Пасхальное яйцо фаберже

Пасхальное яйцо фаберже

Наполеоновское. 1912. К столетней годовщине войны с Наполеоном. Подарок Марии Федоровне. Сюрприз — ширма с шестью миниатюрами, изображающими представителей полков, почётным полковником которых была императрица.

Символом эпохи и исчезнувшей Российской империи, ее богатства и процветания, вершиной русского ювелирного мастерства по праву считаются Пасхальные яйца Фаберже. Именно они сделали имя русского ювелира знаменитым во всем мире, имя, которое с придыханием произносится сегодня в Европе и Америке.

Яйца Фаберже являются чудом не только ювелирного мастерства, но и механики: каждое яйцо имеет свой сюрприз. Им были или часы, или музыкальные шкатулки, или маленькие поезда, проезжавшие несколько метров, или павлин, имитировавший походку настоящей птицы, или шагающие мавры, или миниатюрные картины.

История создания императорской коллекции Пасхальных яиц, их пропажи, обретения, а потом — многочисленных подделок обросла легендами, тайнами, криминальными историями и именами, все больше европейскими и американскими. Об этих чудо яйцах для миллионеров написаны тома научных и искусствоведческих исследований и десятки криминальных романов и детективов.

Но сегодня даже бренд фирмы Фаберже давно не принадлежит России, а все попытки Виктора Вексельберга выкупить его оказались тщетными. Знаменитый русский ювелир с немецко-франко-датскими корнями Карл Фаберже тридцать два года (1885-1917) изготавливал для императорской семьи Романовых знаменитые Пасхальные яйца — по одному в год, а кроме них еще и для других богатых частных заказчиков.

Начало знаменитой ювелирной династии уходит корнями во Францию (отсюда — французская фамилия), к далеким предкам-гугенотам. Самое первое Пасхальное яйцо (1885) было изготовлено Карлом Фаберже вовсе не к Пасхе (пусть и в форме яйца), а к двадцатилетию помолвки в 1866 году Александра III с дочерью датского короля Марией Дагмар, при крещении в православие получившей имя Марии Федоровны.

Курочка. 1885. Подарок Марии Федоровне. Сюрприз — курочка с короной и кольцом. Корона утрачена

Яйцо было изготовлено по образцу пасхального подарка XVIII века в виде простого куриного яйца, внутри которого находился сюрприз: курочка, в которой в свою очередь была корона, а в короне – кольцо. Словом, подарок-сюрприз в виде русской матрешки. Одно из таких яиц XVIII века можно увидеть и сегодня в замке Розенборг в Копенгагене.

Яйца превратились в праздничные Пасхальные с легкой руки императрицы Дагмар, которая так восхитилась подарком, что заказала Карлу Фаберже ежегодно изготавливать по одному Пасхальному яйцу с обязательным условием, чтобы ни одно из них не повторяло предыдущие и обязательно имело сюрприз.

Так было положено начало императорской традиции, просуществовавшей вплоть до отречения Николая II от царского престола. Александр III на протяжении десяти лет заказывал только одно яйцо – для своей жены, а после смерти императора его сын, Николай II, заказывал два яйца: одно для своей матушки – Марии Федоровны, вдовы Александра III, второе — для жены, действующей императрицы Александры Федоровны.

Херувим и колесница. 1888. Подарок Марии Федоровне. Сюрприз — в яйце — херувим с часами

Мария Федоровна в общей сложности получила тридцать из пятидесяти двух императорских яиц, но вывезти ей удалось в родную Данию в 1919 лишь одно — Георгиевское, последнее из подаренных ей на Пасху-1916. На нем – орден святого Георгия, а внутри сюрприз: миниатюрный портрет Николая II. Двадцать яиц подарены Александре Федоровне. Два последних (к Пасхе 1917) не были закончены, но известно, кому каждое из них предназначалось в подарок.

Наиболее ценными из пятидесяти двух яиц Фаберже считаются первые десять времен Александра III, а самыми спорными и овеянными тайнами – последних два, которые до адресатов не дошли. Все предыдущие Пасхальные яйца вручал императору — всегда в страстную пятницу — лично хозяин фирмы Карл Густавович, сопровождая подарок счетом на его стоимость. Позднее именно по этим счетам удалось установить, сколько было изготовлено императорских Пасхальных яиц Фаберже.

Георгиевский крест. 1916. Подарок Марии Федоровне. Сюрприз в яйце — портрет Николая II

С последними Пасхальными яйцами Фаберже случилась невероятно запутанная история. Заказ на их изготовление к Пасхе семнадцатого, как и всегда, фирма получила за год вперед — весной 1916 сразу после вручения яиц на Пасху-1916, но есть свидетельство главного художника фирмы, что яйца не были закончены. Об этом он писал в 1922 г. о яйце «Созвездие цесаревича», предназначенном в подарок Александре Федоровне:

«…яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен…».

Созвездие цесаревича. 1917. Подарок Александре Федоровне. Последнее яйцо. Незаконченное. Сюрприз — часы внутри яйца

Установить, сколько было изготовлено царских яиц, удалось только в начале девяностых. Яйцо «Созвездие» 1917 г., о котором говорилось выше, было случайно обнаружено в Минералогическом музее Ферсмана в Москве в 2001 году в разобранном виде.

Каждое Пасхальное яйцо Фаберже наполнено смыслом и рассказывает о каком-либо событии, связанном с историей России: война 1914 года, путешествие цесаревича Николая на Дальний восток, открытие Транссиба, годовщина войны 1812 года и так далее. К сожалению, в России осталось меньшая часть этой уникальной коллекции: десять из пятидесяти двух яиц хранятся в Оружейной палате, одиннадцать – в музее Фаберже (Санкт-Петербург).

Его открыл Виктор Вексельберг специально для той части коллекции, которую ему удалось выкупить целиком (без разделения на отдельные поштучные торги) в 2004 году. Правда, два яйца ни точно установленного года создания, ни точного адресата не имеют и потому эксперты сомневаются в их принадлежности к царской коллекции. Одно Пасхальное яйцо («Созвездие цесаревича») сегодня находится в Минералогическом музее Ферсмана.

Березовое. 1917. Подарок Марии Федоровне. Последнее яйцо, незаконченное. Сюрприз — механический слоник из драгоценных материалов. Не найден

Остальные, большая часть, — в частных коллекциях, часто неизвестных, или в музеях Европы и Америки. Неизвестно местонахождение шести царских яиц, в том числе трех, изготовленных по заказу Александра III.

Словом, за прошедшие сто лет уникальная коллекция была либо разворована частично — в революцию семнадцатого, частично — в девяностые годы. Большая часть коллекции продана в сталинские времена за бесценок, часть — и вовсе бесследно исчезла.

Во многом это произошло потому, что большой ценности Пасхальные яйца Фаберже, с точки зрения советской власти, национализировавшей имущество царской семьи, не представляли. Алексей Максимович Горький, например, писал, что это всего лишь хорошо обработанное серебро.

В 1917-м А.Ф.Керенский приказал сундуки с имуществом императриц перевести в Москву и разместить их временно в Оружейной палате, где они и пролежали нераспечатанными пять лет. В 1922 году началась распродажа художественных ценностей и национального достояния страны. Распродаже подлежали и царские яйца Фаберже.

Но в то время рынок оказался перенасыщен, яйца уходили за бесценок, через пять лет 24 яйца вернулись на родину, т.к. на них не нашлось покупателя. Через три года, в 1927, Наркомфин потребовал одиннадцать из 24 яиц, чтобы попытаться их снова продать. Оттяжка выполнения этого решения со стороны директора Оружейной палаты воспринималась как открытый саботаж.

Читать еще:  Как правильно поминать 40 дней смерти близкого

Тогда проданы были наиболее ценные яйца, которые скупались в основном американцами: Хаммером, женой американского посла, женой «Дженерал моторс» и другими миллионерами. Следующая и последняя распродажа состоялась через шесть лет, в 1933.

Тогда одно яйцо из императорской коллекции «Мозаичное», подаренное на Пасху-1914 Александре Федоровне, приобрела английская королева Елизавета II, в чьей коллекции, состоящей из трех яиц Фаберже, оно и находится.

Мозаичное. 1914. Подарок Александре Федоровне. Сюрприз — камея с профилями детей.

Яйцо имитирует вышивку крестиком и имеет сюрприз – камею с профилями детей императорской семьи, украшенную алмазами, жемчугом и императорской короной. Долго неизвестным оставалось исчезнувшие последние два яйца, которые готовились к Пасхе-1917.

Отречение произошло, как известно, в марте. Следовательно, изготовление Пасхальных императорских яиц было почти закончено. К счастью, удалось найти эскизы последних яиц, а недавно найти и сами яйца. То, что предназначалось в подарок Александре Федоровне, нашлось в Минералогическом музее, предназначенное Марии Федоровне, выполненное из карельской березы, тоже было найдено в том же 2001 году.

Оно имело в качестве сюрприза маленького механического слоника, символ Датского королевства. Но слоник, выполненный из алмазов, золота и серебра бесследно исчез. Сохранился от него только заводной ключик. Так что история с Пасхальными яйцами Фаберже еще не закончена и точка в ней не поставлена. Есть надежда, что когда-нибудь белые пятна в этой полу-криминальной истории будут заполнены, а исчезнувшие яйца — найдены.

Пасхальные яйца Карла Фаберже

Объявления:

Ювелирные пасхальные яйца Карла Фаберже

Мы говорим фарфоровые яйца и первое, что подразумеваем – яйца Карла Фаберже. Мы говорим яйца Фаберже и сразу представляем – баснословно дорогие и ни с чем несравнимые искусные вещи. Работы этого ювелира, пожалуй, самый царский подарок. Так считают многие сегодня, так считали когда-то и сами монаршие особы.

Об этом говорит то, что среди постоянных клиентов Карла Фаберже были болгарский царь, австро-венгерский наследник, короли и королевы Англии, Италии, Испании, Греции, Дании, Норвегии и Швеции, а также король Сиама по имени Чулалонгхорн. 56 яиц ювелирная мастерская Карла Фаберже создала по специальному заказу для Российской императорской семьи. Еще 12 яиц являются собственностью английской Королевы. Фарфорушка не мог обойти эту тему, потому что для создания своих ювелирных произведений, а это не только пасхальные яйца, наряду с драгоценными металлами и камнями Фаберже использовал и фарфор.

История ювелирной фирмы Карла Фаберже

Все началось в 1842 году, в Петербурге. Никому не известный ювелир Густав Фаберже открыл на Большой Морской улице небольшую ювелирную мастерскую. Мастерская была скромная и работы выполняла тоже скромные – золотые браслеты, брошки и медальоны в виде камней. Но все изменилось, когда к делу присоединились сыновья ювелира Густава Фаберже — Карл и Агафон. Очень быстро мастерская расширилась, заказы стали расти. Но особенно молодые ювелиры сосредоточились на художественной стороне своего дела.

Карл и Агафон получили художественное образование за границей. Карл, ставший впоследствии главой фирмы, учился в Дрездене, в торговой школе. После ее окончания он отправился в путешествие по Европе. Он совершенствовал ювелирное мастерство и одновременно изучал экономику. В 1870 году Карл вернулся в Петербург и занялся делом отца.
У него были редкие организаторские способности и большой творческий потенциал, поэтому в фирме своего отца Карл стал главным источником идей и безоговорочным судьей воплощенных проектов. Одной из первых работ братьев Фаберже, которая принесла им известность, стали копии с керченских украшений, созданные по заказу германского императора Вильгельма II. Копия со знаменитого ожерелья с подвесками в виде амфор, сделанная ювелиром фирмы Э. Коллином, обратила на себя внимание на Всероссийской выставке в 1882 году в Москве. За эту работу братья получили золотую медаль. А через три года на Нюрнбергской выставке фирма Карла Фаберже получила уже и международное признание. После этого на изделия ювелирной мастерской обратил внимание российский императорский двор. Оценив мастерство ювелиров, монаршие особы и члены царской семьи надолго стали главными клиентами фирмы Фаберже.

Пасхальные ювелирные яйца Фаберже для российского императорского двора

Пасхальное яйцо Фаберже «Курочка»

Первым заказом от царского двора стал заказ, сделанный Александром III в 1885 году. К празднованию Пасхи Император заказал подарок для своей жены Марии Федоровны. Карл Фаберже изготовил один из самых оригинальных сувениров. Это изделие, с одной стороны представляло форму традиционной народной пасхальной «крашенки», а с другой — поражало неординарностью и новизной задумки. На первый взгляд яйцо было вполне обычным. Сделанное из золота и покрытое плотным слоем белой эмали, оно открывалось на две части, и, подняв верхнюю половинку, можно было заглянуть внутрь. Там, в полусфере золотого желтка, сидела маленькая курочка из цветного золота. Все детали были выполнены так тонко и виртуозно, что можно было разглядеть и гребешок, и круглые глазки, и даже перышки. В курочке тоже был сюрприз, и даже не один. В ней находилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона. Яйцо должно было стать интерпретацией одного ювелирного яйца, созданного ранее, в начале XVIII века. В исходном варианте яйцо прятало курочку, в курочке находилась корона, а в короне кольцо. Этим сюрпризом Александр III хотел удивить императрицу, которой, по задумке, подарок ювелирной Фаберже должен был напомнить знакомое ей изделие из датской королевской сокровищницы.

Яйца Фаберже (фото): роскошь вне времени

Содержание

Яйца Фаберже – термин, уже ставший нарицательным. Это ювелирные изделия, которые ценятся намного выше своей настоящей стоимости. Яйца Фаберже – это работы великого русского мастера Карла Фаберже, который стал известен благодаря тому, что делал пасхальные яйца для императорской семьи. Каждая из его работ по-своему интересна, все они выполнены с профессиональной точностью и аккуратностью и впечатляют своей небывалой красотой.

Фото 1 — Яйцо Фаберже «Курочка Кельха»

Жизнь и работа Карла Фаберже

Карл родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье немца и датчанки. Мальчик пошел по стопам отца, который был владельцем ювелирной мастерской в городе. В 1870 году Карл возглавил фирму отца, а в 1882 году император Александр III, увидев работы мастера на выставке в Москве, заинтересовался неподражаемым искусством Фаберже. В 1885 году император заказал Карлу ювелирное яйцо, которое преподнес своей супруге к празднику Великой Пасхи.

Фото 2 — Яйцо Фаберже «Мозаичное»

В последствии императорская семья каждый год заказывала у Фаберже новое уникальное яйцо, дизайн которого содержался в тайне до самого момента вручения подарка. Хотя и другие изделия Фаберже были впечатляющими, именно ювелирные яйца принесли мастеру его мировую славу, он даже получил звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» во Франции. В 1920 году великий мастер умирает в Швейцарии, куда он эмигрировал после революции в России.

Фото 3 — Яйцо Фаберже «Лавровое дерево»

Первое яйцо Фаберже

Первое яйцо Фаберже для Марии Федоровны – жены Александра III было размером 6,5 на 3,5 см. Яйцо было покрыто белой эмалью, посередине проходила золотая полоса – линия, по которой яйцо открывалось. Внутри изделия было еще одно яйцо из золота – своеобразный желток, а в нем находилась золотая курочка. Внутри курочки была рубиновая корона с подвеской из рубина.

Читать еще:  Можно ли поминать 40 дней вечером

Фото 4 — Яйцо Фаберже «Курочка»

Конструкция яйца не была идеей самого Карла – изделие имело прообраз. В XVIII столетии некоторые ювелиры изготавливали яйца с сюрпризом, выполненные по принципу матрешки, с курочкой внутри, в которой находилась корона, а внутри короны – кольцо.

Продолжение пасхальной традиции

Каждый год император продолжал дарить своей жене на Пасху яйцо от Фаберже. Изготовлением подарка занимался не только великий мастер – работу над каждым яйцом вела команда мастеров и подмастерьев под чутким руководством Фаберже. После смерти императора его сын Николай II продолжил традицию. Он дарил ювелирные яйца как своей матери, так и своей жене Александре. Всего 54 яйца было изготовлено для императорской семьи.

Фото 5 — Яйцо Фаберже «Синее яйцо-часы со змеёй»

Не только для императора Фаберже создавал подобные изделия. Еще 17 яиц были куплены частными лицами, почти все они копируют императорские экземпляры. Но до массового производства ювелирных яиц дело не дошло – Фаберже ценил свою исключительную работу, все яйца делались под заказ для богатых семей.

Фото 6 — Яйцо Фаберже «Корзинка цветов»

Лучшие работы Карла Фаберже

Каждое яйцо Фаберже является уникальным произведением ювелирного искусства. Например, «Яйцо с вращающимися миниатюрами», преподнесенное императрице Александре ее мужем, было выполнено из горного хрусталя, а внутри вращались 12 миниатюр с пейзажами и памятными для императора местами.

Фото 7 — Яйцо Фаберже «Яйцо с вращающимися миниатюрами»

Императорское яйцо «Зимнее» сделано из бриллиантов, опалов и хрусталя с корзиной анемонов внутри.

Фото 8 — Яйцо Фаберже «Зимнее»

Яйцо «Георгиевское» Николай II заказал в 1915 году, когда был удостоен «Ордена Святого Георгия». Яйцо было подарком для матери императора, а внутри находилась фотография Николая.

Фото 9 — Яйцо Фаберже «Георгиевское»

Яйцо «Память Азова» из зеленого гелиотропа с бриллиантами таило в себе модель фрегата, выполненную из золота.

Фото 10 — Яйцо Фаберже «Память Азова»

Необычное яйцо «Коронационное» с императорской каретой внутри поражает точностью изготовления – колеса кареты крутятся, открываются дверцы.

Фото 11 — Яйцо Фаберже «Коронационное»

Яйцо «Кремль» — самое крупное из изделий Фаберже, сделано в виде музыкальной шкатулки.

Фото 12 — Яйцо Фаберже «Кремль»

Розовое яйцо «Ландыши» хранило в себе фотографии Николая II и двух его дочерей.

Фото 13 — Яйцо Фаберже «Ландыши

Самое известное из неимператорских яиц – «Яйцо Ротшильдов».

Фото 14 — Яйцо Фаберже «Яйцо Ротшильдов»

О его существовании стало известно только в 2007 году, до этого изделие хранилось в семье Ротшильдов. Яйцо представляет собой часы с инкрустированным драгоценными камнями петушком внутри, который каждый час поет и машет крыльями.

Фото 15 — Яйцо Фаберже «Конный памятник Александра III»

Пасхальные яйца Фаберже сегодня

Не все работы Фаберже сохранились до наших дней – сейчас можно полюбоваться всего 62 яйцами, из которых императорских – 46. Недостающие экземпляры были утеряны в годы революции. До 1930 года яйца, считавшиеся русским культурным наследием, хранились в Кремле. Затем власти распродали работы, покупателями стали Арманд Хаммер, Берти Форбс, Эммануэль Варцкий.

Фото 16 — Яйцо Фабереже «Яхта Штандарт»

В 2004 году Виктор Вексельберг выкупил у Форбса его 15 ювелирных яиц, вернув их таким образом на родину. В 2011 году русский бизнесмен Вексельберг даже пробовал выкупить бренд Faberge, но безуспешно. Сейчас бренд принадлежит Брайну Гилбертсону – южноафриканскому бизнесмену.

Фото 17 — Яйцо Фаберже «Ренессанс»

Посмотреть на яйца Фаберже можно в Оружейной палате, в музее имени А. Е. Ферсмана, в Русском национальном музее, на выставках фонда под названием «Связь времен». Многие изделия находятся в частных коллекциях – в России, США, Англии, Монако.

Фото 18 — Яйцо Фаберже «Гатчинский дворец»

Независимо от своего местонахождения работы великого ювелира ценятся во много раз выше их настоящей стоимости. Карл Фаберже внес весомый вклад в становление культурного достояния России. Убедиться в фантастическом мастерстве Фаберже вы можете с помощью предложенного видео.

Яйца Фаберже — видео

Пасхальное яйцо фаберже

Санкт-Петербург, начало ХХ в.

Санкт-Петербург, начало ХХ в.

Й. Цейнграф. 1898 г.

Й. Цейнграф. 1898 г.

Россия, конец XIX – начало ХХ в. Папье-маше, металл; роспись.

Россия, конец XIX – начало ХХ в. Папье-маше, металл; роспись.

Санкт-Петербург, конец XIX – начало ХХ в. Императорский фарфоровый завод.
Фарфор; роспись надглазурная, золочение.

Санкт-Петербург, конец XIX – начало ХХ в. Императорский фарфоровый завод.
Фарфор; роспись надглазурная, золочение.

Россия, Москва, 1880–1890-е гг. Фирма И. Хлебникова.
Серебро; эмаль по скани, штамп, золочение.

Россия, Москва, 1880–1890-е гг. Фирма И. Хлебникова.
Серебро; эмаль по скани, штамп, золочение.

Пасха – главный, особенно почитаемый православный праздник на Руси – приобрела на рубеже XIX – ХХ веков очень большое значение как в русской художественной культуре в целом, так и в творчестве Карла Фаберже. Светлое Христово Воскресение, праздник человеческого братства и христианской любви, совпадает с приходом весны, тепла, с возрождением природы. Пасхальные торжества – это святая ночь и общее христосование, праздничный стол со всевозможными яствами и куличами и, конечно, взаимный обмен освященными и крашеными пасхальными яйцами, – обычай, существующий в христианском мире. Расписное пасхальной яйцо – это символ Воскресения Христа и искупление грехов человека, своеобразная модель мира, а также, еще со времен дохристианских, – символ плодородия и благодати. Яркая окраска яйца передает блеск и теплоту солнца и разнообразие оживляющих сил природы после белого однообразия зимы. В народе пасхальные яйца называли «писанками», их красили, используя лук, свеклу, кусочки ситца и другие подручные материалы. Но, кроме того, с давних пор дарили яйца деревянные, стеклянные, фарфоровые, выполненные из самоцветных камней, драгоценных металлов и даже бронзы. В XIX столетии изготовление пасхальных яиц стало целой отраслью русского декоративного прикладного искусства.

Первое пасхальное яйцо, созданное в 1885 году Карлом Фаберже по заказу императора Александра III, было выполнено из золота, украшенного белой опаковой эмалью. Внутри находился сюрприз – золотая пестрая курочка, в которой помещалась миниатюрная копия императорской короны и рубиновое яичко-подвеска. Считается, что источником вдохновения для Фаберже послужило пасхальное яйцо начала XVIII века, принадлежавшее датской королевской семье. Это яйцо экспонировалось в 1879 году в Копенгагене на художественно-промышленной выставке. Его «скорлупа» была сделана из слоновой кости, из золота, а покрытая эмалью курочка-сюрприз содержала внутри корону и бриллиантовый перстень. Вместе с датской четой выставку посетили император Александр III и императрица Мария Федоровна. Возможно, именно здесь у царя появилась идея заказать для супруги похожее яйцо. Карл Фаберже, исполняя его пожелания, создал не копию, а собственную вариацию старинного образа. Яйцо было преподнесено императрице на Пасху и настолько понравилось августейшим особам, что с тех пор заказ стал традиционным. Так было положено начало пасхальной теме в творчестве Карла Фаберже. Каждый год на Страстной неделе он передавал императору очередной пасхальный шедевр, неизменно удивлявший царскую семью оригинальностью замысла, новизной сюжета и совершенством ювелирной работы. После смерти Александра III, в царствование его сына мастера фирмы стали делать два пасхальных яйца – для вдовствующей императрицы Марии Федоровны и для жены Николая II, императрицы Александры Федоровны. С 1885 по 1916 год включительно фирмой было выполнено пятьдесят пасхальных яиц по заказу императорской фамилии.

Читать еще:  Красное яйцо мария магдалина

Августейшие клиенты не хотели видеть дубликаты. Каждое новое яйцо должно было отличаться от предыдущего и, желательно, превосходить его затейливостью композиции и необычным художественным решением. От простого белого яйца с курочкой внутри Фаберже перешел к созданию сложных ювелирных конструкций. Пасхальное яйцо принимало вид то архитектурного сооружения – кремлевского храма или беседки с классической колоннадой, то цветущего лаврового дерева с поющей механической птичкой. Столь же удивительными были сюрпризы, находившиеся внутри драгоценной «скорлупы» яиц-футляров: миниатюрные корабли из золота и платины, крошечные модели памятников и дворцов, складни с живописными миниатюрами на слоновой кости или перламутре. Некоторые сюрпризы являлись чудесами механики. Они заводились поворотом маленького золотого ключика и приходили в движение. Ни один ювелирный «проект» того времени не волновал царскую семью столь живо и искренне, не восхищал до глубины души, как драгоценные пасхальные произведения, созданию которых великий ювелир посвятил более тридцати лет своей жизни.

Музеи Московского Кремля могут гордиться самым большим в мире собранием императорских пасхальных яиц фирмы К. Фаберже, причем в основном – это произведения, связанные с историей России и жизнью царской семьи на рубеже XIX – ХХ веков, переломного периода в судьбе огромной державы.

galeneastro

LiveEphemeris

Великолепие пасхальных яиц Фаберже

Яйца Фаберже — уникальная серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже, создававшаяся между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей.
В XIX веке Русская православная церковь сохранила традицию Пасхальных празднеств. После нескольких покушений на жизнь император Александр III желал, чтобы его супруга отбросила печальные мысли в Пасху. В качестве традиционного подарка в день Пасхи 1885 года яйцо Карла Фаберже было преподнесено Марии Фёдоровне.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице. Это положило начало традиции, которая продолжалась 32 лет.
Пасхальные яйца, созданные Карлом Фаберже для императорской семьи, сегодня оцениваются в миллионы долларов и считаются непревзойденными образцами ювелирного мастерства.

«Курочка» («Первое императорское пасхальное яйцо»)

Яйцо «Пётр Великий», 1903г. Внутри модель Медного всадника. 4 миниатюры по бокам с видами Петербурга. К двухсотлетию основания города. Стиль рококо.

Яйцо «Гризайль» (Екатерины Великой). Яйцо известно и под другими названиями — «Розовые камеи». Яйцо изготовлено на императорской придворной ювелирной фирме Карла Фаберже. Дата изготовления -1914 год. Мастер- ювелир — Генрих Вигстрем. Горный хрусталь, золото, красная эмаль.

«Синее яйцо-часы со змеёй» было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марие Фёдоровне. Император Александр III сделал заказ пасхального яйца в фирме Фаберже в 1894 году, однако, после его трагической смерти в 1894 году и оно было вручено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне её сыном, Николаем II на Пасху 1895 года.

Яйцо, посвященное коронации императора Николая II – «Коронационное».
Изготовлено в 1897 году. Внутрь яйца вкладывается миниатюрная модель кареты – сюрприз. В этой карете император Николай II и императрица Александра Федоровна ехали на коронацию. Цветовая гамма яйца напоминает цветовую гамму коронационного платья императрицы.

Яйцо «Ландыши» изготовлено на придворной императорской ювелирнй фирме Карла Фаберже в 1898 году. Мастер-ювелир — Михаил Перхин. Золото, прозрачная золотая и розовая эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, хрусталь, слоновая кость. Яйцо украшено любимыми цветами императрицы и ее любимыми драгоценными камнями.

«Кавказское яйцо», 1893 г
Внутри яйца — миниатюры мест Кавказа, где жил великий князь Георгий Александрович.

«Конный памятник Александру III»,, 1910 год. Внутри модель памятника императору работы Паоло Трубецкого.

Яхта «Штандарт» Изображение яхты императора Александра III. Используется горный хрусталь и ляпис-лазурь. Яхта из золота.

«Память Азова»,
Внутри модель фрегата«Память Азова», на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний восток в 1890 -1891 годах. Ювелиры —Михаил Перхин Юрий Николай. Изготовлен из нефрита, в стиле рококо.

«Транссибирская магистраль»,1900 г
Яйцо, созданное в честь строительства и открытияТранссибирской магистрали. На яйце отчеканена карта империи с магистралью. Сюрприз — модель поезда. Ювелир — Михаил Перхин

Яйцо «Московский Кремль», самое большое из яиц. Изображён Успенский собор. Через окна виден интерьер храма. Заводные часы.
Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году

Яйцо «Пеликан». Яйцо разворачивается на 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Фёдоровной. Пеликан — символ благотворительности.

Яйцо «Ренессанс» было создано и передано императоруАлександру III в 1894 году, став последним подаренным им пасхальным яйцом императрице Марии Фёдоровне.

«Яйцо с решеткой и розами». Яйцо было создано по заказу Николая II в 1907, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на третью годовщину рождения царевича Алексея.

«Колыбель с гирляндами» («Трофеи любви»), 1907 год. Создано в стиле Людовика ХVI. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Федоровне по случаю рождения царевича Алексея Николайевича, долгожданного наследника престола Романовых.

Яйцо «Царевич Алексей»

«Мозаичное», 1914 год. Сюрприз — камея с профилями детей. Последнее яйцо предвоенного времени. (Коллекция королевы Елизаветы II) «Мозаичное».

Яйцо «Клевер» выполнено в стиле модерн в 1902 году. Его форму образует узор из стеблей и листьев левера. Часть листьев заполнена светло-зеленой прозрачной эмалью, а некоторые листки украшены мелкими алмазами. Между листьев вьются тоненькие ленточки, изложенные рубинами.

Яйцо Фаберже «Цветы яблони» 1901г. Крупное яйцо «Яблоневый цвет» сделано в виде шкатулки для драгоценностей.

Яйцо «Павлин». На изделии стоит клеймо придворной ювелирной фирмы Карла Фаберже. Сделано в 1908 году.

«Корзинка цветов», 1901 г . Цветы выполнены из золота и раскрашены разноцветной эмалью. «Сюрприз» яйца был утерян. Ножка поломана и утрачена, реставрированная позже. Яйцо было подарено императором супруге — императрице Александре Федоровне на Пасху 1901 года. Яйцо хранится в коллекции Английской королевы – Елизаветы.

Яйцо «Анютины глазки» сделано в 1899 году по заказу Николая II, подарищего его своей матери, императрице Марии Фёдоровне. На данный момент оно находится в Новом Орлеане, США.

Пасхальное яйцо «Весенние цветы» , изготовленное около 1899. Существует мнение, что яйцо было подарено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне кем-то из её близких родственников.

Яйцо «Херувим и колесница»
Подарочная копия яйца Фаберже. Пасхальное яйцо
было создано и передано императору Александру III в 1888 году. Малахитовое яйцо «Херувим и колесница» является одним из утерянных императорских пасхальных яиц, поэтому доступных сведений о нём мало

Яйцо « Александровский дворец»
Нефритовое пасхальное яйцо изготовлено в 1908 году по заказу Николая II. Ювелирное яйцо «Александровский дворец», состоит из двух шарнирносоединённых частей, инкрустировано золотом и драгоценными камнями, украшено пятью миниатюрными акварелями — портретами детей Николая II, обрамлёнными алмазами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector