В день рождения поминают умершего

В день рождения поминают умершего

Поминовение усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём ( Сир. 7:39 ).
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ).

Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» ( Ин. 11:26 ). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

— Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).

— Милостыня

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

— Молитва

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Для молитв за умерших назначен и особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:

– Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;
– Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;
– Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;
– Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского); Радоница (во вторник второй недели после Пасхи),
– 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Читать еще:  Как поминать некрещеных людей

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» ( 1Кор.13:8 ).

Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви, не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через мытарства, ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия, и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет — усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.

Можно ли ходить на кладбище в день рождения умершего

В последнее время, вопросы о том, можно ли ходить в день рождения умершего на кладбище, участились. Когда человек уходит навсегда, то это всегда большая потеря для его родственников и близких друзей. И не важно, сколько ему было лет, родным хочется его помянуть, идти на могилу, сделать что-то хорошее, облегчить его посмертное существование. Иногда провести поминки в положенную дату не получается по семейным обстоятельствам, поэтому близкие спрашивают усвященнослужителей, как правильно делают поминание покойного, можно ли накрыть стол, отмечать день рождения, именин жены, мужа, отца или матери усопшего родственника, идти на место упокоения.

Читать еще:  Кулич на топленом молоке

Что такое смерть в христианской традиции

В православии, днем рождения умершего человека, считают день его смерти. По христианским учениям – умирает только земное человеческое тело, как поется в погребальном каноне – «земля еси, и в землю отыдеши (уйдешь)». И как Бог при сотворении создал человеческое тело из земли (праха), так оно после смерти сразу превращается в землю – становится очень тяжелым, и постепенно практически полностью растворяется в почве. А душа человека, это то, чем наделяет при зачатии, человеческое тело Бог – бессмертная искорка, которая при жизни заключена в теле, а после освобождения (гибели), рождается для новой, вечной жизни и уходит назад к Богу. Недаром в православии, смерть называют успением (засыпанием). Поэтому, когда человек умирает, его близкие люди печалятся от расставания с ним, но верят, что через положенное время они опять будут вместе, в другом, лучшем мире.

Когда положено поминать усопших

По православным канонам, посещение кладбища положено не в день рождения умершего, а в специально отведенные для этого дни. Этими датами являются: день похорон (обычно 3 после смерти), 9, 40 день, полгода после смерти (по желанию), годовщина смерти, и далее, в зависимости от желания и возможности. Обычно, ехать на кладбище разрешается в Родительские субботы (особые поминальные дни) и Радоницу (9 сутки после Пасхи).

Не положено приходить на погост, когда отмечаются большие церковные праздники – на Пасху и последующую за ней светлую седмицу (неделю), праздник Святой Троицы, Рождество. Также, в дни больших церковных праздников не положенозаказывать за покойных, индивидуальные поименные молитвы на Божественной литургии.

Но никаких строгих запретов в православии не существует. Священники дают ответ, что посещать по внутренней потребности погост и читать поминальную молитву, можно в любой день, это не является грехом.

Как правильно поминать усопших

Сейчас довольно распространена языческая традиция – прийти и устраивать поминки на могилах. Наши предки даже не могли подумать о том, отмечают ли день рождения умершего человека пиршеством на кладбище, тем более, отметить распитием спиртных напитков. Это считалось кощунством, как пение веселых песенок на похоронах. Кладбище – это место захоронения тела, а душа его, бессмертная суть, находится не в земле, а на небе. Поэтому заказывать все поминания и молитвы надо не о теле, а о душе. А душе не нужны алкогольные поминки, ей нужны молитвы и добрые дела, которые совершают в память о ней, от ее имени, когда человек сам уже не может их сделать и нуждается в помощи живых.

Церковные поминовения

Поминать умершего в любой день или его рождения, можно, заказав в церкви:

  • Панихиду, особое краткое богослужение, которое проводит священник в храме, кладбищенской церкви или на могиле покойного. Бывает индивидуальная панихида – на погребение, 3, 9, 40 день и по потребности, в любой другой день, после сорокового. И общая – на Родительские субботы и Радоницу, когда поминают всех усопших христиан;
  • Литию – усиленное моление о покойном вне храма, обычно на кладбище (можно и о живых, в серьезных обстоятельствах);
  • Краткое поминание – заказывать обедню (один раз на литургии), сорокоуст (службы в течение 40 дней), полугодовое, годовое поминание и заказать вечное (в монастырях).

После церковной молитвы, можно съездить на погост, посетить могилу, посадить траву, цветы, мужчине необходимо подновить крест или памятник. Не возбраняется отметить за столом дату рождения покойного, вместе с близкими людьми, вспомнить его, надо сказать несколько добрых слов или вспомнить какие-то события, с ним связанные. Главное, чтобы поминальный обед не перерос в обильный пир, когда гости и сами не помнят, по какому поводу решили праздновать.

Личное поминовение

Лично, можно помянуть усопшего в день его рождения, как в церкви, так и дома. Поставить на канонном столе (стол с множеством свечей за усопших христиан) свечу, приходить и помолиться церковной молитвой или своими словами можно в храме и дома, принести поминовение на канонный стол – продукты и вещи, или раздать их нуждающимся.

Читать еще:  Как лучше запоминать стихи

Многие смущаются как поступить, отдавать ли деньги и продукты профессиональным нищим, постоянно собирающим пожертвования около храмов, кладбищ или других мест. Это делать необязательно. Можно найти нуждающихся старых и больных людей в домах престарелых, детских домах, ехать и помогать им по возможности, надо совершить доброе дело, в память души усопшего близкого. Можно постоянно чем-то помогать многодетной семье или больной соседке, пожилому человеку, не обязательно деньгами, иногда физическая помощь – сходить в магазин, помочь дойти до машины, поднести коляску, просто сказать доброе слово, может цениться намного выше.

Как просить молитв за усопшего

В церкви или вне ее, подавая деньги, продукты или вещи, можно в день рождения умершего, или любой другой, попросить человека молиться за покойного, и назвать его имя. Это имя должно быть тем, которым его крестили, оно не обязательно будет таким, которым его записали, когда он родился.

Не нужно вслух просить молитв за покойника, если нет уверенности в том, что человек, принимающий подаяние или помощь – православный верующий. Как и искать только православных нуждающихся. По христианским учениям, надо помогать ближнему своему, а ближним для нас является тот, кто на данный момент находится рядом. Вне зависимости, от того, как называется его вера, степени сродства или цвета кожи. Простое «спаси-бо», само по себе является молитвой – так как состоит из двух частей – Спаси Бог, и если к нему мысленно назвать имя умершего близкого человека, то это уже будет молитвой за усопшего.

Кладбищенские суеверия

Люди постоянно интересуются, ходят ли в день рождения усопшего, на кладбище после обеда или вечером, так как иногда поминовения выпадают на рабочее время, и нет никакой возможности утром ездить на могилу родственника, мужа илиотца. После революции, когда запретили изучать церковные дисциплины в школах, большинство потеряло связь с православными традициями. На место правильных твердых знаний, пришли суеверия. Многие из них, касаются смерти, как наиболее непознанного состояния человека.

Нет никаких запретов в христианстве, которые относились бы ко времени, в которое принято посещать могилки. Батюшки дают ответ, что опасаться стоит живых людей. Поэтому запоздавших посетителей, на кладбище могут ожидать неприятные встречи с асоциальными личностями – бомжами, алкоголиками, которые обходят могилы в ожидании подношений, оставленных продуктов или водки, или стаей бродячих животных. Также, по ночам на погосте часто бывают сатанисты, наркоманы, экстремалы и прочие не здоровые психически люди, встреча с которыми чревата последствиями.

Утверждения, что побывав на кладбище в день рождения покойного, нельзя оборачиваться, не поднимают уроненную вещь, или оставляют вместо нее конфету или делают что-то еще – также называются не подкрепленные никакими учениями, простыми суевериями.

Посещение беременным и детям погоста и могил родственников, чтобы отдать дань памяти – не запрещаются. Если ребенку понятно объяснить, что смерть – это простой переход в другое состояние, невидимое, то пугаться и плакать он не будет. Решать ездить ли на кладбище ребенку – это право его родителей. Также как и для беременной, сходить на могилы мамы, папы или супруга – вопрос физического состояния.

Как вести себя на погосте

Церковью не приветствуется языческий обычай, приношение еды или напитков на кладбище, оставление продуктов на могиле покойника. Нельзя есть на погосте, проводить как бы совместную трапезу, это является пережитком до христианской эпохи.

Если родители берут с собой детей, то им нужно заранее объяснить правила поведения – рассказать, что нельзя бегать по кладбищу, брать сладости или напитки с чужих могил, смеяться, слушать громкую музыку.

По учениям Церкви, на погостах нет душ умерших, так как они ушли дальше, приход на захоронения, приносит пользу живым людям. Это место, где можно воскресить в памяти своих ушедших родственников и друзей, подумать о мимолетности земной жизни. Еще раз осознать, что с собой на тот свет, невозможно взять карьеру, дома и деньги. Необходимо понять, что жить надо так, чтобы потом не пожалеть об упущенных возможностях сделать добро, простить обидящих и самому попросить прощения. Поспешить, пока не поздно в храм и приблизиться к Богу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector