос, хотя вологодские крестьяне выпекали его в виде открытого ягодного пирога.

Какими бы ни были пасхальные пироги: большими или маленькими, узкими или широкими, они всегда имеют округлую форму. Это связано с воспоминанием о том, что Христос был облачен в саван круглой формы.

То, что пасхальные хлеба выпекаются из очень сладкого и сдобного теста, указывает на праздничность этого блюда, посвященного светлому событию в истории всего человечества. Иисус и его апостолы до принесения великой жертвы знали лишь вкус хлеба, испеченного из пресного теста. После же чудесного воскрешения на их столе появился хлеб из необыкновенно вкусного, заквашенного теста.

Куличики были скоромными: тесто, из которого они выпекались, содержало огромное количество сливочного масла и яиц. Известны рецепты, согласно которым на два килограмма пшеничной крупчатки добавлялась целая сотня яиц.

После семи недель Великого поста небольшой кусочек пирога был лучшей пищей, способной и создать ощущение радостного праздника, и подготовить организм соблюдающего пост прихожанина к обильному праздничному застолью.

Разговлялись (то есть в первый раз после соблюдения поста ели скоромную пищу) знаковым хлебцом только после пасхальной церковной службы.

Значение куличика в старославянской традиции

Обрядовый хлеб, выпекаемый из кислого теста, поначалу приносился в жертву земле-матушке, предкам или природным стихиям. Целью такого жертвоприношения являлось желание получить их поддержку, обеспечив тем самым богатый урожай и плодородие почвы. Выпекались обрядовые караваи в канун посевных работ.

Праобразы будущих куличей поначалу выпекались два раза в год: в начале весны (знаменующем начало полевых работ) и в конце осени (по поводу сбора урожая). В петровские времена их стали выпекать и зимой, в связи с наступлением нового календарного года.

Подобная бережливость объяснялась довольно высокой стоимостью получаемого продукта, поскольку для их изготовления требуется большое количество ценных и дорогостоящих продуктов. Помимо этого, технология выпечки отличается большой сложностью и длительностью самого процесса, что делает их исключительно атрибутом лишь торжественного и значимого застолья.

Некоторое время праздничные хлеба использовались в языческих культовых обрядах наряду с отправлением христианских обычаев, в результате чего произошло незаметное взаимопроникновение двух культурных традиций. Со временем языческий смысл обряда забылся, уступив место христианскому значению, связанному с историей гибели и воскрешения Иисуса Христа.

Почему выпечка появляется именно в Воскресение Христово?

Христианский смысл традиции выпекать куличи на праздник связан с древним преданием, согласно которому воскресший Иисус Христос посещал трапезничающих апостолов. С той поры они все время оставляли для Иисуса место в центре стола, где его всегда ожидал свежеиспеченный хлеб.

Со временем в праздник Пасхи появилась церковная традиция выпекать особый хлеб – артос (представляющий собой всецелую просфору) и оставлять его на особом столе, в подражание действиям учеников Христа.

Во все дни пасхальной недели артос является непременным атрибутом крестных ходов, совершаемых вокруг храма. В субботу Святой недели (после прочтения молитвы на раздробление артоса) священнослужители делят его на части и раздают прихожанам после окончания церковной службы в качестве святыни. Раздача артоса сопровождается целованием креста.

Одним из постулатов христианского учения является представление о том, что каждая семья представляет собой малую церковь, которая в светлый праздник Пасхи должна иметь собственный артос. Роль такого артоса и стал выполнять куличик.

Таким образом, присутствие пасхального хлебца на столе стало символом незримого присутствия Господа в каждом доме. На столе каждого православного христианина в этот день обязательно должны быть кулич и пасха. Церковь всемерно содействует верующим, принимая участие в их освящении.

Куличик символически означает хлеб, преломленный воскресшим Иисусом во время трапезы апостолов.

Праздничный хлеб является отличительной чертой между Пасхой иудеев и христиан. Во время иудейской Пасхи на столах верующих присутствует только пресный хлеб. Квасной хлеб в этот момент находится под строжайшим запретом. Православные же христиане отмечают Пасху, лакомясь вкуснейшими сдобными пирогами.

Таинство приготовления

Ставя опару и замешивая тесто, необходимо соблюдать чистоту мыслей и высокий душевный настрой, поэтому хозяйка в этот момент должна прочитать молитву и обратиться к Господу с просьбой помочь ей приготовить удачный кулич.

С давних пор считается, что вид пасхального пирога на весь год определяет благосостояние всей семьи. Ровная и гладкая поверхность готового кулича означает, что дела семьи сложатся удачно. Если же кулич плохо поднялся или на его поверхности образовались трещины – это предвещает немало предстоящих разочарований и утрат.

Выпекают куличи в Чистый четверг, в обстановке уюта, чистоты и порядка. Хозяйка, занимающаяся выпечкой в прежние времена, обязательно надевала чистую рубаху.

В момент выпечки куличей в доме нельзя было не только стучать, но и повышать голос, а также растворять двери и окна.

Для того чтобы не допустить оседания свежевыпеченного пирога, его высаживали на пуховую подушку до полного остывания. На это время из кухни удаляли всех домочадцев, чтобы исключить возникновение сквозняков и посторонних потоков воздуха, сопровождающих любое движение.

Как правильно разрезать пасхальный хлеб?

Нарезают кулич не вдоль, а поперек, кольцами. При необходимости (если кулич большого диаметра) эти кольца можно разрезать радиально.

Верхнюю часть кулича сохраняют до последнего момента (пока не будет съеден последний кусочек мякоти), используя его в качестве крышки, которая предохраняет нежную мякоть кулича от высыхания.

Куличи выпекаются с учетом количества членов в семье. Кулич необходимо распределить на всю пасхальную неделю: каждый член семьи ежедневно должен получать по одному кусочку.

Читать еще:  Как научить ребенка запоминать прочитанное

В чем уникальность русского кулича?

В отличие от европейских сортов пасхального хлебца (например, английского кекса или австрийского райндлинга) русский вариант кулича является значительно более легким как по структуре, так и по степени усваивания организмом человека.

Уникальное сочетание сдобности и легкости кулича делают его незаменимым продуктом, способствующим постепенному и безопасному переходу от соблюдения жесткого поста к употреблению скоромной пищи.

Закваску для русского кулича ставят за неделю до Пасхи, а тесто традиционно творят в Чистый четверг.

Муку, предназначенную для кулича, просеивают не менее двух раз: это способствует ее насыщению кислородом.

Кадку с сотворенным тестом обкладывают подушками, чтобы предотвратить его проседание, а во время его расстойки недопустимы громкие разговоры и хождение по комнате в тяжелой обуви.

В комнате, где готовят куличи, должна быть постоянная температура воздуха, исключающая даже малейшие температурные перепады.

Праздничный православный кулич немыслим без прочитанных над ним молитв.

Пасхальный кулич: история заблуждений

Задуматься об этом можно было бы, даже исходя из простого соображения. Сегодняшняя кружевная сдоба – не такое уж и древнее завоевание кулинарной практики. Понятно, что несколько веков назад русская выпечка такой быть не могла. Да, кулич всегда был праздничным изделием, делался из пшеничной муки (дорогой и не сильно доступной). Но по вкусу, вероятнее всего, он напоминал тогда своего «близкого родственника» — калач.

Кстати, это созвучие – возможно случайно. Ведь слово «калач» — это производное от славянского «коло» (круг, колесо, кольцо). Буква «а» появилась в результате падения редуцированных гласных и закрепления «аканья» на письме. А «кули́ч» произошло от греческого κουλλίκι(ον) и κόλλιξ, что означает «хлеб круглой или овальной формы». Что, впрочем, не отменяет гипотезы о том, что оба эти названия происходят от более древней словоформы, означающий «круглый».

Но каким же был тот старый кулич? Ведь, согласитесь, трудно предположить, что в крестьянской избе даже в начале XIX века были специальные формочки (глиняные, медные?) для выпекания этого изделия. Их, конечно, не было. А вот восстановить вид того кулича вполне возможно. Попытаемся распутать эту кулинарную загадку.

Помогут нам в этом и поварские книги, и старые словари, и живопись русских художников.

Отсутствие отечественных кулинарных книг до конца XVIII века не позволяет разобраться в тонкостях рецепта. Однако, очевидно, что еще 200 лет назад кулич в России выпекался без формы. Он был подовый, т.е. готовился либо на «поду» в печи, либо на противне. Этот тип кулича сохранился надолго. Собственно еще в первой половине XX века в деревнях нередко его таким и пекли.

А уж в веке XIX подовый кулич упоминается даже в самых известных кулинарных книгах. Вот, к примеру, «Санкт-Петербургская кухня» Игнатия Радецкого (1862). Обратите внимание – «раскатать тесто… сложить на подслоенный маслом плафон»:

Слово «плафон» несколько настораживает. Может быть, это и есть сегодняшняя формочка для кулича? Однако, нет. Как сообщает нам Исторический словарь галлицизмов русского языка (М., 2010), «плафон» – это «устар., кулин. Большое металлическое плато для жарки в печи». Там же есть ссылка на «Альманах гастрономов» Радецкого: «Ниже полок кругом стены столы с подножками, на подножках ставятся плафоны, противни, листы и тому подобное» (Радецкий 1852 1 с. IX).

Подовые куличи остались не только в книгах. Их изображения мы находим в живописи тех лет. Обратили внимание на верхнюю иллюстрацию? Это написанная в 1891 году картина Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии». А теперь присмотримся повнимательнее к ее фрагменту:

Не правда ли, совсем не напоминает сегодняшний кулич? Кто-то скажет: «Ну, это же «Малороссия», в России-то было совсем не так». И ошибется. Поскольку написанное уже по российской действительности полотно Владимира Маковского «Молебен на Пасхе» (1887) лишь подтверждает общее правило.

Обратим внимание на фрагмент этой картины. Яйца и подовый кулич:

Или еще один пример:

Посмотрим-ка подробнее фрагмент. Под салфеткой явно кусок кулича (а какая еще хлебная выпечка может быть на пасху?). И кулич этот выпечен не в форме.

А вот и пасхальная открытка начала XX века. Что лежит на столе рядом с крашеными яйцами? Правильно – подовый кулич:

Традиция эта не умерла у нас и позже. Когда, казалось бы, с формами для куличей никаких проблем уже не было. Вот перед вами картина художника Ивана Владимирова (1869-1947). Это же ведь не хлебный каравай в окружении пасхальных яиц?

В отличие от сегодняшнего кулича тесто у подового было более плотное, а не «кружевное». И если Радецкий описывает его в изящной кухне, то, скажем, П.Андреев приводит его рецепт в своей книге «Дешевый русский стол» (СПб., 1898), рассказывая о вполне «демократическом» меню небогатой публики:

Но когда же кулич приобрел сегодняшнюю форму? Ответ на этот вопрос будет непростым. Потому, что процесс этот был длительным в нашей кухне. Для начала попробуем разобраться, что из другой выпечки напоминает нам сегодняшний праздничный высокий кулич? Правильно – бабу, бабку (ее часто называют и ромовой бабой). Это в советские времена ром-баба была маленькой сдобной булочкой с изюмом, помещающейся в ладони. А в классическом виде это вполне сравнимое с куличом изделие.

И биографию свою оно ведет из XVIII века. Считается, что именно повар свергнутого польского короля Станислава Лещинского Николя Сторер в 1720-х годах привез во Францию рецепт «бабы». Ценитель хорошей кухни, Лещинский окунул как-то эльзасский kouglof (показавшийся ему сухим) в вино. Результат впечатлил его. А новый десерт был назван по имени любимого героя короля – Али-Бабы. Версия с этим названием, хоть и описывается в литературе, — не факт, что достоверна. Ведь, слово «баба» или «бабка» встречается и в русской, и в украинской кухне и к Али-бабе никакого отношения не имеет. Но за давностью лет проверить это уже невозможно.

Так вот, по заказу Лещинского королевский повар Сторер, усовершенствовал рецепт — стал использовать для приготовления бабы тесто для бриошей с добавлением изюма. Такая баба-бриошь выпекалась с шафраном, пропитывалась малагой и подавалась вместе с кондитерским кремом, изюмом и свежим виноградом.

Известный гастроном француз Брийя-Саварен спустя несколько десятилетий усовершенствовал блюдо. Из-под его умелых рук вышла известная нам «Ромовая баба» (Baba Au Rhum). Он придумал особый ромовый сироп, которым пропитывал бабу вместо вина, и назвал свое угощение «Baba Au Savarin». Десерт приобрел во Франции большую популярность, однако название прижилось то, которое известно нам до сих пор — ромовая баба.

Довольно скоро с иностранными поварами ром-баба проникает и в Россию. Впервые о ней можно прочесть в изданном в 1795 году «Словаре поваренном, приспешничьем, кандиторском и дистиллаторском». А к середине XIX века – это уже вполне привычный десерт на русском столе. Хотя память о его происхождении бережно сохранялась. Вот, к примеру, в изданной в 1862 году «Петербургской кухне» Игнатия Радецкого рецепт так и называется – «баба короля Станислава»:

Утвердившись среди российской публики, это блюдо начало расширять свои границы. И естественным образом вошло в коллизию со старинным куличом. Логика этого процесса понятна. Ведь, люди всегда стремились сделать кулич как можно более праздничным, насыщенным, скоромным. С этой целью туда добавляли и яйца, и сахар, и сухофрукты, использовали отборную пшеничную муку. Добивались мягкости и сдобы. И тут появляется эта «баба». Вот он, казалось бы, идеал самого что ни на есть изящного кулича, да еще пропитанного вином, ромом. Так постепенно и происходила «замена» одного блюда другим, а часто и параллельное существование. Сначала в обеспеченных домах с изящной кухней. А потом уже и продаваться начали эти высокие формовые куличи.

Советский быт лишь закрепил этот процесс. Понятно, что в городах на коммунальных кухнях печь подовые куличи было затруднительно. Собственно, одно время вообще слово «кулич» стало в СССР не совсем совместимым с «советским образом жизни». Кекс – вот она замена этому старинному блюду. Не носящая религиозного оттенка, эта выпечка покорила отечественных хозяек. Хотя при некотором умении вполне напоминала традиционный кулич. А уж выпускавшийся советскими хлебокомбинатами кекс «Майский» и вовсе завершил эту эволюцию старого блюда. Он ведь, неслучайно так назывался. Поскольку появлялся в магазинах весной к Пасхе, и вскоре после нее исчезал. Эта пролетарская альтернатива должна была победить церковный кулич. Не получилось.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector