В какие дни нужно поминать усопших

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.

Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в

первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и

близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.

«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.

Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».

На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

Следующие молитвы читают в любые дни поминок.

«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».

«Богородице Дево, радуйся. »

В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

«Вечная память» (трижды).

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »

Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).

Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.

Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Дни поминовения усопших

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Постараемся, насколько это возможно, помогать усопшим. Вместо слез, рыданий и пышных гробниц поможем им нашими молитвами, приношениями и милостыней, дабы и они и мы получили обетованные блага». Душа после смерти испытывает великую скорбь, проходит через страдания и мытарства. Правильное поминовение умерших позволяет облегчить их участь и умилостивить Бога во время Небесного Суда.

Всякий желающий проявить любовь к усопшим родным и близким и оказать им реальную помощь в загробном мире может сделать это с помощью молитвы и подачи записки на Божественную литургию. Еще одним важным действием для поминовения является милостыня. Под этим понимается не только раздача подаяния нищим, но также любое бескорыстное благодеяние по отношению к нуждающимся.

Когда поминать умерших родных?

Православная Церковь отводит каждому дню в седмице свою роль. Памяти Святых и почивших посвящена суббота. В этот день в храме принято молиться за всех, кто перешел от земной жизни в загробный мир. Молитва не проводится только в том случае, если поминальная дата совпадает с каким-либо важным церковным праздником.

Помимо частных поминовений усопших, Церковью установлены общие даты поминовения. Они получили название родительских суббот. Выбор субботних дней не случаен. В Библии сказано, что именно на шестой день сотворения мира Бог отдыхал от своих трудов. Таким образов, суббота символизирует покой живых и упокоение душ умерших. Родительскими же дни названы потому, что люди обычно поминают самых дорогих для себя людей — родителей.

Перечень обязательных дней, когда следует поминать родных и близких после смерти, включает:

  • Вселенскую мясопустную родительскую субботу. Она проходит за неделю до Великого поста. Свое название суббота получила по следующему идущему за ней дню — мясопустной неделе (последний день, когда можно есть мясо).
  • Родительские вселенские субботы, приходящиеся на вторую, третью и четвертую неделю Великого поста.
  • Радоница. Этот день приходится на вторник следующей недели после Пасхи. Радоница символизирует радость живых и умерших о Воскресении Христовом.
  • 9 мая. Это единственный поминальный день, не имеющий плавающей даты. Он предназначен для поминовения всех погибших во время Великой Отечественной войны.
  • Троицкая вселенская родительская суббота. Это день перед днем Святой Троицы. Во многих случаях верующие придерживаются неправильного обычая и считают непосредственно Троицу родительским днем.
  • День Усекновения главы Пророка Иоанна Крестителя. Дата установлена по указу Екатерины II в 1769 году. В этот день Церковь поминает православных воинов, погибших за Веру и Отечество.
  • Димитриевская родительская суббота. Она наступает за неделю до праздника памяти великомученика Димитрия Солунского, который является Небесным Покровителем великого князя Димитрия Донского. В этот день Церковь поминает как воинов, погибших за Отечество, так и всех усопших православных христиан.
Читать еще:  В чем смысл поста перед пасхой

В поминальные дни в православии принято посещать храмы, в которых проходят заупокойные службы. Верующие приносят в церковь жертву на поминальный стол. Как правило, это различные продукты — хлеб, пироги, мука, сахар, сладости, овощи, фрукты, крупы. Запрещено приносить мясо и мясные изделия. После окончания панихиды продукты раздаются нуждающимся, отправляются в приюты и дома престарелых. В родительские дни, которые приходятся на весну или лето, желательно после посещения храма прийти на могилы усопших родственников, убрать там мусор и помолиться за упокой их душ.

Особое значение имеет поминовение на третий, девятый и сороковой дни после смерти. В это время душа проходит важные этапы на своем посмертном пути к вечной жизни. На третьи сутки она окончательно расстается с телом и возносится на Небеса. С третьего по девятый день ангелы показывают ей Райскую обитель. Затем душа отправляется в Ад, где проходит мытарства и испытания за совершенные при жизни грехи. На сороковой день происходит Небесный суд, который вершит участь усопшего. Душа отправляется либо в Рай, либо в Ад, в зависимости от того, добрые или злые поступки превалировали на ее земном пути. Облегчить участь усопшего можно постоянной молитвой и просьбами о милости Божьей.

Когда помянуть родителей?

Особых дней, отведенных специально для поминовения родителей, в православии не существует. Руководствоваться здесь нужно общими правилами. Поминовения осуществляются в церкви на родительские субботы, ежедневной домашней молитвой, подачей записок на проскомидию. Святые отцы говорят, что к Богу можно обращаться в любой час, главное — делать это искренне, от души.

В какие дни поминовение усопших лучше не проводить?

Церковь не рекомендует выполнять поминовение покойных в день Святой Пасхи. Для православных христиан это самый главный праздник и самое важное торжество. Верующие должны забыть обо всех делах, скорбях и утратах и все свои мысли сосредоточить на безраздельной радости от Воскресения Спасителя. В этот день, а также на протяжении всей Светлой седмицы в душах не должно быть места для страха смерти. Наоборот, этот праздник является напоминанием о том, как Иисус Христос попрал смерть своим воскрешением и подарил всем людям надежду на вечную жизнь.

Помимо Пасхи, не совершаются гласные поминовения в великие, двунадесятые, Господские и Богородичные праздники. Список и даты этих торжеств можно найти в ежегодном церковном календаре. Также существует запрет на поминовения в будничные дни Святой Четыредесятницы и определенные дни других постов. Причем Церковь считает целесообразным исключить даже негласные заупокойные моления. Дело в том, что эти дни являются особо печальными для верующих и предназначены для усиленного покаяния и плача. По замыслу святых отцов, души усопших должны соучаствовать живым в эти скорбные моменты и нести некоторую епитимью через лишение быть поминаемыми.

Как поминать усопших по уставу православной церкви

На сегодняшний день традиции и верования, указывающие на то, как поминать усопших, делать это, не нарушая существующих канонов, сильно переплелись и представляют собой остатки языческих и народных поверий и церковных правил.

В Православии некоторые народные праздники, оставшиеся со времен, когда славяне были язычниками, органично вошли в церковные каноны и закрепились церковными правилами.

На похоронах и в поминальные дни подают милостыню и еду, а после упокоения раздают одежду и деньги покойного малоимущим, с просьбой помянуть усопшего и помолиться за его душу.

Лучшим поминанием, по мнению церкви, будет молитва и милостыня, и не только в день похорон, но и в любой другой. Для того чтобы молиться за всех близких умерших людей, в храмах следует подавать записки, заказывать панихиды и молебны. Причем не просто подавать записки, а присутствовать на службах.

Молиться можно и нужно дома, по молитвослову, лишь бы обращение к Богу было искренним, а слова шли от самого сердца.

Что такое поминальные дни в православном календаре

Православная церковь установила особенные дни, когда упоминают усопших. Это:

  • Вселенская Родительская суббота перед масленичной неделей;
  • Вселенская Родительская суббота перед Троицей (в 2018 году она приходится на 26 мая);
  • Великопостные субботы на 2, 3 и 4 неделе Великого Поста перед Пасхой;
  • Радоница (отмечается на 9 день после Светлой Пасхи);
  • 9 мая и 11 сентября – дни, когда в храме служат панихиду по всем усопшим воинам;
  • 3 ноября – Дмитриевская родительская суббота и День памяти Дмитрия Солунского, великомученика.

По традиции, укоренившейся с незапамятных времен, на Пасху только радуются и отмечают церковный Праздник, а усопших поминают ровно на 9 день – в Радоницу.

Для чего совершается поминовение усопших

Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Поминание усопших совершается для определения их дальнейшего пути.

Всем известно, что жизненная стезя, в зависимости от того, как она прожита, приводит человека в преддверие вечных мук или вечного блаженства, и там душа и ожидает разрешения своей участи.

В этот период многое зависит от молитв, возносимых за него живыми, поэтому нужно не только справлять поминки, которые по сути не нужны умершим, но и молиться, прося у Господа Бога и Святых Угодников для смягчения участи и прощения грехов усопшему.

Поминание усопших на 3-й, 9-й, 40-й день — что нужно делать

В 3-й, 9-й и 40-й день обязательно, как диктуют церковные правила, нужно заказывать Панихиду по усопшему, чтобы способствовать благополучному разрешению его участи.

Необходимо раздавать милостыню в виде денег, еды и вещей, это тоже зачтется в ходатайстве живых за бессмертную душу покойного.

Поминать усопшего нужно всегда, в первые 40 дней проводить в особенно усердной молитве, а в 3-й, 9-й и на 40-й день заказывать панихиду.

Народный обычай предписывает в эти дни собирать близких за поминальные столы, и церковь этому не препятствует, но основное, что приносят для близкого христиане в этот период – свою пламенную и искреннюю молитву.

Как происходит поминовение усопших по уставу православной церкви

На 3-й, 9-й, 40-й день совершается служба, на которой Бескровная Жертва производится изыманием просфоры и 40 раз в эти дни упоминается имя покойного. Столько же раз окунается частица Бескровной Жертвы в Кровь Христову с молитвой о прощении души умершего.

Так же рекомендуется заказать сорокоуст — особо усердные молитвы, совершаемые в течение 40 дней. Бывают сорокоусты о здравии и о упокоении.

Как правильно поминать умерших родственников

После смерти близкого человека, нужно как можно скорее заказать поминальную службу в церкви, отстоять ее и желательно самому причаститься, простив покойному его земные обиды.

Таким образом молитва за умершего быстрее дойдет до Господа и тем самым облегчит участь покойного. Так же заказывают сорокоуст за новопреставленного раба Божьего.

Все субботы года, на которые не выпадут церковные праздники, считаются поминальными. В этот день можно вспоминать усопшего добрыми словами и молиться Богу за упокоение души его и вечером, и утром, и днем, и не только в Церкви, но и дома, перед иконами.

Делают или нет поминки на полгода

На этот счет в православных канонах нет ни запретов, ни специальных предписаний. Однако служители церкви считают, что вспоминать усопших нужно ежедневно, и ничего дурного в том, что говорят и поминают бессмертную душу в молитвах и между собой в полгода, церковь не усматривает.

Люди отмечают те даты, в которые чувствуют надобность вспомнить покойного и мысленно побыть с ним.

Поминают ли умершего в день его рождения

День рождения и День Ангела – дни, когда в Православии не только разрешено, но и положено поминать усопших. Это можно сделать и позже даты, и в день годовщины свадьбы супругов, но для правильного поминания необходимо подать в церкви записку с указанием имени покойного.

Можно ли поминать в воскресенье

По церковным канонам молиться, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день.

Поминки по усопшему нельзя устраивать в воскресенье, на Светлую Пасху, их переносят с Седмицы на Радоницу.

Можно ли делать поминки раньше даты смерти

Служители церкви считают, что ничего особенного в переносе даты поминок нет, а на крупные религиозные праздники есть даже специальные указания их не проводить (на Рождество и на Пасху).

Главное – вовремя подать поминальную записку в церковь и помолиться, а в какой день посидеть за поминальным столом – уже не так важно.

Читать еще:  Изделия из макарон на пасху

Как правильно поминать усопших на кладбище

Многие люди несут на поминальные дни на кладбище вино и водку, кладут пищу и оставляют ее на могилке.

Церковь не одобряет таких действий, а раздачу еды предлагает проводить голодным и страждущим.

Можно передавать из рук в руки с просьбой помолиться за упокой души усопшего, упомянуть его в ежедневных молитвах или даже просто вспомнить добрым словом.

Ни пить на могиле водку, ни тем более, выливать ее на место упокоения не следует – это считается кощунственным поступком.

Правильно помянуть усопших на кладбище – это зайти в Церковь, подать записку и помолиться о душе усопшего. Только после этого нужно идти на могилу, но ни в коем случае там не горевать и не рыдать в голос. Это ему не поможет, а только усугубит взаимную горечь утраты.

По большому счету, покойнику нужны только искренние молитвы живых, а не пышные надгробья, громкие поминальные речи и столы, накрытые на сотни человек. Оставлять еду на могилах – это разрешено с целью милостыни для бедных и бездомных, вести себя следует на кладбище прилично, ведь это место будущего воскресения из мертвых.

Нужно помолиться, зажечь свечку, прибрать могилку и мысленно поговорить с бессмертной душой усопшего.

Родительские субботы и дни особого поминовения усопших

Когда в Церкви молятся об усопших?

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:

1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);

2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;

3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;

4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.

В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.

Что такое родительские субботы?

Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Вселенские родительские субботы

Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.

Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.

Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.

Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.

Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий. », а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.

Субботы Великого поста

Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.

Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.

Частные родительские дни

Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).

Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.

Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.

Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.

Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).

Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.

Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.

Суеверия, связанные со смертью и поминками

Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.

Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.

Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.

Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.

Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.

Читать еще:  Крестят ли на пасху

Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.

В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.

Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2019 году

Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову — 10 февраля.

Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 2 марта.

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 23 марта.

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 30 марта.

День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая.

Радоница — 7 мая.

Троицкая родительская суббота — 15 июня.

Димитриевская родительская суббота — 2 ноября.

Вселенская родительская суббота: как правильно поминать усопших?

22 февраля православные верующие отметят Вселенскую родительскую субботу. Это суббота традиционно отмечается в последнюю субботу перед началом Великого поста. Накануне этого дня «МИР 24» выяснил, почему суббота называется Вселенской и как правильно ее отмечать.

Почему суббота называется Вселенской

Всего родительских суббот в церковном году пять, но только две из них именуются «вселенскими». С одной начинается время Великого поста – это суббота перед началом Масленицы, она называется мясопустной. Вторая – в конце большого церковного цикла, включающего в себя пост, Пасху и 50 дней после Пасхи. Венчает весь этот период праздник Святой Троицы, а перед ней отмечается троицкая Вселенская родительская суббота.

Вселенские они потому, что только в эти две субботы священники в церкви читают особые молитвы. О них рассказал корреспонденту «МИР 24» первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Дмитрий Гасак. «В эти дни принято поминать всех верных Христу православных христиан, от века почивших, – говорит он. – Конечно, поминальные события есть в каждой религиозный культурной традиции. Но для христиан важно, что эта память об усопших переходит с родового порядка, с памяти о своих предках и родителях, на порядок поминовения всех детей единого Бога. Всех, кто когда бы то ни было веровал во Христа. Потому что духовное родство выше родового. Христианство это утверждает и исповедует. В этот день Церковь вспоминает всех почивших христиан, потому что у Бога, как известно, все живы. Поэтому Троицкая родительская суббота называется «Вселенской»: она всеобщая, всеохватная».

Что нужно сделать в этот день

Помолиться. Самое важное, что мы можем и должны сделать – это помолиться об упокоении умерших близких людей, как родных, так и просто знакомых, с кем нас сталкивала жизнь, или кто является для нас значимым человеком, даже если ушел из мира живых раньше, чем мы сами появились на свет.

Почему так важно молиться о почивших? В православной традиции принято считать, что вечно живая душа каждого усопшего испытывает великую потребность в нашей молитве о ней, потому что сам человек уже не может творить добрых дел и как-то испросить прощение у Господа. Вот почему молитва за усопших близких – это долг всякого православного христианина. В такой молитве и после нее мы можем получить какое-то размышление и о себе, о своей жизни, о том, что нам тоже когда-то придется уйти, и важно, чтобы было кому о нас самих помолиться».

Написать поминальные записки. Можно пойти в церковь на утреннюю службу и написать поминальные записки, указав имена всех усопших, которых мы вспоминаем (многие даже специально обращаются к старшим родственникам, чтобы выяснить как можно больше имен предков).

По словам Дмитрия Гасака, если в этот день приехать в особо чтимые места, такие, как Троице-Сергиева Лавра или храм Христа Спасителя, то там у священников скапливается так много поминальных записок, поданных прихожанами, что они даже специально приглашают кого-то из братии в алтарь, чтобы разделить эту молитвенную работу: помочь прочитать эти толстые стопки записок, чтобы произнести имена все поминаемых.

«В этот день Церковь поминает всех христиан, кто только жил на белом свете: и здесь, в России, и в Европе, и на Востоке, и в Сирии, и в Африке – всех, кто был верен Христу, – говорит Дмитрий Гасак. – В отношении Литургии есть такое правило: писать имена только верующих крещенных людей. А в сердце своем, в домашней молитве можно вспоминать любого человека, даже некрещеного. Когда кто-то молится об усопшем, он тем самым являет ему свою любовь. Так что если есть какие-то теплые чувства к тому, кто ушел из жизни, то я думаю, что вспомнить их в личной молитве можно за всех. Ведь поминовение – это дело живой памяти. И для нас в России это особенно важно, особенно учитывая историю XX века, когда память о многих людях была стерта. А надо помнить всех, хоть это и не всегда легко».

Что делать можно, но не обязательно

Заказать сорокоуст об упокоении кого-то самого близкого. Тогда об умершем человеке целых сорок дней подряд будут молиться священники, поминая его имя в алтаре. Также можно заказать панихиду об умершем.

Принести пожертвование на канун. Еще один способ помянуть – купить и принести в церковь продукты (любые, кроме мясных). Их кладут на канун – обычно это стол рядом с тем местом, где ставят свечи об упокоении. Можно также купить в церковной лавке и пожертвовать на канун кагор, который потом пойдет для причащения верующих, или лампадное масло. Все это делается с той же целью, с какой ставится свеча – это пожертвование, как способ поминовения близких.

Раздать милостыню. Что еще мы можем сделать, чтобы наши молитвы были услышаны? Конечно, делать добрые дела. А также раздавать милостыню и пожертвования. В любой форме: можно перевести деньги на благотворительность, пожертвовать в храм, раздать нуждающимся, просто сделать перевод кому-то из знакомых, про кого вы знаете, что человеку нужна помощь. Важно сделать это по-возможности негласно, не обсуждать это ни с кем, не хвалиться своим поступком.

Собрать близких за поминальной трапезой. В родительскую субботу хорошо собирать родных людей дома, чтобы помолиться и вспомнить жизнь усопших близких, вспомнить, что они смогли сделать в своей жизни ради Бога, ради других людей, и поблагодарить Бога за них. Только поминальная трапеза не должна сопровождаться обильным возлиянием или превращаться в пышный пир.

Доделать то, что не успел сделать усопший. Очень хорошая традиция, скорее не церковная, а светская – постараться закончить те дела, которые не успел доделать на этой земле близкий человек. Мы знаем, что друзья и родственники часто издают собрания сочинений писателя или поэта, даже если он не получил широкого признания при жизни. А ученики продолжают научные изыскания своего учителя. Но любой человек достоин того, чтобы в память о нем подхватить и доделать важное для него дело. А иногда бывает нужно даже попросить от его имени прощения у кого-то, если он не сделал этого при жизни. Самое время для этого – родительская суббота.

Выяснить историю своей семьи. Сейчас многие люди изучают свои родословные, находят информацию о своих предках: где они жили, кем были. Иногда находят среди своих предков людей очень достойных или даже святых. «Эта тенденция дает большую надежду, что от бытового почитания усопших наш народ будет постепенно переходить к более духовному отношению к предкам. И к родителям, и к тем, кто для нас лично и для нашего народа является примером и вдохновителем», – сказал корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель СФИ Максим Зельников.

Посетить родные могилы. В родительскую субботу можно также посещать могилы близких. Но это не обязательно, а по велению души. Если хочется, то можно. Однако священники предупреждают, что без молитв это бессмысленно и даже вредно, поскольку приводит к унынию.

Чего лучше избегать

В нашем народе сильна традиция памяти об усопших. Но по происхождению она не только христианская. Если вы православный человек или хотя бы на уровне традиции ассоциируете себя с православием, то не нужно делать всего того, что пришло к нам из язычества или противоречит христианству.

  • Не нужно превращать поминки в пышные торжества.
  • Нельзя употреблять алкоголь на кладбище.
  • Нельзя оставлять на могиле рюмку с водкой, хлеб и любое угощение. Это – не христианская, а языческая традиция.
  • Нельзя креститься на фото, монументы и памятники.
  • В Родительский день не нужно ссориться и конфликтовать, тем более – сквернословить.
  • Не стоит вспоминать о грехах и недостатках усопших.

В конце концов, любая родительская суббота – это день сосредоточенных молитв, светлой грусти и воспоминаний о близких людях, которых мы утратили. А также о том, что и наш черед когда-нибудь наступит, и хорошо бы к этому подготовиться с помощью исповеди и причащения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector