В какие дни поминать умерших

Сроки проведения поминок

После смерти тело человека предается земле. Там оно покоится до того момента, когда наступит всеобщее Воскресение. В христианстве смерть не является концом существования. Она лишь завершает земной путь человека. С ее наступлением начинается этап, к которому каждый верующий стремится на протяжении всей жизни. Познать истинный смысл бытия и умереть в вере — значит победить смерть.

Когда можно поминать усопших?

У Христианской Церкви нет таких понятий как «живой» и «мертвый» человек. Перед Богом все равны. С этим связана традиция поминовения усопших. Она проводится три раза после смерти. Помимо этих дат, есть еще даты, когда поминают всех погибших.

Как проводить поминовение умершего?

С дня кончины отсчитываются 3-ий, 9-ый и 40-ой дни. Церковные служители в эти дни читают молитву о покойном и приносят бескровную жертву об упокоении души покойного. Выбор именно этих дат обусловлен церковным учением том, куда направляется душа после окончания земной жизни.

Сроки проведения поминок

Очень важен третий поминальный день. Церковный канон гласит, что душа человека отправляется на небеса именно тогда. Первые двое суток она остается среди нас, сопровождаемая Ангелом. С ним они путешествуют по местам, которые оставили важный след в земном пути человека. Это могут быть счастливые моменты, или же наоборот, испытываемая горечь и боль. Церковь утверждает, что если душа была добродетельна, значит она отправится туда, где она совершала праведные деяния.

После этого душа следует на небо для поклонения Богу, это объясняет важность поминок в этот день. Родные молятся за нее, посещают церковь. Принято собирать поминальный стол. Во время обеда посетители выражают свое горе и говорят хорошее о покойном.

Когда поминать усопших?

Девять дней

Спустя три дня после смерти, Ангел сопровождает душу покойного в Царство Небесное. Там душа может насладиться всеми блаженствами райской жизни. Там она находится на протяжении шести дней.

Если при жизни человек чтил Господа и не нарушал заповедей, в этом месте душа обретает блаженство и покой. Но, в ином случае, грехи, совершенные на земле, не дадут почувствовать наслаждение. Душа испытает скорбь и раскаяние в своем поведении.

С наступлением девятого дня, Ангелы должны привести душу человека к Богу на поклонение. В это время церковная служба молится за покойного, прося милосердия Господа. Это, как правило, проходит в узком кругу самых близких людей. Можно посетить кладбище, принести цветы на могилу и вспомнить о добрых делах покойного. Не стоит забывать о молитве, ее сила очень велика.

Сороковой день

Согласно православным верованиям поминание на 40-ой день имеет особое значение. Приведем краткое описание эпизода, подчеркивающего значимость этой цифры. На Синайской горе состоялась беседа Бога и пророка Моисея. Последний выдержал пост, длившийся сорок дней. Только после этого он получил от Бога скрижали закона.

Еще одно упоминание гласит, что израильтянам удалось достигнуть земли обетованной только после странствий по пустыне, которые продолжались 40 дней. С этим связаны и поминки на 40-ой день.

Душа покойного поднимается на святую гору Небесного Синая, там она видит Бога и достигает блаженства, к которому она стремилась. Затем она поселяется в небесные селения с праведниками.

После свершения поклонения Богу, душа отправляется в ад. Там она видит, как мучаются нераскаявшиеся в своих грехах. После того, как душа побывала в раю и аду, происходит третье возношение на поклонение Господу. Решается, где будет пребывать душа до совершения Страшного Суда.

Эта дата очень важна для вознесения молитв и поминовения в мире земных людей. В них должны принять участие все знакомые погибшего, которые хотели бы помянуть и помолиться за упокой его души. Сила молитвы заглаживает грехи умершего и просит Господа о том, чтобы он попал в рай. Не стоит недооценивать важность этого дня поминок.

Год после смерти

По истечении одного года после смерти проводят поминовение усопшего. Эта дата объясняется тем, что годовой круг — самый большой литургический цикл. По истечении года вновь повторяются все христианские праздники.

В этот день не обязательно приглашать всех родных. Достаточно присутствие самых главных людей в мирской жизни покойного. Для религиозного человека этот день символизирует начало новой жизни, которая будет длиться вечно.

Мы рассмотрели вопрос о том, как и когда, поминают умерших. Однако были названы не все даты, когда устраиваются поминки. Кроме поминальных дней, значимых для конкретного человека, церковью назначены дни, когда христиане молятся за всех погибших людей. Эти даты получили название — Вселенская панихида. Само название свидетельствует о масштабности этих событий. День, в который проводится поминовение, называется Вселенской родительской субботой.

Традиционное проведение поминального дня

В день поминовение важно не только молиться и устраивать поминальную трапезу. Помянуть усопшего поможет милостыня. Это не только подаяние нищим, но и совершение добрых поступков, оказание помощи людям, которые в ней нуждаются. Можно отнести еду и одежду в детский дом; пожертвовать на строительство и украшение храма; приютить человека, оставшегося без жилья; помочь пенсионерам и больным людям. Все эти действия являются милостыней.

Не забудьте угостить поминальной едой соседей, коллег по работе.

Человек, получивший помощь, благодарит за подаяние, и Господь воздает ему за это. Благодеяние и милостыня от имени усопшего имеют такое же значение, как если бы их совершил он сам.

Иоанн Златоуст считал, что роскошный погребальный обряд не свидетельствует о любви к покойному. Это лишь признак людского тщеславия. Не обязательно тратить много денег на похороны. На небесах это не повлияет на решение Господа. Пользу приносит милостыня, совершенная искренне.

Как должны проводиться поминки?

  1. Сообщите родным и друзьям о приближении поминального дня заранее. Пригласите самых близких людей покойного, которые любили и уважали его.
  2. Определитесь с местом поминок, это может быть общественное заведение или же собственный дом. Проследите за тем, чтобы все было хорошо организовано.
  3. В день поминок посетите могилу покойного, принесите цветы.
  4. За поминальным столом вспоминайте о благих поступках покойного.
  5. Помолитесь за благополучие его души, попросите милости Господа.
  6. Раздайте милостыню, сделайте это искренне, от чистого сердца.

К сожалению, человек не может предсказать дату своей смерти. Она настигает его неожиданно и может прийти в любой день. Родные должны соблюдать традиции Церкви при проведении поминок. Есть случаи, когда они не могут быть организованы, и следует перенести дату поминального дня.

Поминовение во время страстной недели

Вопрос можно ли делать поминки в страстную неделю часто волнует людей. Прохождение Литургии совершается с первого до третьего дня. В это время при прохождении церковной службы не происходит чтение Анафоры и молитвы за упокой. Следовательно, и поминовение не делают. После окончания службы допускается совершение небольшой молитвы об усопшем.

Если смерть пришлась на Страстную Седмицу, отпевание проводить разрешается, за исключением лишь дня, посвященного воспоминаниям о распятии, крестных страданий и погребении Иисуса, когда отпевания не проводятся.

Позвоните мне

Пожалуйста, оставьте свое имя и номер телефона

Поминовение усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём ( Сир. 7:39 ).
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ).

Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» ( Ин. 11:26 ). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

— Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).

Читать еще:  Годовщина смерти когда поминать

— Милостыня

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

— Молитва

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Для молитв за умерших назначен и особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:

– Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;
– Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;
– Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;
– Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского); Радоница (во вторник второй недели после Пасхи),
– 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» ( 1Кор.13:8 ).

Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви, не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через мытарства, ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия, и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет — усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.

Дни поминовения усопших

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Постараемся, насколько это возможно, помогать усопшим. Вместо слез, рыданий и пышных гробниц поможем им нашими молитвами, приношениями и милостыней, дабы и они и мы получили обетованные блага». Душа после смерти испытывает великую скорбь, проходит через страдания и мытарства. Правильное поминовение умерших позволяет облегчить их участь и умилостивить Бога во время Небесного Суда.

Всякий желающий проявить любовь к усопшим родным и близким и оказать им реальную помощь в загробном мире может сделать это с помощью молитвы и подачи записки на Божественную литургию. Еще одним важным действием для поминовения является милостыня. Под этим понимается не только раздача подаяния нищим, но также любое бескорыстное благодеяние по отношению к нуждающимся.

Когда поминать умерших родных?

Православная Церковь отводит каждому дню в седмице свою роль. Памяти Святых и почивших посвящена суббота. В этот день в храме принято молиться за всех, кто перешел от земной жизни в загробный мир. Молитва не проводится только в том случае, если поминальная дата совпадает с каким-либо важным церковным праздником.

Помимо частных поминовений усопших, Церковью установлены общие даты поминовения. Они получили название родительских суббот. Выбор субботних дней не случаен. В Библии сказано, что именно на шестой день сотворения мира Бог отдыхал от своих трудов. Таким образов, суббота символизирует покой живых и упокоение душ умерших. Родительскими же дни названы потому, что люди обычно поминают самых дорогих для себя людей — родителей.

Перечень обязательных дней, когда следует поминать родных и близких после смерти, включает:

  • Вселенскую мясопустную родительскую субботу. Она проходит за неделю до Великого поста. Свое название суббота получила по следующему идущему за ней дню — мясопустной неделе (последний день, когда можно есть мясо).
  • Родительские вселенские субботы, приходящиеся на вторую, третью и четвертую неделю Великого поста.
  • Радоница. Этот день приходится на вторник следующей недели после Пасхи. Радоница символизирует радость живых и умерших о Воскресении Христовом.
  • 9 мая. Это единственный поминальный день, не имеющий плавающей даты. Он предназначен для поминовения всех погибших во время Великой Отечественной войны.
  • Троицкая вселенская родительская суббота. Это день перед днем Святой Троицы. Во многих случаях верующие придерживаются неправильного обычая и считают непосредственно Троицу родительским днем.
  • День Усекновения главы Пророка Иоанна Крестителя. Дата установлена по указу Екатерины II в 1769 году. В этот день Церковь поминает православных воинов, погибших за Веру и Отечество.
  • Димитриевская родительская суббота. Она наступает за неделю до праздника памяти великомученика Димитрия Солунского, который является Небесным Покровителем великого князя Димитрия Донского. В этот день Церковь поминает как воинов, погибших за Отечество, так и всех усопших православных христиан.
Читать еще:  Краткая поминальная молитва

В поминальные дни в православии принято посещать храмы, в которых проходят заупокойные службы. Верующие приносят в церковь жертву на поминальный стол. Как правило, это различные продукты — хлеб, пироги, мука, сахар, сладости, овощи, фрукты, крупы. Запрещено приносить мясо и мясные изделия. После окончания панихиды продукты раздаются нуждающимся, отправляются в приюты и дома престарелых. В родительские дни, которые приходятся на весну или лето, желательно после посещения храма прийти на могилы усопших родственников, убрать там мусор и помолиться за упокой их душ.

Особое значение имеет поминовение на третий, девятый и сороковой дни после смерти. В это время душа проходит важные этапы на своем посмертном пути к вечной жизни. На третьи сутки она окончательно расстается с телом и возносится на Небеса. С третьего по девятый день ангелы показывают ей Райскую обитель. Затем душа отправляется в Ад, где проходит мытарства и испытания за совершенные при жизни грехи. На сороковой день происходит Небесный суд, который вершит участь усопшего. Душа отправляется либо в Рай, либо в Ад, в зависимости от того, добрые или злые поступки превалировали на ее земном пути. Облегчить участь усопшего можно постоянной молитвой и просьбами о милости Божьей.

Когда помянуть родителей?

Особых дней, отведенных специально для поминовения родителей, в православии не существует. Руководствоваться здесь нужно общими правилами. Поминовения осуществляются в церкви на родительские субботы, ежедневной домашней молитвой, подачей записок на проскомидию. Святые отцы говорят, что к Богу можно обращаться в любой час, главное — делать это искренне, от души.

В какие дни поминовение усопших лучше не проводить?

Церковь не рекомендует выполнять поминовение покойных в день Святой Пасхи. Для православных христиан это самый главный праздник и самое важное торжество. Верующие должны забыть обо всех делах, скорбях и утратах и все свои мысли сосредоточить на безраздельной радости от Воскресения Спасителя. В этот день, а также на протяжении всей Светлой седмицы в душах не должно быть места для страха смерти. Наоборот, этот праздник является напоминанием о том, как Иисус Христос попрал смерть своим воскрешением и подарил всем людям надежду на вечную жизнь.

Помимо Пасхи, не совершаются гласные поминовения в великие, двунадесятые, Господские и Богородичные праздники. Список и даты этих торжеств можно найти в ежегодном церковном календаре. Также существует запрет на поминовения в будничные дни Святой Четыредесятницы и определенные дни других постов. Причем Церковь считает целесообразным исключить даже негласные заупокойные моления. Дело в том, что эти дни являются особо печальными для верующих и предназначены для усиленного покаяния и плача. По замыслу святых отцов, души усопших должны соучаствовать живым в эти скорбные моменты и нести некоторую епитимью через лишение быть поминаемыми.

Родительские субботы и дни особого поминовения усопших

Когда в Церкви молятся об усопших?

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:

1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);

2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;

3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;

4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.

В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.

Что такое родительские субботы?

Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Вселенские родительские субботы

Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.

Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.

Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.

Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.

Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий. », а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.

Субботы Великого поста

Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.

Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.

Частные родительские дни

Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).

Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.

Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.

Читать еще:  Когда принято поминать умерших

Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.

Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).

Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.

Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.

Суеверия, связанные со смертью и поминками

Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.

Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.

Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.

Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.

Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.

Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.

В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.

Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2019 году

Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову — 10 февраля.

Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 2 марта.

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 23 марта.

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 30 марта.

День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая.

Радоница — 7 мая.

Троицкая родительская суббота — 15 июня.

Димитриевская родительская суббота — 2 ноября.

Как правильно поминать усопших: народные традиции и мнение священников

С давних пор поминальные традиции передавались из поколения в поколение. Люди следуют им и в наши дни, поминая близких, которых уже нет на этом свете.

Поминовение усопших: народные обычаи

Еще до принятия христианства славяне очень много времени уделяли поминовению своих усопших родственников. Сегодня языческие и церковные традиции во многом переплелись. Часто с ними совпадает и принятая православная традиция Родительских суббот. Но изначально, конечно же, были отличия. По сей день считается, что умершие не покидают нас окончательно. Есть даже способ защитить себя от дурного влияния, пробудив защиту рода. Это, возможно, и стало причиной такого тщательного поминовения усопших.

Традиционно славяне поминали мертвых на Семик и русальную неделю, на Радоницу и Пасху Мертвых, а также на Троицкой неделе. У украинцев и белорусов также был праздник Деды. В каждый из этих дней вспоминали своих умерших родственников и близких. Особенно насыщенными были дни русальной недели, поскольку считалось, что дети и девушки, умершие не своей смертью, в это время ходят по земле. Чтобы задобрить их, исполняли некоторые обряды, поддерживая давние народные традиции.

Помимо того, что ходили на кладбище, готовили традиционные блюда. Традиционно к поминальной еде относятся блины и кутья. Также варили кисель. Еду относили на кладбище и оставляли там, часть также раздавали нищим. Считается, что до принятия христианства славяне устраивали поминальные трапезы на могилах своих соплеменников. В некоторых местах на Радоницу в народе был обычай специально топить баню. Сами люди там не мылись. Покойным оставляли чистую одежду, а утром на рассыпанной заблаговременно золе искали следы умерших.

Дни поминовения усопших

Мертвых испокон веков поминали на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также через год. Впоследствии поминки на сороковой день были связаны с православием: душа умершего за это время переживает мытарства перед тем, как может быть принята а рай или ад, как верят христиане. Также в народе говорится, что на третий день изменяется образ, на девятый истлевает тело, а на сороковой — сердце. В христианской же традиции это обычай связан с верой в Триединого Бога. Таким образом живые просят Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа святого простить прегрешения усопшего.

По церковной традиции усопших поминают в день их рождения и в день Ангела. Помимо прочего, церковь устанавливает особенные даты поминовения усопших — Родительские субботы. Они часто привязаны к определенным событиям и праздникам. В году есть две Вселенских Родительских субботы. Они важны тем, что на литургии поминаются не только умершие естественной смертью, но и самоубийцы, которых церковь по правилам не отпевает. Помимо них поминают всех умерших не своей смертью или не погребенных. Первая из Вселенских Родительских суббот — суббота мясопустная, перед масленичной (сырной) неделей. Вторая — суббота перед праздником Троица. Также для поминовения усопших отводятся субботы 2,3 и 4 недели Великого Поста и некоторые другие дни. Подробнее о Родительских субботах и всех других христианских праздниках вы можете узнать из православного календаря на будущий год.

Мнение церкви о поминовении усопших

Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь. Обычно носят черную или темно-синюю одежду, часто не новую. Остальные обычные атрибуты траура исконно считаются языческими и с точки зрения церкви неправильными.

По сей день часто ставят пустой столовый прибор для покойного и даже оставляют место, на котором он обычно сидел. Еще более распространена практика наливать усопшему стопку водки и класть на нее кусок хлеба. Церковь считает подобные языческие традиции неверными, но они распространены и привычны для народа, поэтому каждый выбирает по своей вере.

Правильно и неправильно — понятие относительное. Единственный совет, который может быть в таком вопросе — это уважительное отношение к усопшему. Даже если вы считаете себя верующим христианином, не надо отпевать атеиста, если он этого не захотел перед смертью. То же самое касается и представителей другой веры: усопший хотел бы, чтобы его погребение проходило именно по тем правилам, которые устанавливает для него его вера. Поэтому провожайте в последний путь с учетом особенностей этого человека. Но вот молиться о близких не запрещено. Чем чаще вы ходите в церковь и читаете молитвы о семье, тем заметнее окажется и благополучие в вашем доме.

В таком щепетильном вопросе, как поминовение усопших, древние славяне проявляли почтение и любовь к семье и предкам. Желаем вам тесных и взаимных теплых отношений в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector