Песни про пасху

Песни про пасху

Пасхальные песни, песни про Пасху

На этой странице собраны песни о Воскресении Христовом, старинные и современные пасхальные песни.

Велик святый тот день настал

Велик святый тот день настал.
Христос Воскрес, Сыне Божий!
Что слав от гроба воссиял.*
Христос Господь – наш вечный свет.
Христос Воскрес, Христос Воскрес!

За утра рано Жёны шли
И тело в гробе не нашли.
Небесный Ангел им дверь отверз.
Христос Воскрес, Христос Воскрес!

Как Ангели на небеси
Все радуются на земли
И всюду слышится с небес:
Христос Воскрес, Христос Воскрес!

*После каждой строки исполняется припев:
Христос Воскрес, Сыне Божий!

Пасху радостно встречаем

Слова В. Кузьменкова

1. Пасху радостно встречаем
И поём: «Христос воскрес!»
Мы все дружно отвечаем:
«Он воистину воскрес!»

Припев:
Он воскрес! Он воскрес!
Он воистину воскрес!
Он воскрес! Он воскрес!
Он воистину воскрес!

2. Всюду радость и объятья.
Брат, сестра: «Христос воскрес!»
Ад разрушен, нет проклятья,
Он воистину воскрес.

Припев:
Он воскрес! Он воскрес!
Он воистину воскрес!
Он воскрес! Он воскрес!
Он воистину воскрес!

Пасхальная песенка

Слова И. Рутенина

Поселились птицы в гнёздах,
Снег растаял как свеча.
Пахнет сладким духом воздух,
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес,
И меня целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
Воистину воскрес!

Мироносицы

Слова В. Городецкого
Музыка прот. Игоря Лепишинского

1. Солнце плыло из-за утренней земли,
Мироносицы ко гробу тихо шли,
Скорбь овеяла их облаком седым.
Кто у входа тяжкий камень сдвинет им?

2. Ароматы держат в трепетных руках.
Выплывает солнце в медленных лучах.
Озаряет солнце тёмный, низкий вход.
Камня нет! Отвален камень. Ангел ждёт.

3. Ангел белый над гробницей Божьей встал,
Мироносицам испуганным сказал:
– Не ищите Иисуса: Он воскрес.
Он на небе и опять сойдёт с небес.

4. Тихий ужас, сладкий трепет и восторг
Вестник чуда из сердец двух жен исторг.
Лобызают ткани праздные пелен.
Солнце всплыло. В небе светлый, вечный звон.

Чудо выше всех чудес

Слова И. Языковой
Музыка Ю. Пастернака

1. Чудо выше всех чудес – Христос воскрес!
Смерть ушла, и страх исчез, – Христос воскрес!
Хоры ангелов с небес прославляют Божий Крест.
Христос воскрес! – Воистину воскрес! (2 раза)

2. Среди мертвых Его нет, – Христос воскрес!
Возсиял над миром свет – Христос воскрес!
Видишь, гроб Его пустой, Иисус Христос живой!
Христос воскрес! – Воистину воскрес! (2 раза)

3. Нас Господь от смерти спас – Христос воскрес!
Царство Божье среди нас – Христос воскрес!
Веселись и славословь, – нынче царствует любовь.
Христос воскрес! – Воистину воскрес! (2 раза)

Пасхальная песня

Слова К. Фофанова
Музыка И. Кошминой

1. Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов.
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краёв.
В зеленеющем уборе
Млеют тёмные леса,
Небо блещет, точно море,
Море точно небеса.

2. Сосны в бархате зелёном,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.

Читать еще:  Пасха рецепт пасхальный

Наступило воскресенье

Наступило Воскресенье —
Человечеству спасенье.
Спустились ангелы с небес,
Чтоб петь с людьми: «Христос воскрес!»

Птицы по небу летают,
Праздник дивный прославляют.
Петушок на жердь залез
И поёт: «Христос воскрес!»

Всё в округе оживает,
Все друг друга поздравляют,
Шелестит весенний лес
И поёт: «Христос воскрес!»

Вторит им со всех сторон
Колокольный вешний звон,
Мир, полный радостей, чудес:
«Воистину воскрес!
Воистину воскрес!»

Воскресение Христово

1. Вижу ели и березки
На пригорке у дороги
Уронили капли слезки
Светлой радости о Боге.

Припев:
Слышу как ручей кристальный,
Что журчит в травинках снова,
Славит песнею хрустальной
Воскресение Христово!

2. Вижу как река трепещет,
В блёсках золота сверкая,
А волна звенит и плещет
О Воскресшем вспоминая.

Припев:
Слышу: там в лазури вешней,
Где сверкает луч стыдливый,
Птичек хор всегда безгрешный
Богу гимн поёт счастливый.

3. Сердце ранено невзгодой,
Но сейчас оно готово
Славить с вешнею природой
Воскресение Христово!

На снежные равнины пал туман

Архидиакон Роман Тамберг

На снежные равнины пал туман,
И словно мягкими, пушистыми крылами,
Окутал речку, поле, старый Храм,
Их кратковременный покой оберегая.

Измученная спит во тьме земля,
Под снегом от страданий отдыхая,
В закрытом Храме пусто, тишина,
Там Ангелы вечерню совершают.

О, Господи, душа моя больна,
И плачет исцеленья ожидая,
Своею милостью, прошу, укрой меня,
Как снег больную землю покрывает.

Мы с Родиной сроднились навсегда,
Друг друга в горе лучше понимая,
Истерзана молчит моя страна,
Изъязвлена душа моя рыдает.

Когда же снег и лед с полей сойдет,
На пир Твой брачный Боже, Русь Святая,
Как плачущая грешница взойдет,
Чтобы омыть стопы Твоя слезами.

Грядут после страстной Святые дни,
И сердце бьется Пасхи ожидая,
Во Царстве твоем Боже помяни,
Всех кто в России на кресте изнемогает.

Светлый праздник Пасхи: саундтрек

К ак на Руси отмечали Воскресение Христово

Пасха — главный православный праздник — в народной традиции вобрала в себя еще и множество дохристианских практик. И если во время Великого поста и особенно на Страстной неделе (последней неделе перед пасхальным воскресеньем) уклад жизни в деревнях почти не отличался от региона к региону, то для Святой недели (после Пасхи) в каждой местности был припасен собственный обряд.

Позади осталось Вербное воскресенье, когда в церквях освящали вербу с первыми «барашками». Прошел Чистый четверг, когда в избе все мылось и скоблилось, а хозяйки заготавливали впрок четверговую соль. И Страстная пятница, день самого строгого поста, в который даже младенцев отлучали от груди, тоже закончилась. В Красильную субботу Русь деревенская красила яйца, и, наконец, в ночь с субботы на воскресенье, после всенощной, наступала долгожданная Пасха.

Стихира Пасхе 5-го гласа, с запевом «Да воскреснет Бог» в исполнении О.П. Овчинниковой из города Белово Кемеровской области

Кричать Христа

«Христос воскресе из мертвых» — это главное молитвенное песнопение пасхальной службы (Пасхальный тропарь). Но в ряде деревень он звучал не только в церкви. Например, на Смоленщине исполняли свою, народную версию тропаря. Называлось это «кричать Христа». По названию ясно, что пели Пасхальный тропарь не себе под нос. Женщины, которым доверяли это важное дело, голосовых связок не жалели. Под этот тропарь на Радоницу (девятый день после Пасхи) посещали родительские могилы, в Егорьев день (6 мая) выгоняли скотину на первый выпас, а в Вознесение (через 40 дней после Пасхи) с иконой обходили посевы. Вообще «Христа кричали» в любой обстановке — на улице, во время гуляний, за работой, во время праздничных застолий.

Читать еще:  Как правильно поминать усопшего на 40 день

Народная версия тропаря «Христос воскресе» в исполнении жительниц деревни Титково Кардымовского района Смоленской области

Где-то к каноническому тексту тропаря добавляли и от себя. Бога просили о самом главном: здоровье, достатке, хорошем урожае. Такие песнопения исследователи обнаружили в Бежецком районе Тверской области. Здесь же долгое время сохранялась традиция на Пасху обходить деревню с иконой Богоматери, защищая таким образом свое поселение от всяческих бед.

Тропарь Пасхи «Христос воскресе. Воскресните, братцы» в исполнении И.И. Андреевой из деревни Корино Бежецкого района Тверской области

Волочиться всегда пригодится

Во многих деревнях было принято на Святой неделе обходить дворы и поздравлять хозяев с Пасхой с помощью специальных песен. Таких обходчиков называли волочёбниками.

Волочёбная песня «Волочёбники, люди добрые» в исполнении жительниц деревни Городище Велижского района Смоленской области

Волочёбные обходы мог совершать любой, кто хотел разжиться чем-нибудь к празднику: считалось, что такой визит обещает хозяевам удачу и процветание. И за него принято было благодарить съестным или даже деньгами. Поэтому по дворам отправлялись и молодые, и старики, где-то только женщины, где-то только мужчины, а где-то деревню обходили сразу несколько пасхальных артелей. Поодиночке не ходили: в этом обрядовом хоре у всех были свои закрепленные роли. Начинать песни было доверено починальнику, остальные подхватывали. Кто не имел голоса, зато мог похвастаться крепким телосложением, становился мехоношей (носил мех, то есть мешок с полученным добром). Репертуар у волочёбников отличался богатством и разнообразием: были отдельные поздравительные песни для хозяев, для их сыновей, для незамужних девок и даже для вдов.

Волочёбная песня для парня «Что в поле, в поле да табун коней» в исполнении жительниц деревни Зеленая Роща Почепского района Брянской области

Волочёбная песня для девушки «А рано-рано Зоечка встала» в исполнении жительниц деревни Зеленая Роща Почепского района Брянской области

Волочёбная песня для вдовы «С-под крутой горы» в исполнении жительниц деревни Зеленая Роща Почепского района Брянской области

Такая процедура очень напоминала святочные колядки. Несмотря на религиозную торжественность Пасхи, с теми, кто не торопился нагрузить мехоношу, волочёбники не церемонились. На голову прижимистого хозяина могли сыпаться разнообразные укоры.

Волочёбная песня-корение «Хто не дасть яечка» в исполнении жительниц деревни Азарово Почепского района Брянской области

Чтобы ходить было веселее, с собой брали музыкантов. Они, засидевшись по домам в пост, охотно пользовались такой возможностью наконец официально разгуляться. Интересно, что в некоторых районах балалайки и гармошки были не в почете. На юге Псковской области, например, дома на Пасху обходили с цимбалами и скрипками.

Читать еще:  Пасха в 1994 году какого

Наигрыш на скрипке «Волочебная» в исполнении И.П. Ерошенкова из деревни Савченки Куньинского района Псковской области

Заканчивались такие обходы везде одинаково: когда мешок наполнялся, волочёбники накрывали на стол и продолжали праздник.

Волочёбная песня «И шли-бряли волочёбнички» в исполнении жительниц деревни Шумилово Велижского района Смоленской области

Катись, катись, яичко

Троекратные поцелуи (христосование) и битье яйцами в качестве пасхальной традиции дошли и до наших дней. А вот обычай катать яйца сейчас редко где увидишь. Хотя забава эта очень простая: по наклонной доске или желобку крашеное яйцо нужно скатить так, чтобы оно сбило разложенные внизу мелкие предметы. Если сбило — вещь забирают себе. Если нет — яйцо остается и может само стать призом для другого участника. Впрочем, без доски вполне можно было обойтись: яйца катали и по столу, и по траве. Где-то это детское развлечение считалось очень солидным: в Печорском районе яйца катали мужчины, причем пели во время этого хороводную песню.

Хороводная песня на Пасху «И у ворот сосна, она долга выросла» в исполнении А.Г. Киселёвой и К.В. Бурлаковой из деревни Любница Пыльвасского района Эстонского пограничья

Для женщин в этой местности были свои развлечения: они медленно ходили по улицам, держа друг друга под руки. Парни с девками проводили время подинамичней: на берегу озера они качались на качелях и водили хороводы.

Хороводная песня на Пасху «И как грянул гром да перед тучею» в исполнении А.Г. Киселёвой, К.В. Бурлаковой и Л.Н. Бурлаковой из деревни Любница Пыльвасского района Эстонского пограничья

Пошла Старица в бане париться

Хороводы на Пасху любили везде: во время поста церковь такие развлечения не одобряла, а на Святой неделе этот запрет снимался. Существовали специальные хороводы, которые водили только в это время. Так, в Брянской области хороводы (по-местному — карагоды) со Старцем водили только три дня — на Пасху, в следующий за ней понедельник и на Радоницу. Старец и Старица (выбирали на эти роли только мужчин) пачкали сажей лицо и руки, надевали рваное и грязное, вставали в центр круга. Сначала Старцы плясали, а потом исполняли коронный номер в игре «вождение Старца».

Весенние карагоды в селе Павличи Клинцовского района Брянской области

Рассказ о вождении старца с песней «Ой, старец мой» в селе Павличи Клинцовского района Брянской области

Обычаев, связанных с Пасхой, множество. В Перми первую мясную трапезу обязательно начинали с пельменей. В Енисейской губернии, чтобы приготовить четверговую соль, хозяйки клали в печь «воскресные дрова» — поленья, которые по одному откладывали каждое воскресенье в течение Великого поста. Считалось, что огонь из таких дров имеет особенную, очистительную силу. В Беларуси в землю зарывали телячьи кости — чтобы урожай не побило градом. Как бы ни отличались пасхальные ритуалы, смысл у них был один: радоваться Воскресению Христову и весеннему обновлению мира. В старину на Руси верили, что до самого Вознесения Христос будет ходить по земле. А значит, его надо хорошо встретить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector