В какие даты поминают умерших
Как правильно поминать усопших в годовщину смерти?
Поминание усопших — важная часть духовной жизни православного христианина. Молитвы об умерших свидетельствуют о том, что наша земная жизнь не есть пределом, не есть смыслом и целью существования. За порогом физического бытия начинается жизнь вечна, и она зависит от того, как человек прошел свой земной путь. Это великая тайна, но и великое утешение — мы знаем, что умирая, наши близкие не исчезают во мраке, не пропадают и не растворяются в небытие, но только лишь переходят в другую — духовную — реальность.
Христианское отношение к смерти соединяет в себе вполне понятную скорбь об ушедшем близком человеке, а с другой стороны, светлое чувство, что человек ушел к Богу. Верующим людям намного проще переносить расставание с близкими, потому что они знают, что это расставание не навсегда, а только лишь на время.
Для того, чтобы почтить память умершего, вознести свои молитвы о его упокоении, вспомнить его при жизни — православные христиане устраивают поминки. Они бывают на разные сроки после смерти человека. Сегодня узнаем, как следует правильно отмечать первую годовщину после смерти, что надо делать в этот день.
Смысл поминания на год после смерти
Кроме поминаний, которые отмечаются довольно скоро после смерти, большое значение имеет первая годовщина смерти. Богослужебный год имеет свой цикл, поскольку именно за год происходят все богослужения и проходят болььшие церковные праздники. Поэтому год в православной церкви считается неким завершенным циклом. Поминание на годовщину смерти как бы подводит итог начальному этапу после смерти человека.
Ещё статьи о поминовении умерших:
Для верующего человека этот день должен отмечаться не только как день скорби, но и как некоего рода «день рождения» в новую, вечную жизнь. Вполне понятна наша чисто человеческая скорбь и печаль, когда близкие уходят, но она не должна переходить в глубокое уныние, депрессию и невозможность жить дальше. Если мы доверяем Богу, мы должны положиться на его попечение о каждом из нас — и об умерших, и об оставшихся еще живых.
Зачем вообще поминают умерших и какой смысл в это вкладывается? Тут мы видим большую разбежность между людьми верующими и неверующими. Для обычного мирского человека, который не открыл для себя радости воцерковления и познания Бога, поминки представляют собой, как правило, застолье. Люди собираются за общим столом, едят и пьют, могут вспоминать умершего при жизни. Если умер очень близкий человек, то поминки часто проходят в атмосфере гнетущего беспросветного горя.
Для верующего воцерковленного человека основной смысл поминовения — это молитва за усопшего. Это не означает, что нельзя организовать поминальный обед и позвать на него близких. Можно встретиться и за столом, но при этом нужно помнить, что еда и питье совершенно не нужны душе умершего человека.
Важно! Именно поэтому совершенно бессмысленными являются суеверия, когда в квартире или на могиле человека оставляют какую-либо еду, якобы чтобы усопший ел и пил.
Все, что нужно душе усопшего — искренняя молитва о нем, милостыня от его имени. Поэтому с православной точки зрения поминки на год — это возможность собраться людям, которые готовы искренне молиться за умершего. Да, они вполне могут поучаствовать и в поминальном обеде, но атмосфера такого собрания будет совсем иная, более тихая и светлая.
Православные обряды по усопшим:
С этой точки зрения, получается, довольно бессмысленно, когда на поминки собираются люди, не верующие в Бога и, соответственно, вечную жизнь души. Если со смертью тела человек перестает существовать, то какой смысл его поминать? Это делать имеет смысл только тогда, когда люди понимают, что после физической смерти от человека остается что-то живое. Этим и является бессмертна богоданная человеческая душа.
Как правильно организовать годовщину смерти
Когда приближается знаковая дата, родные и близкие усопшего задаются вопросом правильной организации поминок. С чего нужно начинать и как все сделать правильно?
Конечно, первое, что нужно сделать — заказать в храме заупокойные богослужения. Это может быть панихида, сорокоуст за упокой. Очень желательно, чтобы близкие не только подали записочку с именем усопшего человека, но и сами побывали на богослужении, помолились вместе с Церковью. Конечно, это касается тех, кто воцерковлен и понимает необходимость таких действий.
После богослужения можно съездить проведать могилку умершего, навести там порядок. Не нужно при этом следовать сотням народных суеверий, которые «регламентируют» посещения кладбищ. К примеру, к таким суевериям относятся:
- предписание ходить на кладбище только в первую половину дня — якобы, именно в это время там присутствуют души умерших, с которыми можно невидимо встретится;
- входить на кладбище дозволяется только через узкую калиточку, а через ворота проходить нельзя, поскольку там провозят покойников. Абсурдность этого суеверия очевидна, поскольку покойников возят и по улицам, и по больницам, и много где еще, но мы же не перестаем из-за этого ходить по дороге, по которой везли умершего;
- традиция оставлять еду и питье на могилке для кормления усопшего. Очевидно, что физическая еда ему уже давно не нужна. Гораздо лучше раздать пищу нищим с просьбой помянут умершего;
- суеверный страх любых предметов с кладбища и атрибутов похорон. Конечно, странным и кощунственным будет, например, собирать букеты цветов на кладбище, но если вы случайно привезли что-либо с кладбища, или у вас остались какие-либо предметы, там используемые — не стоит их бояться. Это просто вещи.
Такие и многие другие суеверия имеют своей целью отвлечь человека от истинной веры, подменить ее, увести внимание от важного на всякие глупости. Не нужно этому поддаваться.
Поминальная трапеза
После посещения кладбища можно отправится и на поминальную трапезу. Ее часто заказывают в кафе, так намного удобнее разместить и накормить большое количество людей. Понятно, что музыка на таких мероприятиях неуместна, ее выключают, а трапеза проходит тихо, спокойно, с молитвой и добрыми воспоминаниями о покойном.
На первую годовщину традиционно принято приглашать всех или многих родственников и друзей покойного. Чаще всего, такая компания оказывается очень разной в плане воцерковления и веры. Но если поминаемый человек был искренне верующим христианином, то его поминки нужно устраивать согласно христианским обычаям, даже если это непонятно кому-то из близких.
Людям нужно объяснить, как и почему совершаются те или иные действия, зачем они нужны. Неверующие и невоцерковленные люди могут не участвовать в общей молитве, посещении заупокойного богослужения и прочих православных традициях, но они должны их уважать и не мешать их проведению, если решили прийти на поминки.
Отдельное внимание при организации поминальной трапезы на первую годовщину смерти нужно уделить вопросу алкоголя. К сожалению, очень часто любые застолья, в том числе и поминальные, превращаются в попойку, где количество алкоголя превышает все разумные меры. Конечно, для православного христианина такой подход не допустим.
Строгого запрета на употребление алкоголя на такой трапезе нет, но нельзя забывать о цели поминального обеда и не превращать его в обычное застолье, где люди пьянеют и начинают неподобающе себя вести. Это грех и кощунство. Так поминание проходить не должно.
Частые вопросы о годовщине смерти
Даже когда близкие в целом правильно понимают организацию поминок на годовщину смерти, часто возникает множество мелких бытовых или практических вопросов. Попробуем ответить на основные из них.
- Когда организовывать поминки?
В нашей церкви поминальную панихиду и все сопутствующие мероприятия притяно заказывать либо день в день, либо за один день до самой годовщины.
- Как одеваться на поминки?
Традиционно считается, что близкие люди носят траур по умершему первый год после его смерти. Сегодня эта традиция не очень распространена, да и подходы к одежде в обществе сильно поменялись. Никто не смотрит косо на человека, похоронившего родственника, и не одетого в черное. Поэтому на поминки нужно одеваться так, как вы привыкли ходить этот год.
Конечно, нужно воздержаться от излишне ярких, броских, вызывающих одеяний, а отдать предпочтение сдержанной одежде, преимущественно темных тонов. Но и специально наряжаться и покупать себе черные одежды не стоит, если вы ежедневно их не носите.
- Что принести в храм на панихидный столик?
Заказывая в храме панихиду, традиционно положено приносить какую-либо еду и оставлять ее на специальном столике. Эти продукты после службы освящаются и раздаются тем, кто в них нуждается, а также из них готовят храмовые обеды. Можно принести: хлеб, крупы, макароны, сахар, подсолнечное или сливочное масло, конфеты и печенье, фрукты, а также любые другие продукты.
Не нужно приносить скоропортящиеся деликатесы, торты с кремом, крепкие алкогольные напитки и тому подобное. Поскольку в каждом храме могут быть свои порядки и традиции, лучше этот момент уточнить именно там, где вы будете заказывать панихиду.
- Что готовить или заказывать на поминальный обед?
Существует масса традиций и суеверий, связанных с проведением поминальной трапезы на годовщину. Где-то принято есть исключительно ложками, где-то ставят пустой стул, тарелку и приборы для покойника, где-то поминают исключительно водкой и никакими другими напитками.
Православный христианин должен помнить, что все эти внешние атрибуты не имеют никакого значения для души умершего человека, а поминание алкоголем всегда осуждалось в нашей церкви. Поминальный обед нужен не усопшему, а его живым близким, которые потрудились сходить на кладбище и богослужение и нуждаются теперь в подкреплении своих сил.
Поэтому меню можно составлять на свое усмотрение, учитывая пищевые привычки присутствующих. Традиционно начинают трапезу с кутьи, после чего можно есть любые другие блюда.
- Кого звать на годовщину смерти?
Какого масштаба устраивать поминки на год решает семья умершего человека. Кто-то собирает большую компанию из всех друзей и знакомых, а кто-то ограничивается тесным семейным кругом. Во многом это зависит от возможностей семьи — в наше время накрыть стол для большой компании является делом затратным и хлопотным.
Но важно не то, сколько людей соберется на поминки, а с каким сердцем эти люди придут. Если даже собирается всего несколько человек, но они искренне молятся за упокоение души, такие поминки будут иметь большое значение.
- Что делать, если с поминок остается еда?
Часто бытует мнение, что с поминальной трапезы нельзя забирать оставшуюся еду — это плохая примета. На самом деле, это очередное суеверие, которых очень много вокруг темы смерти и похорон. Если на трапезе остается еда — ее можно раздать гостям, можно забрать домой, можно накормить неимущих. Никакого мистического смысла в этой пище нет и никакого негатива она не несет.
- Что делать с суеверными родственниками?
В семьях, где к воцерковлению пришли не все родные, часто разгораются дебаты по поводу вопросов организации поминок. Как правило, в невоцерковленной среде царит огромное количество суеверий и поверий, якобы обязательных для исполнения. Это и стакан с водой, который ставят, чтобы покойник пил, и ношение еды на кладбище, и отдельное пустое место для умершего и многое другое.
Православный христианин понимает всю глупость и тщету таких внешних действий и часто пытается донести это до остальных. Но, чаще всего, натыкается на стену непонимания, что может довести до конфликта. Если вы видите, что близкие не готовы принимать ваши доводы — не стоит усердствовать.
Люди склонны держаться за привычные внешние действия, поскольку это дарит некое ощущение порядка и того, что все делается «правильно», «так, как надо», «так делали всегда». Если речь не идет о каких-либо существенных искажениях православия, то на внешние формальности можно просто не обращать внимания.
- Если годовщина припала на пост
Как организовать поминки, если человек умер в пост? Тут нужно искать золотую середину. Если умерший и его ближайшие родственники, которые и занимаются поминками, всегда соблюдали посты, вполне уместно будет сохранить эту традицию и для поминальной трапезы. Если приглашены люди, не знакомые с практикой соблюдения поста, им можно объяснить, что в вашей семье есть такая традиция и она важна.
Тем не менее, если среди пришедших на поминки могут быть люди, категорически отвергающие пост — нужно позаботиться, чтобы меню было составлено с учетом их привычек питания. Поминки — это не то место, где нужно спорить о важности и необходимости поста. Это дело каждого человека и не нужно никого заставлять против воли.
Дни поминовения усопших
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Постараемся, насколько это возможно, помогать усопшим. Вместо слез, рыданий и пышных гробниц поможем им нашими молитвами, приношениями и милостыней, дабы и они и мы получили обетованные блага». Душа после смерти испытывает великую скорбь, проходит через страдания и мытарства. Правильное поминовение умерших позволяет облегчить их участь и умилостивить Бога во время Небесного Суда.
Всякий желающий проявить любовь к усопшим родным и близким и оказать им реальную помощь в загробном мире может сделать это с помощью молитвы и подачи записки на Божественную литургию. Еще одним важным действием для поминовения является милостыня. Под этим понимается не только раздача подаяния нищим, но также любое бескорыстное благодеяние по отношению к нуждающимся.
Когда поминать умерших родных?
Православная Церковь отводит каждому дню в седмице свою роль. Памяти Святых и почивших посвящена суббота. В этот день в храме принято молиться за всех, кто перешел от земной жизни в загробный мир. Молитва не проводится только в том случае, если поминальная дата совпадает с каким-либо важным церковным праздником.
Помимо частных поминовений усопших, Церковью установлены общие даты поминовения. Они получили название родительских суббот. Выбор субботних дней не случаен. В Библии сказано, что именно на шестой день сотворения мира Бог отдыхал от своих трудов. Таким образов, суббота символизирует покой живых и упокоение душ умерших. Родительскими же дни названы потому, что люди обычно поминают самых дорогих для себя людей — родителей.
Перечень обязательных дней, когда следует поминать родных и близких после смерти, включает:
- Вселенскую мясопустную родительскую субботу. Она проходит за неделю до Великого поста. Свое название суббота получила по следующему идущему за ней дню — мясопустной неделе (последний день, когда можно есть мясо).
- Родительские вселенские субботы, приходящиеся на вторую, третью и четвертую неделю Великого поста.
- Радоница. Этот день приходится на вторник следующей недели после Пасхи. Радоница символизирует радость живых и умерших о Воскресении Христовом.
- 9 мая. Это единственный поминальный день, не имеющий плавающей даты. Он предназначен для поминовения всех погибших во время Великой Отечественной войны.
- Троицкая вселенская родительская суббота. Это день перед днем Святой Троицы. Во многих случаях верующие придерживаются неправильного обычая и считают непосредственно Троицу родительским днем.
- День Усекновения главы Пророка Иоанна Крестителя. Дата установлена по указу Екатерины II в 1769 году. В этот день Церковь поминает православных воинов, погибших за Веру и Отечество.
- Димитриевская родительская суббота. Она наступает за неделю до праздника памяти великомученика Димитрия Солунского, который является Небесным Покровителем великого князя Димитрия Донского. В этот день Церковь поминает как воинов, погибших за Отечество, так и всех усопших православных христиан.
В поминальные дни в православии принято посещать храмы, в которых проходят заупокойные службы. Верующие приносят в церковь жертву на поминальный стол. Как правило, это различные продукты — хлеб, пироги, мука, сахар, сладости, овощи, фрукты, крупы. Запрещено приносить мясо и мясные изделия. После окончания панихиды продукты раздаются нуждающимся, отправляются в приюты и дома престарелых. В родительские дни, которые приходятся на весну или лето, желательно после посещения храма прийти на могилы усопших родственников, убрать там мусор и помолиться за упокой их душ.
Особое значение имеет поминовение на третий, девятый и сороковой дни после смерти. В это время душа проходит важные этапы на своем посмертном пути к вечной жизни. На третьи сутки она окончательно расстается с телом и возносится на Небеса. С третьего по девятый день ангелы показывают ей Райскую обитель. Затем душа отправляется в Ад, где проходит мытарства и испытания за совершенные при жизни грехи. На сороковой день происходит Небесный суд, который вершит участь усопшего. Душа отправляется либо в Рай, либо в Ад, в зависимости от того, добрые или злые поступки превалировали на ее земном пути. Облегчить участь усопшего можно постоянной молитвой и просьбами о милости Божьей.
Когда помянуть родителей?
Особых дней, отведенных специально для поминовения родителей, в православии не существует. Руководствоваться здесь нужно общими правилами. Поминовения осуществляются в церкви на родительские субботы, ежедневной домашней молитвой, подачей записок на проскомидию. Святые отцы говорят, что к Богу можно обращаться в любой час, главное — делать это искренне, от души.
В какие дни поминовение усопших лучше не проводить?
Церковь не рекомендует выполнять поминовение покойных в день Святой Пасхи. Для православных христиан это самый главный праздник и самое важное торжество. Верующие должны забыть обо всех делах, скорбях и утратах и все свои мысли сосредоточить на безраздельной радости от Воскресения Спасителя. В этот день, а также на протяжении всей Светлой седмицы в душах не должно быть места для страха смерти. Наоборот, этот праздник является напоминанием о том, как Иисус Христос попрал смерть своим воскрешением и подарил всем людям надежду на вечную жизнь.
Помимо Пасхи, не совершаются гласные поминовения в великие, двунадесятые, Господские и Богородичные праздники. Список и даты этих торжеств можно найти в ежегодном церковном календаре. Также существует запрет на поминовения в будничные дни Святой Четыредесятницы и определенные дни других постов. Причем Церковь считает целесообразным исключить даже негласные заупокойные моления. Дело в том, что эти дни являются особо печальными для верующих и предназначены для усиленного покаяния и плача. По замыслу святых отцов, души усопших должны соучаствовать живым в эти скорбные моменты и нести некоторую епитимью через лишение быть поминаемыми.
Поминовение умерших
Третий, девятый и сороковой день; годовщина памяти.
Как и почему наши молитвы могут быть благотворны для умерших?
Поминовение на Божественной литургии
Третий день памяти по умершему. Святая Церковь молится постоянно о всех «прежде почивших отцех и братиях наших», но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше благочестивое желание и нужда. Такое поминовение называется частным, к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина.
О поминовении усопших в третий день после смерти повествует предание апостольское. В нем говорится, что Господь воскрес на третий день, поэтому и нам надо в этот день усиленно Ему молиться, памятуя, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души.
Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил ему: «Когда в третий день бывает в Церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса, для поклонения Богу всяческих».
Девятый день. В этот день Святая Церковь совершает молитвы и бескровную Жертву об усопшем также по преданию апостольскому. Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих. Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»
По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.
Сороковой день. Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. По установлению Святой Церкви положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст), и особенно – в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное.
Преподобный Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души после смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей разнообразные муки нечестивых (грешных) людей, находящихся там в разных отделениях и местах мучений ада, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу. Теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».
Что мы можем сделать для умерших после их смерти? Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться о сорокоусте, то есть ежедневном в течение сорока дней поминовении во время Божественной литургии. По возможности, хорошо заказать сорок обеден, и даже в нескольких храмах.
Если смерть человека случится во время Великого поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресения обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого поста не заказывается, так как в этот период Божественной литургии каждый день не бывает.
Во время Пасхальной недели (первая неделя по Пасхе) панихид не бывает, ибо Пасха – это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей недели не заказывают обедни об усопших, не заказывают панихид. Со вторника Фоминой недели (вторая неделя по Пасхе) уже принимаются, сорокоусты и заказные обедни об упокоении. Этот день называется Радоницей, потому что именно в этот день и мертвым возвещается радость о Воскресении Христовом.
В третий, девятый и сороковой день закажите в церкви обедни об упокоении усопшего (называют его полное имя). Дома, в память о нем, в эти дни собираются за трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души его во Царствии Небесном. Хорошо также послать пожертвование монастырям, чтобы там молились вечно об упокоении души усопшего.
Годовая. День смерти христианина есть день рождения его для новой лучшей жизни. Вот почему мы празднуем память наших братий по истечении года со дня их кончины, умоляя благоутробие Божие, да милостив будет Господь душам их, да подаст им вожделенное отечество в вечное наследие и сотворит их жителями рая.
Но не только в годовщину смерти следует поминать усопших, но и в дни их земного рождения, в дни их именин (день памяти святого, имя которого они носили).
В дни их памяти закажите в церкви обедню об их упокоении, помолитесь за них дома, помяните их за своей трапезой.
Как и почему наши молитвы могут быть благотворны для умерших? Некоторые души, спустя сорок дней, оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда (второго пришествия Господа, когда Он будет судить всех живых и мертвых). Но до этого все же возможны, изменения в загробной участи души, особенно благодаря принесению за нее молитв Церкви и творению добрых дел в память об умершем.
Польза молитвы как общественной, так и частной (домашней), о душах, находящихся даже в аду, описана в житиях святых и подвижников, в святоотеческих наставлениях.
Наши молитвы могут действовать на души усопших непосредственно, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, пребывая в общении с Церковью и с Господом Иисусом. В этом случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать Церкви: одному и тому же Телу Христову ( Еф. 1: 23 ; Кол. 1: 18 ).
Скончавшиеся в правой вере и истинном раскаянии перенесли в иной мир начаток добра, или семя новой жизни, которое только не успели сами раскрыть здесь и которое, под влиянием наших молитв, при благословении Божием, может мало-помалу развиться и принести плод подобно доброму семени в земле под живительным влиянием солнца, при благорастворении воздуха.
Скончавшимся в нечестии и нераскаянности и совершенно погасившим в себе Дух Христов ( 1Фес. 5: 19 ), то есть отвергшим веру в Бога, не помогут никакие молитвы еще живущих братий.
Итак, не новые заслуги приобретаются для умерших, когда за них молятся, а только извлекается добро из прежде положенных ими начал.
Святитель Епифаний поучает нас: «Живые и оставшиеся (на земле) веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего».
В альманахе «Странник» (за 1864 год) рассказан такой случай. В одном селе скоропостижно умер дьяк. У него был сын – чиновник. Нечаянная (неожиданная) смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну в течение года. Зная, что в литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения: «Тебе поем. Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся. Боже наш», – печальный сын, находясь в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник (следующего дня после праздника дня Святого Духа) он видит своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал: «Благодарю тебя, сын мой».
Поминовение на Божественной литургии. Панихида и домашняя молитва за усопшего, добрые дела, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвования на Церковь), – все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Во время этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии.
Было много явлений усопших и других событий, подтверждающих, как полезно такое поминовение преставившимся. Умершие в покаянии, хотя и не сумели явить его при жизни, освобождаются от мучений и получают упокоение.
В Церкви постоянно возносятся молитвы об усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение «о иже в аде держимых» (о тех, кто в аде содержится).
Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, часто совершал Божественную литургию об усопших и рассказывал: «Один узник, за которого родители, почитавшие его умершим, трижды в год совершали Божественную литургию (в дни Богоявления, Святой Пасхи и Пятидесятницы), по освобождении из плена неожиданно явился домой к своим родителям и рассказал, что в эти самые дни приходил к нему в темницу некий славный муж: оковы спадали с ног узника, он делался свободным. В прочие же дни он опять содержался в оковах».
Итак, позаботимся же об ушедших от нас в иной мир, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф. 5: 7 ).
Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.
Сроки проведения поминок
После смерти тело человека предается земле. Там оно покоится до того момента, когда наступит всеобщее Воскресение. В христианстве смерть не является концом существования. Она лишь завершает земной путь человека. С ее наступлением начинается этап, к которому каждый верующий стремится на протяжении всей жизни. Познать истинный смысл бытия и умереть в вере — значит победить смерть.
Когда можно поминать усопших?
У Христианской Церкви нет таких понятий как «живой» и «мертвый» человек. Перед Богом все равны. С этим связана традиция поминовения усопших. Она проводится три раза после смерти. Помимо этих дат, есть еще даты, когда поминают всех погибших.
Как проводить поминовение умершего?
С дня кончины отсчитываются 3-ий, 9-ый и 40-ой дни. Церковные служители в эти дни читают молитву о покойном и приносят бескровную жертву об упокоении души покойного. Выбор именно этих дат обусловлен церковным учением том, куда направляется душа после окончания земной жизни.
Сроки проведения поминок
Очень важен третий поминальный день. Церковный канон гласит, что душа человека отправляется на небеса именно тогда. Первые двое суток она остается среди нас, сопровождаемая Ангелом. С ним они путешествуют по местам, которые оставили важный след в земном пути человека. Это могут быть счастливые моменты, или же наоборот, испытываемая горечь и боль. Церковь утверждает, что если душа была добродетельна, значит она отправится туда, где она совершала праведные деяния.
После этого душа следует на небо для поклонения Богу, это объясняет важность поминок в этот день. Родные молятся за нее, посещают церковь. Принято собирать поминальный стол. Во время обеда посетители выражают свое горе и говорят хорошее о покойном.
Когда поминать усопших?
Девять дней
Спустя три дня после смерти, Ангел сопровождает душу покойного в Царство Небесное. Там душа может насладиться всеми блаженствами райской жизни. Там она находится на протяжении шести дней.
Если при жизни человек чтил Господа и не нарушал заповедей, в этом месте душа обретает блаженство и покой. Но, в ином случае, грехи, совершенные на земле, не дадут почувствовать наслаждение. Душа испытает скорбь и раскаяние в своем поведении.
С наступлением девятого дня, Ангелы должны привести душу человека к Богу на поклонение. В это время церковная служба молится за покойного, прося милосердия Господа. Это, как правило, проходит в узком кругу самых близких людей. Можно посетить кладбище, принести цветы на могилу и вспомнить о добрых делах покойного. Не стоит забывать о молитве, ее сила очень велика.
Сороковой день
Согласно православным верованиям поминание на 40-ой день имеет особое значение. Приведем краткое описание эпизода, подчеркивающего значимость этой цифры. На Синайской горе состоялась беседа Бога и пророка Моисея. Последний выдержал пост, длившийся сорок дней. Только после этого он получил от Бога скрижали закона.
Еще одно упоминание гласит, что израильтянам удалось достигнуть земли обетованной только после странствий по пустыне, которые продолжались 40 дней. С этим связаны и поминки на 40-ой день.
Душа покойного поднимается на святую гору Небесного Синая, там она видит Бога и достигает блаженства, к которому она стремилась. Затем она поселяется в небесные селения с праведниками.
После свершения поклонения Богу, душа отправляется в ад. Там она видит, как мучаются нераскаявшиеся в своих грехах. После того, как душа побывала в раю и аду, происходит третье возношение на поклонение Господу. Решается, где будет пребывать душа до совершения Страшного Суда.
Эта дата очень важна для вознесения молитв и поминовения в мире земных людей. В них должны принять участие все знакомые погибшего, которые хотели бы помянуть и помолиться за упокой его души. Сила молитвы заглаживает грехи умершего и просит Господа о том, чтобы он попал в рай. Не стоит недооценивать важность этого дня поминок.
Год после смерти
По истечении одного года после смерти проводят поминовение усопшего. Эта дата объясняется тем, что годовой круг — самый большой литургический цикл. По истечении года вновь повторяются все христианские праздники.
В этот день не обязательно приглашать всех родных. Достаточно присутствие самых главных людей в мирской жизни покойного. Для религиозного человека этот день символизирует начало новой жизни, которая будет длиться вечно.
Мы рассмотрели вопрос о том, как и когда, поминают умерших. Однако были названы не все даты, когда устраиваются поминки. Кроме поминальных дней, значимых для конкретного человека, церковью назначены дни, когда христиане молятся за всех погибших людей. Эти даты получили название — Вселенская панихида. Само название свидетельствует о масштабности этих событий. День, в который проводится поминовение, называется Вселенской родительской субботой.
Традиционное проведение поминального дня
В день поминовение важно не только молиться и устраивать поминальную трапезу. Помянуть усопшего поможет милостыня. Это не только подаяние нищим, но и совершение добрых поступков, оказание помощи людям, которые в ней нуждаются. Можно отнести еду и одежду в детский дом; пожертвовать на строительство и украшение храма; приютить человека, оставшегося без жилья; помочь пенсионерам и больным людям. Все эти действия являются милостыней.
Не забудьте угостить поминальной едой соседей, коллег по работе.
Человек, получивший помощь, благодарит за подаяние, и Господь воздает ему за это. Благодеяние и милостыня от имени усопшего имеют такое же значение, как если бы их совершил он сам.
Иоанн Златоуст считал, что роскошный погребальный обряд не свидетельствует о любви к покойному. Это лишь признак людского тщеславия. Не обязательно тратить много денег на похороны. На небесах это не повлияет на решение Господа. Пользу приносит милостыня, совершенная искренне.
Как должны проводиться поминки?
- Сообщите родным и друзьям о приближении поминального дня заранее. Пригласите самых близких людей покойного, которые любили и уважали его.
- Определитесь с местом поминок, это может быть общественное заведение или же собственный дом. Проследите за тем, чтобы все было хорошо организовано.
- В день поминок посетите могилу покойного, принесите цветы.
- За поминальным столом вспоминайте о благих поступках покойного.
- Помолитесь за благополучие его души, попросите милости Господа.
- Раздайте милостыню, сделайте это искренне, от чистого сердца.
К сожалению, человек не может предсказать дату своей смерти. Она настигает его неожиданно и может прийти в любой день. Родные должны соблюдать традиции Церкви при проведении поминок. Есть случаи, когда они не могут быть организованы, и следует перенести дату поминального дня.
Поминовение во время страстной недели
Вопрос можно ли делать поминки в страстную неделю часто волнует людей. Прохождение Литургии совершается с первого до третьего дня. В это время при прохождении церковной службы не происходит чтение Анафоры и молитвы за упокой. Следовательно, и поминовение не делают. После окончания службы допускается совершение небольшой молитвы об усопшем.
Если смерть пришлась на Страстную Седмицу, отпевание проводить разрешается, за исключением лишь дня, посвященного воспоминаниям о распятии, крестных страданий и погребении Иисуса, когда отпевания не проводятся.
Позвоните мне
Пожалуйста, оставьте свое имя и номер телефона
Как правильно поминать усопших: народные традиции и мнение священников
С давних пор поминальные традиции передавались из поколения в поколение. Люди следуют им и в наши дни, поминая близких, которых уже нет на этом свете.
Поминовение усопших: народные обычаи
Еще до принятия христианства славяне очень много времени уделяли поминовению своих усопших родственников. Сегодня языческие и церковные традиции во многом переплелись. Часто с ними совпадает и принятая православная традиция Родительских суббот. Но изначально, конечно же, были отличия. По сей день считается, что умершие не покидают нас окончательно. Есть даже способ защитить себя от дурного влияния, пробудив защиту рода. Это, возможно, и стало причиной такого тщательного поминовения усопших.
Традиционно славяне поминали мертвых на Семик и русальную неделю, на Радоницу и Пасху Мертвых, а также на Троицкой неделе. У украинцев и белорусов также был праздник Деды. В каждый из этих дней вспоминали своих умерших родственников и близких. Особенно насыщенными были дни русальной недели, поскольку считалось, что дети и девушки, умершие не своей смертью, в это время ходят по земле. Чтобы задобрить их, исполняли некоторые обряды, поддерживая давние народные традиции.
Помимо того, что ходили на кладбище, готовили традиционные блюда. Традиционно к поминальной еде относятся блины и кутья. Также варили кисель. Еду относили на кладбище и оставляли там, часть также раздавали нищим. Считается, что до принятия христианства славяне устраивали поминальные трапезы на могилах своих соплеменников. В некоторых местах на Радоницу в народе был обычай специально топить баню. Сами люди там не мылись. Покойным оставляли чистую одежду, а утром на рассыпанной заблаговременно золе искали следы умерших.
Дни поминовения усопших
Мертвых испокон веков поминали на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также через год. Впоследствии поминки на сороковой день были связаны с православием: душа умершего за это время переживает мытарства перед тем, как может быть принята а рай или ад, как верят христиане. Также в народе говорится, что на третий день изменяется образ, на девятый истлевает тело, а на сороковой — сердце. В христианской же традиции это обычай связан с верой в Триединого Бога. Таким образом живые просят Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа святого простить прегрешения усопшего.
По церковной традиции усопших поминают в день их рождения и в день Ангела. Помимо прочего, церковь устанавливает особенные даты поминовения усопших — Родительские субботы. Они часто привязаны к определенным событиям и праздникам. В году есть две Вселенских Родительских субботы. Они важны тем, что на литургии поминаются не только умершие естественной смертью, но и самоубийцы, которых церковь по правилам не отпевает. Помимо них поминают всех умерших не своей смертью или не погребенных. Первая из Вселенских Родительских суббот — суббота мясопустная, перед масленичной (сырной) неделей. Вторая — суббота перед праздником Троица. Также для поминовения усопших отводятся субботы 2,3 и 4 недели Великого Поста и некоторые другие дни. Подробнее о Родительских субботах и всех других христианских праздниках вы можете узнать из православного календаря на будущий год.
Мнение церкви о поминовении усопших
Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь. Обычно носят черную или темно-синюю одежду, часто не новую. Остальные обычные атрибуты траура исконно считаются языческими и с точки зрения церкви неправильными.
По сей день часто ставят пустой столовый прибор для покойного и даже оставляют место, на котором он обычно сидел. Еще более распространена практика наливать усопшему стопку водки и класть на нее кусок хлеба. Церковь считает подобные языческие традиции неверными, но они распространены и привычны для народа, поэтому каждый выбирает по своей вере.
Правильно и неправильно — понятие относительное. Единственный совет, который может быть в таком вопросе — это уважительное отношение к усопшему. Даже если вы считаете себя верующим христианином, не надо отпевать атеиста, если он этого не захотел перед смертью. То же самое касается и представителей другой веры: усопший хотел бы, чтобы его погребение проходило именно по тем правилам, которые устанавливает для него его вера. Поэтому провожайте в последний путь с учетом особенностей этого человека. Но вот молиться о близких не запрещено. Чем чаще вы ходите в церковь и читаете молитвы о семье, тем заметнее окажется и благополучие в вашем доме.
В таком щепетильном вопросе, как поминовение усопших, древние славяне проявляли почтение и любовь к семье и предкам. Желаем вам тесных и взаимных теплых отношений в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и